Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическим совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Искусство бисероплетения» Возраст учащихся: 7-16 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Акульшина Галина Борисовна педагог дополнительного образования г. Березовский Структура 1. Пояснительная записка. - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы. 3. Планируемые результаты. 4. Организационно-педагогические условия программы. - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы. 6. Методические материалы. Приложение 1 – Учебный план Приложение 2 – Календарно-учебный график Приложение 3 – Рабочие программы модулей 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы бисероплетения» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство бисероплетения» составлена с учетом программы дополнительного образования «Искусство бисероплетения» педагога дополнительного образования Насоновой Е.А., для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Характеристика программы (ее значимости) Изготовление изделий из бисера – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Он способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Среда общения, разнообразные контакты содействуют расширению социального опыта детей, дополняют его новыми знаниями. Здесь осваиваются технологии изготовления изделий из бисера, формируются конкретные навыки и художественно-эстетический вкус у учащихся. Ввести детей в мир прекрасного, побудить у них творческие силы, вызвать стремление вносить красоту в повседневную жизнь. Эмоциональный настрой во время изготовления поделок, радость общения в труде, очень важны для развития личности. Положительные эмоции – важный стимул для развития трудолюбия. Работа с бисером воспитывает внимательность, усидчивость, терпение, аккуратность. Актуальность программы в том, что учащийся при выборе материалов и сочетаний цветов, кто осознано, а кто подсознательно опирается на вековые традиции и опыт своего народа. А ведь каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Соприкосновение с этим в новом мире учит уважать прошлое, видеть в нем прекрасное и стремиться к чистому, доброму, светлому. Программа современна и своевременна, так как содержит разнообразные темы, соответствующие современным требованиям, материалам и интересам учащихся. Программа состоит из двух модулей «Основы бисер оплетения» и «Изготовления изделий из бисера» каждый из которых рассчитан на два года обучения. Уровни сложности разноуровневой программы: 1 год обучения «Стартовый»: предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения. 2 год обучения «Базовый»: предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы. Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться: - с применением дистанционных технологий и электронного обучения; - по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых» (на основании договора безвозмездного пользования помещений или договора сетевого взаимодействия). Направленность Направленность программы: художественная. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на обучение учащихся от 7 до 16 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: 8 человек. Срок реализации программы Срок освоения программы 2 года. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 432 часа, из них: 1 год обучения - 216 учебных часов; 2 год обучения - 216 учебных часов. Режим занятий Первый год обучения – 2 раза в неделю (3 учебных часа по 45 мин.); Второй год обучения – 2 раза в неделю (3 учебных часа по 45 мин.). После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические; - экскурсии. Цель и задачи программы Цель: удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, эстетическом, социальном развитии через формирование и развитие творческих способностей учащихся через бисерное рукоделие. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: - Освоить техники изготовления изделий из бисера. - Освоить правила техники безопасности труда. - Научить основам цветоведения и композиции. - Научить изготавливать изделия из бисера по схеме, образцу и по замыслу. Развивающие: - Развивать творческое мышление и способность самовыражения. - Формировать художественно-эстетический вкус у учащихся. - Развивать интерес к истории народных промыслов, способность ценить прекрасное и стремление создать его своими руками. Воспитательные: - Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность. - Способствовать социализации учащихся в окружающем мире. 2. Содержание программы Учебный план модуль Первый год обучения Всего Теория Практика Второй год обучения Всего Формы контроля (аттестации) Теория Практика 1. Основы бисероплетения 33 18 15 27 12 15 2. Изготовление изделий из бисера 183 56 127 189 56 133 3. Итого учебных часов Всего 216 74 142 216 68 148 4. Беседа, наблюдение, тест-опрос, выставка Беседа, тестопрос, защита творческой работы, выставка 432 Модуль 1. «Основы бисероплетения» Учебно-тематический план № Первый год обучения Второй год обучения Количество часов Количество часов Название темы общее теория практ. общее теория практ. 1. История бисероплетения. Виды бисера 3 3 - - - - 2. Материалы и инструменты 3 2 1 - - - 3. 21 10 11 - - - 4. Основные приемы бисероплетения Основы цветоведения 3 2 1 - 5. Основы композиционных знаний 3 1 2 - - - 6. Бисер в России. - - - 3 3 - 7. Основные тенденции современной моды Конструирование и моделирование украшений Бисер в отделочных работах - - - 3 3 - - - - 12 3 9 - - - 9 3 6 8. 9. - - Всего учебных часов: 33 18 Итого: 15 27 12 15 60 Первый год обучения «Стартовый» Тема 1. История бисероплетения. Виды бисера. Теория. История бисероплетения: от истоков до наших дней. Традиции выполнения изделий из бисера. Практика. Основные виды стеклянных бусин. Тема 2. Материалы и инструменты. Теория. Бисер, его назначение, выбор, хранение. Материалы и инструменты, их назначение. Техника безопасности при работе с бисером. Организация рабочего места. Практика. Способы организации рабочего места. Приемы работы с инструментами. Создание условий для хранения инструментов. Соблюдения порядка на рабочем месте. Тема 3. Основные приемы бисероплетения. 3.1. Подготовительные работы. Теория. Принцип работы с бисером. Поэтапность операций. Виды изделий из бисера. Выбор фурнитуры. Практика. Сортировка бисера по цвету, качеству, размеру. Подготовка нити, иголок, проволоки, лески. 3.2. Составление и чтение схем. Теория. Подготовка узоров, составление рабочих схем. Нанесение узора на сетку. Чтение схем. Техника увеличения или уменьшения рисунка. Практика. Самостоятельное составление схем по образцу и по замыслу. Увеличение и уменьшение данного рисунка. Расчет размеров изделия по образцу. 3.3. Приемы низания. Теория. Плетение и тканье, чем они отличаются. Основные понятия: рабочая нить, бусина связка, ряды. Необходимая плотность плетения. Основные принципы определения качества изделия. Закрепление нити, лески. Практика. Определение ряда и связки (на образцах). Закрепление нити, лески (упражнения). Соединение нитей. Способы завязывания узлов при обрыве. 3.4. Техника низания (плетения). Теория. Виды низания: в одну, в две, в несколько нитей; в крест, в шахматном порядке (мозаика), в столбик и т.п. Понятия: «Параллельное низание»; «Петельная техника плетения»; «Игольчатое плетение». Практика. Выполнение образцов по видам плетения. Оформление образцов на карточки. Тема 4. Основы цветоведения. Теория. Основные характеристики цвета, его свойства. Правила сочетания цветов. Понятие цветовой гармонии. Создание выразительности работ с помощью цвета. Влияние фона на выразительность. Цветовое решение изделий, композиций. Практика. Упражнения на развитие умений подбирать и сочетать цвета. Тема 5. Основы композиции. Теория. Использование композиционных знаний при изготовлении изделий из бисера. Способы построения, выбор акцентов. Практика. Самостоятельное составление композиции. Второй год обучения «Базовый» Тема 1. Бисер в России. Теория. Использование бисера в Древней Руси. Современные центры стеклоделия. Бисероплетение на Урале. Практика. Определение качества бисера. Тема 2. Основные тенденции в современной моде. Теория. Просмотр видеоматериалов. Оценка художественного оформления одежды. Беседа по теме «Искусство подбора украшений». Обмен мнениями по вопросам современной моды. Тема 3. Конструирование и моделирование украшений. Теория. Основы композиции в художественном конструировании украшений. «Корректировка» типовых схем. Приемы моделирования украшений. Эскизирование моделей. Подбор украшений с учетом корректировки лица и фигуры. Практика. Составление индивидуальной композиции. Стилизация образцов изделий. Творческая прорисовка моделей. Тема 4. Бисер в отделочных работах. Теория. Бисер как самостоятельный элемент отделки. Создание композиции из бисера. Декоративное выделение определенных элементов. Использование бисера в вязании. Практика. Упражнения в оформлении бисером вышитых узоров и аппликаций. Изготовление и оформление декоративных узлов. Изготовление бисерной отделки края бахромы. Декоративное оформление вязанных изделий Модуль 2. «Изготовление изделий из бисера». Учебно-тематический план № Первый год обучения Второй год обучения Количество часов Количество часов Название темы общее теория практ. общее теория практ. 1. Фенечки, браслеты, цепочки 33 9 24 - - - 2. Подвески, серьги, колечки 27 6 21 - - - 3. Броши 12 3 9 12 3 9 4. Игрушки, сувениры 45 9 36 21 3 18 5. Цветы из бисера 9 3 6 36 9 27 6. Изготовление деревьев 12 3 9 9 3 6 7. Вышивка бисером 15 3 12 24 3 21 8. Пасхальные яйца 12 3 9 - - - 9. Экскурсии, праздники 12 12 - 12 12 - 10. Подготовка и проведение выставки 3 2 1 3 2 1 11. Колье, ожерелье - - - 21 6 15 12. Жгуты - - - 12 3 9 13. - - - 6 3 3 14. Интерьер. Основы дизайнерского искусства. Салфетки - - - 15 3 12 15. Орнамент - - - 12 3 9 16. Промежуточная аттестация 3 3 - 6 6 - 183 56 127 189 56 133 Всего учебных часов итого 372 Первый год обучения «Стартовый» Тема 1. Фенечки – браслеты, цепочки. Теория. Из истории появления фенечек. Виды фенечек, их способы изготовления. Составление узоров для фенечек. Виды цепочек. Изготовление мозаичного полотна. Способы соединения цепочек. Практика. Выполнение образцов. Изготовление фенечек и цепочек по замыслу. Теме 2. Подвески, сережки, колечки. Теория. Техника изготовления подвесок. Различные формы подвесок. Техника изготовления сережек. Способы крепления швензы. Техника изготовления клипс. Сочетание бусин разных форм и размеров. Проволочная основа для подвесок и сережек, ее преимущества. Дополнительные детали для оформления украшений. Способы изготовления колечек. Связь народного творчества с традициями быта. Культурное наследие Урала в области изготовления украшений. Практика. Выполнение образцов. Изготовление подвесок, сережек, колечек. Создание гарнитура. Тема 3. Брошки. Теория. Назначение броши. Виды изготовления. Схемы для изготовления брошек. Крепление броши к основе. Дополнительные детали для оформления брошей. Практика. Выполнение образцов. Эскизирование моделей брошек. Изготовление брошек. Тема 4. Игрушки, сувениры. Теория. История сувенира, его назначение. Основные способы крепления конца проволоки. Плетение отдельных частей поделки. Приемы их соединения. Этапы работы. Работа по схемам. Составление индивидуальных схем. Выразительность работ за счет цвета и отдельных деталей. Практика. Отработка способов крепления конца проволоки. Изготовление игрушек, сувениров. Отработка способов закрепления фигурок. Теме 5. Цветы из бисера. Теория. Технология изготовления цветов параллельным низанием по схеме. Подбор цветовой гаммы. Практика. Изготовление цветов из бисера по образцу. Тема 6. Изготовления деревьев. Теория. Техника изготовления деревьев. Последовательность изготовления. Формирование крон и стволов. Способы «посадки» деревьев в декоративный грунт и гипс. Практика. Изготовление листьев деревьев. Отработка способов формирования крон и стволов. Установление деревьев в грунт. Тема 7. Вышивание бисером. Теория. Ткань, канва – основа для вышивки. Назначение и использование пяльцев. Требования к нитям для вышивания. Вышивка по сетке по канве, по узору, нанесенному на ткань. Использование схем, их составление. Техника вышивания. Практика. Вышивание бисером по образцу. Подготовка рисунков-схем, составление эскизов. Вышивание маюскул и монограмм. Вышивание с использованием стекляруса и блесток. Творческий конкурс «Вышивка на носовом платке». Тема 8. Пасхальные яйца. Теория. Подготовка схем. Сетка из ромбов для ажурных изделий. Техника увеличения или уменьшения ажурной сеточки. Чтение схем. Подбор цветовой гаммы. Практика. Самостоятельное составление схем по образцу и по замыслу. Увеличение и уменьшение ячеек ажурной сеточки по деревянной основе яиц. Расчет размеров изделия. Тема 9. Экскурсии, праздники. Посещение выставок декоративно-прикладного творчества в г. Березовский, г. Екатеринбург. Экскурсии на выставку ювелирных и камнерезных изделий «Минералшоу». Участие в традиционных праздниках-выставках ЦДТ. Тема 10. Подготовка и проведение выставки. Отбор работ и оформление выставки. Выполнение рекламного плаката. Подготовка «гидов», знакомящих с выставкой. Просмотр стендов с работами. Обмен впечатлениями. Подведение итогов. Перспективный план на будущий год. Второй год обучения «Базовый» Тема 1. Колье, ожерелье. Теория. Повторить полученные ранее знания. Виды шейных украшений. Изготовление шейных украшений на основе простых комбинаций. Использование дополнительной нити для оформления края изделия. Практика. Изготовление женских шейных украшений разными способами. Составление узоров, схем плетения. Тема 2. Жгуты. Теория. Виды жгутов, их назначение, и размеры. Конструктивные особенности. Техника изготовления жгутов. Порядок снятия мерок. Особенности выполнения. Практика. Снятие мерок. Построение схем плетения жгутов. Плетение образца жгута. Расчет плотности изделия и величины по образцу. Изготовление различных жгутов. Тема 3. Игрушки, сувениры. Теория. Повторение основных способов крепления концов проволоки. Плетение отдельных частей поделки. Приемы их соединения. Этапы работы. Работа по схемам. Составление индивидуальных схем. Практика. Изготовление игрушек, сувениров. Тема 4. Броши. Теория. Броши, их виды, назначение, способы крепления. Различные техники исполнения. Разнообразные варианты оформления брошек. Цветовое решение при изготовлении броши, с учетом ее назначения. Практика. Самостоятельная творческая работа по изготовлению брошек. Тема 5. Изготовление деревьев. Теория. Техника изготовления деревьев. Последовательность изготовления. Формирование крон и стволов. Фиксирование деревьев в грунт. Практика. Изготовление и оформление деревьев. Тема 6. Экскурсии, праздники. Экскурсии на областные и городские выставки декоративно-прикладного творчества. Посещение выставки «Минерал-шоу». Традиционные праздники ЦДТ. Тема 7. Интерьер. Основы дизайнерского искусства. Теория. Особенности дизайнерского искусства. Знакомство с элементами дизайна. Макетирование с элементами декора. Искусство создания экспозиции. Особенности дизайна интерьера. Практика. Создание проекта оформление комнаты. Тема 8. Вышивка бисером. Теория. Правила составления схем. Вышивание картин: по канве по рисунку. Использование схем для вышивки. Практика. Составление схем, работа по ним. Изготовление картин из бисера. Оформление их в рамки. Теме 9. Цветы из бисера. Теория. Прикладные и подсобные материалы и приспособления для изготовления цветов из бисера. Технология изготовления цветов и букетов. Принципы построения композиций, их значение в целостной гармонии. Практика. Изготовление цветов из бисера по образцам. Составление композиций из цветов. Создание авторских работ. Тема 10. Салфетки. Теория. Салфетки, их назначение, конструктивные особенности. Виды ажурного плетения. Принцип плетения по кругу. Оформление полотна объемными деталями. Практика. Упражнения по выполнению ажурного плетения. Создание собственных оригинальных салфеток из бисера. Тема 11. Орнамент. Теория. Орнаменты народов нашей страны и зарубежья. Символика орнаментов. Значение орнамента, применение его в изделиях. Техника выполнения орнаментов. Практика. Зарисовка схем орнаментов. Изготовление образцов орнамента по схемам. Творческая работа на основе собственной фантазии «Изготовление пасхальных яиц», украшенных орнаментами. Тема 12. Подготовка и проведения выставки. Отбор работ и оформление итоговой выставки. Эскизирование и выполнение рекламного буклета. Подведение итогов проделанной работы. Обмен мнениями. Анализ результатов обучения. 3. Планируемые результаты Первый год обучения Учащиеся знают: - общие сведения о декоративно-прикладном творчестве; - историю развития бисероплетения; - материалы, инструменты и приспособления; - требования безопасности труда; - технологию изготовления изделий из бисера; - основные сведения о композиции и световой гармонии. Учащиеся умеют: - организовать свой труд на рабочем месте; - соблюдать правила техники безопасности; - составлять несложные схемы и работать по ним; - выполнять основные техники бисероплетения - использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета; - видеть красоту и изящество в изделиях декоративно-прикладного творчества; - оценивать свою работу с точки зрения эстетики. Личностные результаты: - трудолюбие, усидчивость, аккуратность; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения. Второй год обучения Учащиеся знают: - современные центры стеклоделия; - терминологию, использованную при обучении; - классические традиции бисероплетения; - элементы народных орнаментов; - основы художественного конструирования; - способы декоративно-художественного оформления одежды и интерьера. Учащиеся умеют: - организовать рабочее место; - соблюдать технику безопасности при выполнении любых видов работ; - активно использовать теоретические знания основ бисероплетения в различных работах любого вида художественного творчества (украшения из бисера, оформление интерьера, поделки и сувениры, вышивка бисером.) - Самостоятельно выполнять работу по своему замыслу. Личностные результаты: - внимание, усидчивость, терпение, трудолюбие, аккуратность; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - готовность и способность к саморазвитию. 4. Организационно-педагогические условия программы Материально-техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в кабинете расположенном на втором этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский. Кабинет площадью 24 кв. м. оборудован: № Наименование п/п кабинетов оборудованных 1 учебных Адрес № 11, (местоположение) учебных кабинетов 2 3 Шкаф книжный Шкаф шифоньер Стол с тумбой Стол демонстрационный Стол рабочий Стулья ученические Освещение (люстры) Лампы настольные Шкаф демонстрационный навесной Ул. Ленина 22, ЦДТ, 2 этаж, - 1 шт. кабинет № 11 - 1 шт. - 1шт. - 2 шт. - 4 шт. - 13 шт. - 4 шт. - 9 шт. - 4 шт. Тумбы - 4 шт. Инструменты: Ножницы Плоскогубцы Круглогубцы Бокарезы Линейки Иголки для бисера - 8 шт. - 1 шт. - 1 шт. - 1 шт. - 8 шт. - 8 шт. Учебно-наглядные пособия: Стенд по ТБ. Наглядно-дидактический материал : - схематические и символические (схемы, рисунки, эскизы,шаблоны); - образцы работ прошлых лет - дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, образцы и др.). - учебные пособия (тематические подборки по истории предмета для развития общего кругозора учащегося и т.д.). Тематические папки: - Новый год. Рождество. - Колье. Подвески. Воротники. - Цветы. - Цветы. Деревья. - Техника «Кирпичный стежок» - Вышивка бисером. - Оплетение бисером. - Пасхальные сувениры. - Методическое обеспечение. - Цветоведение. Основы композиции. - Литература (книги, журналы, методички). Информационно-телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP; - MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, InternetExplorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Методическое и информационное обеспечение Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) Вид образовательног ои информационно го ресурса (печатный / электронный) Ануфриева М.Я. «Искусство бисероплетения» М: Культура и традиции, печатный 1999 г. Аполозова А. «Украшение из бисера» М: Культура и традиции, 1999г. печатный Артамонова Е. «Украшения и сувениры из бисера» М: Луза, Пресс, 1999 печатный г. Батурина Ю.В., Кирсанова О.Л. «Ручная вышивка, Бисер» РИПОЛ печатный классик, 2000 г. Бедина М.В., Зверева М.В. «Скульптура из бисера» ООО «Книжный клуб» печатный г. Белгород, 2014 г. Белов Н.В. «Фигурки из бисера» Минск: Харвест, 2007 г. печатный Берлина Н.А. «Игрушки» М: Культура и традиции, 2000 г. печатный Божко Л. «Бисер для девочек» М: «Мартин», 2003 г. печатный Божко Л. «Бисер. Уроки мастерства» М: «Мартин», 2004 г. печатный Верена Симон «Простые и элегантные цветы из бисера: новые идеи» печатный Издательская группа «Контэнт», 2014 г. Вильчевская Е.В. «Пасхальные яйца из бисера» М: ООО ТД печатный «Издательство Мир книги», 2011 г. Виноградова Е.Г. «Большая книга. Оплетение бисером и шнуром» Санктпечатный Петербург: Кристалл, 2000 г. Вирко Елена «Забавные фигурки из бисера» ЭКСМО Москва, 2012 г. печатный Гринченко А. «Вышивка бисером» Москва Эксмо, 2006 г. печатный Гулидова О. «Деревья из бисера» М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012 печатный Гусева Н. «365 фенечек из бисера» М: Рольф, 2000 г. печатный Дж. Кристанини Ди Фидио, В.Страбелло Беллини «Цветы из бисера», печатный издательство «Деметра», 2000 г. Донателла Чиотти «Бисер» М: Издательский дом «Никола 21-й век», 2002 печатный г. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Донна Деанджелис Дикт «Цветы из бисера в вашем доме» «Мартин» Москва, 2012 г. Кожевникова Г. «Подарочные яйца из бисера» М: «МАРТИН», 2007 г. Кузьмина Екатерина Юлия Морозова, Людмила Павлова «Картины и панно» М: ООО ТД «Издательство Мир книги»,2011 г. Лоран Катин «Животный мир» М: Издательская группа « Контен», 2012 г. Ляукина М. «Бисер основы художественного ремесла» М: АСТ-Пресс, 1990г. Ляукина М. «Бисер» АСТ - Пресс книга, 2001 г. Ляукина М. «Поделки из бисера» М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010 г. Лындина Ю. «Фигурки из бисера» Книжный клуб 36.6, 2010 г. Морас Ингрид «Звездочки из бусин и бисера, издательство «Ниолапресс», 2012 г. Морган А. «Стильные мелочи для домашнего уюта» М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007 г Петрунькина А. «Фенечки из бисера» Санкт-Петербург «Кристалл», 1998 г. Петрунькина А.,Данкевич Е. «И снова фенечки» Санкт-Петербург «Кристалл», 1999 г. Пчелкина Г. «Вышивка. Бижутерия» М: Культура и традиции, 2001 г. Торстен Беккер «Волшебные фигурки и животные из бисера» Издательство «Клуб семейного досуга» г. Белгород, 2012 г. Федотова М., Зотова М. Кабашоны с бисером» М: Культура и традиции 1999 г. Франциска Майклер, Торстен Беккер, Сабина Кох «Чудесный бисер» ООО «Книжный клуб» г. Белгород 2012 г. Журналы: «Чудесные мгновения» № 3,4-2000г., № 1,10,11-2006г., № 3,92007г., № 1,2-2008г. печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: Первая категория Уровень образования педагога: Среднее Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы. 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (тест-опрос, тест-рисунок, беседа, загадки по теме, педагогическое наблюдение), практические (выполнение изделия, защита творческой работы по замыслу, выставка работ), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самоанализ), дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся. Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям: - по степени владения теоретическим материалом; - по качеству выполнения всех этапов технологического процесса; - по качеству выполнения изделий по образцу. Форма предъявления результатов – выставки - представления творческих работ учащихся различного уровня. Модуль 1 «Основы бисероплетения» 1.Тест по декоративно-прикладному творчеству: бисероплетение. Общая осведомленность по предмету. Ф.И.О._____________________________________________________ С какими видами творчества (рукоделия) вы знакомы? ___________________________________________________________ 1. Из чего изготавливают бисер? Бумага; Дерево; Стекло; Железо; Пластмасса; Пластилин. 2. Какого вида бисера не существует? Рубка (рубленный бисер); Резка (резанный бисер); Стеклярус. 3. Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму: Веревка; Нитки мулине; Проволока. 4. Форма стекляруса: Круг; Трубочка; Звездочка. 5. Что еще используют для плетения бисером вместо проволоки? Трос; Леску; Провод. Критерии оценивания к тесту «Общая осведомленность по предмету» За каждый правильный ответ 2 балла. Максимальное количество баллов 10. 2. Тест результативности реализации образовательной программы. Фамилия, имя учащегося: Группа: Год обучения Объединение: Педагог: Тема: Предметное творчество Техника исполнения работы Удовлетворительно Качественно Безупречно Организация труда на рабочем месте Составление и чтение схем Выполнение основных технологий бисероплетения Творческая сторона работы Использование и понимание специальной терминологии Цветоведение и композиция Импровизация Творчество в общении Коммуникативные умения Содержательная сторона общения Пассивность Средний уровень Высокая активность Негативные формы общения Отзывчивость, равноправное общение Сопереживание, помощь Оцениваемые показатели Сводная таблица педагогических наблюдений Месяцы Сентябрь – ноябрь Декабрь – февраль Март – май Июнь – август Предметное творчество Саморазвитие Общение Модуль 2 «Изготовление изделий из бисера» 1. Тест 1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...? стеклярус; бисер; бусинка; 2. К началу какого века в России начался настоящий бисерный бум? 15; 17; 19; 20; 3. России наибольшее развитие бисероплетение получило в...? Примечания 18 веке; 13 веке; 14 веке; 16 веке; 4. Откуда привозили бисер в Россию? из Ливии; из Египта; из Венеции и Богемии; из Англии; 5. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить...? Ломоносов; Менделеев; Толстой; Мессинг; 6. В каком году М.В.Ломоносов создал первую фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла? в 1700; в 1674; в 1854; в 1754; 7. Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити это...? бусины; бисер; стеклярус; 8. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине...? 15 века; 16 века; 17 века; 18 века; 9. Самый необходимый материал для плетения бисером...? игла; схема; нить; бисер; 2. Карта оценки результативности реализации образовательной программы Цель: проверка результативности освоения образовательной программы Проводится в конце учебного года как итоговая диагностика. Название программы, срок ее освоения: Фамилия, имя, отчество педагога: Фамилия, имя учащегося: Год обучения по программе: Слабо Удовлет ворител ьно Хорошо Очень хорошо Характеристи Оценка уровня результативности ка низкого уровня результативно сти Очень слабо Параметры результативности реализации программ 1 2 3 4 5 Характеристика высокого уровня результативности Опыт освоения теоретической информации Информация не освоена Информация освоена полностью в соответствии с задачами программы Опыт практической деятельности Способы деятельности не освоены Способы деятельности освоены полностью в соответствии с задачами программы Опыт эмоциональноценностных отношений (вклад в формирование личностных качеств учащегося) Отсутствует позитивный опыт эмоционально -ценностных отношений (проявление элементов агрессии, защитных реакций, негативное, неадекватное поведение) Приобретён полноценный, разнообразный, адекватный содержанию программы опыт эмоциональноценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств учащегося Опыт творчества Освоены элементы репродуктивн ой, имитационно й деятельности Приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности (оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата) Опыт общения Общение отсутствовало (ребёнок закрыт для общения) Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагогучащийся» и «учащийся учащийся». Доминируют субъект-субъектные отношения Осознание ребёнком актуальных достижений. Фиксированный успех и вера ребёнка в свои силы (позитивная «Я-концепция») Рефлексия отсутствует Актуальные достижения ребёнком осознаны и сформулированы Мотивация и осознание перспективы Мотивация и осознание перспективы отсутствуют Стремление ребёнка к дальнейшему совершенствовани ю в данной области (у ребёнка активизированы познавательные интересы и потребности) Общая оценка уровня результативности: 7-20 баллов – программа в целом освоена на низком уровне; 21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне; 29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне. 3. Игровой тест «Формирование творческого мышления» Детям предлагается в течение пяти минут подумать и записать как можно больше вариантов использования обыкновенной швейной иглы (различными считаются те варианты, которые существенно отличаются друг от друга). 6. Методические материалы Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Учебно-наглядные пособия: - схематические и символические (схемы, рисунки, эскизы, шаблоны). - дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, образцы и др.) - учебные пособия (тематические подборки по истории предмета для развития общего кругозора учащегося и т.д.). Тематические папки: - Новый год. Рождество. - Колье. Подвески. Воротники. - Цветы. - Цветы. Деревья - Техника «Кирпичный стежок» - Вышивка бисером. - Оплетение бисером. - Пасхальные сувениры. - Методическое обеспечение. - Цветоведение. Основы композиции. Список литературы 1. Ануфриева М.Я. «Искусство бисероплетения» М: Культура и традиции, 1999 г. 2. Аполозова А. «Украшение из бисера» М: Культура и традиции, 1999г. 3. Артамонова Е. «Украшения и сувениры из бисера» М: Луза, Пресс, 1999 г. 4. Батурина Ю.В., Кирсанова О.Л. «Ручная вышивка, Бисер» РИПОЛ классик,2000 5. Бедина М.В., Зверева М.В. «Скульптура из бисера» ООО «Книжный клуб» г. Белгород, 2014 г. 6. Белов Н.В. «Фигурки из бисера» Минск: Харвест, 2007 г. 7. Берлина Н.А. «Игрушки» М: Культура и традиции, 2000 г. 8. Божко Л. «Бисер для девочек» М: «Мартин», 2003 г. 9. Божко Л. «Бисер. Уроки мастерства» М: «Мартин», 2004 г. 10. Верена Симон «Простые и элегантные цветы из бисера: новые идеи» Издательская группа «Контэнт», 2014 г. 11. Вильчевская Е.В. «Пасхальные яйца из бисера» М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2011 г. 12. Виноградова Е.Г. «Большая книга. Оплетение бисером и шнуром» СанктПетербург: Кристалл, 2000 г. 13. Вирко Елена. «Забавные фигурки из бисера» ЭКСМО Москва, 2012 г 14. Гринченко А. «Вышивка бисером» Москва Эксмо, 2006 г. 15. Гулидова О. «Деревья из бисера» М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012 16. Гусева Н. «365 фенечек из бисера» М: Рольф, 2000 г. 17. Дж. Кристанини Ди Фидио, В.Страбелло Беллини «Цветы из бисера», издательство «Деметра», 2000 г. 18. Донателла Чиотти «Бисер» М: Издательский дом «Никола 21-й век», 2002 г. 19. Донна Деанджелис Дикт «Цветы из бисера в вашем доме» «Мартин» Москва, 2012 г. 20. Кожевникова Г. «Подарочные яйца из бисера» М: «МАРТИН»,. 21. Кузьмина Екатерина, Юлия Морозова, Людмила Павлова «Картины и панно» М: ООО ТД «Издательство Мир книги»,2011 г. 22. Лоран Катин «Животный мир» М: Издательская группа « Контен», 2012 г. 23. Ляукина М. «Бисер основы художественного ремесла» М: АСТ-Пресс, 1990г. 24. Ляукина М. «Бисер» АСТ - Пресс книга, 2001 г. 25. Ляукина М. «Поделки из бисера» М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010 г. 26. Лындина Ю. «Фигурки из бисера» Книжный клуб 36.6, 2010 г. 27. Майклер Франциска, Торстен Беккер, Сабина Кох «Чудесный бисер» ООО «Книжный клуб» г. Белгород 2012 г. 28. Морас Ингрид «Звездочки из бусин и бисера, издательство «Ниола-пресс», 2012 39. Морган А. «Стильные мелочи для домашнего уюта» М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007 г. 30. Петрунькина А. «Фенечки из бисера» Санкт-Петербург «Кристалл», 1998 г. 31. Петрунькина А.,Данкевич Е. «И снова фенечки» Санкт-Петербург «Кристалл», 1999 г. 32. Пчелкина Г. «Вышивка. Бижутерия» М: Культура и традиции, 2001 г. 33. Торстен Беккер «Волшебные фигурки и животные из бисера» Издательство «Клуб семейного досуга» г. Белгород, 2012 г. 34. Федотова М., Зотова М. Кабашоны с бисером» М: Культура и традиции 1999 г. 35. Журналы: «Чудесные мгновения» № 3,4-2000г., № 1,10,11-2006г., № 3,9-2007г., №1,2-2008г ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Искусство бисероплетения» модуль Первый год обучения Всего Теория Практика Второй год обучения Всего Теория Практика 1. Основы бисероплетения 33 18 15 27 12 15 2. Изготовление изделий из бисера 183 56 127 189 56 133 3. Итого учебных часов Всего 216 74 142 216 4. 432 68 148 Формы контроля (аттестации) Беседа, наблюдение, тест-опрос, выставка Беседа, тестопрос, защита творческой работы, выставка ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусство бисероплетения» на 2024-2025 учебный год 1 год обучения 2 и 3 год обучения 2 сентября 2024 г. 2 сентября 2024 г. Формирование объединений Продолжительность учебного года Промежуточная аттестация (контроль) 19 августа 2024г.31 августа 2024г. 26 августа 2024г.31 августа 2024г. 36 недель 36 недель нет 25-27 декабря 2024г. Промежуточная аттестация (контроль) Окончание учебного года 21-22 мая 2025г. 21-22 мая 2025г. 23 мая 2025г. 23 мая 2025г. Резерв учебного времени 10 часов 10 часов Этапы образовательного процесса Начало учебного года Примечание окончание учебного года может быть перенесено на срок в соответствии с резервом учебного времени 5% от продолжительности ДООП зимние Каникулы с 01 января 2025г. – 08 января 2025г. летние с 01 июня 2025г. – 31 августа 2025г. праздничные нерабочие дни 04.11.2024, 31.12.2024, 01-07.01.2025, 22-24.02.2025, 08-10.03.2025, 01-04.05.2025, 09-11.05.2025, 12-15.06.2025 Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Искусство бисероплетения», модуль 1 «Основы бисероплетения» Возраст учащихся: 7-16 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Акульшина Галина Борисовна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Искусство бисероплетения» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения Модуль 1. «Основы бисероплетения» позволяет наглядно познакомиться с изделиями из бисера, получить знания о цвете и композиции, познакомиться с изделиями народных мастеров, сделать интересные поделки из бисера, бусин, стекляруса и украсить ими свой быт. Срок реализации 2 года. Цель и задачи модуля Цель: привить знания о бисерном рукоделии и изучить технологии бисероплететния для формирования художественно-эстетического вкуса у учащихся. Исходя из цели модуля, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: - привить знания о бисерном рукоделии; - обучить техники изготовления изделий из бисера; - учить эстетически оформлять свои изделия; - научить основам цветоведения и композиции; - учить изготовлять изделия по схеме. Развивающие: - развивать интерес к народным промыслам, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками; - развивать творческие способности учащихся и их эстетический вкус. Воспитательные: - прививать навыки ручного труда; - воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, внимание, усидчивость, терпение и уважение к творчеству других; - формировать эстетическую культуру учащихся. Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций Метод создания ситуации успеха Методы взаимоконтроля. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - требования к технике безопасности на занятия. Планируемый результат Первый год обучения. Образовательные - общие сведения о декоративно-прикладном творчестве; - историю развития бисероплетения; - материалы, инструменты и приспособления; - требования безопасности труда; - технологию изготовления изделий из бисера; - основные сведения о композиции и световой гармонии. Развивающие: - организовать свой труд на рабочем месте; - соблюдать правила техники безопасности; - составлять несложные схемы и работать по ним; - выполнять основные техники бисероплетения - использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета; - видеть красоту и изящество в изделиях декоративно-прикладного творчества; Воспитательные: - трудолюбие, усидчивость, аккуратность; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения. Второй года обучения: Образовательные - современные центры стеклоделия; - терминологию, использованную при обучении; - классические традиции бисероплетения; - элементы народных орнаментов; - основы художественного конструирования; Развивающие: - организовать рабочее место; - соблюдать технику безопасности при выполнении любых видов работ; Воспитательные: - внимание, усидчивость, терпение, трудолюбие, аккуратность; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - готовность и способность к самовыражению Учебно-тематический план № Первый год обучения Второй год обучения Количество часов Количество часов Название темы общее теория практ. общее теория практ. 1. История бисероплетения. Виды бисера 3 3 - - - - 2. Материалы и инструменты 3 2 1 - - - 3. 21 10 11 - - - 4. Основные приемы бисероплетения Основы цветоведения 3 2 1 - 5. Основы композиционных знаний 3 1 2 - - - 6. Бисер в России. - - - 3 3 - 7. Основные тенденции современной моды Конструирование и моделирование украшений Бисер в отделочных работах - - - 3 3 - - - - 12 3 9 - - - 9 3 6 33 18 15 27 12 15 8. 9. Всего учебных часов: Итого: - - 60 Календарно-тематическое планирование 1 год обучения Месяц сентябрь сентябрь сентябрь №п/п Название темы История бисероплетения. Виды бисера. Содержание История бисероплетения. Виды бисера. Традиции выполнения изделий из бисера. Материалы и Материалы и инструменты инструменты. ТБ при работе с бисером. Организация рабочего места. Основные приемы Принцип работы бисероплетения. с бисером. Подготовительные Поэтапность работы. операций. Виды изделий Выбор Часы Формы контроля 3 Опрос 3 Опрос 3 Опрос Примечание сентябрь Составление и чтение схем. сентябрь Составление и чтение схем. сентябрь Прием низания октябрь Прием низания октябрь Техника низания октябрь Техника низания октябрь Основы цветоведения октябрь Основы композиционных знаний Всего: фурнитуры. Подготовка узоров, составление рабочих схем. Нанесение узоров на сетку. Чтение схем. Плетение и тканье, их различие. Определение рабочей нити, ряда и связки. Основные принципы определения качества изделия. Закрепление и соединение нити. Способ завязывание узлов. Низание в одну нить «Петельная техника», «Игольчатое плетение». Низание в две и несколько нитей. «Параллельное плетение». Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Основные характеристики цвета, его свойства. Композиция, ее виды. Способы построения композиции. Самостоятельное составление композиции. 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 33 Календарно-тематическое планирование 2 год обучения Месяц Название темы Содержание Часы сентябрь Бисер в России 3 сентябрь Основные тенденции современной моды 3 Опрос сентябрь Конструирование и моделирование украшений 3 Педагогическое наблюдение сентябрь Конструирование и моделирование украшений 3 Опрос сентябрь Конструирование и моделирование украшений Конструирование и моделирование украшений Бисер в России. Использования бисера в Древней Руси. Современные центры стеклоделия. Просмотр видеоматериалов: «Конкурсы», «Шоупрограммы». Беседа по теме «Искусство подбора украшений и оценка художественного оформления одежды». Обмен мнениями. Основы конструирования в художественном конструировании украшений. Принципы и правила, направленные на выразительность и целостность изделия. Составление индивидуальной композиции. Стилизация образцов изделий. Творческая прорисовка моделей. Бисер - как самостоятельный элемент отделки. Составление ансамбля с Формы контроля Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос сентябрь сентябрь №п/п Бисер в отделочных работах. Примечание сентябрь Бисер в отделочных работах. сентябрь Бисер в отделочных работах. вышивкой и аппликациями. Упражнения в оформлении бисером вышитых узоров и аппликаций. Использование бисера в вязании. Декоративное оформление вязаных изделий. Декоративное оформление изделий. Всего: 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 27 Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Искусство бисероплетения», модуль 2 «Изготовление изделий из бисера» Возраст учащихся: 7-16 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Акульшина Галина Борисовна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Искусство бисероплетения» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения Модуль 2 «Изготовление изделий из бисера» позволяет наглядно познакомиться с изделиями из бисера на экскурсиях, получить знания об изготовлении изделий из бисера и других материалах, познакомиться с изделиями народных мастеров, сделать интересные поделки и украшения из бисера, бусин, стекляруса и украсить ими свой быт. Срок реализации 2 года. Цель и задачи модуля Цель: сформировать у учащихся практические умения и навыки, подготовить учащихся к применению полученных знаний в практической деятельности, для формирования художественно-эстетического вкуса у учащихся. Исходя из цели модуля, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: - привить знания о бисерном рукоделии; - обучить техники изготовления изделий из бисера; - учить эстетически оформлять свои изделия; - научить изготавливать изделия по замыслу; - учить изготовлять изделия по схеме. Развивающие: - развивать интерес к народным промыслам, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками; - развивать творческие способности учащихся и их эстетический вкус. Воспитательные: - прививать навыки ручного труда; - воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, внимание, усидчивость, терпение и уважение к творчеству других; - формировать эстетическую культуру учащихся. Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций Метод создания ситуации успеха Методы взаимоконтроля. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - требования к технике безопасности на занятия. Планируемый результат Первый год обучения. Образовательные - знание общих сведений о декоративно-прикладном творчестве; - знание истории развития бисероплетения; - знание о материалах, инструментах и приспособлениях; - знание о требованиях безопасности труда; - знание технологии изготовления изделий из бисера; - знание основных сведений о композиции и световой гармонии. Развивающие: - умение организовать свой труд на рабочем месте; - умение соблюдать правила техники безопасности; - умение составлять несложные схемы и работать по ним; - умение выполнять основные техники бисероплетения; - умение использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета; -умение видеть красоту и изящество в изделиях декоративно-прикладного творчества; Воспитательные: - трудолюбие, усидчивость, аккуратность; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения. Второй года обучения: Образовательные - знание современных центров стеклоделия; - знание терминологии, использованную при обучении; - знание классических традиций бисероплетения; - знание об элементах народных орнаментов; - знание основ художественного конструирования; Развивающие: - организовать рабочее место; - соблюдать технику безопасности при выполнении любых видов работ; Воспитательные: - внимание, усидчивость, терпение, трудолюбие, аккуратность; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - готовность и способность к самовыражению Учебно-тематический план № Первый год обучения Второй год обучения Количество часов Количество часов Название темы общее теория практ. общее теория практ. 1. Фенечки, браслеты, цепочки 33 9 24 - - - 2. Подвески, серьги, колечки 27 6 21 - - - 3. Броши 12 3 9 12 3 9 4. Игрушки, сувениры 45 9 36 21 3 18 5. Цветы из бисера 9 3 6 36 9 27 6. Изготовление деревьев 12 3 9 9 3 6 7. Вышивка бисером 15 3 12 24 3 21 8. Пасхальные яйца 12 3 9 - - - 9. Экскурсии, праздники 12 12 - 12 12 - 10. Подготовка и проведение выставки 3 2 1 3 2 1 11. Колье, ожерелье - - - 21 6 15 12. Жгуты - - - 12 3 9 13. - - - 6 3 3 14. Интерьер. Основы дизайнерского искусства. Салфетки - - - 15 3 12 15. Орнамент - - - 12 3 9 16. Промежуточная аттестация 3 3 - 6 6 - 183 56 127 189 56 133 Всего учебных часов итого месяц октябрь октябрь 372 Календарно-тематическое планирование 1 год обучения № Название темы Содержание занятий часы Формы примечание п/п контроля Фенечки Виды фенечек, их 3 Опрос браслеты, способ цепочки. изготовления. Экскурсии, Традиционный 3 Педагогическое праздники. праздник ЦДТ наблюдение «Здравствуйте мы рады видеть Вас…» Фенечки Составление узоров 3 Опрос браслеты, цепочки. октябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь Фенечки браслеты, цепочки. Фенечки браслеты, цепочки. Фенечки браслеты, цепочки. Фенечки браслеты, цепочки. Фенечки браслеты, цепочки. январь Фенечки браслеты, цепочки. январь Фенечки браслеты, цепочки. январь Фенечки браслеты, цепочки. январь Фенечки браслеты, цепочки. ноябрь Игрушки, сувениры. ноябрь Игрушки, сувениры. ноябрь Игрушки, сувениры. Игрушки, сувениры. январь для фенечек. Изготовление фенечки с узором. Изготовление фенечки с узором. 3 Выставка Виды цепочек: однорядные, полуторарядные, двухрядные. Изготовление цепочек. Изготовление двухрядных цепочек. Изготовление многорядной цепочки. Изготовление браслета из многорядной цепочки. Виды ажурных цепочек Выполнение образцов. Изготовление ажурного браслета. Цепочка «восьмерка». Изготовление ажурного браслета сеткой шириной в 2,5 ячейки. 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение Изготовление ажурного браслета сеткой шириной в 2,5 ячейки. История сувенира, его назначение. Изготовление стрекозы, бабочки. Изготовление крокодила. Основные способы крепления концов проволоки. Изготовление муравья. Изготовление паука. 3 Выставка 3 Выставка 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 3 январь февраль февраль ноябрь декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь февраль февраль февраль март март Игрушки, сувениры. Игрушки, сувениры. Игрушки, сувениры. Изготовление жука. 3 Опрос Изготовление кролика. Изготовление и оформления кролика. Игрушки, Изготовление сувениры. сувенира «Снегурочка». Игрушки, Изготовление сувениры. сувенира «Дед Мороз». Изготовление Составление схемы. деревьев. Изготовление дерева «Елочка». Изготовление Изготовление деревьев. елочки по схеме. Изготовление Изготовление деревьев. елочки, формирование кроны. Изготовление Изготовление деревьев. елочки. Прикрепление к основе. Оформление изделия. Экскурсии, Праздник праздники «Новогодняя елка» Подвески, серьги, Техника колечки. изготовления подвесок. Изготовление образцов. Подвески, серьги, Различные формы колечки. подвесок. Изготовление образцов. 3 3 Педагогическое наблюдение Выставка 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос 3 3 Педагогическое наблюдение Опрос 3 Выставка 3 Педагогическое наблюдение Опрос 3 Педагогическое наблюдение Подвески, серьги, Техника колечки. изготовления сережек. Изготовление образцов. Подвески, серьги, Техника колечки. изготовления клипс. Изготовление образцов. Подвески, серьги, Способы колечки. изготовление колечек. Изготовление 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Педагогическое наблюдение 3 март март март март апрель апрель апрель апрель март март март май май март март образцов. Подвески, серьги, Создание гарнитура. колечки. Подвеска, серьги, кольцо. Подвески, серьги, Изготовление колечки. подвески. Способы крепления украшения. Подвески, серьги, Изготовление колечки. сережек. Способы крепления швензы. Подвески, серьги, Изготовление колечки. кольца. Оформление гарнитура. Броши. Виды изготовления броши. Выполнение образцов. Броши. Эскизирование моделей брошек. Выполнение образцов. Броши. Изготовление броши. Вид изготовления вышивка по ткани на твердой основе. Броши. Изготовление броши на проволочном каркасе. Крепление к основе. Игрушки, Изготовление сувениры птицы. Игрушки, Изготовление лисы. сувениры Работа по схеме. Игрушки, Изготовления и сувениры оформление игрушки лиса. Игрушки, Изготовление сувениры белочки. Игрушки, Изготовление сувениры дельфина. Цветы из бисера Изготовление цветка «Роза» по схеме. Цветы из бисера Изготовление лепестков и листиков розы. Цветы из бисера Изготовление и формирование цветка роза. Экскурсии, Посещение праздники выставки « Минерал - шоу». 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение Выставка 3 3 3 3 3 Педагогическое наблюдение Выставка Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 3 Выставка 3 Педагогическое наблюден6ие март Пасхальные яйца апрель Пасхальные яйца апрель Пасхальные яйца апрель Пасхальные яйца апрель Игрушки, сувениры май Экскурсии, праздники. май Вышивка бисером. май Вышивка бисером май Вышивка бисером Вышивка бисером Вышивка бисером май май май май Подготовка и проведение выставки. Промежуточная аттестация. Итого: Разработка ажурной схемы. Подбор цветовой гаммы. Плетение сеточки. Оплетение деревянной основы яйца ажурной сеточкой по схеме. Оплетение яйца ажурной сеточкой. Оплетение яйца. Оформление изделия. Изготовление собаки. Крепление конечностей. Посещение выставки- продажи изделий из бисера г. Екатеринбург. Назначение и использование пяльцев. Техника вышивания: шитье «в прокол» « в прикреп» шитье по счету. Изготовления образцов. Подготовка схем. Вышивание маюскул и монограмм. Вышивание по схеме. По канве. Вышивание по схеме. По канве. Вышивка по канве. Оформление изделия. Отбор работ и оформление выставки. Просмотр стендов с работами. Обмен впечатлений. Подведение итогов. 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Педагогическое наблюдение Выставка 3 3 Педагогическое наблюдение 3 Педагогическое наблюдение 3 Опрос 3 Опрос 3 3 Педагогическое наблюдение Опрос 3 Опрос 3 Педагогическое наблюдение 3 Выставка 183 Календарно-тематическое планирование второй год обучения месяц Колье, ожерелье. Виды шейных украшений. Повторение Приемов изготовления изделий из бисера. Составление узоров, схем плетения. Колье, ожерелье. Повторение способов крепления застежек. Изготовление шейных украшений на основе простых комбинаций. Колье, ожерелье. Использование дополнительных нитей в оформлении изделий. Изготовление изделия. Колье, ожерелье. Изготовления шейного украшения по своей схеме. 3 Формы контроля Опрос 3 Опрос 3 Колье, ожерелье. Изготовление шейного украшения. Колье, ожерелье. Изготовление шейного украшения. 3 Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Опрос октябрь Колье, ожерелье. Изготовление и оформление шейного украшения. 3 октябрь Экскурсии, праздники Праздник «Здравствуйте» 3 октябрь Жгуты. 3 ноябрь Жгуты. Виды жгутов. Конструктивные особенности. Порядок снятия мерок. Изготовление образцов. Техника изготовления жгутов. Изготовление жгута. ноябрь Жгуты. Изготовление жгута. 3 ноябрь Жгуты. Изготовление и оформления жгута. 3 октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь № п/п Название темы Содержание занятий Часы 3 3 3 Педагоги ческое наблюден ие Выставка Педагоги ческое наблюден ие Опрос Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Выставка Примечание ноябрь Игрушки, сувениры. Изготовления лемура. Работа по схеме. Подбор цветовой гаммы. Изготовления фигурки лемура. Работа по схеме. 3 Опрос ноябрь Игрушки, сувениры. 3 Изготовление фигурки лемура. Плетение отдельных частей поделки. Изготовления фигурки лемура. Оформления изделия. Изготовление фигурки слона. Работа по схеме. Подбор бисера. Изготовление фигурки слона. Плетение отдельных частей поделки. Приемы их соединения. Изготовление фигурки слона. Оформление изделия. Различные техники исполнения (французская, работа на ланке и др.) Образцы. Изготовления броши по своему замыслу. Подбор цветовой гаммы. 3 3 Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Выставка ноябрь Игрушки, сувениры. ноябрь Игрушки, сувениры. ноябрь Игрушки, сувениры. 3 Опрос ноябрь Игрушки, сувениры. 3 Педагоги ческое наблюден ие декабрь Игрушки, сувениры. 3 Выставка декабрь Брошки. 3 Опрос декабрь Брошки. 3 Брошки. Самостоятельная творческая работа по изготовлению броши. 3 декабрь Брошки. 3 январь Изготовление деревьев. 3 Опрос январь Изготовление деревьев. 3 январь Изготовление деревьев. 3 Педагоги ческое наблюден ие Выставка январь Промежуточная Изготовление броши по замыслу. Оформления изделия. Техника изготовления деревьев. Изготовления дерева по замыслу. Изготовления дерева по замыслу. Последовательность изготовления. Изготовления дерева. Формирование кроны и ствола. Закрепление в основу. Подведение итогов Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Выставка декабрь 3 Опрос аттестация Экскурсии, праздники проделанной работы. Праздник «Новогодняя елка». Особенности дизайнерского искусства. Знакомство с элементами дизайна. Простейшие навыки работы с различными материалами. Интерьер. Искусство создания Основы экспозиции. Особенности дизайнерского создания интерьера. искусства. Макетирование с элементами декора. Цветы из бисера. Технология изготовления цветов и букетов. Изготовление цветов из бисера , параллельным низанием. Цветы из бисера. Изготовление цветов из бисера по образцу, параллельным низанием. 3 Педагоги ческое наблюден ие Опрос 3 Опрос 3 Опрос 3 февраль Цветы из бисера. Изготовления цветов из бисера по схемам, петельной техникой. 3 февраль Цветы из бисера. Изготовления цветов из бисера по схемам, игольчатого плетения. 3 февраль Цветы из бисера. Изготовление цветов из бисера, смешенной техникой низания. Цветы из бисера. Принципы построение композиции. Французская техника низания. Изготовление цветов. Цветы из бисера. Изготовление цветов французской техникой низания. 3 Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Опрос март Цветы из бисера. Изготовление цветов французской техникой низания. 3 март Цветы из бисера. Изготовление цветов французской техникой низания. 3 январь январь январь февраль март март Интерьер. Основы дизайнерского искусства. 3 3 3 Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие март Цветы из бисера. Изготовление цветов смешанной техникой низания. Цветы из бисера. Изготовление цветов смешанной техникой низания. 3 Опрос 3 Цветы из бисера. Изготовление цветов. Составление композиции из цветов. Салфетки. Салфетки, их назначения, конструктивные особенности. Упражнения по выполнению ажурного плетения. Салфетки. Виды ажурного плетения. Принципы плетения по кругу. Создание собственных оригинальных салфеток. Салфетки. Создание собственных оригинальных салфеток. 3 Педагоги ческое наблюден ие Выставка 3 Опрос 3 Педагоги ческое наблюден ие 3 Педагоги ческое наблюден ие март март Салфетки. Салфетки. 3 3 Выставка апрель Орнамент. 3 Опрос апрель Орнамент. 3 Опрос апрель Орнамент. Изготовление салфеток Изготовление собственных оригинальных салфеток, их оформление. Орнаменты народов нашей страны и зарубежья. Символика орнаментов. Зарисовка схем орнаментов. Значение орнамента, применение его в изделиях. Правила составления схем узоров. Творческая работа «Оплетение пасхальных яиц». Изготовление пасхальных яиц, украшенных орнаментом. 3 Посещение выставки декоративно-прикладного творчества, г. Екатеринбург Изготовление и оформление пасхальных яиц. 3 Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Выставка март март март март март Экскурсии, праздники апрель Орнамент. 3 апрель Вышивка бисером. Вышивка бисером Изготовление картин из бисера. Изготовление картин из бисера. 3 Опрос 3 апрель Вышивка бисером Изготовление картин из бисера. 3 апрель Вышивка бисером Изготовление картин из бисера. 3 апрель Вышивка бисером Изготовление картин из бисера. 3 апрель Вышивка бисером Изготовление картин из бисера. 3 май Вышивка бисером. Изготовление картин из бисера. 3 Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Опрос май Вышивка бисером. 3 Выставка Экскурсии, праздники Изготовление картин из бисера. Крепление их в рамку. Посещение выставки «Минерал-шоу» 3 май Подготовка и проведение выставки. Отбор работ и оформление итоговой выставки. 3 май Промежуточная аттестация. Подведение итогов проделанной работы. Обмен мнениями. Анализ результатов обучения. 3 Педагоги ческое наблюден ие Педагоги ческое наблюден ие Выставка апрель Итого: 189