Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическим совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 5 от 15.08.2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ Е.В. Комарова Приказ № 97 от 15.08.2023 г. Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Думовенок» Модуль 2: «Геометрическая мозаика» Возраст учащихся: 5-7 лет Срок реализации: 3 месяца Составитель программы: Лисая Оксана Адисоновна, педагог дополнительного образования г. Березовский 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа «Геометрическая мозаика» педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Думовенок» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. 2 Модуль «Геометрическая мозаика» программы «Думовенок» позволяет учащимся приобрести элементарные математические представления, развивать логическое мышление, осуществлять общее интеллектуальное развитие. Цель и задачи модуля Цель - создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания. Задачи программы: Развивающие: • развить логическое мышление; • развивать умение решать творческие и проблемные задачи; • развить речь с введением математических терминов, активно использовать знания и умения, полученные в организованной деятельности на занятиях. Образовательные: • сформировать необходимый уровень математических представлений о натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине и геометрических фигурах; • знакомить с цифрами и знаками; • учить ориентироваться в пространстве и времени, а также на листе; • учить составлять и решать простые задачи на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 10; • способствовать формированию понимания отношений между числами натурального ряда. Воспитательные: • воспитать терпение, настойчивость, самостоятельность; • воспитать коммуникативные навыки в общении со сверстниками; • воспитать интерес к предмету и процессу обучения в целом; • воспитать адаптивность, инициативность, креативность. Планируемые результаты Развивающие: • развитие логическое мышление; • увеличение объема внимания и памяти; • введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных в организованной деятельности на занятиях. • Образовательные: • формирование необходимого уровня математических представлений о числе и арифметических действиях (числовая грамотность). Воспитательные: целеустремленность в достижении поставленной цели; умение работать в коллективе и в парах; творческое мышление и способность самовыражения. № п/п 1. 2. 3. Учебно – тематический план 1 год обучения Названия темы Количество часов: Всего Теория Практика Путешествие в страну 8 2 6 Геометрия Решение задач на развитие 6 2 4 смекалки и сообразительности Геометрические фигуры. Их 10 4 6 преображение Всего учебных часов 24 8 16 Календарно-тематическое планирование Месяц Название темы Презентация «Геометрия вокруг нас» 2 ноябрь Путешествие в страну Геометрия ноябрь Путешествие в страну Геометрия 2 Педагоги ческое наблюден ие, беседа ноябрь Путешествие в страну Геометрия 2 Педагоги ческое наблюден ие, беседа ноябрь Путешествие в страну Геометрия Просмотр мультфильма «В стране Геометрия». Решение геометрических задач. Геометрические фигуры. Построение абстрактных объектов из геометрических фигур. Работа в тетрадях. Танграм. Построение фигур по образцу. 2 Логические задачки Задачи-шутки и задачи в стихах. Работа в тетради. Решение задач, требующих применения сообразительности и умения проводить в уме несложные рассуждения. 2 Педагоги ческое наблюден ие, беседа Педагоги ческое наблюден ие, беседа Педагоги ческое наблюден ие, беседа декабрь декабрь Решение задач на развитие смекалки и сообразительности Решение задач на развитие смекалки и сообразительности Содержание занятий Часы 2 Формы контроля Педагоги ческое наблюден ие, беседа Примечание декабрь Решение задач на развитие смекалки и сообразительности Дидактическая игра «На что это похоже?» Игра «Найди отличия» 2 декабрь Геометрические фигуры. Их преображение 2 январь Геометрические фигуры. Их преображение Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник и треугольник, их свойства. Работа в прописях. Спичечный конструктор: веселые палочки для составления геометрических фигур. Преобразование геометрических фигур. Игры-головоломки: «Танграм», «Пифагор». Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник и треугольник, их свойства Решение геометрических задач Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. январь Геометрические фигуры. Их преображение январь Геометрические фигуры. Их преображение январь Геометрические фигуры. Их преображение № п/п 1. 2. Педагоги ческое наблюден ие, беседа Педагоги ческое наблюден ие, беседа 2 Педагоги ческое наблюден ие 2 Педагоги ческое наблюден ие, беседа 2 Педагоги ческое наблюден ие, беседа 2 Педагоги ческое наблюден ие, беседа Учебно – тематический план 2 год обучения Названия темы Количество часов: Всего Теория Практика Геометрический 6 1 5 калейдоскоп Геометрия вокруг нас 10 4 6 3. Путешествие точки 4 1 3 4. Тайны окружности Всего учебных часов 4 24 1 7 3 17 Календарно-тематическое планирование Месяц Название темы ноябрь Геометрический калейдоскоп ноябрь Геометрический калейдоскоп ноябрь Геометрический калейдоскоп ноябрь Геометрия вокруг нас декабрь Геометрия вокруг нас декабрь Геометрия вокруг нас декабрь Геометрия вокруг нас декабрь Геометрия вокруг нас Содержание занятий Часы Геометрические узоры. Игра «Крестикинолики». Закономерности в узорах. Симметрия. Игры-головоломки конструктора «Танграм» Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму) Графический диктант. Сравнение величин. Окружность. Центр окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Задачи, формирующие геометрическую наблюдательность. 2 Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. 2 2 2 Формы контроля Педагоги ческое наблюден ие, беседа Педагоги ческое наблюден ие, беседа Педагоги ческое наблюден ие, беседа Педагоги ческое наблюден ие, беседа 2 Педагоги ческое наблюден ие, беседа 2 Педагоги ческое наблюден ие, беседа 2 Педагоги ческое наблюден ие, беседа Педагоги ческое наблюден ие, беседа 2 Примечание январь Путешествие точки январь Путешествие точки январь Тайны окружности январь Тайны окружности Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Построение различных геометрических фигур по образцу. Самостоятельное построение геометрической фигуры, описание шагов построения. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). 2 2 2 2 Педагоги ческое наблюден ие, беседа Педагоги ческое наблюден ие, беседа Педагоги ческое наблюден ие, беседа Педагоги ческое наблюден ие, беседа