Управление образования Березовского муниципального округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 5 от 30.07.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 115 от 30.07.2025 г.
Рабочая программа педагога
по адаптированной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
художественной направленности
«Юный художник»
2 год обучения
Модуль 3: «Грамотность в рисовании»
Возраст учащихся: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Лисицина Е.Л., педагог
дополнительного образования
г. Березовский
1. Пояснительная записка
Рабочая
программа
педагога
по
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» является частью
адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году
обучения.
3 Модуль рабочей программы «Грамотность в рисовании» предполагает
обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения
содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный
характер, имеют шаблонные решения.
В ходе освоения программы у обучающихся формируются определенные
способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение
кистью руки.
Цель и задачи модуля
Цель - формирование у учащихся художественного мышления, эстетического
отношения и творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи программы:
Развивающие:
• развить основы художественной культуры;
• развивать художественно-образное воображение и мышление; художественная
интуиция и память;
• свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
Образовательные:
• сформировать основы изобразительной грамоты, особенности средств
художественной выразительности;
• сравнивают различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства);
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• умеют использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши,
акварель, бумага);
• получать вторичные цвета путем смешивания;
Воспитательные:
• воспитать эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус;
• воспитать коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• воспитать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественнотворческих заданий;
• воспитать адаптивность, инициативность, креативность.
Планируемые результаты
Развивающие:
• развиты основы художественной культуры;
• развито художественно-образное воображение и мышление; художественная
интуиция и память;
• свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
Образовательные:
• сформированы
основы изобразительной грамоты, особенности средств
художественной выразительности;
• сравнивают различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства);
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• умеют использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши,
акварель, бумага);
• умеют получать вторичные цвета путем смешивания;
Воспитательные:
• эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус;
• коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих
заданий;
• адаптивность, инициативность, креативность.
Содержание программы
Учебно – тематический план
2 год обучения
3 модуль «Грамотность в рисовании»
Количество часов
№
Название темы
общее
3
3
6
6
9
теория
1
1
1
1
1
практика
2
2
5
5
8
1.
2.
3.
4.
5.
Вводное занятие. «Летние каникулы»
Работа красками
Графика
Человек и окружающий мир
Дикие и домашние животные
6.
Подводный мир
6
1
5
7.
Птицы
6
1
5
8.
Образ природы
6
1
5
9.
Творческая работа по замыслу
6
1
5
10
Моя семья
3
1
2
11
Наш город
3
1
2
12
Иллюстрация к произведению
6
1
5
13
Морской пейзаж
6
1
5
14
Городской пейзаж
3
1
2
15
Деревенский пейзаж
3
1
2
16
Горный пейзаж
3
1
2
17
Натюрморты в различных техниках
12
2
10
18
Пейзаж по временам года
12
2
10
19
Конкурсы, экскурсии, участие в
мероприятиях центра.. Итоговая аттестация.
6
2
4
108
22
86
Всего учебных часов:
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Название темы
Содержание занятий
Часы
Формы контроля
сентябрь
Вводное занятие.
«Летние
каникулы»
Беседа
о
лете,
каникулах. Просмотр
работ,
сделанных
летом.
Обсуждение
темы.
Выполнение
творческого задания.
3
Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
сентябрь
Работа красками
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
сентябрь
Графика
Цветовая палитра,
цветовой круг,
холодные и теплые
цвета. Колорит.
Правила смешивания
красок при работе с
гуашью и акварелью.
Графические
материалы.
Особенности работы с
графитным карандашом
и ластиком. Приемы
работы. Штриховка и ее
виды.
3
Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
сентябрь
Графика
Техника
работы
фломастерами. Техника
работы с восковыми
мелками.
Творческое задание с
применением
фломастеров.
Творческое задание с
применением восковых
мелков.
3
Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
октябрь
Человек и
окружающий мир
Виды портрета.
Портрет и фон.
Выполнение
творческого задания.
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Примеч
ание
октябрь
Человек и
окружающий мир
Портрет «Иванушка»
3
октябрь
Дикие и
домашние
животные
Беседа о животном
мире. Особенности
строения животных и
их изображения.
Обсуждение темы.
3
октябрь
Дикие и
домашние
животные
Рисование животного в
природе
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
ноябрь
Дикие и
домашние
животные
Домашние животные
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
ноябрь
Пейзаж по
временам года
Особенности осеннего
пейзажа. Признаки
осени.
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
ноябрь
Подводный мир
Беседа о подводном
мире. Особенности
строения рыб и
окружающей среды.
Особенности
изображения.
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
ноябрь
Подводный мир
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
декабрь
Птицы
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Морские обитатели
Беседа о животном
мире. Особенности
строения птиц и их
изображения.
Обсуждение темы.
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Птицы
Снегирь на ветке
рябины
3
Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
декабрь
Образ природы
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
декабрь
Образ природы
Виды пейзажа. Образ
пейзажа.
Последовательность
выполнения работы.
Творческая работа по
созданию новогоднего
пейзажа.
3
январь
Творческая работа Правила композиции,
по замыслу
рисование по
воображению.
3
Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
январь
Моя семья
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
январь
Наш город
Беседа о семье.
Характер и образ в
портрете.
Выполнение
творческого задания
Обсуждение
последовательности
работы.
Особенности городских
построек.
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
февраль
Пейзаж по
временам года
Особенности зимнего
пейзажа. Признаки
зимы.
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
февраль
Иллюстрация к
произведению
Беседа о произведении.
Выбор
сюжета.
Характер образа.
Выполнение
эскиза
работы.
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
февраль
Иллюстрация к
произведению
Выбор сюжета.
Выполнение
творческого задания
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
февраль
Морской пейзаж
Особенности морского
пейзажа. Колорит.
Выполнение
творческого задания
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
декабрь
март
Морской пейзаж
Пейзаж. Виды пейзажа
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
март
Городской пейзаж
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
март
Деревенский
пейзаж
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
март
Горный пейзаж
Особенности
городского
пейзажа.
Колорит.
Выполнение
творческого задания.
Особенности
деревенского пейзажа.
Образ природы.
Колорит.
Особенности горного
пейзажа. Колорит.
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
апрель
Пейзаж по
временам года
Особенности весеннего
пейзажа. Признаки
весны.
3
Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы
апрель
Натюрморты в
различных
техниках
Натюрморт. Виды
натюрмортов. Колорит
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
апрель
Натюрморты в
различных
техниках
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
апрель
Натюрморты в
различных
техниках
Композиция
натюрморта.
Выбор натюрморта для
воплощения.
Последовательность
выполнения работы
Натюрморт с яблоками
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
май
Натюрморты в
различных
техниках
Натюрморт с посудой
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
май
Пейзаж по
временам года
Особенности летнего
пейзажа. Признаки
лета.
3
Беседа,
педагогическое
наблюдение
май
Конкурсы,
экскурсии, участие
в мероприятиях
центра. Итоговая
Беседы, экскурсии,
изготовление
творческих работ.
Оформление выставки
3
Контрольное
упражнение,
защита
аттестация.
рисунков.. Итоговая
аттестация.
май
Конкурсы,
экскурсии, участие
в мероприятиях
центра. Итоговая
аттестация.
Беседы, экскурсии,
изготовление
творческих работ.
Оформление выставки
рисунков.. Итоговая
аттестация.
творческой
работы
3
Контрольное
упражнение,
защита
творческой
работы