Модуль 1

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Палитра»
является
частью
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль 1. «Традиционные техники рисования» предполагает знакомство детей с
техникой работы карандашами, акварелью и гуашью, основами основ живописи:
основными и составными цветами, механическим смешиванием красок, получением нового
цвета. Увлекательные занятия помогают детям окунуться в живописный мир, они
осваивают простейший закон механического смешивания цветов, учатся видеть оттенки.
Модуль рассчитан на 4 года обучения.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для
развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в
эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к
действительности. Выделение свойств предметов способствует развитию у детей чувство
формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Рисование – вид
изобразительной деятельности, основное назначение которого – образное отражение
действительности.
Развитие продуктивной деятельности по рисованию являются средством
всестороннего воспитания детей. Они способствуют развитию эстетического восприятия
эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
Цель модуля:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей деятельности,
удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной
деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному
искусству.
Задачи модуля:
Обучающие:
- Знакомить с народной игрушкой для обогащения зрительных впечатлений и показа
условно-обобщенной трактовки художественных образов.
- Познакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика,
декоративно-прикладное искусство).
- Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых
предметов для уточнения представлений о внешнем виде предметов.
- Формировать умение грамотно отбирать содержание рисунка.
- Познакомить с приемами рисования простым карандашом, пастелью, цветными
мелками, углем, сангиной.
Развивающие:
- Развивать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании
коллективных композиций.
- Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
- Развивать у детей умение видеть цельный художественный образ в единстве
изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой
трактовки.
- Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты освоения учащимися I модуля
Обучающие:
- Сформировано умение ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет,
величина, количество.
Развивающие:
- Развито умение воплощать в художественной форме свои представления,
переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.
- Развиты композиционные умения: размещать объекты в соответствии с
особенностями их формы, величины, протяженности.
- Развиты координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого
образа.
Воспитательные:
- Активно и с желанием участвуют в разных видах творческой художественной
деятельности;
- Используют разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в
продуктивной деятельности
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- разработки бесед.
Дидактическое обеспечение:
- иллюстрации к занятиям;
- демонстрационный материал.

Первый год обучения
Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество
часов
всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Рисование цветными карандашами

1

0

1

3

Рисование акварелью

4

0

4

4

Рисование гуашью

6

0

6

5

Рисование в смешанной технике

11

1

10

Всего учебных часов:

24

2

22

Кол- Содержание
во
часо
в

Формы
контроля

Примечание

2

Беседа,
наблюдение

Календарно-тематический план
Тема
меся
ц
сент Вводное занятие
ябрь

Правила поведения на занятиях.
Правила работы с красками,
карандашами.
Рисование «Посмотри в окошко».
Рисуем большой круг и несколько
прямых линий — лучей;
формирование умения замыкать
линию в кольцо.

сент Рисование
ябрь цветными
карандашами

1

Рисование «Ягода». Дорисовывание Беседа,
картинки и раскрашивание цветными наблюдение
карандашами; формирования навыка
рисования кругов небольшого
диаметра;
располагать круги заданным образом
в соответствии с рисунком-основой;
формирования интереса к рисованию.

сент Рисование
ябрь акварелью

1

Рисование «Каляка-маляка».
Знакомство с акварелью.
Формирование умение правильно
держать кисточку; формирование
интереса к рисованию. Развитие
воображения и фантазии у детей,
активизировать речь в ходе занятия,

Беседа,
наблюдение

учить аккуратно использовать
раздаточный материал, обучение
детей различать основные цвета
(красный, желтый, зеленый, синий)
октя Рисование гуашью 1
брь

Знакомство с гуашью.
наблюдение
Рисование «Листопад»
Смешивание красок на палитре,
знакомство детей с техникой –
«примакивание».
Рисуем осенние листья приёмом
«примакивания»

октя Рисование в
брь смешанной
технике

2

Знакомство со смешанной техникой.
Что можно смешать: акварель и
восковые карандаши; цветные
карандаши; гуашь и другие
материалы.
Рисование «Рябинка».
Листья и грозди рябины
раскрашиваем акварелью, ягоды
печатаем штампами гуашью.

нояб Рисование
рь
акварелью

1

Рисование «Ветерок». Рисование
наблюдение
кисточкой хаотичных линий. Работа в
технике рисования по сырому.
Знакомство с синим цветом, развитие
мелкой моторики.

нояб Рисование
рь
гуашью

1

Рисование «Разноцветные обручи». наблюдение
Рисование
слитных
колечек,
плавными
движениями,
разноцветными красками; закрепляем
навык правильно держать кисть и
промывать кисть.

дека Рисование
брь акварелью

1

Рисование «Елочка». Рисование с
детьми предмета, состоящего из
вертикальных и наклонных линий;
обучение располагать изображение
на листе бумаги.

дека Рисование в
брь смешанной
технике

1

Рисование «Деревья в снегу». наблюдение
Рисование
крупного
дерева
с
множеством веток.
Украшение
его
снежинками
с
помощью ватных палочек или
щетинных кистей.

дека Рисование в
брь смешанной
технике

1

Рисование «Рисунок ветерок».
Знакомство с техникой «выдувания».
Раздувание капель жидкой краски на
листе бумаги

Беседа,
наблюдение

Беседа,
наблюдение

наблюдение

янва Рисование в
рь
смешанной
технике

1

Рисование. «Снежинка-пушинка».

наблюдение

янва Рисование
рь
гуашью

1

Рисование «Вьюга-завируха».
Рисование ватными палочками
круговых движений по листу;
закрепление навыка рисования
красками при помощи ватных
палочек; закрепление знаний цветов
красок; формирование интереса и
положительного отношения к
рисованию.

наблюдение

фев Рисование в
раль смешанной
технике

1

Рисование «Репка».
Рисование восковым мелком мышки,
гуашью репку.

наблюдение

март Рисование
гуашью

1

Рисование «Подснежник».

наблюдение

Закрашивание фона акварельными
красками,
с
предварительно
нарисованными снежинками на
листе бумаги

С помощью гуаши передача
весеннего колорита. Рисование
цветов подснежника, обращая
внимание на склоненную головку
цветов. Развитие цветовосприятия.

март Рисование в
смешанной
технике

1

Рисование «Для мамочки». Освоение наблюдение
техник рисования различными
изобразительными средствами,
самостоятельный выбор цвета красок.

март Рисование в
смешанной
технике

1

Рисование «Цветочек для мамы».

апре
ль
Рисование
акварелью

1

Рисование «Солнышко».
Рисование большого круга,
закрашивание круга не выходя за
контур. Выбор самостоятельного
изображения лучиков у солнышка
(полоски, волнистые и прерывистые
линии).

наблюдение

апре Рисование
ль
гуашью

1

Рисование «Ежик».

наблюдение

наблюдение

Совершенствование умения и
навыков в свободном
экспериментировании с материалами.

Рисование иголок ежика, применяя
метод печатания вилкой.
апре Рисование
ль
гуашью

1

Рисование «Зайченок».

наблюдение

Рисование зайчика из простых форм
(овал, круг). Раскрашивание его
тычком сухой жесткой кисти,
дорисовывать глаза, нос.
май Рисование в
смешанной
технике

1

Рисование «Рыбка».

наблюдение

Рисование рыбки из простых форм
(овал, треугольник).
Раскрашивание фона акварелью.

май Рисование в
смешанной
технике

1

Рисование «Дует, дует ветерок».
Рисование хаотичных линий
восковым мелком белого цвета,
заливание фона акварелью.

наблюдение

июн Рисование в
ь
смешанной
технике

1

Рисование «На летней лужайке».
наблюдение
Совершенствование умений и
навыков в свободном
экспериментировании с материалами.

Второй год обучения
Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество
часов
всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

0

2

Рисование цветными карандашами

1

0

1

3

Рисование акварелью

4

0

4

4

Рисование гуашью

3

1

2

5

Рисование в смешанной технике

6

0

6

6

Рисование фломастерами

0

0

0

7

Промежуточная аттестация

1

0

1

Всего учебных часов:

16

2

14

Календарно-тематическое планирование
месяц Тема

сент Вводное занятие
ябрь

Кол
-во
часо
в
1

Содержание

Формы
контроля

Правила поведения на занятиях. Беседа,
Правило работы с красками, наблюдение
карандашами.
Рисование
«Посмотри
в
окошко».(акварель+гуашь)
Смешивание красок на палитре,
получение желаемых оттенков,
осваивания техники живописи
по – мокрому.

сент Рисование в смешанной
ябрь технике

1

Рисование «Калякамаляка».(акварель+гуашь).

Беседа,
наблюдение

Рисование радуги, дугами;
знакомство с новыми цветами
красок; развитие чувства ритма
и композиции.
октя Рисование цветными
брь карандашами.

1

Рисование «Ежик
тропинке».

бежит

по Беседа,
наблюдение

Примечан
ие

Рисование ежика овалом и
треугольником и раскрашивание
цветными
карандашами.
Добавить глаза, нос и иголки.
октя Рисование в смешанной
брь технике

1

Рисование «Подсолнухи» .

нояб
рь

1

Рисование «Тучи по небу Беседа,
бежали».
Рисование
тучки наблюдение
овальной
формы
и
дорисовывание капелек дождя.

Рисование акварелью

дека Рисование в смешанной 1
брь технике

Беседа,
В середине листа рисование наблюдение
круга
коричневым
цветом,
цветом
«охра»
хаотичное
добавление семечек, (от центра в
сторону) по всему кругу
линиями
средней
длины
добавление лепестков, зеленой
краской добавление стебелька и
листочков.

Рисование «Зимняя красавица».

Беседа,
Рисование елочки восковыми наблюдение
мелками, акварелью передача
зимнего колорита.

янва
рь

Рисование акварелью

1

Рисование «Зимняя прогулка». Беседа,
Покрытие
белого
листа наблюдение
«зимними» оттенками в технике
по-мокрому. После добавление
деревьев гуашью коричневого
цвета.

февр
аль

Рисование акварелью

1

Рисование «Лед». Рисование Беседа,
завитков карандашом, а потом наблюдение
обводим их свечой,
и
покрываем
лист
синей
акварелью.

март

Рисование гуашью

2

Теория. Закрепить умение
рисовать гуашью, помочь
освоить цветовую гамму.
Использовать простой карандаш
для выполнения
предварительного наброска.
Рисование
«Прянички».
Рисование силуэтов пряников
гуашью.

март

Рисование гуашью.

1

Рисование
Рисование

«Салфетки».
геометрических

беседа

узоров,
соблюдение
цветов и элементов.

ритма

апре
ль

Рисование в
смешанной технике

1

Рисование «Божья коровка».

май

Рисование акварелью

1

Рисование «Рыбки плавают в Беседа,
пруду». Рисование на весь лист наблюдение
бумаги овала , добавление в этом
овале не больших овалов и
рисование им треугольников
(хвостиков).
Закрашивание
большого овала акварелью.

май

Рисование в
смешанной технике

1

Рисование «Радуга-дуга».

июнь

Рисование в
смешанной технике

1

Рисование «Муха-Цокотуха».

1

Рисование «Буквы». Педагог
читает фрагмент песни «Учат в
школе», просит их рассказать, о
чем она. Педагог показывает
шаблоны букв, дети находят
первую букву своего имени, и
обводят ее, и украшают ее по
своему замыслу. В конце занятия
педагог просит детей назвать
буквы, которые они рисовали,
придумать
слова
с
ними,
рассматривая рисунки, выделяет
яркие и необычно украшенные
буквы.

июнь Промежуточная
аттестация

Беседа,
Рисование красной краской наблюдение
круга
и
черной
краской
добавление полукруга (голова
жука) и пальчиками добавление
точек, усиков и ножек.

Беседа,
Рисование гуашью, акварелью, наблюдение
восковыми мелками красивых и
радостных рисунков про радугу.
Беседа,
Рисование
узоров
на наблюдение
предварительно вырезанных из
бумаги белого цвета предметов
чайного сервиза
Беседа,
наблюдение,
контрольное
упражнение,
выставки
творческих
работ

Третий год обучения
Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество
часов
всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Рисование цветными карандашами

1

0

1

3

Рисование акварелью

1

0

1

4

Рисование гуашью

2

0

2

5

Рисование в смешанной технике

6

0

6

6

Рисование фломастерами

2

1

1

7

Промежуточная аттестация

1

0

1

Всего учебных часов:

15

2

13

Календарно-тематическое планирование
меся
ц

Тема

Колво
часо
в

Содержание

сентя Вводное занятие
брь

2

Правила поведения на
занятиях. Правило работы с
красками, карандашами.
Знакомство с группой.
Помочь освоить цветовую
гамму.
Рисование
«Царевна
Цветана».
Работа
на
палитре,
смешивание красок.

сентя Рисование гуашью.
брь

1

Рисование «Золотая осень в
царстве Цветаны».
Рисование лиственных
деревья, передавая
характерные особенности
строения ствола и кроны,
цвета.

сентя Рисование в смешанной
брь технике.

1

Рисование «Путешествие в
сказку».

Формы
контроля

Примечание

Рисование иллюстраций к
своим любимым сказкам.
Материалы для рисования
выбираем любые.
сентя Рисование в смешанной
брь технике.

Рисование «В лукоморье.
Дуб зеленый».
Рисование
простым
карандашом ствола дерева,
шерстяными
зелеными
нитками
клеем
листву(предавая
форму
кроны),
карандашную
стружку
или
бумагу
коричневого цвета клеем
(ствол дерева), акварелью
дополняем
рисунок
деталями
(сказочными
героями и другими)

октяб Рисование
рь фломастерами. Учимся
рисовать фломастерами

2

Теория. Закрепление
приемов рисования
фломастерами и маркерами,
технику рисования
цветными карандашами
(штриховать в одном
направлении, не выходя за
контур).
Рисование
«Скатертьсамобранка».
Рисование на «волшебной»
скатерти (бумаге) на которой
чудесным
образом
появляются
всякие
вкусности. (фрукты, овощи,
конфеты)

ноябр Рисование гуашью
ь

1

Рисование «Выпал первый
снег (рисование лесного
пейзажа)». Рисование по
сырому
листу
бумаги
деревьев и указательным
пальцем добавляем голубого
цвета снег и сугробы.

декаб Рисование в смешанной
рь технике.

1

Рисование «Елочка к Новому
Году».
Последовательное
рисование елки, (в форме
треугольника, с веточками
иголочками).
Дополнения
рисунка
украшениями,
шариками на елочке. И
покрытие
рисунка

акварельными
красками,
чтобы рисунок стал ярче.
февр Рисование в смешанной
аль технике.

1

Рисование «Открытка для
папы».
Рисование на белом листе
бумаги
акварельными
красками портрета папы и
приклеивание к рисунку
галстука вырезанного из
цветной бумаги.

март Рисование в смешанной
технике

1

Рисование «Пусть мама моя
будет самой красивой».
Последовательное рисование
фигуры человека в пышном
платье,
возможные
дополнения
рисунка
(аксессуары,
украшения,
узоры).

март Рисование
цветными
карандашами.

1

Рисование «Моя мамочка».
Рисование портрета
передача индивидуальных
черт своих мам. Закрепление
умения рисовать сангиной.

март Рисование акварелью.

1

Рисование
«Подснежники
для моей мамы».
Восковыми
мелками
рисование
цветов
с
помощью акварели передача
цветового колорита фона.
Развитие цветовосприятия,
композиционного
расположения рисунка на
листе бумаги.

май Рисование в смешанной
технике.

1

Рисование «Ветер по морю
гуляет
и
кораблик
подгоняет…».
Рисование кораблика и моря
гуашью,
выкладывание
берегов из пшена.

май Промежуточная
аттестация

1

Рисование «Астры». Педагог
показывает букет астр в вазе.
И предлагает нарисовать этот
букет приемом примакивания
кисточки.

Четвертый год обучения
Учебно-тематический план
№

Название темы

1

Вводное занятие

Количество
часов
всего
теория
2
1

2

Рисование цветными карандашами

3

0

3

3

Рисование акварелью

3

0

3

4

Рисование гуашью

1

0

1

5

Рисование в смешанной технике

6

0

6

6

Рисование фломастерами

2

0

2

7

Промежуточная аттестация

1

0

1

Всего учебных часов:

18

1

17

Формы
контроля

Примечание

практика
1

Календарно-тематическое планирование
мес Тема
яц

Кол- Содержание
во
часов

сен Вводное занятие
тяб
рь

2

Теория. Правила поведения на
занятиях. Правило работы с
красками, карандашами.
Рисование «Царство Царевны
Цветаны».
Работа на палитре, смешивание
красок, получение желаемых
оттенков.

сен Рисование акварелью.
тяб
рь

1

Рисование «Летняя березка».
Рисование образа дерева –
березки, создания композиции
рисунка.

сен Рисование в смешанной
тяб технике.
рь

1

Рисование «Зимняя береза».
Рисование образа дерева –
березки, создание композиции
рисунка.
Самостоятельный
выбор художественных средств,
материалов для рисования

окт Рисование акварелью.
ябр
ь

1

Рисование «Листик, листик
вырезной,
солнышком
окрашенный».

Использование
шаблона
кленового листа. Рисование на
листе бумаги кленового листа.
Аккуратное
закрашивание
рисунка, не выходя за контуры;
развиваем умения выразительно
сочетать тёплые тона, используя
приём вливания цвета в цвет.
Прорисовывая прожилок тонкой
кистью.
окт Рисование акварелью.
ябр
ь

1

Рисование
«Осенний
натюрморт».
Рисование в жанре живописи —
натюрморт.
Выделение
в
рисунке особенностей фруктов
(форма, цвет, величина)

ноя Рисование гуашью
брь

1

Рисование «Вечерний город».
Рисование многоэтажного дома,
передача
в
рисунке
архитектурное строение здания.

ноя Рисование в смешанной
брь технике.

1

Рисование
«Деревья
освещенные
солнцем».(акварель. +восковые
мелки, напыление).
Рисование деревьев, создание
композиции рисунка.

янв Рисование в смешанной
арь технике

1

Рисование
«Заколдованные
деревья».
Самостоятельный
выбор
художественных
материалов,
рисование на одной половине
листа дерева, а на другой –
сказочного героя, которого
колдун заколдовал в это дерево.

фев Рисование в смешанной
рал технике.
ь

1

Творческая работа «Дремлет лес
под сказкой сна....». (коллаж +
гуашь, акварель).
Рисование гуашью образов
деревьев
—
создание
композиции рисунка. Затем
приклеиваем обрывки бумаги
создавая
сугробы
под
деревьями.

фев Рисование в смешанной
рал технике.
ь

1

Творческая работа «Мой
дедушка».
Рисование
портрета
дедушки (папы). Свободный
выбор материалов необходимых
для работы.

мар Рисование
цветными
т карандашами.

1

Рисование
«Моя
мама
волшебница».
Рисование
портрета
мамы
передача
сходства
через
характерные
особенности
человека.

мар Рисование
цветными
т карандашами.

1

Рисование «Балерина».
Рисование фигуры человека
в
движении,
соблюдая
пропорции
частей
тела,
передача красоты балерин через
цвет,
движения, плавность
линий и эмоции.

апр Рисование
ель фломастерами. Учимся
рисовать фломастерами

1

Творческая
работа
«Космические аппараты».
Рисование
наброска
карандашом,
затем
раскрашиваем фломастерами.

май Рисование
цветными
карандашами.

1

Рисование
«А это вся моя
семья». Рисование семьи, по
схемам рисования человека.
Закрепление техники рисования
сангиной.

май Рисование
фломастерами. Учимся
рисовать фломастерами

1

Творческая
работа
«Рисование
человека
по
схемам».
Рисование
фигуры
человека в движении, соблюдая
пропорции частей тела.

июн Рисование в смешанной
ь технике.

1

Рисование «Такой разный хлеб».
Рисование
разных
хлебобулочных
изделий
в
технике
«восковые
мелки+акварель»,
определяя
формы и внешние особенности.

июн Промежуточная
ь
аттестация

1

Педагог предлагает придумать и
нарисовать
самую
лучшую
школу. В конце занятия отмечает
самые аккуратные.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».