Обучение моделированию и конструированию одежды (внебюджет)

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 108 от 31.08.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Обучение моделированию и конструированию одежды»

Возраст учащихся: от 18 лет
Срок реализации: 1 года

Составитель программы:
Илютина Ольга Юрьевна
педагог дополнительного образования

г. Березовский
2023 г.

Структура
1. Пояснительная записка
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2. Содержание программы
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия программы
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
Приложение 1 – Учебный план
Приложение 2 – Календарно-учебный график
Приложение 3 – Рабочая программа

2

1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение
моделированию и конструированию одежды» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»,
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ.
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение
моделированию и конструированию одежды»составлена с учетом программы
дополнительного образования «Шьем вместе» педагога дополнительного образования
О.В.Трифоновой, 2002г.
Характеристика программы (ее значимости)
Шитье одежды - любимое занятие широкого круга людей, интересный и полезный
вид рукоделия, который приносит радость, дает возможность выразить себя в творчестве,
увидеть в повседневном красоту и гармонию.
Занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Обучение
моделированию и конструированию одежды» способствуют предпрофессиональной
ориентации на профессии швейного производства. Занимаясь в объединении, учащиеся
узнают о возникновении, развитии одежды. Знакомятся с направлениями современной
моды, основными законами конструирования и моделирования, приобретают умения в
подборе тканей для изделий.
Реализация программы способствует развитию положительных личностных
качеств. Умению красиво одеваться, подобрать соответствующий аксессуар к костюму,
смоделировать из старого платья новое, из маминой юбки - сверхмодный блузон – всему
этому можно научиться на занятиях.
Освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления
основных видов одежды, можно самостоятельно создавать свой неповторимый стиль и
имидж, научится одеваться самим и одевать других без лишних затрат.
Одежда является сложным объектом проектирования вследствие большого
разнообразия покроев и частой смены моды. Программа «Модельер и конструктор
одежды» предусматривает проектирование новых моделей одежды, а это многогранный
творческий процесс, включающий несколько этапов: создание нового образа с заданными
свойствами, включающее исследование, создание эскизов, макетов, моделей, расчеты и
построение чертежей изделия, изготовление опытных образцов, опираясь на основы
3

моделирования и конструирования одежды, которые являются связующим звеном,
востребованного инженерного образования.
Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение
учащихся к миру культуры костюма и моды развивается фантазия, формируется
художественный вкус. Программа направляет на созидательную деятельность в
оформлении предметной среды в пространстве моды и позволяет выявить интерес к выбору
будущей профессии.
В наше время, когда существует перенасыщение рынка количеством разнообразных
швейных и трикотажных изделий, отпадает острая необходимость пошива одежды по
индивидуальным выкройкам. Но сохраняется интерес к процессу создания необычных
моделей одежды, целостных коллекций. А для этого все равно необходимо учиться шить,
чтобы самой создать придуманное платье и не отстать от моды, которая во все времена была
изысканна и капризна, но всегда интересна и привлекательна, особенно для молодежи.
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с
ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения
капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться
- с применением дистанционных технологий и электронного обучения;
- по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными
организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на
право оказывать образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей
и взрослых» (на основании договора безвозмездного пользования помещений или
договора сетевого взаимодействия).
Направленность
Направленность программы: художественная
Адресат программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
предусматривает обучение от 18 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к
уровню образования.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без
ОВЗ.
Наполняемость группы
Ожидаемое количество в одной группе: 5-6 человек.
Срок реализации программы
Срок освоения программы - 1 год.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 72 часа.
Режим занятий
1 раз в неделю (2 учебных часа по 45 мин.);
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- теоретические;
- практические.
4

Цель и задачи программы
Цель:
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
населения
в
интеллектуальном, эстетическом, социальном развитии через формирование и развитие
творческих способностей средствами моделирования и конструирования одежды.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Образовательные:
- научить определять виды тканей;
- научить измерять фигуру;
- научить ориентироваться в силуэтах и стилях;
- научить работать на швейной машине;
- научить строить чертежи;
- научить работать с журналами мод;
- научить самостоятельно подбирать ткань к фасону;
- научить основам технического конструирования и моделирования одежды;
- научить выполнять эскизы будущих моделей;
- научить создавать рациональный гардероб.
Развивающие:
- развить познавательный интерес в сфере создания одежды,
- развить у учащихся способности к личностному и профессиональному росту и
самоопределению в сфере декоративно-прикладного творчества;
- развить начальные профессиональные навыки подготовки в области создания
одежды;
- развить трудолюбие, аккуратность, усидчивость.
Воспитательные:
развить и сформировать познавательную,
эстетическую,
трудовую
и
нравственную культуры;
- приобщить к народным традициям и художественным промыслам;
- сформировать хороший вкус в культуре одежды.
2. Содержание программы
Учебный план
№
п/
п

Название
программы

1

Обучение
моделированию и
конструированию
одежды
Всего учебных
часов

Первый год обучения
Теория

Практика

15

57

72

Формы аттестации
(контроля)

Беседы, наблюдение,
контрольное упражнение,
защита творческой
работы, промежуточная
аттестация

5

Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество часов
всего

теория

практ.

1.

«С чего начинается мода?»

1

1

-

2.

2

1

1

2

1

1

4.

Материаловедение. Что необходимо для раскроя и
пошива одежды. Основные виды швов и их
отработка. Что важно знать о работе на швейной
машине.
Подготовительные швейные работы. Мерки и
прибавки. Снятие мерок. Определение размера.
«Анатомия моды».

2

2

-

5.

Основные способы моделирования.

9

2

7

6.

Поясные изделия. Технология обработки узлов и
деталей изделий. Алгоритмы шитья
Разработка конструкций различных моделей.
Раскрой, пошив и оформление изделий.
Плечевые изделия. Технология раскроя и пошива.
Алгоритмы шитья.
Разработка и выполнение оригинальных моделей.

14

2

12

14

2

12

14

2

12

14

2

12

Всего:

72

15

57

3.

7.
8.
9.

1. «С чего начинается мода».
Мода и ее роль в жизни человека. Почему нужно заботиться о своем имидже. Имидж – это
рассказ о себе.
2. Материаловедение.
Теория. Кроссворд «Основы материаловедения». Что необходимо для раскроя и
пошива одежды. Правильный выбор ткани - основа успешного выполнения изделия. Ткань и
характер. Тест: «Какой у вас характер расскажет одежда».
Практика. Особенности работы с бархатом, трикотажем и шелком. Неполадки в работе
швейной машины и способы их устранения
3. Подготовительные швейные работы. Мерки и прибавки. Снятие мерок.
Определение размера.
Теория. «Это вы можете» - самоанализ. Работа с дидактическими карточками, тестами
(теоретическими и практическими), кроссвордами.
Практика. « Основные виды швов и их отработка».
Практическая работа: оформление образцов, выполнение творческой работы с применением
знаний по теме (салфетки футляры и т.п.).
Тест-практикум. «Машинные швейные работы. Что важно знать о работе на швейной
машине. Техника безопасности»
Творческая мастерская « Основные параметры фигуры»
Мерки и прибавки. Снятие мерок. Определение размера.
Таблица мерок. Расчет количества ткани.
Типы фигур и их особенности.
Просмотр и обсуждение видеосюжетов.
Практическая работа. Снятие мерок. Заполнение таблицы. Работа с журналам мод.
Учет технических характеристик ткани.
6

4. «Анатомия моды»
Теория. Занятие - погружение в теорию «Анатомия моды». Построение выкройки с
помощью готовых лекал, многоразмерной выкройки, внесение изменений –
адаптация выкроек.
Практика. Работа с выкройками в журналах мод.
Уменьшение, увеличение выкройки.
Практическая работа: Работа с журналами, готовыми лекалами. Выбор модели, ее
разработка с учетом индивидуальных мерок и особенностей фигуры.
Корректировка фасона в зависимости от особенностей индивидуальной фигуры.
Подгонка изделий по фигуре.
5. Основные способы моделирования.
Теория. Творческая мастерская «В каждом из нас живет художник»
Практика.
- Моделирование по основе: юбка, брюки, лиф. Параллельное и коническое
расширение.
- Моделирование путем переноса вытачек.
- Моделирование рукава.
Создание эскизов моделей, определение необходимого способа моделирования,
выполнение макетов. Работа в тетрадях, альбомах, заполнение таблицы.
Конструктивное и художественное моделирование. Конструктивные особенности
изделий с цельнокроеным рукавом и углубленной проймой.
6. Поясные изделия. Технология обработки узлов и деталей изделий. Алгоритмы шитья
Теория. «Аукцион идей»
Практика. Разработка эскизов оригинальных моделей поясных изделий и их представление.
7. Разработка конструкций различных моделей. Раскрой, пошив и оформление
изделий.
Теория. Учет тенденций моды и средств композиции костюма. Занятие исследование:
«Некоторые особенности индивидуального моделирования юбок» Учет
индивидуальных особенностей фигуры и выбор фасона.
Различные виды брюк. Исторический экскурс. Современные модные тенденции.
Джинсы - фавориты моды. Выбор фасона в зависимости от индивидуальных
особенностей конкретной фигуры и назначения модели.
Практика. Семинар: «Брюки. История. Прогноз».
8. Плечевые изделия. Технология раскроя и пошива. Алгоритмы шитья.
Теория. Что такое типовая или технологическая последовательность обработки
изделия? Зачем она нужна?
Практика. Работа с лекалами и выкройками. Раскладка на ткани.
9. Разработка и выполнение оригинальных моделей.
Теория. Процесс разработки конструкций новых моделей одежды
Практика. Разработка конструкций новых моделей одежды по заданному образцу
изделия или его графическому изображению (эскизу):
·
изучение и анализ модели;
·
подбор соответствующей базовой основы или конструкции;
·
уточнение или изменение базовой конструкции и перенос на неё модельных
особенностей;
·
уточнение или изменение базовой конструкции и выполнение различных
преобразований;
·
проверка правильности разработки конструкции новой модели
10. Конкурсы, экскурсии, участие в мероприятиях центра.
Практика. Беседы, экскурсии, изготовление подарков – сувениров, промежуточная
7

аттестация.
3. Планируемые результаты
Учащиеся умеют:
- выполнять эскизы будущих моделей;
- самостоятельно подбирать ткань к фасону;
- работать с журналами мод;
- строить чертежи;
- моделировать;
- шить качественно;
- создавать рациональный гардероб.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
- ценностно-смысловые установки.
4. Организационно-педагогические условия программы
Материально - техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в кабинете №16,
расположенном на втором этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский. Кабинет площадью
63,8 кв. м. оборудован:
№
Наименование
оборудованных
учебных Адрес
(местоположение)
п/п кабинетов
учебных кабинетов
1
2
3
Стол рабочий 1
Ул. Ленина 22, ЦДТ, 2 этаж,
Стулья 10
кабинет № 16
Шкаф демонстрационный 2
Шкаф встроенный 1
Шкаф для пособий 2
Шкаф для материалов 2
Витрина стеклянная 1
Тумба-комод 2
Зеркала 2
Доска классная 1
Компьютер в сборе 1
Гладильная доска 1
Утюг 1
Манекен 1
Оверлог 2
Универсальные швейные машины 4 шт.
Электрические швейные машины 2 шт.
Инструменты:
Ножницы для бумаги 10 шт.
Ножницы для ткани 10 шт.
Ножницы фигурные 10 шт.
Резак канцелярский 1 шт.
Линейки 10 шт.
Иголки швейные 10 шт.
Клеевой пистолет 3 шт.
Карандаши простые 15 шт.
Карандаши цветные разные 30 шт.
Кисти разные 30 шт.
Булавки портновские
Лекала
Сантиметровые ленты
8

Учебно-наглядные пособия:
Стенд по ТБ.
Наглядно-дидактический материал: фото,
иллюстрации, распечатки, образцы работ
прошлых лет.
Литература (книги, журналы, методички)
Информационно-телекоммуникационные сети:
-компьютер, подключен к сети Интернет.
Аппаратно-программные средства:
- операционная система MicrosoftWindowsXP;
- MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel –
электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных
презентаций, InternetExplorer- веб- браузер).
Аудиовизуальные средства:
- мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук.
Методическое и информационное обеспечение
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического
Вид
издания и (или) наименование электронного образовательного,
образовательно
информационного ресурса (группы электронных образовательных,
го и
информационных ресурсов)
информационн
ого ресурса
(печатный /
электронный)
учебные, учебно-методические издания
1. А.Ю.Андреева Костюм русской знати. От Византии до
Печатный
Модерна. - Санкт-Петербург, «Паритет», 2008
2. Д.В.Берти Лоскутное шитье. - М.: Мир книги, 2004
Печатный
3. А.Ф.Бланк «Практическая книга по моделированию женской
Печатный
одежды. Легпромбытиздат, 1992 - 256с.
4. П.Боэренс Вышивка крестом. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000
Печатный
5. Р.Бюлер «Цветы и букеты. Легкий пэчворк». - М.: Артродник, 2008 - 58с.
Печатный
6. М.А.Дрючкова 100 фасонов женского платья. - Издательство
Минск, Госиздат БССР, 1965
Печатный
7. Журналы мод «BURDA» - 1992-2019гг
8. Р.В.Захоржевская «История костюма». - М.: РИПОЛ классик,
Печатный
2005, 288с.
Печатный
9. Т.Ф.Исланкина Пошив легкого женского платья. - М:
Росгизместпром, 1955 - 233с.
10. К.Клифто-Могг Текстиль в интерьере .- М: Арт-Родник,
Печатный
2007
11. Е.Малахова Учебный курс изготовления искусственных
цветов
Печатный
12. В.Д.Насонова Как научиться кроить и шить. - Свердловск,
Свердловское книжное издательство, 1959 -116с.
Печатный
13. Л.Невзгодина «Вышивка лентами». - М.: Эксмо, 2011 179с.
Печатный
14. Л.Орлова Азбука моды. - М.: Просвещение, 1988 - 176с.
15. М.Пермякова Шляпки для стильной девочки. - М.:
Печатный
АСТ/Астрель, 2000
Печатный
16. В.Пушкина Кожа. - Издательство Эксмо, 240с.
Печатный
17. Н.А.Тазова
Ручное филейное плетение и филейно9

гипюровая вышивка
18. Книга Техники лоскутного шитья. - SINGER
19. Э.Тиль История костюма. - М.: СПб, 1993
20. О.В.Трифонова
Шьем вместе. Конструирование,
моделирование, технология одежды, программа, 2002г.
21. Книга Шелковые ленты. Лучшие идеи вышивок. - Минск,
Харвест, 2010

Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный

Кадровое обеспечение
Минимально допустимая квалификация педагога
Профессиональная категория: Первая категория
Уровень образования педагога: Среднее профессиональное
Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная
переподготовка по профилю программы.
5. Оценочные материалы.
5.1. Итоговая
аттестация
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе не проводится.
5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной
программе осуществляется раз в год, согласно календарному учебному графику.
5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели
и задач программы.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и
методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (защита
творческой работы, контрольное упражнение), метод взаимоконтроля и самоконтроля
(самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины неправильного исполнения
элементов, устранение обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с
учетом особенностей учащихся.
Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям:
- по степени владения теоретическим материалом;
- по качеству выполнения всех этапов технологического процесса;
- по качеству выполнения изделий по образцу.
Форма предъявления результатов – выставки - представления творческих работ
учащихся различного уровня.

10

Материаловедение

«Основы
материаловедения»

Урок-кроссворд

«О тканях красивых и
разных»

Занятие-аукцион

Знание
правил
подбора
и
использования
фурнитуры, тканей,
ниток, и т.п.

Занятие-решение
кроссвордов

Знание типов видов
тканей, умение
охарактеризовать их,
обосновать выбор.

«Основы
материаловедения»

Подготовительные
швейные работы

«Мастера
моды»

высокой Викторина

«Урок цветографии»

Урок творчества

«Ручные и машинные
швы»

Занятие-самозачет

«Работа на швейной
машине»

Занятиепрактический
взаимозачет

Деловая игра
«Молодежное ателье»

Знание инструментов
и принадлежностей
для шитья,
устройства швейной
машины.
Знание
ведущих
Кутюрье.
Комплиментарные
цвета, значение
правильного выбора
цвета.

Ручные и машинные
швы, обоснование
применения, техника
выполнения.
Знание правил
эксплуатации,
умение подготовить
оборудование к
работе. Умение
выполнять на
швейной машине
основные виды швов,
исправлять
простейшие
неполадки.
Знание систем кроя,
умение пользоваться
журнальными
разработками,
готовыми лекалами,
многоразмерной
11

выкройкой.

Поясные изделия

Плечевые изделия

«Технология пошива Творческий
поясных изделий»
по теме

зачет Знание
алгоритмов
пошива
поясных
изделий,
умение
обосновывать
и
«Брюки. История.
творчески применять
Прогноз»
Семинар
знание технологии на
практике.
Умение логически
строить выступление,
обосновывать,
предполагать,
доказывать. Знание
истории и
современных
тенденций в мире
моды.
«Втачивание
Практический
Знание
технологии
воротника
в зачет
обработки,
умение
горловину»
выполнять
технологические
операции.
«Втачивание рукава»
Урок самооценок
Умение
самостоятельно
выполнять
технологический
узел, реально и
правдиво оценивать
качество своей
«Вы полагаете, все это
работы, устранять
следует шить?»
Урок-прогноз
недостатки, доводить
начатое дело до
конца.
Знание основных
тенденций в мире
моды, умение
пользоваться
журналами,
соотносить
желаемую модель с
индивидуальными
особенностями
фигуры, выполнять
12

эскиз изделия,
подбирать ткань,
фурнитуру и т.д.

Промежуточная
аттестация

«Экзамен»

Защита проектной
работы

Умение представить
самостоятельно
выполненную
авторскую модель,
документацию
(описание
технологии, эскизы,
рисунки, схемы).

Критерии оценивания
Высокий уровень: 3 балла
• Ответ полный, самостоятельный
• Работа выполняется самостоятельно без помощи педагога
• Высокая сложность работы
• Удачное цветовое решение
• Изделие выполнено аккуратно, с соблюдением технологии
• Креативный подход к выполнению работы
Средний уровень: 2 балла
• Ответ правильный, не достаточно полный
• Работает самостоятельно с небольшой помощью педагога
• Работа достаточно сложная
• Изделие содержит незначительные технологические дефекты
• Работа по образцу с элементами творчества
Низкий уровень: 1 балл
• Ответ неполный, не самостоятельный
• Работа выполнена с помощью педагога
• Изделие очень простое
• Изделие имеет грубые технологические дефекты, неаккуратно оформлено
• Работа по образцу
5. Методические материалы
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- творческого подхода к деятельности;
13

- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации,
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- вышивка крестом;
- коллекция машинных швов;
- журналы мод;
- коллекция интерьерных кукол в одежде;
- изделия в технике лоскутного шитья;
- готовые изделия сумочек;
- готовые изделия коллекций одежды;
- разработки бесед.
Дидактическое обеспечение:
- лекала и выкройки изделий;
- иллюстрации;
- набор фотографий отшитых изделий.
Список литературы
1. А.Ю.Андреева Костюм русской знати. От Византии до Модерна. - СанктПетербург, «Паритет», 2008
2. Д.В.Берти Лоскутное шитье. - М.: Мир книги, 2004
3. А.Ф.Бланк «Практическая книга по моделированию женской одежды.
Легпромбытиздат, 1992 - 256с.
4. П.Боэренс Вышивка крестом. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000
5. Р.Бюлер «Цветы и букеты. Легкий пэчворк». - М.: Арт-родник, 2008 -- 58с.
6. М.А.Дрючкова 100 фасонов женского платья. - Издательство Минск, Госиздат
БССР, 1965
7. Журналы мод «BURDA» - 1992-2019гг
8. Р.В.Захоржевская «История костюма». - М.: РИПОЛ классик, 2005, 288с.
9. Т.Ф.Исланкина Пошив легкого женского платья. - М: Росгизместпром, 1955 233с.
10. К.Клифто-Могг Текстиль в интерьере .- М: Арт-Родник, 2007
11. Е.Малахова Учебный курс изготовления искусственных цветов
12. В.Д.Насонова Как научиться кроить и шить. - Свердловск, Свердловское
книжное издательство, 1959 - 116с.
13. Л.Невзгодина «Вышивка лентами». - М.: Эксмо, 2011 - 179с.
14

14. Л.Орлова Азбука моды. - М.: Просвещение, 1988 - 176с.
15. М.Пермякова Шляпки для стильной девочки. - М.: АСТ/Астрель, 2000
16. В.Пушкина Кожа. - Издательство Эксмо, 240с.
17. Н.А.Тазова Ручное филейное плетение и филейно-гипюровая вышивка
18. Книга Техники лоскутного шитья. - SINGER
19. Э.Тиль История костюма. - М.: СПб, 1993
20. О.В.Трифонова Шьем вместе. Конструирование, моделирование, технология
одежды, программа, 2002г.
21. Книга Шелковые ленты. Лучшие идеи вышивок. - Минск, Харвест, 2010.

15

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 108 от 31.08.2023 г.

Учебный план
дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы
«Обучение моделированию и конструированию одежды»
№
п/
п

Название
программы

1

Обучение
моделированию и
конструированию
одежды
Всего учебных
часов

Первый год обучения
Теория

Практика

15

57

72

Формы аттестации
(контроля)

Беседы, наблюдение,
контрольное упражнение,
защита творческой
работы, промежуточная
аттестация

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 108 от 31.08.2023 г.

Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Обучение моделированию и конструированию одежды»
на 2023-2024 учебный год
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного года

1 год обучения

Примечание

1 сентября 2023 г.

Формирование
объединения
Продолжительность
учебного года
Промежуточная
аттестация (контроль)

14 августа 2023г.31 августа 2023г.
36 недель

Промежуточная
аттестация (контроль)
Окончание учебного года

22-24 мая 2024г.

Резерв учебного времени

10 часов

10 января 2024г.

25 мая 2024г.

окончание учебного
года может быть
перенесено на срок в
соответствии с
резервом учебного
времени
5% от
продолжительности
ДООП

зимние

Каникулы
с 01 января 2024г. – 08 января 2024г.

летние

с 01 июня 2024г. – 31 августа 2024г.

праздничные нерабочие
дни

4 ноября 2023 г., 31 декабря 2023г.,
1-8 января 2024г., 23 февраля 2024 г., 8 марта 2024г., 1 мая 2024г.,
9 мая 2024 г.

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 108 от 31.08.2023 г.

Рабочая программа педагога
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Обучение моделированию и конструированию одежды»

Возраст учащихся: от 18 лет
Срок реализации: 1 года

Составитель программы:
Илютина Ольга Юрьевна
педагог дополнительного образования

г. Березовский
2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Обучение моделированию и конструированию одежды»
является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой для
взрослых и представляет собой календарно-тематическое планирование по текущему году
обучения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение
моделированию и конструированию одежды» знакомит с основными видами пропорций в
одежде. Достаточно полно раскроет понятие моды и ее основные закономерности.
Проанализирует модные тенденции в молодежной одежде. Познакомит с психологией
цвета и физическими реакциями на каждый цвет. Также рассматриваются вопросы
композиционного формообразования, приемы гармонизации композиции костюма,
вопросы цвета. Рассматриваются некоторые вопросы зрительного восприятия и иллюзии
изменения формы при композиционном формообразовании. Раскрываются основные этапы
проектирования.
Данный программа предполагает рассмотрение композиции костюма, как головного
содержания процесса моделирования. (Композиция костюма является подразделом раздела
моделирования). Также происходит изучение многообразия силуэтных форм и цвета в
одежде. Влияние пропорций фигуры на выбор фасона и корректировка фигуры тела
человека при помощи зрительных иллюзий. Немаловажными считаются и приобретенные
знания о комплектности в ансамблеевом и стилевом решении. Костюм рассматривается как
средство эстетического формирования личности.
Срок реализации: 1 год
Цель: создание индивидуального костюма «от эскиза до показа».
Задачи:
Образовательные:
1.Обучить основам конструирования и моделирования одежды на уровне, позволяющем
самостоятельно создавать оригинальные модели;
2. Научить творчески использовать готовые лекала;
3. Научить использовать адаптированные журнальные выкройки;
4. Научить делать индивидуальные расчеты.
Развивающие:
1. Развивать эмоционально - оценочного отношения к окружающему миру;
2. Развивать наглядно - образного мышление, фантазию;
3. Развивать рефлексивную позицию в творчестве, позволяющих ребенку творить, регулярно
планировать свою деятельность и управлять ею.
Воспитательные:
1. Воспитывать стремления быть красивым во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде,
потребности строить жизнь по законам красоты,
2. воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность,
бережливость и уважение к творчеству других.
Особенностью обучения является ориентация на развитие:
- творческого подхода к работе;
-исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
-самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.

Наиболее распространенные методы занятий в объединении:
 Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод
 Репродуктивный метод
 Игровой метод
 Метод стимулирования и мотивации
 Метод создания проблемно-поисковых ситуаций
 Метод создания ситуации успеха
 Методы взаимоконтроля.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- требования к технике безопасности на занятия.
Планируемые результаты
1. Сформированный устойчивый интерес к созданию оригинальных, авторских
разработок в области конструирования и моделирования одежды, вовлеченность в
творческий процесс, результат которого интересен не только самому учащемуся, но и
окружающим.
2. Умение самостоятельно создавать эскиз модели и доработать его до готового изделия, проявляя
готовность к волевому напряжению, смелость мысли, независимость суждений.
3. Знание основ технологии, конструирования и моделирования, костюмосложения и дизайна
на уровне, позволяющем разработать и отшивать оригинальные изделия самостоятельно, используя
алгоритмы шитья.
4. Умение самостоятельно пользоваться выкройками из различных журналов мод и
вносить изменения в соответствии с мерками, учитывая эстетические потребности, особенности
телосложения и стремление подчеркнуть свою индивидуальность, самобытность.
Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество часов
всего

теория

практ.

1.

«С чего начинается мода?»

1

1

-

2.

2

1

1

2

1

1

4.

Материаловедение. Что необходимо для раскроя и
пошива одежды. Основные виды швов и их
отработка. Что важно знать о работе на швейной
машине.
Подготовительные швейные работы. Мерки и
прибавки. Снятие мерок. Определение размера.
«Анатомия моды».

2

2

-

5.

Основные способы моделирования.

9

2

7

6.

Поясные изделия. Технология обработки узлов и
14
деталей изделий. Алгоритмы шитья
Разработка конструкций различных моделей. 14
Раскрой, пошив и оформление изделий.
Плечевые изделия. Технология раскроя и пошива. 14
Алгоритмы шитья.

2

12

2

12

2

12

3.

7.
8.

9.

Разработка и выполнение оригинальных моделей.

14

2

12

Всего:

72

15

57

Календарно-тематическое планирование
Дата

№

Тема

Содержание занятий

Ча
сы

Формы
контроля

сентябрь

1

«С чего начинается
мода?»

1

Опрос

сентябрь

2

2

Опрос

сентябрь

3

Подготовительные
швейные работы.
Мерки и прибавки.
Снятие мерок.
Определение размера.

2

Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос

сентябрь

4

Материаловедение.
Что необходимо
для раскроя и
пошива одежды.
Основные виды
швов и их
отработка. Что
важно знать о
работе на швейной
машине.
Подготовительные
швейные работы.
Мерки и прибавки.
Снятие мерок.
Определение
размера.
«Анатомия моды».

Содержание модуля.
Режим работы
объединения. Цели и
задачи. Демонстрация
наглядности. ТБ при
работе с
инструментами и
швейным
оборудованием.
Материаловедение. Что
необходимо для
раскроя и пошива
одежды.

Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос

сентябрь

5

Основные способы
моделирования.

октябрь

6

Основные способы
моделирования.

Построение выкройки с 2
помощью готовых
лекал, много –
размерной выкройки,
внесение изменений.
Работа с выкройками в
журналах мод.
Моделирование
по 3
основе: юбка, брюки,
лиф. Параллельное и
коническое
расширение.
Моделирование рукава. 3

Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос

Примечани
е

октябрь

7

Основные способы
моделирования.

Моделирование путем
переноса вытачек.

3

ноябрь

8

Поясные изделия.

2

ноябрь

9

Технология обработки
узлов и деталей
изделий.

4

ноябрь

10

Технология обработки
узлов и деталей
изделий.

4

ноябрь

11

Алгоритмы шитья.

4

декабрь

12

Разработка
конструкций
различных моделей.
Раскрой, пошив и
оформление изделий.

2

декабрь

13

Моделирование на
основе своих
разработанных
конструкций.

2

Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос

декабрь

14

Подготовка
2
полученных лекал для
раскроя. Расчет расхода
ткани.

Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос

декабрь

15

Поясные изделия.
Технология
обработки узлов и
деталей изделий.
Алгоритмы шитья
Поясные изделия.
Технология
обработки узлов и
деталей изделий.
Алгоритмы шитья
Поясные изделия.
Технология
обработки узлов и
деталей изделий.
Алгоритмы шитья
Поясные изделия.
Технология
обработки узлов и
деталей изделий.
Алгоритмы шитья
Разработка
конструкций
различных
моделей. Раскрой,
пошив и
оформление
изделий.
Разработка
конструкций
различных
моделей. Раскрой,
пошив и
оформление
изделий.
Разработка
конструкций
различных
моделей. Раскрой,
пошив и
оформление
изделий.
Разработка
конструкций
различных
моделей. Раскрой,
пошив и

Подготовка примерки.
Примерка. Обмелка.

Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос

2

Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос

оформление
изделий.
январь

16

Разработка
конструкций
различных
моделей. Раскрой,
пошив и
оформление
изделий.
Разработка
конструкций
различных
моделей. Раскрой,
пошив и
оформление
изделий.
Разработка
конструкций
различных
моделей. Раскрой,
пошив и
оформление
изделий.
Плечевые изделия.
Технология
раскроя и пошива.
Алгоритмы шитья.

Пошив изделий.

2

Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос

январь

17

Пошив изделий.

2

Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос

январь

18

Окончательная отделка
изделий. Показ
моделей.

2

Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос

январь

19

Плечевые изделия от А
до Я.

2

Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское

февраль

20

Плечевые изделия. Технология раскроя и
Технология
пошива плечевых
раскроя и пошива. изделий.
Алгоритмы шитья.

2

февраль

21

Плечевые изделия. Алгоритмы шитья
Технология
плечевых изделий.
раскроя и пошива.
Алгоритмы шитья.

2

февраль

22

Плечевые изделия. Разработка и
Технология
выполнение
раскроя и пошива. оригинальных моделей.
Алгоритмы шитья.

8

март

23

Разработка и
выполнение
оригинальных
моделей.

Расчет расхода
материала. Снятие
мерок. Построение
необходимых выкроек.

2

март

24

Разработка и
выполнение

Построение
необходимых выкроек.

2

оригинальных
моделей.
март

25

Разработка и
выполнение
оригинальных
моделей.

Раскрой изделий и
подготовка примерки.

2

май

26

Разработка и
выполнение
оригинальных
моделей.

Пошив изделий.

6

май

27

Разработка и
выполнение
оригинальных
моделей.

Окончательная отделка
изделий.
Декорирование.

2

Всего:

72

наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Опрос


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».