Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Искусство бисероплетения», модуль 1 «Основы бисероплетения» Возраст учащихся: 7-16 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Акульшина Галина Борисовна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Искусство бисероплетения» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения Модуль 1. «Основы бисероплетения» позволяет наглядно познакомиться с изделиями из бисера, получить знания о цвете и композиции, познакомиться с изделиями народных мастеров, сделать интересные поделки из бисера, бусин, стекляруса и украсить ими свой быт. Срок реализации 2 года. Цель и задачи модуля Цель: привить знания о бисерном рукоделии и изучить технологии бисероплететния для формирования художественно-эстетического вкуса у учащихся. Исходя из цели модуля, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: - привить знания о бисерном рукоделии; - обучить техники изготовления изделий из бисера; - учить эстетически оформлять свои изделия; - научить основам цветоведения и композиции; - учить изготовлять изделия по схеме. Развивающие: - развивать интерес к народным промыслам, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками; - развивать творческие способности учащихся и их эстетический вкус. Воспитательные: - прививать навыки ручного труда; - воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, внимание, усидчивость, терпение и уважение к творчеству других; - формировать эстетическую культуру учащихся. Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций Метод создания ситуации успеха Методы взаимоконтроля. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - требования к технике безопасности на занятия. Планируемый результат Первый год обучения. Образовательные - общие сведения о декоративно-прикладном творчестве; - историю развития бисероплетения; - материалы, инструменты и приспособления; - требования безопасности труда; - технологию изготовления изделий из бисера; - основные сведения о композиции и световой гармонии. Развивающие: - организовать свой труд на рабочем месте; - соблюдать правила техники безопасности; - составлять несложные схемы и работать по ним; - выполнять основные техники бисероплетения - использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета; - видеть красоту и изящество в изделиях декоративно-прикладного творчества; Воспитательные: - трудолюбие, усидчивость, аккуратность; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения. Второй года обучения: Образовательные - современные центры стеклоделия; - терминологию, использованную при обучении; - классические традиции бисероплетения; - элементы народных орнаментов; - основы художественного конструирования; Развивающие: - организовать рабочее место; - соблюдать технику безопасности при выполнении любых видов работ; Воспитательные: - внимание, усидчивость, терпение, трудолюбие, аккуратность; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - готовность и способность к самовыражению Учебно-тематический план № Первый год обучения Второй год обучения Количество часов Количество часов Название темы общее теория практ. общее теория практ. 1. История бисероплетения. Виды бисера 3 3 - - - - 2. Материалы и инструменты 3 2 1 - - - 3. 21 10 11 - - - 4. Основные приемы бисероплетения Основы цветоведения 3 2 1 - 5. Основы композиционных знаний 3 1 2 - - - 6. Бисер в России. - - - 3 3 - 7. Основные тенденции современной моды Конструирование и моделирование украшений Бисер в отделочных работах - - - 3 3 - - - - 12 3 9 - - - 9 3 6 33 18 15 27 12 15 8. 9. Всего учебных часов: Итого: - - 60 Календарно-тематическое планирование 1 год обучения Месяц сентябрь сентябрь сентябрь №п/п Название темы История бисероплетения. Виды бисера. Содержание История бисероплетения. Виды бисера. Традиции выполнения изделий из бисера. Материалы и Материалы и инструменты инструменты. ТБ при работе с бисером. Организация рабочего места. Основные приемы Принцип работы бисероплетения. с бисером. Подготовительные Поэтапность работы. операций. Виды изделий Выбор Часы Формы контроля 3 Опрос 3 Опрос 3 Опрос Примечание сентябрь Составление и чтение схем. сентябрь Составление и чтение схем. сентябрь Прием низания октябрь Прием низания октябрь Техника низания октябрь Техника низания октябрь Основы цветоведения октябрь Основы композиционных знаний Всего: фурнитуры. Подготовка узоров, составление рабочих схем. Нанесение узоров на сетку. Чтение схем. Плетение и тканье, их различие. Определение рабочей нити, ряда и связки. Основные принципы определения качества изделия. Закрепление и соединение нити. Способ завязывание узлов. Низание в одну нить «Петельная техника», «Игольчатое плетение». Низание в две и несколько нитей. «Параллельное плетение». Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Основные характеристики цвета, его свойства. Композиция, ее виды. Способы построения композиции. Самостоятельное составление композиции. 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 33 Календарно-тематическое планирование 2 год обучения Месяц Название темы Содержание Часы сентябрь Бисер в России 3 сентябрь Основные тенденции современной моды 3 Опрос сентябрь Конструирование и моделирование украшений 3 Педагогическое наблюдение сентябрь Конструирование и моделирование украшений 3 Опрос сентябрь Конструирование и моделирование украшений Конструирование и моделирование украшений Бисер в России. Использования бисера в Древней Руси. Современные центры стеклоделия. Просмотр видеоматериалов: «Конкурсы», «Шоупрограммы». Беседа по теме «Искусство подбора украшений и оценка художественного оформления одежды». Обмен мнениями. Основы конструирования в художественном конструировании украшений. Принципы и правила, направленные на выразительность и целостность изделия. Составление индивидуальной композиции. Стилизация образцов изделий. Творческая прорисовка моделей. Бисер - как самостоятельный элемент отделки. Составление ансамбля с Формы контроля Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос сентябрь сентябрь №п/п Бисер в отделочных работах. Примечание сентябрь Бисер в отделочных работах. сентябрь Бисер в отделочных работах. вышивкой и аппликациями. Упражнения в оформлении бисером вышитых узоров и аппликаций. Использование бисера в вязании. Декоративное оформление вязаных изделий. Декоративное оформление изделий. Всего: 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 27