Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.
Рабочая программа педагога
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Маленький актер»
Модуль 1. «Основы театрального искусства»
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель программы:
Копенкина Галина Ивановна
педагог дополнительного образования
г. Березовский
Пояснительная записка
Рабочая
программа
педагога
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Маленький актёр» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль «Основы театрального искусства» направлен на развитие активизации
театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных
способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и
развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и
тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном объединении приобщают детей к творчеству,
развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Данный модуль направлен на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие
музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства. В основе
модуля лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы
направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть
и творить прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании
с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть
и развить творческие способности. Срок реализации 2 года
Цель и задачи модуля
Цель: Привитие и развитие актерских навыков
Исходя из цели модуля, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
- научить основам актерского мастерства,
- знакомить с театральной терминологией
- научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства
Развивающие:
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию
- развивать чувство ритма и координацию движений
- развивать пластическую выразительность и музыкальность.
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость,
фантазию, воображение, образное мышление
- развивать познавательные интересы учащихся через расширение
представлений о видах театрального искусства;
Воспитательные:
- воспитание навыков коллективного взаимодействия и общения;
Особенностью обучения является ориентация на развитие:
- творческого подхода к работе;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы занятий в объединении:
Репродуктивный метод
Игровой метод
Метод стимулирования и мотивации
Метод создания ситуации успеха
Методы взаимоконтроля.
При проведении занятий учитываются:
дидактические требования к занятию;
психологические требования к занятию;
возрастные особенности учащихся;
требования к технике безопасности на занятия.
Планируемые результаты.
Образовательные:
учащиеся называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и
пальчиков);
владеют основами театральной терминалогии
показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые
гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
Развивающие:
произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах,
с разной силой голоса;
выразительно читают стихотворный текст;
владеют пластической выразительностью;
Воспитательные:
владеют навыками коллективного общения
Учебно-тематический план.
Номер
п/п
Название разделов,
тем.
Количество часов.1 год
Количество часов 2 год
Теория
Практика
Всего
Теория
Практика
1
Основы театральной
культуры.
3
1
4
2
2
4
2.
Культура и техника
речи
2
13
15
1
12
13
3.
Ритмопластика.
1
12
13
1
9
10
4.
Театральная игра
1
15
16
-
12
12
5.
В мире музыки
2
5
7
1
5
6
Всего учебных часов
9
46
55
5
40
45
Всего
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
Месяц
№ п/п
заняти
я
Тема занятия
Содержание занятия
Часы
Формы
контроля
Примеча
ние
Сентябрь
1
Основы
театральной
культуры
«Приглашение в театр»
(Рождение театра)
Беседа о театре. Показ
презентации.
Театральный словарь:
сцена, занавес, спектакль
Игры «Снежный ком»,
Давайте познакомимся»,
«Угадай, кто я?»
Беседа о театре «Этот
удивительный мир
театра»
(Театр снаружи и
изнутри)
Игры: «Перебежки»,
«Веселый бубен»
Театральный словарь:
сценарист, декоратор,
актер, гример
1
мониторинг
наблюдение
Сентябрь
2
Основы
театральной
культуры
1
Беседа,
наблюдение
Сентябрь
3
Основы
театральной
культуры
Беседа о театре
Ролевая игра «Мы в
театре»
Театральный словарь:
аплодисменты, зрители
Игры
«Ах, аплодисменты»
(Театр снаружи и
изнутри) Культура
зрителя. Занятие-тренинг
по культуре поведения
«Как себя вести в театре
1
Беседа,
наблюдение
Сентябрь
4
Основы
театральной
культуры
1
Беседа,
наблюдение
Сентябрь
5
Культура и
техника речи
Рассказ, беседа-диалог
«Азбука общения»
Культура зрителя
Мультимедийная
презентация «Будем
вежливы» Игры
«Забавные стихи»
О правилах гигиены
голоса. Осанка.
Установка правильного
дыхания. Артикуляция.
Дикция.
Театральные игры и
игры со словом,
.пальчиковые игры
1
Беседа,
наблюдение
Сентябрь
6
Ритмопластика
1
Беседа,
наблюдение
«Веселая зарядка»
Пластика как
выразительное средство
в драматическом
искусстве Ритмические,
Октябрь
7
Театральная
игра
музыкальные,
пластические игры и
упражнения
«Внимание»
Понятие о внимании,
объекте
внимания.
Особенности
сценического внимания.
Игры
Театральные игры и
игры со словом
«Монолог и диалог»
Теоретическая часть.
Учить строить диалоги.
Фраза по кругу»
Воспитывать терпение и
выдержку.
1
Творческое
задание,
наблюдение
1
наблюдение
Октябрь
8
Культура и
техника речи
Октябрь
9
Ритмоп
ластик
а
Пластический образ
1
наблюдение
Октябрь
10
Театра
льная
игра
Понятие –действие и
сценическое действие
театральные игры
1
наблюдение
Октябрь
11
Ритмопластика
Игры импровизации на
умение сценической
раскрепощенности
1
наблюдение
1
Наблюдение
, творческое
задание
1
наблюдение
1
наблюдение
«В стране Фантазии»
Октябрь
12
Театра
льная
игра
Октябрь
13
Культура и
техника речи
Октябрь
14
Ритмопластика
Выразительные средства
актера. Импровизируем с
использованием
доступных средств
выразительности.
Театральные игры
«Веселый клоун»
Игры на развитие силы
голоса и речевого
дыхания. Создаем
художественный образ с
помощью жестов,
мимики, движений,
голоса
«Звонкоголосики»
Разыгрываем сюжеты в
форме двигательной
импровизации.
Ноябрь
15
Ритмопластика
Ноябрь
16
Театра
льная
игра
Ноябрь
17
Театра
льная
игра
Ноябрь
18
Культура и
техника речи.
Ноябрь
19
Культура и
техника речи
Ноябрь
20
Культура и
техника речи
Игры: «Кто кого?»
«Угадай», Этюд
«Цветочек»
Импровизируем с
использованием
доступных средств
выразительности.
Игры: «Жестикуляшки»
«Сказочная планета»
Путешествуем по
сказкам с применением
средств выразительности
Игры
1
наблюдение
1
наблюдение
Воплощение детских
замыслов
Этюдный тренаж
1
наблюдение
Создание
художественного образа.
Речевые игры
Речевая характеристика
персонажа
«Шкатулка» игра на
воображение
Сочиняем и разыгрываем
сказку с применением
средств выразительности
Игра-импровизация
1
наблюдение
1
наблюдение
1
наблюдение
Вспоминаем профессии
театра. Ролевая игра:
«Кто в театре главный?»
«Театральные
волшебники»
Игры на развитие
воображения
«Превращение
предмета»
1
наблюдение
1
наблюдение
«В гостях у сказки»
Ноябрь
21
Ритмопластика
Ноябрь
22
Театра
льная
игра
Декабрь
23
Культура и
техника речи
Игры на развитие
воображения
«Оживление предмета»
1
наблюдение
Декабрь
24
«В мире
Слушание музыкальных
произведений. Этюдный
тренаж
1
Наблюдение
беседа
музыки»
Декабрь
25
Театра
льная
игра
Развиваем творческую
фантазию.
Игры
«Снежная фантазия»
1
Наблюдение
показ
этюдов
Декабрь
26
«В мире
Слушание музыки
Развиваем творческую
фантазию.
Музыкальные игры
«В зачарованном лесу»
1
Наблюдение
беседа
музыки»
Декабрь
27
Театра
льная
игра
Закрепление
пройденного
Игры
«В зачарованном лесу»
1
показ
этюдов
показ
этюлов
Декабрь
28
Культура и
техника речи
1
Наблюдение
беседа
Декабрь
29
Театра
льная
игра
Игры на развитие
воображения и этюды с
применением
выразительных средств
«Превращение
предмета»
Игры на развитие
воображения
«Оживление предмета»
1
Наблюдение
беседа
Декабрь
30
«В мире
1
музыки»
Слушание музыкальных
произведений. Этюдный
тренаж
«Площадь превращений»
Наблюдение
беседа
Декабрь
31
Театра
льная
игра
Развиваем творческую
фантазию.
Игры
«Зазеркалье»
1
Наблюдение
беседа
Январь
32
Ритмопластика
Игровой тренинг:
«Коллаж сказок»
«В мире много сказок»
1
Наблюдение
беседа
Январь
33
«В мире
Игровой тренинг
«Музыкальный образ?»
Развиваем творческую
фантазию.
«В мире животных»
1
Наблюдение
беседа
музыки»
Январь
34
«В мире
музыки»
Январь
35
Культура и
техника речи
Январь
36
Культура и
техника речи
Январь
37
Ритмопластика
Январь
38
«В мире
музыки»
Пластический тренинг
Этюдный тренаж
(мимика и жесты)
Музыкальнодвигательные
импровизации
«Буратино и Пьеро»
1
показ
этюлов
Игра-импровизация.
1
Наблюдение
беседа
«Забавные стихи»
Рассказ, игра
Творческие задания,
показ атрибутов.
Театральный словарь:
постановщик, режиссер.
Наблюдение
беседа
Творческие задания
1
показ
этюдов
Творческие задания
1
показ
этюдов
Музыкальнодвигательные
импровизации
«Веселые островки»
Январь
39
Культура и
техника речи
Мир чувств и эмоций.
Двигательная
импровизация
1
Наблюдение
беседа
Январь
40
Культура и
Игры-диалоги.
Речевые игры и
упражнения.
1
Наблюдение
беседа
техника речи
Январь
41
Театра
льная
игра
Ролевая игра
Посиделки
«У Машеньки в гостях»
1
Наблюдение
беседа
Февраль
42
Ритмопластика
Музыкальнодвигательные
импровизации
1
Наблюдение
беседа
Февраль
43
«В мире
Ролевая игра: «Теремок»
Создаем
художественный образ
1
Наблюдение
беседа
Музыкальнодвигательные
импровизации
«В царстве золотой
рыбки»
1
Наблюдение
беседа
музыки»
Февраль
44
Ритмопластика
Февраль
45
Театра
льная
игра
Сценическое внимание
Сценическое действие
«Внимательные
матрешки»
1
Наблюдение
беседа
Февраль
46
Ритмопластика
1
Наблюдение
беседа
Февраль
47
Культура и
Музыкальнодвигательные
импровизации
«Карнавал животных»
Речевые игры
Диалоги. Развиваем
творческую фантазию
«В стране цветов»
1
Наблюдение
беседа
техника речи
Февраль
48
Ритмопластика
Музыкальнодвигательные
импровизации
«Вальс цветов»
1
Наблюдение
беседа
Март
49
Театра
льная
игра
Игровой тренинг.
Сочиняем сказку,
рассказываем и
показываем
«Моя сказка»
1
Показ
детских
творческих
замыслов
Март
50
Ритмопластика
1
показ
этюдов
Март
51
Театра
льная
игра
Пластический тренинг
Этюдный тренаж
(мимика и жесты)
Музыкальнодвигательные
импровизации
«Заколдованный лес»
Ролевая игра с
применением всех
выразительных средств
1
наблюдение
Март
52
Театра
льная
игра
Игровой тренинг
«Мы веселые друзья»
1
Наблюдение
беседа
Март
53
Культура и
техника речи
Речевая игра,
упражнение
«В мире волшебных
слов»
1
Наблюдение
беседа
Март
54
Культура и
техника речи
Музыкальнодвигательные
импровизации, речевые
игры-импровизации
«Веселая зарядка»
1
Наблюдение
беседа
Март
55
«Театральная карусель»
Конкурсная
Игра: «Волшебный мир
театра»
Театра
льная
игра
Итого:
Наблюдение
Показ
творческих
номеров
1
55
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
Месяц
№ п/п
занят
ия
Тема занятия
Содержание занятия
Час
ы
Формы
контроля
Сентябрь
1
Основы театральной
культуры
1
мониторинг
наблюдение
Сентябрь
2
Основы театральной
культуры
«Приглашение в театр»
(Рождение театра)
Беседа о театре. Показ
презентации.
Театральный словарь:
сцена, занавес, спектакль
Игры «Снежный ком»,
Давайте познакомимся»,
«Угадай, кто я?»
Беседа о театре «Этот
удивительный мир
театра»
(Театр снаружи и изнутри)
Игры: «Перебежки»,
«Веселый бубен»
Театральный словарь:
сценарист, декоратор,
актер, гример
1
Наблюдение
беседа
Сентябрь
3
Основы театральной
культуры
Беседа о театре
Ролевая игра «Мы в
театре»
Театральный словарь:
аплодисменты, зрители
Игры
«Ах, аплодисменты»
(Театр снаружи и изнутри)
Культура зрителя.
Занятие-тренинг по
культуре поведения «Как
себя вести в театре
1
Наблюдение
беседа
Сентябрь
4
Основы театральной
культуры
Рассказ, беседа-диалог
«Азбука общения»
Культура зрителя
Мультимедийная
презентация «Будем
вежливы» Игры
1
Наблюдение
беседа
Примеча
ние
Сентябрь
5
Культура и техника
речи
«Забавные стихи»
О правилах гигиены
голоса. Осанка. Установка
правильного дыхания.
Артикуляция. Дикция.
Театральные игры и игры
со словом, .пальчиковые
игры
1
Наблюдение
беседа
Сентябрь
6
Ритмопластика
«Веселая зарядка»
1
наблюдение
1
наблюдение
1
наблюдение
Пластика как
выразительное средство в
драматическом искусстве
Ритмические,
музыкальные,
пластические игры и
упражнения
«Внимание»
Понятие о внимании,
объекте
внимания.
Особенности
сценического внимания.
Игры
Театральные игры и игры
со словом
«Монолог и диалог»
Теоретическая часть.
Учить строить диалоги.
Фраза по кругу»
Воспитывать терпение и
выдержку.
Октябрь
7
Театральная игра
Октябрь
8
Культура и техника
речи
Октябрь
9
Ритмопласти
ка
Пластический образ
1
наблюдение
Октябрь
10
Театральная
игра
Понятие –действие и
сценическое действие
театральные игры
1
Наблюдение
Показ
этюдов
Октябрь
11
Ритмопластика
Игры импровизации на
умение сценической
раскрепощенности
1
Наблюдение
Показ
этюдов
1
Наблюдение
Показ
этюдов
«В стране Фантазии»
Октябрь
12
Театральная
игра
Выразительные средства
актера. Импровизируем с
использованием
доступных средств
выразительности.
Театральные игры
«Веселый клоун»
Октябрь
13
Культура и техника
речи
Октябрь
14
Ритмопластика
Ноябрь
15
Ритмопластика
Ноябрь
16
Театральная
игра
Ноябрь
17
Театральная
игра
Ноябрь
18
Культура и техника
речи.
Ноябрь
19
Культура и техника
речи
Ноябрь
20
Культура и техника
речи
Ноябрь
21
Ритмопластика
Ноябрь
22
Театральная
игра
Декабрь
23
Культура и техника
речи
Игры на развитие силы
голоса и речевого
дыхания. Создаем
художественный образ с
помощью жестов, мимики,
движений, голоса
«Звонкоголосики»
Разыгрываем сюжеты в
форме двигательной
импровизации.
Игры: «Кто кого?»
«Угадай», Этюд
«Цветочек»
Импровизируем с
использованием
доступных средств
выразительности.
Игры: «Жестикуляшки»
«Сказочная планета»
Путешествуем по сказкам
с применением средств
выразительности
Игры
Воплощение детских
замыслов
Этюдный тренаж
1
Наблюдение
1
Наблюдение
1
Наблюдение
1
Наблюдение
1
Наблюдение
Создание
художественного образа.
Речевые игры
Речевая характеристика
персонажа
«Шкатулка» игра на
воображение
Сочиняем и разыгрываем
сказку с применением
средств выразительности
Игра-импровизация
1
Наблюдение
беседа
1
Наблюдение
беседа
1
Наблюдение
беседа
Вспоминаем профессии
театра. Ролевая игра: «Кто
в театре главный?»
«Театральные
волшебники»
Игры на развитие
воображения
«Превращение предмета»
1
Наблюдение
беседа
1
Наблюдение
беседа
Игры на развитие
воображения
«Оживление предмета»
1
Наблюдение
беседа
«В гостях у сказки»
Декабрь
24
Культура и техника
речи
Слушание музыкальных
произведений. Этюдный
тренаж
1
Наблюдение
беседа
Декабрь
25
Театральная
игра
Развиваем творческую
фантазию.
Игры
«Снежная фантазия»
1
Наблюдение
Беседа
Показ этюда
Декабрь
26
«В мире музыки»
1
Наблюдение
беседа
Декабрь
27
Театральная
игра
Слушание музыки
Развиваем творческую
фантазию.
Музыкальные игры
«В зачарованном лесу»
Закрепление пройденного
Игры
«В зачарованном лесу»
1
Наблюдение
беседа
Декабрь
28
Культура и техника
речи
1
Наблюдение
беседа
Декабрь
29
Театральная
игра
Игры на развитие
воображения и этюды с
применением
выразительных средств
«Превращение предмета»
Игры на развитие
воображения
«Оживление предмета»
1
Наблюдение
беседа
Декабрь
30
«В мире музыки»
Слушание музыкальных
произведений. Этюдный
тренаж
«Площадь превращений»
1
Наблюдение
Декабрь
31
Театральная
игра
Развиваем творческую
фантазию.
Игры
«Зазеркалье»
1
беседа
Январь
32
Ритмопластика
Игровой тренинг:
«Коллаж сказок»
«В мире много сказок»
1
Наблюдение
беседа
Январь
33
«В мире музыки»
1
беседа
Январь
34
«В мире музыки»
Игровой тренинг
«Музыкальный образ?»
Развиваем творческую
фантазию.
«В мире животных»
Пластический тренинг
Этюдный тренаж (мимика
и жесты) Музыкально-
1
Наблюдение
беседа
двигательные
импровизации
«Буратино и Пьеро»
Январь
35
Культура и техника
речи
Январь
36
Культура и техника
речи
Январь
37
Ритмопластика
Игра-импровизация.
1
Наблюдение
беседа
«Забавные стихи»
Рассказ, игра
Творческие задания, показ
атрибутов.
Театральный словарь:
постановщик, режиссер.
Творческие задания
Наблюдение
беседа
1
Наблюдение
беседа
1
Наблюдение
беседа
Двигательная
импровизация
Январь
38
«В мире музыки»
Творческие задания
Музыкальнодвигательные
импровизации
«Веселые островки»
Январь
39
Культура и техника
речи
Мир чувств и эмоций.
1
Наблюдение
беседа
Январь
40
Культура и техника
Игры-диалоги.
Речевые игры и
упражнения.
1
Наблюдение
беседа
речи
Январь
41
Театральная
игра
Ролевая игра
Чукоколла
1
Наблюдение
беседа
Февраль
42
Ритмопластика
Музыкальнодвигательные
импровизации
1
Наблюдение
беседа
Февраль
43
«В мире музыки»
Ролевая игра: «Три
поросенка» Создаем
художественный образ
1
Наблюдение
беседа
Февраль
44
Ритмопластика
1
Наблюдение
беседа
Февраль
45
Театральная
игра
Музыкальнодвигательные
импровизации
«В кукольном царстве»
Сценическое внимание
Сценическое действие
«Внимательные
матрешки»
Итого:
1
Наблюдение
Беседа
Показ этюда
45