Структура 1. Пояснительная записка - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы 3. Планируемые результаты 4. Организационно-педагогические условия программы - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы 6. Методические материалы 7. Приложение 1 – Учебный план 8. Приложение 2 – Календарно-учебный график 9. Приложение 3 – Рабочие программы модулей 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые фантазеры» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ», - постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная программа «Веселые фантазеры» для детей 3 – 6 лет (далее «Программа») составлена по оригинальной системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста на основе игрового набора «Дары Фрёбеля», педагога Фридриха Фрёбеля, который разработал набор игр и игрушек и назвал их «дарами». Характеристика программы (ее значимости) Актуальность данной программы заключается в том, что при использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля» у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, развиваются технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности. Структура и содержание игрового набора «Дары Фрёбеля» разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностноориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые фантазеры», реализуемая в сетевой форме – это первый муниципальный опыт организации образовательной деятельности между организациями дошкольного и дополнительного образования. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является ее реализация в сетевой форме, как интеграция дополнительного и дошкольного образования. Механизм (алгоритм) реализации образовательной программы в сетевой форме Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые фантазеры» в сетевой форме с использованием кадровых ресурсов БМАУДО ЦДТ и материально- технической базы БМА ДОУ «Детский сад №48 «Росток». БМАДОУ № 48 "Росток" образовательная среда БМАУДО ЦДТ педагог дополнительного образования БМАДОУ №48 "Росток" воспитанники реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Веселые фантазеры" Механизм состоит из нескольких структурных элементов, каждый из которых имеет свою значимость. Между БМАУДО ЦДТ и БМАДОУ «Детский сад №48 «Росток» заключается договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, где прописаны условия взаимодействия. Количество воспитанников – учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселые фантазеры» определяется на основании муниципального задания, формируемым управлением образования Березовского городского округа. Документы, обеспечивающие реализацию программы в сетевой форме в БМАУДО ЦДТ - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ в Березовском муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» от 17.11.2022 № 134, - договор о сетевой форме реализации образовательных программ между БМАУДО ЦДТ и БМАДОУ № 48 от 20.12.2022. Программа состоит из трех модулей: «Дары», «Веселые фигуры», «Мир конструирования», каждый из которых рассчитан на один год обучения. Уровни сложности разноуровневой программы: «Стартовый»: модуль 1. «Дары», предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения. «Базовый»: модуль 2. «Веселые фигуры», предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы. «Продвинутый»: модуль 3. «Мир конструирования», предлагает решение таких заданий и задач, для которых необходимо использование сложных знаний. Продвинутый уровень существенно углубляет изучаемый материал, предполагает доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы, открывает перспективы их творческого применения. Данный уровень позволяет проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения ремонта здания, образовательный процесс может организовываться с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Направленность Направленность программы: социально-гуманитарная Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей с 3 до 6 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: от 15 до 20 человек. Срок реализации программы Срок освоения программы - 3 года. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 180 часов, из них: 1 год обучения – 72 учебных часа; 2 год обучения – 72 учебных часов; 3 год обучения – 36 учебных часов. Режим занятий Первый год обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа по 15 мин.); Второй год обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа по 20 мин.); Третий год обучения – 1 раза в неделю (1 учебных часа по 25 мин.). После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Цель и задачи программы Цель: формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования, развитие познавательных процессов и сенсорных навыков. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: 1. Научить детей создавать постройку по представлению, памяти, по заданным темам, самостоятельному замыслу, схемам; Развивающие: 2. Развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира; 3. Развить умение ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости; 4. Развить элементарные математические представления; Воспитательные: 1. Сформировать навыки индивидуального и совместного конструирования; 2. Сформировать навыки счета; 3. Сформировать творческое воображение и образное мышление; 4. Формировать устойчивый интерес к познавательной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. 2. Содержание программы Модуль Первый год обучения Всего Теория Практика Всего Теория Практика Всего Теория Практика Учебный план Второй год обучения № п/ п 1. «Дары» 72 9 63 - - - - - - 2. «Веселые Фигуры» «Мир конструирования» - - - 72 9 63 - - - - - - - - - 36 8 28 9 63 72 9 63 36 8 28 3. Итого часов Всего часов учебных 72 учебных Третий год обучения Формы аттестации (контроля) Наблюдени е, контрольно е упражнени е 180 «Стартовый». Модуль 1. «Дары» Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 1. 2. «Знакомство с Дарами» «Ориентировка на плоскости» 10 8 1 1 9 7 3. «Много - мало» 8 1 7 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. «Круг» «Квадрат» «Треугольник» «Назови геометрическую фигуру» «Мы играем» «Радужные палочки» Промежуточная аттестация 6 6 4 5 12 16 2 1 1 1 1 1 1 - 5 5 3 4 11 15 2 Всего учебных часов: 72 9 63 1. «Знакомство с Дарами» Теория: Знакомство с формами и свойствами шерстяных мячиков Практика: представление о шаре; цвет, форма, посредством прикосновения, хватания, катания. Раскачивание шара в разные стороны приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз». 2. «Ориентировка на плоскости» Теория: Определение плоскость. Чтение схем. Практика: складывать из палочек мебель и повторять названия мебели. Соотносить фигуру со схемой мебели по форме. 3. «Много - мало» Теория: Определение понятия «много», «мало» Практика: Выкладывание дорожки из палочек. Работа в паре. Определять понятия много, мало 4. Геометрические фигуры «круг» Теория: Определение понятия «круг» Практика: Работа парами, совместные игры определять круг на ощупь, искать предметы в пространстве формы «круг» 5. Геометрические фигуры «квадрат» Теория: Определение понятия «квадрат» Практика: Работа парами, совместные игры определять квадрат на ощупь, искать предметы в пространстве формы «квадрат» 6. Геометрические фигуры: «Треугольник» Теория: Определение понятия «треугольник» Практика: Работа парами, совместные игры определять треугольник на ощупь, искать предметы в пространстве формы «треугольник» 7. «Назови геометрическую фигуру» Теория: Повторение понятий «круг», «квадрат», «треугольник». Практика: накладывать знакомую фигуру на рисунок схемы. Определять по форме и цвету. 8. «Мы играем» Теория: Определение понятия «схема» Практика: конструирование объекта, на плоскости, дом, мост, крепость, транспорт по схеме способом наложения. 9. «Радужные палочки» Теория: Овладение навыками счета Практика: выкладывание из палочек разного размера рисунок по схеме. 10. «Промежуточная аттестация» Практика: выполнение контрольного упражнения «Базовый». Модуль 2 «Веселые Фигуры» Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 1. 2. 3. «Мир фигур» «Ориентировка в пространстве» «Счет до 5» 6 7 8 1 1 1 5 6 7 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. «Шар» «Куб» «Цилиндр» «Призма» «Мы играем» «Мы строители» Промежуточная аттестация Всего учебных часов: 8 6 9 10 7 9 2 72 1 1 1 1 1 1 9 7 5 8 9 6 8 2 63 1. «Мир фигур» Теория: Знакомство с формами и свойствами фигур Практика: постройки из плоских фигур, методом наложения, чтение схем 2. «Ориентировка на плоскости» Теория: Определение плоскость. Чтение схем. Практика: складывать из палочек мебель и повторять названия мебели. Соотносить фигуру со схемой мебели по форме. 3. Элементарный счет: «счет до 5» Теория: знакомить с образованием числа 5 Практика: считать до пяти; знакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим пять предметов; закрепление временных отношений раньше, позже 4. Геометрические фигуры «шар» Теория: Определение понятия «шар» Практика: Работа парами, совместные игры определять круг на ощупь, искать предметы в пространстве формы «шар» 5. Геометрические фигуры «куб» Теория: Определение понятия «куб» Практика: Работа парами, совместные игры определять квадрат на ощупь, искать предметы в пространстве формы «куб» 6. Геометрические фигуры: «цилиндр» Теория: Определение понятия «цилиндр» Практика: Работа парами, совместные игры определять треугольник на ощупь, искать предметы в пространстве формы «цилиндр» 7. Геометрические фигуры «призма». Теория: Определение понятия «призма» Практика: Работа парами, совместные игры определять квадрат на ощупь, искать предметы в пространстве формы «призма» 8. «Мы играем» Теория: Определение понятия «объект» Практика: конструирование объекта, на плоскости, дом, мост, крепость, транспорт по схеме способом наложения. 9. «Мы строители» Теория: Определение понятия «постройка» Практика: конструирование объекта в паре, совместное творчество, на свободную темы 10. Промежуточная аттестация Практика: выполнение контрольного упражнения Модуль 3. «Мир конструирования» Учебно-тематический план № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Название темы «Плоские фигуры» «Объёмные фигуры» «Движение объемных фигур» «Счетные палочки» «В мире цифр» «Мы играем» «Мы строители» «Мы инженеры» Промежуточная аттестация Всего учебных часов: Количество часов всего теория практика 5 4 4 4 4 4 5 4 2 36 1 1 1 1 1 1 1 1 8 4 3 3 3 3 4 4 4 2 28 1. «Плоские фигуры» Теория: определение понятия «плоскость», чтение схем Практика: накладывать знакомую фигуру на рисунок схемы, стоить из фигур без схемы. 2. «Объемные фигуры» Теория: Определение понятий «объем», «объемные фигуры» Практика: конструирование объекта по схеме 3. Координация рук: «Движение объемных фигур» Теория: «движение» Практика: учить придавать движение шарику, развивать координацию движения 4. Овладение счетным навыком: «Счетные палочки» Теория: Определение понятия «счет», «длинный», «короткий» Практика: Работа парами, совместные игры строить из палочек предметы по образцу, формировать представления длиннее, короче. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявление закономерности в расположении фигур. 5. Количественный и порядковый счет «В мире цифр» Теория: Определение понятия «цифра» Практика: Счет до 10 и соотносить цифры с количеством 6. «Мы играем» Теория: Определение понятия «объект» Практика: конструирование объекта, на плоскости, дом, мост, крепость, транспорт по схеме способом наложения. 7. «Мы строители» Теория: Определение понятия «постройка» Практика: конструирование объекта в паре, совместное творчество, на свободную темы 8. «Мы инженеры» Теория: Определение понятия «постройка, объект» Практика: конструирование на свободную тему, выставка детских работ 9. Промежуточная аттестация Практика: выполнение контрольного упражнения. Выставка детских работ Планируемые результаты Учащиеся умеют: 1. Создавать постройку по представлению, памяти, по заданным темам, самостоятельному замыслу, схемам; 2. Сравнивать предметы по форме, цвету; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира; 3. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости; 4. Работать в команде и индивидуально; Учащиеся знают: 5. Сформированы элементарные математические представления; 6. Сформированы навыки счета; 7. Дети проявляют самостоятельность, творчество, инициативу в разных видах деятельности 8. Организационно-педагогические условия программы Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в групповом помещении, расположенном на втором и первом этажах здания БМАДОУ «Детский сад №48 «Росток» г. Березовский ул. Маяковского 52а Групповая 48,2 кв. м. оборудована: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Стол 2-х мест. – 10 шт. Стул – 14-20 шт. Демонстрационный мольберт – 1 шт. Состав игрового комплекта «Дары Фрёбеля» Состав набора 8 шерстяных мячиков разных цветов (красный, белый, черный, синий, желтый, зеленый, фиолетовый, оранжевый) «Основные тела» Шар, цилиндр, куб, крепления «Куб из кубиков» 8 одинаковых кубиков (деревянные) «Куб из брусков» 8 одинаковых брусочков (деревянные) «Кубики и призмы» Кубики и треугольные призмы (деревянные) «Кубики, столбики, Кубики, призмы, цилиндры, половинки кирпичики» цилиндров (деревянные) «Цветные фигуры» Разноцветные треугольники, квадраты, круги, полукруги (деревянные) «Палочки» Палочки 9 видов разной длины (деревянные) «Кольца и полукольца» Разноцветные кольца и полукольца разных размеров (деревянные) «Фишки» Разноцветные фишки (деревянные) «Цветные тела» Веревочка. Бусины разноцветные, разной формы (деревянные) «Мозаика. Шнуровка» Цветные веревочки, подставка с отверстиями, фишки разных цветов (деревянные) «Башенки» Кирпичики и кубики (деревянные) Название набора «Шерстяные мячики» Количество 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 14. «Арки и цифры» 9 кубиков с цифрами, 3 одинаковых набора кругов, поделенных на сегменты в виде четверти круга и колец (деревянные) 2 Информационно-телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP; - MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, InternetExplorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук. Методическое и информационное обеспечение Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) Вид образовательно го и информационн ого ресурса (печатный / электронный) учебные, учебно-методические издания 1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект Печатный методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля», «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» 2. Ф. Фрёбель Будем жить для наших детей / Пер. с нем., сост. и предисл. Л. М. Волобуевой. Екатеринбург: У- Фактория, 2005. Печатный 248 с. 3. Ф. Фрёбель Педагогические сочинения: Пер. с нем: В 2т. М., 1913 Печатный Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: без категории Уровень образования педагога: Высшие Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдены курсы повышения квалификации 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (педагогическое наблюдение), практические (контрольное упражнение), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины неправильного исполнения элементов, устранение обнаруженных пробелов). Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям: - по степени владения теоретическим материалом; - по качеству выполнения всех этапов технологического процесса; - по качеству выполнения изделий по образцу. Форма предъявления результатов – выставки - представления творческих работ учащихся различного уровня. Критерии оценивания № 1. 2. Показатели подготовки детей Создает постройку по представлению, памяти, с натуры, по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям Создает постройки, сооружения: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, использует детали с учетом их свойств (цвет, форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве). Навыки счета Умеет сравнивать предметы по форме, цвету; узнавать Диагностический инструментарий Педагог погружает ребенка в тему программы и предлагает ребенку сконструировать объект или макет из имеющегося материала: - по представлению (педагог проговаривает вместе с ребенком конструкцию объекта или макета. Ребенок конструирует); - по памяти (ребенку предлагается вспомнить объект или макет и сконструировать его); - с натуры (ребенку предлагается сконструировать объект или макет сумки-холодильника, головного убора, линии электропередач, телефона); - по самостоятельному замыслу (ребенку предлагается отгадать загадку и сконструировать объект, который был загадан); - по схемам (ребенку предлагается схема объекта, макета); - по моделям (ребенку предлагается готовый образец объекта) По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. Педагог предлагает детям сконструировать объект, макет постройку жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт. В ходе конструирования педагог наблюдает как ребенок использует детали с учетом их свойств (цвет, форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); адекватно заменяет одни детали другими. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. Выявить уровень овладения счетными навыками (фиксируется способ, который ребенок использует при пересчете: глазами, дотрагивается рукой, используется движение головой, переставляет фигуры в ряд). Перед ребенком по кругу расставлены фигуры. Сколько фигур? Сосчитай. Умение классифицировать геометрические фигуры. Выявить умение классифицировать геометрические знакомые фигуры в предметах реального мира Умеет ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости 3. «Читает» простейшие схемы 4. Анализирует объект, свойства, устанавливает пространственные, пропорциональные отношения, передает их в работе Работает в команде и индивидуально Использует способы преобразования (изменение формы, величины, функции, аналогии т.д.) 6 Устанавливает причинноследственные связи 7 Сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ фигуры по заданному признаку. Педагог предлагает детям сконструировать из геометрических фигур разных по размеру, цвету, конфигурации: большой и маленький круг; прямоугольный, равнобедренный, равносторонний треугольник; два квадрата; два прямоугольника, ромб, трапеция, пятиугольник. Рассмотри фигуры. Сколько их всего? Сколько разных цветов? Сколько разных типов фигур? Педагог предлагает ребенку на выбор (карточки) схему. Задача ребенка сконструировать объект, макет, модель, его части и детали необходимые для постройки изображения из имеющегося материала на плоскости. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. Педагог предлагает ребенку на выбор (карточки предлагаются детям изображением вниз) схему. Задача ребенка определить объект, макет, модель, его части и детали необходимые для постройки данного объекта, модели, макета из имеющегося материала. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. Педагог предлагает ребенку выбрать 2 карточки. Задача ребенка проанализировать оба изображения; рассказать (предположить) свойства объектов; сравнить объекты по размеру, цвету, материалам из которых они сделаны, и т.д., сконструировать один объект из имеющегося материала. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. Педагог наблюдает, как дети работают в команде и индивидуально в ходе самостоятельной деятельности или режимных моментах. По мере наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя. Педагог предлагает ребенку построить из набора № 7 «Дары Фребеля» плоскостную модель, например, лодки и определяете цель: преобразовать данную конструкцию. Задача ребенка усложнить данную модель, изменяя форму, величину, функции и аналогии т.д. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. Педагог создает для ребенка игровую ситуацию. Предлагается ребенку недостроенное изображение и детали. Ребенок должен предположить возможные варианты решения данной проблемы. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя. Педагог наблюдает, как дети работают в команде самостоятельной деятельности или режимных моментах при выполнения коллективных творческих работ. По мере наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя. 8 Проявляет самостоятельность, творчество, инициативу в разных видах деятельности Обыгрывает, стремится создать модель для разнообразных собственных игр Педагог предлагает создать и обыграть полученную постройку. Педагог наблюдает за стремлением ребенка к созданию модели для разнообразных собственных игр, проявлению самостоятельности, творчества, инициативы в разных видах деятельности. В ходе наблюдения определяет уровень сформированности данного показателя. Методические материалы Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - самостоятельности мышления; Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Дидактическое обеспечение: - схемы построек. Список литературы для педагога 1. Бугнеева С.М. Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного и школьного возраста. – М.: Про-Пресс, 200 2. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004 3. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004 4. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 5. Новикова В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля», «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» 7. Ф. Фрёбель Будем жить для наших детей / Пер. с нем., сост. и предисл. Л. М. Волобуевой. Екатеринбург: У- Фактория, 2005. 248 с. 8. Ф. Фрёбель Педагогические сочинения: Пер. с нем: В 2т. М., 1913 Список литературы для родителей 1) Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Березина В.А., М., 2) Белоусова А.С. Удивительные истории. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002 3) Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 4) Болотова, М.И. Организация семейной досуговой деятельности в УДО: Дисс… канд. пед. наук .: 13.00.05/ Болотова Марина Ивановна., М., 2005 5) Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. – М.: ТЦ Сфера, 2002 6) Козлова С.А. Математический мир: Приобщение ребёнка к социальному миру. – М.: Линка-Пресс, 2000 7) Никитина, Л.Я. Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития.//Московская школа.- 2001 г. 8) Островская Л.Ф. Почему ребёнок не слушается? – М.: Просвещение, 2010 9) Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002 Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселые фантазёры» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 1. «Дары» предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения. Цель модуля: Формирование и развитие у детей познавательных процессов и сенсорных навыков, посредством игрового набора «Дары Фрёбеля». Задачи: Образовательные: - познакомить с игровым набором «Дары Фрёбеля»; - сформировать элементарные математические представления; - сформировать навыки счета до трех. Развивающие: - развивать умение сравнивать предметы по форме, цвету, узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира; - развивать умение определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же. Воспитывающие: - способность и готовность к самовыражению; - умение работать в коллективе. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - самостоятельности мышления; Наиболее распространенные методы организации занятия: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный; - Метод стимулирования и мотивации; - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях Планируемый результат Образовательные: - сформированы элементарные математические представления; - сформированы навыки счета до трех. Развивающие: - умеют сравнивать предметы по форме, цвету, узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира; - умеют определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же. Воспитывающие: - способны и готовы к самовыражению; - умеют работать в коллективе. Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 1. 2. «Знакомство с Дарами» «Ориентировка на плоскости» 10 8 1 1 9 7 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. «Много - мало» «Круг» «Квадрат» «Треугольник» «Назови геометрическую фигуру» «Мы играем» Промежуточная аттестация 8 6 6 4 12 16 2 1 1 1 1 1 1 - 7 5 5 3 11 15 2 Всего учебных часов: 72 8 64 Календарно-тематическое планирование Меся ц обуче ния Тема занятия Сентя Знакомство с «Дарами брь Фрёбеля». Ча сы 2 «Круг» 2 «Светофорик» 2 «Что в мешочке? Много или мало» 2 Содержание деятельности Форма контроля Примеча ние Используя набор текстильные мячики диаметром 6 см формировать представление о шаре; цвет, форма, посредством прикосновения, хватания, катания. Продолжать знакомство с формами и свойствами круга. Раскачивание шара в разные стороны приговаривая «впередназад», «вверх-вниз». Учить ориентировке на плоскости. Знакомить с формой и цветами светофора. Сформировать представление о круге, умение распознавать круг в светофоре. Продолжать знакомить с формой и свойствами шара. Учить определять на ощупь круг. Определять понятия много или мало Контроль ное упражнен ие Контроль ное упражнен ие Контроль ное упражнен ие Контроль ное упражнен ие Набор № 1 2 Набор № 1 Набор № 1, № J1, №10 Набор № 1, № J1 Октя брь Нояб рь Декаб рь «Дорожка для Колобка» 2 Из веревочек выложить дорожку из палочек определенного цвета и прокатывать шарик в правильном направлении. Формировать понятия: «вперед, назад». Приобщение к художественной литературе. Развивать воображения, мышления, речи. Формирование представлений о понятиях «много» и «один», умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Раскачивание шара в разные стороны приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз». Научить координации движений и уметь ловить поймать мяч. Формировать представление о числе 1, знакомство с цифрой 1. Развитие умений выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее. Уметь сравнивать количество предметов, используя слова: много, один, ни одного. Контроль ное упражнен ие Контроль ное упражнен ие Набор № 1, № 8 «Звонкий мяч» 2 «Поймай шарик» 2 Контроль ное упражнен ие Контроль ное упражнен ие Набор № 1, № 2 «Кошкимышки» 2 «Сделаем куклам бусы» 2 Закреплять умение группировать предметы по цвету, научить нанизывать фигуру на шнурок. Набор № J1 «Воздушный футбол» 2 Учить придавать движение шарику, развивать координацию движений. «Теремок из кубов» 2 Знакомить с названиями геометрической фигуры квадрат, научить складывать теремок. «Найди предмет такой же формы» 2 Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки «Назови геометрическу ю фигуру» 4 Развивать элементарные математические представления (круг, квадрат, треугольник) «Вертолётчик» 2 Развивать координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. Контроль ное упражнен ие Контроль ное упражнен ие Контроль ное упражнен ие Контроль ное упражнен ие Контроль ное упражнен ие Контроль ное упражнен ие «Елочка пушистая» 2 Формировать представление о треугольнике, обучать приему обведения контура фигуры и прослеживания взглядом за движением руки Контроль ное упражнен ие Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 5в, 3 Набор № 1 Набор №1, № 2 Набор № 1, № 2, №3 Набор № 3, № 4, №5, № 6, №7 Набор № 5, № 6, № 7 Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 Набор № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 Янва рь Февр аль Март «Воздуш ные снежинки » 2 Прочтение сказки. Выкладывание из Контроль палочек и кругов разного размера рисунок по ное схеме. упражнен ие Наборы № 7, № 8, № 9, № 1 «Что было раньше» 2 Уметь классифицировать геометрические фигуры заданному признаку. «Приглашаем в гости» 2 Контроль ное упражнен ие «А что за окном?» 2 Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности. Работать в парах, учить конструировать дом вместе в ходе сюжетно-ролевой игры. Развивать любознательность, воображение, знакомить с основами композиции. Конструировать картинку по своему замыслу используя знакомые уже фигуры.е Набор № 2, № 3, № 4, № 5 Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № J1, Наборы № 7, № 8, № 9, № 10 «За покупками» 2 Обводить фигуры на листе бумаги карандашом. Соотносить форму фигуры с предметом на схеме. Контроль ное упражнен ие «Золушка» 2 Развивать интереса к совместным играм, формировать первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира. Контроль ное упражнен ие «Что в мешочке?» 2 Продолжать знакомство с формами и свойствами предметов. Учить определять на ощупь круг, квадрат, треугольник. «Цветы для мамы» 2 «Мы играем» 4 Погружать в тему и предлагать коллективно (подгруппами) сконструировать объект из имеющегося материала. Учить умению обыграть сделанные во время занятия постройки. Формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере). Сотрудничать с другими в процессе выполнения коллективной творческой работы. Формировать на предметной основе представления о кубе, умение распознавать шар и куб в предметах окружающего мира. Постройка-фантазия. Контроль ное упражнен ие Контроль ное упражнен ие 4 Контроль ное Контроль ное упражнен ие Набор № 5, № 5в, №5р, № 6, № 7, № 8, № J1, Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 5в, № 6, № 7, № 8, № J1 Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7. Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 5в, №я5р, № 6, № 7, № 8, № J1 Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 Апре ль Май «Сложи пирамидку» 4 Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев. Знакомить детей с количеством предметов. Упражнять детей в нанизывании колец пирамидки на стержень. Научить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Формировать умения находить их в окружающей действительности в ходе сюжетно-ролевой игры. Контроль ное упражнен ие «Найди предмет такой же по форме» 4 «Умею- не умею» 2 Учить умению обыграть сделанные во время занятия постройки дом, башня, животное по схеме на выбор и т.д. в ходе сюжетно – ролевой игры. Контроль ное упражнен ие «Угости 2 маленького и большого зайца морковкой» Закрепить умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Закреплять название геометрических фигур. Контроль ное упражнен ие «В мире цифр и фигур» 4 Формировать умение раскладывать предметы в возрастающем порядке; закреплять представлений о геометрических фигурах, развитие памяти, внимания. Контроль ное упражнен ие Путешествен ники 2 Формировать умение собирать объект из частей, закреплять знания о геометрических фигурах. Контроль ное упражнен ия Промежуточна я аттестация 2 Выполнение контрольного упражнения Наблюден ие за игровой деятельно стью Контроль ное упражнен ие Набо р№ 9, № J1, № J2 Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7 Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 5в, № 5р Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7 Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 5в, № 5р Набор №2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 5в, № 5р Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселые фантазёры» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. модуль 2. «Базовый»: «Веселые фигуры», предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы. Цель модуля: Формирование и развитие у детей математических представлений, посредством игрового набора «Дары Фрёбеля». Задачи: Образовательные: - сформировать у детей представления о объёмных геометрических фигурах; - сформировать навыки количественного и качественного счета до 5. Развивающие: - развивать умение различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб); - развивать умение объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; - развивать умение определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же. Воспитывающие: - способность и готовность к самовыражению; - развивать умение работать в паре, создавать общие постройки, объекты. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - самостоятельности мышления; Наиболее распространенные методы организации занятия: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный; - Метод стимулирования и мотивации; - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях Планируемый результат Образовательные: - дети знают и называют объёмные геометрические фигуры; - знают цифру 5 и умеют определять количественный счет. Развивающие: - развито умение различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб); - развито умение объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; - развито умение определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же. Воспитывающие: - способны и готовы к самовыражению; - развито умение работать в паре, создавать общие постройки, объекты. Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 1. 2. 3. 4. 5. «Мир фигур» «Ориентировка в пространстве» «Счет до 5» «Шар» «Куб» 6 7 8 8 6 1 1 1 1 1 5 6 7 7 5 6. 7. 8. 9. 10. «Цилиндр» «Призма» «Мы играем» «Мы строители» Промежуточная аттестация Всего учебных часов: 9 10 7 9 2 72 1 1 1 1 9 8 9 6 8 2 63 Календарно-тематическое планирование Меся Тема Ча занятия сы «Пианино» 1 Содержание деятельности Примечание Форма контроля ц обуче ния Сент ябрь «Вверх дном» 2 Развитие музыкально-сенсорного восприятия: умения вслушиваться, выделять, разделять, сравнивать отдельные выразительные отношения музыкальных звуков. Реализация самостоятельной музыкальной деятельности. Усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлениях об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. 2 Контрольн Набор № 3, 4,5, ое 5в, 5р, 6,7 упражнени е Контрольн Набор № 5, 6, J1, ое J2, упражнени е «Кормушка 2 для птиц» Октя «Одного брь поля 2 ягоды» «Домики 1 для поросят» «Кот, 2 петух и лиса» Нояб «Что в рь мешочке? 2 Воспитание эмоциональноотзывчивого отношения к природе; формирование представлений об объектах окружающего мира, развитие интереса к совместным играм; усвоение норм поведения, реализация самостоятельной творческой деятельности. Развитие представлений об объектах окружающего мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, формирование познавательных действий, Выложить домик из палочек разной длины и определенного цвета. Педагог предлагает детям обыграть сделанную во время занятия постройку. Контрольн Набор № 2, 3, 4, 5, ое 6, 7, 8, 9, 10, J1 Формировать умение соотносить цифру 4 с количеством. Уметь сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой, используя слова: столько…сколько…поровну. Продолжать знакомство с формами и свойствами предметов. Учить определять на ощупь круг, квадрат. Контрольн Набор №5, №6, № ое 7 упражнени е Контрольн Набор № 3, 4, 5, 6, ое 7, 8, 9, 10 упражнени е Контрольн Набор № 8, № 9, ое № 5в упражнени е упражнени е Контрольн Набор № 3, № 4, ое №5, № 6 Круг или упражнени квадрат» е «Воздушн 1 ый Учить придавать движение шарику, развивать координацию движений. футбол» Контрольн Набор № 1, № 2, ое №3 упражнени е «Теремок 2 из кубов» Знакомить с названиями геометрической фигуры квадрат, научить складывать теремок. Контрольн Набор № 3, № 4, ое №5, № 6, №7, №8 упражнени е «Хозяюшк а» 2 Работать парами. Развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере). Учить отличать круг от квадрата. 3 Контрольн Набор№ 2, № 7, ое № 8, № 9, № 10 упражнени е Дека «Назови брь геометриче Развивать элементарные математические представления (круг, квадрат, треугольник). Контрольн Набор № 2, № 3, ое № 4, № 5, № 6, № скую упражнени 7 фигуру» е «Мы 2 2 играем» «Обводим 2 фигуры» Конструировать объект постройку: дом, мост, крепость, транспорт по схеме способом наложения. Использует детали с учетом их свойств (цвет, форма, величина, размещение в пространстве) Развивать координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. По схеме обводим фигуры. Контрольн Набор № 2, № 3, ое № 4, № 5, № 6, № упражнени 7, № 8 е Контрольн Набор № 1, № 2, ое № J1, № 10 упражнени е «Весёлый 2 праздник» Янва «Кран» 2 рь «Любима я 2 Работа парами. Развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере). Используя треугольник, круг и квадрат сконструировать новогоднюю елку. Контрольн Набор № 2, № 3, ое № 4, № 5, № 6, № упражнени 7, № 8, № J1, Умение считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке и соотносить цифру с количеством, умение сравнивать предметы, выявлять закономерность; закрепление пространственных представлений: ближе, дальше. Построить кран по схеме. Продолжить знакомить с формой и цветами фигур. Контрольн игрушка» е ое упражнени е Контрольн ое упражнени е 4 Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 5в, № 5р Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 5в, № 5р «Наша 2 площадка» Февр «Приглаша аль ем в гости» «За 1 2 покупками Формировать представление о прямоугольнике, умение находить прямоугольник в предметах окружающей обстановке, закреплять представление о круге, квадрате, треугольнике, формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерности в расположении фигур и продолжать ее. Постройка по собственному замыслу. Контрольн Набор № 2, № 3, ое № 4, № 5, № 6, № упражнени 7, № 5в, № 5р Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности. Работать в парах, учить конструировать дом вместе в ходе сюжетно-ролевой игры. Обводить фигуры на листе бумаги карандашом. Соотносить форму фигуры с предметом на схеме. Контрольн Набор № 2, № 3, ое № 4, № 5, № 6, № упражнени 7, № 8 » е е Контрольн Набор № 2, № 3, ое № 4, № 5 упражнени е «Золушка» Март «Что в 2 2 мешочке?» «Цветы для мамы» 1 Развивать интереса к совместным играм, формировать первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира. Развивать фантазию. Контрольн Набор № 2, № 3, ое № 4, № 5, № 5в Продолжать знакомство с формами и свойствами предметов. Учить определять на ощупь круг, квадрат, треугольник. Повторение понятий много или мало. Контрольн Набор № 4, № 5, ое упражнени № 6, № 7, № 8 Погружать в тему и предлагать коллективно (подгруппами) сконструировать объект из имеющегося материала. Учить умению обыграть сделанные во время занятия постройки. Формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере). Сотрудничать с другими в процессе выполнения коллективной творческой работы. Контрольн Набор № 2, № 3, ое № 4, № 5, № 5в, упражнени №я5р, № 6, № 7, е № 8, № J1, 5 упражнени е е «Магазин» Апре «Сложи ль пирамидку 2 2 » «Дорожка 2 для Машеньки » «Найди 2 предмет такой же по форме» «Веселая 2 карусель» Формировать на предметной основе представления об овале, уметь находить предметы овальной формы, закрепление счета в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством. Формировать первичные представления о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развивать мелкую моторику, воображение, творческую активность. Развивать координацию движения рук и мелкую моторику пальцев. Знакомить детей с количеством предметов. Упражнять детей в нанизывании колец пирамидки на стержень. Контрольн Набор № 2, № 3, ое № 4, № 5, № 5в, упражнени №я5р, № 6, № 7, е № 8, № J1, Контрольн Набор № 9, № J1, ое № J2 Научить слушать сказку, складывать дорожку и прокатывать шарик в правильном направлении. Формировать понятия: «вперед, назад». Контрольн Научить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Формировать умения находить их в окружающей действительности в ходе сюжетно-ролевой игры. Контрольн Набор № 2, № 3, ое № 4, № 5, № 6, № упражнени 7 Закреплять счет в пределах 6, умение считать в прямом и обратном порядке; знание цифр от 1-6. Контрольн Набор № 4, № 5, ое № 6, № 7, № 5в, упражнени № 5р упражнени е Набор № 1 ое упражнени е е е Май «Угости маленького и большого зайца морковкой » «Почини одежду лисятам» 2 2 Закрепить умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Закреплять название геометрических фигур. Контрольн ое упражнени е Набор № 4, № 5, Закреплять различать цвета и использовать названия цветов в речи. Контрольн ое упражнени е Набор № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9 6 № 6, № 7 «Глупый 2 мышонок» «Путешест 2 венники» Промежуто чная аттестация 2 Закреплять прямой и обратный счет в пределах 7, знание цифр; формировать пространственные отношения: на, над, под; уметь сравнивать предметы по длине; закреплять умение строить по схеме. Закреплять счет в пределах 7, прямой и обратный, уметь соотносить цифру с количеством; формировать пространственные представления: слева, справа, посередине, над, под. Формировать умение собирать объект из частей, закреплять знания о геометрических фигурах. Контрольн Набор № 2, № 3, ое № 4, № 5, № 6, упражнени е Контрольн Набор № 2, № 3, ое № 4, № 5, № 6, № упражнени 7, № 8, № 9 е Контрольн ое упражнени е Наблюдени е за игровой деятельнос тью Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселые фантазёры» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 3. «Мир конструирования», предлагает решение таких заданий и задач, для которых необходимо использование сложных знаний. Продвинутый уровень существенно углубляет изучаемый материал, предполагает доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы, открывает перспективы их творческого применения. Данный уровень позволяет проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Цель модуля: формировать навыки индивидуального и совместного конструирования и развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач. Задачи: Образовательные: - сформировать умение читать простые схемы и строить по образцу; - сформировать навыки количественного и качественного счета до 8; - сформировать умение строить постройку по собственному замыслу. Развивающие: - развивать продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач; - развивать творческое воображение и образное мышление. Воспитывающие: - способность и готовность к самовыражению; - развивать умение работать в паре, создавать общие постройки, объекты. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - самостоятельности мышления; Наиболее распространенные методы организации занятия: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный; - Метод стимулирования и мотивации; - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях Планируемый результат Образовательные: - умеют читать простые схемы и строить по образцу; - получены навыки количественного и качественного счета до 8; - умеют строить постройку по собственному замыслу. Развивающие: - развито продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач; - развито творческое воображение и образное мышление. Воспитывающие: - способны и готовы к самовыражению; - умеют работать в паре, создавать общие постройки, объекты. Учебно-тематический план № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Название темы Количество часов «Плоские фигуры» «Объёмные фигуры» «Движение объемных фигур» «Счетные палочки» «В мире цифр» «Мы играем» «Мы строители» «Мы инженеры» Промежуточная аттестация Всего учебных часов: всего теория практика 4 4 4 4 4 6 4 4 2 36 1 1 1 1 1 1 1 1 9 3 3 3 3 3 5 4 4 2 28 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема занятия Часы обучения Сентябрь «Вверх дном» «Путаница» Октябрь «Одного поля ягоды» 2 2 1 Содержание Форма деятельности аттестации формирование, первичных представлениях об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения. развитие представлений об объектах окружающего мира, Контрольное упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Примечание Набор № 5, 6, J1, J2, Набор № 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10 Набор № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 «Звонкий мяч» «Поймай шарик» «У нас дома» Ноябрь «Что в мешочке? 1 1 1 1 Круг или квадрат» «Воздушный футбол» 1 развитие познавательноисследовательской деятельности, расширение кругозора, формирование познавательных действий, развитие речевого творчества Формирование представлений о понятиях «много» и «один», умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Развитие умение сравнивать предметы по цвету, выявление закономерности в изменении цвета Раскачивание шара в разные стороны приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз». Научить координации движений и уметь ловить поймать мяч. Научить складывать из палочек мебель и повторять названия мебели. Учить соотносить фигуру со схемой мебели по форме. Продолжать знакомство с формами и свойствами предметов. Учить определять на ощупь круг, квадрат. Учить придавать движение шарику, развивать координацию движений Контрольное Набор № 1 упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Набор № 1, Набор № 2 Набор № 1, Набор №5, Набор №6, Набор № 7 Набор № 3, Набор № 4, Набор №5, Набор № 6 Набор № 1, Набор № 2 «Ищем друга» «Хозяюшка» Декабрь «Назови 1 1 1 геометрическую фигуру» «Вертолётчик» «Мы играем» «Радужные палочки» 1 1 1 Учить накладывать знакомую фигуру на рисунок схемы. Определять по форме и цвету. Повторение понятий много или мало. Работать парами. Развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере). Учить отличать круг от квадрата. Развивать элементарные математические представления (круг, квадрат, треугольник). Развивать координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. Уметь считать до 2 и соотносить цифры с количеством; формировать представлений: длиннее, короче. Конструировать объект постройку: дом, мост, крепость, транспорт по схеме способом наложения. Использует детали с учетом их свойств (цвет, форма, величина, размещение в пространстве) Уметь строить из палочек предметы по образцу, формировать представления длиннее, короче, формировать умение Контрольное Набор №8 упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Набор№ 2, Набор № 7, Набор № 8, Набор № 9, Набор № 10 Набор № 5, Набор № 6, Набор № 7 Набор № 6, Набор № 7, Набор № 5в, Набор № 5р Набор № 3, Набор № 6, Набор № 7, Набор № 8, Набор № 5в, Набор № 5р Набор № 2, Набор № 3, Набор № 4, Набор № 5, Набор № 6, Набор № 7, Январь «Счетные 1 палочки» «Кран» «Наша площадка» 1 1 находить признаки сходства и различия предметов, выявление закономерности в расположении фигур. Овладение счетными навыками (способ, который используется при пересчете: глазами, дотрагивается рукой, используется движение головой, переставляет фигуры в ряд). Умение считать в пределах 3 в прямом и обратном порядке и соотносить цифру с количеством, умение сравнивать предметы, выявлять закономерность; закрепление пространственных представлений: ближе, дальше. Построить кран по схеме. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерности в расположении фигур и продолжать ее. Постройка по собственному замыслу. Контрольное Набор № 8 упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Набор № 2, Набор № 3, Набор № 4, Набор № 5, Набор № 6, Набор № 7, Набор № 5в, Набор № 2, Набор № 3, Набор № 4, Набор № 5, Набор № 6, Набор № 7, Набор № 5в, Набор № 5р Февраль «Приглашаем в 2 гости» «Любимая 1 игрушка» «Радостный день» Март «Что в мешочке?» «Кошкин дом из кубов» 1 1 1 представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере). Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками. Работать в парах, учить конструировать дом вместе в ходе сюжетно-ролевой игры. Продолжать знакомить с формой и цветами фигур. Учить соотносить форму и цвет с картинкой на схеме. Формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками Продолжать знакомство с формами и свойствами предметов. Учить определять на ощупь круг, квадрат, треугольник. Повторение понятий много или мало. Знакомить с названиями геометрической фигуры куб, научить складывать домик. Контрольное упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Набор № 2, Набор № 3, Набор № 4, Набор № 5, Набор № 6 Набор № 5, Набор № 6, Набор № 7, Набор № 8, Набор № J1, Набор № 2, Набор № 3, Набор № 4, Набор № 5, Набор № 6, Набор № 7, Набор № 8, Набор № 9 Набор № 5, Набор № 6, Набор № 7, Набор № 8, Набор № J1, Набор № 2, Набор № 3, Набор № 4, Набор № 5, Набор № 6 «Пианино» Апрель «Загадочные 2 1 пуговки» «Найди предмет 2 такой же по форме» «Космос» 1 Знакомить с образованием числа 8 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 4элементов, считать до 8; знакомить с цифрой 8 как символом, обозначающим пять предметов; закрепление временных отношений раньше, позже. Закрепить умение различать цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Развивать умение соотносить предметы одного цвета. Соотносить цвет палочки с цветом круга-пуговки. Формировать умения находить их в окружающей действительности в ходе сюжетноролевой игры. Обучать умению выразительно передавать образы окружающего мира, развивать воображение. Постройка ракеты в ходе игры. Контрольное упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Контрольное упражнение Набор № 2, Набор № 3, Набор № 4, Набор № 5, Набор № 8, Набор № 9 Набор № 9, Набор № 10, Набор № J1, Набор № J2 Набор № 2, Набор № 3, Набор № 4, Набор № 5, Набор № 6, Набор № 7 Набор № 5в, Набор №я5р, Набор № 6, Набор № 7, Набор № 8, Набор № J1, обратном порядке; знание цифр от 1-8. Май «Волшебники 1 » «В мире цифр и 2 фигур» Промежуточная аттестация 2 Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, закрепление знаний о геометрических фигурах: шар, цилиндр, куб Контрольное Формировать умение раскладывать предметы в возрастающем порядке; закреплять представлений о геометрических фигурах, развитие памяти, внимания. Развивать координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. Контрольное упражнение упражнение Контрольное упражнение Наблюдение за игровой деятельностью Набор № 7, Набор № 5в, Набор № 5р Набор № 2, Набор № 4, Набор № 2, Набор № 3, Набор № 4, Набор № 5, Набор № 6, Набор № 7, Набор № 5в, Набор № 5р