Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 6 от 18.08.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 120 от 18.08.2025г.
Рабочая программа
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Безопасность и ребенок»
Модуль 3 «В стране безопасности»
Возраст учащихся: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработала программу:
Лялина Светлана Сергеевна
педагог дополнительного образования
г. Березовский
Рабочая
программа
педагога
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Безопасность и ребенок» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль 3. «В стране безопасности» способствует приобретению и дополнению
знаний о личной гигиене, правильном питании, безопасности на дороге, транспорте, дома.
Закрепление знаний об общении и соблюдении правил поведения с животными, правил
общения на улице с незнакомыми и забота о своем эмоциональном здоровье Модуль
рассчитан на 1 год обучения.
Цель Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового
образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Образовательные:
- Формировать представления и освоение способов безопасного поведения.
- Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о
возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни,
безопасности окружающей природы.
Развивающие:
- Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов
безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другим, правил поведения
в стандартных опасных ситуациях
Воспитательные:
- Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятия.
Наглядные пособия:
Дидактическое обеспечение:
- Сюжетные картинки
- Дидактические игры
Учебно-тематический план модуля
№
1.
Название темы
Количество часов
Ребенок и другие люди
всего
теория
практика
8
2
6
2.
Ребенок и природа
18
2
16
3.
Ребёнок дома
12
3
9
4.
Ребёнок на улице города. ПДД
9
1
8
5.
Пожарная безопасность
7
1
6
6.
Эмоциональное благополучие ребенка
6
2
4
7
Здоровье ребенка
10
3
7
Промежуточная аттестация
2
-
2
Всего учебных часов:
72
14
58
Календарно-тематический план
месяц/
тема
дата/
срок
Сентябрь Ребенок и
4 неделя природа
Октябрь
1 неделя
часы содержание
12
формы
контроля
Беседа на тему «Мир
беседа
природы»; рассматривание
карты мира, глобуса;
загадывание загадок; чтение
стихотворения И. Дайнеко
«Есть на земле огромный
дом».
Д/и с мячом «Живая и
неживая природа»
Чтение письма от
Беседа
Лесовичка, рассматривание
и обсуждение коллажа,
беседа «Как вести себя в
лесу, если потерялся», игра
«Я потерялся», выводы
«Отдыхаем с семьей на
Беседа
природе» Ознакомление детей с
правилами
примечание
Глобус, планета,
земля, суша.
Живая и неживая
природа
Коллаж из сказок
«три медведя,
Маша и медведь,
Снегурочка
безопасного поведения на
природе.
Октябрь
2 неделя
Октябрь
3 неделя
Октябрь
4 неделя
Беседа «Гроза» Знакомство
Беседа
детей с правилами
поведения во время грозы.
Чтение стихотворения
А,Барто «Гроза».
Отгадывание загадок
Правила поведения при
грозе.
Рассматривание картин с
явлением грозы.
Беседа «Лекарственные
Наблюдение
растения»
Плакат «Лекарственные
растения»; иллюстрации с
изображением растений;
игрушки: доктор Айболит,
мишка, зайка;
Беседа «Ядовитые
Наблюдение
растения»
Плакат «Ядовитые
растения»; иллюстрации, на
которых изображены
ядовитые растения и среда
обитания этих растений.
Составление памятки
«Ядовитые растения»
Беседа «Съедобные и
Беседа
Несъедобные грибы»
Загадывание загадок про
грибы; рассматривание
иллюстраций с грибами; п/и
«Белка собирает грибы»;
закрепить правила при
сборе грибов.
К детям в гости приходит Наблюдение
Лесовичок; упражнение на
выражение
эмоций;
упражнение
«Жарко
–
холодно»;
упражнение
дыхательной
гимнастики
«Сильный ветер»; беседа о
строительстве укрытия.
Беседа «Животные — это
беседа
опасность?»
Иллюстрации с
изображением животных.
Гроза
Явление природы
Зверобой, шалфей,
тысячелистник,
календула,
борщевик, волчье
лыко, дурман.
Съедобные,
несъедобные,
подосиновик, опята,
сыроежки, лисички,
мухомор и др
Укрытие, сучья,
шалаш.
Октябрь
5 неделя
Ноябрь
1 неделя
Ноябрь
2 неделя
Ребёнок дома
12
Стихи, загадки, рассказы о Наблюдение
животных. Кроссворд.
Выработка правил
безопасности при общении с
животными (играпутешествие). Игры «Узнай
животное», «Загадочные
рисунки». Практикум
«Первая помощь при
укусах».
Беседа «Что такое
Беседа
экстремальная
ситуация».
Рассматривание
иллюстраций
Рассматривание
Наблюдение
иллюстрированного
материала; д/и «Забавы в
картинках»; беседа о
причинах несчастных
случаях на воде.
.Беседа: «Путешествие в
Беседа
мир электричества
2.Дидактические игры:
«Третий лишний», «Как
избежать неприятностей
дома»;
3 -просмотр презентации: «Электроприборы».
4Загадки об
электроприборах.
5.Просмотр мультфильмов
«Фиксики»
Беседа «Опасные предметы Беседа
дома»
Рассматривание
иллюстративный материал
по теме «Опасные предметы
быта»
Загадывание загадок.
Игра «Подбери игрушку
Танюшке»
1.Беседа «Если ты живёшь в Беседа
многоэтажном доме»
2. Рассматривание
иллюстраций.
Беседа «Опасные предметы Наблюдение
дома»
Рассматривание опасных
предметов.
Д\И «Можно – нельзя»
Укус
Служба спасения,
меры
предосторожности
Электричество
Ток
Шило, булавка,
мясорубка, острые,
колющие и
режущие
предметы.
Ноябрь
3 неделя
Ноябрь
4 неделя
Декабрь
1 неделя
Беседа «Пожароопасные
Наблюдение
предметы»
Карточки с
пожароопасными
предметами, карточки с
простыми и
пожароопасными
предметами.
Беседа «Если ты дома один» Беседа
Ответы детей на вопросы по
данной теме; разобрать
несколько ситуаций;
обобщить ответы детей,
прочитать стихотворение Е.
Тамбовцевой – Широковой
«Кто твой друг и кто твой
враг?»
«Служба 02»
Наблюдение
Иллюстрации из книги С.
Михалкова «Дядя Степа
милиционер»; фотография
на
которой изображены улица
города и постовой
милиционер.
«Скорая помощь»
Беседа
Картина для рассматривания
«Врач оказывает помощь. В
окно видна машина «скорой
помощи»; иллюстрация из
книги К.И. Чуковского
«Айболит»
Беседа «Что делать при
запахе газа»
Беседа, анализ ситуаций.
Стихи, загадки, кроссворд.
Ролевая игра.
«В гостях у сказки»
Беседа
«Герои сказок в опасности»
- Формировать
навыки безопасного
поведения в
различных ситуациях
Декабрь
2 неделя
«Научим героев сказок
Беседа
безопасности» формирование у детей
дошкольного
возраста основ безопасного
поведения в
чрезвычайных ситуациях на
примере детских сказок
Декабрь
3 неделя
Декабрь
4 неделя
Январь
3 неделя
Январь
4 неделя
Ребенок и
природа
Ребёнок на
улице города.
ПДД
Викторина «мой дом – моя
крепость»
Зима. Сезонные изменения. Беседа
«Берегись мороза» - Учить
детей
соблюдать правила
безопасности на
морозе.
2
7
«Осторожно – тонкий лед» - Беседа
познакомить с правилами
безопасного поведения на
льду
Рисование по теме.
Беседа «Транспортный мир» Беседа
Какие транспортные
средства знают дети.
Загадывание загадок.
«История создания
Наблюдение
автомобиля»
Презентация. Знакомство с
историей
создания автомобиля.
Инсценировки «Вот
так прокатились!»,
«Неумелый грузовичок».
Беседа «Труд водителя»
Наблюдение
Дорожный светофор,
пешеходный светофор,
техническое обслуживание,
одностороннее и
двухстороннее движение.
Беседа «Внимание дорога!» Наблюдение
Рассматривание
иллюстраций со знаками;
обсуждение опасных
ситуаций на дороге;
настольные игры.
«Какие они разные –
Беседа
дорожные знаки».
Чтение стихотворения В.
Головко «Правила
движения»; задать детям
вопросы по данной теме;
рассматривание
иллюстраций дорожных
знаков.
Тяжелое ранение,
гибель человека,
проезжая часть,
мостовая.
Предупреждающие,
запрещающие,
предписывающие,
информационные
Январь
5 неделя
1
Февраль
1 неделя
Промежуточная
аттестация
Ребенок и
природа
Ребёнок на
улице города.
ПДД
Февраль
2 неделя
1
2
«Знаки, предупреждающие
водителя и пешехода об
опасности»
Беседа о дорожных знаках,
дорожной разметке, какую
пользу они приносят;
рассматривание и
обсуждение
предупреждающих знаков;
загадывание загадок.
«Правила безопасности
зимой. Безопасность
на льдах. Внимание зимние каникулы!» рассмотреть различные
ситуации
безопасности жизни и
здоровья в зимнее
время
Диагностический
инструментарий (тестовая
беседа)
«Правила безопасности
зимой. Безопасность
на льдах. Внимание зимние каникулы!» рассмотреть различные
ситуации
безопасности жизни и
здоровья в зимнее
время.
Почему школьники
попадают в дорожные
аварии. «Памятка для
пешехода»
О правилах кошке
расскажем немножко».
Повторение правил
дорожного движения;
закрепление,
систематизация знаний по
теме «Безопасность на авто-,
железно – авиа железнодорожном транспорте;
воспитывать у детей
правила поведения и
общения в общественном
транспорте.
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Дорожная
разметка,
предупреждающий
знак, пешеход,
пассажир.
Пожарная
безопасность
Февраль
3 неделя
Февраль
4 неделя
Март
1 неделя
7
«Огонь – друг и враг
человека»
Стихи, загадки. Чтение
и обсуждение рассказа Д.
Воронина «Пожар»
Отчего может
возникнуть пожар.
Опасные забавы.
Беседа. Стихи, рассказ
«Петер и маленький
Тузик».
Беседа
Твои действия при
пожаре. Стихи, загадки.
Выработка памяток «Как
действовать при пожаре»,
«Порядок вызова
пожарной охраны»
Ни ночью, ни днем не
балуйтесь, дети, с огнем»
Рассматривание плаката;
обсуждение различных
ситуаций; чтение
стихотворений с Маршака
«Пожар».
«Жалобная книга природы»
«Новогодняя елочка» знакомить детей с
правилами пожарной
безопасности при
украшении новогодней
елки.
«Службы «01», «02»,
«03» всегда на страже.
Д\игра «Назови номер
телефона пожарной части»
Беседа «Спасательная
служба» «Игра – эстафета
«Чья команда быстрее
соберет чемодан к выезду»
Отгадывание загадок.
Чтение стихотворения О.
Ватиетиса «Спички»
Рассматривание
огнетушителя
Разучивание песенки про
огнетушитель П\игра «При
пожаре не зевай, огонь
водою заливай»
Наблюдение
Пожарный,
пожарная часть,
угарный дым,
пламя.
Наблюдение
Беседа
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Пожарный,
пожарная часть,
угарный дым,
пламя.
Март
2 неделя
Март
3 неделя
Март
4 неделя
Март
5 неделя
Ребенок и
другие люди
8
«Ты и другие люди»
Беседа
Разговор о правилах
поведения с чужими
людьми.
Игра «Осторожно незнакомец!» (разыгрываем
ситуации)
Чтение сказки «Марта и
Чичи в парке»
Беседа о правилах
Наблюдение
поведения на прогулке.
Беседа по сказке «Волк и
семеро козлят»
Д\игра «Кто стоит за
дверями»
Закрепление правила «НЕ
трогать на улице
незнакомые предметы»
«Ситуации насильственного
поведения незнакомых
взрослых»
Объяснение ребенку как
правильно вести себя в
ситуации насильственного
поведения незнакомого
взрослого, что бы
окружающим было понятно,
что над ними совершается
насилие, что это не детские
капризы
Опасные незнакомцы.
Анализ и разыгрывание
ситуаций. Игра «Разговор по
телефону»
Если ты заблудился на
Беседа
улице. Сюжетно-ролевые
игры.
Что такое терроризм
Беседа
Презентация
«Ребёнок и его старшие
Беседа
приятели» проявлять
доброжелательное
отношение
друг к другу, умение
уступить,
формировать у детей
понятия «друг», «дружба».
Внешность человека может Беседа
быть обманчива.
Довести до сознания детей
мысль о том, что не всегда
Апрель
1 неделя
Ребенок и
природа
Эмоциональное
Апрель
благополучие
2 неделя ребенка
2
6
приятная внешность
человека означает его
доброе намерение и,
наоборот, отталкивающая
внешность не всегда
означает его недобрые
намерения
Беседа «Опасные
Беседа
природные явления»
Учить детей
быть внимательными, не
ходить под
крышами и навесами в это
время года
«Берите природу»
Наблюдение
Рассматривание и
обсуждение иллюстраций;
чтение стихотворений;
знакомство с различными
ситуациями, которые могут
встретиться на улице, на
воде, в лесу.
«Детские страхи»
Беседа
Чтение С. Маршака «Чего
боится Петя»
Инсценировка « Как Стобед
хотел испугать волка, и что
из этого вышло»
«Детские страхи»
Д/у «Найди пиктограмму».
Чтение сказки «Три
поросенка».
Обсуждение поговорки «У
страха глаза велики».
Апрель
3 неделя
Наблюдение
«Эмоциональное состояние Наблюдение
детей и взрослых (радость,
грусть, злость, печаль)
Формирование
представления о различных
эмоциональных состояниях
детей и взрослых.
«Путешествие в страну
Беседа
безопасности» - закрепить
знания о безопасности,
правила поведения в быту и
на улице, умение правильно
вести себя в экстремальной
ситуации.
Клумба, птичьи
трели, мусор, урна,
забава, костёр.
Апрель
4 неделя
Май
1 неделя
Май
2 неделя
Май
3 неделя
Май
4 неделя
Здоровье
ребенка
«Конфликты между детьми» Беседа
- научить детей
самостоятельно разрешать
межличностные конфликты,
учитывая при этом
состояние и настроение
другого человека, а также
пользоваться нормами
регуляторами
«Взаимная забота и помощь Беседа
в семье» - Способствовать
формированию
дружелюбных отношений в
семье, осознанию
родителями важности
психологической
безопасности ребенка
10 «Как устроен мой организм» Беседа
Презентация и беседа по
теме
«Бережем свое здоровье, или Беседа
Правила доктора Неболейко»
Рассуждение с детьми о
профилактике заболеваний,
знакомство с элементарными
лекарствами и болезнями.
«У Мишки в гостях» беседа Беседа
о пользе закаливания и
занятиям спортом,
употребление овощей и
фруктов.
«Как работает сердце»
Беседа
беседа о назначении и
работе сердца. Иллюстрация
сердца
«Что мы делаем, когда
Беседа
едим» Познакомить детей с
назначением и работой
системы пищеварения,
правилами поведения за
столом. Изображение органа
пищеварения.
«Как мы дышим»
Беседа
Познакомить с органами
дыхания. Изображение
органа дыхания.
«Как движутся части тела» Беседа
Рассказать, как движутся
части тела, познакомить с
понятием «сустав».
Изображение тела человека.
Организм, органы,
здоровье, тело.
Рацион, правильное
питание,
переедание,
полезные продукты.
Июнь
1 неделя
Июнь
2 неделя
Ребенок и
природа
1
1
Промежуточная
аттестация
«Микробы и вирусы» - дать Беседа
детям элементарные
представления об
инфекционных болезнях и
их возбудителях
(микробах, вирусах)
(Смешные микробы
Режим дня» беседа о
Наблюдение
правильном режиме дня и
его значении для организма
Составление в картинках
режима дня
Викторина по ОБЖ «Что,
Наблюдение
где, когда» - содействовать
формированию у детей
навыков безопасной
жизнедеятельности.
Рассматривание
Беседа
иллюстраций на тему
«Купание на реке»
Беседа «Случай на реке»
Заучивание основных
правил поведения на воде во
время купания
Рисование на тему «Отдых у
реки»
Диагностический
Беседа
инструментарий (тестовая
беседа)
Несчастный случай,
пучина, водоём,
полынья, глубина.