Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «театральный кружок «Арлекино» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 4. «Мы актеры» способствует приобретению знаний о разнообразии видов театра, профессиях в театре, об истории создания театра в России. Научатся понимать и оценивать игру актеров, смогут самостоятельно передать музыкальный ритмический рисунок, научатся импровизировать и пересказывать эмоционально литературные произведения. Смогут высказать свою точку зрения о просмотренном спектакле. Предложить свой замысел реализовать в постановке. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). Обучать детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов Развивающие: развить артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями). развивать творческую активность детей, участвующих в театрализованной деятельности. Воспитательные: сформировать у детей художественный вкус. сформировать морально-этические нормы поведения. сформировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью. Планируемые результаты Образовательные: пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; придерживается и импровизирует в постановках; выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах; Развивающие: правила поведения в театре; театральные профессии (суфлер, звукорежиссер, декоратор, постановщик танцев, капельдинер); Воспитательные: находит новую трактовку роли и исполняет ее; понимают образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки; в беседе о просмотренном спектакле могут высказать свою точку зрения; - способны предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе; - сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: творческого подхода к деятельности; исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; потребности в самообразовании и саморазвитии; самостоятельности мышления; умения аргументировать свою позицию Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный, Репродуктивный метод, Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, Метод создания ситуации успеха, Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию; психологические требования к занятию; возрастные особенности учащихся; гигиенические требования к занятию; требования к технике безопасности на занятия. Наглядные пособия: Дидактическое обеспечение: иллюстрации; тексты художественных произведений: сказки, стихотворения, рассказы, потешки; костюмы для ряжения; настольный, магнитный, конусный пальчиковый и би – ба – бо театры; музыкальный репертуар. Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 1. «Мы актеры» 1 - 1 2. «Мы уже большими стали» 2 1 1 3. Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть 2 - 2 4. Подготовка к праздникам 17 3 14 5. Играем пальчиками 1 - 1 6. Наши эмоции 3 - 3 7. «Учимся говорить» 6 2 4 8. «В гостях у сказки» 7 2 5 9. Сочиняем сказку 2 1 1 10. Пантомима 2 - 2 11. Учим стихи 2 - 2 12. Детство наше золотое 11 1 10 13. Одну историю хотим мы показать 3 - 3 4 1 3 9 1 8 72 12 60 14. Стихи современных поэтов Был Великий День Победы 15. Подготовка к Выпускному балу Всего учебных часов: месяц/ тема дата/ срок Сентябрь Мы актеры 1 неделя 1 занятие Календарно-тематический план часы содержание Мы уже большими стали 1 2 Сентябрь 1 неделя 2 занятие Сентябрь 2 неделя 1 занятие Раз, два, три, четыре, пять Сентябрь – вы хотите поиграть 2 неделя 2 занятие 2 Сентябрь 3 неделя 1 занятие Играем пальчиками 1 Сентябрь 3 неделя 2 занятие Сентябрь Наши эмоции 4 неделя 3 1.Упражнение: Снежный ком, Клубочек, Рука к руке 2.Упражнение: Портрет 3.Упражнение: Тающая восковая кукла. 4.Упражнение: Хлопок 1.Работа над дикцией, над дыханием, артикуляцией 2.Знакомство со сценарием 3.Упражнение Тающая восковая кукла 1.Разбор текста 2.Выбор роли и слов 3.Упражнение Тающая восковая кукла 1. Разучивание текста 2. Упражнение: Работа над дикцией, работа над дыханием, артикуляцией 1. Репетиция поздравления 2.Работа над этюдами формы контроля наблюдение наблюдение беседа наблюдение наблюдение 1.Игра: Мальчик – наблюдение осьминожек, Физкультурник 2.Игра: Солнечный зайчик Упражнение: Воробьи 1.Рассматривание беседа сюжетных картинок. Беседа. 2.Игра «Какой Я» 3.Этюды Скороговорки: 1 1.Рассматривание наблюдение графических карточек. 2.Беседа о мои эмоции 3.Игра «Какой сегодня я» 4. Упражнение: Тень, Общение хлопками примечание Октябрь 1 неделя 1 занятие Октябрь 1 неделя Учимся говорить 2 занятие 6 Октябрь 2 неделя Октябрь 3 неделя Октябрь 4 неделя 1 занятие Октябрь В гостях у сказки 4 неделя 2занятие Октябрь 5 неделя 7 1. Изображение эмоции музыки 2. Упражнение «Эмоциональная память» 3.Игра «Настроение» 1.Понятие «интонация». 2.Упражнения, игры: Мыльные пузыри, Тяжелый – легкий 3.Игра: Король 1.Рассказывание по разному интонационно «Хозяйка однажды с базара пришла…» 2.Беседа, ответы на вопросы. 1.Понятие «скороговорка» 2.Проговаривание скороговорок (2 год) 3.Игра: Ролевая гимнастика (2год) 1.Рассказывание скороговорок 2.Работа в паре 1. Понятие «пальчиковая игра» 2. Рассказывание стихотворений пальчиками Жестовая игра 1.Рассказывание пальчиками 2.Разыгрывание этюдов 1. Рассказывание сказки «Репка» 2. Выбор роли 3. Обсуждение характеров персонажей Упражнение «Шутка» 1. Подбор костюма для персонажа наблюдение наблюдение беседа беседа наблюдение наблюдение Наблюдение беседа наблюдение Ноябрь 1 неделя Ноябрь 2 неделя Ноябрь Подготовка к утренникам 3 неделя Ноябрь 4 неделя Декабрь 1 неделя Декабрь 2 неделя 10 2. Рисование декораций Обсуждение репертуара 1. Работа над текстом 2. Заучивание текста Работа в парах 1. Музыкально – пластическая импровизация под репертуар сказки 2. Выходы героев и совместные движения 1.Работа над этюдами 2.Работа над дикцией, дыханием, артикуляцией Репетиция сказки Показ сказки малышам 1.Внимательно послушать сценарий 2.Определить свою роль в сценарии 1. Проговаривание текста выступлений Работа над эмоциями при чтении слов и этюдов 1. Работа над пластикой движений, жестами 2. Заучивание слов 1.Работа над этюдами 2.Упражнения и игры: Мыльные пузыри, Волшебная шляпа 3. Заучивание слов 1.Работа над этюдами 2.Упражнения и игры: 3. Заучивание слов 1.Работа над этюдами 2.Упражнения и игры: 3. Заучивание слов 1.Работа над этюдами 2.Упражнения и игры: 3. Заучивание слов 1.Работа над этюдами 2.Упражнения и игры: наблюдение наблюдение беседа наблюдение наблюдение беседа наблюдение наблюдение беседа наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение Декабрь 3 неделя Декабрь Сочиняем сказку 4 неделя Январь 3 неделя Январь 4 неделя Пантомима Одну историю хотим мы показать 2 2 3 3. Заучивание слов 1.Работа над этюдами 2.Упражнения и игры: 3. Заучивание слов 1.Работа над этюдами 2.Упражнения и игры: 3. Заучивание слов 1. Дать понятие «соавторы» 2. Придумать героев и создать сюжет 3. Запись сказки на диктофон Этюд на развитие творческого воображения(3,5) 1.Погружение в сказку, придуманную детьми. 2.Пальчиковая гимнастика: Петушок золотой гребешок 3.Драматизация сказки, придуманной детьми. 1. Понятие «пантомима» 2. Рассматривание изображений пантомима или видео 3. Показ пантомимы 1.Упражнение: Дрессировщики 2.Показ пантомимы Слушание песни «Вместе весело шагать» 2.Беседа о друге. 3.Чтение стихотворения о друге 4.Музыкальная игра: В замке спящей красавицы 1.Рассказывание любимых стихотворений 2.Показ Этюдов на выбор ребенка наблюдение наблюдение беседа беседа беседа наблюдение наблюдение беседа Январь 5 неделя 1 занятие Январь 5 неделя 2 занятия Подготовка к утренникам 7 Февраль 1 неделя Февраль 2 неделя Февраль 3 неделя Февраль Детство наше золотое 4 неделя 11 1.Показ мини спектаклей. наблюдение 1. Чтение сценария Обсуждение сценария 3. Выбор детьми стихов, этюдов для выступления на концерте 1.Повторное чтение сценария 2. Объяснение по ходу чтение выступлений 3. объяснение не понятных слов Проговаривание выбранных выступлений 1. Слушание музыкального репертуара Работа над интонацией 1. Работа над этюдами 2. Упражнения на развитие дикцию 1. Репетиция мероприятия 2. Уточнение действий и этюдов Репетиция совместно с музыкальным руководителем Проведение утренника 8 марта 1.Погружение в сказочную атмосферу. 2.Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. 3.Знакомство с инсценировкой в стихах 1.Слушать сказку в стихотворной форме 2.Выбор роли 3.Разбор текста наблюдение беседа беседа беседа беседа 4.Заучивание стихов 5.Работа в парах и группах. 6.Репетиции этюдов 7.Прогон готового спектакля 1.Заучивание стихов 2.Работа в парах и группах. 3.Репетиции этюдов 1.Заучивание стихов 2.Работа в парах и группах. 3.Репетиции этюдов 1. Работа над интонацией 2. Работа в парах Упражнения на развитие дикции 1. Работа над эмоциями 2. Работа в парах Игры: «Какой я» 1. Музыкально – пластические импровизации 2. Проговаривание этюдов в движении 1.Работа над дыханием 2. Работа в парах 1. Репетиция первого действия 2. Работа над синхронностью движений и слов 1. Репетиция второго действия 2. Работа над синхронностью движений и слов Показ произведения Март 1 неделя Март 2 неделя Март 3 неделя Март 4 неедля Апрель 1 неделя 1занятие Апрель 1 неделя 2 занятие Апрель 2 неделя Стихи современных поэтов 4 о Великой Отечественной Был Великий День Победы 1.Чтение и слушание стихов современных поэтов 2.Обсуждение стихотворений 3. Высказывание мнения о подвиге Советского солдата 1. Слушание песен о войне наблюдение наблюдение беседа наблюдение наблюдение наблюдение беседа наблюдение наблюдение беседа наблюдение Апрель 3 неделя 1 занятие Апрель Учим стихи 3 неделя 2 занятие 2 Апрель 4 неделя 1 занятие Апрель 4 неделя 2 занятие Май 1 неделя Май 2 неделя Май 3 неделя Май 4 неделя 1 занятие Май Выпускное мероприятие 4 неделя 2 занятие 9 1.Постановка этюда на стихотворение 1. Показ или съемка выступления наблюдение 1.Разучивание стихотворения 2.Упражнение: работа над артикуляцией 3.Упражнение: Пианино 1.Повторение стихотворения 2.Упражнения на дикцию. Рассказывание скороговорок на выбор 1. Знакомство со сценарием 2. Беседа о выпускном бале Выбор детей роли упражнение на эмоциональное оживление, на дыхание (выбор остается за педагогом) наблюдение наблюдение беседа наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение беседа Контрольное упражнение Наблюдение