Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическим совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 3 от 01.03.2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ Е.В. Комарова Приказ № 40 от 01.03.2023 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы хореографии» Возраст учащихся: 5-9 лет Срок реализации: 1 год Составитель программы: Шульмина Виктория Анатольевна педагог дополнительного образования г. Березовский 2023 г. Структура 1. Пояснительная записка. - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы. 3. Планируемые результаты. 4. Организационно-педагогические условия программы. - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы. 6. Методические материалы. 7. Приложение 1 – Учебный план 8. Приложение 2 – Календарно-учебный график 9. Приложение 3 – Рабочие программы модулей 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы хореографии» разработана в соответствии в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы хореографии» составлена с учетом программы дополнительного образования «Развитие ребенка средствами хореографии» педагога дополнительного образования Жукова В.П., для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Учебная программа. Объединение «Дворец молодежи». - Екатеринбург, 2000. Уровень сложности Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы хореографии»: «Ознакомительный» (возможность попробовать себя в разных видах деятельности, определиться с выбором, знакомство с основными понятиями программы, развить любознательность, попробовать себя в творческой реализации). Характеристика программы (ее значимости) Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Танец - это движение, а движение - это жизнь. В нем воплощаются все действия человека от рождения до смерти. Он организует тело человека, благотворно влияет на все функции организма, нервную систему, делает собранным, внутренне ритмичным, свободным, воспитывает волю и внимание, обостряет восприятие, эмоциональность. Танец имеет большое воспитательное значение. Осваивая его, обучающиеся не только разучивают движения, но и создают художественный образ, а для этого нужно понимать музыку и замысел автора, найти характер движений. Танцевальные упражнения прививают обучающемуся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную целесообразность движений. Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают благоприятное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы организма. Позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость, способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве, способствовать развитию ловкости и координации движений. Выразительные возможности человеческого тела безграничны. Но для того, чтобы тело было более выразительным, необходима постоянная тренировка мышц. Актуальность программы обусловлена тем, что связана с использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей. Хореография является важной составляющей в проведении культурномассовых мероприятий города. Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что система обучения танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка, а основной подачей обучающего материала является игра. Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться - с применением дистанционных технологий и электронного обучения; - по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых» (на основании договора безвозмездного пользования помещений или договора сетевого взаимодействия). Направленность Направленность программы: художественная Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей от 5 до 12 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Форма занятий групповая. Ожидаемое количество детей в одной группе: 10-12 человек. Допускается формирование разновозрастных групп. В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебновоспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без ОВЗ Срок реализации программы Срок освоения программы - 1 год. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 108 учебных часа. Режим занятий Занятия проводятся 3 раз в неделю по 1 учебных часа. Учебный час равен 45 мин. После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий Виды занятий: - учебное занятие; - репетиции, концерт; - имитационно-ролевые игры. Цель и задачи программы. Цель: Формирование социокультурной среды, необходимой для личностного развития учащихся и соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям учащихся. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: Научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения; Научить вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой; Сформировать у учащихся практические умения и навыки заданным направлениям хореографического искусства, подготовить учащихся к применению полученных знаний в практической деятельности. Развивающие: Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма, совершенствовать психомоторные способности детей, мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; Развивать репродуктивное и продуктивное воображение, фантазию, творчество, наглядно-образное, ассоциативное мышление, самостоятельное художественное осмысление хореографического материала; Выявлять и развивать заложенные в учащемся способностей: музыкальный слух, память, чувство ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно. Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, пунктуальность, аккуратность, бережливость, трудолюбие, патриотизм, целеустремленность в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в парах, уважение к творчеству других; Воспитывать навыки культурного поведения не только на сцене, но и в обществе. 2. Содержание программы Программа «Основы хореографии» состоит из двух тематических модулей «Азбука танца» и «Танцевальные движения». Учебный план № п/п Модуль Первый год обучения Всего 1. 2. «Азбука танца» «Танцевальные движения». Всего учебных часов Итого: Теория Практика 58 9 49 50 12 38 108 21 87 Формы аттестации (контроля) Беседа, педагогическое наблюдение, контрольное упражнение Защита творческой работы, импровизация, контрольное упражнение, опрос, педагогическое наблюдение 108 час Модуль 1 «Азбука танца» Учебно-тематический план № Первый год обучения Название темы Количество часов общее теория практ. 1. Вводное занятие 3 1 2 2. Подготовительные упражнения 31 6 25 3. Играя – танцуем 24 2 22 Всего учебных часов: 58 9 49 Содержание учебного плана: Модуль 1. «Азбука танца» Тема 1. Вводное занятие (3 часа) Теория (1 час): Содержание и форма занятий. Внешний вид. Костюм для занятий. Дисциплина на занятиях. Взаимоотношение «обучающийся-преподаватель» и отношения между детьми, отношение к группе. Режим занятий. Практика (2 часа): Организация групп. Знакомство с детьми. Беседа с родителями. Тема 2. Подготовительные упражнения (31 час) Теория (6 часов): Первые анатомические сведенья о строении тела. Развитие мышечных ощущений (понятие «твердые и мягкие мышцы»). Понятие «тяжесть тела», «перенос тяжести тела» (упражнение по переносу тяжести тела вперед, назад, в сторону, с одной ноги на другую). Понятие «исходное положение». Практика (25 часов): Постановка корпуса. Простые танцевальные шаги. Движения рук, включая ходьбу. Бег. Прыжки. Упражнение на расслабление и напряжение мышц, в положении стоя, сидя, лежа. Подготовительные упражнения. Основные исходные положения. Основные положения ног. Основное положение рук. Примерное распределение музыкального материала по ритмике и танцу. Движения и элементы танца. Ориентация в пространстве. Круг (один круг, два круга). Полуприседание: «пружинки». Вынос ноги на каблук. Хлопки. Различные виды прыжков. Амплитуда прыжка. Прыжки используются в образе. Парные движения. Тема 3. Играя – танцуем (24 часов) Теория (2 часа): Образы: радостный, добрый, сердитый, грустный, удивленный, испугавшийся. Слушанье музыки. Практика (22 часов): Этюды, танцевальные игры, массовые танцы. «Прощаться - здороваться» «Петрушки - заводные игрушки» «Куклы - неваляшки» «Танец кукол» «Прогулка в лес». Репертуар может меняться в зависимости тематики мероприятий. Модуль 2. «Танцевальные движения» Учебно-тематический план на 2019-2020 учебный год № Первый год обучения Название темы Количество часов общее теория практ. 1. Организационное занятие 2 1 1 2. Танцевальные элементы 27 7 20 3. Репертуар 18 3 15 4. Концертная деятельность 3 1 2 Всего учебных часов: 50 12 38 Тема 1. Организационное занятие. Теория (1 часа) Знакомство с новичками. Беседа с детьми и родителями о целях, задачах обучения, требованиях. Подготовка и проведение открытых уроков. Практика (1час) Работа над выразительностью мимики лица. Образы: радостный, добрый, сердитый, грустный, удивленный, испугавшийся. Слушанье музыки. Тема 2. Танцевальные элементы (27 часов) Теория (7 часов): Танцевальные элементы: простой танцевальный шаг, приставной шаг (с последующим приседанием. Прослушивание музыкального произведения. Характеристика детьми этого произведения. Акцентировка хлопками и притопами сильной доли. Исполнение этюдов, танцевальных игр и массовых танцев на музыку различных жанров и на мелодии детских песен, мелодии из мультфильмов, сказок, знакомых и любимых, детям. Связь содержания песни с содержанием этюда танцевальной игры, танца. Практика (20 часов): Ходьба: различные виды шагов. Шаги в рисунках танца. Бег: легкий, поднимая колено высоко вперед, с захлестом голени назад, выбрасывая прямые ноги вперед. Прыжки: высокие, с акцентом вверх, с сильно вытянутыми коленями и стопами, на 1\4 такта. Варианты прыжков: на двух ногах, на одной ноге, с двух на одну, с одной на одну. Упражнения для рук, кистей, пальцев. Упражнения для туловища: включая как элемент разминки. Переменный шаг: все виды шагов проучиваются в статическом положении рук на поясе. Хлопки: варианты в паре по ладоням партнера. Ориентация в пространстве: использовать все разнообразия композиционного рисунка. Способствовать самостоятельному выбору рисунка детьми, развивать способность разводить любой рисунок самостоятельно, под разнохарактерную музыку. Тема 3. Репертуар. Теория (3 часа): Слушание музыки и импровизации. Этюды: массовые, создание образа, заложенного в музыке. Практика (15 часов): К ранее проученным положениям в паре («лодочка») разучиваются следующие положения: руки «крест- накрест», мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на плечи. «Полька-тройка»; «Зимний сон»; «Полька - приглашение»; «Мышиный рок-н-ролл»; «миллион алых роз»; «Мухоморы - пареньки»; «Танец помидорчиков». Репертуар может меняться в зависимости тематики мероприятий. Тема 4. Концертная деятельность Теория (1 час): Обмен впечатлениями. Подведение итогов. Перспективный план на будущий год. Практика (2 часа) Репетиция номеров. Концертная программа. 3. Планируемые результаты Учащиеся умеют: откликаться на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в хлопках, шлепках, притопах); делать поклон на музыкальное вступление, в соответствии с характером и темпом музыки; красиво и правильно исполнять танцевальные элементы; иметь навыки элементарных упражнений «партерной» гимнастики; Учащиеся знают: динамические оттенки в музыке; несколько исходных положений для исполнения движений в паре, правила исполнения движений в паре. Личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; активное творческое мышление. 4. Организационно-педагогические условия программы Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в кабинете №3, расположенном на первом этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский. Хореографический класс (с деревянным покрытием пола), площадью 73,8 кв.м. оборудован: 1. стул для педагога – 2шт; 2. стол педагога – 1шт; 3. фортепиано – 1шт; 4. балетный станок- 2шт; 5. зеркала – 10шт; 6. шкаф для хранения сценических костюмов и методической литературы-1шт; 7. костюмы сценические (танец «Увлечение»-12шт; танец «Дети Мира»-12шт; танец «Весёлая рыбалка»-8шт) 8. коврики гимнастические-17шт; 9. вешалка для костюмов-1шт; 10. палки гимнастические-10шт; 11. вешалка-1шт; 12. скубы для хранения-2шт; 13. мячи-21шт; 14. скакалки-18 шт. Приборы и оборудование: 1. CD – магнитофон 2. колонки музыкальные 3. ноутбук Образовательные и информационные ресурсы Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического Вид издания и (или) наименование электронного образовательного, образовательн информационного ресурса (группы электронных образовательных, ого и информационных ресурсов) информацион ного ресурса (печатный / электронный) учебные, учебно-методические издания 1.Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» 1997г., 64с Печатный 2. Конорова Е.В. «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 Печатный 3. Прибылов Г.Н. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. - М.: АО Талерия, 1999г Печатный 4. Федотова М.К. Методическая разработка «Специфика работы хореографического коллектива» 2012г Печатный 5. Федотова М.К. Методический доклад «Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе» 2013г Печатный 6. Федотова М.К. Методическая разработка «Игры и игровые приемы, используемые на занятиях хореографии» 2011г. Печатный 7. Федотова М.К. Методическая разработка «Методы и приёмы обучения в танцевальном коллективе» 2012г. Печатный 8. Федотова М.К. Методическая разработка «Танцевальные комбинации для занятий с детьми младшего школьного возраста» 2012г. Печатный 9. Федотова М.К. Методическая разработка «Работа балетмейстера по постановке танца» 2012г Печатный 10. Федотова М.К. Методическая разработка «Партерная растяжка для детей младшего школьного возраста в хореографическом Печатный коллективе» 2012г Печатный наименование электронного образовательного, информационного ресурса 1. Детский шоу-балет «Экситон». Концертные выступления. 2010; 2. Иржи Киллиан «Шесть танцев», «Маленькая смерть» 2011г. Электронный Электронный 3. Михаил Барышников. Телефильм Jodavproductions INC. «Барышников в Голливуде»,1982. 4. Михаил Барышников. «Frank Sinatra and more…», 2001; 5. Морис Бежар «Моцарт танго», 2005; 6. Художественный фильм «Авансцена», 2000, «Авансцена», 2008; 7. С. Прокофьев «Romeo and Juliet»., 2011. 8. «Notre Dame de Paris» Рачард Кочанте, Люк Пламондон, 2009. Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронные образовательные и информационные ресурсы: • http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ • http://www.edu.ru/– каталог образовательных интернет-ресурсов; • www.vio.fio.ru - - Федерация Интернет-образования • http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов • http://1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября" /методические материалы/ • http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов • http://it-n.ru – Сеть творческих учителей • http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека • www.virlib.ru – Виртуальная библиотека • www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека • http://www.alleng.ru/edu - Образовательные ресурсы Интернета. • http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов • http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов • http://www.academic.ru - словари и энциклопедии • http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты • http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества • http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование детей» Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: Первая категория Уровень образования педагога: Среднее профессиональное Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы 5. Оценочные материалы. 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (защита творческой работы, контрольное упражнение), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины неправильного исполнения танцевальных элементов, устранение обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся. Примерные вопросы к опросу: - Музыка, ритм и движения. - Работа мышц и суставов. - Понятие правильной осанки. - Образное мышление и воображение. - Цель и задачи партерного экзерсиса. - Основные термины построения и передвижения в танце. Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям: - хореографические данные (осанка, выворотность, танцевальный шаг, подъем стопы, гибкость, прыжок); - музыкально-ритмические способности (чувство ритма, координация движений: мышечная, двигательная, музыкально-ритмическая координация); - сценическая культура (эмоциональная выразительность, создание сценического образа). Формы предъявления результатов – открытый урок, защита творческой работы, участие в конкурсах, фестивале хореографического творчества, отчетном концерте. Модуль 1 «Азбука танца» №1 Личные карточки учащихся Фамилия, имя учащегося: Группа: Год обучения Объединение: Педагог: Тема: Предметное творчество Техника исполнения работы Удовлетворительно Качественно Безупречно Гибкость Выворотность суставов Осанка Творческая сторона работы Подражание Компиляция Импровизация Творчество в общении Коммуникативные умения Содержательная сторона общения Пассивность Средний уровень Высокая активность Негативные формы общения Отзывчивость, равноправное общение Сопереживание, помощь Оцениваемые показатели Сводная таблица педагогических наблюдений Месяцы Сентябрь – ноябрь Предметное творчество Декабрь – февраль Март – май Июнь – август Примечания Саморазвитие Общение Модуль 2 «Основы хореографии» Карта оценки результативности реализации образовательной программы Цель: проверка результативности освоения образовательной программы Название программы, срок ее освоения: Фамилия, имя, отчество педагога: Фамилия, имя учащегося: Год обучения по программе: 3 Очень хорошо 2 Хорошо 1 Удовлет ворител ьно Слабо Характеристи Оценка уровня результативности ка низкого уровня результативно сти Очень слабо Параметры результативности реализации программ 4 5 Характеристика высокого уровня результативности Опыт освоения теоретической информации Информация не освоена Информация освоена полностью в соответствии с задачами программы Опыт практической деятельности Способы деятельности не освоены Опыт эмоциональноценностных отношений (вклад в формирование личностных качеств учащегося) Отсутствует позитивный опыт эмоционально -ценностных отношений (проявление элементов агрессии, защитных реакций, негативное, неадекватное поведение) Способы деятельности освоены полностью в соответствии с задачами программы Приобретён полноценный, разнообразный, адекватный содержанию программы опыт эмоциональноценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств учащегося Опыт творчества Освоены элементы репродуктивн ой, имитационно й деятельности Приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности (оригинальность, индивидуальность, качественная Опыт общения Общение отсутствовало (учащийся закрыт для общения) Осознание учащимся актуальных достижений. Фиксированный успех и вера учащегося в свои силы (позитивная «Я-концепция») Мотивация и осознание перспективы Рефлексия отсутствует Мотивация и осознание перспективы отсутствуют завершенность результата) Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагогучащийся» и «учащийся учащийся». Доминируют субъект-субъектные отношения Актуальные достижения учащимся осознаны и сформулированы Стремление учащегося к дальнейшему совершенствовани ю в данной области (у учащегося активизированы познавательные интересы и потребности) Общая оценка уровня результативности: 7-20 баллов – программа в целом освоена на низком уровне; 21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне; 29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне. 6. Методические материалы Список литературы 1. Базарова Н.П. Азбука классического танца – Л.: Искусство, 1983-207 с.; 2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии – М.: Айрис, 1999-266 с.; 3. Бахрушин Ю. А. История русского балета – М.: Советская Россия 1965-227 с.; 4. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность – М.: Искусство 1987556 с.; 5. Ваганова А.Я. Основы классического танца – М.: Просвещение, 2004. – 48 с. 6. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта - М.: Искусство 1989 – 238 с.; 7. Костровицкая В.С.100 уроков классического танца – Л.: Искусство, 1981 – 263с.; 8. Лопухов. А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца – М.: Лань, Планета музыки., 2000 – 344 с.; 9. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика – М. : ГИТИС., 2000-200с.; 10. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца – М.: Просвещение 1985 – 223с.; 11. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология – М.: Просвещение., 1999 – 288с.; 12. Поталицина О.В. Образовательная программа дополнительного образования детей художественно - эстетической направленности «Современные танцы» 2000-20с.; 13. Рутберг И.Г. Пантомима. Движение и образ – М.: Советская Россия 1981-160с.; 14.Серебренников Н.Н. Поддержка в дуэтном танце - Л.: Искусство 1969-133с.; 15. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера - М.: Просвещение 1986 – 192с; 16. Фокин М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов. Статьи, интервью и письма - Л.: Искусство 1981 – 79с.; 17. Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки – М.: «Новое слово» 2004-60с.; 18. Плисецкая М.М. Я, Майя Плисецкая – М.: Новости 1997 – 472с. Приложение 1 https://dodber.uralschool.ru/upload/scdodber_new/files/27/7f/277f069056c03d20599fa30175816 129.pdf Приложение 2 https://dodber.uralschool.ru/upload/scdodber_new/files/5e/81/5e81902156b7bf0cc5684068f00e5 c7e.pdf Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическим совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 3 от 01.03.2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ Приказ Е.В. Комарова № 40 от 01.03.2023 г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы хореографии» модуль 1«Азбука танца». Возраст учащихся: 5-12 лет Срок реализации: 1 год Составитель программы: Шульмина Виктория Анатольевна педагог дополнительного образования г. Березовский 2023г. Пояснительная записка Модуль «Азбука танца» предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев. Предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей в мир хореографии, познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями, поможет обучающимся творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации. Цель и задачи модуля Гармоничное развитие детей посредством танцевального искусства, через приобретение базовых знаний, творческих качеств, навыков исполнительства. Задачи: Обучающие: обучить основам партерной гимнастики; поэтапное овладение основам классического экзерсиса у палки и на середине зала; обучить простейшим элементам классического и народного танца; обучить элементам музыкальной грамоты; познакомить детей с историей возникновения и развития танца. Развивающие: способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения; формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка; формировать интерес к танцевальному искусству; развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений; развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки; развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить; развивать художественный вкус. Воспитательные: воспитать культуру поведения и общения; воспитать умение ребенка работать в коллективе; заложить основы становления эстетически развитой личности; воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности. Приемы и методы организации образовательного процесса: словесный (устное изложение, беседа и т. д.); наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом); практический (упражнения). Приемы: игра; беседа; показ видеоматериалов; показ педагогом; наблюдение. Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий: Фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео – аудиозаписи, правила поведения на сцене, словари терминов. По окончании 1 модуля обучающиеся приобретают предметные компетенции: Знать: - позиции рук и ног; - программные элементы классического, народного, историко-бытового танца; Уметь: - усвоить основы правильной постановки корпуса; - владеть центром тяжести тела; - ориентироваться в пространстве; - отражать в движениях характер музыки; - правильно двигаться в такт музыке, сохраняя красивую осанку; - исполнять простейшие элементы классического экзерсиса у станка и танцевальные элементы на середине зала; - исполнять несложные танцевальные комбинации; - навыки актерской выразительности: уметь изобразить в танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселый котенок, грустная птица и т.д.). Модуль 1 «Азбука танца» Учебно-тематический план № Первый год обучения Название темы Количество часов общее теория практ. 1. Вводное занятие 3 1 2 2. Подготовительные упражнения 31 6 25 3. Играя – танцуем 24 2 22 Всего учебных часов: 58 9 49 Календарно-тематическое планирование модуля 1 «Азбука танца» Содержание занятий Месяц Название темы Ча сы сентябрь Вводное занятие: Теория Содержание и форма занятий. Внешний вид. 1 Костюм для занятий. Дисциплина на занятиях. Взаимоотношение «обучающийсяпреподаватель» и отношения между детьми, отношение к группе. Режим занятий. сентябрь Вводное занятие: Практика Организация групп. 1 Примечание сентябрь Вводное занятие: Практика Подготовитель ные упражнения Теория Подготовитель ные упражнения Теория Подготовитель ные упражнения Теория Подготовитель ные упражнения Теория Знакомство с детьми. Беседа с родителями 1 Первые анатомические сведенья о строении тела. 1 Развитие мышечных ощущений (понятие «твердые и мягкие мышцы»). 1 Понятие «тяжесть тела». 1 Перенос « тяжести тела» (упражнение по переносу тяжести тела вперед, назад). 1 сентябрь Подготовитель ные упражнения Теория Перенос « тяжести тела» в сторону, с одной ноги на другую. 1 октябрь Подготовитель ные упражнения Теория Понятие «исходное положение». 1 октябрь Подготовитель ные упражнения Практика Подготовитель ные упражнения Практика Подготовитель ные упражнения Практика Подготовитель ные упражнения Практика Постановка корпуса. 1 Простые танцевальные шаги. Танцевальные шаги: ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах. 1 Движения рук, включая ходьбу. 1 Бег. Прыжки. 1 Подготовитель ные упражнения Упражнение на расслабление и напряжение мышц, в положении стоя, сидя, лежа. 1 сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь октябрь октябрь октябрь октябрь Практика октябрь Подготовитель ные упражнения Практика Подготовительные упражнения. Основные исходные положения. Основные положения ног. Основное положение рук. 1 октябрь Подготовитель ные упражнения Практика Примерное распределение музыкального материала по ритмике и танцу. 1 октябрь Подготовитель ные упражнения Практика Движения и элементы танца. 1 октябрь Подготовитель ные упражнения Практика Ориентация в пространстве. 1 октябрь Подготовитель ные упражнения Практика Круг (один круг, два круга ) . Полуприседание: «пружинки». Вынос ноги на каблук 1 октябрь Подготовитель ные упражнения Практика Хлопки. Хлопушки (одинарные)- в ладоши и по бедру. 1 октябрь Подготовитель ные упражнения Практика Различные виды прыжков. Амплитуда прыжка. 1 Прыжки используются в образе. Парные движения. ноябрь Подготовитель ные упражнения Практика Подготовитель ные упражнения Практика Подготовитель ные упражнения Практика Перескоки с ноги на ногу 1 Шаг с подскоком 1 Прыжки по прямой позиции 1 ноябрь ноябрь ноябрь Подготовитель ные упражнения Практика Развитие интереса и любви к музыке, 1 потребности в её слушании, движение под музыку в свободных играх. Самостоятельно находить свободное место в зале. ноябрь Подготовитель ные упражнения Практика Подготовитель ные упражнения Практика Построение в круг и в пары друг за другом 1 Построение в колонну и шеренгу 1 Подготовитель ные упражнения Практика Подготовитель ные упражнения Практика Сгибание и разгибание ног, в положении лёжа на животе и спине 1 Подготовитель ные упражнения Практика Подготовитель ные упражнения Практика Упражнения для подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц 1 Танцевальные шаги с носка 1 ноябрь Подготовитель ные упражнения Практика Простой шаг вперёд и переменный шаг 1 ноябрь Подготовитель ные упражнения Практика Притоп-удар всей стопой, шаг с притопом в сторону, тройной притоп 1 ноябрь Подготовитель ные упражнения Практика Играя – танцуем Прыжки: на 2-х ногах, высокие и низкие 1 Образы: радостный, добрый, сердитый, грустный, удивленный, испугавшийся. 1 ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь декабрь Наклоны корпусом вправо, влево и вперёд, ноги 1 вертикально разведены не менее чем на 90 градусов; Теория декабрь Играя – танцуем Теория Играя – танцуем Практика Играя – танцуем Практика Слушанье музыки. 1 Этюды, танцевальные игры, массовые танцы. 1 декабрь Играя – танцуем Практика Танцевальные шаги на каблуках, топающим шагом вперёд и назад (спиной) 1 декабрь Играя – танцуем Практика Танцевальные шаги с высоким подниманием колена 1 декабрь Играя – танцуем Практика Этюд «Рыбки» 1 декабрь Играя – танцуем Практика Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного и тазобедренного суставов 1 декабрь Играя – танцуем Практика Упражнения для гибкости позвоночника 1 декабрь Играя – танцуем Практика Выведение ноги на каблук и носок и свободной первой позиции, привидение исходной позиции 1 декабрь Играя – танцуем Практика «Ковырялочка» 1 декабрь Играя – танцуем Практика Хлопушки(одинарные)- в ладоши и по бедру 1 декабрь Играя – танцуем Практика Этюд «Веселые путешественники» Перескоки с ноги на ногу 1 декабрь Играя – танцуем Шаг с подскоком 1 декабрь декабрь Этюд «Мишка» 1 Танцевальные шаги: ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах. Практика январь Играя – танцуем Практика Прыжки по прямой позиции 1 Играя – танцуем Практика Этюд «Баю-бай» 1 январь Играя – танцуем Практика Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер 1 январь Играя – танцуем Практика Упражнения на плавность движений, махи, пружинность 1 январь Играя – танцуем Практика Упражнения, для тазобедренных суставов эластичности мышц, бедра 1 январь Играя – танцуем Практика Упражнения для подвижности коленных суставов 1 январь Играя – танцуем Практика Бег с поднятыми коленями вверх «лошадка» 1 январь Играя – танцуем Практика январь 1 Прямой и боковой галоп. январь Играя – танцуем Практика Этюд «Баю-бай» 1 январь Играя – танцуем Практика Промежуточная аттестация 1 Всего: 58 часов. Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическим совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 3 от 01.03.2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ Приказ Е.В. Комарова № 40 от 01.03.2023 г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы хореографии» модуль 2 «Танцевальные движения» Возраст учащихся: 5-12 лет Срок реализации: 1 год Составитель программы: Шульмина Виктория Анатольевна педагог дополнительного образования г. Березовский 2023г. Пояснительная записка Модуль «Танцевальные движения» предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев. Предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей в мир хореографии, познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями, поможет обучающимся творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации. Цель и задачи модуля Гармоничное развитие детей посредством танцевального искусства, через приобретение базовых знаний, творческих качеств, навыков исполнительства. Задачи: Обучающие: обучить основам партерной гимнастики; поэтапное овладение основам классического экзерсиса у палки и на середине зала; обучить простейшим элементам классического и народного танца; обучить элементам музыкальной грамоты; познакомить детей с историей возникновения и развития танца. Развивающие: способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения; формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка; формировать интерес к танцевальному искусству; развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений; развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки; развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить; развивать художественный вкус. Воспитательные: воспитать культуру поведения и общения; воспитать умение ребенка работать в коллективе; заложить основы становления эстетически развитой личности; воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности. Приемы и методы организации образовательного процесса: словесный (устное изложение, беседа и т. д.); наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом); практический (упражнения). Приемы: игра; беседа; показ видеоматериалов; показ педагогом; наблюдение. Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий: Фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео – аудиозаписи, правила поведения на сцене, словари терминов. По окончании 2 модуля обучающиеся приобретают предметные компетенции: Знать: - позиции рук и ног; - программные элементы классического, народного, историко-бытового танца; Уметь: - усвоить основы правильной постановки корпуса; - владеть центром тяжести тела; - ориентироваться в пространстве; - отражать в движениях характер музыки; - правильно двигаться в такт музыке, сохраняя красивую осанку; - исполнять простейшие элементы классического экзерсиса у станка и танцевальные элементы на середине зала; - исполнять несложные танцевальные комбинации; - навыки актерской выразительности: уметь изобразить в танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселый котенок, грустная птица и т.д.). Модуль 2. «Танцевальные движения» Учебно-тематический план № Первый год обучения Название темы общее теория практ. 1. Организационное занятие 2 1 1 2. Танцевальные элементы 27 7 20 3. Репертуар 18 3 15 4. Концертная деятельность 3 1 2 Всего учебных часов: 50 12 38 Месяц Название темы Февраль Организационн ое занятие. Теория Организационн ое занятие. Практика Февраль Количество часов Календарно-тематическое планирование модуля 2 «Танцевальные движения» Содержание занятий Ча сы Знакомство с новичками. Беседа с детьми и 1 родителями о целях, задачах обучения, требованиях. Работа над выразительностью мимики лица. 1 Образы: радостный, добрый, сердитый, грустный, удивленный, испугавшийся. Слушанье музыки. Примечание Танцевальные элементы Теория Танцевальные элементы Теория Танцевальные элементы Теория Танцевальные элементы Теория Танцевальные элементы Теория Танцевальные элементы: простой танцевальный шаг, приставной шаг (с последующим приседанием. Прослушивание музыкального произведения. 1 Характеристика музыкального произведения. 1 Понятия: сильная доля, слабая доля. 1 Акцентировка хлопками и притопами сильной доли. 1 Февраль Танцевальные элементы Теория Февраль Танцевальные элементы Теория Исполнение этюдов, танцевальных игр и 1 массовых танцев на музыку различных жанров и на мелодии детских песен, мелодии из мультфильмов, сказок, знакомых и любимых, детям. Связь содержания песни с содержанием этюда 1 танцевальной игры, танца. Февраль Танцевальные элементы Практика Танцевальные элементы Практика Ходьба: различные виды шагов. 1 Шаги в рисунках танца. 1 Март Танцевальные элементы Практика Бег: легкий, поднимая колено высоко вперед, с захлестом голени назад, выбрасывая прямые ноги вперед. 1 Март Танцевальные элементы Практика Прыжки: высокие, с акцентом вверх, с сильно вытянутыми коленями и стопами, на 1\4 такта. 1 Март Танцевальные элементы Практика Варианты прыжков: на двух ногах, на одной ноге, с двух на одну, с одной на одну. 1 Март Танцевальные элементы Практика Упражнения для рук, кистей, пальцев. 1 Март Танцевальные элементы Упражнения для туловища: включая как элемент разминки. 1 Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль 1 Практика Март Танцевальные элементы Практика Переменный шаг: все виды шагов проучиваются в статическом положении рук на поясе. 1 Март Танцевальные элементы Практика Хлопки: варианты в паре по ладоням партнера. 1 Март Танцевальные элементы Практика Ориентация в пространстве: использовать все разнообразия композиционного рисунка. 1 Март Танцевальные элементы Практика Способствовать самостоятельному 1 выбору рисунка детьми, развивать способность разводить любой рисунок самостоятельно, под разнохарактерную музыку. Март Танцевальные элементы Практика Ходьба: различные виды шагов. 1 Март Танцевальные элементы Практика Шаги в рисунках танца. 1 Март Танцевальные элементы Практика Бег: легкий, поднимая колено высоко вперед, с захлестом голени назад, выбрасывая прямые ноги вперед. 1 Март Танцевальные элементы Практика Прыжки: высокие, с акцентом вверх, с сильно вытянутыми коленями и стопами, на 1\4 такта. 1 Апрель Танцевальные элементы Практика Варианты прыжков: на двух ногах, на одной ноге, с двух на одну, с одной на одну. 1 Апрель Танцевальные элементы Практика Упражнения для рук, кистей, пальцев. 1 Апрель Танцевальные элементы Практика Упражнения для туловища: включая как элемент разминки. 1 Апрель Танцевальные элементы Ориентация в пространстве: использовать все разнообразия композиционного рисунка. 1 Практика Апрель Танцевальные элементы Практика Способствовать самостоятельному 1 выбору рисунка детьми, развивать способность разводить любой рисунок самостоятельно, под разнохарактерную музыку. Апрель Репертуар. Теория Репертуар. Теория Репертуар. Теория Слушание музыки и. 1 Импровизация. 1 Создание образа, заложенного в музыке. 1 Апрель Репертуар. Практика К ранее проученным положениям в паре 1 («лодочка») разучиваются следующие положения: руки «крест- накрест», мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на плечи. Апрель Репертуар. Практика Репертуар. Практика Репертуар. Практика «Полька-тройка» 1 «Зимний сон» 1 «Полька - приглашение» 1 Репертуар. Практика Репертуар. Практика Репертуар. Практика «Мышиный рок-н-ролл»; 1 «Миллион алых роз» 1 «Мухоморы - пареньки» 1 Репертуар. Практика Репертуар. Практика Репертуар. Практика Репертуар. Практика «Танец помидорчиков» 1 Танцевальные движения к танцу «Фантазеры» 1 Танцевальные движения к танцу «Фантазеры» 1 Танцевальные движения к танцу «Фантазеры» 1 Май Репертуар. Практика 1-я фигура танца «Фантазеры» 1 Май Репертуар. Практика 2-я фигура танца «Фантазеры» 1 Май Репертуар. Практика 3-я фигура танца «Фантазеры» 1 Апрель Апрель Апрель Апрель Апрель Май Май Май Май Май Май Май Май Май Июнь Репертуар. Практика Концертная деятельность Теория Концертная деятельность Практика Концертная деятельность Практика Отработка движений танца «Фантазеры» 1 Обмен впечатлениями. Подведение итогов. Перспективный план на будущий год 1 Репетиция номеров. 1 Промежуточная аттестация. 1 Всего учебных часов: 50