Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическим совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр, в котором играют дети» Возраст учащихся: 7-17 лет Срок реализации: 3 года Составитель программы: Копенкина Галина Ивановна педагог дополнительного образования г. Березовский Структура 1. Пояснительная записка. - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы. 3. Планируемые результаты. 4. Организационно-педагогические условия программы. - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы. 6. Методические материалы. Приложение 1 – Учебный план Приложение 2 – Календарно-учебный график Приложение 3 – Рабочие программы модулей 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр, в котором играют дети» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр, в котором играют дети» разработана на основе программы дополнительного образования «Театр, в котором играют дети» авторы – Белобородов А.В. и Лихачева А.Г. г. Нижний Тагил. Характеристика программы (ее значимости) Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Поэтому привлечение учащихся к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства учащегося, воспитывают в нём определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств учащихся. Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Специфика театрального искусства такова, что процесс приобретения технических навыков по речи и пластике - долгий и сложный путь от создания до воплощения актерского образа в спектакле Обучение по данной программе помогает учащимся осознать, что занятия театральным творчеством - это не только удовольствие, но и труд, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Это путь развития личности в процессе образования и обучения через процесс игры, или сценическое действие, где индивидуальное развитие происходит от свободы выбора через ответственность к радости самовыражения. Актуальность данной программы состоит в её необходимости в соответствии с потребностями времени. У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая... Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту - все это происходит через образы, краски, звуки, действие. Ребенок в театре либо зритель, либо актер. Программа состоит из двух модулей «Основы театрального мастерства» и «Театральная мастерская», каждый из которых рассчитан на три года обучения. Уровни сложности разноуровневой программы: Первый год обучения. «Стартовый», предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения. Второй год обучения. «Базовый», предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы. Третий год обучения. «Продвинутый», предлагает решение таких заданий и задач, для которых необходимо использование сложных знаний. Продвинутый уровень существенно углубляет изучаемый материал, предполагает доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы, открывает перспективы их творческого применения. Данный уровень позволяет проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться - с применением дистанционных технологий и электронного обучения; - по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых» (на основании договора безвозмездного пользования помещений или договора сетевого взаимодействия). Направленность Направленность программы: художественная Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей с 7 до 17 лет. К освоению дополнительной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: 10-15 человек. Срок реализации программы Срок освоения программы - 3 года. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом– общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 576 часов, из них: 1 год обучения – 144 учебных часа; 2 год обучения - 216 учебных часов. 3 год обучения - 216 учебных часов Режим занятий Первый год обучения 2 раза в неделю по 2 часа Второй год обучения 3 раза в неделю по 2 часа Третий года обучения 2 раза в неделю по 3 часа Учебный час равен 45 мин. После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Цель и задачи программы Раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся средствами театрального искусства и формирование навыка коллективного творческого взаимодействия и общения. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: - научить основам актерского мастерства, основы исполнительской, зрительской и общей культуры; - совершенствовать грамматический строй речи учащегося, его звуковую культуру, монологическую и диалогическую формы речи, эффективное общение и речевую выразительность. Воспитательные: - воспитывать социальную активность личности учащегося, чувство патриотизма, гражданственности; - воспитывать дружеские, партнерские отношения в совместной деятельности; - формировать культуру восприятия, исполнительства и творческого самовыражения; - сформировать художественный вкус. Развивающие: - развивать творческие артистические способности детей; - развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие; - развивать познавательные интересы учащихся через расширение представлений о видах театрального искусства; - развивать коммуникативные и организаторские способности учащихся. 2. Содержание программы Учебный план № п/п Модули (дисциплины) 1. Основы театрального мастерства 94 36 58 144 30 114 51 10 41 2. Театральная мастерская 50 10 40 72 10 62 165 15 150 Итого учебных часов Всего учебных часов 144 46 98 216 40 176 216 25 191 576 Форма контроля Практика Теория Всего третий год обучения конт Практика Теория Всего Второй год обучения Практика Теория Всего Первый год обучения Этюды, инсценировки, диалоги, импровизация. Показ инсценировок. Спектакля литературномузыкальные композиции, праздники. Модуль 1. «Основы театрального мастерства» Учебно-тематический план № Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения Количество часов Количество часов Количество часов Название темы 1. В мире театра 6 2 практ . 4 2. Сценическая речь Актерское мастерство Пластика 30 4 26 42 6 36 9 - 9 30 6 24 52 10 42 12 - 12 28 4 24 37 3 34 18 - 18 Промежуточная аттестация - - - 2 1 1 3 - 3 114 51 8 43 3. 4. 5. общее теория 94 16 78 общее теория практ общее теория практ 11 10 1 9 8 1 144 30 Итого: 289 часов Первый год обучения. «Стартовый». Тема: 1. В мире театра Теория: - Представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре. Практика: Просмотр театральных постановок. Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре». Тема: 2. Культура и техника речи Теория О правилах гигиены голоса. Осанка. Установка правильного дыхания. Артикуляция. Дикция. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Литературное произношение. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог Практика: Тренировка мышц дыхательного аппарата. Отработка навыка правильного дыхания (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.), сознательного управления речеголосовым аппаратом при чтении (диапазоном голоса, его силой и подвижностью»). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь» Упражнения на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе. Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.). - Артикуляционная гимнастика: упражнения на мимику, гимнастика, тренировка мышц языка, нижней челюсти упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Тренинг гласных звуков и согласных звуков (упражнение «комбайн»). Упражнения по скороговоркам и чистоговоркам. Разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орел», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.). - Упражнения на владение интонацией. Эмоциональное окрашивание логических ударений. Речь в условиях определенной физической нагрузки (упражнение со скакалкой). Упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун». Речевые этюды по стихотворениям, басням, прозе. Игра «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте. Основная этюдно постановочная работа по ролям. Тема 3. Ритмопластика Теория: - Пластика как выразительное средство в драматическом искусстве. Воспитание пластичности. Практика: - Комплекс общеразвивающих упражнений (разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор», «Гуттаперчевый мальчик, «Шарниры» и т.д.); комбинированные упражнения; беговые упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д. Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.). Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный » и т.д.). Подвижные игры («Третий лишний», «Космонавт», «Зайка в огороде » и т.д.). Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой», «Бумажный змей » и т.д.). Комплекс упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д Действия с воображаемыми предметами. Элементы пантомимы. «Красноречивое молчание» - игра-упражнение. Действия с предметами. Тема 4. Актерское мастерство Теория: - Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания Сценическое действие Практика: -Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». Упражнения и игры на фиксирование внимания в малом, среднем и большом кругах. «Я наблюдаю мир»: упражнения «сказка», «ассоциация», «борьба стихий», «ладонь», «фотография», «три точки» и др.. «Я слышу мир»: упражнения «круги внимания», «угадать шумы», «искусственные шумы», «радио», «слышать одного» и др. «Я осязаю и обоняю мир»: упражнения «узнать запахи», «ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Фотография» и др. Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания (упражнения «10 ступеней», «Найди вещь» и т.д.). Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах («Прислушайся к звукам на улице…», «Рассмотри предмет…», «Посмотри в окно…» и т.д.). Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла: действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах; действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.). Упражнения по развитию образных представлений: «кинолента видения» - описать знакомый пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.) Упражнения и этюды, развивающие способности отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю, что в портфеле нет дневника и т.д.). Второй год обучения. «Базовый» Тема 1. В мире театра Теория: - Виды театрального искусства. Опера. Балет. Мюзикл. Эстрада. Театр кукол. Особенности и история развития. Лучшие театральные постановки. Самые знаменитые театры мира. Театральное закулисье. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы. Тема 2. Сценическая речь Теория: - Постановка дыхания. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность речи. Орфоэпия. Практика: - Речевой тренинг. Упражнения на владение интонацией. Эмоциональное окрашивание логических ударений. Речь в условиях определенной физической нагрузки Работа над литературно-художественным текстом. Тема 3. Пластика Теория: Внимание. Воображение. Ритмичность. Пластика. Практика: Пластический тренинг. Разминка, настройка, релаксация, расслабление напряжение. Работа над пластическим образом персонажа. Музыка и движение. Рождение пластического образа. Освоение пространства. Тема 4. Актерское мастерство Теория: Внимание. Воображение. Ритмичность. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». Словесные действия. 11 способов словесного действия. Практика: Организация внимания, воображения, памяти. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Упражнения и ролевые игры, театральные игры. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения. Работа над индивидуальностью. Третий год обучения «Продвинутый» Тема 1. В мире театра Теория: Театр итальянского Возрождения. История развития. Драматургия. Театр Шекспира. История русского театра.19-20 век. Советское театральное искусство. Театральные перекрестки Екатеринбурга. Театральные жанры. Трагедия. Комедия. Драма. Театр и зритель. Практика: Культура зрительского восприятия. Просмотр и обсуждение спектакля. Тема 2. Актерское мастерство Теория: Внимание и воображение. Психологический жест. Импровизация. Сценическое действие. Общение. Логика межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности. Организация внимания, воображения, памяти Тема 3. Сценическая речь Практика: Речевой тренинг. Артикуляционная гимнастика. Дикционные упражнения. Работа над литературным произведением. Словесное действие. Логика строения текста. Работа над драматургическим отрывком. Самостоятельная творческая работа. Тема 4. Пластика Пластическая разминка. Пластический тренинг. Релаксация. Рождение пластического образа. Пластический этюд. Сценическое движение. Тема 5. Актерский тренинг Практика: Актерский тренинг. Параметры общения. Характер персонажа. Работа над ролью в спектакле. Характер и характерность. Рисунок роли. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен. Этюдные пробы. Применение полученных знаний в создании характера сценического образа. Поиск средств органичности и выразительности. Музыкальное и световое оформление отрывка. Модуль 2 «Театральная мастерская» Учебно-тематический план № Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения Количество часов Количество часов Количество часов Название темы общее теория практ общее теория практ. общее теория практ. 1. Выбор и анализ пьесы. 2 1 1 4 1 3 6 - 6 2. Работа над пьесой Художественное и музыкальное оформление Постановка спектакля Промежуточная аттестация 8 1 7 12 1 11 18 4 14 16 4 12 16 2 14 27 3 24 22 1 21 38 4 34 108 - 108 2 - 2 2 - 2 6 - 6 43 72 64 165 7 158 3. 4. 5. 50 Итого: 7 8 287 часов Первый год обучения. «Стартовый» Тема 1 Выбор пьесы Теория: Театральное представление. Спектакль Практика: Выбор и анализ пьесы. Работа “за столом”. Чтение. Обсуждение пьесы. Тема 2. Работа над пьесой Теория:: Тема, сверхзадача, событийный ряд. Основной конфликт Практика: - Анализ пьесы. Углубленный анализ событий. - Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. - Основной конфликт. «Роман жизни героя». - Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. - Определение мотивов поведения. Определение целей героев. Выстраивание логической цепочки. Тема 3 Художественное и музыкальное оформление - Слушание музыкальных произведений - Поиск и подбор костюмов - Художественное оформление (реквизит, бутафория, декорации) Тема 4. Постановка спектакля (репетиции) Творческие пробы. Показ и обсуждение Репетиции отдельных картин с элементами костюмов, декораций. - Репетиции в сценической выгородке. - Закрепление мизансцен. - Выразительность речи, мимики, жестов. - Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов. - Прогонные и генеральные репетиции. Репетиции как творческий процесс. Коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта. Тема 5. Промежуточная аттестация Показ и обсуждение спектакля. Премьера. Творческие встречи. Анализ показа спектакля Второй год обучения. «Базовый» Тема 1 Выбор пьесы Практика: Выбор и анализ пьесы Работа “за столом”. Чтение. Обсуждение пьесы. Тема 2 Работа над пьесой Теория: Закрепление пройденного: тема, сверхзадача, событийный ряд. Основной конфликт Практика: - Анализ пьесы. Углубленный анализ событий. - Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. - Основной конфликт. «Роман жизни героя». - Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. - Определение мотивов поведения. Определение целей героев. Выстраивание логической цепочки. Тема 3 Художественное и музыкальное оформление - слушание музыкальных произведений - поиск и подбор костюмов - художественное оформление (реквизит, бутафория, декорации) Тема4. Работа над спектаклем (репетиции) Творческие пробы. Показ и обсуждение Репетиции отдельных картин с элементами костюмов, декораций. - Репетиции в сценической выгородке. - Закрепление мизансцен. - Выразительность речи, мимики, жестов. - Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов. - Прогонные и генеральные репетиции. Репетиции как творческий процесс. Коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта. Тема5. Итоговое Показ и обсуждение спектакля. Премьера. Творческие встречи. Анализ показа спектакля Третий год обучения. «Продвинутый» Тема 1 Выбор пьесы Практика: Выбор и анализ пьесы Работа “за столом”. Чтение. Обсуждение пьесы. Тема 2 Работа над пьесой Практика: - Анализ пьесы. Углубленный анализ событий. - Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. - Основной конфликт. «Роман жизни героя». - Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. - Определение мотивов поведения. Определение целей героев. Выстраивание логической цепочки. Тема 3 Художественное и музыкальное оформление - слушание музыкальных произведений - поиск и подбор костюмов - изготовление реквизита, декораций. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. -художественное оформление (реквизит, бутафория, декорации) Тема4. Работа над спектаклем (репетиции) Репетиции отдельных картин с элементами костюмов, декораций. - Репетиции в сценической выгородке. - Закрепление мизансцен. - Прогонные и генеральные репетиции. Репетиции как творческий процесс. Коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта. Тема5. Итоговое Показ и обсуждение спектакля. Премьера. Творческие встречи. Анализ показа спектакля 3. Планируемые результаты Первый год обучения. « Стартовый» учащиеся знают: Историю возникновения театрального искусства. Правила зрительского этикета. Наизусть пять скороговорок. Наизусть 3-5 произведений русского фольклора. учащиеся умеют: Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг). Выполнять простейшие физические действия. Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах». Владеть своим вниманием Использовать воображение Работать с партнером и в группе Определять характер персонажа Расслабляться и напрягать нужные группы мышц Показать индивидуальный этюд на предложенную тему. Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей. Коллективно выполнять задания. Второй год обучения. «Базовый» учащиеся знают: Виды театрального искусства. Театральную терминологию «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм», «простые словесные действия», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий». 7-10 скороговорок. 3-5 стихотворений отечественных и зарубежных авторов. учащиеся умеют: Поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно. Выполнять словесное действие, заданное педагогом на знакомом литературном материале. Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира. Выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору учащихся. Передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела. Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память. Оправдывать установленные мизансцены. Точно соблюдать авторский текст. Анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла Третий год обучения. «Продвинутый» учащиеся знают: Историю развития театрального искусства. Специфику театральных жанров. Театральную терминологию: «амплуа», «образ спектакля», «сверхзадача», «идея спектакля», «сквозное действие», «характер», «характерность». Законы логического построения речи. Правила орфоэпии, применять их в работе с текстом. Наизусть 10-15 скороговорок. Наизусть 2-3 стихотворения, отрывок из драматического произведения, прозы. учащиеся умеют: Самостоятельно работать над голосовым аппаратом. Производить анализ и воплощение поэтического, прозаического и драматического текста. Владеть пластическим тренингом. Настраивать на работу весь психофизический аппарат. Действовать в «предлагаемых обстоятельствах». Различать компоненты актерской выразительности. Раскладывать сквозное действие на простые физические действия. Определять событийный ряд, выстраивать линию поведения персонажа и реально осуществлять ее на сцене. Выстраивать мизансцены. Применять полученные навыки в работе над образом. Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале. 4. Организационно-педагогические условия программы Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в кабинете №15, расположенном на втором этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский оборудован: 1. стул для педагога – 2шт; 2. стол педагога – 1шт; 3. фортепиано – 1шт; 4. зеркало – 1шт; 5. пристенная мебель (шкаф) 1 шт.; 6. коврики гимнастические-12шт; 7. вешалка -1шт; 8. набор модулей 9. табуреточки 10 шт. Приборы и оборудование: 1. музыкальный центр 2. синтезатор ноутбук CD-диски интернет 3. 4. 5. Методическое и информационное обеспечение Наименование образовательной программы, в том числе профессии, специальности, уровень образования (при наличии) (с указанием наименований предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с учебным планом по каждой заявленной образовательной программе) Вид образовательн ого и информационн ого ресурса (печатный / электронный) 1. 2. 3. 1. - М., БелобородовА.В. и Лихачёва А.Г. г. Нижний Тагил печатный № п/п 1987 общеразвивающая программа «Театр, в котором играют дети» авторы – 2. В.И.Селиверстов Речевые игры с детьми. Москва «Владос». 1994.344. печатный 3. Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» печатный «Искусство звучащего слова» вып. 21 - М., 2002 Итина О.М. 4. «Игры в самих себя.» Казанский О.А., печатный Н.В.Самоукина 5. «Игры в которые играют» Психологический практикум г.Дубна издательский центр «Феникс» .1996.- 160с. печатный 6. Как стать актёром.– Ростов н/Д.: Феникс,2007. -192с. Дюапре В. печатный 7. М.И.Чистякова Психогимнастика. М.»Прсвещение 1990.128с. печатный 8. Тренинг по сказкотерапии. 0-СПБ.:речь,2000.- 254с. печатный 9. Театрализованные игры-занятия печатный Учебно-методическое пособие. –СПб: Изд –во «Союз», 2001. -310с. Баряева.Л., Вечканова И.,ЗагребаеваЕ.,Зарин А. 10. «Театр на ладошках» 1998г. –Воронеж: Издательство Воронежского государственногоуниверситета. – 1998.128с. В А Пименов печатный 11. Театр в котором играют дети Учебно-методическое пособие под редакцией А.Б.Никитиной.М.:Гумант.изд.центрВЛАДОС.,2002.-288с. печатный 12. Театр –студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии. С.Ю.Кидин.Волгоград:Учитель,2009г. 153с печатный 13. Фольклор - музыка - театр ( программы и конспекты занятий печатный для педагогов ДО) г.Москва 1999г.-216с. Под редакцией С.И.Мерзляковой Информационно-телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP; - MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, InternetExplorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: Первая категория Уровень образования педагога: Среднее специальное Уровень соответствия квалификации: Образование педагога соответствует профилю программы 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (защита творческой работы, контрольное упражнение (этюд)), Формы предъявления результатов – открытый урок, защита творческой работы, участие в конкурсах, фестивале, отчётном концерте. В детском театральном коллективе на каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и навыков по освоению программы обучения основам театрального искусства. Вводный мониторинг – проводится в начале учебного года в виде собеседования, творческого задания. 1 год обучения «Стартовый» – собеседование (уровень и объем знаний о театре), творческое задание (на фантазию и творческое мышление). 2 год обучения «Базовый» – творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения. 3 год обучения «Продвинутый» – викторина на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения. Промежуточный – по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях ЦДТ). Итоговый – в конце учебного года (активность и уровень освоения программы, участие в спектакле и творческих показах (участие в творческих фестивалях). 1 год обучения «Стартовый» – тест на знание специальной терминологии, чтение наизусть стихотворения, показ этюда «Я в предлагаемых обстоятельствах», участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль). 2 год обучения «Базовый» – викторина на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на взаимодействие, общение), чтение наизусть стихотворения, тест на знание основ театральной культуры и специальной терминологии, участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль, театрализованное представление). 3 год обучения «Продвинутый» – творческое задание (самостоятельная творческая работа), чтение наизусть стихотворения и прозаического отрывка, тест на знание специальной терминологии, участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль, театрализованное представление). Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль обучения по освоению конкретной темы, упражнения, задания. Применяются следующие формы проверки усвоения знаний: Участие в дискуссии Выполнение контрольных упражнений, этюдов Показ самостоятельных работ Логичное и доказательное изложение своей точки зрения (анализ увиденного, показанного) Участие в играх, викторинах. конкурсах, фестивалях Работа над созданием спектаклем Модуль 1. Второй год обучения «Базовый» Элементарные знания о природе театра №1. Вопросы: 1. Что означает слово «Театр»? Слово «театр» переводится с греческого, как «место для зрелища». «Театр» означает: - род искусства; - представление, спектакль; - здание, где происходит театральное представление. 2. Что такое коллективность? С одной стороны, коллективность – это ответственность каждого за работу всего коллектива, уважение к партнерам, зависимость друг от друга. С другой стороны, театр по своей природе искусство общественное, требующее коллективного восприятия. Театр не может существовать без зрителей, которые создают вокруг спектакля определенную общественную среду. 3. Что такое синтетичность? Синтетичность – это взаимодействие театрального искусства с другими видами искусства (музыка, танец, живопись). Основоположники синтетического театра – В.И. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Б.Брехт. 4. Что такое актуальность? Актуальность, с одной стороны, - это востребованность спектакля в определенное время в определенном месте. С другой стороны, - это сиюминутность. Театр воздействует на зрителя путем приобщения его к тому, сто происходит на сцене и чему зритель становится непосредственным свидетелем. 5. Какие вы знаете виды искусства? Музыка, живопись, скульптура, архитектура, танец, кино, театр. 6. Какие типы театров вы знаете: Драматические, оперные, балетные, театры промежуточными формами Модуль 1. Третий год обучения «Продвинутый» Представление об истории театра №2 Вопросы к устному опросу. 1. Когда возник театр в Древней Греции и в Древнем Риме? Греческий театр достиг своего расцвета в V в. До н.э., римский – со второй половины III в. и во II в. н.э.. 2. Каких греческих драматургов вы знаете? Что они написали? Эсхил – «Персы», «Орестея»; Софокл – «Антигона»; Еврипид – «Медея»; Аристофан – «Всадники»; Аристотель – «Поэтика». 3. Назовите римских драматургов и их произведения. Плавт «Близнецы», «Клад»; Теренций «Братья». 4. Назовите всемирно известных драматургов, писавших в эпоху Возрождения, Классицизма, Просвещения. Эпоха Возрождения XV – XVII вв.: Лопе де Вега «Собака на сене» (Испания); Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» (Англия). Классицизм (XVII в): Корнель «Сид», Расин «Фреда», Мольер «Мещанин во дворянстве» (Франция). Эпоха Просвещения (XVIII в): Вольтер «Заира», Бомарше «Женитьба Фигаро» (Франция); Гольдони «Слуга двух господ» (Италия); Шиллер «Разбойники», Гете «Фауст» (Германия). 5. Когда и где в России возник первый профессиональный театр? Кто его создатель? XVIII в. г.Ярославль, Федор Волков. 6. Назовите выдающихся актеров прошлого и современности. К.С. Станиславский, Б. Щукин, В. Качалов, Н. Черкасов, М. Ульянов, И.Смоктуновский, А. Миронов, А. Райкин. Постижение основ актерского мастерства №3 Вопросы к устному опросу. 1. Что такое этюд? Этюд – это упражнение, в котором есть содержание жизни, отрезок жизненного процесса. 2. Какие качества необходимы актеру, чтобы быть на сцене выразительным? Воля, активность, внимание, память, ловкость, ритмичность, координация, подвижность. 3. Перечислите этюды, которые помогают в совершенствовании актерского мастерства. Этюд на любую домашнюю работу; этюд на три заданных слова; этюд «Люди, звери, птицы»; этюд «Молча вдвоем»; этюд из школьной жизни; этюд с музыкальным моментом; этюд по репродукции картины; этюд на тему «Люблю и ненавижу»; этюд по интересному факту; этюд на общественную тему; этюд по басне (сказке); этюд на свободную тему. Модуль 2. «Театральная мастерская» 1. Командная конкурсная игра «Театральный ринг» В игре принимают участие две команды. Цель игры: в соревновательной форме выявить творческие способности детей, их знания и умения по сценической речи, сценодвижению, актерскому мастерству. Жюри оценивает команды по экзаменационным листам (листы прилагаются). Игра проводится в три тура (1 тур – сценическая речь, 2 тур – сценодвижение, 3 турактерское мастерство). I тур – Сценическая речь. Задание №1. Скороговорки. Вызывается по одному представителю от каждой команды. В течение 30 сек. необходимо проговорить несколько раз скороговорку «Сшила Саша Сашке шапку, Саша шапкой шишку сшиб». Задание №2. Аукцион скороговорок. Команды по очереди произносят скороговорки. Выигрывает та, которая назовет больше. Задание №3. Воздушный футбол. На воздушный шарик нужно дуть так, чтобы он летел на нужную территорию. Жюри подводит итоги трех конкурсов. II тур – Сценическое движение. Задание №1. Мимикой и жестами загадать сопернику пословицы: - Посади свинью за стол, она и ноги на стол; - Семеро одного не ждут; - На чужой каравай рот не разевай; - Москва слезам не верит. Задание №2. Мимикой и жестами показать сопернику предметы: - будильник; - утюг; - вентилятор; - мясорубка. Задание №3. Угадать, какую профессию изображает соперник: - стоматолог; - медсестра; - повар; - плотник. Задание №4. Показать сопернику ситуацию: - Я получил двойку; - Я потерял ключ от квартиры. Жюри подводит итоги после каждого конкурса. III тур – Актерское мастерство. Задание №1. Домашнее задание «Инопланетяне». Вы инопланетяне. Вам надо решить, чем вы будете заниматься: подготовите концерт, проведете собрание по выбору президента, организуете встречу гостей, проведете дискуссию и т.д. Но у вас «свой язык», свои манеры, ритуалы, роли. Никаких заданных правил, рамок – все на фантазии и импровизации. Задание №2. «Играем сказку» Командам необходимо поставить сказку за 3-5. каждая команда выбирает своего режиссера, актеров, статистов и т.д. Задание №3. Поставить сказку «Три медведя». Первая команда ставит фильм ужасов, вторая – комедию. Время подготовки 3-5 минут. В конце подводятся итоги третьего тура и всего конкурса. Жюри оценивает команды. 2. Формы предъявления результатов – открытый урок, защита творческой работы, участие в конкурсах, фестивалях хореографического творчества, отчетном концерте. 6. Методические материалы Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства: 1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата. 2. Вовлечение в творческий процесс всех учащихся. 3. Смена типа и ритма работы. 4. От простого к сложному. 5. Индивидуальный поход к каждому учащемуся. Основными формами организации образовательного процесса являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая. Формы проведения занятий: - беседа - игра - тренинг - творческая мастерская - учебный показ - репетиция - дистанционное обучение - спектакль - просмотр спектакля с последующим обсуждением - дискуссия - проектная деятельность. В процессе обучения используются следующие методы Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров. Словесный - рассказ ,беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным материалом. Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц), просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д. Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным. Список литературы 1. Аникиева Н.П. Воспитание игрой. 2. Б.Ц.Бадмаев, А.А. Малышев, Психология обучения речевому мастерству. 3. Баряева.Л.,Вечканова И. Театрализованные игры-занятия. Учебно-методическое пособие. –СПб: Изд –во «Союз», 2001. -310с. 4. Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» - М., 1987 5. Итина О.М. «Искусство звучащего слова» вып. 21 - М., 2002. 6. Кидин С.Ю.., Театр –студия в современной школе. –Волгоград: Учитель -2009г. -153с.. 7. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М., Театрализованные игры в школе 8 Пименов В.А. «Театр на ладошках» 1998г. –Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. – 1998.128с. 9 Радынова О.П., Слушаем музыку.М.Просвещение1990 -. 160с. 10.Н.В.Самоукина, «Игры в которые играют» Психологический практикум г.Дубна. издательский центр «Феникс» .1996.- 160с. 11.Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. 1994.-344. 12.Савостьянов А.И.Техника речи.М. «Владос»,1999. 144с. 13.Фольклор - музыка - театр (программы и конспекты занятий для педагогов ДО) г.Москва 1999 ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр, в котором играют дети» 36 58 144 30 114 51 10 41 2. Театральная мастерская 50 10 40 72 10 62 165 15 150 Итого учебных часов Всего учебных часов 144 46 98 216 40 176 216 25 191 576 Форма аттестации (контроля) Практика Теория 94 Всего Третий год обучения Практика Основы театрального мастерства Теория Второй год обучения Всего 1. Практика Первый год обучения Теория Модули (дисциплины) Всего № п/п Этюды, инсценировки, диалоги, импровизация. Показ инсценировок. Спектакля литературномузыкальные композиции, праздники. ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр, в котором играют дети» на 2024-2025 учебный год Этапы образовательного процесса Начало учебного года 1 год обучения 2 и 3 год обучения 2 сентября 2024 г. 2 сентября 2024 г. Формирование объединений Продолжительность учебного года Промежуточная аттестация (контроль) 19 августа 2024г.31 августа 2024г. 36 недель 26 августа 2024г.31 августа 2024г. 36 недель нет 25-27 декабря 2024г. Промежуточная аттестация (контроль) Окончание учебного года 22-23 мая 2025г. 22-23 мая 2025г. 24 мая 2025г. 24 мая 2025г. Резерв учебного времени 7 часов 10 часов Примечание окончание учебного года может быть перенесено на срок в соответствии с резервом учебного времени 5% от продолжительности ДООП зимние Каникулы с 01 января 2025г. – 08 января 2025г. летние с 01 июня 2025г. – 31 августа 2025г. праздничные нерабочие дни 04.11.2024, 31.12.2024, 01-07.01.2025, 22-24.02.2025, 08-10.03.2025, 01-04.05.2025, 09-11.05.2025, 12-15.06.2025 Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Маленький актер» Модуль 1. «Основы театрального искусства» Возраст учащихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Копенкина Галина Ивановна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Маленький актёр» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль «Основы театрального искусства» направлен на развитие активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном объединении приобщают детей к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного. Данный модуль направлен на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства. В основе модуля лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное. Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности. Срок реализации 2 года Цель и задачи модуля Цель: Привитие и развитие актерских навыков Исходя из цели модуля, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: - научить основам актерского мастерства, - знакомить с театральной терминологией - научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства Развивающие: - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию - развивать чувство ритма и координацию движений - развивать пластическую выразительность и музыкальность. - развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление - развивать познавательные интересы учащихся через расширение представлений о видах театрального искусства; Воспитательные: - воспитание навыков коллективного взаимодействия и общения; Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания ситуации успеха Методы взаимоконтроля. При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию; психологические требования к занятию; возрастные особенности учащихся; требования к технике безопасности на занятия. Планируемые результаты. Образовательные: учащиеся называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков); владеют основами театральной терминалогии показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой; Развивающие: произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса; выразительно читают стихотворный текст; владеют пластической выразительностью; Воспитательные: владеют навыками коллективного общения Учебно-тематический план. Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов.1 год Количество часов 2 год Теория Практика Всего Теория Практика 1 Основы театральной культуры. 3 1 4 2 2 4 2. Культура и техника речи 2 13 15 1 12 13 3. Ритмопластика. 1 12 13 1 9 10 4. Театральная игра 1 15 16 - 12 12 5. В мире музыки 2 5 7 1 5 6 Всего учебных часов 9 46 55 5 40 45 Всего Календарно-тематическое планирование 1 год обучения Месяц № п/п заняти я Тема занятия Содержание занятия Часы Формы контроля Примеча ние Сентябрь 1 Основы театральной культуры «Приглашение в театр» (Рождение театра) Беседа о театре. Показ презентации. Театральный словарь: сцена, занавес, спектакль Игры «Снежный ком», Давайте познакомимся», «Угадай, кто я?» Беседа о театре «Этот удивительный мир театра» (Театр снаружи и изнутри) Игры: «Перебежки», «Веселый бубен» Театральный словарь: сценарист, декоратор, актер, гример 1 мониторинг наблюдение Сентябрь 2 Основы театральной культуры 1 Беседа, наблюдение Сентябрь 3 Основы театральной культуры Беседа о театре Ролевая игра «Мы в театре» Театральный словарь: аплодисменты, зрители Игры «Ах, аплодисменты» (Театр снаружи и изнутри) Культура зрителя. Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре 1 Беседа, наблюдение Сентябрь 4 Основы театральной культуры 1 Беседа, наблюдение Сентябрь 5 Культура и техника речи Рассказ, беседа-диалог «Азбука общения» Культура зрителя Мультимедийная презентация «Будем вежливы» Игры «Забавные стихи» О правилах гигиены голоса. Осанка. Установка правильного дыхания. Артикуляция. Дикция. Театральные игры и игры со словом, .пальчиковые игры 1 Беседа, наблюдение Сентябрь 6 Ритмопластика 1 Беседа, наблюдение «Веселая зарядка» Пластика как выразительное средство в драматическом искусстве Ритмические, Октябрь 7 Театральная игра музыкальные, пластические игры и упражнения «Внимание» Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Игры Театральные игры и игры со словом «Монолог и диалог» Теоретическая часть. Учить строить диалоги. Фраза по кругу» Воспитывать терпение и выдержку. 1 Творческое задание, наблюдение 1 наблюдение Октябрь 8 Культура и техника речи Октябрь 9 Ритмоп ластик а Пластический образ 1 наблюдение Октябрь 10 Театра льная игра Понятие –действие и сценическое действие театральные игры 1 наблюдение Октябрь 11 Ритмопластика Игры импровизации на умение сценической раскрепощенности 1 наблюдение 1 Наблюдение , творческое задание 1 наблюдение 1 наблюдение «В стране Фантазии» Октябрь 12 Театра льная игра Октябрь 13 Культура и техника речи Октябрь 14 Ритмопластика Выразительные средства актера. Импровизируем с использованием доступных средств выразительности. Театральные игры «Веселый клоун» Игры на развитие силы голоса и речевого дыхания. Создаем художественный образ с помощью жестов, мимики, движений, голоса «Звонкоголосики» Разыгрываем сюжеты в форме двигательной импровизации. Ноябрь 15 Ритмопластика Ноябрь 16 Театра льная игра Ноябрь 17 Театра льная игра Ноябрь 18 Культура и техника речи. Ноябрь 19 Культура и техника речи Ноябрь 20 Культура и техника речи Игры: «Кто кого?» «Угадай», Этюд «Цветочек» Импровизируем с использованием доступных средств выразительности. Игры: «Жестикуляшки» «Сказочная планета» Путешествуем по сказкам с применением средств выразительности Игры 1 наблюдение 1 наблюдение Воплощение детских замыслов Этюдный тренаж 1 наблюдение Создание художественного образа. Речевые игры Речевая характеристика персонажа «Шкатулка» игра на воображение Сочиняем и разыгрываем сказку с применением средств выразительности Игра-импровизация 1 наблюдение 1 наблюдение 1 наблюдение Вспоминаем профессии театра. Ролевая игра: «Кто в театре главный?» «Театральные волшебники» Игры на развитие воображения «Превращение предмета» 1 наблюдение 1 наблюдение «В гостях у сказки» Ноябрь 21 Ритмопластика Ноябрь 22 Театра льная игра Декабрь 23 Культура и техника речи Игры на развитие воображения «Оживление предмета» 1 наблюдение Декабрь 24 «В мире Слушание музыкальных произведений. Этюдный тренаж 1 Наблюдение беседа музыки» Декабрь 25 Театра льная игра Развиваем творческую фантазию. Игры «Снежная фантазия» 1 Наблюдение показ этюдов Декабрь 26 «В мире Слушание музыки Развиваем творческую фантазию. Музыкальные игры «В зачарованном лесу» 1 Наблюдение беседа музыки» Декабрь 27 Театра льная игра Закрепление пройденного Игры «В зачарованном лесу» 1 показ этюдов показ этюлов Декабрь 28 Культура и техника речи 1 Наблюдение беседа Декабрь 29 Театра льная игра Игры на развитие воображения и этюды с применением выразительных средств «Превращение предмета» Игры на развитие воображения «Оживление предмета» 1 Наблюдение беседа Декабрь 30 «В мире 1 музыки» Слушание музыкальных произведений. Этюдный тренаж «Площадь превращений» Наблюдение беседа Декабрь 31 Театра льная игра Развиваем творческую фантазию. Игры «Зазеркалье» 1 Наблюдение беседа Январь 32 Ритмопластика Игровой тренинг: «Коллаж сказок» «В мире много сказок» 1 Наблюдение беседа Январь 33 «В мире Игровой тренинг «Музыкальный образ?» Развиваем творческую фантазию. «В мире животных» 1 Наблюдение беседа музыки» Январь 34 «В мире музыки» Январь 35 Культура и техника речи Январь 36 Культура и техника речи Январь 37 Ритмопластика Январь 38 «В мире музыки» Пластический тренинг Этюдный тренаж (мимика и жесты) Музыкальнодвигательные импровизации «Буратино и Пьеро» 1 показ этюлов Игра-импровизация. 1 Наблюдение беседа «Забавные стихи» Рассказ, игра Творческие задания, показ атрибутов. Театральный словарь: постановщик, режиссер. Наблюдение беседа Творческие задания 1 показ этюдов Творческие задания 1 показ этюдов Музыкальнодвигательные импровизации «Веселые островки» Январь 39 Культура и техника речи Мир чувств и эмоций. Двигательная импровизация 1 Наблюдение беседа Январь 40 Культура и Игры-диалоги. Речевые игры и упражнения. 1 Наблюдение беседа техника речи Январь 41 Театра льная игра Ролевая игра Посиделки «У Машеньки в гостях» 1 Наблюдение беседа Февраль 42 Ритмопластика Музыкальнодвигательные импровизации 1 Наблюдение беседа Февраль 43 «В мире Ролевая игра: «Теремок» Создаем художественный образ 1 Наблюдение беседа Музыкальнодвигательные импровизации «В царстве золотой рыбки» 1 Наблюдение беседа музыки» Февраль 44 Ритмопластика Февраль 45 Театра льная игра Сценическое внимание Сценическое действие «Внимательные матрешки» 1 Наблюдение беседа Февраль 46 Ритмопластика 1 Наблюдение беседа Февраль 47 Культура и Музыкальнодвигательные импровизации «Карнавал животных» Речевые игры Диалоги. Развиваем творческую фантазию «В стране цветов» 1 Наблюдение беседа техника речи Февраль 48 Ритмопластика Музыкальнодвигательные импровизации «Вальс цветов» 1 Наблюдение беседа Март 49 Театра льная игра Игровой тренинг. Сочиняем сказку, рассказываем и показываем «Моя сказка» 1 Показ детских творческих замыслов Март 50 Ритмопластика 1 показ этюдов Март 51 Театра льная игра Пластический тренинг Этюдный тренаж (мимика и жесты) Музыкальнодвигательные импровизации «Заколдованный лес» Ролевая игра с применением всех выразительных средств 1 наблюдение Март 52 Театра льная игра Игровой тренинг «Мы веселые друзья» 1 Наблюдение беседа Март 53 Культура и техника речи Речевая игра, упражнение «В мире волшебных слов» 1 Наблюдение беседа Март 54 Культура и техника речи Музыкальнодвигательные импровизации, речевые игры-импровизации «Веселая зарядка» 1 Наблюдение беседа Март 55 «Театральная карусель» Конкурсная Игра: «Волшебный мир театра» Театра льная игра Итого: Наблюдение Показ творческих номеров 1 55 Календарно-тематическое планирование 2 год обучения Месяц № п/п занят ия Тема занятия Содержание занятия Час ы Формы контроля Сентябрь 1 Основы театральной культуры 1 мониторинг наблюдение Сентябрь 2 Основы театральной культуры «Приглашение в театр» (Рождение театра) Беседа о театре. Показ презентации. Театральный словарь: сцена, занавес, спектакль Игры «Снежный ком», Давайте познакомимся», «Угадай, кто я?» Беседа о театре «Этот удивительный мир театра» (Театр снаружи и изнутри) Игры: «Перебежки», «Веселый бубен» Театральный словарь: сценарист, декоратор, актер, гример 1 Наблюдение беседа Сентябрь 3 Основы театральной культуры Беседа о театре Ролевая игра «Мы в театре» Театральный словарь: аплодисменты, зрители Игры «Ах, аплодисменты» (Театр снаружи и изнутри) Культура зрителя. Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре 1 Наблюдение беседа Сентябрь 4 Основы театральной культуры Рассказ, беседа-диалог «Азбука общения» Культура зрителя Мультимедийная презентация «Будем вежливы» Игры 1 Наблюдение беседа Примеча ние Сентябрь 5 Культура и техника речи «Забавные стихи» О правилах гигиены голоса. Осанка. Установка правильного дыхания. Артикуляция. Дикция. Театральные игры и игры со словом, .пальчиковые игры 1 Наблюдение беседа Сентябрь 6 Ритмопластика «Веселая зарядка» 1 наблюдение 1 наблюдение 1 наблюдение Пластика как выразительное средство в драматическом искусстве Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения «Внимание» Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Игры Театральные игры и игры со словом «Монолог и диалог» Теоретическая часть. Учить строить диалоги. Фраза по кругу» Воспитывать терпение и выдержку. Октябрь 7 Театральная игра Октябрь 8 Культура и техника речи Октябрь 9 Ритмопласти ка Пластический образ 1 наблюдение Октябрь 10 Театральная игра Понятие –действие и сценическое действие театральные игры 1 Наблюдение Показ этюдов Октябрь 11 Ритмопластика Игры импровизации на умение сценической раскрепощенности 1 Наблюдение Показ этюдов 1 Наблюдение Показ этюдов «В стране Фантазии» Октябрь 12 Театральная игра Выразительные средства актера. Импровизируем с использованием доступных средств выразительности. Театральные игры «Веселый клоун» Октябрь 13 Культура и техника речи Октябрь 14 Ритмопластика Ноябрь 15 Ритмопластика Ноябрь 16 Театральная игра Ноябрь 17 Театральная игра Ноябрь 18 Культура и техника речи. Ноябрь 19 Культура и техника речи Ноябрь 20 Культура и техника речи Ноябрь 21 Ритмопластика Ноябрь 22 Театральная игра Декабрь 23 Культура и техника речи Игры на развитие силы голоса и речевого дыхания. Создаем художественный образ с помощью жестов, мимики, движений, голоса «Звонкоголосики» Разыгрываем сюжеты в форме двигательной импровизации. Игры: «Кто кого?» «Угадай», Этюд «Цветочек» Импровизируем с использованием доступных средств выразительности. Игры: «Жестикуляшки» «Сказочная планета» Путешествуем по сказкам с применением средств выразительности Игры Воплощение детских замыслов Этюдный тренаж 1 Наблюдение 1 Наблюдение 1 Наблюдение 1 Наблюдение 1 Наблюдение Создание художественного образа. Речевые игры Речевая характеристика персонажа «Шкатулка» игра на воображение Сочиняем и разыгрываем сказку с применением средств выразительности Игра-импровизация 1 Наблюдение беседа 1 Наблюдение беседа 1 Наблюдение беседа Вспоминаем профессии театра. Ролевая игра: «Кто в театре главный?» «Театральные волшебники» Игры на развитие воображения «Превращение предмета» 1 Наблюдение беседа 1 Наблюдение беседа Игры на развитие воображения «Оживление предмета» 1 Наблюдение беседа «В гостях у сказки» Декабрь 24 Культура и техника речи Слушание музыкальных произведений. Этюдный тренаж 1 Наблюдение беседа Декабрь 25 Театральная игра Развиваем творческую фантазию. Игры «Снежная фантазия» 1 Наблюдение Беседа Показ этюда Декабрь 26 «В мире музыки» 1 Наблюдение беседа Декабрь 27 Театральная игра Слушание музыки Развиваем творческую фантазию. Музыкальные игры «В зачарованном лесу» Закрепление пройденного Игры «В зачарованном лесу» 1 Наблюдение беседа Декабрь 28 Культура и техника речи 1 Наблюдение беседа Декабрь 29 Театральная игра Игры на развитие воображения и этюды с применением выразительных средств «Превращение предмета» Игры на развитие воображения «Оживление предмета» 1 Наблюдение беседа Декабрь 30 «В мире музыки» Слушание музыкальных произведений. Этюдный тренаж «Площадь превращений» 1 Наблюдение Декабрь 31 Театральная игра Развиваем творческую фантазию. Игры «Зазеркалье» 1 беседа Январь 32 Ритмопластика Игровой тренинг: «Коллаж сказок» «В мире много сказок» 1 Наблюдение беседа Январь 33 «В мире музыки» 1 беседа Январь 34 «В мире музыки» Игровой тренинг «Музыкальный образ?» Развиваем творческую фантазию. «В мире животных» Пластический тренинг Этюдный тренаж (мимика и жесты) Музыкально- 1 Наблюдение беседа двигательные импровизации «Буратино и Пьеро» Январь 35 Культура и техника речи Январь 36 Культура и техника речи Январь 37 Ритмопластика Игра-импровизация. 1 Наблюдение беседа «Забавные стихи» Рассказ, игра Творческие задания, показ атрибутов. Театральный словарь: постановщик, режиссер. Творческие задания Наблюдение беседа 1 Наблюдение беседа 1 Наблюдение беседа Двигательная импровизация Январь 38 «В мире музыки» Творческие задания Музыкальнодвигательные импровизации «Веселые островки» Январь 39 Культура и техника речи Мир чувств и эмоций. 1 Наблюдение беседа Январь 40 Культура и техника Игры-диалоги. Речевые игры и упражнения. 1 Наблюдение беседа речи Январь 41 Театральная игра Ролевая игра Чукоколла 1 Наблюдение беседа Февраль 42 Ритмопластика Музыкальнодвигательные импровизации 1 Наблюдение беседа Февраль 43 «В мире музыки» Ролевая игра: «Три поросенка» Создаем художественный образ 1 Наблюдение беседа Февраль 44 Ритмопластика 1 Наблюдение беседа Февраль 45 Театральная игра Музыкальнодвигательные импровизации «В кукольном царстве» Сценическое внимание Сценическое действие «Внимательные матрешки» Итого: 1 Наблюдение Беседа Показ этюда 45 Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Маленький актер» Модуль 2«Театральные ступеньки мастерства» Возраст учащихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Копенкина Галина Ивановна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Маленький актёр» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль «Театральные ступеньки мастерства» - совершенствование тех знаний и умений, которые учащиеся получили в модуле «Основы театрального искусства». Выступление со сцены в какой-нибудь роли очень важно для развития детей. Роль артиста чрезвычайно привлекательна. Для создания образа на сцене учащемуся надо представить себе своего героя. Возможность пофантазировать чрезвычайно привлекательна и имеет огромную возможность для развития художественных способностей. Программа ориентирована на развитие навыков эстетической оценки произведений театрального искусства, культуры речи и пластики движений. Срок реализации 2 года. Цель и задачи модуля Цель: развитие навыков исполнительского мастерства Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: - научить основам актерского мастерства, - научить правилам работы на сцене Развивающие: - развивать артистические способности детей; - развивать коммуникативные способности учащихся. Воспитательные: - воспитывать социальную активность личности учащегося, чувство патриотизма, гражданственности; - воспитывать дружеские, партнерские отношения в совместной деятельности Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания ситуации успеха Методы взаимоконтроля. При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию; психологические требования к занятию; возрастные особенности учащихся; требования к технике безопасности на занятия. Планируемые результаты. Первый год обучения Образовательные: знают основы актёрского мастерства знают основы сценической культуры Развивающие: передают образ героя характерными движениями; держатся уверенно перед аудиторией Воспитательные: действуют на сцене с партнером и в коллективе; Второй год обучения Образовательные: знают основы актёрского мастерства знают основы сценической культуры Развивающие: владеют выразительными средствами актёра владеют своим вниманием, используют воображение Воспитательные: умеют работать с партнером и в группе имеют ценностно-смысловые установки Учебно-тематический план. Номер п/п Название разделов, тем. 1 Спектакль - синтез творческой деятельности коллектива Постановка спектакля 2. 3. Промежуточная аттестация. Показ и анализ выступления Итого Количество часов 1 год Количество часов 2 год Теория . 1 Практика. Всего. Практика. Всего. 3 4 Теория . 1 3 4 - 11 11 - 21 21 1 1 2 1 1 2 2 15 17 2 25 27 Календарно-тематическое планирование 1 год обучения Месяц февраль п/п № Тема занятия занят ия 1 Спектакль синтез творческой деятельности коллектива Содержание занятия Час ы Формы контроля Знакомство с литературным материалом Читаем текст. Понятие: структура спектакля 1 Наблюден ие беседа Примечан ие февраль 2 Спектакль синтез творческой деятельности коллектива Спектакль- объединение творческих работников театра Вспоминаем театральные профессии. Игровой тренаж 1 Наблюден ие беседа февраль 3 Спектакль синтез творческой деятельности коллектива Сцена для спектакля. Закулисье. 1 Наблюден ие беседа февраль 4 Спектакль синтез творческой деятельности коллектива Игровой тренаж 1 Наблюден ие беседа февраль 5 Постановка спектакля Читаем текст. Разбираем пьесу, анализируем «Примеряем» роли и распределяем 1 Наблюден ие беседа Март 6 Постановка спектакля Даем характеристику героя. Сценическая выразительность 1 Наблюден ие беседа Март 7 Постановка спектакля Работа над ролью. Речевые игры Диалоги героя 1 Наблюден ие показ Март 8 Постановка спектакля Репетиция в выгородке Репетиции отдельных сцен 1 Наблюден ие показ Март 9 Постановка спектакля Рисуем эскизы декораций Репетиции отдельных сцен 1 Наблюден ие показ Март 10 Постановка спектакля Рисуем эскизы костюмов Репетиции отдельных сцен 1 Наблюден ие показ Март 11 Постановка спектакля Проигрывание сцен из спектакля 1 Наблюден ие показ Март 12 Постановка спектакля Сводная репетиция 1 Наблюден ие показ Март 13 Постановка спектакля Проигрывание сцен из спектакля 1 Наблюден ие показ Апрель 14 Репетиция 1 Апрель 15 Репетиция Проигрывание сцен из спектакля Репетиция всего спектакля Наблюден ие показ Наблюден ие показ 1 Апрель 16 Промежуточная аттестация Показ спектакля 1 выступле ние Май 17 Просмотр выступления на видео. Анализ выступления 1 беседа Итого: 17 Календарно-тематическое планирование 2 год обучения Месяц февраль п/п № заня тия 1 Тема занятия февраль 2 Спектакль - синтез творческой деятельности коллектива февраль 3 Спектакль - синтез творческой деятельности коллектива февраль 4 Спектакль - синтез творческой деятельности коллектива Игровой тренаж 1 Наблюден ие Показ этюда март 5 Постановка спектакля Читаем текст. Разбираем пьесу, анализируем «Примеряем» роли и распределяем 1 Наблюден ие беседа март 6 Постановка спектакля Даем характеристику героя. 1 Наблюден ие беседа март 7 Постановка спектакля Речевые игры Диалоги героя 1 Наблюден ие беседа Спектакль - синтез творческой деятельности коллектива Содержание занятия Часы Формы контроля Знакомство с литературным материалом Читаем текст. Понятие: структура спектакля Спектакльобъединение творческих работников театра Вспоминаем театральные профессии. Игровой тренаж Сцена для спектакля. Закулисье. 1 Наблюден ие беседа 1 Наблюден ие беседа 1 Наблюден ие беседа Примечание март 8 Постановка спектакля Репетиция в выгородке 1 Наблюден ие показ март 9 Постановка спектакля Рисуем эскизы декораций 1 Наблюден ие показ март 10. Постановка спектакля 1 март 11. Постановка спектакля Репетиции отдельных сцен Диалоги героя март 12. Постановка спектакля Рисуем эскизы костюмов 1 Наблюден ие показ Наблюден ие показ Наблюден ие показ апрель 13. Постановка спектакля Работа над ролью. 1 апрель 14. Постановка спектакля 1 апрель 15. Постановка спектакля Репетиции отдельных сцен Сценическая выразительность апрель 16. Постановка спектакля Репетируем Сценическая выразительность 1 Наблюден ие показ апрель 17. Постановка спектакля Репетиции 1 апрель 18. Постановка спектакля Репетиции 1 апрель 19. Постановка спектакля Репетиции 1 апрель 20. Постановка спектакля Репетиции 1 май 21. Постановка спектакля Репетиции 1 май 22. Постановка спектакля Репетиции 1 май 23. Постановка спектакля Репетиции 1 май 24. Постановка спектакля Репетиции 1 май 25. Постановка спектакля 1 май 26. Постановка спектакля Генеральная репетиция Показ. Выступление май 27 Анализ выступления 1 Наблюден ие показ Наблюден ие показ Наблюден ие показ Наблюден ие показ Наблюден ие показ Наблюден ие показ Наблюден ие показ Наблюден ие показ Наблюден ие показ выступле ние беседа Итого: 1 1 1 27 Наблюден ие показ Наблюден ие показ Наблюден ие показ