Развитие коммуникативных навыков средствами театра, Копенкина Г.И.

01.01.2017

        Ранний детский аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Сложности в развитии коммуникативных навыков, которые проявляются в виде недоразвитой или полностью отсутствующей разговорной и письменной речи, избегания собеседника неспособности поддержания разговора и его инициации, наличия стереотипных высказываний, напряженности во время коммуникативного процесса, являются одним из препятствий успешной адаптации. Для того чтобы ребенок с ранним детским аутизмом мог в дальнейшем включится в общество, и чтобы обеспечить его социальное функционирование, необходим постоянный контроль его развития со стороны медиков, психиатров, педагогов и родителей. Комплекс мер направленных на адаптацию ребенка следует проводить, начиная с раннего возраста. На современном этапе развития социально-гуманитарных наук, эта проблема изучается достаточно широко. Однако не существует конкретного эффективного метода для развития коммуникативных навыков. На данный момент наука находится на стадии исследования и поиска данных методов. Многие исследователи видят возможность адаптации детей с ранним детским аутизмом при помощи творчества. По их мнению, театральная деятельность включает в себя широкий спектр творческих возможностей для понимания своих способностей ребенком, а так же для его активного взаимодействия с окружающей средой.

        Театральная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом: формируется принятие собеседника; снижается напряженность в коммуникативном процессе; у ребенка повышается интерес к общению.

         Раннее включение ребёнка в процесс коррекционно-воспитательной работы позволяет в наибольшей мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности его развития уже в дошкольном возрасте. Неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы является игра.

       Игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развивать умения и навыки.

   По такому направлению подобраны и систематизированы игры. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель - развитие коммуникативных навыков.

Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Занятия  с детьми в театральной студии  в основном все выстраиваются на игровой основе.

Результативность этой работы непредсказуемо высока, так как очень сложно предположить какой потенциал открывается в человеке, раскрепостившем свой психофизический аппарат, заговорившем «своим голосом», взглянувшем на мир без привычных «зажимов» и стереотипов восприятия. Известны случаи стремительных изменений качества сознания ребёнка при работе в новых методологических условиях.  11-летний мальчик за пять дней работы преодолел врождённый аутизм, впервые в жизни начал шутить и смеяться, принял участие в театральной постановке, приобрёл друзей, в том числе среди взрослых. В истории психологии и педагогии известно не так много подобных примеров.

        Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра как специфического вида искусства, сколько в модели мира и жизни. Осваивая, осознавая параметры этой модели, молодой человек способен наиболее полноценно выстраивать свой собственный образ, своё поведение и способ мышленияХочу такой сайт

Театральная студия помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру  как инструмент. Театральная игра для детей должна быть  не только удовольствием  и развлечением, а инструментом, способствующим взаимопониманию,  самораскрытию и общению

          Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

          Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. А для детей ранним детским аутизмом занятия театральной деятельностью могут стать  одним  из инструментов успешной адаптации в социуме.

                   Копенкина Галина Ивановна,педагог БМАУДО ЦДТ

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.11.2018

Дата обновления: 21.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».