Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическим совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование» Возраст учащихся: 10-12 лет Срок реализации: 1 год Составитель программы: Кузнецов Вячеслав Владимирович педагог дополнительного образования г. Березовский Структура 1. Пояснительная записка. - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы. 3. Планируемые результаты. 4. Организационно-педагогические условия программы. - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы. 6. Методические материалы. Приложение 1 – Учебный план Приложение 2 – Календарно-учебный график Приложение 3 – Рабочие программы модулей 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Дополнительная общеразвивающая программа моделирование» составлена на основе программы моделирование», автор Журавлева А.П. (Москва, 1988г.) «Начальное «Начальное техническое техническое Характеристика программы (ее значимости) Древесина является неотъемлемой частью не только природы, но и жизни человека. Это один из наиболее древних материалов, к которому человек не остается равнодушным на протяжении всего существования. Мир искусства, в том числе прикладного, таит в себе волшебную притягательную силу, которая сказочно растет и увеличивается по мере того, как человек начинает понимать и ценить прекрасное. Кроме того, передача молодому поколению секретов обработки древесины способствует сохранению народных традиций на Урале, не дает разрушить связь времен, помогает молодым людям, вступающим в жизнь, ощутить себя частицей великого и могучего народа. Занятие этим удивительно увлекательным видом декоративно-прикладного творчества помогает продуктивно организовать свободное время подростков и обеспечивает решение комплекса задач по их социальной адаптации – трудового, нравственного и эстетического воспитания, удовлетворения потребностей профессионального становления. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что занятия дают возможность подросткам расширить сферу своих интересов, приобрести первичные трудовые навыки и определиться с будущей профессией. Обучение по данной программе предполагает приобретение навыков обработки древесины на станках с применением ручного труда, изготовление изделия из древесины и древесных материалов. Программа «Начальное техническое моделирование» полностью соответствует целям проекта «Уральская инженерная школа» по части формирования у учащихся осознанного стремления к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля. Программа «Начальное техническое моделирование» состоит из двух модулей «Изготовление моделей технических объектов из плоских деталей» и «Разработка и изготовление объемных изделий». Уровни сложности разноуровневой программы: модуль 1. «Стартовый»: «Изготовление моделей технических объектов из плоских деталей» предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения. модуль 2. «Базовый»: «Разработка и изготовление объемных изделий» предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы. Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться - с применением дистанционных технологий и электронного обучения; - по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых» (на основании договора безвозмездного пользования помещений или договора сетевого взаимодействия). Направленность Направленность программы: техническая. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение с 10 до 12 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Допускается формирование разновозрастных групп. Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без ОВЗ. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: 6 человек. Срок реализации программы Срок освоения программы - 1 год. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 216 часов, из них: 1 год обучения - 216 учебных часов. Режим занятий Для учащихся технических объединений – по 2 учебных часа 3 раза в неделю. (2 учебных часа по 45 мин). После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Цель и задачи программы. Цель: формирование и развитие творческих способностей учащихся, их мотивации к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: - способствовать приобретению знаний о деревообработке, разновидностях, свойствах и характеристике древесины и древесных материалов; - обучить технологии обработки древесины; - освоить в ходе изучения деревообрабатывающего дела умения, специфические для данной предметной области; - сформировать у учащихся навыки и приемы обработки древесины, подготовить учащихся к применению полученных знаний в практической деятельности. Развивающие: - развивать интерес к истории народных промыслов, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками, творческое мышление и способность самовыражения. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, целеустремленность в достижении поставленной цели, трудолюбие, пунктуальность, аккуратность, бережливость, патриотизм, уважение к творчеству других. № Модуль 1 Изготовление моделей технических объектов из плоских деталей Разработка и изготовление объемных изделий Итого 2 № 2. Содержание программы Учебный план Первый год Всего Теория Практика 86 18 68 130 18 112 216 36 180 Формы аттестации Педагогические наблюдения. Выставка Педагогические наблюдения. Выставка Модуль 1. «Стартовый». «Изготовление моделей технических объектов из плоских деталей» Учебно-тематический план Название тем программы Всего Количество часов Теория Практика 1 Вводное занятие. 2 2 - 2 Материалы и инструменты 6 4 2 8 4 4 70 8 62 86 18 68 3 4 Графическая подготовка в НТМ Изготовление моделей технических объектов из плоских деталей Итого: Тема 1. Вводное занятие. Теория: Знакомство с учащимися и родителями. Экскурсия по мастерской, ознакомление с организацией занятий, правилами по ТБ, правами и обязанностями учащихся. Тема 2. Материалы и инструменты. Теория: Объекты труда, изготовление, применение. Чертежные инструменты: линейка, карандаш, циркуль, чертежная бумага. Свойства бумаги, картона, древесины. Линия сгиба. Осевая линия. Понятие об осевой симметрии и симметричных фигурах. Инструменты для обработки древесины: шило, лобзик, дрель, рашпиль, рубанок, нож. Способы обработки. Практика: Приемы работы с бумагой, картоном. Приемы работы разными инструментами (стамеска). Приемы работы с древесиной. Приемы работы с ДСП и ДВП. Тема 3. Графическая подготовка. Теория: Понятие о контуре, силуэты технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: треугольниках, прямоугольниках, круге, половине круга. Сопоставление формы различных предметов, технических объектов с геометрическими фигурами. Простейшие геометрические тела: призма, куб, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Практика: Изготовление разверток геометрических тел: куба, параллелепипеда, цилиндра и т.д. Тема 4. Изготовление моделей технических объектов из плоских деталей. Теория: Основы конструирования и моделирования. Графика: рисунок, эскизы, чертеж. Обработка древесины и других материалов. Выбор материала. Строение древесины, свойства, недостатки. Применение древесины. Измерительные и разметочные инструменты. Лобзик, устройство и наладка. Практика: Приемы строгания, ПТБ. Работа по натяжке пилки. Разметка для выпиливания. Выпиливание тупых и острых углов. Выпиливание волнистых линий. Приемы работы с фанерой. Соединение заготовок из фанеры с помощью клея. Изготовление сувениров. Модуль 2. «Базовый». «Разработка и изготовление объемных изделий» № Учебно-тематический план Название тем программы Всего 1 Разработка и изготовление объемных изделий 2 Промежуточная аттестация Итого: Количество часов Теория Практика 124 12 112 6 6 - 130 18 112 Тема 1. Разработка и изготовление объемных изделий. Теория: Приемы конструирования. Основные элементы изделия. Составные части. Простые геометрические тела (куб, цилиндр, конус, пирамида, призма). Породы древесины. Основные виды текстуры древесины. Разработка моделей из древесины, ДСП, ДВП и фанеры. Практика: Изготовление скворечника. Способы соединения деталей из древесины и других материалов. Сверление древесины. Соединение саморезами. ПТБ. Приемы правильного забивания гвоздей. Основные ошибки. Приемы разметки на плоскости и объеме. Приемы обработки до базовых поверхностей. Пиление вдоль волокон и под углом. Строгание кромки доски под линейку. Строгание пластины доски под угольник. Сборка скворечника. Сравнение фактического хода работ с планируемым. Изготовление лопаты для уборки снега. Шпон и фанера. Получение и применение. Изготовление деталей лопаты для уборки снега. Изготовление кормушки из ДСП, фанеры, древесины. Основные ошибки при обработке древесины: ошибки при разметке. Разработка эскизов. Изготовление подставки из фанеры. Выпиливание деталей. Шлифовка и лакировка подставок. Отделка изделий. Изготовление игрушки домика по разметке. Выпиливание тупых и острых углов. Отработка навыков. Выпиливание внутренних отверстий по разметке. Соединение деталей изделия различными способами. Сравнение фактического хода работ с планируемым. Практическая работа по отделке изделия (шлифовка, лакирование). Преимущества и недостатки ручной и механической обработки. Выпиливание по разметке. Изготовление стула. Сверление отверстий ручной дрелью. ПТБ. Растачивание отверстий. Подгонка под размер. Изготовление стола. Конструирование журнального столика. Строгание под линейку. Изготовление деталей стола. Строгание под угольник. Сборка стола. Работа шуруповертом. ПТБ. Конструирование модели кораблика. Изготовление чертежей. Изготовление деталей по чертежу. Разметка на материале. Способы соединения деталей. Подгонка «по месту». Отделка изделия. Сравнение фактического хода работ с планируемым. Тема 2. Промежуточная аттестация. 3. Планируемые результаты: Модуль 1. «Стартовый» Учащиеся знают: правила техники безопасности; требования к организации рабочего места; чертежные инструменты и приспособления; условные обозначения на чертежах; геометрические фигуры; свойства бумаги, картона, дерева и способы их обработки; инструменты, необходимы при работе с различными материалами; Учащиеся умеют: правильно обращаться с чертежными инструментами и приспособлениями; увеличивать и уменьшать чертеж; делить окружность на разные части; выполнять разметки несложных объектов; создавать объемные модели на основе геометрических тел; делать аппликации, конструировать на плоскости из геометрических фигур; работать с шаблонами, выкройками; работать с различными инструментами; выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу); доводить до конца начатое дело; грамотно использовать в речи техническую терминологию. Личностные результаты: сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. интерес к технике и техническим видам деятельности; трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережливость; уважение к творчеству других. Модуль 2. «Базовый». Учащиеся знают: правила техники безопасности; требования к организации рабочего места; чертежные инструменты и приспособления; условные обозначения на чертежах; геометрические фигуры; свойства бумаги, картона, дерева и способы их обработки; инструменты, необходимы при работе с различными материалами. Учащиеся умеют: правильно обращаться с чертежными инструментами и приспособлениями; увеличивать и уменьшать чертеж; делить окружность на разные части; выполнять разметки несложных объектов; создавать объемные модели на основе геометрических тел; делать аппликации, конструировать на плоскости из геометрических фигур; работать с шаблонами, выкройками; работать с различными инструментами; выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу); доводить до конца начатое дело; грамотно использовать в речи техническую терминологию. Личностные результаты: сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; интерес к технике и техническим видам деятельности; трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережливость; уважение к творчеству других. 4. Организационно-педагогические условия программ Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в кабинете №8, расположенном на первом этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский. Кабинет площадью 33 кв.м. оборудован: Стол учителя 1шт. Верстак комбинированный 6 шт. Стол сборочный 1шт. Стол компьютерный1шт. Стул 7шт. Станок сверлильный 2 Станок заточной 2шт. Станок токарно-винторезный с ЧПУ 1шт. Шкаф инструментальный 1шт. Станок ленточный 1шт. Станок токарный деревообрабатывающий 1шт. Станок ФПШ-5 1шт. Рабочее компьютерное место Инструменты: Молотки - 6 Кернеры – 6 Зубило – 6 Набор стамесок – 6 Набор напильников – 6 Сетевой шуруповерт – 1 Ножовки – 6 Лучковые/слесарные пилы – 6 Набор отверток -6 Плоскогубцы – 6 Бокорезы – 6 Лобзики – 6 Дрель ручная – 2 Клей ПВА Лаки, пропитки Набор токарных резцов – 1. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Методическое и информационное обеспечение Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического Вид издания и (или) наименование электронного образовательного, образовательного и информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационного информационных ресурсов) ресурса (печатный /электронный) Учебные. Учебно-методические издания Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для Печатный учителей и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986г. Архипова Н.А. Методические рекомендации. М.: Станция юных Печатный техников им. 70-летия ВЛКСМ, 1989г. Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. М.: Печатный «Просвещение», 1971г. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога Печатный дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.П. Голованов - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое Печатный моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: Просвещение, 1982г. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: «Просвещение», 1988г. Печатный Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для Печатный педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с. Майорова И.Г.: Романина В.И. . Дидактический материал по Печатный трудовому обучению 1 кл. Пособие для учащихся нач.шк. М.: Просвещение, 1986 – 96 с. ил. Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», Печатный 1981г. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го Печатный класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для Печатный второго класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с. Информационно-телекоммуникационные сети: Компьютер, подключенный к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - Операционная система MicrosoftWindows7; - MicrosoftOffice 2010 MicrosoftWord- текстовый процессор; - MicrosoftExcel – электронные таблицы; - MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций; - InternetExplorer- веб - браузер. Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: Первая категория Уровень образования педагога: Среднее профессиональное Уровень соответствия квалификации: Образование педагога соответствует профилю программы 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Результативность освоения программы оценивается по следующим критериям: - по степени владения теоретическим материалом, терминологией; - по умению выполнять и читать рабочие чертежи моделей; - по качеству выполнения всех этапов технологического процесса; - по качеству выполнения изделий по образцу. Кроме того, критериями оценки освоения программы является развитие таких свойств личности учащегося как трудолюбие, усидчивость, аккуратность, коллективизм, любознательность, способность ценить прекрасное и стремление создавать своими руками. Используются следующие методы отслеживания результатов: - устные (опрос, беседа). Практические (выполнение изделия) - метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины брака в работе и способы его устранения), - дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся. Форма предъявления результатов – выставки - представления творческих работ учащихся различного уровня. Критерии оценки № Тема Высокий 1 Вводное занятие Техника безопасно сти Самостоятельно организует рабочее место. Знает правила ТБ. Уровень Средний Самостоятельно организует рабочее место, но в процессе занятия не может содержать в порядке рабочее место. Правилами ТБ владеет. Низкий Организацию рабочего места, подбор нужных инструментов и материалов выполняет с помощью педагога. Знает правила ТБ, но в процессе работы может не применять. 2 Материалы и инструменты Умеет пользоваться чертежными инструментами, соблюдает ТБ. Знает свойства бумаги, способы обработки. Выполняет практическую работу самостоятельно. Умеет пользоваться чертежными и режущими инструментами. Самостоятельно организует рабочее место, но на практике испытывает затруднения. Не может пользоваться инструментами. Самостоятельно не организует рабочее место. Практическую работу выполняет с помощью педагога. 3 Графическая подготовка в НТМ Знает об условных обозначениях, умеет делить окружность на разные части. Уменьшает, увеличивает чертеж самостоятельно. Условные обозначения в Путает в чертеже размеры, чертежах, масштабы зна- не может увеличить или ет, но на практике не уменьшить чертеж. Не применяет. различает графических изображений. 4 Изготовление моделей технических объектов из плоских деталей. Знает все геометрические фигуры. По чертежу самостоятельно выполняет практическую работу. Умеет сопоставлять Не может сопоставить предметы, знает геометформы окружности рические фигуры, но за- предметов с геометрически трудняется использовать ми фигурами. Выполняет с теоретические знания на помощью педагога. практике. 5 Разработка и изготовление объемных изделий 5.1. Вводное занятие Самостоятельно Самостоятельно работает с шаблонами, работает с шаблонами, выкройками. Качевыкройками, чертежами. ственное изготовление Самостоятельно объемных моделей на выбирает подходящий основе геометрических материал, способы тел. Старается соверизготовления, но нет шенствовать модели, аккуратности, вносить изменения в творчества. их конструкцию. Самостоятельно выбирает нужный материал и инструменты. Соблюдает порядок до конца занятия. 5.2. Инструменты и Знает все основные материалы инструменты, правила обращения, правила установки пилки в лобзик. Все выполняет с помощью педагога Самостоятельно Набор инструментов знает, организует рабочее но затрудняется при выборе место. Знает все названия нужного материала и инстинструментов. До конца румента. занятий не может содержать в порядке рабочий стол. Знает правила Работа с помощью педагога. обращения с инструмент ами. Натяжка пилки слабая. 5.3. Технические приемы выпиливания Знает все приемы по Знает и применяет на Не может натянуть пилочки. выпиливанию. практике правила Выпиливает с трудом. Аккуратно и точно вы- выпиливания, но точноЧасто ломает пилки. пиливает тупые и сти и аккуратности в острые углы. работе нет. 5.4. Свойства древесины Знает породы древесины, ее строение и свойства. Определяет пороки древесины. Правильно и точно выпиливает ажурные изделия. Знает все виды соединения деталей. Изделия аккуратны, красочны, качественно выполнены. 6 Разработка и изготовление изделий с подвижными элементами Знает породы, строение, Работает с помощью педасвойства, пороки гога. Постоянно древесины. Умеет точно приходится напоминать о и правильно следовать правильной позе, о пилкой по следу правилах выпиливания, нанесенного рисунка. Но останавливать работу и ажурные изделия исправлять дефекты. выполняются некачественно, нет симметрии и выразительности рисунка. Знает соединения. Знает виды соединений, Понимает и грамотно умеет достаточно точно использует выполнить соединение. преимущества Хорошо делает различных соединений. деталировку. Видит недостатки изделия, предлагает пути улучшения. Плохо разбирается в деталировке. Не понимает простых сборочных чертежей. 6. Методические материалы Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Список литературы: 1. Бешенков А. К. Технические и проектные задания для учащихся. Москва: Дрофа 2004 2. Василенко В. А. Обработка древесины на токарно-винторезном станке. Волгоград: Учитель 2005 3. Дополнительное образование в кружках детско-юношеского центра. Волгоград, 1996 4. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Программа общеобразовательных учреждений. – М.,1996 5. Каунов А. М. теория и методика обучения технологии и предпринимательству. - Волгоград, «Перемена», 2006 6. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога: Методическое пособие.- Волгоград, 1998 7. Никишина И.В. Диагностические основы управления: Методические рекомендации. – Волгоград, 1998 ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Начальное техническое моделирование» № Модуль 1 Изготовление моделей технических объектов из плоских деталей 2 Первый год Формы аттестации Всего 86 Теория 18 Практика 68 Разработка и изготовление объемных изделий 130 18 112 Всего учебных часов 216 36 180 Педагогические наблюдения. Выставка Педагогические наблюдения. Выставка ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование» на 2024-2025 учебный год Этапы образовательного процесса Начало учебного года Формирование объединений Продолжительность учебного года Промежуточная аттестация (контроль) 1 год обучения Примечание 2 сентября 2024 г. 19 августа 2024г.31 августа 2024г. 36 недель нет Промежуточная аттестация (контроль) Окончание учебного года 22-23 мая 2025г. Резерв учебного времени 10 часов 24 мая 2025г. окончание учебного года может быть перенесено на срок в соответствии с резервом учебного времени 5% от продолжительности ДООП зимние Каникулы с 01 января 2025г. – 08 января 2025г. летние с 01 июня 2025г. – 31 августа 2025г. праздничные нерабочие дни 04.11.2024, 31.12.2024, 01-07.01.2025, 22-24.02.2025, 0810.03.2025, 01-04.05.2025, 09-11.05.2025, 12-15.06.2025 Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Начальное техническое моделирование» Модуль 1. «Изготовление моделей технических объектов из плоских деталей» Возраст учащихся: 10-12 лет Срок реализации модуля: 4 месяца Составитель программы: Кузнецов Вячеслав Владимирович, педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Начальное техническое моделирование» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 1. «Стартовый»: «Изготовление моделей технических объектов из плоских деталей» предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения. Срок реализации 4 месяца. Цель и задачи программы. Цель: формирование и развитие творческих способностей учащихся, их мотивации к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: - способствовать приобретению знаний о деревообработке, разновидностях, свойствах и характеристике древесины и древесных материалов; - обучить технологии обработки древесины; - освоить в ходе изучения деревообрабатывающего дела умения, специфические для данной предметной области; - сформировать у учащихся навыки и приемы обработки древесины, подготовить учащихся к применению полученных знаний в практической деятельности. Развивающие: - развивать интерес к истории народных промыслов, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками, творческое мышление и способность самовыражения. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, целеустремленность в достижении поставленной цели, трудолюбие, пунктуальность, аккуратность, бережливость, патриотизм, уважение к творчеству других. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - объяснительно-иллюстративный, наглядный, - репродуктивный метод, - метод стимулирования и мотивации, - метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - метод создания ситуации успеха, - методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Планируемые результаты первого модуля Модуль 1. «Стартовый» Образовательные: - знают правила техники безопасности; - знают требования к организации рабочего места; - знают чертежные инструменты и приспособления; - знают условные обозначения на чертежах; - знают геометрические фигуры; - знают свойства бумаги, картона, дерева и способы их обработки; - знают инструменты, необходимы при работе с различными материалами; Развивающие: - умеют правильно обращаться с чертежными инструментами и приспособлениями; - умеют увеличивать и уменьшать чертеж; - умеют делить окружность на разные части; - умеют выполнять разметки несложных объектов; - умеют создавать объемные модели на основе геометрических тел; - умеют делать аппликации, конструировать на плоскости из геометрических фигур; - умеют работать с шаблонами, выкройками; - умеют работать с различными инструментами; - умеют выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу); - умеют доводить до конца начатое дело; - умеют грамотно использовать в речи техническую терминологию. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережливость, - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. - уважение к творчеству других. Учебно-тематический план № 1 Модуль Изготовление моделей технических объектов из плоских деталей Итого Всего 86 86 Первый год Теория Практика 18 68 18 Формы аттестации Педагогические наблюдения. Выставка 68 Ме сяц № п /п Название темы Содержание занятий Часы Календарно-тематическое планирование Модуль 1. «Стартовый» «Изготовление моделей технических объектов из плоских деталей» Формы контроля 1 Вводное занятие Знакомство с учащимися и родителями. Экскурсия по мастерской Ознакомление с организацией занятий, правилами по ТБ, правами и обязанностями учащихся Объекты труда, изготовление, применение 1 Беседа 1 Линия сгиба. Осевая линия. Понятие об осевой симметрии и симметричных фигурах Инструменты для обработки древесины: шило, лобзик, дрель, рашпиль, рубанок, нож. Способы обработки. Приемы работы с бумагой, картоном. Приемы работы разными инструментами (стамеска). Приемы работы с древесиной Приемы работы с ДСП и ДВП 1 Опрос, педагогическо е наблюдение Опрос, педагогическо е наблюдение Опрос, педагогическо е наблюдение Опрос, педагогическо е наблюдение Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Понятие о контуре, силуэты технического объекта 1 2 3 4 5 Материалы 1 и инструмент ы Чертежные инструменты: линейка, 1 карандаш, циркуль, чертежная бумага Свойства бумаги, картона, древесины 1 6 7 Сентябрь 8 9 Графическ ая подготовка 1 1 Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение, выставка Примечан ие Расширение и углубление понятий о 1 геометрических фигурах: треугольниках, прямоугольниках, круге, половине круга Сопоставление формы различных 1 предметов, технических объектов с геометрическими фигурами 10 11 12 Простейшие геометрические тела: призма, куб, цилиндр, конус 13 Элементы геометрических тел: грань, 1 ребро, вершина, основание, боковая поверхность Изготовление разверток 1 геометрических тел: куба 14 1 Изготовление разверток геометрических тел: параллелепипеда Изготовление разверток геометрических тел: цилиндра 1 Основы конструирования и моделирования 1 Графика: рисунок, эскизы, чертеж 1 Обработка древесины и других материалов 1 Выбор материала. Строение древесины, свойства, недостатки. Применение древесины Измерительные и разметочные инструменты. Лобзик, устройство и наладка Приемы строгания, ПТБ. Работа по натяжке пилки 1 23 Разметка для выпиливания 1 24 25 Выпиливание тупых и острых углов 2 15 16 17 18 19 20 21 22 Изготовлен ие моделей технически х объектов из плоских деталей 1 1 1 Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение, выставка Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение, выставка Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение, выставка Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Октябрь – декабрь 26 28 Выпиливание волнистых линий 3 29 31 Приемы работы с фанерой 3 32 34 Соединение заготовок из фанеры с помощью клея 3 35 86 Изготовление сувениров 52 Итого 86 Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение, выставка Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение, выставка Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Начальное техническое моделирование» Модуль 2. «Разработка и изготовление объемных изделий» Возраст учащихся: 10-12 лет Срок реализации модуля: 5 месяцев Составитель программы: Кузнецов Вячеслав Владимирович, педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Начальное техническое моделирование» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 2. «Базовый»: «Разработка и изготовление объемных изделий» предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы. Срок реализации 5 месяцев. Цель и задачи модуля. Цель: формирование и развитие творческих способностей учащихся, их мотивации к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению. Исходя из цели модуля, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: - способствовать приобретению знаний о деревообработке, разновидностях, свойствах и характеристике древесины и древесных материалов; - обучить технологии обработки древесины; - освоить в ходе изучения деревообрабатывающего дела умения, специфические для данной предметной области; - сформировать у учащихся навыки и приемы обработки древесины, подготовить учащихся к применению полученных знаний в практической деятельности. Развивающие: - развивать интерес к истории народных промыслов, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками, творческое мышление и способность самовыражения. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, целеустремленность в достижении поставленной цели, трудолюбие, пунктуальность, аккуратность, бережливость, патриотизм, уважение к творчеству других. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - объяснительно-иллюстративный, наглядный, - репродуктивный метод, - метод стимулирования и мотивации, - метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - метод создания ситуации успеха, - методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Планируемые результаты Модуль 2. «Разработка и изготовление объемных изделий» Обучающие: - знают правила техники безопасности; - знают требования к организации рабочего места; - знают чертежные инструменты и приспособления; - знают условные обозначения на чертежах; - знают геометрические фигуры; - знают свойства бумаги, картона, дерева и способы их обработки; - знают инструменты, необходимы при работе с различными материалами. Развивающие: - умеют правильно обращаться с чертежными инструментами и приспособлениями; - умеют увеличивать и уменьшать чертеж; - умеют делить окружность на разные части; - умеют выполнять разметки несложных объектов; - умеют создавать объемные модели на основе геометрических тел; - умеют делать аппликации, конструировать на плоскости из геометрических фигур; - умеют работать с шаблонами, выкройками; - умеют работать с различными инструментами; - умеют выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу); - умеют доводить до конца начатое дело; - умеют грамотно использовать в речи техническую терминологию. Воспитательные: - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - интерес к технике и техническим видам деятельности; - трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережливость; - уважение к творчеству других. Учебно-тематический план № Модуль Разработка и изготовление объемных изделий Итого 1 2 320 21 26 27 32 130 18 Формы аттестации Педагогические наблюдения. Выставка 112 Календарно-тематическое планирование Модуль 2. «Базовый» «Разработка и изготовление объемных изделий» Название темы Содержание занятий Формы контроля Часы № п /п Месяц 1 Всего 130 Первый год Теория Практика 18 112 Разработка и Приемы изготовление конструирования. объемных Основные элементы изделий изделия. Составные части. Простые геометрические тела (куб, цилиндр, конус, пирамида, призма). Породы древесины. Основные виды текстуры древесины Разработка моделей из древесины, ДСП, ДВП и фанеры Изготовление скворечника. Способы соединения деталей из древесины и других материалов. Сверление древесины. Соединение саморезами. ПТБ. Приемы правильного забивания гвоздей. Основные ошибки. Приемы разметки на плоскости и объеме Приемы обработки до базовых поверхностей. Пиление вдоль волокон и под углом. Строгание кромки доски под линейку. Строгание пластины доски под угольник 1 Беседа 1 Педагогическое наблюдение 18 Педагогическое наблюдение 6 Педагогическое наблюдение 6 Педагогическое наблюдение Примечание 33 35 36 53 54 56 57 – 60 61 63 64 69 70 -93 94 111 112 118 Сборка скворечника. 3 Сравнение фактического хода работ с планируемым Изготовление лопаты 18 для уборки снега. Шпон и фанера. Получение и применение. Изготовление деталей лопаты для уборки снега Изготовление 3 кормушки из ДСП, фанеры, древесины. Основные ошибки при обработке древесины: ошибки при разметке Разработка эскизов. 4 Изготовление подставки из фанеры Выпиливание деталей 3 Педагогическое наблюдение Шлифовка и лакировка подставок. Отделка изделий Изготовление игрушки домика по разметке. Выпиливание тупых и острых углов. Отработка навыков. Выпиливание внутренних отверстий по разметке. Соединение деталей изделия различными способами. Сравнение фактического хода работ с планируемым. Практическая работа по отделке изделия (шлифовка, лакирование). Преимущества и недостатки ручной и механической обработки. 6 Педагогическое наблюдение 24 Педагогическое наблюдение 18 Педагогическое наблюдение 7 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 119 124 125 133 134 139 140 148 149 157 158 169 170 172 173 178 179 202 203 208 Выпиливание по разметке Изготовление стула. Сверление отверстий ручной дрелью. ПТБ. Растачивание отверстий. Подгонка под размер Изготовление стола. Конструирование журнального столика. Строгание под линейку 6 Педагогическое наблюдение 9 Педагогическое наблюдение 6 Педагогическое наблюдение 9 Педагогическое наблюдение деталей 9 Педагогическое наблюдение Строгание под угольник. Сборка стола. 12 Педагогическое наблюдение Работа шуруповертом. ПТБ. 3 Педагогическое наблюдение Конструирование модели кораблика. Изготовление чертежей Изготовление деталей по чертежу 6 Педагогическое наблюдение 24 Педагогическое наблюдение Изготовление стола Разметка на материале. 6 Педагогическое Способы соединения наблюдение деталей. Подгонка «по месту» 209 Отделка изделия. 7 Педагогическое Сравнение наблюдение 215 фактического хода работ с планируемым 216 Промежуточная Проверка знаний и 1 Опрос аттестация умений Итого 130