Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Маленький актер» Модуль 1. «Основы театрального искусства» Возраст учащихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Копенкина Галина Ивановна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Маленький актёр» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль «Основы театрального искусства» направлен на развитие активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном объединении приобщают детей к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного. Данный модуль направлен на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства. В основе модуля лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности. Срок реализации 2 года Цель и задачи модуля Цель: Привитие и развитие актерских навыков Исходя из цели модуля, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: - научить основам актерского мастерства, - знакомить с театральной терминологией - научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства Развивающие: - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию - развивать чувство ритма и координацию движений - развивать пластическую выразительность и музыкальность. - развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление - развивать познавательные интересы учащихся через расширение представлений о видах театрального искусства; Воспитательные: - воспитание навыков коллективного взаимодействия и общения; Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания ситуации успеха Методы взаимоконтроля. При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию; психологические требования к занятию; возрастные особенности учащихся; требования к технике безопасности на занятия. Планируемые результаты. Образовательные: учащиеся называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков); владеют основами театральной терминалогии показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой; Развивающие: произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса; выразительно читают стихотворный текст; владеют пластической выразительностью; Воспитательные: владеют навыками коллективного общения Учебно-тематический план. Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов.1 год Количество часов 2 год Теория Практика Всего Теория Практика 1 Основы театральной культуры. 3 1 4 2 2 4 2. Культура и техника речи 2 13 15 1 12 13 3. Ритмопластика. 1 12 13 1 9 10 4. Театральная игра 1 15 16 - 12 12 5. В мире музыки 2 5 7 1 5 6 Всего учебных часов 9 46 55 5 40 45 Всего Календарно-тематическое планирование 1 год обучения Месяц № п/п заняти я Тема занятия Содержание занятия Часы Формы контроля Примеча ние Сентябрь 1 Основы театральной культуры «Приглашение в театр» (Рождение театра) Беседа о театре. Показ презентации. Театральный словарь: сцена, занавес, спектакль Игры «Снежный ком», Давайте познакомимся», «Угадай, кто я?» Беседа о театре «Этот удивительный мир театра» (Театр снаружи и изнутри) Игры: «Перебежки», «Веселый бубен» Театральный словарь: сценарист, декоратор, актер, гример 1 мониторинг наблюдение Сентябрь 2 Основы театральной культуры 1 Беседа, наблюдение Сентябрь 3 Основы театральной культуры Беседа о театре Ролевая игра «Мы в театре» Театральный словарь: аплодисменты, зрители Игры «Ах, аплодисменты» (Театр снаружи и изнутри) Культура зрителя. Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре 1 Беседа, наблюдение Сентябрь 4 Основы театральной культуры 1 Беседа, наблюдение Сентябрь 5 Культура и техника речи Рассказ, беседа-диалог «Азбука общения» Культура зрителя Мультимедийная презентация «Будем вежливы» Игры «Забавные стихи» О правилах гигиены голоса. Осанка. Установка правильного дыхания. Артикуляция. Дикция. Театральные игры и игры со словом, .пальчиковые игры 1 Беседа, наблюдение Сентябрь 6 Ритмопластика 1 Беседа, наблюдение «Веселая зарядка» Пластика как выразительное средство в драматическом искусстве Ритмические, Октябрь 7 Театральная игра музыкальные, пластические игры и упражнения «Внимание» Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Игры Театральные игры и игры со словом «Монолог и диалог» Теоретическая часть. Учить строить диалоги. Фраза по кругу» Воспитывать терпение и выдержку. 1 Творческое задание, наблюдение 1 наблюдение Октябрь 8 Культура и техника речи Октябрь 9 Ритмоп ластик а Пластический образ 1 наблюдение Октябрь 10 Театра льная игра Понятие –действие и сценическое действие театральные игры 1 наблюдение Октябрь 11 Ритмопластика Игры импровизации на умение сценической раскрепощенности 1 наблюдение 1 Наблюдение , творческое задание 1 наблюдение 1 наблюдение «В стране Фантазии» Октябрь 12 Театра льная игра Октябрь 13 Культура и техника речи Октябрь 14 Ритмопластика Выразительные средства актера. Импровизируем с использованием доступных средств выразительности. Театральные игры «Веселый клоун» Игры на развитие силы голоса и речевого дыхания. Создаем художественный образ с помощью жестов, мимики, движений, голоса «Звонкоголосики» Разыгрываем сюжеты в форме двигательной импровизации. Ноябрь 15 Ритмопластика Ноябрь 16 Театра льная игра Ноябрь 17 Театра льная игра Ноябрь 18 Культура и техника речи. Ноябрь 19 Культура и техника речи Ноябрь 20 Культура и техника речи Игры: «Кто кого?» «Угадай», Этюд «Цветочек» Импровизируем с использованием доступных средств выразительности. Игры: «Жестикуляшки» «Сказочная планета» Путешествуем по сказкам с применением средств выразительности Игры 1 наблюдение 1 наблюдение Воплощение детских замыслов Этюдный тренаж 1 наблюдение Создание художественного образа. Речевые игры Речевая характеристика персонажа «Шкатулка» игра на воображение Сочиняем и разыгрываем сказку с применением средств выразительности Игра-импровизация 1 наблюдение 1 наблюдение 1 наблюдение Вспоминаем профессии театра. Ролевая игра: «Кто в театре главный?» «Театральные волшебники» Игры на развитие воображения «Превращение предмета» 1 наблюдение 1 наблюдение «В гостях у сказки» Ноябрь 21 Ритмопластика Ноябрь 22 Театра льная игра Декабрь 23 Культура и техника речи Игры на развитие воображения «Оживление предмета» 1 наблюдение Декабрь 24 «В мире Слушание музыкальных произведений. Этюдный тренаж 1 Наблюдение беседа музыки» Декабрь 25 Театра льная игра Развиваем творческую фантазию. Игры «Снежная фантазия» 1 Наблюдение показ этюдов Декабрь 26 «В мире Слушание музыки Развиваем творческую фантазию. Музыкальные игры «В зачарованном лесу» 1 Наблюдение беседа музыки» Декабрь 27 Театра льная игра Закрепление пройденного Игры «В зачарованном лесу» 1 показ этюдов показ этюлов Декабрь 28 Культура и техника речи 1 Наблюдение беседа Декабрь 29 Театра льная игра Игры на развитие воображения и этюды с применением выразительных средств «Превращение предмета» Игры на развитие воображения «Оживление предмета» 1 Наблюдение беседа Декабрь 30 «В мире 1 музыки» Слушание музыкальных произведений. Этюдный тренаж «Площадь превращений» Наблюдение беседа Декабрь 31 Театра льная игра Развиваем творческую фантазию. Игры «Зазеркалье» 1 Наблюдение беседа Январь 32 Ритмопластика Игровой тренинг: «Коллаж сказок» «В мире много сказок» 1 Наблюдение беседа Январь 33 «В мире Игровой тренинг «Музыкальный образ?» Развиваем творческую фантазию. «В мире животных» 1 Наблюдение беседа музыки» Январь 34 «В мире музыки» Январь 35 Культура и техника речи Январь 36 Культура и техника речи Январь 37 Ритмопластика Январь 38 «В мире музыки» Пластический тренинг Этюдный тренаж (мимика и жесты) Музыкальнодвигательные импровизации «Буратино и Пьеро» 1 показ этюлов Игра-импровизация. 1 Наблюдение беседа «Забавные стихи» Рассказ, игра Творческие задания, показ атрибутов. Театральный словарь: постановщик, режиссер. Наблюдение беседа Творческие задания 1 показ этюдов Творческие задания 1 показ этюдов Музыкальнодвигательные импровизации «Веселые островки» Январь 39 Культура и техника речи Мир чувств и эмоций. Двигательная импровизация 1 Наблюдение беседа Январь 40 Культура и Игры-диалоги. Речевые игры и упражнения. 1 Наблюдение беседа техника речи Январь 41 Театра льная игра Ролевая игра Посиделки «У Машеньки в гостях» 1 Наблюдение беседа Февраль 42 Ритмопластика Музыкальнодвигательные импровизации 1 Наблюдение беседа Февраль 43 «В мире Ролевая игра: «Теремок» Создаем художественный образ 1 Наблюдение беседа Музыкальнодвигательные импровизации «В царстве золотой рыбки» 1 Наблюдение беседа музыки» Февраль 44 Ритмопластика Февраль 45 Театра льная игра Сценическое внимание Сценическое действие «Внимательные матрешки» 1 Наблюдение беседа Февраль 46 Ритмопластика 1 Наблюдение беседа Февраль 47 Культура и Музыкальнодвигательные импровизации «Карнавал животных» Речевые игры Диалоги. Развиваем творческую фантазию «В стране цветов» 1 Наблюдение беседа техника речи Февраль 48 Ритмопластика Музыкальнодвигательные импровизации «Вальс цветов» 1 Наблюдение беседа Март 49 Театра льная игра Игровой тренинг. Сочиняем сказку, рассказываем и показываем «Моя сказка» 1 Показ детских творческих замыслов Март 50 Ритмопластика 1 показ этюдов Март 51 Театра льная игра Пластический тренинг Этюдный тренаж (мимика и жесты) Музыкальнодвигательные импровизации «Заколдованный лес» Ролевая игра с применением всех выразительных средств 1 наблюдение Март 52 Театра льная игра Игровой тренинг «Мы веселые друзья» 1 Наблюдение беседа Март 53 Культура и техника речи Речевая игра, упражнение «В мире волшебных слов» 1 Наблюдение беседа Март 54 Культура и техника речи Музыкальнодвигательные импровизации, речевые игры-импровизации «Веселая зарядка» 1 Наблюдение беседа Март 55 «Театральная карусель» Конкурсная Игра: «Волшебный мир театра» Театра льная игра Итого: Наблюдение Показ творческих номеров 1 55 Календарно-тематическое планирование 2 год обучения Месяц № п/п занят ия Тема занятия Содержание занятия Час ы Формы контроля Сентябрь 1 Основы театральной культуры 1 мониторинг наблюдение Сентябрь 2 Основы театральной культуры «Приглашение в театр» (Рождение театра) Беседа о театре. Показ презентации. Театральный словарь: сцена, занавес, спектакль Игры «Снежный ком», Давайте познакомимся», «Угадай, кто я?» Беседа о театре «Этот удивительный мир театра» (Театр снаружи и изнутри) Игры: «Перебежки», «Веселый бубен» Театральный словарь: сценарист, декоратор, актер, гример 1 Наблюдение беседа Сентябрь 3 Основы театральной культуры Беседа о театре Ролевая игра «Мы в театре» Театральный словарь: аплодисменты, зрители Игры «Ах, аплодисменты» (Театр снаружи и изнутри) Культура зрителя. Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре 1 Наблюдение беседа Сентябрь 4 Основы театральной культуры Рассказ, беседа-диалог «Азбука общения» Культура зрителя Мультимедийная презентация «Будем вежливы» Игры 1 Наблюдение беседа Примеча ние Сентябрь 5 Культура и техника речи «Забавные стихи» О правилах гигиены голоса. Осанка. Установка правильного дыхания. Артикуляция. Дикция. Театральные игры и игры со словом, .пальчиковые игры 1 Наблюдение беседа Сентябрь 6 Ритмопластика «Веселая зарядка» 1 наблюдение 1 наблюдение 1 наблюдение Пластика как выразительное средство в драматическом искусстве Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения «Внимание» Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Игры Театральные игры и игры со словом «Монолог и диалог» Теоретическая часть. Учить строить диалоги. Фраза по кругу» Воспитывать терпение и выдержку. Октябрь 7 Театральная игра Октябрь 8 Культура и техника речи Октябрь 9 Ритмопласти ка Пластический образ 1 наблюдение Октябрь 10 Театральная игра Понятие –действие и сценическое действие театральные игры 1 Наблюдение Показ этюдов Октябрь 11 Ритмопластика Игры импровизации на умение сценической раскрепощенности 1 Наблюдение Показ этюдов 1 Наблюдение Показ этюдов «В стране Фантазии» Октябрь 12 Театральная игра Выразительные средства актера. Импровизируем с использованием доступных средств выразительности. Театральные игры «Веселый клоун» Октябрь 13 Культура и техника речи Октябрь 14 Ритмопластика Ноябрь 15 Ритмопластика Ноябрь 16 Театральная игра Ноябрь 17 Театральная игра Ноябрь 18 Культура и техника речи. Ноябрь 19 Культура и техника речи Ноябрь 20 Культура и техника речи Ноябрь 21 Ритмопластика Ноябрь 22 Театральная игра Декабрь 23 Культура и техника речи Игры на развитие силы голоса и речевого дыхания. Создаем художественный образ с помощью жестов, мимики, движений, голоса «Звонкоголосики» Разыгрываем сюжеты в форме двигательной импровизации. Игры: «Кто кого?» «Угадай», Этюд «Цветочек» Импровизируем с использованием доступных средств выразительности. Игры: «Жестикуляшки» «Сказочная планета» Путешествуем по сказкам с применением средств выразительности Игры Воплощение детских замыслов Этюдный тренаж 1 Наблюдение 1 Наблюдение 1 Наблюдение 1 Наблюдение 1 Наблюдение Создание художественного образа. Речевые игры Речевая характеристика персонажа «Шкатулка» игра на воображение Сочиняем и разыгрываем сказку с применением средств выразительности Игра-импровизация 1 Наблюдение беседа 1 Наблюдение беседа 1 Наблюдение беседа Вспоминаем профессии театра. Ролевая игра: «Кто в театре главный?» «Театральные волшебники» Игры на развитие воображения «Превращение предмета» 1 Наблюдение беседа 1 Наблюдение беседа Игры на развитие воображения «Оживление предмета» 1 Наблюдение беседа «В гостях у сказки» Декабрь 24 Культура и техника речи Слушание музыкальных произведений. Этюдный тренаж 1 Наблюдение беседа Декабрь 25 Театральная игра Развиваем творческую фантазию. Игры «Снежная фантазия» 1 Наблюдение Беседа Показ этюда Декабрь 26 «В мире музыки» 1 Наблюдение беседа Декабрь 27 Театральная игра Слушание музыки Развиваем творческую фантазию. Музыкальные игры «В зачарованном лесу» Закрепление пройденного Игры «В зачарованном лесу» 1 Наблюдение беседа Декабрь 28 Культура и техника речи 1 Наблюдение беседа Декабрь 29 Театральная игра Игры на развитие воображения и этюды с применением выразительных средств «Превращение предмета» Игры на развитие воображения «Оживление предмета» 1 Наблюдение беседа Декабрь 30 «В мире музыки» Слушание музыкальных произведений. Этюдный тренаж «Площадь превращений» 1 Наблюдение Декабрь 31 Театральная игра Развиваем творческую фантазию. Игры «Зазеркалье» 1 беседа Январь 32 Ритмопластика Игровой тренинг: «Коллаж сказок» «В мире много сказок» 1 Наблюдение беседа Январь 33 «В мире музыки» 1 беседа Январь 34 «В мире музыки» Игровой тренинг «Музыкальный образ?» Развиваем творческую фантазию. «В мире животных» Пластический тренинг Этюдный тренаж (мимика и жесты) Музыкально- 1 Наблюдение беседа двигательные импровизации «Буратино и Пьеро» Январь 35 Культура и техника речи Январь 36 Культура и техника речи Январь 37 Ритмопластика Игра-импровизация. 1 Наблюдение беседа «Забавные стихи» Рассказ, игра Творческие задания, показ атрибутов. Театральный словарь: постановщик, режиссер. Творческие задания Наблюдение беседа 1 Наблюдение беседа 1 Наблюдение беседа Двигательная импровизация Январь 38 «В мире музыки» Творческие задания Музыкальнодвигательные импровизации «Веселые островки» Январь 39 Культура и техника речи Мир чувств и эмоций. 1 Наблюдение беседа Январь 40 Культура и техника Игры-диалоги. Речевые игры и упражнения. 1 Наблюдение беседа речи Январь 41 Театральная игра Ролевая игра Чукоколла 1 Наблюдение беседа Февраль 42 Ритмопластика Музыкальнодвигательные импровизации 1 Наблюдение беседа Февраль 43 «В мире музыки» Ролевая игра: «Три поросенка» Создаем художественный образ 1 Наблюдение беседа Февраль 44 Ритмопластика 1 Наблюдение беседа Февраль 45 Театральная игра Музыкальнодвигательные импровизации «В кукольном царстве» Сценическое внимание Сценическое действие «Внимательные матрешки» Итого: 1 Наблюдение Беседа Показ этюда 45