Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Природа и фантазия» модуль 2 «Украшение интерьера» Возраст учащихся: 7-16 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Лисицина Елена Леонидовна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Украшение интерьера» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. На занятиях учащиеся получают навыки ручного труда по разным видам деятельности: обработка бросового материала, лепка, бумагопластика, плетение и др., знакомятся с разнообразием техник, материалов и способами их обработки. Творческие работы по замыслу развивают мышление, воображение, фантазию, логику. Срок реализации 2 года. Цель и задачи модуля Цель: привитие знаний о видах и способах украшения интерьера и быта декоративно-прикладными изделиями Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: - учить технологии изготовления декоративно-прикладных изделий; - учить изготовлять сувениры и поделки по образцу и по замыслу; - учить эстетически оформлять свои изделия; - привить знания о цвете и основам и композиции; - привить навыки ручного труда. Развивающие: - развивать эстетический вкус средствами основ цветоведения и композиции; - развивать интерес к народным промыслам, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, бережливость, уважение к творчеству других. Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций Метод создания ситуации успеха Методы взаимоконтроля. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - требования к технике безопасности на занятия. Планируемые результаты Первый год обучения. Образовательные: - составлять композиции и разрабатывать эскиз; - изготовлять сувениры и поделки по образцу и по замыслу; - эстетически оформлять свои изделия. Развивающие: - виды и способы украшения интерьера, быта; - технологию изготовления поделок; - основы цветоведения и композиции; - народные промыслы: творчество народных мастеров; - технику безопасности во время работы. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Второй год обучения. Образовательные: - использовать технологические приемы в соответствии с выбранной темой; - составлять композиции и разрабатывать эскиз; - эстетически оформлять изделие; - анализировать и давать оценку выполненным работам; - творчески подходить к выбору темы, использованию разного материала в одном изделии; - изготовлять сувениры по образцу и по замыслу. Развивающие: - технологию изготовления поделок; - основы цветоведения и композиции; - народные промыслы: творчество народных мастеров; - технику безопасности во время работы. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Учебно-тематический план № Название темы Первый год обучения Второй год обучения Количество часов Количество часов общее теория практ. общее теория практ. 6 1 5 2 1 1 24 3 21 22 2 20 3. Разработка эскиза и декоративное рисование. Бросовый материал и смешанные техники Бумагопластика 22 3 19 24 2 22 4. Лепка 12 2 10 10 1 9 5. Работа с тканью и кожей 6 1 5 20 2 18 6. Валяние - - - 6 1 5 7. Работа по замыслу 12 1 11 18 1 17 8. Промежуточная аттестация 2 1 1 2 1 1 Всего учебных часов: 84 12 72 104 11 93 1. 2. Итого: 188 учебных часов Календарно-тематическое планирование первого года обучения Месяц Название темы Содержание занятий Ча сы Форма контроля декабрь Бросовый материал и смешанные техники Бросовый материал и смешанные техники Маски карнавальные (картон, перья, гуашь, декор) 2 Новогодние интерьерные украшения «Конфетки», «Снежинки», «Снежинкибалеринки» (втулки, бумага, фольга, декоративные ленты) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Бумагопласти ка «Мышки на пальчиках» (пальчиковый кукольный театр) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Лепка Соленое тесто. Рецептура, свойства и возможности. Простые формы: яблоки, морковки, мышка, булочки. Выпечка 2 Педагогичес кое декабрь Приме чание наблюдение, беседа январь Лепка Роспись поделок из теста. Оформление поделок на тарелочках. 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Работа с тканью и кожей «Чудик» (носок, пряжа, декор) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Разработка эскиза и декоративное рисование. Фон, растяжка цвета, орнамент на примере рисунков «Слон», «Курица» 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Бумагопласти ка Скульптура плоская «Лось» (картон, декор) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Бросовый материал и смешанные техники Куклы из ложек (кукольный театр) «Заяц в рубашке», «Кот», «Снеговик» (пластиковые ложки, фетр, бумага, декор) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бумагопласти ка Плетение из бумажных лент «Коврик» 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бросовый материала и смешанные техники Поделки из бумажных стаканчиков 2 «Синяя птица», «Цыпленок» (бумажный стаканчик, перья цветные) Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бросовый материал и смешанные техники «Паучок» (яичные ячейки, проволока, гуашь) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бросовый материал и смешанные техники «Пчелка» (киндер-сюрприз, креповая бумага, проволока, декор) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бросовый материал и смешанные техники Куклы (кукольный театр) «Говорящая морковка», «Говорящий коктейль» (втулки, фетр, шпажки, шерсть, декор) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бумагопласти ка Открытки поздравительные «Слоник на шариках», «Торт» 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бросовый материал и смешанные техники Открытки к 23 февраля (бумага, ракушки, декор) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бумагопласти ка Открытки к 8 марта «Веер», «Платье», «Шляпка», «Цветы» (бумага, салфетки, пайетки, бусины, ленты, декор) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Бросовый материал и смешанные техники «Кошачий день» 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Лепка Соленое тесто. «Улитка». Лепка деталей для будущих поделок: морские камни, кактус 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Лепка . Роспись и оформление поделок из теста «Улитка» (ракушка, гуашь). Роспись на «камнях» на выбор 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Бросовый материал и смешанные техники Скульптура «Мороженое» (бумага, салфетки, газеты, бусины, кружево, декор) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Бумагопласти ка «Цветы на тарелочке» (бумага, картонные тарелочки) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Работа по замыслу. Пластилин. Выбор сюжета учащимися 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Бросовый материал и смешанные техники Поделки из втулок «Белочка», «Сова», «Летучая мышь» (втулки, гуашь, декор) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Бумагопласти ка Блокнотики 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Лепка Соленое тесто «Кактус» 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Лепка Роспись и оформление композиции из теста «Пингвины на льдине» 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Разработка эскиза и декоративное рисование. Техники ИЗО (трафарет, пятнография, печать) и инструменты (кисти, ватные палочки, полоски картона, губка) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Бросовый материал и смешанные техники Карандашница 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Бумагопласти ка Оригами «Смешные зверюшки» (пальчиковый кукольный театр) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Бумагопласти ка Бумажная мозаика «Кот на коврике» 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Бумагопласти ка Бумажная мозаика «Раковина» 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Работа по замыслу Фигурки из бумажных стаканчиков и втулок (на выбор) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Работа с тканью и кожей Аппликация из ткани, кожи, фетра «Натюрморт» 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Работа по замыслу Аппликация из ткани, кожи, фетра 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Работа с тканью и кожей Кошелек – зверята (ткань, фетр, кожа, ленты) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Разработка эскиза и декоративное рисование. Роспись готовых гипсовых фигурок (гуашь) 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Работа по замыслу Аппликация из бумаги и картона 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Работа по замыслу Поделка из бросового материала 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Бумагопласти ка Поздравительные открытки 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Работа по замыслу Работа на воображение. Самостоятельный выбор материала и техник. 2 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Промежуточн ая аттестация Тест-рисунок. Тест-опрос. Подготовка и отбор работ к выставке. Анализ творческих работ и подведение итогов. Поощрение. Всего: 2 Беседа, выставка работ 84 Календарно-тематическое планирование второго года обучения Месяц Название темы Содержание занятий Час ы Форма контроля ноябрь Лепка 2 Педагогическо е наблюдение, беседа ноябрь Лепка Соленое тесто. Рецептура, свойства и возможности. Скульптура на фольге «Поросенок», «Толстый кот» Выпечка. Роспись поделок из теста. Оформление. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа ноябрь Бумагопл астика Прорезные открытки. Правила работы с канцелярским ножом, ножницами. Сгиб, объем. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа ноябрь Бумагопл астика 2 Педагогическо е наблюдение, беседа ноябрь Бумагопл астика Интерьерная тарелочка. Декупаж. Применение, декорирование. (ПВА, салфетки, картон) Основы квиллинга. Панно «Веер» 2 Педагогическо е наблюдение, беседа ноябрь Работа с тканью и кожей «Собачка», «Кукла-перчатка» (носок, ткань, пряжа, декор) 2 Педагогическо е наблюдение, беседа декабр ь Бросовый материал и смешанн ые техники Бросовый материал и смешанн ые техники Бросовый материал и смешанн ые техники Бросовый материал и смешанн Поделки из бумажных стаканчиков «Пингвин на лыжах», «Жар-птица» (бумажные стаканчики, перья цветные, цветная бумага, гуашь) 2 Педагогическо е наблюдение, беседа Сувениры из пробок «Олень», «Собака», «Кот» (пробки, гуашь, шпажки, кожа, проволока, декор) 2 Педагогическо е наблюдение, беседа Сувениры из пробок с применением пряжи «Мышкабалерина» 2 Педагогическо е наблюдение, беседа Сувениры из пробок с применением пряжи и проволоки «Кот» («Лев») 2 Педагогическо е наблюдение, декабр ь декабр ь декабр ь Примечание декабр ь ые техники Бумагопл астика декабр ь Бумагопл астика декабр ь Бросовый материал и смешанн ые техники Бросовый материал и смешанн ые техники Работа по замыслу беседа Открытки поздравительные с декором «С Днем рождения!», «Поздравляю!» (бумага, картон, декор) Объемная аппликация. «Цветущее деревце на тарелочке» (бумажная тарелочка, цветная и фактурная бумага, бусины) Новогодние интерьерные украшения «Конфетки», «Снежинки», «Гирлянда» (втулки, бумага, фольга, декоративные ленты) 2 Педагогическо е наблюдение, беседа 2 Педагогическо е наблюдение, беседа 2 Педагогическо е наблюдение, беседа Елочки. Объемная скульптура. (Бумага, мишура, природный материал, декор) 2 Педагогическо е наблюдение, беседа Изделия из бросового материала на выбор 2 Педагогическо е наблюдение, беседа Эскизы будущих новогодних игрушек. Работа на фантазию, обсуждение: материал, цвет, форма, назначение. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа январь Разработк а эскиза и декоратив ное рисование Лепка Цветное соленое тесто «Розы» 2 Педагогическо е наблюдение, беседа январь Лепка Панно из теста. Роспись и оформление. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа январь Бумагопл астика «Шишка». Объемная скульптура. (Креповая бумага, газеты) 2 Педагогическо е наблюдение, беседа январь Бумагопл астика 2 Педагогическо е наблюдение, беседа январь Работа по замыслу Украшение интерьера изделиями из бумаги. Виды. Назначение: скульптура, гирлянды, макет. Объемные интерьерные цветы. Украшение интерьера изделиями из бумаги. Сюжет на выбор. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа декабр ь январь январь феврал ь Бросовый материал и смешанн ые техники Бросовый материал и смешанн ые техники Бросовый материал и смешанн ые техники Работа с тканью и кожей Контейнеры для хранения «Монстры» 2 Педагогическо е наблюдение, беседа Оформление ваз, декоративных бутылок, шкатулок на выбор. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа Оформление ваз, декоративных бутылок, шкатулок на выбор. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа «Ангелочек».Куклы из ткани и ниток (ткань, нитки, пряжа, тесьма, ленты) 2 Педагогическо е наблюдение, беседа феврал ь Лепка Пластилин. Сюжет на тарелочке «Пейзаж», «Сад» «Букет» (на выбор) 2 Педагогическо е наблюдение, беседа феврал ь Работа по замыслу Пластилин. Выбор сюжета и вида 2 поделки учащимися (скульптура, панно) Педагогическо е наблюдение, беседа феврал ь Работа по замыслу Поделки из соленого теста. Выпечка. Выбор сюжета. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа феврал ь Работа по замыслу Роспись и оформление поделок из теста. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа март Работа с тканью и кожей Виды, свойства и обработка кожи. Изделия из кожи. Цветокброшь (кожа, бусины) 2 Педагогическо е наблюдение, беседа март Работа с тканью и кожей Закладки для учебников, «Мышка» (кожа) 2 Педагогическо е наблюдение, беседа март Бросовый материал и смешанн ые техники Куклы из ложек (кукольный театр) «Девочка», «Лиса», «Птица» (пластиковые ложки, фетр, бумага, декор) 2 Педагогическо е наблюдение, беседа феврал ь феврал ь феврал ь март Бросовый материал и смешанн ые техники Работа по замыслу Кормушка для птиц, «Монстркоробочка для мелочей» 2 Педагогическо е наблюдение, беседа Фигурки из бумажных стаканчиков, картона и втулок (на выбор) 2 Педагогическо е наблюдение, беседа март Бумагопл астика Основы папье-маше. Лепка из бумажного теста на плоскости. Рельеф. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа март Бумагопл астика Основы папье-маше. Лепка из бумажного теста на плоскости. Оформление. Роспись. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа март Работа по замыслу Лепка из бумажного теста на банке (папье-маше). Ваза, карандашница. Рельеф. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа апрель Валяние. Картина из шерсти. Валяние. Бусины. Основы живописи шерстью. Панно. Сюжет на выбор. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа Бусины из шерсти. Мокрое валяние. Сушка 2 Педагогическо е наблюдение, беседа апрель Валяние. Бусины Изделия из шерстяных бусин 2 Педагогическо е наблюдение, беседа апрель Работа с тканью и кожей Аппликация из ткани. Выбор сюжета 2 Педагогическо е наблюдение, беседа апрель Работа с тканью и кожей Аппликация из ткани. Выбор сюжета 2 Педагогическо е наблюдение, беседа апрель Бумагопл астика Аппликация из плетеного полотна 2 Педагогическо е наблюдение, беседа апрель Работа с тканью и кожей Фетр. Брошки «Цветок», «Желудь на листочке» 2 Педагогическо е наблюдение, беседа март апрель апрель Работа с тканью и кожей Народная кукла.Виды, назначение. История. Мотанка, травница. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа май Работа с тканью и кожей Кукла-матрешка 2 Педагогическо е наблюдение, беседа май Работа с тканью и кожей Игольница «Шляпа». «Пирожное» 2 Педагогическо е наблюдение, беседа май Бумагопл астика 2 «Денежное дерево». Панно. Кручение и приклеивание тонкой бумаги Педагогическо е наблюдение, беседа май Бумагопл астика «Зонтик» (креповая бумага, картон, проволока) 2 Педагогическо е наблюдение, беседа май Работа по замыслу Поделка из бросового материала 2 Педагогическо е наблюдение, беседа май Работа по замыслу Работа на воображение. Самостоятельный выбор материала и техник. 2 Педагогическо е наблюдение, беседа май Промежу точная аттестаци я Тест-рисунок. Тест-опрос. Подготовка и отбор работ к выставке. Анализ творческих работ и подведение итогов. Поощрение. Всего: 2 Беседа, выставка работ 104