Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.
Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Нескучная каллиграфия»
Возраст учащихся: 7 -11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Байнова А.В.,
педагог дополнительного образования
г. Березовский
Пояснительная записка
Рабочая программа является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Нескучная каллиграфия» и представляет собой календарнотематическое планирование программы на текущий год обучения.
Срок освоения программы - 1 год
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы: развитие навыков осознанного правильного и
четкого письма посредством повышения интереса к каллиграфии; предупреждение и
исправление нарушений в процессе письма.
Исходя из цели программы предусматривается решение следующих задач:
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей возникновения и развития каллиграфии;
- познакомить учащихся с необходимыми инструментами и материалами для занятия
каллиграфией, научить приемам работы с ними;
- научить проводить графический анализ буквы, понимать алгоритм начертания
строчных и заглавных букв;
- отрабатывать каллиграфически правильное написание букв русского алфавита с
соблюдением высоты, ширины и угла наклона при письме;
- обучать применению методов и приемов каллиграфической творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни;
- обучать планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при
необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел, оценивать свою работу.
Развивающие:
- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез,
сравнение);
- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, наблюдательность, внимание;
- способствовать развитию творческого мышления и образного воображения,
познавательных возможностей ребенка;
- развивать умение использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и
сочетаниях;
- развивать умение найти нужную для выполнения поставленной задачи информацию
с использованием дополнительных возможностей сети Интернет.
Воспитательные:
- воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие,
целеустремленность в достижении поставленной цели;
- воспитывать уважительное отношения к иному мнению, к творчеству других.
- поддерживать положительное отношение к процессу письма;
- прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться.
- воспитывать ценностное отношение к своей Родине через изучение традиций
отечественной культуры.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация
на развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- репродуктивный метод,
- метод стимулирования и мотивации,
- метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- метод создания ситуации успеха,
- методы самоконтроля и взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседа;
- выполнение практических работ.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- образцы работ;
- иллюстрации;
- демонстрация выполнения задания на классной доске.
Дидактическое обеспечение:
- листы прописей;
- карточки заданий.
Планируемые результаты
Учащиеся знают:
- историю появления и развития русского письма;
- название и формы основных элементов букв, видов соединений букв в слогах;
- алгоритм начертания строчных и заглавных букв.
Учащиеся умеют:
- соблюдать санитарно-гигиенические условия письма, организовывать свое рабочее
место для практической работы, бережно относиться учебному оборудованию и
используемым материалам;
- каллиграфически правильно писать буквы русского алфавита с соблюдением
высоты, ширины и угла наклона при письме;
- использовать в письме традиционные и современные каллиграфические
инструменты и материалы;
- анализировать, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- контролировать свою деятельность в процессе выполнения задания;
- самостоятельно выбирать вариант решения творческой задачи;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- применять методы и приемы каллиграфической творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
Личностные результаты:
- познавательный интерес к языковой и речевой деятельности,
- отношение к письму как к творчеству, способу самовыражения;
- трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- проявление образного мышления, воображения, фантазии, творческих
способностей;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- уважительное отношения к иному мнению, к творчеству других;
- стремление к координации при выполнении коллективных работ;
- ценностное отношение к своей Родине через изучение традиций отечественной
культуры.
Учебный (тематический) план
на 2025-2026 учебный год
№
п/п
Количество часов
Название темы
Формы
аттестации/
контроля
всего
теория
практ.
1. 1Понятия «письменность», «каллиграфия»,
. история каллиграфии. Диагностический
диктант.
2. 2Гигиенические требования к письму.
. Пальчиковая гимнастика «Пальчиковый
театр». Развитие мелкой моторики рук,
обведение рисунков по контуру
3. 3Основы правильного владения рукой во
. время письма. Элементы букв. Работа в
прописях (палочки, крючки). Обведение
линий, штриховка и раскрашивание
4. 4Работа в прописях (овал, полуовал).
. Прямолинейные узоры по клеткам
1
0,5
0,5
Пед. наблюдение,
анализ работ
1
0,5
0,5
Практич. работа,
пед. наблюдение
1
0,5
0,5
Пед. наблюдение,
самоконтроль
1
-
1
Работа в прописях (элементы букв С, Ж,
Х, Б, х, ж). Штриховка геометрических
фигур в разных направлениях. Линейные
узоры
Работа в прописях (элементы букв З, Е, т,
п). Упражнение «Собираем осенний
гербарий»
Работа в прописях (элементы букв И, Ш,
Щ, Ц, г, р). Криволинейные узоры
Работа в прописях (элементы букв Л, М,
Я, Г, П, Т, д, у, з). Штриховка
геометрических
фигур
в
разных
направлениях
Творческая работа. Открытка «Зимняя
сказка»
Работа в прописях (элементы букв Н, К,
Ю, Б, В, Ц, Щ). Безотрывное рисование
спирали
по
контуру
«Лабиринт».
Уменьшающиеся и увеличивающиеся
фигуры
Работа в прописях (элементы букв Д, Н, К,
к). «Волшебные» картинки с мелкими
элементами
Работа в прописях (элементы букв Т, П, Б,
Р, ж, б). Картинки в стиле «дудлинг»
«Зимние забавы»
Работа в прописях (элементы букв Ж, Д, ч,
ъ, н, ю). Рисование и раскрашивание Деда
Мороза по клеткам неудобной рукой
Работа в прописях (алфавит). Творческая
коллективная работа «Доска желаний»
1
-
1
Пед. наблюдение,
самоконтроль и
самопроверка
Пед. наблюдение,
взаимоанализ работ
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
Практич работа,
пед. наблюдение
1
-
1
1
-
1
1
-
1
Пед. наблюдение,
игра, презентация
работ
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль
Практич. работа,
коллективная
творческая
деятельность
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль
Пед. наблюдение,
взаимопроверка
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль
Творческая работа,
презентация работ
Пед. наблюдение,
анализ работ
15. Творческая работа. Открытка-магнит
«Новогоднее поздравление»
16. Работа в прописях (буквы А, Б).
Графический диктант «Что за зверь?»
1
-
1
1
0,5
0,5
17. Работа в прописях (буквы В,
Криволинейные узоры по образцу
Г).
1
-
1
18. Работа в прописях (буквы Д, Е).
Начертание по криволинейным строчкам
«Качаясь на волнах»
19. Творческая работа. Открытка ко Дню
влюбленных
20. Работа в прописях (буквы Ж, З). Картинки
животных по клеткам «Зоопарк»
1
-
1
1
-
1
1
-
1
21. Работа в прописях (буквы
Рисование неудобной рукой
К).
1
-
1
22. Творческая работа. Открытка к 23
февраля - Дню защитника Отечества.
Использование брашпена
23. Работа в прописях (буквы Л, М).
Использование линера
24. Творческая работа. Открытка к 8 марта
1
-
1
1
-
1
1
-
1
25. Работа в прописях (буквы Н, О). Узоры в
квадратах «Восточный ковер»
26. Работа в прописях (буквы П, Р).
Орнаментальные узоры «Я люблю
каллиграфию»
27. Работа в прописях (буквы С, Т). Рисунок в
стиле «дудлинг» «Солнечные зайчики»
1
-
1
1
-
1
1
-
1
28. Работа в прописях (буквы
Пейзажная картина «Весна»
Ф).
1
-
1
29. Работа в прописях (буквы Х, Ц).
Геометрические узоры (сложные) по
клеткам
1
-
1
30. Практическая работа. Поделка к Светлой
Пасхе
31. Работа в прописях (буквы Ч, Ш). Рисунок
в технике «зентангл»
32. Работа в прописях (буквы Щ, ъ, ы, ь).
Картины-иллюзии «Шахматное сердце»,
«Рука моряка»
33. Работа в прописях (буквы Э, Ю).
Открытка к Дню Победы
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
И,
У,
Творческая работа,
выставка работ
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль и
самопроверка
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль
Пед. наблюдение,
самоконтроль
Творческая работа,
выставка работ
Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль
Творческая работа,
практич. работа
Практич. работа,
пед. наблюдение
Творческая работа,
презентация работ
Практич. работа,
пед. наблюдение
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль
Практич. работа,
пед. наблюдение,
презентация работ
Коллективная
творческая
деятельность,
взаимоконтроль,
пед. наблюдение
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоанализ и
самоконтроль
Творческая работа,
презентация работ
Творческая работа,
самоанализ
Практич. работа,
игра, выставка
работ
Творческая работа,
презентация работ
34. Работа
в
прописях
(буква
Я).
Контрольный диктант. Письмо по
непараллельным
строчкам
«Ура,
каникулы!»
35. Математическая
каллиграфия.
Игра
«Какая прическа у Лета?»
36. Открытое отчетное занятие «Сами с
усами»
ИТОГО
1
-
1
1
-
1
1
-
1
36
2
34
Контрольная
работа, пед.
наблюдение, анализ
работ
Практич. работа,
игра
Презентация,
выставка работ,
игра
Календарно-тематический план
Месяц
Сентябрь
№
п/п
1.
2.
3.
Октябрь
Название темы
Содержание занятий
Понятия
«письменность»,
«каллиграфия»,
история
каллиграфии.
Диагностический диктант.
Гигиенические требования к
письму.
Пальчиковая
гимнастика
«Пальчиковый
театр».
Развитие
мелкой
моторики
рук,
обведение
рисунков по контуру
Основы правильного владения
рукой во время письма.
Элементы букв. Работа в
прописях (палочки, крючки).
Обведение линий, штриховка и
раскрашивание
История
возникновения
и
развития
письменности. История каллиграфии.
Проведение диагностического диктанта
1
Пед. наблюдение,
анализ работ
Разминка пальцев рук - пальчиковая гимнастика.
Правила положения тела и рук при письме.
Упражнения для осанки и развития мелкой
моторики рук. Рисование на печатной основе,
обведение рисунков по контуру
1
Практич. работа,
пед. наблюдение
Демонстрация правильного владения рукой во
время письма. Основные элементы букв.
Тренировка правильного владения рукой во
время письма. Работа в печатных прописях:
написание элементов букв - палочек, крючков.
Упражнения для развития свободных движений
руки: штриховка (вертикальная, горизонтальная,
косая) геометрических фигур, раскрашивание
Пальчиковая гимнастика. Работа в прописях:
написание элементов букв - овала, полуовала.
Анализ изображений, нахождение в них
элементов букв. Выполнение прямолинейных
узоров по клеткам. Рассмотрение образцов
узоров, уяснение алгоритма работы
Пальчиковая гимнастика. Работа в прописях:
анализ и написание элементов букв С, Ж, Х, Б, х,
ж по алгоритму. Штриховка геометрических
фигур в разных направлениях. Выполнение на
классной доске по образцу узоров из линий,
уяснение алгоритма работы
Пальчиковая гимнастика. Работа в прописях:
анализ и написание элементов букв З, Е, т, п по
алгоритму. Рисование на классной доске двумя
1
Пед. наблюдение,
самоконтроль
1
Пед. наблюдение,
самоконтроль
и
самопроверка
1
Пед. наблюдение,
самоанализ,
взаимоанализ
работ
1
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль
4.
Работа в прописях (овал,
полуовал).
Прямолинейные
узоры по клеткам
5.
Работа в прописях (элементы
букв С, Ж, Х, Б, х, ж).
Штриховка
геометрических
фигур в разных направлениях.
Линейные узоры
6.
Работа в прописях (элементы
букв З, Е, т, п). Упражнение
«Собираем осенний гербарий»
Часы
Формы контроля
Примечание
руками симметрично изображений
«Собираем осенний гербарий»
7.
Ноябрь
8.
9.
10.
11.
Декабрь
12.
листьев
Работа в прописях (элементы Пальчиковая гимнастика. Работа в прописях:
букв И, Ш, Щ, Ц, г, р). анализ и выполнение элементов букв И, Ш, Щ,
Криволинейные узоры
Ц,
г,
р
по
алгоритму.
Выполнение
криволинейных узоров в прописях. Выполнение
узоров на классной доске по образцу. Сравнение
написанных элементов с образцом и оценивание
их начертания
Работа в прописях (элементы Пальчиковая гимнастика. Работа в прописях:
букв Л, М, Я, Г, П, Т, д, у, з). анализ и выполнение элементов букв Л, М, Я, Г,
Штриховка
геометрических П, Т, д, у, з. Проговаривание последовательности
фигур в разных направлениях
написания.
Выполнение
штриховки
геометрических фигур в разных направлениях.
Выполнение по образцу на печатной основе
узоров из линий
Творческая работа. Открытка Подготовка рабочего места, инструментов и
«Зимняя сказка»
материалов. Уяснение требований техники
безопасности, алгоритма выполнения творческой
работы.
Последовательное
изготовление
открытки: приклеивание фона, рисование
гуашью каллиграфической елочки, вырезание
снежинок, оформление работы
Работа в прописях (элементы Пальчиковая гимнастика. Работа в прописях:
букв Н, К, Ю, Б, В, Ц, Щ). анализ и написание элементов букв Н, К, Ю, Б, В,
Безотрывное
рисование Ц, Щ. Проговаривание последовательности
спирали
по
контуру написания. Безотрывное рисование спирали по
«Лабиринт». Уменьшающиеся контуру «Лабиринт». Уменьшающиеся и
и увеличивающиеся фигуры
увеличивающиеся фигуры
Работа в прописях (элементы Работа в прописях: анализ и написание
букв Д, Н, К, к). «Волшебные» элементов букв Д, Н, К, волшебных» картинок с
картинки
с
мелкими мелкими элементами (мандалы).
элементами
Работа в прописях (элементы Работа в прописях: анализ и написание
букв Т, П, Б, Р, ж, б). Картинки элементов букв Т, П, Б, Р, ж, б. Соблюдение
последовательности написания. Оценивание
1
Пед. наблюдение,
самопроверка
1
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль
1
Творческая работа,
презентация работ
1
Пед. наблюдение,
анализ работ
1
Практич
работа,
пед. наблюдение
1
Пед. наблюдение,
игра, презентация
работ
13.
Январь
в стиле «дудлинг» «Зимние
забавы»
Работа в прописях (элементы
букв Ж, Д, ч, ъ, н, ю). Рисование
и раскрашивание Деда Мороза
по клеткам неудобной рукой
14.
Работа в прописях (алфавит).
Творческая
коллективная
работа «Доска желаний»
15.
Творческая работа. Открыткамагнит
«Новогоднее
поздравление»
16.
Работа в прописях (буквы А, Б).
Графический диктант «Что за
зверь?»
своей работы. Рисование (составление) картинки
в стиле «дудлинг» «Веселые каникулы»
Работа в прописях: анализ и написание
элементов букв Ж, Д, ч, ъ, н, ю. Соблюдение
последовательности написания. Оценивание
своей работы. Дорисовывание и раскрашивание
неудобной рукой по клеткам симметричного
изображения Деда Мороза.
Работа в прописях: написание букв алфавита из
изученных
элементов
букв.
Контроль
последовательности движения руки при письме
букв. Сравнение написанных букв с образцом и
оценивание их начертания.
Подготовка рабочего места, инструментов и
материалов для выполнения коллективной
творческой работы «Доска желаний». Уяснение
требований техники безопасности, алгоритма
выполнения
творческой
работы.
Лепка
элементов букв из пластилина, составление из
них новогодних слов на классной доске
Подготовка рабочего места, инструментов и
материалов. Уяснение алгоритма выполнения
творческой работы. Изготовление открыткимагнита с каллиграфической новогодней
надписью, пожеланием
Характеристики изучаемых букв, рассмотрение
правил и последовательности написания букв,
соединений
с
другими
элементами.
Рассмотрение образцов написания заглавных и
строчных букв. Выявление начала письма букв и
последовательность движения руки при их
записи. Работа в прописях: упражнение в
написании букв А, а, Б, б, проговаривание
последовательности движения руки при письме.
Отработка правильной формы строчных и
заглавных букв. Использование способов
соединения изучаемых букв с элементами и
1
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль
1
Практич. работа,
коллективная
творческая
деятельность
1
Творческая работа,
выставка работ
1
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль
и
самопроверка
Февраль
17.
Работа в прописях (буквы В, Г).
Криволинейные узоры по
образцу
18.
Работа в прописях (буквы Д, Е).
Начертание по криволинейным
строчкам «Качаясь на волнах»
19.
Творческая работа. Открытка
ко Дню влюбленных
другими буквами. Сравнение написанных букв,
слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания. Выполнение графического диктанта
«Угадай, кто я?»
Работа в прописях: рассмотрение правил
написания букв В, в, Г, г, элемента «шапочка».
Упражнение в написании букв, проговаривание
последовательности движения руки при письме.
Отработка правильной формы строчных и
заглавных букв. Использование способов
соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами. Контроль высоты больших и
малых элементов, их письмо в строчке на
одинаковом расстоянии. Сравнение написанных
букв, слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания. Выполнение криволинейных узоров
по образцу.
Работа в прописях: рассмотрение правил
написания букв Д, д, Е, е. Упражнение в
написании
букв,
проговаривание
последовательности движения руки при письме.
Отработка правильной формы строчных и
заглавных букв. Использование способов
соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами. Контроль высоты больших и
малых элементов, их письмо в строчке на
одинаковом расстоянии. Сравнение написанных
букв, слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания.
Начертание
знаков
по
криволинейным строчкам «Качаясь на волнах»
Подготовка рабочего места, инструментов и
материалов. Уяснение требований техники
безопасности, алгоритма выполнения творческой
работы.
Демонстрация
примеров
поздравительных
открыток,
«валентинок»
Последовательное
изготовление
открытки:
вырезание, наклеивание, каллиграфическая
1
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль
1
Пед. наблюдение,
самоконтроль
1
Творческая работа,
выставка работ
20.
Работа в прописях (буквы Ж,
З). Картинки животных по
клеткам «Зоопарк»
21.
Работа в прописях (буквы И,
К). Рисование неудобной рукой
22
Творческая работа. Открытка к
23 февраля - Дню защитника
Отечества. Использование
брашпена
надпись, оформление
Работа в прописях: рассмотрение правил
написания букв Ж, ж, З, з. Упражнение в
написании
букв,
проговаривание
последовательности движения руки при письме.
Отработка правильной формы строчных и
заглавных букв. Использование способов
соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами. Контроль высоты больших и
малых элементов, их письмо в строчке на
одинаковом расстоянии. Сравнение написанных
букв, слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания. Рисование и раскрашивание
картинок животных по клеткам «Зоопарк»
Работа в прописях: рассмотрение правил
написания букв И, и, К, к. Упражнение в
написании
букв,
проговаривание
последовательности движения руки при письме.
Отработка правильной формы строчных и
заглавных букв. Использование способов
соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами. Контроль высоты больших и
малых элементов, их письмо в строчке на
одинаковом расстоянии. Сравнение написанных
букв, слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания. Рисование неудобной рукой второй
половинки симметричного изображения
Подготовка рабочего места, инструментов и
материалов. Уяснение требований техники
безопасности, алгоритма выполнения творческой
работы.
Демонстрация
примеров
поздравительных открыток к Дню защитника.
Упражнение в использовании специального
инструмента - брашпена. Последовательное
изготовление открытки: рисование брашпеном,
каллиграфическая надпись, оформление
1
Практич. работа,
самоконтроль, пед.
наблюдение
1
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль
1
Творческая работа,
практич. работа
Март
23
24
25
Работа в прописях (буквы Л,
М). Использование линера
Работа в прописях: рассмотрение правил
написания букв Л, л, М, м. Упражнение в
написании
букв,
проговаривание
последовательности движения руки при письме.
Отработка правильной формы строчных и
заглавных букв. Использование способов
соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами. Контроль высоты больших и
малых элементов, их письмо в строчке на
одинаковом расстоянии. Сравнение написанных
букв, слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания.
Выполнение
криволинейных
элементов
по
образцу
специальным
инструментом – линером
Творческая работа. Открытка к Подготовка рабочего места, инструментов и
8 марта
материалов. Уяснение требований техники
безопасности, алгоритма выполнения творческой
работы.
Демонстрация
примеров
поздравительных открыток к 8 марта.
Последовательное
изготовление
открытки:
рисование
линером,
брашпеном,
каллиграфическая надпись, моделирование
мимозы из гофрированной бумаги, оформление
Работа в прописях (буквы Н,
Пальчиковая гимнастика. Работа в прописях:
О). Узоры в квадратах
рассмотрение правил написания букв Н, н, О, о.
«Восточный ковер»
Упражнение в написании букв, проговаривание
последовательности движения руки при письме.
Отработка правильной формы строчных и
заглавных букв. Использование способов
соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами. Контроль высоты больших и
малых элементов, их письмо в строчке на
одинаковом расстоянии. Сравнение написанных
букв, слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания.
Выполнение брашпеном узоров в квадратах
«Восточный ковер»
1
Практич. работа,
пед. наблюдение
1
Творческая работа,
презентация работ
1
Практич. работа,
пед. наблюдение
Апрель
26
Работа в прописях (буквы П,
Р). Орнаментальные узоры «Я
люблю каллиграфию»
27
Работа в прописях (буквы С,
Т). Рисунок в стиле «дудлинг»
«Солнечные зайчики»
28
Работа в прописях (буквы У,
Ф). Пейзажная картина
«Весна»
Работа в прописях: рассмотрение правил
написания букв П, п, Р, р. Упражнение в
написании
букв,
проговаривание
последовательности движения руки при письме.
Отработка правильной формы строчных и
заглавных букв. Использование способов
соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами. Контроль высоты больших и
малых элементов, их письмо в строчке на
одинаковом расстоянии. Сравнение написанных
букв, слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания.
Выполнение
линером
орнаментальных узоров по образцу «Я люблю
каллиграфию»
Работа в прописях: рассмотрение правил
написания букв С, с, Т, т. Упражнение в
написании
букв,
проговаривание
последовательности движения руки при письме.
Отработка правильной формы строчных и
заглавных букв. Использование способов
соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами. Контроль высоты больших и
малых элементов, их письмо в строчке на
одинаковом расстоянии. Сравнение написанных
букв, слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания. Стиль «дудлинг».
Дудлинг из
криволинейных элементов «Солнечные зайчики»
Работа в прописях: рассмотрение правил
написания букв У, у, Ф, ф. Упражнение в
написании
букв,
проговаривание
последовательности движения руки при письме.
Отработка правильной формы строчных и
заглавных букв. Использование способов
соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами. Контроль высоты больших и
малых элементов, их письмо в строчке на
одинаковом расстоянии. Сравнение написанных
1
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоконтроль
1
Практич. работа,
пед. наблюдение,
презентация работ
1
Коллективная
творческая
деятельность,
взаимоконтроль,
пед. наблюдение
Май
29
Работа в прописях (буквы Х,
Ц). Геометрические узоры
(сложные) по клеткам
30
Практическая работа. Поделка
к Светлой Пасхе
31
Работа в прописях (буквы Ч,
Ш). Рисунок в технике
«зентангл»
букв, слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания.
Коллективное
раскрашивание
линиями и точками (техника зен-арт) на классной
доске пейзажной картины «Весна»
Работа в прописях: рассмотрение правил
написания букв Х, х, Ц, ц. Упражнение в
написании
букв,
проговаривание
последовательности движения руки при письме.
Отработка правильной формы строчных и
заглавных букв. Использование способов
соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами. Контроль высоты больших и
малых элементов, их письмо в строчке на
одинаковом расстоянии. Сравнение написанных
букв, слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания.Выполнение геометрических узоров
разной сложности по клеткам
Подготовка рабочего места, инструментов и
материалов. Уяснение требований техники
безопасности,
алгоритма
выполнения
практической
работы.
Последовательное
изготовление поделки к Светлой Пасхе пасхальное яйцо 6 в 1: вырезание, раскрашивание
брашпеном, склеивание
Работа в прописях: рассмотрение правил
написания букв Ч, ч, Ш, ш. Упражнение в
написании
букв,
проговаривание
последовательности движения руки при письме.
Отработка правильной формы строчных и
заглавных букв. Использование способов
соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами. Контроль высоты больших и
малых элементов, их письмо в строчке на
одинаковом расстоянии. Сравнение написанных
букв, слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания. Рисование линером несложных
картинок в технике «зентангл»
1
Практич. работа,
пед. наблюдение,
самоанализ
и
самоконтроль
1
Творческая работа,
презентация работ
1
Творческая работа,
самоанализ
Июнь
32
Работа в прописях (буквы Щ,
ъ, ы, ь). Картины-иллюзии
«Шахматное сердце», «Рука
моряка»
33
Работа в прописях (буквы Э,
Ю). Открытка к Дню Победы
34
Работа в прописях (буква Я).
Контрольный диктант. Письмо
по непараллельным строчкам
«Ура, каникулы!»
Работа в прописях: рассмотрение правил
написания букв Щ, ъ, ы, ь. Упражнение в
написании
букв,
проговаривание
последовательности движения руки при письме.
Отработка правильной формы строчных и
заглавных букв. Использование способов
соединения изучаемых букв с элементами и
другими буквами. Контроль высоты больших и
малых элементов, их письмо в строчке на
одинаковом расстоянии. Сравнение написанных
букв, слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания.
Рисование
брашпеном
картин-иллюзий
«Шахматное сердце», «Рука моряка» и др. (на
выбор)
Работа в прописях: рассмотрение правил
написания букв Э, Ю. Упражнение в написании
букв,
проговаривание
последовательности
движения руки при письме. Отработка
правильной формы строчных и заглавных букв.
Использование способов соединения изучаемых
букв с элементами и другими буквами. Контроль
высоты больших и малых элементов, их письмо
в строчке на одинаковом расстоянии. Сравнение
написанных букв, слогов, слов с образцом и
оценивание их начертания. Творческая работа.
Изготовление открытки к Дню Победы.
Демонстрация
примеров
поздравительных
открыток к Дню Победы. Последовательное
изготовление
открытки:
рисование,
раскрашивание, каллиграфическая надпись,
оформление
Работа в прописях: рассмотрение правил
написания буквы Я. Упражнение в написании
буквы, проговаривание последовательности
движения руки при письме. Отработка
правильной формы строчной и заглавной букв.
1
Практич. работа,
игра,
выставка
работ
1
Творческая работа,
презентация работ
1
Контрольная
работа,
наблюдение,
анализ работ
пед.
35
36
Итого
Использование способов соединения изучаемой
буквы с элементами и другими буквами.
Контроль высоты больших и малых элементов,
их письмо в строчке на одинаковом расстоянии.
Сравнение написанных строчной и заглавной
букв, слогов, слов с образцом и оценивание их
начертания. Проведение контрольного диктанта.
Прописывание того же текста, что и в начале
обучения. Сравнительный анализ, оценивание
выполненной
работы.
Письмо
по
непараллельным строчкам. Эссе «Мои успехи в
каллиграфии»
Математическая каллиграфия. Работа в прописях: написание цифр. Сравнение
Игра «Какая прическа у Лета?» написанных цифр с образцом и оценивание их
начертания.
Проведение групповой настольной игры «Какая
прическа у Лета?
Открытое отчетное занятие
Обобщение изученного материала с участием
«Сами с усами»
родителей. Проведение детьми для родителей
мастер-классов по выполнению различных
каллиграфических упражнений. Выставка работ
учащихся.
Фото-презентация
учебной
деятельности. Вручение учащимся сертификатов
об окончании курса
36
1
Практич.
игра
работа,
1
Презентация,
выставка
работ,
игра