Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.
Рабочая программа педагога
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Природа и фантазия»
модуль 2 «Украшение интерьера»
Возраст учащихся: 7-16 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель программы:
Лисицина Елена Леонидовна
педагог дополнительного образования
г. Березовский
Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Украшение интерьера» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения.
На занятиях учащиеся получают навыки ручного труда по разным видам
деятельности: обработка бросового материала, лепка, бумагопластика, плетение и др.,
знакомятся с разнообразием техник, материалов и способами их обработки. Творческие
работы по замыслу развивают мышление, воображение, фантазию, логику. Срок
реализации 2 года.
Цель и задачи модуля
Цель: привитие знаний о видах и способах украшения интерьера и быта
декоративно-прикладными изделиями
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
- учить технологии изготовления декоративно-прикладных изделий;
- учить изготовлять сувениры и поделки по образцу и по замыслу;
- учить эстетически оформлять свои изделия;
- привить знания о цвете и основам и композиции;
- привить навыки ручного труда.
Развивающие:
- развивать эстетический вкус средствами основ цветоведения и композиции;
- развивать интерес к народным промыслам, способность ценить прекрасное и
стремление создавать его своими руками.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность,
бережливость, уважение к творчеству других.
Особенностью обучения является ориентация на развитие:
- творческого подхода к работе;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы занятий в объединении:
Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод
Репродуктивный метод
Игровой метод
Метод стимулирования и мотивации
Метод создания проблемно-поисковых ситуаций
Метод создания ситуации успеха
Методы взаимоконтроля.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- требования к технике безопасности на занятия.
Планируемые результаты
Первый год обучения.
Образовательные:
- составлять композиции и разрабатывать эскиз;
- изготовлять сувениры и поделки по образцу и по замыслу;
- эстетически оформлять свои изделия.
Развивающие:
- виды и способы украшения интерьера, быта;
- технологию изготовления поделок;
- основы цветоведения и композиции;
- народные промыслы: творчество народных мастеров;
- технику безопасности во время работы.
Воспитательные:
- трудолюбие, аккуратность, бережливость;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- творческое мышление и способность самовыражения;
- способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками.
Второй год обучения.
Образовательные:
- использовать технологические приемы в соответствии с выбранной темой;
- составлять композиции и разрабатывать эскиз;
- эстетически оформлять изделие;
- анализировать и давать оценку выполненным работам;
- творчески подходить к выбору темы, использованию разного материала в одном
изделии;
- изготовлять сувениры по образцу и по замыслу.
Развивающие:
- технологию изготовления поделок;
- основы цветоведения и композиции;
- народные промыслы: творчество народных мастеров;
- технику безопасности во время работы.
Воспитательные:
- трудолюбие, аккуратность, бережливость;
- целеустремленность в достижении поставленной цели;
- творческое мышление и способность самовыражения;
- способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Первый год обучения
Второй год обучения
Количество часов
Количество часов
общее
теория
практ.
общее
теория
практ.
6
1
5
2
1
1
24
3
21
22
2
20
3.
Разработка эскиза и
декоративное рисование.
Бросовый материал и смешанные
техники
Бумагопластика
22
3
19
24
2
22
4.
Лепка
12
2
10
10
1
9
5.
Работа с тканью и кожей
6
1
5
20
2
18
6.
Валяние
-
-
-
6
1
5
7.
Работа по замыслу
12
1
11
18
1
17
8.
Промежуточная аттестация
2
1
1
2
1
1
Всего учебных часов:
84
12
72
104
11
93
1.
2.
Итого:
188 учебных часов
Календарно-тематическое планирование
первого года обучения
Месяц
Название
темы
Содержание занятий
Ча
сы
Форма
контроля
декабрь
Бросовый
материал и
смешанные
техники
Бросовый
материал и
смешанные
техники
Маски карнавальные (картон, перья,
гуашь, декор)
2
Новогодние интерьерные украшения
«Конфетки», «Снежинки», «Снежинкибалеринки» (втулки, бумага, фольга,
декоративные ленты)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
январь
Бумагопласти
ка
«Мышки на пальчиках» (пальчиковый
кукольный театр)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
январь
Лепка
Соленое тесто. Рецептура, свойства и
возможности. Простые формы: яблоки,
морковки, мышка, булочки. Выпечка
2
Педагогичес
кое
декабрь
Приме
чание
наблюдение,
беседа
январь
Лепка
Роспись поделок из теста. Оформление
поделок на тарелочках.
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
январь
Работа с
тканью и
кожей
«Чудик» (носок, пряжа, декор)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
январь
Разработка
эскиза и
декоративное
рисование.
Фон, растяжка цвета, орнамент на
примере рисунков «Слон», «Курица»
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
январь
Бумагопласти
ка
Скульптура плоская «Лось» (картон,
декор)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
январь
Бросовый
материал и
смешанные
техники
Куклы из ложек (кукольный театр)
«Заяц в рубашке», «Кот», «Снеговик»
(пластиковые ложки, фетр, бумага,
декор)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Бумагопласти
ка
Плетение из бумажных лент «Коврик»
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Бросовый
материала и
смешанные
техники
Поделки из бумажных стаканчиков
2
«Синяя птица», «Цыпленок» (бумажный
стаканчик, перья цветные)
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Бросовый
материал и
смешанные
техники
«Паучок» (яичные ячейки, проволока,
гуашь)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Бросовый
материал и
смешанные
техники
«Пчелка» (киндер-сюрприз, креповая
бумага, проволока, декор)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Бросовый
материал и
смешанные
техники
Куклы (кукольный театр) «Говорящая
морковка», «Говорящий коктейль»
(втулки, фетр, шпажки, шерсть, декор)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Бумагопласти
ка
Открытки поздравительные «Слоник на
шариках», «Торт»
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Бросовый
материал и
смешанные
техники
Открытки к 23 февраля (бумага,
ракушки, декор)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
февраль
Бумагопласти
ка
Открытки к 8 марта «Веер», «Платье»,
«Шляпка», «Цветы» (бумага, салфетки,
пайетки, бусины, ленты, декор)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
март
Бросовый
материал и
смешанные
техники
«Кошачий день»
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
март
Лепка
Соленое тесто. «Улитка». Лепка
деталей для будущих поделок: морские
камни, кактус
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
март
Лепка
. Роспись и оформление поделок из
теста «Улитка» (ракушка, гуашь).
Роспись на «камнях» на выбор
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
март
Бросовый
материал и
смешанные
техники
Скульптура «Мороженое» (бумага,
салфетки, газеты, бусины, кружево,
декор)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
март
Бумагопласти
ка
«Цветы на тарелочке» (бумага,
картонные тарелочки)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
март
Работа по
замыслу.
Пластилин. Выбор сюжета учащимися
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
март
Бросовый
материал и
смешанные
техники
Поделки из втулок «Белочка», «Сова»,
«Летучая мышь» (втулки, гуашь, декор)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
март
Бумагопласти
ка
Блокнотики
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
март
Лепка
Соленое тесто «Кактус»
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
апрель
Лепка
Роспись и оформление композиции из
теста «Пингвины на льдине»
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
апрель
Разработка
эскиза и
декоративное
рисование.
Техники ИЗО (трафарет, пятнография,
печать) и инструменты (кисти, ватные
палочки, полоски картона, губка)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
апрель
Бросовый
материал и
смешанные
техники
Карандашница
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
апрель
Бумагопласти
ка
Оригами «Смешные зверюшки»
(пальчиковый кукольный театр)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
апрель
Бумагопласти
ка
Бумажная мозаика «Кот на коврике»
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
апрель
Бумагопласти
ка
Бумажная мозаика «Раковина»
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
апрель
Работа по
замыслу
Фигурки из бумажных стаканчиков и
втулок (на выбор)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
апрель
Работа с
тканью и
кожей
Аппликация из ткани, кожи, фетра
«Натюрморт»
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
апрель
Работа по
замыслу
Аппликация из ткани, кожи, фетра
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
май
Работа с
тканью и
кожей
Кошелек – зверята (ткань, фетр, кожа,
ленты)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
май
Разработка
эскиза и
декоративное
рисование.
Роспись готовых гипсовых фигурок
(гуашь)
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
май
Работа по
замыслу
Аппликация из бумаги и картона
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
май
Работа по
замыслу
Поделка из бросового материала
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
май
Бумагопласти
ка
Поздравительные открытки
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
май
Работа по
замыслу
Работа на воображение.
Самостоятельный выбор материала и
техник.
2
Педагогичес
кое
наблюдение,
беседа
май
Промежуточн
ая аттестация
Тест-рисунок. Тест-опрос. Подготовка и
отбор работ к выставке. Анализ
творческих работ и подведение итогов.
Поощрение.
Всего:
2
Беседа,
выставка
работ
84
Календарно-тематическое планирование
второго года обучения
Месяц
Название
темы
Содержание занятий
Час
ы
Форма
контроля
ноябрь
Лепка
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
ноябрь
Лепка
Соленое тесто. Рецептура,
свойства и возможности.
Скульптура на фольге
«Поросенок», «Толстый кот»
Выпечка.
Роспись поделок из теста.
Оформление.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
ноябрь
Бумагопл
астика
Прорезные открытки. Правила
работы с канцелярским ножом,
ножницами. Сгиб, объем.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
ноябрь
Бумагопл
астика
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
ноябрь
Бумагопл
астика
Интерьерная тарелочка.
Декупаж. Применение,
декорирование. (ПВА, салфетки,
картон)
Основы квиллинга. Панно
«Веер»
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
ноябрь
Работа с
тканью и
кожей
«Собачка», «Кукла-перчатка»
(носок, ткань, пряжа, декор)
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
декабр
ь
Бросовый
материал
и
смешанн
ые
техники
Бросовый
материал
и
смешанн
ые
техники
Бросовый
материал
и
смешанн
ые
техники
Бросовый
материал
и
смешанн
Поделки из бумажных
стаканчиков «Пингвин на
лыжах», «Жар-птица»
(бумажные стаканчики, перья
цветные, цветная бумага, гуашь)
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Сувениры из пробок «Олень»,
«Собака», «Кот» (пробки, гуашь,
шпажки, кожа, проволока, декор)
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Сувениры из пробок с
применением пряжи «Мышкабалерина»
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Сувениры из пробок с
применением пряжи и проволоки
«Кот» («Лев»)
2
Педагогическо
е наблюдение,
декабр
ь
декабр
ь
декабр
ь
Примечание
декабр
ь
ые
техники
Бумагопл
астика
декабр
ь
Бумагопл
астика
декабр
ь
Бросовый
материал
и
смешанн
ые
техники
Бросовый
материал
и
смешанн
ые
техники
Работа по
замыслу
беседа
Открытки поздравительные с
декором «С Днем рождения!»,
«Поздравляю!» (бумага, картон,
декор)
Объемная аппликация.
«Цветущее деревце на
тарелочке» (бумажная тарелочка,
цветная и фактурная бумага,
бусины)
Новогодние интерьерные
украшения «Конфетки»,
«Снежинки», «Гирлянда»
(втулки, бумага, фольга,
декоративные ленты)
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Елочки. Объемная скульптура.
(Бумага, мишура, природный
материал, декор)
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Изделия из бросового материала
на выбор
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Эскизы будущих новогодних
игрушек. Работа на фантазию,
обсуждение: материал, цвет,
форма, назначение.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
январь
Разработк
а эскиза и
декоратив
ное
рисование
Лепка
Цветное соленое тесто «Розы»
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
январь
Лепка
Панно из теста. Роспись и
оформление.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
январь
Бумагопл
астика
«Шишка». Объемная скульптура.
(Креповая бумага, газеты)
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
январь
Бумагопл
астика
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
январь
Работа по
замыслу
Украшение интерьера изделиями
из бумаги. Виды. Назначение:
скульптура, гирлянды, макет.
Объемные интерьерные цветы.
Украшение интерьера изделиями
из бумаги. Сюжет на выбор.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
декабр
ь
январь
январь
феврал
ь
Бросовый
материал
и
смешанн
ые
техники
Бросовый
материал
и
смешанн
ые
техники
Бросовый
материал
и
смешанн
ые
техники
Работа с
тканью и
кожей
Контейнеры для хранения
«Монстры»
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Оформление ваз, декоративных
бутылок, шкатулок на выбор.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Оформление ваз, декоративных
бутылок, шкатулок на выбор.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
«Ангелочек».Куклы из ткани и
ниток (ткань, нитки, пряжа,
тесьма, ленты)
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
феврал
ь
Лепка
Пластилин. Сюжет на тарелочке
«Пейзаж», «Сад» «Букет» (на
выбор)
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
феврал
ь
Работа по
замыслу
Пластилин. Выбор сюжета и вида 2
поделки учащимися (скульптура,
панно)
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
феврал
ь
Работа по
замыслу
Поделки из соленого теста.
Выпечка. Выбор сюжета.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
феврал
ь
Работа по
замыслу
Роспись и оформление поделок
из теста.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
март
Работа с
тканью и
кожей
Виды, свойства и обработка
кожи. Изделия из кожи. Цветокброшь (кожа, бусины)
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
март
Работа с
тканью и
кожей
Закладки для учебников,
«Мышка» (кожа)
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
март
Бросовый
материал
и
смешанн
ые
техники
Куклы из ложек (кукольный
театр) «Девочка», «Лиса»,
«Птица» (пластиковые ложки,
фетр, бумага, декор)
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
феврал
ь
феврал
ь
феврал
ь
март
Бросовый
материал
и
смешанн
ые
техники
Работа по
замыслу
Кормушка для птиц, «Монстркоробочка для мелочей»
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Фигурки из бумажных
стаканчиков, картона и втулок
(на выбор)
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
март
Бумагопл
астика
Основы папье-маше. Лепка из
бумажного теста на плоскости.
Рельеф.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
март
Бумагопл
астика
Основы папье-маше. Лепка из
бумажного теста на плоскости.
Оформление. Роспись.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
март
Работа по
замыслу
Лепка из бумажного теста на
банке (папье-маше). Ваза,
карандашница. Рельеф.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
апрель
Валяние.
Картина
из
шерсти.
Валяние.
Бусины.
Основы живописи шерстью.
Панно. Сюжет на выбор.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
Бусины из шерсти. Мокрое
валяние. Сушка
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
апрель
Валяние.
Бусины
Изделия из шерстяных бусин
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
апрель
Работа с
тканью и
кожей
Аппликация из ткани. Выбор
сюжета
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
апрель
Работа с
тканью и
кожей
Аппликация из ткани. Выбор
сюжета
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
апрель
Бумагопл
астика
Аппликация из плетеного
полотна
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
апрель
Работа с
тканью и
кожей
Фетр. Брошки «Цветок»,
«Желудь на листочке»
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
март
апрель
апрель
Работа с
тканью и
кожей
Народная кукла.Виды,
назначение. История. Мотанка,
травница.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
май
Работа с
тканью и
кожей
Кукла-матрешка
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
май
Работа с
тканью и
кожей
Игольница «Шляпа».
«Пирожное»
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
май
Бумагопл
астика
2
«Денежное дерево». Панно.
Кручение и приклеивание тонкой
бумаги
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
май
Бумагопл
астика
«Зонтик» (креповая бумага,
картон, проволока)
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
май
Работа по
замыслу
Поделка из бросового материала
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
май
Работа по
замыслу
Работа на воображение.
Самостоятельный выбор
материала и техник.
2
Педагогическо
е наблюдение,
беседа
май
Промежу
точная
аттестаци
я
Тест-рисунок. Тест-опрос.
Подготовка и отбор работ к
выставке. Анализ творческих
работ и подведение итогов.
Поощрение.
Всего:
2
Беседа,
выставка работ
104