Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическим совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024г. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Природа и фантазия» Возраст учащихся: 7-16 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Лисицина Елена Леонидовна педагог дополнительного образования г. Березовский 2024 г. Структура 1. Пояснительная записка - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы 3. Планируемые результаты 4. Организационно-педагогические условия программы - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы 6. Методические материалы 7. Приложение 1 – Учебный план 8. Приложение 2 – Календарно-учебный график 9. Приложение 3 – Рабочие программы модулей 1 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и фантазия» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и фантазия» составлена на основе программы дополнительного образования «Природа и фантазия» педагога дополнительного образования БМАУДО ЦДТ Лисициной Е.Л. для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития. Характеристика предмета (его значимости) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и фантазия» для детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптированный комплекс занятий декоративно-прикладным творчеством является продуктивным фактором социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития. Приобщение детей данной категории к основам изобразительного и декоративно-прикладного творчества – один из самых простых, доступных и увлекательных способов гармоничного развития личности. Декоративно-прикладное творчество - это лепка, бумагопластика, сувениры из природного и бросового материалов, смешанные техники, изготовление кукол и игры с ними в настольном кукольном театре, изодеятельность обогащена элементами нетрадиционных техник, основанных на творческой фантазии, воображении и мышлении и представляет широкие возможности развития творческих 2 способностей учащихся. В данную программу включены здоровьесберегающие упражнения: физминутки, гимнастика для глаз и пальцев. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Актуальность программы в том, она решает задачи реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей свойственно: - снижение работоспособности, быстрая утомляемость или наоборот, излишнее возбуждение (поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления); - недостаточное формирование основных мыслительных операций (анализа, обобщения, абстракции, переноса); - дефекты речи (их активный словарь значительно сужен, понятия недостаточно точны); - снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и неустойчивость запоминания; - снижение интеллектуальной активности (проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны, необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно); низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей, рассеянность внимания, повышенная отвлекаемость; - дети нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. В связи с этим были изменены условия реализация программы: продолжительность одного занятия и количество учащихся в группе. Занятия направлены на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, организацию их свободного времени. Данная программа представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, помогает корректировать мышление, внимание, память и проблемы речи. Большей частью дети создают свои творческие работы по наглядному образцу или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Эти представления формируются в процессе познания объектов, в изображениях, в играх и так далее. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы, живописи и других наглядных изображений. В процессе этой деятельности словарный запас детей обогащается, формируется связная речь, уточняются их представления о свойствах и качествах предметов. Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться - с применением дистанционных технологий и электронного обучения; - по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых» (на основании договора безвозмездного пользования помещений или договора сетевого взаимодействия). Направленность Направленность программы: художественная 3 Адресат программы Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей ОВЗ с задержкой психического развития с 7 до 16 лет. К освоению программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Допускается формирование разновозрастных групп. Общие особенности детей с ОВЗ поступающих на обучение в БМАУДО ЦДТ: - нарушения развития общей и мелкой моторики; - нарушения интеллекта различной степени выраженности; - нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности. Наполняемость группы Ожидаемое максимальное количество детей в одной группе: 6 человек. Срок реализации программы Срок освоения программы - 2 года. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 216 часов, из них: 1 год обучения - 108 учебных часа; 2 год обучения - 108 учебных часа. Режим занятий 1 год обучения – 1 раз в неделю по 3 учебных часа; 2 год обучения – 1 раз в неделю по 3 учебных часа. Учебный час равен 30 мин. После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Цель и задачи программы. Цель: развитие у учащихся психомоторных и художественных возможностей в процессе доступной для их возраста и физического состояния деятельности. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: 1. научить технологическим приемам обработки природного и бросового материалов; 2. привить навыки ручного труда; 3. научить основам цветоведения, композиции и изобразительной грамоты; 4. научить изготовлять сувениры и поделки по образцу и по замыслу. Развивающие: 1. развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные способности, образное мышление, воображение, фантазию, память, внимание, речь и познавательную активность детей с ЗПР; 4 2. развивать позитивное мышление об окружающем мире, о себе, готовность к преодолению трудностей; 3. способствовать социализации ребенка в окружающем мире, саморазвитию и личностному самоопределению; 4. формировать умения и навыки ручного труда. Воспитательные: 1. воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, бережливость, уважение к творчеству других, способность ценить прекрасное и стремление создавать его. 2. Содержание программы Учебный план № п/п Модули Первый год обучения Всего Теория Практика 1. Декоративноприкладное творчество 75 12 63 2. Изобразительная деятельность 33 7 26 Всего учебных часов 108 19 89 Второй год обучения Всего Теория Практика Формы Формы аттестации аттестации (контроля) (контроля) 75 12 63 Тестопрос, выставка 33 108 Итого 7 26 19 89 Тест-опрос, выставка 216 учебных часов Модуль 1. «Декоративно-прикладное творчество» Первый год обучения 1. Поделки из природного материала. Основные навыки обработки природного материала. Подготовка материала к работе. Техника безопасности. Эстетические требования к оформлению изделий. Технология изготовления поделок, крепления деталей друг с другом. Практическая работа: панно, аппликации, открытки-аппликации, скульптура, композиция объемная и плоскостная. 2. Бросовый материал и смешанные техники. Бросовый и искусственный материал как самостоятельный, вспомогательный и дополнительный. Виды и классификация. Значение его использования для экологии. Обработка и оформление. Смешанная техника (сочетание разнообразных материалов, применение декоративных элементов). Практическая работа: сувениры, поделки, панно, скульптура. 3.Лепка. Соленое тесто, пластилин. Рецептура, свойства и возможности соленого теста. Способы сушки и оформления. Свойства и возможности пластилина. Понятия: скульптура, рельеф, форма, объем, пропорции. Практическая работа: лепка птиц, животных, растений, фигуры человека, декоративных украшений. Сушка, покраска, оформление. Применение дополнительного материала. Объемная аппликация из пластилина, работы по замыслу. 4.Бумагопластика. 5 Знакомство с различными видами бумаги и картона, их свойства и возможности. Способы изготовления, технологические приемы, порядок изготовления, обработка, наклеивание декора. Практическая работа: бумажная мозаика, открытки, блокноты, скульптура и аппликации, плетение из бумажных лент. 5. Работа по замыслу. Творческие работы на развитие воображения, фантазии и мышления. Эстетические требования. Создание эскиза. Воплощение замысла на практике. Сочетание различных материалов в одной работе. Практическая работа: сувениры, изделия для украшения жилища. Второй год обучения 1. Поделки из природного материала. Основные навыки обработки природного материала. Подготовка материала к работе. Техника безопасности. Эстетические требования к оформлению изделий. Технология изготовления поделок, крепления деталей друг с другом. Практическая работа: панно, аппликации, открытки-аппликации, скульптура, композиция объемная и плоскостная. 2. Бросовый материал и смешанные техники. Бросовый и искусственный материал как самостоятельный, вспомогательный и дополнительный. Виды и классификация. Значение его использования для экологии. Обработка и оформление. Смешанная техника (сочетание разнообразных материалов, применение декоративных элементов). Практическая работа: сувениры, поделки, панно, скульптура. 3.Лепка. Соленое тесто, пластилин. Рецептура, свойства и возможности соленого теста. Способы сушки и оформления. Свойства и возможности пластилина. Понятия: скульптура, рельеф, форма, объем, пропорции. Практическая работа: лепка птиц, животных, растений, фигуры человека, декоративных украшений. Сушка, покраска, оформление. Применение дополнительного материала. Объемная аппликация из пластилина, работы по замыслу. 4.Бумагопластика. Знакомство с различными видами бумаги и картона, их свойства и возможности. Способы изготовления, технологические приемы, порядок изготовления, обработка, наклеивание декора. Практическая работа: бумажная мозаика, открытки, блокноты, скульптура и аппликации, плетение из бумажных лент. 5. Работа по замыслу. Творческие работы на развитие воображения, фантазии и мышления. Эстетические требования. Создание эскиза. Воплощение замысла на практике. Сочетание различных материалов в одной работе. Практическая работа: сувениры, изделия для украшения жилища. 6. Промежуточная аттестация. Беседа, тест-опрос на развитие творческих способностей, выставка: выбор места и времени, отбор работ, оформление и открытие выставки. Анализ творческих работ. Поощрение лучших учащихся. Модуль 2. «Изобразительная деятельность» Первый год обучения 1. Сказочный мир изобразительного искусства. Просмотр репродукций, детских работ, оригинальных произведений. Беседа о труде художника и зрителя. Правила техники безопасности. Графические упражнения. 6 Понятие графики, материалы и инструменты. Симметрия. Упражнения «Дорисуй животное» и «Придумай и дорисуй». Упражнения способствуют развитию глазомера, воображения, тренируют кисть руки. 2. Живописные упражнения. Основы композиции. Знакомство с цветом. Виды красок, свойства и возможности. Смешение красок: основные и дополнительные цвета. Цветовой круг. Радуга. Цветовая растяжка. 3. Рисование и живопись с натуры. Разработка композиции на листе, правила и способы рисования, построение предмета, цветовое решение, фон, перспектива, пропорции, величина. 4. Живопись с фотоизображения. Основы композиции. Рисование с фото, распечаток и иллюстраций: пейзаж, натюрморт, животные, цветы и так далее. Изучение расположения предмета на листе, его настроения и пропорций, поиск цветового решения. 5. Нетрадиционные техники Рисование различными инструментами и необычными техниками: ватные палочки, губка, кусок картона, мятая бумага, соль, брызги, нитки, трубочки. Создание необычной фактуры, узора, что способствует развитию фантазии, воображения и мышления. 6. Живопись по памяти и представлению. Занятия на свободную и заданную темы: «Любимая игрушка», «Мой питомец», «Чудодерево», «Чудо-птица», «Волшебный цветок» и другие. Развивают память, воображение и фантазию. 7. Промежуточная аттестация. Выставка. Второй год обучения 1. Сказочный мир изобразительного искусства. Просмотр репродукций, детских работ, оригинальных произведений. Беседа о труде художника и зрителя. Правила техники безопасности. Графические упражнения. Понятие графики, материалы и инструменты. Симметрия. Упражнения «Дорисуй животное», «Придумай и дорисуй». Упражнения способствуют развитию глазомера, воображения, тренируют кисть руки. 2. Живописные упражнения. Знакомство с цветом. Виды красок, свойства и возможности. Смешение красок: основные и дополнительные цвета. Цветовой круг. Радуга. Цветовая растяжка. 3. Рисование и живопись с натуры. Разработка композиции на листе, правила и способы рисования, построение предмета, цветовое решение, фон, перспектива, пропорции, величина. 4. Живопись с фотоизображения. Рисование с фото, распечаток и иллюстраций: пейзаж, натюрморт, животные, цветы и так далее. Изучение расположения предмета на листе, его настроения и пропорций, поиск цветового решения. 5. Нетрадиционные техники Рисование различными инструментами и необычными техниками: ватные палочки, губка, кусок картона, мятая бумага, соль, брызги, нитки, трубочки. Создание необычной фактуры, узора, что способствует развитию фантазии, воображения и мышления. 6. Живопись по памяти и представлению. Занятия на свободную и заданную темы: «Любимая игрушка», «Мой питомец», «Чудодерево», «Чудо-птица», «Волшебный цветок» и другие. Развивают память, воображение и фантазию. 7. Промежуточная аттестация. Выставка, тест-опрос. 7 3.Планируемые результаты Первый год обучения. Учащиеся умеют: - изготовлять сувениры и поделки по образцу и по замыслу; - эстетически оформлять изделие; - рассказывать о своем изделии. Учащиеся знают: - природа - среда обитания человека, источник жизни; надо любить природу, заботиться о ней и сохранять ее богатства; - технологические приемы и способы обработки материала; - технику безопасности во время работы. Личностные результаты: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - умение работать в коллективе и в парах; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Второй год обучения. Учащиеся умеют: - использовать технологические приемы в соответствии с выбранной темой; - эстетически оформлять изделие; - анализировать и давать оценку выполненным работам; - изготовлять сувениры по образцу и по замыслу. Учащиеся знают: - природа- источник жизни человечества, основа его экономики и благосостояния; - экологические проблемы: охрана природы; - технологические приемы и способы обработки материала; - основы цветоведения и композиции; - технику безопасности во время работы. Личностные результаты: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - умение работать в коллективе и в парах; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками; - готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. 4. Организационно-педагогические условия программы Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в кабинете №20, расположенном на втором этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский. Кабинет площадью 45 кв.м. оборудован: 1. Стенд «Инструктажи. Техника безопасности» 1 шт. 2. Вешалка 1 шт. 3. Шкаф демонстрационный 2 шт. 8 4. Шкаф угловой 1шт. 5. Шкаф кладовой 3 шт. 6. Шкаф жарочный 1 шт. 7. Тумба для экспонатов 2 шт. 8. Тумба-комод 2 шт. 9. Тумба стол 1 шт. 10. Стол канцелярский 1шт. 11. Полка угловая 1 шт. 12. Стол рабочий 1 шт. 13. Стулья ученические 12 шт. 14. Мольберты 5 шт. 15. Витрина стеклянная 1 шт. 16. Лампа-прищепка 1 шт. Инструменты: 1. Ножницы 12 шт. 2. Ножницы фигурные 1 шт. 3 Кисти 20 шт. 4. Линейки 10 шт. 5. Гуашь, акварель 10 шт. 6. Клеевой электропистолет 2 шт. 7. Карандаши простые 12 шт. Учебно-наглядные пособия: - стенд по ТБ; - естественные или натуральные (семена, плоды, гербарии и др.); - схематические и символические (схемы, рисунки, эскизы, шаблоны); - наглядно-дидактический материал (картины, иллюстрации, фото, распечатки, образцы); - литература (книги, журналы, методички); - тематические папки: 1. Новый год. Рождество. 2. Поделки. 3. Пасха. 4. Бумагопластика 5. Кожа. 6. Аппликации из ткани. Куклы. 7. День победы 9 мая. 23 февраля. День космонавтики. 8. Квиллинг. 9. ИЗО. Эскизы. 10. Искусство живописи и рисования. 11. Цветоведение. Основы композиции. 12. Открытки 13. Флористика 14. Мозаика 15. Пакет разработок бесед, тестов, опросов. 9 Методическое и информационное обеспечение Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. учебные, учебно-методические издания 1.Аллен Д. «Объемные поделки из бумаги», Москва 2009 г. 2.Александрова М. «Ракушки», М. 2011 г. 3. Башкирцева Л. А. программа «Природа и фантазия». Ек-г 1998 г. 4.Безруков В. С. Словарь нового педагогического мышления - Екатеринбург, 1992 г 5.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей – М.: Академия, 2002 – 320с. 6. Бельтюкова Н. «Учимся лепить», М. 2004 г. 7. Васильева И. И. «Фантазии цвета». Ек-г, 2005 г. 8. Вальтер И. «Цветы из декоративной бумаги», М.2007 г. 9. Верхола А. «Волшебный фетр», М. 2014 г. 10. Васильева И.И. Со-Творчество – Екатеринбург: 1998 – 74с. 11.Волков А.П. Приобщение школьников к творчеству - М.: Просвещение, 1982. 12.Гибсон Р. «Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы». М. 1998 г. 13.Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы», М .1995 г. 14. Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала». М. 1984 г. 15. Горяева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», М. 2000 г. 16. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. М.1991 г. 17. Дженкинс Д. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек», М. 2008 г. 18. Данкевич Е. «Лепим из соленого теста», С-Петербург 2001г. 19. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги»,Яросл.2000 г. 20. Кабаченко С. «Поделки из фисташек», М.2008 г. 21. Кол М. «Дошкольное творчество», М.2005 г. 22. Корвин-Кучинская Е.В. «Секреты поделок из бумаги и картона», М. 2015 г. 23.Костина Е.Н. Психологическая характеристика детей разных возрастных групп – Екатеринбург: «Дв.Молодежи», 1998 – 34с. 24.Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004. – 180 с. 25.Коняева Е. А., Павлова Л. Н. Краткий словарь педагогических понятий – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2012 – 131с. 26.Кискальт И. «Соленое тесто», М. 2003 г. 27.Митителло К. «Аппликация», М. 2004 г. 28.Новикова И.В. «100 поделок из кожи», М. 2000 г. 29. Новикова И.В. «100 поделок из природных материалов», М. 2004 г. 30. Петрова «Объемная аппликация», С-Петербург 2006 г. 31. Скоролупова О.А. «С русским народным декоративно-прикладным искусством». М. 2005 г. 32. Соцкова А.Г. «Открытки своими руками», Харьков 2008 г. 33. Сорокина Т. «Техника пейп-арт», М. 2014 г. 34. Скиба Т.В. «2222 лучшие загадки». М. 2014 г. 35. Тюрина Н. «Чудо-кожа», М. 1998 г. 36. Уотт Ф. «365 поделок из бумаги», М. 2012 г. 37. Форлин М.«Открытки своими руками», М.2005 г. 38. ФорлинМ. «Открытки своими руками», М. 2007 г. 39. Федосеев С. «Фигурки из пробок». М.2014 г. 40. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги», М. 2008 41. Чибрикова О. «Нескучный дом», М.2008 г. 42. Чаянова Г. «Соленое тесто», М. 2005 г. 43.Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младших школьников - М.: Просвещение, 1974 г. 10 Вид образовательн ого и информационн ого ресурса (печатный / электронный) Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Информационно-телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP; - MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, InternetExplorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук. Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: Первая категория Уровень образования педагога: Среднее профессиональное Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы 5. Оценочные материалы. 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (тест-опрос, тест-рисунок, беседа, загадки по теме, педагогическое наблюдение), практические (выполнение изделия, защита творческой работы по замыслу, выставка работ), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самоанализ), дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся. Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям: - по степени владения теоретическим материалом; - по качеству выполнения всех этапов технологического процесса; - по качеству выполнения изделий по образцу. Форма предъявления результатов – выставки - представления творческих работ учащихся. Лучшие работы отбираются на городскую и областную выставки. Модуль 1 «Декоративно-прикладное творчество». Тест-рисунок для определения мышления, воображения и творческих способностей учащихся «Веселые картинки». Цель методики: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения. Каждому ребенку выдается картинка с изображением одного героя («Рыбка», «Кот» или «Улитка» и т.д.) Дети рассматривают картинки и говорят, что изображено у них. Задание: придумать и нарисовать то, что герой делает или что с ним происходит, что находится вокруг 11 него, изобразить свой сюжет. Детям выдается лист бумаги с надписью и наклеенным фрагментом картинки. Материалы: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. Время исполнения задания 15 минут. Диагностика проводится по критериям таблицы: Показатели Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 3 балла 2 балла балл 1.Умение правильно передавать пространственн ое положение предмета и его частей Части предмета расположены верно. Правильно передает пространство (близкие предметы – ниже, дальние – выше, передние – крупнее) Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения 2.Разработаннос ть содержания изображения Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребенка есть потребность дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями. Яркая эмоциональная выразительность Ребенок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности Изображение лишено эмоциональной выразительности 4.Самостоятель ность и оригинальность замысла Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинален. Задание выполняет самостоятельно Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью . Обращается за помощью. Ребенок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями 5.Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом 6.Уровень развития воображения Сюжет соответствует предварительному рассказу о нем Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нем Частичное экспериментирован ие. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа Замысел стереотипный. Изображает не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает педагог, без инициативы и самостоятельности Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нем Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо») 3.Эмоционально сть образа, предмета, явления Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа 12 3 уровня развития умений и навыков: - высокий уровень (18-15 баллов): при выполнении задания проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. - средний уровень (14-10 баллов): ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью педагога составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в задании; удовлетворительное качество выполненной работы. - низкий уровень (9-6 баллов): ребенок с помощью педагога затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы. Результаты заносятся в таблицу: № Имя ребенка №1 №2 Показатели №3 №4 №5 №6 Общий балл 1 2 3 Рисунки каждого обучающегося оцениваются и сравниваются по 2 рисунка разных периодов (первоначального и контрольного этапа). № Имя ребенка, возраст Первоначальный этап (мес….) Контрольный этап (мес….) Итоговый результат 1 2 3 4 5 6 7 Модуль 2 «Изобразительная деятельность». Тест-опрос. 1.Как называется художественное изображение на полотне? А) гардина Б) картина - правильный ответ В) подрамник Г) холст 2. Как называют человека, который красиво рисует, лепит, вырезает. А) художник - правильный ответ Б) модельер В) конструктор Г) строитель 3. Как называется быстрый рисунок, выполненный с натуры различными художественными материалами? А) построение Б) этюд В) композиция Г) набросок - правильный ответ 4.Часть руки и инструмент художника. А) палец Б) палитра В) кисть - правильный ответ Г) плечо 5. В каком виде изобразительного искусства используется акварель, акрил, гуашь. А) скульптура Б) архитектура В) живопись - правильный ответ Г) графика 6. Какие цвета являются основными? 13 А) красный, синий, желтый - правильный ответ Б) желтый, коричневый, красный В) голубой, синий, фиолетовый Г) белый, черный 7. Какой цвет является холодным? А) красный Б) голубой - правильный ответ В) коричневый Г) оранжевый 8. Как называются краски, которые обязательно разводятся водой и дают ощущение прозрачности и легкости? А) масляные Б) акриловые В) акварель - правильный ответ Г) гуашь 9. Великий художник- живописец, который всегда рисовал море. А) Леонардо да Винчи Б) Шишкин В) А. Кастеев Г) Айвазовский - правильный ответ 10. Специальный предмет, на котором художники смешивают краски. А) мольберт Б) палитра - правильный ответ В) кисти Г) ластик 11. Вид изобразительного искусства , основным выразительным средства которого является: линия, штрих, пятно. А) живопись Б) архитектура В) графика - правильный ответ Г) скульптура 12. Линию, очерчивающую форму предмета называют. А) волнистой Б) контурной - правильный ответ В) ломаной Г) прямой 13. Изображение природы, сельской местности или улиц города называют. А) пейзаж - правильный ответ Б) натюрморт В) портрет Г) граффити 14. Чистые цвета, без примеси белого или черного цвета называют. А) яркими Б) теплыми В) насыщенными - правильный ответ Г) холодными 15. Как называется живопись, выполненная по мокрой штукатурке. А) гобелен Б) фреска - правильный ответ В) роспись Г) мозаика 16. Ритмичное повторение и чередование одинаковых элементов изобразительного искусства называют. А) композицией Б) резьбой В) орнаментом - правильный ответ Г) росписью 6.Методические материалы Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. 14 Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - панно и картины из природного и искусственных материалов, шерсти и соленого теста; - фигурки из соленого теста и глины; - декоративные бутылки, баночки и вазы; - открытки ручной работы; - аппликации из бумаги, ткани, искусственных и природных материалов; - изделия в смешанной технике; Дидактическое обеспечение: иллюстрации, распечатки, фото, схемы, книги и журналы по декоративно-прикладному творчеству. Список литературы для педагога Башкирцева Л. А. Природа и фантазия - Екатеринбург: «Дв. Молодежи», 1998 – 34с. Безруков В. С. Словарь нового педагогического мышления - Екатеринбург, 1992 г. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей – М.: Академия, 2002 – 320с. Васильева И. И. Фантазии цвета – Екатеринбург: 2005 – 72с. Васильева И.И. Со-Творчество – Екатеринбург: 1998 – 74с. Волков А.П. Приобщение школьников к творчеству - М.: Просвещение, 1982. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека - М.: 2000 г. Защиринская О.В. Психология детей с ОВЗ – СПб.: Речь, 2007 г. Костина Е.Н. Психологическая характеристика детей разных возрастных групп – Екатеринбург: «Дв.Молодежи», 1998 – 34с. 10. Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004. – 180 с. 11. Кондратьева, С. Ю. Если у ребенка задержка психического развития - СПб.: Детство-Пресс, 2011 - 59 с. 12. Коняева Е. А., Павлова Л. Н. Краткий словарь педагогических понятий – Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2012 – 131с. 13. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского – М., 2003. 14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе М.: АПК ПРО. 2002. – 230 с. 15. Скоролупова О. А. С русским народным декоративно-прикладным искусством - М.: 2005 г. 16. Скиба Т.В. 2222 лучшие загадки - Ростов-на-Дону.: 2014 – 384с. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Список литературы для учащихся 1. Аллен Д. «Объемные поделки из бумаги», Москва 2009 г. 2. Александрова М. «Ракушки», М. 2011 г. 3. Бельтюкова Н. «Учимся лепить», М. 2004 г. 4. Вальтер И. «Цветы из декоративной бумаги», М.2007 г. 5. Верхола А. «Волшебный фетр», М. 2014 г. 6. Гибсон Р. «Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы». М. 1998 г. 7. Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы», М .1995 г. 15 8. Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала». М. 1984 г. 9. Горяева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», М. 2000 г. 10. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. М.1991 г. 11. Дженкинс Д. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек», М. 2008 г. 12. Данкевич Е. «Лепим из соленого теста», С-Петербург 2001г. 13. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги»,Яросл.2000 г. 14. Кабаченко С. «Поделки из фисташек», М.2008 г. 15. Корвин-Кучинская Е.В. «Секреты поделок из бумаги и картона», М. 2015 г. 16. Кискальт И. «Соленое тесто», М. 2003 г. 17. Митителло К. «Аппликация», М. 2004 г. 18. Новикова И.В. «100 поделок из кожи», М. 2000 г. 19. Новикова И.В. «100 поделок из природных материалов», М. 2004 г. 20. Петрова «Объемная аппликация», С-Петербург 2006 г. 21. Скоролупова О.А. «С русским народным декоративно-прикладным искусством». М. 2005 г. 22. Соцкова А.Г. «Открытки своими руками», Харьков 2008 г. 23. Сорокина Т. «Техника пейп-арт», М. 2014 г. 24. Скиба Т.В. «2222 лучшие загадки». М. 2014 г. 25. Тюрина Н. «Чудо-кожа», М. 1998 г. 26. Уотт Ф. «365 поделок из бумаги», М. 2012 г. 27. Форлин М.«Открытки своими руками», М.2005 г. 28. ФорлинМ. «Открытки своими руками», М. 2007 г. 29. Федосеев С. «Фигурки из пробок». М.2014 г. 30. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги», М. 2008 31. Чибрикова О. «Нескучный дом», М.2008 г. 16 ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Учебный план адаптированной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Природа и фантазия» № п/п 1. 2. Модули Первый год обучения Всего Теория Практика Декоративноприкладное творчество Изобразительная деятельность 75 12 63 33 7 26 Всего учебных часов Итого 108 19 89 Второй год обучения Всего Теория Практика Формы Формы аттестации аттестации (контроля) (контроля) 75 12 63 Тестопрос, выставка 33 7 26 Тестопрос, выставка 108 19 89 216 учебных часов ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Календарный учебный график адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Природа и фантазия» на 2024-2025 учебный год Этапы образовательного процесса Начало учебного года 1 год обучения 2 и 3 год обучения 2 сентября 2024 г. 2 сентября 2024 г. Формирование объединений Продолжительность учебного года Промежуточная аттестация (контроль) 19 августа 2024г.31 августа 2024г. 36 недель 26 августа 2024г.31 августа 2024г. 36 недель нет 25-27 декабря 2024г. Промежуточная аттестация (контроль) Окончание учебного года 21-22 мая 2025г. 21-22 мая 2025г. 23 мая 2025г. 23 мая 2025г. Резерв учебного времени 5 часов 5 часов Примечание окончание учебного года может быть перенесено на срок в соответствии с резервом учебного времени 5% от продолжительности ДООП зимние Каникулы с 01 января 2025г. – 08 января 2025г. летние с 01 июня 2025г. – 31 августа 2025г. праздничные нерабочие дни 04.11.2024, 31.12.2024, 01-07.01.2025, 22-24.02.2025, 08-10.03.2025, 01-04.05.2025, 09-11.05.2025, 12-15.06.2025 Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Природа и фантазия» модуль 1 «Декоративно-прикладное творчество» Возраст учащихся: 7-16 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Лисицина Елена Леонидовна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Декоративно-прикладное творчество» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль «Декоративно-прикладное творчество» позволяет познакомиться с изделиями народных мастеров, сделать интересные поделки из разнообразного природного и бросового материалов. Чувства и эмоции, которые дети испытывают в данный момент, выражают через творческую деятельность. В процессе занятий у детей развиваются наблюдательность, воображение, фантазия, зрительная и слуховая память, логика, формируются и уточняются многие представления об окружающем мире. Дети получают навыки ручного труда по разным видам деятельности: обработка природного и бросового материалов, лепка, бумагопластика, плетение и др., знакомятся с разнообразием техник, материалов и способами их обработки. Все это способствует развитию творческих способностей, уверенности в себе, мелкой моторики рук. Срок реализации 2 года. Цель и задачи модуля Цель: развитие у учащихся психомоторных и художественных возможностей в процессе доступной для их возраста и физического состояния деятельности. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: 1. научить технологическим приемам обработки природного и бросового материалов; 2. привить навыки ручного труда; 3. научить изготовлять сувениры и поделки по образцу и по замыслу. Развивающие: 1. развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные способности, образное мышление, воображение, фантазию, память, внимание, речь и познавательную активность детей с ЗПР; 2. развивать позитивное мышление об окружающем мире, о себе, готовность к преодолению трудностей; 3. развивать интерес к истории народных промыслов, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками; 4. способствовать социализации ребенка в окружающем мире, саморазвитию и личностному самоопределению; 5. формировать умения и навыки ручного труда. Воспитательные: 1. воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, бережливость, уважение к творчеству других, способность ценить прекрасное и стремление создавать его. Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций Метод создания ситуации успеха При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - требования к технике безопасности на занятия. Планируемые результаты Первый год обучения. Образовательные: - изготовление сувениров и поделок по образцу и по замыслу; - эстетически оформлять изделия. Развивающие: - виды и свойства природного и бросового материалов; - технологические приемы и способы обработки материала; - основы цветоведения и композиции; - технику безопасности во время работы. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Второй год обучения. Образовательные: - подбирать технологические приемы к выбранной теме; - эстетически оформлять изделие; - изготовлять сувениры по образцу и по замысду; Развивающие: - виды и свойства природного материала; - народные промыслы: природный материал в изделиях народных мастеров; - технологические приемы и способы обработки материала; - основы цветоведения и композиции; - технику безопасности во время работы. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Учебно-тематический план № Первый год обучения Второй год обучения Количество часов Количество часов Название темы общее теория практ. общее теория практ. 1. Поделки из природного материала 12 2 10 15 2 13 2. 24 3 21 21 3 18 3. Бросовый материал и смешанные техники Лепка 9 2 7 9 2 7 4. Бумагопластика 18 3 15 12 2 10 5. Работа по замыслу 12 2 10 15 2 13 6. Промежуточная аттестация - - - 3 1 2 75 12 63 75 12 63 Всего учебных часов: Итого: 150 часов Календарно-тематическое планирование первого года обучения Месяц Название темы Содержание занятий Ча сы Форма контроля сентябрь Поделки из природного материала Содержание курса. Режим работы объединения. Классификация природного материала. Техника безопасности. «Грибподберезовик». 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа сентябрь Поделки из природного материала Аппликация «Осенний лес». Цветные камни, песок и правила их приклеивания. Композиция, цвет, оформление. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа сентябрь Бросовый материал и смешанные техники Аппликация из ткани на картоне «Павлин». Подбор ткани по цвету, форме. Композиция, размер. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа сентябрь Бросовый материал и смешанные техники Кукла-носок «Чудик» для игры в 3 настольный кукольный театр. Игра с куклой. Имя, характер и настроение куклы, диалог. Оригами-куклы «Веселые зверята» для игры в настольный кукольный театр. Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Куклы на ложках. Изготовление кукол для кукольного театра на выбор: «Заяц», Педагогичес кое Бросовый материал и 3 Приме чание смешанные техники «Кот», «Бабочка», «Придумай свою куклу». Имя, характер и настроение куклы. октябрь Работа по замыслу «Изготовь куклу для кукольного театра». Выбор материала, способа изготовления, имя, характер. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Бумагопласти ка Объемная скульптура «Белочка и зайчик». 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Лепка 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Поделки из природного материала. Соленое тесто. Рецептура, свойства и возможности теста. Простые формы, дополнительный материал и инструменты для лепки. «Яблоки». Роспись и оформление поделок в единую композицию. Фоторамка. Цветной песок и галька. Правила рисования песком. Выбор цвета, рисунка. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Бумагопласти ка Плетение из бумажных лент «Коврик» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Поделки из природного материала. Аппликация (скорлупа фисташек, крупа, семена) 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Лепка Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Работа по замыслу Соленое тесто. «Овощи и фрукты». Лепка 3 объемных поделок и на плоскости. Виды овощей и фруктов, их различия. Способы и секреты лепки. . Оформление и роспись поделок из теста «Овощи и фрукты». Цвет и оттенки Аппликация из цветного песка 3 «Волшебный цветок» декабрь Бросовый материал и смешанные техники Новогодние открытки и аппликации. Маски Педагогичес кое наблюдение, беседа наблюдение, беседа 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бумагопласти ка Бумажная мозаика. Виды, форма и цвет морских раковин. Расположение квадратов на рисунке, выбор цвета 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бумагопласти ка «Конфетки». Интерьерные новогодние украшения. Закручивание и скручивание бумаги. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бросовый материал и смешанные техники «Говорящая морковка». Кукла для настольного кукольного театра и игра. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Работа по замыслу Деревце из природного материала на выбор 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Лепка Пластилин. Аппликация на тарелочке «Красивый узор». Выбор цвета, орнамента 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Работа по замыслу Фигурки из природного материала и пластилина 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Бумагопласти ка «Жираф-длинноножка». Бумажная скульптура – игрушка-длинноножка. Склеивание, роспись, декорирование. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Бросовый материал и смешанные техники «Мышка-балерина» (1 часть). Объемная скульптура из пробок 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бумагопласти ка Блокноты 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бросовый материал и смешанные техники «Кактус в горшке». Роспись морских камней. Объемная аппликация. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Бросовый материал и смешанные техники «Синяя птица». Скульптура из бумажного стаканчика. 3 Всего: 75 Педагогичес кое наблюдение, беседа Календарно-тематическое планирование второго года обучения Месяц Название темы Содержание занятий Ча сы Форма контроля Содержание курса. Режим работы объединения. Классификация природного материала. Техника безопасности. Аппликация «Осень». Цветные камни, песок и правила их приклеивания. Композиция, цвет, оформление. Аппликация из ткани на картоне «Петушок». Подбор ткани по цвету, форме. Композиция, размер. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа сентябрь Поделки из природного материала. Изделие из шишек «Жар-птица». Правила соединения деталей, дополнительный материал. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа сентябрь Бросовый материал и смешанные техники Куклы на ложках. Изготовление кукол для кукольного театра на выбор: «Девочка», «Кот», «Придумай свою куклу». Имя, характер и настроение куклы. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Лепка Пластилин. Аппликация на тарелочке «Волшебный сад». Лепка мелких деталей. Композиция, пропорция. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Бросовый материал и смешанные техники «Пингвин на лыжах». Сувенир из бумажных стаканчиков и дополнительного материала. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа октябрь Лепка Соленое тесто. Рецептура, свойства и возможности теста. Простые формы, дополнительный материал и 3 Педагогичес кое сентябрь Поделки из природного материала сентябрь Бросовый материал и смешанные техники Приме чание инструменты для лепки. «Овощи, фрукты». наблюдение, беседа октябрь Поделки из природного материала. Аппликация. Цветной песок и галька. Правила рисования песком. Выбор цвета, рисунка. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Поделки из природного материала. Аппликация (скорлупа фисташек, крупа, семена) 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Лепка Соленое тесто. «Поросенок», «Кот». Лепка объемных поделок. Способы и секреты лепки. Оформление и роспись 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Поделки из природного материала. Панно из семян, зерен, скорлупы. Виды, размер и цвет материала, правила приклеивания. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Бумагопласти ка Бумажная мозаика «Бабочка», «Морской конек». Расположение квадратов на рисунке, выбор цвета. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа ноябрь Работа по замыслу Аппликация из цветного песка 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бумагопласти ка «Клоун». Бумажная скульптура – игрушка-длинноножка. Склеивание, роспись, декорирование. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бросовый материал и смешанные техники «Коктейль». Кукла для настольного кукольного театра и игра. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Работа по замыслу Цветы из природного материала на выбор 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бросовый Новогодние открытки. Маски Педагогичес 3 материал и смешанные техники кое наблюдение, беседа декабрь Работа по замыслу Фигурки из скорлупы орехов и пластилина 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бумагопласти ка «Гирлянда». Интерьерные новогодние украшения. Закручивание и скручивание бумаги. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа декабрь Бумагопласти ка «Денежное дерево». Объемная аппликация. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Бросовый материал и смешанные техники «Кот» . Объемная скульптура из пробок 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа январь Бросовый материал и смешанные техники Роспись морских камней. Объемная аппликация. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Работа по замыслу Поделка из втулок и бумажных стаканчиков. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Работа по замыслу Аппликация из цветного песка и опила. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль Промежуточн ая аттестация Выставка. Тест-опрос. 3 Выставка работ, беседа Всего: 75 Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога к адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Природа и фантазия» модуль 2 «Изобразительная деятельность» Возраст учащихся: 7-16 лет Срок реализации: 2 года Составитель программы: Лисицина Елена Леонидовна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Декоративно-прикладное творчество» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 2 «Изобразительная деятельность» включает несколько видов творческой деятельности: рисунок, живопись, изучение цвета и основ композиции, графические и живописные упражнения, беседы об изобразительном искусстве, дети учатся пользоваться различными материалами и инструментами: гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши и другое. Срок освоения 2 года. Цель и задачи модуля Цель: развитие у учащихся психомоторных и художественных возможностей в процессе доступной для их возраста и физического состояния деятельности. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: -- привить знания о видах и способах изобразительной деятельности; -- учить основам изобразительной грамоты; -- учить рисованию с натуры, по памяти и воображению; -- привить знания о цвете и основам и композиции. Развивающие: -- развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные способности, образное мышление, воображение, фантазию, память, внимание, речь и познавательную активность детей с ЗПР; -- развивать эстетический вкус средствами основ цветоведения и композиции; -- развивать художественно-творческие способности. Воспитательные: -- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, бережливость, уважение к творчеству других. Планируемые результаты Первый год обучения. Образовательные: - правильно сидеть за мольбертом и столом, держать кисти и карандаши; - передавать в рисунке простую форму, общее пространственное положение и основной цвет предметов; - использовать нетрадиционные техники рисования и инструменты в работе; - творчески подходить к работе на заданную тему. Развивающие: - цвета и правила их смешивания; - простейшие сведения о перспективе, линии горизонта и тени; - технику безопасности во время работы. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Второй год обучения. Образовательные: - передавать в рисунке простую форму, общее пространственное положение и основной цвет предметов; -правильно определять и изображать форму, величину и пропорции предметов, расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги; - эстетически оформлять изделие; - анализировать и давать оценку выполненным работам; - использовать нетрадиционные техники рисования и инструменты в работе; - творчески подходить к работе на заданную тему. Развивающие: - цвета и правила их смешивания; - основы цветоведения и композиции; - особенности свойств различных видов красок; - простейшие сведения о перспективе, линии горизонта и тени; - технику безопасности во время работы. Воспитательные: - трудолюбие, аккуратность, бережливость; - целеустремленность в достижении поставленной цели; - творческое мышление и способность самовыражения; - способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Учебно-тематический план № Название темы Первый год обучения Второй год обучения Количество часов Количество часов общее теория практ. общее теория практ. 3 1 2 3 1 2 6 1 5 9 1 5 3. Сказочный мир изобразительного искусства. Правила ТБ. Графические упражнения. Живописные упражнения. Живопись по памяти и представлению Рисование и живопись с натуры 3 1 2 3 1 2 4. Живопись с фотоизображения 3 1 2 3 1 2 5. Нетрадиционные техники 15 2 13 12 2 13 6. Промежуточная аттестация 3 1 2 3 1 2 Всего учебных часов: 33 7 26 33 7 26 1. 2. Итого: 66 учебных часов Календарно-тематическое планирование первого года обучения Месяц Название темы Содержание занятий Ча сы Форма контроля февраль Сказочный мир изобразител ьного искусства. Правила ТБ. Графические упражнения Живописные упражнения Просмотр репродукций, детских работ, оригинальных произведений. Беседа о труде художника и зрителя. Правила техники безопасности. Понятие графики, материалы и инструменты. Симметрия. Упражнения «Дорисуй животное» и «Придумай и дорисуй» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа Знакомство с цветом. Виды красок, свойства и возможности. Смешение красок: основные и дополнительные цвета. Цветовой круг. Радуга. Цветовая растяжка. «Что мы любим рисовать» Натюрморт. «Яблоки». 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа февраль февраль Рисование и живопись с натуры март Живописные Цветная кляксография. Сочетание цветов. упражнения «Придумай и дорисуй» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Нетрадицио нные техники Салфетка «Натюрморт». Рисование по ткани. Печать по трафарету. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Живопись с фотоизобра жения «Красивый цветок» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Нетрадицио нные техники «Веселый осьминожка». Сочетание разных техник рисования: рисование ладошкой (оттиск), рисование по сырому фону, мятой бумагой, солью и «набрызг». 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Нетрадицио нные техники « Космос». Рисование разными техниками: смешивание и растяжка цветов, набрызг, трафарет, рисование ватными палочками, мятой бумагой и полосками 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа Приме чание апрель Нетрадицио нные техники Животное на выбор. Рисование губкой, солью. Штрих. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Нетрадицио нные техники Рисование губкой, мятой бумагой. Темы «Чудо-дерево», «Волшебный цветок» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Промежуточ ная аттестация Тест-опрос. Подготовка и отбор работ к выставке. Анализ творческих работ и подведение итогов. Поощрение. 3 Выставка работ, беседа Всего: 33 Календарно-тематическое планирование второго года обучения Месяц Название темы Содержание занятий Ча сы Форма контроля февраль Сказочный мир изобразител ьного искусства. Правила ТБ. Графические упражнения Рисование и живопись с натуры Просмотр репродукций, детских работ, оригинальных произведений. Основные средства художественной выразительности в рисунке. Правила техники безопасности. Пространство. Упражнение «Придумай и дорисуй» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа «Игрушка» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Нетрадицио нные техники Рисование ватными палочками «Времена года» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа март Живопись по памяти и представлен ию «Дом, в котором я живу» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Живопись по памяти и «Растения на другой планете» с использованием нетрадиционных техник. 3 Педагогичес кое март Примеча ние представлен ию наблюдение, беседа апрель Нетрадицио нные техники Рисование губкой «Медвежонок», «Апельсин». Трафарет. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Нетрадицио нные техники Рисование ватными палочками. Брызги, применение соли. Цветы на выбор. 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Живопись с фотоизобра жения Животное на выбор: белка, лиса, еж 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа апрель Нетрадицио нные техники Темы «Чудо-дерево», «Чудо-птица», «Волшебный цветок» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Живопись по памяти и представлен ию «Сказочный дворец», «Старый замок» 3 Педагогичес кое наблюдение, беседа май Промежуточ ная аттестация Тест-опрос. Подготовка и отбор работ к выставке. Анализ творческих работ и подведение итогов. Поощрение. 3 Выставка работ, беседа Всего: 33