Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Природа и фантазия», модуль 1 «Путешествие в мир природы» Возраст учащихся: 7-16 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Лисицина Елена Леонидовна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Путешествие в мир природы» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения с родной природой, воспитания бережного отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Срок реализации: 2 года. Цель и задачи модуля Цель: привить знания о природе как об источнике жизни, о необходимости заботиться о ней и сохранять ее богатства. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: - привить знания о видах и свойствах природного материала; - обучить технологическим приемам обработки природного материала; - учить эстетически оформлять свои изделия; - привить знания о цвете и основам и композиции; - учить изготовлять сувениры и поделки по образцу и по замыслу. Развивающие: развивать интерес к народным промыслам, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками; - развивать творческие способности учащихся и их эстетический вкус. Воспитательные: - прививать навыки ручного труда; - воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, бережливость и уважение к творчеству других; - формировать экологическую культуру учащихся. Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций Метод создания ситуации успеха Методы взаимоконтроля. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - требования к технике безопасности на занятия. Планируемые результаты Первый год обучения. Образовательные: - составлять композиции и разрабатывать эскиз; - изготовлять сувениры и поделки по образцу и по замыслу; - эстетически оформлять изделия. Развивающие: - виды и свойства природного материала; - народные промыслы: природный материал в изделиях народных мастеров; - технологические приемы и способы обработки материала; - основы цветоведения и композиции; - технику безопасности во время работы. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Второй год обучения. Образовательные: - составлять композиции и разрабатывать эскиз; - подбирать технологические приемы к выбранной теме; - эстетически оформлять изделие; - изготовлять сувениры по образцу и по замыслу. Развивающие: - виды и свойства природного материала; - народные промыслы: природный материал в изделиях народных мастеров; - технологические приемы и способы обработки материала; - основы цветоведения и композиции; - технику безопасности во время работы. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Учебно-тематический план № Первый год обучения Второй год обучения Количество часов Количество часов Название темы общее теория практ. общее теория практ. Путешествие в мир природы. План работы на год. Правила ТБ. Поведение на природе. Экскурсии в природу. Сбор и заготовка природного материала Классификация природного материала. Изделия народных мастеров. Цветоведение и основы композиции Разработка эскиза. 2 1 1 2 1 1 4 1 3 4 1 3 - - - 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 3 1 2 40 4 36 18 2 16 7. Поделки из природного материала. Работа по замыслу 10 1 9 8 1 7 8. Промежуточная аттестация - - - 2 1 1 60 9 51 40 9 31 Ча сы Форма контроля 1. 2. 3. 4. 5. 6. Всего учебных часов: Итого: 100 Календарно-тематическое планирование первого года обучения Месяц Название темы сентябрь Путешествие в мир природы сентябрь Экскурсия в природу сентябрь Цветоведение и основы композиции Содержание занятий Знакомство. Содержание курса. Режим 2 работы объединения. Цели и задачи. Демонстрация наглядности. ТБ. Вопросы охраны природы при заготовке природного материала. Сбор и заготовка природного материала 2 (желуди, листья, ветки, шишки). Виды деревьев и кустарников. Поведение на природе. Цветовой круг. Теплые и холодные, 2 основные и дополнительные цвета. Насыщенность, растяжка цвета. Основные законы композиции, оттенок, тон, композиционный центр. Симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность. Выкраска основных цветов; по заданному Педагогичес кое наблюдение, беседа Педагогичес кое наблюдение, беседа Педагогичес кое наблюдение, беседа Приме чание сентябрь Разработка эскиза сентябрь Поделки из природного материала. Грибы сентябрь Поделки из природного материала. Ворона сентябрь Экскурсия в природу октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь Поделки из природного материала. Открытки «С Днем учителя!» Поделки из природного материала. Осенний лес Поделки из природного материала. Рамка для фото Поделки из природного материала. Виноград Поделки из природного материала. Ковер Поделки из природного материала. Чудо-юдо лесное Поделки из природного материала. Морской пейзаж Работа по замыслу элементу построить симметричный орнамент Понятие эскиза. Эскизы поделок из природ. материала. Изучение осенних листьев. Оттиск осенними листьями (гуашь) Классификация природного материала. Изделия народных мастеров. Грибы из корочек (апельсиновые корочки, картон, листья) Изделия из шишек. Работа на развитие фантазии «Птицы». 2 2 2 Сбор и заготовка природного материала 2 (желуди, листья, ветки, шишки). Поведение на природе. Рисунки на асфальте. Открытка-аппликация из осенних листьев 2 и сухоцветов. Педагогичес кое наблюдение, беседа Педагогичес кое наблюдение, беседа Педагогичес кое наблюдение, беседа Педагогичес кое наблюдение, беседа Педагогичес кое наблюдение Аппликация (цветные камушки, песок) 2 Педагогичес кое наблюдение Аппликация (скорлупа фисташек, крупа, семена) 2 Педагогичес кое наблюдение Панно из желудей, гуашь, клей 2 Педагогичес кое наблюдение Панно из семян, зерен, скорлупы 2 Педагогичес кое наблюдение Работа на развитие фантазии (разнообразный материал, пластилин) 2 Педагогичес кое наблюдение Поделки из ракушек (аппликации) 2 Педагогичес кое наблюдение Аппликация из цветного песка 2 Педагогичес кое наблюдение октябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь декабрь Поделки из природного материала. Бабочка Поделки из природного материала. Рамка для фото Поделки из природного материала. Дерево счастья Работа по замыслу Аппликация из семян 2 Педагогичес кое наблюдение Аппликация из цветного песка и камней 2 Педагогичес кое наблюдение Мини-топиарий (ветки, скорлупа, ракушки, шишки – на выбор) 2 Педагогичес кое наблюдение Деревце из природного материала на выбор 2 Поделки из природного материала. Подводный мир Поделки из природного материала. Осенний пейзаж Поделки из природного материала. Натюрморт Работа по замыслу Аппликация из песка, камней, ракушек 2 Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Аппликация из сухих листьев и семян 2 Педагогичес кое наблюдение Аппликация из листьев, сухоцветов и др. 2 Педагогичес кое наблюдение Фигурки из скорлупы орехов и пластилина 2 Поделки из природного материала. Подсвечник Поделки из природного материала. Новогодний венок Работа по замыслу Изделие на плоскости из ракушек и камней 2 Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Венок из веток, шишек, орехов и дополнительного материала 2 Педагогичес кое наблюдение Изделие из природного материала на выбор 2 Поделки из природного материала. Елочка Поделки из природного Поделка на конусе (шишки, макароны, орехи) 2 Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Композиция в круге (шишки, орехи) 2 Педагогичес кое декабрь декабрь материала. Новогодняя игрушка Поделки из природного материала. Новогодняя композиция Работа по замыслу наблюдение Композиция настольная в блюдце (ветки, шишки, свеча, дополнительный материал) 2 Педагогичес кое наблюдение Новогоднее украшение из материала на выбор. 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа Всего: 60 Календарно-тематическое планирование второго года обучения Месяц Название темы Содержание занятий сентябрь «Путешествие Знакомство с содержанием курса. Режим в мир работы объединения. Цели и задачи. Роль природы» ДПИ в жизни людей. ТБ. Вопросы охраны природы при заготовке природного материала. сентябрь Экскурсия в Сбор и заготовка природного материала природу (желуди, листья, ветки, шишки). Виды деревьев и кустарников. Поведение на природе. сентябрь Цветоведение Цветовой круг. Теплые и холодные, и основы основные и дополнительные цвета. композиции Насыщенность цвета, цветовой контраст. Значение цвета в изделиях. Физические, эмоционально-психологические и символические значения цвета. Стилевое единство композиции, композиционный центр, симметрия, ритм, масштабность, пропорциональность. Практическая работа: по заданному элементу построить симметричный орнамент. Демонстрация наглядности. сентябрь Разработка Эскиз в цвете (несколько графических эскиза рисунков) – по заданной и произвольной теме. Раскраска народных узоров. Упражнения по ИЗО. Анализ работ. Разработка эскизов будущих поделок. сентябрь Классификац Способы сбора и хранения. Технология ия обработки. Демонстрация образцов природного изделий и иллюстраций из книг материала. народных мастеров. Эстетические Изделия требования. Знакомство с народными народных промыслами Урала: плетение из лозы, Ча сы Форма контроля 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа Педагогичес кое наблюдение, беседа 2 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа Приме чание мастеров сентябрь Поделки из природного материала. Желуди. сентябрь Экскурсия в природу сентябрь Поделки из природного материала. Рамка. октябрь Поделки из природного материала. Аквариум. октябрь Поделки из природного материала. Узор. октябрь Поделки из природного материала. Ракушки. октябрь Поделки из природного материала. Пейзаж октябрь Поделки из природного материала. Цветной песок. октябрь Поделки из природного материала. Топиарии. октябрь Работа по замыслу октябрь октябрь Поделки из природного материала. Карандашниц а Работа по замыслу бересты, мочала и соломки. Конкурс загадок о природе. Поделки из желудей. Фигурки людей и животных. 2 Сбор и заготовка природного материала (желуди, листья, ветки, шишки). Поведение на природе. Рисунки на асфальте. Рамка для фото (скорлупа фисташек, крупа, семена, сухоцветы) 2 Аппликация на картоне «Аквариум», «Морское дно» (цветные камушки, песок) 2 Педагогичес кое наблюдение Панно. Узор по кругу (семена, крупа, бобовые, скорлупа) 2 Педагогичес кое наблюдение Поделки из ракушек. Фигурки на выбор (животные, рыбки, птицы) 2 Педагогичес кое наблюдение Аппликация из сухих листьев и семян 2 Педагогичес кое наблюдение Аппликация из цветного песка. Сюжет на выбор. 2 Педагогичес кое наблюдение Мини-топиарий (ветки, скорлупа, ракушки, шишки). Заливка в горшок. 2 Педагогичес кое наблюдение Мини-топиарий. Материал и форма на выбор. 2 Педагогичес кое наблюдение Украшение карандашницы семенами, крупой, ореховой скорлупой. 2 Педагогичес кое наблюдение Украшение вазы (декоративной бутылки) природным материалом на выбор 2 Педагогичес кое наблюдение 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа Педагогичес кое наблюдение, беседа Педагогичес кое наблюдение ноябрь Работа по замыслу Оформление шкатулки природным материалом на выбор 2 Педагогичес кое наблюдение ноябрь Работа по замыслу Панно из природного материала на выбор 2 Педагогичес кое наблюдение ноябрь Промежуточн ая аттестация Тест-опрос. Загадки о природе. Выставка работ. 2 Педагогичес кое наблюдение Всего: 40