Структура 1. Пояснительная записка. -нормативно – правовые основания разработки программы; -сведения о программе; -характеристика программы (ее значимость); -направленность; -адресат; -срок реализации программы; -объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; -режим занятий; -формы обучения и виды занятий; -цели и задачи программы. 2. Содержание программы. 3. Планируемые результаты. 4. Организационно – педагогические условия программы. -материально – техническое обеспечение; -информационное обеспечение (печатное и электронное); -кадровое обеспечение. 5.Оценочные материалы. 6. Методические материалы. 7. Приложение - учебный план - календарный учебный график - рабочая программа 1.Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская сказки» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ», - постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская сказки» составлена с учетом программы: театральная студия «Бенефис» Зайцевой А.С. по художественно-эстетическому направлению для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская сказки» осуществляется с использованием сетевой формы реализации образовательной программы между БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» и БМАУДО ЦДТ. Характеристика программы (ее значимости) Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения «Мастерская сказки» актуальна, поскольку является комплексной, вариативной и приобщает к традициям своего народа через изготовление самодельной игрушки, народному фольклору. Новизна дополнительной общеобразовательной программы заключается в совмещении театральной деятельности и декоративно – прикладной. Мы сами, «своими руками», создаем кукол, героев для спектаклей и сами выступаем перед зрителями. Для обучения используется метод проектирования. Учащиеся учатся разрабатывать миниспектакли, коллективные творческие проекты, индивидуальные творческие проекты. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская сказки», реализуемая в сетевой форме – это первый муниципальный опыт организации образовательной деятельности между организациями дошкольного и дополнительного образования. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является ее реализация в сетевой форме, как интеграция дополнительного и дошкольного образования. Механизм (алгоритм) реализации образовательной программы в сетевой форме Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская сказки» в сетевой форме с использованием кадровых ресурсов БМАУДО ЦДТ и материально- технической базы БМА ДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство». БМА ДОУ № 7 образовательная среда БМАУДО ЦДТ педагог дополнительного образования БМА ДОУ № 7 воспитанники реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская сказки» Механизм состоит из нескольких структурных элементов, каждый из которых имеет свою значимость. Между БМАУДО ЦДТ и БМА ДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство» заключается договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, где прописаны условия взаимодействия. Количество воспитанников – учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская сказки» определяется на основании муниципального задания, формируемым управлением образования Березовского городского округа. Документы, обеспечивающие реализацию программы в сетевой форме в БМАУДО ЦДТ - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ в Березовском муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» от 17.11.2022 № 134, - договор о сетевой форме реализации образовательных программ между БМАУДО ЦДТ и БМАДОУ № 7 от 20.12.2022. Программа «Мастерская сказки» состоит из четырех модулей: «Основы актерского мастерства», «Русские сказки», «Предания старины глубокой», «Мы памятью своей сильны». Уровни сложности разноуровневой программы: Первый год обучения. «Стартовый», предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеет шаблонные решения. Второй год обучения. «Базовый», предполагает участие в постановке и решении таких задач и заданий, для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы. Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения ремонта здания, образовательный процесс может организовываться с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Направленность Направленность программы: художественная Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей с 5 до 7 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: 8 -10 человек. Срок реализации программы Срок освоения программы - 2 года Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 144 учебных часов, из них 1 год обучения - 72 учебных часа; 2 год обучения – 72 учебных часов; Режим занятий Первый год обучения 2 раза в неделю (2 учебных часа по 25 мин) Второй год обучения 2 раза в неделю (2 учебных часа по 30 мин) После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические; Цели и задачи программы Цель: развитие творческого потенциала учащихся средствами театрального искусства и формирование навыка коллективного творческого взаимодействия. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: -научить детей выполнять изделие по образцу; -обучить детей основным приемам и основам конструирования различных изделий декоративно-прикладного творчества, различным техникам выполнения и оформления аппликаций, панно, игрушек, поделок, прочих творческих работ, способам соединения деталей, составлять целое из частей; -обучить детей правилам и техникам работы с декоративными материалами; -обучить детей навыкам безопасного владения инструментами, необходимыми для работы; Развивающие: - совершенствовать грамматический строй речи учащегося, его звуковую культуру, речевую выразительность. -развивать творческие, артистические и интеллектуальные способности учащихся; -развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание, воображение и фантазию; -развивать эстетические чувства, художественный вкус, пространственное воображение; -способствовать развитию индивидуальности и самостоятельности. Воспитательные: -сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству. -воспитывать художественный вкус и чувство прекрасного; -воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности путем привлечения детей к выполнению коллективных работ; -способствовать выработке усидчивости, терпения, аккуратности, стремления довести начатое дело до конца. 2.Содержание программы Учебный план № 1 2 Тема модуля «Основы актерского мастерства» «Русские сказки» 3 «Предания старины глубокой» (знакомство с русским бытом) 4 «Мы памятью своей сильны» Итого учебных часов 1 год обучения 2 год обучения Формы аттестации всего 24 теория 6 практика 18 всего 24 теория 6 практика 18 24 3 21 20 3 17 24 3 21 24 3 21 4 2 2 72 14 58 72 12 60 Всего учебных часов Беседа, педагогическое наблюдение, контрольное упражнение. импровизация, опрос, Защита творческой работы 144 Учебно-тематический план 1 год обучения Модуль 1 «Основы актерского мастерства» № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Театр как вид искусства 4 1 3 2. Сценическое движение, дыхание. 10 3 7 3. Сценическая речь, мимика. 10 2 8 Всего учебных часов: 24 6 18 1.Театр как вид искусства Теория: понимание театра как вид искусства. Изучение жанров театра. Особенности театральных профессий и их значение в театре. Практика: игра «Театральные жанры», постановка сценок «Театральные профессии». 2.Сценическое движение. Теория: Понятие «пластика» как выразительное средство. Для чего пластика необходима актеру беседа на тему: «Для чего необходимо на сцене грамотно дышать». понятие «пластика» как выразительное средство. Для чего пластика необходима актеру. Практика: пластические тренинги. упражнения на дыхание диафрагмой. Упражнения: «Звуки», «Хм», «Шарик». Упражнения, направленные на взаимосвязь дыхания и голосового аппарата (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь». Упражнения на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе.. Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.). 3.Сценическая речь. Мимика. Теория: беседа «Эмоции на сцене их проявление через мимику». Мимическая гимнастика. беседа «Артикуляционная разминка в жизни актера». Практика: Мимическая гимнастика. Игры: «Мимы», «Эмоции», «Подарки». Постановка сценок. Артикуляционная гимнастика: упражнения на мимику, тренировка мышц языка, нижней челюсти упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Тренировка гласных и согласных звуков (упражнение «Комбайн»). Упражнения по скороговоркам и чистоговоркам. Разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение Модуль 2 «Русские сказки» № Название темы Количество часов всего теория практика 1 7 2 Изготовление декораций и костюмов для 8 спектаклей 10 Постановка спектаклей, репетиции 2 8 3 Показ спектаклей 6 1 5 Всего учебных часов: 24 4 20 1 1. Изготовление декораций и костюмов для спектаклей Теория: знакомство с теневым театром, театром на палочках и другими видами. Практика: изготовление декораций из доступных материалов (стаканчики, палочки, картон…) для постановок сказок: «Как звери зайцу помогли», «Гуси – лебеди», «Репка», «Под грибком» 2. Постановка спектаклей, репетиции Теория: знакомство со сказками, распределение ролей. Практика: репетиции, заучивание слов по ролям. Художественное и музыкальное оформление. 3.Показ спектаклей Практика: выступление артистов перед детьми младших и средних групп Модуль 3 «Придание старины глубокой» (знакомство с русским бытом) № Название темы Количество часов всего теория практика 1 7 7. Изготовление декораций и костюмов для 8 спектаклей 10 Постановка спектаклей, репетиции 2 8 8. Показ спектаклей 6 1 6 Всего учебных часов: 24 4 20 6. 1. Изготовление декораций и костюмов для спектаклей Теория: знакомство с играми, традициями русской культуры, фольклором. Практика: изготовление кукол из тканей с различной крупой, травами. 2.Постановка спектаклей, репетиции Теория: знакомство с утварью русского быта в мини музее «Русская изба» в ДОУ распределение ролей. Практика: репетиции, заучивание слов по ролям. Художественное и музыкальное оформление. 3.Показ спектаклей Практика: выступление артистов перед детьми младших и средних групп. Учебно-тематический план 2 год обучения Модуль 1 «Основы актерского мастерства» № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Театр как вид искусства 4 1 3 2. Сценическое движение, дыхание. 10 3 7 3. Сценическая речь, мимика. 10 2 8 Всего учебных часов: 24 6 18 1.Театр как вид искусства Теория: Изучение жанров театра. Особенности театральных профессий и их значение в театре. Практика: игры с воображаемым объектом, разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» Игра-пантомима «Медвежата» 2.Сценическое движение. Теория: Понятие «пластика» как выразительное средство. Для чего пластика необходима актеру беседа на тему: «Для чего необходимо на сцене грамотно дышать», понятие «пластика» как выразительное средство. Для чего пластика необходима актеру. Практика: пластические тренинги. упражнения на дыхание диафрагмой. Игра-пантомима «Был у зайца огород» Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала. Упражнения, направленные на взаимосвязь дыхания и голосового аппарата (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Упражнения на рождение звука: «Мельница», «Паровозик», Упражнения на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе. Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», « Громко – тихо» и т.д.). 3.Сценическая речь. Мимика. Теория: беседа «Эмоции на сцене их проявление через мимику». Мимическая гимнастика. беседа «Артикуляционная разминка в жизни актера». Практика: Мимическая гимнастика. «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем» Игры на мышечное напряжение и расслабление. Проговаривание диалога с различными интонациями. Игры-превращения. Игры: «Эмоции», «Сюрприз», «Я дарю тебе….» Постановка сценок. Артикуляционная гимнастика: упражнения на мимику, тренировка мышц языка, нижней челюсти упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Упражнения по скороговоркам и чистоговоркам. Разучивание скороговорок с постепенным увеличением темпа. Модуль 2 «Русские сказки» № Название темы Количество часов всего 2 Изготовление декораций и костюмов для 6 спектаклей 10 Постановка спектаклей, репетиции 3 Показ спектаклей 4 Всего учебных часов: 20 1 теория практика 1 5 2 8 4 3 17 1. Изготовление декораций и костюмов для спектаклей Теория: знакомство со сказками. Практика: изготовление декораций из доступных материалов (стаканчики, палочки, картон…) для постановок сказок: «Рукавичка», «Кто сказал Мяу?», «Кошачий концерт» (стихи о кошках) 2.Постановка спектаклей, репетиции Теория: распределение ролей. Практика: репетиции, заучивание слов по ролям. Художественное и музыкальное оформление. 3.Показ спектаклей Практика: выступление артистов перед детьми младших и средних групп Модуль 3 «Придание старины глубокой» (знакомство с русским бытом) № Название темы Количество часов всего 7. Изготовление декораций и костюмов для 10 спектаклей 10 Постановка спектаклей, репетиции 8. Показ спектаклей 4 Всего учебных часов: 24 6. теория практика 2 8 2 8 4 4 20 1. Изготовление декораций и костюмов для спектаклей Теория: знакомство с играми, традициями русской культуры, фольклором. Практика: изготовление кукол из тканей с различной крупой, травами. 2.Постановка спектаклей, репетиции Теория: знакомство с утварью русского быта в мини музее «Русская изба» в ДОУ распределение ролей. Практика: репетиции, заучивание слов по ролям. Художественное и музыкальное оформление. 3.Показ спектаклей Практика: выступление артистов перед детьми младших и средних групп. Модуль 4 «Мы памятью своей сильны» 2 год обучения № Название темы Количество часов всего 2 Изготовление декораций и костюмов для 1 спектакля 2 Постановка спектакля, репетиции 3 Показ спектакля 1 Всего учебных часов: 4 1 теория практика 1 1 1 1 1 3 1. Изготовление декораций и костюмов для спектаклей Практика: сбор писем, рисунков в посылки солдатам, создание декораций и эскизов для постановки «Пусть будет мир» (теневой театр). 2.Постановка спектакля, репетиции Теория: разбор стихотворений о войне. Практика: репетиции, заучивание слов по ролям. Художественное и музыкальное оформление. 3.Показ спектаклей Практика: выступление артистов перед детьми младших и средних групп. 3. Планируемые результаты Первый год обучения Учащиеся умеют: - выполнять изделие по образцу; - основным приемам и основам конструирования различных изделий декоративноприкладного творчества, различным техникам выполнения и оформления аппликаций, панно, игрушек, поделок, прочих творческих работ, способам соединения деталей, составлять целое из частей; Учащиеся знают: обычаи русской культуры; виды театра, правила поведения в театре; как грамотно строить предложения и составлять пересказ, проявлять эмоции. Личностные результаты: -сформирована потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость; -сформированы основы самоконтроля, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность; - проявляет личностные качества: инициативность, творчество, индивидуальность. -достаточно развиты мелкая моторика рук, глазомер, внимание, воображение и фантазию; Второй год обучения Учащиеся умеют: соблюдать последовательность в работе; - основным приемам и основам конструирования различных изделий декоративноприкладного творчества, различным техникам выполнения и оформления аппликаций, панно, игрушек, поделок, прочих творческих работ, способам соединения деталей, составлять целое из частей; - показывать разное эмоциональное состояние своих героев; передавать их настроение. Учащиеся знают: обычаи русской культуры, название старинных предметов и их назначение; виды театра, правила поведения в театре; как грамотно строить предложения и составлять пересказ, проявлять эмоции. запоминать достаточно большой объем диалогов Личностные результаты: активное участие в конкурсах различного уровня; сформированы умения детей выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо; дети эмоционально раскрепощены и не боятся выступлений планирует свою деятельность, организует рабочее место, проявляет аккуратность, организованность. 4. Организационно – педагогические условия программы Материально – техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в изостудии, расположенной на втором этаже здания БМАДОУ «Детский сад №7 «Седьмое королевство». -стул детский на регулируемых ножках – 22 шт -облучатель воздуха бактерицидный настенный – 1 шт. -столы детские – 21 шт -шкафы для наглядных пособий – 4 шт -письменный стол – 1 шт -стул для персонала полумягкий – 1 шт -умывальник –1 шт -магнитно – маркерная доска – 1 шт. Информационно – телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно – программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP. Аудиовизуальные средства: - ноутбук, проектор. Методическое и информационное обеспечение Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) учебные, учебно-методические издания 1. А.Ю.Андреева Костюм русской знати. От Византии до Модерна. Санкт-Петербург, «Паритет», 2008 2. Д.В.Берти Лоскутное шитье. - М.: Мир книги, 2004 3. А.Ф.Бланк «Практическая книга по моделированию женской одежды. Легпромбытиздат, 1992 - 256с. 4. П.Боэренс Вышивка крестом. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 5. Р.Бюлер «Цветы и букеты. Легкий пэчворк». - М.: Арт-родник, 2008 58с. 6. М.А.Дрючкова 100 фасонов женского платья. - Издательство Минск, Госиздат БССР, 1965 7. Журналы мод «BURDA» - 1992-2019гг 8. Р.В.Захоржевская «История костюма». - М.: РИПОЛ классик, 2005, 288с. 9. Т.Ф.Исланкина Пошив легкого женского платья. М: Росгизместпром, 1955 - 233с. 10. К.Клифто-Могг Текстиль в интерьере .- М: Арт-Родник, 2007 11. Е.Малахова Учебный курс изготовления искусственных цветов 12. В.Д.Насонова Как научиться кроить и шить. - Свердловск, Свердловское книжное издательство, 1959 -116с. 13. Л.Невзгодина «Вышивка лентами». - М.: Эксмо, 2011 - 179с. Вид образовательно го и информационн ого ресурса (печатный / электронный) Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный 14. Книга Техники лоскутного шитья. - SINGER Печатный 15. Э.Тиль История костюма. - М.: СПб, 1993 16. О.В.Трифонова Шьем вместе. Конструирование, моделирование, Печатный технология одежды, программа, 2002г. 17. Книга Шелковые ленты. Лучшие идеи вышивок. - Минск, Харвест, Печатный 2010 Кадровое обеспечение Профессиональная категория: высшая категория Уровень образования педагога: высшее образование Уровень соответствия квалификации: образование педагога соответствует профилю программы 5. Оценочные материалы. 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение, тестирование). Вводный мониторинг проводится в начале учебного года в виде беседы. Промежуточный по итогам первого полугодия. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (защита творческой работы, контрольное упражнение), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины неправильного исполнения элементов, устранение обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся. Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям: - по степени владения теоретическим материалом; - по качеству выполнения всех этапов технологического процесса; - по качеству выполнения изделий по образцу. Форма предъявления результатов – выставки - представления творческих работ учащихся различного уровня. Личная карточка учащегося ФИО обучающегося (полностью) Возраст Группа Карта оценки результативности реализации образовательной программы Цель: проверка результативности освоения Программы Название программы, срок ее освоения: личная карточка учащегося, которая содержит определенные параметры результативности реализации программы. Достижения учащимися планируемых результатов оцениваются по критериям: по степени владения теоретическим материалом; по качеству выполнения всех этапов практической работы; по степени умения самостоятельно работать по образцу. Форма предъявления результатов – выступления перед детьми младшего возраста Параметры результативности Характеристика реализации результативности программы Опыт освоения Информация не теоретической освоена информации Опыт практической деятельности Способы деятельности не освоены Опыт эмоциональноценностных отношений (вклад в формирование личностных качеств учащегося) Отсутствует позитивный опыт эмоционально ценностных отношений (проявление элементов агрессии, защитных реакций, негативное, неадекватное поведение) Опыт творчества Освоены элементы репродуктивной деятельности Опыт общения Общение Отсутствует (учащийся закрыт для общения) Оценка уровня результативности 1 2 3 4 5 Характеристика результативности Информация освоена полностью соответствии с задачами программы Способы деятельности освоены полностью в соответствии с задачами Программы Приобретён полноценный, разнообразный, адекватный содержанию программы опыт эмоциональноценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств учащегося Приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности (оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата) Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагогучащийся» и «учащийся - Осознание учащимся актуальных достижений Мотивация и осознание перспективы Опыт общения Рефлексия отсутствует Мотивация и осознание перспективы отсутствуют Общение отсутствует (учащийся закрыт для общения) учащийся». Доминируют субъектсубъектные отношения Актуальные достижения учащимся осознаны и сформулированы Стремление учащегося к дальнейшему совершенствованию в данной области (у учащегося активизированы познавательные интересы и потребности) Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагогучащийся» и «учащийся учащийся». Доминируют субъектсубъектные отношения Методические материалы Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - куклы –марионетки; - куклы из стаканчиков, тарелок, куклы на палочках; -эксизы фигурок для создания теневого театра; - изделия в технике лоскутного шитья; - утварь в музее ДОУ «Русская изба». Дидактическое обеспечение: - лекала и выкройки изделий; - иллюстрации; Список литературы для педагога 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1992г. 2. Гиппиус СВ. Гимнастика чувств.- М., 1967 г. 3. Захаржевская Г.В. Костюм для сцен. - М., 1973 г. 4. К.С Станиславский "Работа актера над собой" 5. К.С Станиславский "Работа актера над собой" 6. Контарева О.Г. Костюмы детских праздников. - М., 2001 г. 7. Корогодский З.Я. Репетиции... репетиции...репетиции. - М., 1978 г. Кох И.Э. основы сценического движения.- М., 1962 г. 8. М. Кипнис Актерский тренинг .- С.П.,2010г. 9. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. - М., 1976 г. 10. Путешествие в мир "театр". - М., 2002 г. 11. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства.- М., 1983 г. 12. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург, 1992 г. 13. Театр - студия "Дали". Образовательные программы, игровые уроки, репертуар,/ж. "Я вхожу в мир искусства", №5-№6.1997 г., М. 14. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками.- М., 2001. 15. Черемошкина А.В. Развитие внимания детей.- М., 1997 г. 16.Князев О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 304 с.: ил. 17.Савельева Н.М. В мире красок. – СПб.; ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 32 с., цв. ил. 18.Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ: учеб. - метод. пособие. — СПб.: ООО «Издательство «Детство- пресс», 2012. 96 с. 19.Цыгвинцева О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80с., цв. ил. Список литературы для учащихся (родителей) 1. Петров В.А. Нулевой класс актера.- М., 1985 г. 2. Нахимовский A.M. Театральное действо от "А «до «Я". - М., 2002 г. 3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80 с. 4.Дени Г. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. —М.: Эксмо, 2020. 256 с. 5.Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ: учеб. - метод. пособие. — СПб.: ООО «Издательство «Детство- пресс», 2012. 96 с. 6.Цыгвинцева О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80с., цв. ил. Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская сказки» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 1 «Основы актерского мастерства» направлен на развитие основных навыков и способностей самовыражения через слова. Развитие диапазона голоса, работа над дыханием и дикцией, изучение логико-интонационных закономерностей - вот основные задачи дисциплины. Речь любого актёра должна быть чистой, чёткой, внятной и охватывающей глубину зала, это неотъемлемые качества, необходимые для сценической деятельности. Однако они необходимы и в жизни, следовательно, их развитие благотворно влияет и на внесценическую деятельность ребёнка. В первую очередь изучается сама работа артикуляционной системы организма: мимика, дыхание, работа с тембром голоса. И в последствии развиваются дикция, эмоциональная окраска речи, и т.д. Цель - формирование у дошкольников элементарных знаний искусстве. Задачи модуля Обучающие: • Постановка правильного сценического дыхания; • Развитие мимики, разработка мимических мышц лица; • Получение навыков эмоционального окрашивания реплик. о театральном Развивающие: • Совершенствовать грамматический строй речи учащегося, его звуковую культуру, речевую выразительность. • Обучение детей работе с голосом, раскрытие его возможностей; • Улучшение дикции, работа над правильной и выразительной речью. Воспитательные: • Развитие общей культуры речи. • способствовать выработке усидчивости, терпения, аккуратности, стремления довести начатое дело до конца. Планируемые результаты освоения учащимися 1 модуля Обучающие: • Значение понятий «дыхательный аппарат», «артикуляция», «дикция», «мимика»; • Устройство и значение в работе актёра дыхательного, голосового и речевого аппаратов, а также артикуляционных мышц лица; • Упражнения для разминки, необходимой чтецу перед выходом на сцену. Развивающие: • Правильно использовать дыхательный и голосовой аппараты для получения оптимального звука во время работы на сцене; • Управлять мышцами лица для отражения различных эмоциональных окрасов речи; • Правильно и уверенно произносить реплики на сцене; Воспитательные: сформировать умения детей выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо; дети эмоционально раскрепощены и не боятся выступлений чётко и правильно произносить слова, а так же их сложные сочетания; • самостоятельно осуществлять расстановку смысловых ударений в предложениях (репликах); • эмоционально окрашивать различными способами любые слова, словосочетания, предложения, монологи. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - разработки бесед. № Дидактическое обеспечение: - картинки на тему «Эмоции»; - картинки для составления рассказов. 1 год обучения Учебно- тематический план Название темы Количество часов всего теория практика 1. Театр как вид искусства 4 1 3 2. Сценическое движение, дыхание. 10 3 7 3. Сценическая речь, мимика. 10 2 8 Всего учебных часов: 24 6 18 Дата тема сентябрь Театр как вид искусства Театр как вид искусства октябрь Календарно тематическое планирование Кол Содержание Форма контроля – во часо в 2 Знакомство с основными Беседа, понятиями театра. педагогическое - Что такое театр? наблюдение. Виды театров. - С чего начинается театр? Что означают слова: фойе, гардероб, занавес, режиссер, кукловод, репетиция, антракт? Игры – загадки про театр. 2 Театральные профессии. импровизация, - Знакомство с театральными опрос. профессиями и их важность. - Знакомство с устройством театра изнутри. - Для чего в театре нужен гример, костюмер, декоратор. Игровая деятельность. Сценическое движение, дыхание. 2 Сценическое движение, дыхание. 2 Сценическое движение, дыхание. 2 Понятие «пластика» как выразительное средство. Знакомство с дыхательными упражнениями Игровая деятельность, выполнение упражнений на дыхание, силу голоса. (игры с трубочкой и бумагой, игры с шариком, перышком , игра «Громче – тише»…..) Просмотр спектакля. Для чего необходимо на сцене грамотно дышать. Знакомство с дыхательными и артикуляционными упражнениями; артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; скороговорки; пальчиковые игры; игра «Веселый бубен», Игра «Эхо» Упражнения на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе. Работа над речевым аппаратом упражнения: «Звуки», «Хм», «Шарик». педагогическое наблюдение. педагогическое наблюдение. Беседа, педагогическое наблюдение. примечан ие ноябрь Сценическое движение, дыхание. 2 Упражнения на рождение звука: учимся слышать разные интонации в речи. игра «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», «Фонарь». Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов Упражнение на расслабление речевого аппарата. Работа над боязнью выступлений, застенчивостью. упражнения «Марионетка», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтайболтай» и т.д. педагогическое наблюдение. Сценическое движение, дыхание. 2 Сценическая речь, мимика. 2 Игры: «Мимы», «Эмоции», «Подарки». Проявляем эмоции при игре. Учимся говорить четко, громко и эмоционально. Постановка маленьких сценок – ситуаций. Вместе находим пути выхода из проблемных предложенных ситуаций – рассуждаем. педагогическое наблюдение. Сценическая речь, мимика. 2 педагогическое наблюдение. Сценическая речь, мимика. 2 Сценическая речь, мимика. 2 Беседа «Эмоции на сцене, их проявление через мимику». Проявление эмоции при игре. Сравнение эмоций. Учимся считывать эмоции с лица актера. Постановка маленьких сценок – ситуаций. Мимическая гимнастика. Беседа «Артикуляционная разминка в жизни актера». Показать, что профессия актера требует постоянной работы над собой. Доведение до автоматизма потешек, скороговорок, гимнастики для языка. Гласные и согласные звуки. Тренировка гласных и согласных звуков. Беседа, педагогическое наблюдение. педагогическое наблюдение. педагогическое наблюдение. № Сценическая речь, мимика. 2 итого 24 Слышим разницу, где звук тянется, а какие звуки встречают препятствие. Упражнение «Комбайн». Упражнения по скороговоркам и Беседа, чистоговоркам. Разучивание педагогическое простых скороговорок с наблюдение. постепенным увеличением скорости. Увеличение темпа при рассказывании скороговорок. Работа над стеснением при выступлении перед группой. Учимся правильно реагировать на неудачи выступающего и свои. 2 год обучения Учебно –тематический план Количество часов Название темы всего теория практика 1. Театр как вид искусства 4 1 3 2. Сценическое движение, дыхание. 10 3 7 3. Сценическая речь, мимика. 10 2 8 Всего учебных часов: 24 3 21 Дата тема Календарно тематическое планирование Кол – Содержание во часов Форма контроля сентябрь Театр как вид искусства 2 Закрепление основных понятий в театре. Виды театров. Беседа Театр как вид искусства 2 Театральные профессии. Игры с воображаемым объектом, разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?». Повторение основных театральных профессий, их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Для чего в театре нужен гример, костюмер, декоратор. Игровая деятельность. Опрос, педагогическо е наблюдение. примеч а н и е октябрь Сценическое движение, дыхание. . 2 Сценическое движение, дыхание. . 2 Сценическое движение, дыхание. . 2 Сценическое движение, дыхание. . 2 Сценическое движение, дыхание. . 2 Сценическая речь, мимика. 2 Понятие «пластика» как выразительное средство. Передача настроения движением тела, пластикой. Изображение действия, угадывание настроения героя. Игра-пантомима «Медвежата» Беседа на тему: «Для чего необходимо на сцене грамотно дышать». Закрепление дыхательных и артикуляционных упражнений. Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; скороговорки; пальчиковые игры; Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала. Упражнения на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе.. Разработка речевого аппарата Игра-пантомима «Был у зайца огород» Упражнения для языка, щек. педагогическо е наблюдение. Упражнения, направленные на взаимосвязь дыхания и голосового аппарата. Расслабление речевого аппарата. Работа над боязнью выступлений, застенчивостью. упражнения «Марионетка», «Расслабляющий массаж», «Железное тело» Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов Работа над речевым аппаратом. Упражнения: «Звуки», «Хм», «Шарик». Постановка сценок . Беседа «Артикуляционная разминка в жизни актера». Проговаривание диалога с различными интонациями. Учимся проявлять эмоции при игре. Сравнение эмоций. (считывание эмоций с лица актера. Постановка маленьких сценок – ситуаций. (упражнения «Марионетка», « Громко – тихо» и т.д.). педагогическо е наблюдение, контрольное упражнение. педагогическо е наблюдение. педагогическо е наблюдение. педагогическо е наблюдение. педагогическо е наблюдение. ноябрь Сценическая речь, мимика. 2 Сценическая речь, мимика. 2 Сценическая речь, мимика. 2 Сценическая речь, мимика. 2 итого 24 «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем» Игры на мышечное напряжение и расслабление Расслабление и напряжение и мышц с помощью игровых упражнений. Игровая деятельность, выполнение упражнений на мимику, силу голоса. Просмотр спектакля. Постановка сценок Постановка сценок. Раскрепощение детей с помощью игр – инсценировок. Игры: «Эмоции», «Сюрприз», «Я дарю тебе….» Тренировка мышц языка, нижней челюсти Расслабление и напряжение и мышц с помощью игровых упражнений. Практика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки» Упражнения по скороговоркам и чистоговоркам. Разучивание скороговорок с постепенным увеличением темпа. Тренировка на увеличение темпа при рассказывание скороговорок. Работа над стеснением при выступлении перед группой . Учимся правильно реагировать на неудачи выступающего и свои. упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». педагогическо е наблюдение. Педагогическ ое наблюдение, контрольное упражнение. педагогическо е наблюдение. педагогическо е наблюдение. Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская сказки» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 2 «Русские сказки» направлен на развитие речевых навыков. Сказки -это кладезь мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир. Такие рассказы помогают развить в сознании ребенка моральные ценности, дают ему понять, что такое доброта и какие поступки считаются плохими. Цель - приобщение к традициям своего народа через знакомство с русскими народными сказками. Обучающие: - познакомить с разнообразием русских сказок; -научить детей выполнять изделие по образцу; -обучить детей основным приемам и основам конструирования различных изделий декоративно-прикладного творчества, различным техникам выполнения и оформления аппликаций, панно, игрушек, поделок, прочих творческих работ, способам соединения деталей, составлять целое из частей; -обучить детей правилам и техникам работы с декоративными материалами; -обучить детей навыкам безопасного владения инструментами, необходимыми для работы; Развивающие: - совершенствовать грамматический строй речи учащегося, его звуковую культуру, речевую выразительность. -развивать творческие, артистические и интеллектуальные способности учащихся; -развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание, воображение и фантазию; -развивать эстетические чувства, художественный вкус, пространственное воображение; -способствовать развитию индивидуальности и самостоятельности. Воспитательные: -сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству. -воспитывать художественный вкус и чувство прекрасного; -воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности путем привлечения детей к выполнению коллективных работ; -способствовать выработке усидчивости, терпения, аккуратности, стремления довести начатое дело до конца. Планируемые результаты освоения учащимися 2 модуля Образовательные: - знакомы с разнообразием русских сказок; - умеют пересказывать сюжеты сказок. -умеют выполнять изделие по образцу; -владеют основными приемам и основам конструирования различных изделий декоративно-прикладного творчества, различными техникам выполнения и оформления аппликаций, панно, игрушек, поделок, прочих творческих работ, способам соединения деталей, составлять целое из частей; -знают правила и техники работы с декоративными материалами; -владеют навыками безопасного владения инструментами, необходимыми для работы; Развивающие: - развиты навыки правильного построения грамматического строя речи, звуковая культура, речевая выразительность. -развиты творческие, артистические и интеллектуальные способности; - достаточно развиты мелкая моторика рук, глазомер, внимание, воображение и фантазию; - достаточно развиты эстетические чувства, художественный вкус, пространственное воображение; - знакомы с основными обычаями русской культуры; -знакомы с сюжетами русских народных сказок; Воспитательные: -сформирован интерес к декоративно-прикладному искусству. -привиты художественный вкус и чувство прекрасного; -сформировано чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности. - выработана усидчивость, терпение, аккуратность, стремление довести начатое дело до конца. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - разработки бесед. Дидактическое обеспечение: - картинки для составления рассказов. - иллюстрации по сказкам; -книги с иллюстрациями. № Название темы 2 год обучения Учебно- тематический план Количество часов всего теория практика 8 1 7 2 Изготовление декораций и костюмов для спектаклей Постановка спектаклей, репетиции 10 2 8 3 Показ спектаклей 6 1 5 Всего учебных часов: 24 4 20 1 Дата тема декабрь Изготовление декораций и костюмов для спектаклей Изготовление декораций и костюмов для спектаклей Изготовление декораций и костюмов для спектаклей Изготовление декораций и Календарно тематическое планирование Кол – во Содержание часов 2 Поиграем в театр. Пробуем руководить разными куклами.( на палочках, перчаточные, теневые фигурки) 2 Изготовление декораций из доступных материалов (палочки, картон…) для постановок сказок: «Как звери зайцу помогли» Изготовление декораций и фигур для сказки. Выбор материала, из которого будем делать героев. Выбираем, как будут выглядеть герои. Выбор цветов. Вырезание, склеивание деталей фигур. 2 Изготовление декораций из доступных материалов (картон…) для постановок сказок: «Под грибком» Изготовление фигур для спектакля. Подбор материала, из которого будем делать героев. Вырезание, склеивание деталей фигур. 2 Изготовление декораций из доступных материалов (палочки, картон…) для Форма контроля Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение примеча ние костюмов для спектаклей январь февраль постановок сказок: «Гуси – лебеди». Изготовление фигур для спектакля. Подбор материала, из которого будем делать героев. Вырезание, склеивание деталей фигур. Постановка спектаклей, репетиции 2 Знакомство со сказками, распределение ролей. Постановка спектаклей, репетиции Педагогическ ое наблюдение, импровизация . Репетиции, заучивание слов Педагогическ по ролям. ое наблюдение Постановка спектаклей, репетиции 2 Постановка спектаклей, репетиции 2 Репетиции, заучивание слов Педагогическ по ролям. ое наблюдение Постановка спектаклей, репетиции 2 Репетиции, заучивание слов Педагогическ по ролям. ое наблюдение Постановка спектаклей, репетиции 2 Репетиции, заучивание слов по ролям. Педагогическ ое наблюдение Показ спектаклей 2 Выступление артистов перед детьми средних групп защита творческой работы. Показ спектаклей 2 Выступление артистов перед детьми младших групп защита творческой работы Показ спектаклей 2 Выступление артистов перед детьми младших групп защита творческой работы итого 24 2 год обучения Учебно –тематический план Название темы Количество часов № всего 2 Изготовление декораций и костюмов для 6 спектаклей Постановка спектаклей, репетиции 10 3 Показ спектаклей 4 Всего учебных часов: 20 1 Дата тема декабрь Изготовлени е декораций и костюмов для спектаклей Изготовлени е декораций и костюмов для спектаклей Изготовлени е декораций и костюмов для спектаклей январь Постановка спектаклей, репетиции теория практика 1 5 2 8 4 3 17 Календарно тематическое планирование Кол – Содержание Результат во Форма контроля часов 2 Знакомство с теневым Педагогическое театром, театром на палочках наблюдение, беседа и другими видами. Поиграем в театр. Пробуем руководить разными куклами.( на палочках, перчаточные, теневые фигурки) 2 Изготовление декораций из Педагогическое доступных материалов наблюдение (стаканчики, тарелки пластиковые, втулки…) для постановок сказок: «Кто сказал Мяу?» Изготовление фигур для спектакля. Подбор материала, из которого будем делать героев. Вырезание, склеивание деталей фигур. 2 Постановка «Кошачий Педагогическое концерт» стихи о кошках. наблюдение Изготовление фигур для спектакля. Подбор материала, из которого будем делать героев. Вырезание, склеивание деталей фигур. 2 Постановка спектаклей, импровизация репетиции приме чание февраль знакомство со сказками, распределение ролей. Репетиции, заучивание слов по ролям. Постановка сказки «Рукавичка». Изготовление фигур для спектакля. Постановка спектаклей, репетиции 2 импровизация Постановка спектаклей, репетиции 2 Репетиции, заучивание слов по ролям. Педагогическое наблюдение Постановка спектаклей, репетиции 2 Репетиции, заучивание слов по ролям. Педагогическое наблюдение Постановка спектаклей, репетиции 2 Репетиции, заучивание слов по ролям. Педагогическое наблюдение Показ спектаклей 2 Выступление артистов перед Наблюдение, детьми средних групп защита творческой работы Показ спектаклей 2 Выступление артистов перед Наблюдение, детьми младших групп защита творческой работы итого 20 Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская сказки» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 3 «Предания старины глубокой» направлен на изучение культурных традиций своего народа, которые мы должны чтить и передавать из поколения в поколения. Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование музыкальных, творческих способностей и духовно- нравственных качеств детей. Цель - знакомство с русским бытом, играми тех времен, с изготовлением куколок – закруток. Обучающие: -познакомить с обычаями русской культуры, названиями старинных предметов и их назначением; - познакомить с разнообразием русских игр; -научить детей выполнять изделие по образцу при изготовлении куколок- закруток; -обучить детей основным приемам и основам конструирования различных изделий декоративно-прикладного творчества, различным техникам выполнения и оформления аппликаций, панно, игрушек, поделок, прочих творческих работ, способам соединения деталей, составлять целое из частей; -обучить детей правилам и техникам работы с декоративными материалами; -обучить детей навыкам безопасного владения инструментами, необходимыми для работы; Развивающие: - совершенствовать грамматический строй речи учащегося, его звуковую культуру, речевую выразительность. -развивать творческие, артистические и интеллектуальные способности учащихся; -развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание, воображение и фантазию; -развивать эстетические чувства, художественный вкус, пространственное воображение; -способствовать развитию индивидуальности и самостоятельности. Воспитательные: -сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству. -воспитывать художественный вкус и чувство прекрасного; -воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности путем привлечения детей к выполнению коллективных работ; -способствовать выработке усидчивости, терпения, аккуратности, стремления довести начатое дело до конца. Планируемые результаты освоения учащимися 3 модуля Образовательные: -знакомы с культурными традициями русского народа через историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением. -владеют терминами, использовавшимися в старину. -умеют выполнять изделие по образцу; -владеют основными приемам и основам конструирования различных изделий декоративно-прикладного творчества, различными техникам выполнения и оформления аппликаций, панно, игрушек, поделок, прочих творческих работ, способам соединения деталей, составлять целое из частей; -знают правила и техники работы с декоративными материалами; -владеют навыками безопасного владения инструментами, необходимыми для работы; Развивающие: - развиты навыки правильного построения грамматического строя речи, звуковая культура, речевая выразительность. -развиты творческие, артистические и интеллектуальные способности; - достаточно развиты мелкая моторика рук, глазомер, внимание, воображение и фантазию; - достаточно развиты эстетические чувства, художественный вкус, пространственное воображение; - знакомы с основными обычаями русской культуры; - знакомы с видами куколок- закруток; Воспитательные: -сформирован интерес к истории русского народа; -проявляет интерес к дальнейшему изучению истории. -привиты художественный вкус и чувство прекрасного; -сформировано чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности. - выработана усидчивость, терпение, аккуратность, стремление довести начатое дело до конца. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - разработки бесед - разработки пошаговой инструкции для изготовления куколок Дидактическое обеспечение: - картинки для составления рассказов. - иллюстрации старинной утвари; -куколки – закрутки . 1 год обучения Календарно – тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 1 7 7. Изготовление декораций и костюмов для 8 спектаклей Постановка спектаклей, репетиции 10 2 8 8. Показ спектаклей 6 1 6 Всего учебных часов: 24 4 20 6. Дата тема февраль Изготовление декораций и костюмов для спектаклей Изготовление декораций и костюмов для спектаклей Изготовление декораций и костюмов для спектаклей март Изготовление декораций и костюмов для спектаклей Календарно тематическое планирование Кол Содержание – во часо в 2 Знакомство с играми, традициями русской культуры, фольклором. Познакомить со значениями, повериями, видами куколок. Игровая деятельность. Игра «Сапожок», «Горелки с платочком» 2 Знакомство с играми, традициями русской культуры, фольклором. Куколка закруткаоберег Игровая деятельность Игра « Гуси» Беседа, педагогическое наблюдение вырезание по шаблону заготовки. Скручивание куколки, наполнение ее крупой 2 Знакомство с играми, традициями русской культуры, фольклором. Куколка закрутка «Кубышка – здравница». Игровая деятельность. Вырезание по шаблону заготовки. Скручивание куколки, наполнение ее травой Форма контроля Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение, контрольное упражнение приме чание апрель май Изготовление декораций и костюмов для спектаклей 2 Постановка спектаклей, репетиции Постановка спектаклей, репетиции Постановка спектаклей, репетиции 2 2 Распределение ролей, Педагогическое репетиции, заучивание слов по наблюдение ролям. Разучивание загадок . Постановка спектаклей, репетиции Постановка спектаклей, репетиции Показ спектаклей 2 Репетиции, заучивание слов по ролям. Педагогическое наблюдение 2 Репетиции, заучивание слов по ролям. Педагогическое наблюдение 2 Выступление артистов перед детьми средних групп Наблюдение, защита творческой работы Показ спектаклей 2 Выступление артистов перед детьми младших групп Наблюдение, защита творческой работы Показ спектаклей 2 Выступление артистов перед детьми старших групп Наблюдение, защита творческой работы итого 24 2 Изготовление куколки «Неразлучники». Игровая деятельность вырезание по шаблону заготовки. Скручивание куколок - двое на одной палочке Знакомство с утварью русского быта в мини музее «Русская изба» в ДОУ Разучивание игры «Клубок» и « Вышел Ваня погулять…» контрольное упражнение, педагогическое наблюдение импровизация Педагогическое наблюдение 2 год обучения Календарно – тематический план № Название темы Количество часов всего 7. Изготовление декораций и костюмов для 10 спектаклей Постановка спектаклей, репетиции 10 8. Показ спектаклей 4 Всего учебных часов: 24 6. Дата март Календарно тематическое планирование тема Кол – Содержание во часов Изготовление 2 Познакомить со значениями, декораций и повериями, видами куколок . костюмов для Знакомство с играми, спектаклей традициями русской культуры, фольклором. Игровая деятельность. Игра «Золотые ворота », «Много троих, хватит двоих » Изготовление 2 Знакомство с играми, декораций и традициями русской костюмов для культуры, фольклором. спектаклей Куколка закрутка«Крупеничка», «Столбушка» Игровая деятельность Игра «Волк и гуси» Вырезание по шаблону заготовки. Скручивание куколки, наполнение ее крупой. Постановка 2 Знакомство с утварью спектаклей, русского быта в мини музее репетиции «Русская изба» в ДОУ Знакомство с назначением утвари, находящейся в мини музее. Постановка спектаклей, репетиции 2 Разучивание игр « Веревочка» и «Змейка» теория практика 1 8 2 8 4 3 20 Форма контроля приме чание Беседа, педагогическое наблюдение контрольное упражнение, педагогическое наблюдение контрольное упражнение, педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение апрель май Постановка спектаклей, репетиции 2 Распределение ролей, репетиции, заучивание слов по ролям. Разучивание загадок . контрольное упражнение, педагогическое наблюдение Постановка спектаклей, репетиции 2 Репетиции, заучивание слов по ролям. педагогическое наблюдение Постановка спектаклей, репетиции 2 Репетиции, заучивание слов по ролям. педагогическое наблюдение Показ спектаклей 2 Выступление артистов перед детьми средних групп Наблюдение, защита творческой работы Показ спектаклей 2 Выступление артистов перед детьми младших групп Наблюдение, защита творческой работы Показ спектаклей 2 Выступление артистов перед детьми старших групп Наблюдение, защита творческой работы итого 20 Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская сказки» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 4 «Мы памятью своей сильны» направлен на развитие патриотического воспитания детей по средствам театральной деятельности. Прививает любовь к отечеству, ответственное отношение к окружающей природе и людям, становление устойчивой связи поколений. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, на решение которой и направлены темы модуля. Цель - расширение представления детей о родном крае, о государственных праздниках. Обучающие: -продолжать расширять представления о Российской армии, о почетной обязанности защищать Родину, о родном крае, малой родине. Развивающие: -3акреплять умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа. - Развивать любознательность, расширять кругозор детей, узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края. - Пополнять словарь детей, обогащать его путём уточнения понятий: защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, лётчики; фашизм; генералы, маршалы, военачальники. Воспитательные: - воспитывать любовь к Родине, - воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам Великой отечественной войны, желание заботиться о них. Планируемые результаты освоения учащимися 4 модуля Образовательные: -расширить знания, представления о Российской армии, о почетной обязанности защищать Родину, о родном крае, малой родине. Развивающие: - умеют отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа. - достаточно развиты любознательность, кругозор детей. - знают интересные факты об истории родного края. - пополнен словарный запас, такими словами как: защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, лётчики; фашизм; генералы, маршалы, военачальники. Воспитательные: - развито чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам Великой отечественной войны, желание заботиться о них. - дети создадут фигуры для постановки спектаклей для теневого театра - укрепят чувство патриотизма к Родине; - проявляет личностные качества: инициативность, творчество, индивидуальность. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - разработки бесед - эскизы, пошаговая инструкция для изготовления фигур для теневого театра. Дидактическое обеспечение: - картинки для составления рассказов. - иллюстрации военных сражений, военной техники; 1 год обучения Календарно – тематический план № Название темы Количество часов всего 1 2 3 Изготовление декораций костюмов для спектаклей Постановка спектаклей, репетиции теория практика и 1 1 1 2 1 1 Показ спектаклей 1 Всего учебных часов: 4 Дата тема май Изготовление декораций и костюмов для спектаклей Постановка спектаклей, репетиции 1 1 Календарно тематическое планирование Кол – Содержание во часов 1 Расширение представления о Российской армии. Расширение словарного запаса. Беседы о истории Отечества, героях, патриотизме. 1 Разбор стихотворений о войне. Репетиции, заучивание слов по ролям. 3 Форма контроля Беседа, педагогическое наблюдение педагогическое наблюдение приме чание июль Постановка спектаклей, репетиции 1 Показ спектаклей 1 итого 4 Сбор писем, рисунков в посылки солдатам, репетиции, заучивание слов по ролям. Распределение ролей, репетиции, заучивание слов по ролям. Выступление артистов перед детьми средних групп педагогическое наблюдение защита творческой работы