Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Развитие ребенка средствами хореографии» Модуль 1 «Основы хореографии» Возраст учащихся: 8-13 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Саксонова Анастасия Ивановна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Развитие ребенка средствами хореографии» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 1 «Основы хореографии» позволяет познакомиться с искусством танца, происходит формирование знаний в области хореографической культуры и развитие творческих способностей учащихся. Модуль рассчитан на 2 года обучения. Цель и задачи модуля Цель: развить физические, эстетические и творческие способности учащихся. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: Научить детей владеть своим телом; Обучить культуре движения; Научить вслушиваться в музыку; Различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой; Развивающие: Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма; Совершенствовать психомоторные способности детей, мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; Воспитательные: Воспитать интерес к танцевальной культуре; Воспитывать самостоятельность, пунктуальность, аккуратность; Воспитать умение работать в коллективе и в парах; Воспитывать навыки культурного поведения не только на сцене, но и в обществе. Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций Метод создания ситуации успеха Методы взаимоконтроля. При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию; психологические требования к занятию; возрастные особенности учащихся; требования к технике безопасности на занятия. Планируемые результаты Первый год обучения. Учащиеся умеют: двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки; реагировать на начало музыки и её окончание, исполнить музыкальное вступление preparation; исполнять движения в соответствии с темпом и ритмом музыки; давать характеристику прослушанному музыкальному произведению. Учащиеся знают: правила исполнения движений; значение хореографии для человека. Личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; целеустремленность в достижении поставленной цели; умение работать в коллективе и в парах; уважение к творчеству других. Второй год обучения. Учащиеся умеют: ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков; сохранять интервалы в движении; выполнять танцевальные движения. Учащиеся знают: правила исполнения движений в парах; специфику и нюансы исполнения танцевальных элементов. Личностные результаты: готовность и способность к самоопределению; ценностно-смысловые установки. саморазвитию и личностному Учебно - тематический план первого года обучения № Количество часов Название темы общее теория практ. 1. 2. Организационное занятие Воспитание музыкальной культуры 2 12 1 6 1 6 3. Подготовительные упражнения 32 6 26 4. Этюды, танцевальные игры, массовые танцы 6 2 4 5. Танцевальные движения 10 2 8 6. Промежуточная аттестация 2 1 1 Всего учебных часов 64 18 46 Календарно-тематическое планирование первого года обучения Формы контроля Месяц Тема занятия Содержание занятия Часы Сентябрь Организационное занятие 2 Беседа Сентябрь Воспитание музыкальной культуры Знакомство. Беседа с учащимися и родителями о целях, задачах обучения, требованиях. Танцевальная музыка: марши, польки, вальсы, пляски, хороводы. Песенная музыка. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь Воспитание музыкальной культуры Танцевальная музыка: пляски, хороводы. Песенная музыка. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь Воспитание музыкальной культуры Музыкальный размер. Сильная доля. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь Воспитание музыкальной культуры Музыкальное вступление. Акцентировка хлопками и притопами сильной доли. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь Воспитание музыкальной культуры Исполнение на музыкальное вступление подготовки к движению (preparation) 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Понятие preparation. Правила исполнения. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Позиции рук: I, II, III, IV 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Понятие «устойчивость» на полупальцах. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Развитие мышц шеи и плечевого пояса. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Упражнение «Шарик» движение округлых рук «Воротца», «Корзиночка», «Замочек», «Лодочка» Развитие мышц и подвижности суставов. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Развитие силы мышц и подвижности суставов ног. Развитие подвижности и 2 Беседа, педагогическое Примечание натянутости стоп. Октябрь Подготовительные упражнения Ноябрь наблюдение 2 Беседа, педагогическое наблюдение Подготовительные упражнения Развитие выворотности в тазобедренном и коленном суставах. Умение ориентироваться в движении. Умение ориентироваться в движении. 2 Ноябрь Воспитание музыкальной культуры Прослушивание музыкального произведения. Исполнение этюдов. 2 Беседа, педагогическое наблюдение, контрольное упражнение Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Танцевальные движения 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения Исполнение этюдов, танцевальных игр и массовых танцев на музыку различных жанров Позиции ног: II прямая, III Переходы из одной позиции в другую 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения Упражнения: прыжки с хлопками Упражнение «Деревце растёт» (исполнение движения в различных исходных положениях) Упражнение «Свечка» Упражнения круговые махи рук с усилением амплитуды Упражнения: стоя в естественной позиции ног, резко выносить их и фиксировать ногу на высоте 45 градусов от пола В положении лёжа на спине и на боку поднимать вытянутые ноги Упражнение «Лягушка» исполняется лёжа на спине. Упражнение: releve по I, II, III позициям, в положении лёжа на спине и на боку и животе выполнять резкие махи ногой. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Танцевальные движения Перестроение одного круга на два и наоборот 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Подготовительные упражнения 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Подготовительные упражнения Упражнение «Змейка», «Улитка» Растяжка и шпагат. Работа в парах. Упражнения на доверие Растяжка и шпагат. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Танцевальные движения Работа в парах. Упражнения на доверие 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Танцевальные движения Работа в парах, растяжка и шпагат. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Этюды, танцевальные Проскоки вперед, назад, в игры, массовые сторону, на двух ногах, на танцы одной ноге. Шаг с проскоком и шаг с подскоком. Этюды, танцевальные Шаг с проскоком и шаг с игры, массовые подскоком. танцы 2 Беседа, педагогическое наблюдение 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Этюды, танцевальные Галоп прямой в паре и по игры, массовые одному исполнителю. танцы 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Танцевальные движения Переменный шаг. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Всего: 62 Декабрь Учебно – тематический план второго года обучения «Базовый» № Количество часов Название темы общее теория практ. 1. 2. Организационное занятие Воспитание музыкальной культуры 2 18 1 8 1 10 3. Подготовительные упражнения 60 15 45 4. Этюды, танцевальные игры, массовые танцы 12 3 9 5. Танцевальные движения 4 1 3 6. Промежуточная аттестация 4 1 3 100 29 71 Всего учебных часов: Календарно-тематическое планирование второго года обучения Формы контроля Месяц Тема занятия Содержание занятия Часы Сентябрь Организационное занятие Знакомство. Беседа с учащимися и родителями о целях, задачах обучения, требованиях. 2 Беседа Сентябрь Воспитание музыкальной культуры Танцевальная музыка: марши, польки, вальсы, пляски, хороводы. Песенная музыка. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь Воспитание музыкальной культуры Музыкальный размер. Сильная доля. Музыкальное вступление. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь Воспитание музыкальной культуры Акцентировка хлопками и притопами сильной доли 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь Подготовительные упражнения Понятие preparation. Правила исполнения. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь Подготовительные упражнения Исполнение на музыкальное вступление подготовки к движению (preparation) 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь Воспитание музыкальной культуры Понятие «устойчивость» на полупальцах. Развитие мышц шеи и плечевого пояса. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь Подготовительные 2 Беседа, Примечание упражнения Позиции рук: I, II педагогическое наблюдение Сентябрь Подготовительные упражнения Позиции рук: III, IV 2 Беседа, педагогическое наблюдение Сентябрь Воспитание музыкальной культуры 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Упражнение «Шарик» движение округлых рук «Воротца», «Корзиночка», «Замочек», «Лодочка» Развитие мышц и подвижности суставов. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Развитие силы мышц и подвижности суставов ног. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Развитие подвижности и натянутости стоп. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Развитие выворотности в тазобедренном и коленном суставах 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Воспитание музыкальной культуры Танцевальных игр и массовых танцев на музыку различных жанров 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Умение ориентироваться в движении. 2 Октябрь Воспитание музыкальной культуры Прослушивание музыкального произведения. 2 Беседа, педагогическое наблюдение, контрольное упражнение Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Исполнение этюдов 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Позиции ног: II прямая, III Переходы из одной позиции в другую 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Упражнения: прыжки с хлопками 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Воспитание музыкальной культуры Прослушивание музыкального произведения. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Подготовительные упражнения Позиции ног: II прямая, III Переходы из одной позиции в другую 2 Беседа, педагогическое наблюдение Октябрь Воспитание музыкальной культуры Танцевальных игр и массовых танцев на музыку различных жанров 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения Упражнение «Деревце растёт» (исполнение движения в различных исходных положениях) Упражнение «Свечка» 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения Упражнения круговые махи рук с усилением амплитуды 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения Упражнения: стоя в естественной позиции ног, резко выносить их и фиксировать ногу на высоте 45 градусов от пола В положении лёжа на спине и на боку поднимать вытянутые ноги 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения Упражнение «Лягушка» исполняется лёжа на спине. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения Упражнение: releve по I, II, III позициям, в положении лёжа на спине и на боку и животе выполнять резкие махи ногой. Перестроение одного круга на два и наоборот Упражнение «Змейка», «Улитка» 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения Растяжка и шпагат. Работа в парах. Упражнения на доверие 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения В положении лёжа на спине исполнять сокращение и натяжение стоп поднятых ног на высоту 45 градусов, в положении лёжа на спине и на боку резкие махи согнутых в коленях ног. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения Работа в парах, растяжка и шпагат 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения Исполнение танцевальных этюдов 2 Беседа, педагогическое наблюдение Ноябрь Подготовительные упражнения Работа в парах, растяжка и шпагат 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Этюды, танцевальные игры, массовые танцы Проскоки вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной ноге. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Этюды, танцевальные игры, массовые танцы Репетиция танцевальных номеров, разучивание новых танцевальных связок. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Подготовительные упражнения Работа в парах, растяжка и шпагат 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Этюды, танцевальные игры, массовые танцы Репетиция танцевальных номеров, разучивание новых танцевальных связок. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Подготовительные упражнения Работа в парах, растяжка и шпагат 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Этюды, танцевальные игры, массовые танцы Репетиция танцевальных номеров, разучивание новых танцевальных связок. 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Подготовительные упражнения Общая физическая подготовка 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Этюды, танцевальные игры, массовые танцы Репетиция танцевальных номеров, 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Этюды, танцевальные игры, массовые танцы Репетиция танцевальных номеров, 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Подготовительные упражнения Общая физическая подготовка, подготовка к открытому уроку 2 Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Танцевальные движения Работа в парах, растяжка и 2 шпагат, подготовка к открытому уроку Беседа, педагогическое наблюдение Декабрь Танцевальные движения Репетиция танцевального номера, подготовка к открытому уроку Беседа, педагогическое наблюдение, контрольное 2 Декабрь Промежуточная аттестация Открытый урок 2 Декабрь Промежуточная аттестация Концерт для родителей к Новому году 2 Всего: 100 упражнение Беседа, педагогическое наблюдение, контрольное упражнение Беседа, педагогическое наблюдение, контрольное упражнение