Нормы профессиональной этики БМАУДО ЦДТ

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 1
от «16» января 2025г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор БМАУДО ЦДТ
____________ Комарова Е.В.
Приказ № 11 от «16» января 2025г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о нормах профессиональной этики педагогических работников
Березовского муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Центр детского творчества»
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о нормах профессиональной этики педагогических
работников Березовского муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Центр детского творчества» (далее - ЦДТ) является совокупностью моральных
норм, определяющих их отношение к своему профессиональному долгу и ко всем участникам
образовательных отношений.
1.2. Нормативно-правовой базой разработки настоящего Положения являются
следующие документы:
Конституция Российской Федерации; Конвенция ООН о правах ребенка; Национальный
проект «Образование»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральных законов от 25
декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции»; Правила внутреннего трудового
распорядка работников ЦДТ; Устав ЦДТ; иные локальные нормативные акты и документы,
регламентирующие деятельность дополнительного образования детей.
1.3. Положение представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и
основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности, основанных на
нравственных критериях, а также на международных стандартах и правилах педагогической
деятельности, которым необходимо руководствоваться всем педагогическим работникам,
независимо от занимаемой ими должности.
1.4. Нормы настоящего Положения не должны толковаться как предписывающие или
допускающие нарушение действующего законодательства об образовании.
1.5. Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на
нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном
сознании.
1.6. Знание и соблюдение норм настоящего Положения является нравственным долгом
каждого педагогического работника и обязательным критерием оценки качества его
профессиональной деятельности независимо от занимаемой должности, наличия наград, стажа
педагогической работы.
1.7. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или
поступающий на работу, вправе, изучив содержание настоящего Положения, принять для себя
его нормы или отказаться от педагогической деятельности.
II. Нормы поведения педагогических работников
2.1. Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и
достоинство, присущие их деятельности.
2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники
должны соблюдать следующие принципы:
 профессионализм и законность;
 объективность и взаимоуважение;
 компетентность и ответственность;
 гуманность и демократичность;
 справедливость и честность;

 конфиденциальность

2.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами,
обществом и государством, призваны:
 уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных
отношений;
 исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных
обязанностей;
 проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к
обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
 проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской
Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию
между обучающимися;
 соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод
человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
 придерживаться
внешнего
вида,
соответствующего
задачам
реализуемой
образовательной программы;
 воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или)
развитию детей;
 избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации
педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
 оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности,
прилагать усилия для повышения ее престижа;
 исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном
уровне в целях обеспечения эффективной работы;
 соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою
профессиональную деятельность решений политических, общественных, религиозных
объединений, профессиональных или социальных групп и организаций;
 уведомлять администрацию ЦДТ обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в
целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; соблюдать установленные
действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с
педагогической деятельностью;
 принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению
возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
 быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию и развитию
профессиональных знаний и навыков;
 соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования
ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
 постоянно стремиться к более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися
в сфере их ответственности;
 поддерживать порядок на рабочем месте.
2.4. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
установленных разделом II настоящего Положения, рассматриваются комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, созданной в ЦДТ.
2.5. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
2.6. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических

работников в состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений в обязательном порядке включается представитель выборного органа
соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии).
2.7. Важным показателем профессионализма педагогических работников является
культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли,
придерживаясь следующих речевых норм:
ясности, обеспечивающей доступность, грамотность и простоту в общении;
содержательности,
выражающейся
в
продуманности,
осмысленности
и
информативности обращения;
логичности,
предполагающей
последовательность,
непротиворечивость
и
обоснованность изложения мыслей;
доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к
конкретной ситуации.
2.8. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники
обязаны воздерживаться от:
поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении
педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных
ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету ЦДТ;
пренебрежительных отзывов о деятельности ЦДТ или проведения необоснованных
сравнений его с другими образовательными организациями;
резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими
недостатками человека;
грубости, иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний,
предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному
общению или провоцирующих противоправное поведение;
пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не
соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.
2.9. Педагогическим работникам необходимо принимать меры по обеспечению
безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение
которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих
должностных обязанностей.
2.10. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются
телефонные переговоры, звуковые сигналы мобильных телефонов должны быть отключены.
2.11. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими
работниками, приоритетным является учет интересов ЦДТ в целом.
III. Обязательства педагогических работников перед обучающимися
3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с обучающимися:
признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности
каждого;
выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
обеспечивают поддержку каждому для раскрытия и применения его потенциала;
выбирают такие методы работы, которые поощряют развитие самостоятельности
обучающихся, их инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания
сотрудничать и помогать другим;
при оценке поведения и достижений обучающихся стремятся укреплять их
самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать
мотивацию;
защищают их интересы и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от
физического и (или) психологического насилия;
осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех вопросах,
затрагивающих их интересы;

прививают им ценности, созвучные с международными стандартами прав человека и
культурными традициями;
стремятся стать для них положительным примером;
применяют меры воздействия к обучающимся с соблюдением законодательных и
моральных норм.
3.2. В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники обязаны
воздерживаться от:
навязывания им своих предпочтений;
предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей обучающихся;
требования дополнительной платы (или вознаграждения) за образовательные услуги
(консультации, подготовку к олимпиадам и т.п.);
проведения на занятиях явной политической или религиозной агитации;
употребления алкогольных напитков во время исполнения должностных обязанностей;
курения в помещениях и на территории ЦДТ.
IV. Обязательства педагогических работников
перед родителями (законными представителями) обучающихся
4.1. Педагогические работники должны быть ограждены от излишнего или
неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) обучающихся в вопросы,
которые по своему характеру не входят в их круг обязанностей.
4.2. Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся должны:
консультировать по вопросам образовательного процесса;
выслушивать обращение по проблеме, задавать вопросы в корректной форме;
проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
относиться уважительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам,
оказывать им необходимую помощь;
высказываться в корректной и убедительной форме;
разъяснять при необходимости требования действующего законодательства и локальных
актов по обсуждаемому вопросу;
принимать решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить
координаты полномочного лица).
4.3. В процессе взаимодействия с родителями (законными представителями)
обучающихся педагогические работники не должны:
заставлять их необоснованно долго ожидать приема;
перебивать их в грубой форме;
проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
разглашать высказанное мнение.
4.4. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний,
неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию.
4.5. В случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного представителя)
обучающегося необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное
напряжение, затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
V. Обязательства педагогических работников перед коллегами
5.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
поддерживают атмосферу коллегиальности, уважения их профессионального мнения и
убеждений;
помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим
законодательством и локальными актами;
поддерживают и продвигают их интересы.
5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны
воздерживаться от:

пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или
проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
обсуждения их недостатков и личной жизни;
фамильярности в отношениях с коллегами.
VI. Обязательства педагогических работников перед администрацией
6.1. Педагогические работники обязаны выполнять разумные и правомочные указания
администрации, имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном
действующим законодательством.
6.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны
придерживаться норм профессиональной этики.
VII. Обязательства администрации перед педагогическими работниками
7.1. Администрация должна быть для других педагогических работников образцом
профессионализма, безупречной репутации, формировать благоприятный для эффективной
работы морально-психологический климат.
7.2. Администрация должна делать все возможное для полного раскрытия способностей
и умений каждого педагогического работника.
7.3. Представителям администрации следует:
формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения;
быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего
Положения;
своевременно предоставлять педагогическим работникам полный объем информации,
необходимой для осуществления ими профессиональной деятельности;
оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и
нужды;
регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм
профессиональной этики;
избегать панибратства и фамильярности в отношениях со всеми категориями
педагогических работников, соблюдать нормы речевого этикета;
соблюдать субординацию;
обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной
этики и принятие по ним объективных решений;
способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности ЦДТ в целях
недопущения появления в обществе или у отдельных граждан сомнений в законности действий
педагогических работников.
7.4. Представители администрации не имеют права:
перекладывать свою ответственность на подчиненных;
использовать служебное положение в личных интересах;
проявлять формализм, высокомерие, грубость;
предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства,
землячества, личной преданности, приятельских отношений, религиозной принадлежности;
демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные
полномочия, не соответствующие их статусу;
незаслуженно их поощрять, награждать;
необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
требовать или собирать информацию о личной жизни педагогического работника, не
связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей;
умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки
интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

VIII. Контроль за соблюдением настоящего Положения
8.1. Контроль за соблюдением настоящего Положения, поддержки педагогических
работников, оказания им помощи в вопросах профессиональной этики, а также урегулирования
спорных ситуаций возлагается на директора ЦДТ.
8.2. В своей деятельности администрация руководствуется Конституцией Российской
Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, действующим законодательством об
образовании, Уставом и настоящим Положением.
IX. Ответственность за нарушение настоящего Положения
9.1. Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как неисполнение
или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, которое
учитывается при проведении его аттестации и влечет либо моральное воздействие, либо одно
из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.
X. Срок действия Положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ЦДТ, принимается
на Педагогическом совете и утверждается приказом директора ЦДТ.
10.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.
10.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются в составе новой редакции
Положения. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».