Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Природа и фантазия» модуль 2 «Изобразительная деятельность» Возраст учащихся: 7-16 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Лисицина Елена Леонидовна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Декоративно-прикладное творчество» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 2 «Изобразительная деятельность» включает несколько видов творческой деятельности: рисунок, живопись, изучение цвета и основ композиции, графические и живописные упражнения, беседы об изобразительном искусстве, дети учатся пользоваться различными материалами и инструментами: гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши и другое. Срок освоения 2 года. Цель и задачи модуля Цель: развитие у учащихся психомоторных и художественных возможностей в процессе доступной для их возраста и физического состояния деятельности. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: -- привить знания о видах и способах изобразительной деятельности; -- учить основам изобразительной грамоты; -- учить рисованию с натуры, по памяти и воображению; -- привить знания о цвете и основам и композиции. Развивающие: -- развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные способности, образное мышление, воображение, фантазию, память, внимание, речь и познавательную активность детей с ЗПР; -- развивать эстетический вкус средствами основ цветоведения и композиции; -- развивать художественно-творческие способности. Воспитательные: -- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, бережливость, уважение к творчеству других. Планируемые результаты Первый год обучения. Образовательные: - правильно сидеть за мольбертом и столом, держать кисти и карандаши; - передавать в рисунке простую форму, общее пространственное положение и основной цвет предметов; - использовать нетрадиционные техники рисования и инструменты в работе; - творчески подходить к работе на заданную тему. Развивающие: - цвета и правила их смешивания; - простейшие сведения о перспективе, линии горизонта и тени; - технику безопасности во время работы. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Второй год обучения. Образовательные: - передавать в рисунке простую форму, общее пространственное положение и основной цвет предметов; -правильно определять и изображать форму, величину и пропорции предметов, расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги; - эстетически оформлять изделие; - анализировать и давать оценку выполненным работам; - использовать нетрадиционные техники рисования и инструменты в работе; - творчески подходить к работе на заданную тему. Развивающие: - цвета и правила их смешивания; - основы цветоведения и композиции; - особенности свойств различных видов красок; - простейшие сведения о перспективе, линии горизонта и тени; - технику безопасности во время работы. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Учебно-тематический план № Название темы Первый год обучения Второй год обучения Количество часов Количество часов общее теория практ. общее теория практ. 3 1 2 3 1 2 6 1 5 9 1 5 3. Сказочный мир изобразительного искусства. Правила ТБ. Графические упражнения. Живописные упражнения. Живопись по памяти и представлению Рисование и живопись с натуры 3 1 2 3 1 2 4. Живопись с фотоизображения 3 1 2 3 1 2 5. Нетрадиционные техники 15 2 13 12 2 13 6. Промежуточная аттестация 3 1 2 3 1 2 Всего учебных часов: 33 7 26 33 7 26 1. 2. Итого: 66 учебных часов Календарно-тематическое планирование первого года обучения Месяц Название темы Содержание занятий Ча сы Форма контроля февраль Сказочный мир изобразител ьного искусства. Правила ТБ. Графические упражнения Живописные упражнения Просмотр репродукций, детских работ, оригинальных произведений. Беседа о труде художника и зрителя. Правила техники безопасности. Понятие графики, материалы и инструменты. Симметрия. Упражнения «Дорисуй животное» и «Придумай и дорисуй» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа Знакомство с цветом. Виды красок, свойства и возможности. Смешение красок: основные и дополнительные цвета. Цветовой круг. Радуга. Цветовая растяжка. «Что мы любим рисовать» Натюрморт. «Яблоки». 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль февраль Рисование и живопись с натуры март Живописные Цветная кляксография. Сочетание цветов. упражнения «Придумай и дорисуй» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Нетрадицио нные техники Салфетка «Натюрморт». Рисование по ткани. Печать по трафарету. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Живопись с фотоизобра жения «Красивый цветок» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Нетрадицио нные техники «Веселый осьминожка». Сочетание разных техник рисования: рисование ладошкой (оттиск), рисование по сырому фону, мятой бумагой, солью и «набрызг». 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Нетрадицио нные техники « Космос». Рисование разными техниками: смешивание и растяжка цветов, набрызг, трафарет, рисование ватными палочками, мятой бумагой и полосками 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа Приме чание апрель Нетрадицио нные техники Животное на выбор. Рисование губкой, солью. Штрих. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Нетрадицио нные техники Рисование губкой, мятой бумагой. Темы «Чудо-дерево», «Волшебный цветок» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Промежуточ ная аттестация Тест-опрос. Подготовка и отбор работ к выставке. Анализ творческих работ и подведение итогов. Поощрение. 3 Выставка работ, беседа Всего: 33 Календарно-тематическое планирование второго года обучения Месяц Название темы Содержание занятий Ча сы Форма контроля февраль Сказочный мир изобразител ьного искусства. Правила ТБ. Графические упражнения Рисование и живопись с натуры Просмотр репродукций, детских работ, оригинальных произведений. Основные средства художественной выразительности в рисунке. Правила техники безопасности. Пространство. Упражнение «Придумай и дорисуй» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа «Игрушка» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Нетрадицио нные техники Рисование ватными палочками «Времена года» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Живопись по памяти и представлен ию «Дом, в котором я живу» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Живопись по памяти и «Растения на другой планете» с использованием нетрадиционных техник. 3 Педагогичес кое март Примеча ние представлен ию наблюдение, беседа апрель Нетрадицио нные техники Рисование губкой «Медвежонок», «Апельсин». Трафарет. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Нетрадицио нные техники Рисование ватными палочками. Брызги, применение соли. Цветы на выбор. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Живопись с фотоизобра жения Животное на выбор: белка, лиса, еж 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Нетрадицио нные техники Темы «Чудо-дерево», «Чудо-птица», «Волшебный цветок» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Живопись по памяти и представлен ию «Сказочный дворец», «Старый замок» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Промежуточ ная аттестация Тест-опрос. Подготовка и отбор работ к выставке. Анализ творческих работ и подведение итогов. Поощрение. 3 Выставка работ, беседа Всего: 33