Модуль 1

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Рабочая программа педагога
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Маленький актер»
Модуль 1. «Основы театрального искусства»

Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель программы:
Копенкина Галина Ивановна
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая
программа
педагога
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Маленький актёр» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль «Основы театрального искусства» направлен на развитие активизации
театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных
способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и
развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и
тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном объединении приобщают детей к творчеству,
развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Данный модуль направлен на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие
музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства. В основе
модуля лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы
направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть
и творить прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании
с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть
и развить творческие способности. Срок реализации 2 года
Цель и задачи модуля
Цель: Привитие и развитие актерских навыков
Исходя из цели модуля, предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
- научить основам актерского мастерства,
- знакомить с театральной терминологией
- научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства
Развивающие:
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию
- развивать чувство ритма и координацию движений
- развивать пластическую выразительность и музыкальность.
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость,
фантазию, воображение, образное мышление
- развивать познавательные интересы учащихся через расширение
представлений о видах театрального искусства;
Воспитательные:
- воспитание навыков коллективного взаимодействия и общения;
Особенностью обучения является ориентация на развитие:
- творческого подхода к работе;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы занятий в объединении:
 Репродуктивный метод
 Игровой метод
 Метод стимулирования и мотивации
 Метод создания ситуации успеха
 Методы взаимоконтроля.

При проведении занятий учитываются:





дидактические требования к занятию;
психологические требования к занятию;
возрастные особенности учащихся;
требования к технике безопасности на занятия.

Планируемые результаты.
Образовательные:
 учащиеся называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и
пальчиков);
 владеют основами театральной терминалогии
 показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые
гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
Развивающие:
 произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах,
с разной силой голоса;
 выразительно читают стихотворный текст;
 владеют пластической выразительностью;
Воспитательные:
 владеют навыками коллективного общения
Учебно-тематический план.
Номер
п/п

Название разделов,
тем.

Количество часов.1 год

Количество часов 2 год

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

1

Основы театральной
культуры.

3

1

4

2

2

4

2.

Культура и техника
речи

2

13

15

1

12

13

3.

Ритмопластика.

1

12

13

1

9

10

4.

Театральная игра

1

15

16

-

12

12

5.

В мире музыки

2

5

7

1

5

6

Всего учебных часов

9

46

55

5

40

45

Всего

Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
Месяц

№ п/п
заняти
я

Тема занятия

Содержание занятия

Часы

Формы
контроля

Примеча
ние

Сентябрь

1

Основы
театральной
культуры

«Приглашение в театр»
(Рождение театра)
Беседа о театре. Показ
презентации.
Театральный словарь:
сцена, занавес, спектакль
Игры «Снежный ком»,
Давайте познакомимся»,
«Угадай, кто я?»
Беседа о театре «Этот
удивительный мир
театра»
(Театр снаружи и
изнутри)
Игры: «Перебежки»,
«Веселый бубен»
Театральный словарь:
сценарист, декоратор,
актер, гример

1

мониторинг
наблюдение

Сентябрь

2

Основы
театральной
культуры

1

Беседа,
наблюдение

Сентябрь

3

Основы
театральной
культуры

Беседа о театре
Ролевая игра «Мы в
театре»
Театральный словарь:
аплодисменты, зрители
Игры
«Ах, аплодисменты»
(Театр снаружи и
изнутри) Культура
зрителя. Занятие-тренинг
по культуре поведения
«Как себя вести в театре

1

Беседа,
наблюдение

Сентябрь

4

Основы
театральной
культуры

1

Беседа,
наблюдение

Сентябрь

5

Культура и
техника речи

Рассказ, беседа-диалог
«Азбука общения»
Культура зрителя
Мультимедийная
презентация «Будем
вежливы» Игры
«Забавные стихи»
О правилах гигиены
голоса. Осанка.
Установка правильного
дыхания. Артикуляция.
Дикция.
Театральные игры и
игры со словом,
.пальчиковые игры

1

Беседа,
наблюдение

Сентябрь

6

Ритмопластика

1

Беседа,
наблюдение

«Веселая зарядка»
Пластика как
выразительное средство
в драматическом
искусстве Ритмические,

Октябрь

7

Театральная
игра

музыкальные,
пластические игры и
упражнения
«Внимание»
Понятие о внимании,
объекте
внимания.
Особенности
сценического внимания.
Игры
Театральные игры и
игры со словом
«Монолог и диалог»
Теоретическая часть.
Учить строить диалоги.
Фраза по кругу»
Воспитывать терпение и
выдержку.

1

Творческое
задание,
наблюдение

1

наблюдение

Октябрь

8

Культура и
техника речи

Октябрь

9

Ритмоп
ластик
а

Пластический образ

1

наблюдение

Октябрь

10

Театра
льная
игра

Понятие –действие и
сценическое действие
театральные игры

1

наблюдение

Октябрь

11

Ритмопластика

Игры импровизации на
умение сценической
раскрепощенности

1

наблюдение

1

Наблюдение
, творческое
задание

1

наблюдение

1

наблюдение

«В стране Фантазии»
Октябрь

12

Театра
льная
игра

Октябрь

13

Культура и
техника речи

Октябрь

14

Ритмопластика

Выразительные средства
актера. Импровизируем с
использованием
доступных средств
выразительности.
Театральные игры
«Веселый клоун»
Игры на развитие силы
голоса и речевого
дыхания. Создаем
художественный образ с
помощью жестов,
мимики, движений,
голоса
«Звонкоголосики»
Разыгрываем сюжеты в
форме двигательной
импровизации.

Ноябрь

15

Ритмопластика

Ноябрь

16

Театра
льная
игра

Ноябрь

17

Театра
льная
игра

Ноябрь

18

Культура и
техника речи.

Ноябрь

19

Культура и
техника речи

Ноябрь

20

Культура и
техника речи

Игры: «Кто кого?»
«Угадай», Этюд
«Цветочек»
Импровизируем с
использованием
доступных средств
выразительности.
Игры: «Жестикуляшки»
«Сказочная планета»
Путешествуем по
сказкам с применением
средств выразительности
Игры

1

наблюдение

1

наблюдение

Воплощение детских
замыслов
Этюдный тренаж

1

наблюдение

Создание
художественного образа.
Речевые игры
Речевая характеристика
персонажа
«Шкатулка» игра на
воображение
Сочиняем и разыгрываем
сказку с применением
средств выразительности
Игра-импровизация

1

наблюдение

1

наблюдение

1

наблюдение

Вспоминаем профессии
театра. Ролевая игра:
«Кто в театре главный?»
«Театральные
волшебники»
Игры на развитие
воображения
«Превращение
предмета»

1

наблюдение

1

наблюдение

«В гостях у сказки»

Ноябрь

21

Ритмопластика

Ноябрь

22

Театра
льная
игра

Декабрь

23

Культура и
техника речи

Игры на развитие
воображения
«Оживление предмета»

1

наблюдение

Декабрь

24

«В мире

Слушание музыкальных
произведений. Этюдный
тренаж

1

Наблюдение
беседа

музыки»

Декабрь

25

Театра
льная
игра

Развиваем творческую
фантазию.
Игры
«Снежная фантазия»

1

Наблюдение
показ
этюдов

Декабрь

26

«В мире

Слушание музыки
Развиваем творческую
фантазию.
Музыкальные игры
«В зачарованном лесу»

1

Наблюдение
беседа

музыки»

Декабрь

27

Театра
льная
игра

Закрепление
пройденного
Игры
«В зачарованном лесу»

1

показ
этюдов
показ
этюлов

Декабрь

28

Культура и
техника речи

1

Наблюдение
беседа

Декабрь

29

Театра
льная
игра

Игры на развитие
воображения и этюды с
применением
выразительных средств
«Превращение
предмета»
Игры на развитие
воображения
«Оживление предмета»

1

Наблюдение
беседа

Декабрь

30

«В мире

1

музыки»

Слушание музыкальных
произведений. Этюдный
тренаж
«Площадь превращений»

Наблюдение
беседа

Декабрь

31

Театра
льная
игра

Развиваем творческую
фантазию.
Игры
«Зазеркалье»

1

Наблюдение
беседа

Январь

32

Ритмопластика

Игровой тренинг:
«Коллаж сказок»
«В мире много сказок»

1

Наблюдение
беседа

Январь

33

«В мире

Игровой тренинг
«Музыкальный образ?»
Развиваем творческую
фантазию.
«В мире животных»

1

Наблюдение
беседа

музыки»

Январь

34

«В мире
музыки»

Январь

35

Культура и
техника речи

Январь

36

Культура и
техника речи

Январь

37

Ритмопластика

Январь

38

«В мире
музыки»

Пластический тренинг
Этюдный тренаж
(мимика и жесты)
Музыкальнодвигательные
импровизации
«Буратино и Пьеро»

1

показ
этюлов

Игра-импровизация.

1

Наблюдение
беседа

«Забавные стихи»
Рассказ, игра
Творческие задания,
показ атрибутов.
Театральный словарь:
постановщик, режиссер.

Наблюдение
беседа

Творческие задания

1

показ
этюдов

Творческие задания

1

показ
этюдов

Музыкальнодвигательные
импровизации
«Веселые островки»

Январь

39

Культура и
техника речи

Мир чувств и эмоций.
Двигательная
импровизация

1

Наблюдение
беседа

Январь

40

Культура и

Игры-диалоги.
Речевые игры и
упражнения.

1

Наблюдение
беседа

техника речи
Январь

41

Театра
льная
игра

Ролевая игра
Посиделки
«У Машеньки в гостях»

1

Наблюдение
беседа

Февраль

42

Ритмопластика

Музыкальнодвигательные
импровизации

1

Наблюдение
беседа

Февраль

43

«В мире

Ролевая игра: «Теремок»
Создаем
художественный образ

1

Наблюдение
беседа

Музыкальнодвигательные
импровизации
«В царстве золотой
рыбки»

1

Наблюдение
беседа

музыки»

Февраль

44

Ритмопластика

Февраль

45

Театра
льная
игра

Сценическое внимание
Сценическое действие
«Внимательные
матрешки»

1

Наблюдение
беседа

Февраль

46

Ритмопластика

1

Наблюдение
беседа

Февраль

47

Культура и

Музыкальнодвигательные
импровизации
«Карнавал животных»
Речевые игры
Диалоги. Развиваем
творческую фантазию
«В стране цветов»

1

Наблюдение
беседа

техника речи

Февраль

48

Ритмопластика

Музыкальнодвигательные
импровизации
«Вальс цветов»

1

Наблюдение
беседа

Март

49

Театра
льная
игра

Игровой тренинг.
Сочиняем сказку,
рассказываем и
показываем
«Моя сказка»

1

Показ
детских
творческих
замыслов

Март

50

Ритмопластика

1

показ
этюдов

Март

51

Театра
льная
игра

Пластический тренинг
Этюдный тренаж
(мимика и жесты)
Музыкальнодвигательные
импровизации
«Заколдованный лес»
Ролевая игра с
применением всех
выразительных средств

1

наблюдение

Март

52

Театра
льная
игра

Игровой тренинг
«Мы веселые друзья»

1

Наблюдение
беседа

Март

53

Культура и
техника речи

Речевая игра,
упражнение
«В мире волшебных
слов»

1

Наблюдение
беседа

Март

54

Культура и
техника речи

Музыкальнодвигательные
импровизации, речевые
игры-импровизации
«Веселая зарядка»

1

Наблюдение
беседа

Март

55

«Театральная карусель»
Конкурсная
Игра: «Волшебный мир
театра»

Театра
льная
игра

Итого:

Наблюдение
Показ
творческих
номеров

1

55

Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
Месяц

№ п/п
занят
ия

Тема занятия

Содержание занятия

Час
ы

Формы
контроля

Сентябрь

1

Основы театральной
культуры

1

мониторинг
наблюдение

Сентябрь

2

Основы театральной
культуры

«Приглашение в театр»
(Рождение театра)
Беседа о театре. Показ
презентации.
Театральный словарь:
сцена, занавес, спектакль
Игры «Снежный ком»,
Давайте познакомимся»,
«Угадай, кто я?»
Беседа о театре «Этот
удивительный мир
театра»
(Театр снаружи и изнутри)
Игры: «Перебежки»,
«Веселый бубен»
Театральный словарь:
сценарист, декоратор,
актер, гример

1

Наблюдение
беседа

Сентябрь

3

Основы театральной
культуры

Беседа о театре
Ролевая игра «Мы в
театре»
Театральный словарь:
аплодисменты, зрители
Игры
«Ах, аплодисменты»
(Театр снаружи и изнутри)
Культура зрителя.
Занятие-тренинг по
культуре поведения «Как
себя вести в театре

1

Наблюдение
беседа

Сентябрь

4

Основы театральной
культуры

Рассказ, беседа-диалог
«Азбука общения»
Культура зрителя
Мультимедийная
презентация «Будем
вежливы» Игры

1

Наблюдение
беседа

Примеча
ние

Сентябрь

5

Культура и техника
речи

«Забавные стихи»
О правилах гигиены
голоса. Осанка. Установка
правильного дыхания.
Артикуляция. Дикция.
Театральные игры и игры
со словом, .пальчиковые
игры

1

Наблюдение
беседа

Сентябрь

6

Ритмопластика

«Веселая зарядка»

1

наблюдение

1

наблюдение

1

наблюдение

Пластика как
выразительное средство в
драматическом искусстве
Ритмические,
музыкальные,
пластические игры и
упражнения
«Внимание»
Понятие о внимании,
объекте
внимания.
Особенности
сценического внимания.
Игры
Театральные игры и игры
со словом
«Монолог и диалог»
Теоретическая часть.
Учить строить диалоги.
Фраза по кругу»
Воспитывать терпение и
выдержку.

Октябрь

7

Театральная игра

Октябрь

8

Культура и техника
речи

Октябрь

9

Ритмопласти
ка

Пластический образ

1

наблюдение

Октябрь

10

Театральная
игра

Понятие –действие и
сценическое действие
театральные игры

1

Наблюдение
Показ
этюдов

Октябрь

11

Ритмопластика

Игры импровизации на
умение сценической
раскрепощенности

1

Наблюдение
Показ
этюдов

1

Наблюдение
Показ
этюдов

«В стране Фантазии»
Октябрь

12

Театральная
игра

Выразительные средства
актера. Импровизируем с
использованием
доступных средств
выразительности.
Театральные игры
«Веселый клоун»

Октябрь

13

Культура и техника
речи

Октябрь

14

Ритмопластика

Ноябрь

15

Ритмопластика

Ноябрь

16

Театральная
игра

Ноябрь

17

Театральная
игра

Ноябрь

18

Культура и техника
речи.

Ноябрь

19

Культура и техника
речи

Ноябрь

20

Культура и техника
речи

Ноябрь

21

Ритмопластика

Ноябрь

22

Театральная
игра

Декабрь

23

Культура и техника
речи

Игры на развитие силы
голоса и речевого
дыхания. Создаем
художественный образ с
помощью жестов, мимики,
движений, голоса
«Звонкоголосики»
Разыгрываем сюжеты в
форме двигательной
импровизации.
Игры: «Кто кого?»
«Угадай», Этюд
«Цветочек»
Импровизируем с
использованием
доступных средств
выразительности.
Игры: «Жестикуляшки»
«Сказочная планета»
Путешествуем по сказкам
с применением средств
выразительности
Игры
Воплощение детских
замыслов
Этюдный тренаж

1

Наблюдение

1

Наблюдение

1

Наблюдение

1

Наблюдение

1

Наблюдение

Создание
художественного образа.
Речевые игры
Речевая характеристика
персонажа
«Шкатулка» игра на
воображение
Сочиняем и разыгрываем
сказку с применением
средств выразительности
Игра-импровизация

1

Наблюдение
беседа

1

Наблюдение
беседа

1

Наблюдение
беседа

Вспоминаем профессии
театра. Ролевая игра: «Кто
в театре главный?»
«Театральные
волшебники»
Игры на развитие
воображения
«Превращение предмета»

1

Наблюдение
беседа

1

Наблюдение
беседа

Игры на развитие
воображения
«Оживление предмета»

1

Наблюдение
беседа

«В гостях у сказки»

Декабрь

24

Культура и техника
речи

Слушание музыкальных
произведений. Этюдный
тренаж

1

Наблюдение
беседа

Декабрь

25

Театральная
игра

Развиваем творческую
фантазию.
Игры
«Снежная фантазия»

1

Наблюдение
Беседа
Показ этюда

Декабрь

26

«В мире музыки»

1

Наблюдение
беседа

Декабрь

27

Театральная
игра

Слушание музыки
Развиваем творческую
фантазию.
Музыкальные игры
«В зачарованном лесу»
Закрепление пройденного
Игры
«В зачарованном лесу»

1

Наблюдение
беседа

Декабрь

28

Культура и техника
речи

1

Наблюдение
беседа

Декабрь

29

Театральная
игра

Игры на развитие
воображения и этюды с
применением
выразительных средств
«Превращение предмета»
Игры на развитие
воображения
«Оживление предмета»

1

Наблюдение
беседа

Декабрь

30

«В мире музыки»

Слушание музыкальных
произведений. Этюдный
тренаж
«Площадь превращений»

1

Наблюдение

Декабрь

31

Театральная
игра

Развиваем творческую
фантазию.
Игры
«Зазеркалье»

1

беседа

Январь

32

Ритмопластика

Игровой тренинг:
«Коллаж сказок»
«В мире много сказок»

1

Наблюдение
беседа

Январь

33

«В мире музыки»

1

беседа

Январь

34

«В мире музыки»

Игровой тренинг
«Музыкальный образ?»
Развиваем творческую
фантазию.
«В мире животных»
Пластический тренинг
Этюдный тренаж (мимика
и жесты) Музыкально-

1

Наблюдение
беседа

двигательные
импровизации
«Буратино и Пьеро»
Январь

35

Культура и техника
речи

Январь

36

Культура и техника
речи

Январь

37

Ритмопластика

Игра-импровизация.

1

Наблюдение
беседа

«Забавные стихи»
Рассказ, игра
Творческие задания, показ
атрибутов.
Театральный словарь:
постановщик, режиссер.
Творческие задания

Наблюдение
беседа

1

Наблюдение
беседа

1

Наблюдение
беседа

Двигательная
импровизация
Январь

38

«В мире музыки»

Творческие задания
Музыкальнодвигательные
импровизации
«Веселые островки»

Январь

39

Культура и техника
речи

Мир чувств и эмоций.

1

Наблюдение
беседа

Январь

40

Культура и техника

Игры-диалоги.
Речевые игры и
упражнения.

1

Наблюдение
беседа

речи
Январь

41

Театральная
игра

Ролевая игра
Чукоколла

1

Наблюдение
беседа

Февраль

42

Ритмопластика

Музыкальнодвигательные
импровизации

1

Наблюдение
беседа

Февраль

43

«В мире музыки»

Ролевая игра: «Три
поросенка» Создаем
художественный образ

1

Наблюдение
беседа

Февраль

44

Ритмопластика

1

Наблюдение
беседа

Февраль

45

Театральная
игра

Музыкальнодвигательные
импровизации
«В кукольном царстве»
Сценическое внимание
Сценическое действие
«Внимательные
матрешки»
Итого:

1

Наблюдение
Беседа
Показ этюда

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».