Природа и фантазия (адаптированная)
Описание образовательной программы
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и фантазия» для детей с
задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная
для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированный комплекс занятий декоративно-прикладным творчеством является продуктивным фактором социализации в обществе детей
с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития. Приобщение
детей данной категории к основам изобразительного и декоративно-прикладного
творчества – один из самых простых, доступных и увлекательных способов
гармоничного развития личности. Декоративно-прикладное
творчество - это лепка, бумагопластика, сувениры из природного и бросового
материалов, смешанные техники, изготовление кукол и игры с ними в настольном
кукольном театре, изодеятельность
обогащена элементами нетрадиционных техник, основанных на творческой фантазии,
воображении и мышлении и представляет широкие возможности развития творческих
способностей учащихся. В данную программу включены
здоровьесберегающие упражнения: физминутки, гимнастика для глаз и пальцев.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие
стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления,
свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
Актуальность программы в том, она решает задачи реализации
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для
таких детей свойственно:
- снижение работоспособности, быстрая утомляемость или
наоборот, излишнее возбуждение (поэтому нежелательно принуждать ребенка
продолжать деятельность после наступления утомления);
- недостаточное формирование основных мыслительных
операций (анализа, обобщения, абстракции, переноса);
- дефекты речи (их активный словарь значительно сужен,
понятия недостаточно точны);
- снижение долговременной и кратковременной памяти,
произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и неустойчивость
запоминания;
- снижение
интеллектуальной активности (проявляется в том, что сложные инструкции им
недоступны, необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять
ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно);
- низкая степень
устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и
направлять внимание детей, рассеянность внимания, повышенная отвлекаемость;
- дети нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить
способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать
ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
В связи с
этим были изменены условия реализация программы: продолжительность одного
занятия и количество учащихся в группе.
Занятия
направлены на формирование и развитие творческих способностей детей,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном
и физическом совершенствовании, организацию их свободного времени. Данная
программа представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных
на повышение познавательного интереса, помогает корректировать мышление,
внимание, память и проблемы речи. Большей частью дети создают свои творческие
работы по наглядному образцу или по памяти. Наличие такого рода представлений
дает пищу работе воображения. Эти представления формируются в процессе познания
объектов, в изображениях, в играх и так далее. О многом дети узнают из
рассказов, из художественной литературы, живописи и других наглядных
изображений. В процессе этой деятельности словарный запас детей обогащается,
формируется связная речь, уточняются их представления о свойствах и качествах
предметов.