Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическим совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 6 от 18.08.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
Е.В. Комарова
Приказ № 120 от 18.08.2025г.
Рабочая программа
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Жили – были…»
Модуль 1 «Ручеек»
Возраст учащихся: 3 – 4 года
Срок реализации: 1 год
Разработала программу:
Лялина Светлана Сергеевна
педагог дополнительного образования
г. Березовский
Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Жили – были…» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль 1 «Ручеек» предполагает знакомство детей с устным народным
творчеством: сказками, потешками, формирование представления о быте и домашней
утвари: изба, печь, чугунок, люлька. Модуль рассчитан на 1 год обучения.
Цель: знакомство детей с основами фольклора через игровые и развлекательные
формы, способствуя развитию интереса к народной культуре, обогащению словарного
запаса и формированию первичных представлений о традициях и обычаях.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Образовательные:
- сформировать представление о многообразии жанров устного народного творчества;
- познакомить с народными обычаями и обрядами родной земли, праздниками
земледельческого и православного календаря.
Развивающие:
- развить эмоциональную отзывчивость на явления народной культуры;
- развить начальные ритмические навыки, навыки двигательной координации, ориентации
в пространстве.
Воспитательные:
- пробудить интерес к народному творчеству и самобытной русской культуре;
- пробудить интерес к занятиям;
- воспитать навыки доброжелательного поведения, взаимодействия друг с другом в
творческом коллективе.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
потребности в самообразовании и саморазвитии;
самостоятельности мышления;
умения аргументировать свою позицию
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
Репродуктивный метод,
Метод стимулирования и мотивации
Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
Метод создания ситуации успеха,
Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
прием актуализации субъективного опыта;
беседы.
При проведении занятий учитываются:
дидактические требования к занятию;
психологические требования к занятию;
возрастные особенности учащихся;
гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятия.
Наглядные пособия:
Дидактическое обеспечение:
- Сюжетные картинки
- Дидактические игры
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
1.
«Чудесный сундучок»
1
-
1
2.
Народные праздники
4
1
3
3.
Устное творчество
12
1
11
4.
Быт и уклад
9
1
8
5.
Костюм
3
1
2
6.
Ремесло
6
1
5
7.
Промежуточная аттестация
1
-
1
Всего учебных часов:
36
5
31
Календарно-тематический план
8месяц/ тема
дата/
срок
Сентябрь«Чудесный сундучок»
4 неделя
Октябрь Народные праздники
1неделя
часы содержание
1
1
формы
контроля
Знакомство с сундучком, в
Беседа
котором живут загадки.
Загадывание загадок.
Знакомство
с
народными Беседа
праздниками. Название, приметы.
Загадывание загадок по теме.
«Осенины» - праздник сбора
примечание
Октябрь «Устное творчество»
2неделя
1
Октябрь «Быт и уклад»
3 неделя
1
Октябрь «Костюм»
4 неделя
1
Октябрь «Ремесло»
5 неделя
1
Ноябрь
1 неделя
Народные праздники
1
Ноябрь «Устное творчество»
2 неделя
1
Ноябрь «Быт и уклад»
3 неделя
1
Ноябрь
4 неделя
Декабрь
1 неделя
Декабрь
2 неделя
«Костюм»
1
«Ремесло»
1
«Устное творчество»
1
Декабрь «Быт и уклад»
3 неделя
1
Декабрь «Костюм»
4 неделя
1
Январь
3 неделя
«Ремесло»
1
урожая.
Рассматривание
иллюстраций о теме
Понятие «устное творчество»
Народные сказки. Чтение сказки
«Пых»
Знакомство с домашней утварью.
Понятие утварь. Рассматривание
предметов: печка, чугунок, кочерга,
ухват.
Рассматривание кукол в народном
костюме. Обсуждение женского
костюма
Рассматривание предметов из дерева,
бересты. Обсуждение для чего
служили эти предметы.
Игровая ситуация «Самовар –
батюшка»
Знакомство с традицией чаепития
на Руси
Знакомство с потешкой «Ладушки
– ладушки» и «Огуречик,
огуречик».
Заучивание, протягивание при
проговаривании текста и
выполнения движений рук и тела
под слова текста.
Игровая ситуация: «Гости
пришли»
Потешка «Как у нашего кота»
Рассматривание узоров на одежде.
Д\игра «Назови правильно»
Рассматривание предметов из
дерева.
Беседа о деревянных предметах,
народных инструментах.
Знакомство детей с народными
играми «Жмурки», «Ваня –
простота»
Игра
Знакомство с постройками и
предметами на дворе. Беседа «Кто
в хлев живет?»
Слушание и рассуждение по
пословицам об одежде. Рисование
узора на одежде. Д\игра «подбери
по цвету»
Рассматривание иллюстраций
крестьянского дома. Знакомство с
Наблюдение
Наблюдение
Беседа
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Беседа
Беседа
Январь
4 неделя
Народные праздники
1
Январь
5 неделя
«Устное творчество»
1
Февраль «Быт и уклад»
1 неделя
Февраль
2 неделя
Февраль «Устное творчество»
3 неделя
2
Февраль «Ремесло»
4 неделя
Март
1 неделя
2
Народные праздники
Март
2 неделя
1
Март
3 неделя
«Устное творчество»
1
Март
4 неделя
«Быт и уклад»
1
Март
5 неделя
«Ремесло»
1
Апрель
1 неделя
«Устное творчество»
4
Апрель
2 неделя
Апрель
3 неделя
1
предметами дома: ставни,
наличники.
Беседа «Зимушка – зима»
Православный календарный
праздник «Рождество».
Знакомство с колыбельными.
Слушание колыбельных.
Заучивание «Баю – баю, баю,
бай…»
Русская баня. Беседа «Как на Руси в
баню ходили»
Д\игра «Что это?» Предметы двора
«колодец, телега
Народная сказка «Три медведя»
Рассматривание иллюстраций.
Драматизация сказки с помощью
настольного театра.
Знакомство с глиной и лепка
игрушки.
Слушание музыкальных народных
инструментов. Рассматривание их
изображений. Раскрашивание
игрушки
«Масленица» беседа. Как
проводили в старину. Масленичные
традиции семьи.
Знакомство с новой колыбельной
«Ай люли – люли – люли».
Заучивание текста. Ситуативная
игра «Укладываем куклу спать»
Знакомство с прялкой. Беседа «Как
растет рубашка». Рассматривание
иллюстраций по теме.
«Звуки ремесла» - игра на
инструментах. Пропевание
пестушек и потешек «Ай, лады,
лады»
Чтение сказки «Волк и козлята».
Рассказывание потешки с
движением «Идет коза рогатая»
Колыбельная «Баю, баю, ты
собаченька не лай»
Игра «Лохматый пес»
Потешка «Ай, дуду, дуду сидит
ворон на суку»
Заучивание и рассказывание с
помощью пальчиков
Беседа
Наблюдение
наблюдение
Наблюдение
Беседа
Беседа
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Беседа
беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Лепка
плоскостная
Апрель
4 неделя
Май
1неделя
«Быт и уклад»
3
Май
2 неделя
Май
3 неделя
Май
4 неделя
«Устное творчество»
2
Июнь
1 неделя
Июнь
Промежуточная
2 неделя аттестация
Июнь
3 неделя
1
Чтение сказки «Кот, петух и лиса» Беседа
Беседа рассуждение о роли в
народных сказках Петушка.
Знакомство с предметами быта:
Беседа
коромысло, корыто, глиняный
горшок.
Ситуативная игра «Пошли по воду»
Беседа «Как в народе продукты
Наблюдение
хранили». Рассматривание туесков
из бересты.
Раскрашивание предметов и макета
избы.
Колыбельная «Вот и люди спят».
Заучивание и пропевание.
Народная игра «Вейся, вейся
капустка»
Чтение понравившихся сказок,
Пропевание и проговаривание
потешек и пестушек
Ситуативная игра «Мой день»
Ответы на вопросы, практическое
выполнение творческой работы.
Наблюдение
беседа
Наблюдение
Беседа
Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол №
от
УТВЕРЖДАЮ:
Директор БМАУДО ЦДТ
_______________Е.В. Комарова
Приказ №
от
г.
г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий БМА ДОУ «Детский сад
___________А.В. Устюжанина
Приказ №
от
г.
Рабочая программа
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Жили – были…»
Модуль 2 «Родничок»
Возраст учащихся: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год
Разработала программу:
Лялина Светлана Сергеевна
педагог дополнительного образования
г. Березовский
Рабочая
программа
педагога
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Безопасность и ребенок» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль 2 «Родничок» предполагает закрепление полученных знаний об устной
народном творчестве, о быте и домашней утвари. Знакомство с ремеслом, народной
росписью, национальной одеждой, народными праздниками. Модуль рассчитан на 1 год
обучения.
Цель: знакомство детей с основами фольклора через игровые и развлекательные
формы, способствуя развитию интереса к народной культуре, обогащению словарного
запаса и формированию первичных представлений о традициях и обычаях.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Образовательные:
- сформировать представление о многообразии жанров устного народного
творчества;
- познакомить с народными обычаями и обрядами родной земли, праздниками
земледельческого и православного календаря.
Развивающие:
- развить эмоциональную отзывчивость на явления народной культуры;
- развить начальные ритмические навыки, навыки двигательной координации,
ориентации в пространстве.
Воспитательные:
- пробудить интерес к народному творчеству и самобытной русской культуре;
- пробудить интерес к занятиям;
- воспитать навыки доброжелательного поведения, взаимодействия друг с другом в
творческом коллективе.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
-
требования к технике безопасности на занятия.
Наглядные пособия:
Дидактическое обеспечение:
- Сюжетные картинки
- Дидактические игры
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Милости просим, гости дорогие
1
2.
Народные праздники
11
1
10
3.
Устное творчество
4
1
3
4.
Быт и уклад
6
1
5
5.
Костюм
6
1
5
6
Ремесло
6
1
5
7
Промежуточная аттестация
2
-
2
Всего учебных часов:
36
5
31
-
1
Календарно-тематический план
месяц/ тема
дата/
срок
Сентябрь «Милости просим,
4 неделя гости дорогие»
Октябрь «Народные
1 неделя праздники»
часы содержание
1
1
формы
контроля
Знакомство в игровой
Беседа
форме с использованием
«волшебного клубочка».
Игровое упражнение
«Кто ты такой?»
Знакомство с понятием
Наблюдение
народный, «осинины».
«Осенины» – праздник
сбора урожая.
Практическая работа –
примечание
Октябрь «Устное творчество»
2 неделя
Октябрь «Быт и уклад»
3 неделя
Октябрь «Быт и уклад»
4 неделя
Октябрь «Костюм»
5 неделя
Ноябрь «Костюм»
1 неделя
Ноябрь «Ремесло»
2 неделя
Ноябрь «Ремесло»
3 неделя
Ноябрь «Народные
4 неделя праздники»
Декабрь «Устное творчество»
1 неделя
подготовка реквизита к
театрализованной
постановке.
Театрализованная
постановка «Репка».
1 «Чудесный сундучок»
загадки. Знакомство с
жанрами. Потешки,
прибаутки.
1 Беседа «Что такое быт?»
«Бабушкино подворье»
(домашние животные)
1 «Капустные вечера»
(заготовка капусты)
1 Женский народный
костюм Основные
компоненты костюмов.
Сезонная одежда и обувь.
Дидактическая игра
«Одень куклу».
1 Мужской народный
костюм. Основные
компоненты костюмов.
Сезонная одежда
и обувь. Дидактическая
игра.
1 Ремесло, профессия
(определение понятий,
кто такие ремесленники,
виды ремёсел).
Дидактическая игра.
1 «Золотая хохлома».
Роспись хохломская
(история, география,
элементы узора,
основные цвета).
Выставка хохломских
изделий. Практическая
работа с раскраской.
1 «Как русский народ
зиму встречал».
«Чудесный сундучок»
загадки
про зиму.
1 Сказки. Слушаем
аудиосказки «Колобок».
Разыгрываем сказочный
кукольный театр.
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Наблюдение
Беседа
Декабрь «Быт и уклад»
2 неделя
1
Декабрь Промежуточная
3 неделя диагностика
1
Декабрь Народные праздники
4 неделя
1
Январь Народные праздники
3 неделя
1
Январь Народные праздники
4 неделя
1
Январь Народные праздники
5 неделя
1
Февраль
1 неделя
1
«Костюм»
Февраль Ремесло
2 неделя
Февраль Ремесло
3 неделя
1
1
Февраль Устное творчество
4 неделя
1
Март
Костюм
1 неделя
1
«Как на Руси дома
строили». «Чудесный
сундучок» загадки об
устройстве дома.
Дидактическая игра.
Ответы на вопросы.
Практическое
выполнение творческой
работы.
Беседа «Зима. Новый
год». «Зимние святки»
Беседа «Новый год –
Васильев день».
Как праздновали новый
год на Руси традиции
Беседа «Колядки».
Рассматривание
иллюстраций
«Колядок». Заучивание.
Изготовление масок.
Итоговое занятие
«Рождественские
святки»
Зимние виды мужской,
женской и детской
одежды. Дидактическая
игра.
Матрешка (история,
география,
разновидности
матрешек, основные
детали облика). Работа с
раскраской или
аппликацией.
Матрешка. Практическая
работа – изготовление
матрешки.
Колыбельные.
«Колыбельная ветровая»
(С. Городецкий)
Разучивание. Игра с
куклой. «Чудесный
сундучок»
загадки об игрушках
Детский народный
костюм. Беседа
рассуждение «Отличие и
схожесть»
Беседа
Беседа
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Беседа
Март
Народные праздники
2 неделя
Март
Народные праздники
3 неделя
1
Март
Быт и уклад
4 неделя
1
Март
Ремесло
5 неделя
1
Апрель Народные праздники
1 неделя
1
Апрель Народные праздники
2 неделя
1
Апрель Ремесло
3 неделя
1
Апрель Быт и уклад
4 неделя
1
1
Май
Быт и уклад
1 неделя
1
Май
Устное творчество
2 неделя
1
Масленица. Традиции
масленичной недели.
Хороводные игры, песни
– слушание и
подпевание
Домашняя посуда и
хозяйская утварь.
Дидактическая игра.
Блины
Пряничных дел мастера
Практическая работа –
изготовление из
соленого теста
пряников.
«Встреча весны».
Традиционные весенние
заклички «Солнышко –
колоколнышко»
Обрядовая выпечка.
Практическая работа –
изготовление из
соленого теста
жаворонков.
Филимоновская игрушка
(история, география,
основные элементы
росписи, разновидности
фигур). Практическая
работа – изображение
игрушки. Работа с
раскраской или
аппликацией.
Знакомство с хозяйством
(изба, двор, загон,
гумно, амбар).
Дидактическая
игра
Работа в поле (как
крестьянин землю пахал,
как сеял; как крестьянки
хлеб убирали; о
сенокосе). Лён. «Как
рубашка в поле
выросла»
Пословицы и поговорки.
«Чудесный сундучок»
загадки о домашнем
хозяйстве и полевых
работах.
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Май
Костюм
3 неделя
1
Май
Ремесло
4 неделя
1
Июнь
Народные праздники
1 неделя
1
Июнь
Промежуточная
2 неделя аттестация
1
Июнь
3 неделя
Кушак – оберег.
Значения обережного
пояса. Практическая
работа – изготовление
обережного пояса для
куклы.
Каргопольская игрушка
(история, география
основные элементы
росписи,
разновидности фигур).
Практическая работа –
изображение игрушки.
Работа с раскраской
или аппликацией.
«Зеленые святки»
(основные обряды
праздника: завивание
березы, плетение
венков).
Ответы на вопросы,
практическое
выполнение творческой
работы.
Наблюдение
Наблюдение
Беседа
Беседа