Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Разноцветный калейдоскоп» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 3. «Золотые ручки» позволяет познакомить с основными видами продуктивной деятельности: рисованием, лепкой и аппликацией в связи их с произведениями искусства (словесного, музыкального, изобразительного) с акцентом на народное творчество, фольклор и промыслы России и Урала, в связи с познанием окружающего мира, историей и культурой нашей страны. В результате освоения программы у детей формируется способность к восприятию художественных произведений и самостоятельному созданию образов в рисунке, лепке, аппликации, которые отличаются оригинальностью и вариативностью. Этот модуль помогает глубже понять основной материал, расширяет их познания в многообразии культурного наследия нашей страны, на основании полученных знаний самим создавать художественные образы в рамках программы. При изучении данного модуля дети знакомятся с историей, технологией и видами мастерства создания игрушек, и сами создают их в разных техниках. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цель и задачи модуля Цель: формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Задачи модуля Образовательные: - формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; - формировать умение действовать, повторяя показанный образец и правило. Развивающие: - развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов; - формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде предметов; - формировать умение находить связи между предметами и явлениями окружающего мира; - развивать мышление, внимание, речь и воображение; - развивать способность к координированной работе рук со зрительным и слуховым восприятием; - развивать пространственную ориентацию на листе бумаги и окружающем пространстве; - развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности; - формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные образы. Воспитательные: - воспитывать в детях аккуратность, усидчивость; - воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать; - воспитать художественный вкус и чувство гармонии; - воспитывать эстетическоеотношение к окружающему миру. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, Методы взаимоконтроля. - - Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Планируемые результаты освоения модуля Образовательные: - сформированы представления об основных понятиях: симметрия и асимметрия, орнамент, цвета и оттенки для передачи колорита изображения, «теплые и холодные тона»; - знакомы с традиционными и нетрадиционными техниками рисования; - знают и умеют пользоваться акварелью, гуашью, цветными карандашами, умеют смешивать краски на палитре; - умеют делать эскиз в карандаше; рисовать кистью широкие и тонкие линии; - знакомы с такими жанрами, как натюрморт, портрет, пейзаж. - сформированы элементарные представления о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Развивающие: - Развиты фантазия и воображение при создании образов; - Создают предметные и сюжетные композиции; - Передают в работе не только настроение, но и свое отношение к изображаемому объекту с помощью цвета, линии, формы; - Развернуто комментируют свою творческую работу. Воспитательные: - Сформировано понимание об особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформировано чувство уважения к художественно-творческой деятельности человека; - воспитано чувство гордости за культуру и искусство своего народа. Модуль 3: «Золотые ручки» Учебно-тематический план № п/п Количество часов Раздел всего теория практика 1. Рисование красками 13 4 9 2. Рисование карандашами 11 2 9 3. 3 0 3 3 0 3 5. Рисование в нетрадиционной технике «Пластилинография» Рисование в нетрадиционной технике «Пуантилизм" Мастерская игрушек 13 2 11 6. Аппликация 14 3 11 7. Лепка с элементами нейролепки 13 4 9 2 0 2 72 15 57 4. Промежуточная аттестация, контрольное упражнение, выставка работ Всего учебных часов: Ме сяц Тема Сентября 8. Мастерская игрушек Рисование красками Рисование красками Календарно-тематическое планирование Ко Содержание Формы контроля л. час ов 1 Беседа Урал – мой край родной! Теория. Вводное занятие об Урале, его богатстве недр, которые рождали появление ремесел. Ремесла, которые славят Урал и в наши дни. 1 Теория. Знакомство с кистями Педагогическое разного размера. Назначение наблюдение разноразмерных кистей. 1 Праздник урожая. Вводная беседа. Об осени – поре сбора урожая. Пословицы и поговорки об осени. Повторение понятия «натюрморт». Основная часть: рисование натюрморта из фруктов и овощей в корзине. Выполнение творческих работы, выставка работ Примечание Октябрь Пластилиногр 1 афия Мастерская игрушек 1 Рисование карандашами 1 Аппликация 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Пуантилизм 1 Мастерская игрушек 1 Самовар Вводная часть. О самоваре, его истории и назначении с демонстрацией самовара. Основная часть: рисование самовара в технике «пластилинография». Кукла Кувадка Вводная часть: о традиционной тряпичной кукле, история и портрет, технология изготовления. Основная часть: мастерим Куклу Кувадку Яблоня Вводная часть: о циклах жизни яблони, плоды, семена. Размышления на тему «Дерево дорого плодами, а человек – делами». Основная часть: рисование яблони с плодами карандашами. У леса на опушке Вводная часть: о лесных жителях наших лесов. Основная часть: выполнение аппликации из природных материалов на тему «Лесные жители» из природных материалов. Теория. Выполнение нейроупражнений по лепке с помощью воздушного пластилиина. Рябина Вводная часть: знакомство с натюрмортом А. Герасимова «Дары осени». Основная часть: рисование ветки рябины в технике «пуантилизм» Игрушка «Волчок». Обвинская роспись» ч.1 Вводная часть: Обвинская роспись, особенности и история появления. Основная часть: раскрашивание узора обвинской росписи в основе для волчка. Выполнение творческих работы, выставка работ Выполнение творческих работы, выставка работ Выполнение творческих работы, выставка работ Выполнение творческих работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческих работы, выставка работ Выполнение творческой работы Ноябрь Мастерская игрушек 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Аппликация 1 Рисование карандашами 1 Рисование карандашами 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Рисование карандашами 1 Аппликация 1 Игрушка «Волчок». Обвинская роспись» ч.2 Вводная часть: Об игрушке «Волчок», история и польза. Разновидности. Основная часть: раскрашивание узора обвинской росписи в основе для волчка. Рог изобилия Вводная часть: что такое рог изобилия, миф о нем. Основная часть: лепка рога изобилия Кубок «Лучший папа» Вводная часть: о празднике день Отца, беседа о том, чем любят заниматься с папой. Основная часть: изготовление кубка «Лучший папа» Теория. Техника постановки руки при рисовании карандашами. Разные усилия при нажимании на карандаш. Соломенные игрушки Вводная часть: о соломенных игрушках, их истории, изготовлении, назначении. Основная часть: рисование соломенной куклы карандашами. Теория. Смешение цветов в лепке. Отработка нейроупражнений. Урал многонациональный Вводная часть: народах, населяющих Урал, их национальных костюмах. Основная часть: раскрашивание картинок разных народов по образцу с созданием коллективной работы «Урал многонациональный» Теория. Аппликация и вырезание из сложенной в несколько раз бумаги. Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение коллективной творческой работы Педагогическое наблюдение Декабрь Аппликация 1 Рисование красками 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Рисование красками 1 Рисование красками 1 Аппликация 1 Рисование карандашами (фломастерам и) 1 Снежинка Вводная часть: знакомство с картиной А.Пластова «Первый снег», чтение стихотворения Е.Трутневой «Первый снег» Основная часть: вырезание фигурных снежинок из бумаги Городецкий петушок Вводная часть: о Нижегородской росписи, городецкие изделия с изобилием цветов и зелени. Основная часть: выполнение творческой работы «Петушок в городецкой росписи». Гончарное мастерство Вводная часть: о мастерстве изделий из глины, гончарный круг, этапы и технология создания глиняной посуды. Основная часть: лепка чайной пары с орнаментом по собственному замыслу. Лес, словно терем расписной… Вводная часть: знакомство со стихотворением И.Бунина «Лес, словно терем расписной» Основная часть: рисование зимних деревьев. «Мама – первое слово…» Вводная часть: о дне матери, о бесконечной любви матери, прослушивание песни Юрия Энтина «Мама – первое слово». Основная часть: выполнение аппликации – открытки «Объемное сердце» Уральское ковроткачество Вводная часть: о народном промысле «Ковроткачество» и его распространении на Урале Основная часть: выполнение аппликации из плетения цветных бумажных полос. «Русские валенки» Вводная часть: валенки как часть русской истории и культуры, что такое войлок, почему их валяют. Основная часть: декоративное рисование, разрисовка валенок. Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Лепка с элементами нейролепки 1 Рисование красками 1 Рисование красками 1 Мастерская игрушек 1 Мастерская игрушек Лепка с элементами нейролепки «Подкова на счастье» Вводная часть: что такое подкова, ее прямое назначение, откуда традиция вешать подкову на дверь Основная часть: лепка и декорирование подковы или оформление картонной подковы в фольге с декорированием элементами, слепленными из воздушного пластилина. Теория. Особенности и правила работы с акварелью. Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Гжельская керамика Вводная часть: история и изделия гжельской керамики, узоры и трудоемкий путь изготовления. Основная часть: рисование узоров гжели на вазе. Елочная игрушка ч.1 Вводная часть: история елочных игрушек, материалы для создания елочных украшений. Основная часть: лепка основы елочной игрушки из соленого теста. Выполнение творческой работы, выставка работ 1 Елочная игрушка ч.2 Вводная часть: знакомство с литературным творчеством о зиме и празднике Новый год Основная часть: роспись основы елочной игрушки гуашью. Выполнение творческой работы 1 Мастерим игрушки для елочного венка Вводная часть: традиция украшать дом, дворы, улицы к новому году. Основная часть: лепка из воздушного пластилина элементов украшения рождественского венка. Выполнение творческих заданий Выполнение творческой работы Январь Мастерская игрушек 1 Пластилиногр афия 1 Рисование красками 1 Аппликация 1 Аппликация 1 Рисование карандашами 1 Рождественский венок Вводная часть: прослушивание новогодних песен, беседа о том, как в семье принято украшать дом. Основная часть: изготовление основы для венка и крепление на нее вылепленных элементов из воздушного пластилина. Сказы Бажова. Каменный цветок. Вводная часть: беседа об уральском писателе Павле Бажове, герои его сказов, «Медной горы Хозяйка». Основная часть: рисование каменного цветка в технике «пластилинография». Сказы Бажова. Медной горы Хозяйка Вводная часть: знакомство со сказами Бажова и иллюстрациями художников к ним. Основная часть: рисование ящерицы Теория. Виды и назначение каждого вида клея. Правила аккуратной работы и приборки рабочего места. Снежные кружева Вводная часть: что такое кружево и почему снежинки напоминают нам кружева. Основная часть: рисование узора снежинки и оформление ее в объемную аппликацию с помощью салфеток. Филимоновская игрушка Вводная часть: об истории Тульской игрушки, неповторимый орнамент, демонстрация изделий. Основная часть: рисование коня в технике «филимоновская игрушка». Выполнение творческой работы Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Февраль Мастерская игрушек 1 Аппликация 1 Рисование карандашами 1 Рисование карандашами 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Пуантилизм 1 Аппликация 1 Дымковская Барышня Вводная часть: о Дымковской росписи, истории и основных элементах росписи. Основная часть: раскрашивание заготовки Дымковской барышни, вырезание и сборка бумажной статуэтки. Жар-птица Вводная часть: сказки, в которых встречается волшебная птица. Рассматривание книжных иллюстраций с ее изображением. Основная часть: выполнение аппликации с перьями Теория. Правила и техника аккуратного раскрашивания карандашами Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Волшебное перо Вводная часть: о волшебных предметах в сказках и героях, которые ими обладали. Основная часть: декоративное раскрашивание волшебного пера. Кудрявый барашек Вводная часть: как человек приручил животных. О шубке барана и куда использует человек его шерсть. Основная часть: лепка барашка Выполнение творческой работы, выставка работ Снегири Вводная часть: загадки про птиц, обсуждение, как птицы зимуют, что едят, забота человека о птицах Основная часть: рисование снегирей на ветках рябины с использованием нетрадиционной техники. Корабль для защитника Вводная часть: беседа о дне Защитника Отечества Основная часть: выполнение аппликации «корабль» Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы Март Рисование карандашами (фломастерам и) 1 Рисование красками 1 Рисование красками 1 Аппликация 1 Пластилиногр афия 1 Рисование карандашами 1 Мастерская игрушек 1 Кружка для папы Вводная часть: стихи о защитниках, о обязанностях и призвании мужчин защищать свою семью и Родину. Основная часть: рисование узоров на подарочной кружке и сборка ее. Теория. Техника рисования оттиском кисти гуашевыми красками, рисунки, которые можно создавать оттиском кисти. Масленица. Вводная часть: о празднике и традициях Масленицы, изготовление чучела Масленицы. Основная часть: рисование Масленицы с разрисовкой сарафана в технике оттиск кистью. Ромашковое настроение Вводная часть: о празднике весны и женском дне, о том, что может порадовать мамочку и как мы ей помогаем. Основная часть: рисование букета ромашек для мамы или портрет мамы с веночком из ромашек. Мимоза Вводная часть: о самых первых весенних цветах, рассматривание иллюстраций с их изображением. Основная часть: рисование мимозы в технике «пуантилизм». Мудрая сова Вводная часть: загадка про сову, интересные факты о совах, их жизни. Основная часть: рисование совы Теория. Об истории игрушек. Видах игрушек. Игрушка прошлого, настоящего и будущего. Выполнение творческой работы Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Беседа Апрель Мастерская игрушек 1 Рисование красками 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Рисование карандашами 1 Аппликация 1 Рисование красками 1 Кукольный театр Вводная часть: о международном дне театра, значении театра в жизни человека, кукольном театре и видах кукол. Основная часть: лепка фигурки для кукольного театра из воздушного пластилина и крепление ее на палочке. Расписные домики Уральских мастеров Вводная часть: о деревянном зодчестве и росписи домов, характерной для Урала. Основная часть: рисование деревянного домика и роспись его по собственному замыслу. Теория. Соединение больших частей в фигурках с помощью основы или оси зубочистки. Медведь Вводная часть: о медведях, их зимней спячке и весеннем пробуждении медведя. Знакомство с картиной Шишкина «Утро в сосновом бору» Основная часть: лепка фигурки медведя. Березовая роща Вводная часть: о красоте русской и Уральской природы с демонстрацией фото ии чтением стихов уральских поэтов. Основная часть: рисование березовой рощи весной. Матрешки Вводная часть: о знаменитой на весь мир игрушке. Семеновская, Вятская, Сергиевская матрешки. Основная часть: выполнение коллективной работы в группах семья Матрешей, разрисовка узором сарафана, склеивание и вырезание. Дятел – доктор леса Вводная часть: загадка о дятле, почему дятла называют лесным доктором. Основная часть рисование дятла на дереве. Выполнение творческой работы, демонстрация кукольных спектаклей Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ. Выполнение творческой работы, выставка работ. Выполнение творческой работы, выставка работ. Выполнение творческой работы, выставка работ Май Аппликация 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Мастерская игрушек 1 Мастерская игрушек 1 Рисование красками 1 Аппликация 1 Рисование красками 1 Пуантилизм 1 Ракета «Восток» Вводная часть: о первом полете человека в космос, конструкторе С. Королеве, об изучении космоса в наши дни. Основная часть: выполнение творческой работы – ракета в технике оригами. Теория. Приспособления и инструменты, формочки и материалы для лепки. Выполнение творческой работы, выставка работ Брелок ч.1 Вводная часть: о материале для лепки - холодный фарфор, из чего делается, техника и правила работы, демонстрация готовых изделий. Основная часть: лепка брелока из холодного фарфора. Брелок ч.2 Вводная часть: о росписи небольших изделий, орнаменты. Основная часть: роспись брелока Мельница Вводная часть: о назначении и значении мельниц на Руси, рассматривание иллюстраций с их изображением. Основная часть: рисование мельницы Этот день Победы! (Голубь с георгиевской лентой) Вводная часть: о городах-героях России и подвигах людей всех возрастов в Великой Отечественной войне. Основная часть: выполнение аппликации. Теория. Сложное смешение цветов, получение одного цвета путем смешения трех цветов. Выполнение творческой работы Сирень Вводная часть. Знакомство с картиной П. Кончаловского «Сирень в корзине» Основная часть: рисование сирени в технике «пуантилизм». Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ. Выполнение творческой работы, выставка работ. Выполнение творческой работы, выставка работ. Педагогическое наблюдение Лепка с элементами нейролепки 1 Аппликация 1 Рисование карандашами 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Промежуточн ая аттестация 1 Мир насекомых Вводная часть: загадки о насекомых, полезные насекомые и вредители, многообразии мира насекомых. Основная часть: лепка насекомого по выбору. Теория. Об аппликации из разных материалов. Клее-пистолете, правилах и технике безопасности при работе с ним. Лето я люблю за это… Вводная часть: беседа о прелестях лета, чтение стихов и рассматривание картин по теме. Основная часть: рисование летнего луга. Мороженое Вводная часть: об истории и технологии изготовления любимого лакомства. Основная часть: лепка мороженого Выполнение творческой работы Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы