Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическим совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Куборо-Джуниор» Возраст учащихся: 4-6 лет Срок реализации: 1 год Составитель программы: Ужва Светлана Гавриловна педагог дополнительного образования г. Березовский 2024 г. Структура 1. Пояснительная записка - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы 3. Планируемые результаты 4. Организационно-педагогические условия программы - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы 6. Методические материалы Приложение 1 – Учебный план Приложение 2 – Календарно-учебный график Приложение 3 – Рабочие программы модулей 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Куборо-Джуниор» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Куборо-Джуниор» составлена на основе учебно-методических материалов «Cuboro – думай креативно» под редакцией Матиаса Эттера. Характеристика программы (ее значимости) Конструирование прочно входит в образовательную практику российского образования. Программа предполагает знакомство учащихся с классификацией элементов конструктора «Cuboro Junior»; с условными знаками, схемами, условиями, приобретением умений собирать конструкцию по собственному замыслу. Актуальность данной программы заключается в том, что через образовательную систему Cuboro у детей формируется интерес к техническому творчеству, инженерным дисциплинам, математике. Ребенок получает бесценный опыт: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Новизна программы заключается в направленности на развитие основных социальных навыков soft skills, позволяющих быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Направленность Направленность программы: техническая. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей с 4 до 6 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: 3 – 6. Срок реализации программы Срок освоения программы - 1 год. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 72 учебных часа. Режим занятий Первый год обучения – 2 раза в неделю (по 1 учебному часу по 30 мин.). Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Цель и задачи программы Цель: формирование начальных конструкторских знаний и умений с Cuboro Junior. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Обучающие: - обучить учащихся быстро и без ошибок выбрать элемент в наборе; - обучить учащихся без ошибок проектировать по образцу; - обучить самостоятельно, без ошибок конструировать по пошаговой схеме; - совершенствовать у учащихся практические навыки конструирования. Развивающие: - развитие внимания, памяти, логическое и абстрактное мышление обучающихся, пространственное воображение; - развивать мелкую моторику рук учащихся; - развивать креативность учащихся, умение концентрироваться. Воспитательные: - приобщить у учащихся интерес к конструированию; - сформировать качества личности учащихся, обеспечивающие социальную мобильность, умение работать в команде. 2. Содержание программы Учебно-тематический план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Тема Вводное занятие Классификация элементов Cuboro Junior Конструирование Эксперименты с постройками Эстафета Общее количество Количество часов Всего 2 13 Теория 1 1 Практика 1 12 29 27 3 3 26 24 1 0 1 Формы аттестации/контроля - педагогическое наблюдение; - самостоятельное нахождение ошибок; - анализ причины неправильного исполнения элементов; - устранение обнаруженных пробелов. 72 Тема 1. Вводное занятие Теория. Конструктор Cuboro Junior. Постановка задач на год. Правила техники безопасности во время занятий. Практика. Игровые упражнения. Опрос. Оценка уровня знаний и умений обучающихся. Тема 2. Классификация элементов Cuboro Junior Теория. Классификация дорожек с желобами, тоннелями и строительными элементами. Виды фигур. Группы строительных элементов и их функции. Практика. Спонтанная индивидуальная Куборо – игра детей. Обследование желобов, тоннелей, строительных элементов. Классификация строительных элементов Cuboro Junior. Упражнение «Найди пару», упражнение «Опиши кубик», упражнение «Распредели кубики», упражнение «Мешочек». Распределение кубиков по группам. Конструирование из заданного набора кубиков. Варианты комбинаций. Направление и время движения. Строительство позиции из желобов, тоннелей, строительных элементов (обследование правильности выполнения задания, путем тактильных ощущений). Составление дорожек по желобам, использование кубиков с тоннелями для спуска шарика и строительных элементов. Обследование правильности выполнения задания, путем тактильных ощущений. Подводим учащихся к простейшему анализу созданных построек. Стыкуем элементы Cuboro Junior плотно друг к другу. Тема 3. Конструирование Теория. Тактильное восприятие. Правила Cuboro Junior. Логические закономерности. Схемы Cuboro Junior. Расположение элементов. Практика. Создание вариантов конструкций, добавляя разные детали. Изменение постройки двумя способами: замена одних деталей другими. Нахождение ошибкок в построении и на схеме, путем исследования. Игра на внимание «Найди ошибку». Игра «Определи на ощупь». Изучаем детали Cuboro Junior по схеме. Определение деталей по их функциональности. Создание вариантов конструкций, добавляя разные детали. Изменяем постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину. Конструирование по схеме и выполнение заданий от педагога. Соревновательное выполнение заданий в команде. Тема 4. Эксперименты с постройками Теория. Этапы построения конструкции. Разбор конструкции по уровням. Использование элементов нестандартно. Практика. Построение нестандартных конструкций. Соревнование «Построй по схеме», «Угадай на ощупь». Упражнения на закрепление. Свободное конструирование по замыслу. Тема 4. Эксперименты с постройками 5. Эстафета. Практика. 3. Планируемые результаты Предметные результаты: - быстро и без ошибок выбрать элемент в наборе; - научились без ошибок проектировать по образцу - научились самостоятельно, без ошибок конструировать по пошаговой схеме; - усовершенствовались у учащихся практические навыки конструирования. Метапредметные результаты: - улучшилось внимание, память, логическое и абстрактное мышление учащихся, пространственное воображение; - улучшилась мелкая моторика рук учащихся; - усовершенствовалась креативность учащихся, умение концентрироваться. Личностные результаты: - повысился у учащихся интерес к конструированию; сформировать качества личности учащихся, обеспечивающие социальную мобильность, умение работать в команде. -сформировались навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, усвоили выходы из спорных ситуаций. 4. Организационно-педагогические условия программы Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в кабинете №3, расположенном на первом этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский. Кабинет площадью 33,2 кв.м. оборудован: Стол рабочий 7 шт. Стул 11 шт. Шкаф 1 шт. Конструкторы «Cuboro Junior» 3 шт. Информационно-телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP; - MicrosoftOffice 2010 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, InternetExplorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук. Методическое и информационное обеспечение Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) учебные, учебно-методические издания 1.Загвоздкин В. Дошкольный ФГОС образовательных трендов// в контексте Вид образовательно го и информационн ого ресурса (печатный / электронный) мировых Электронный Обруч. – 2018. - №1 http://obruch.ru/index.php 2. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 – 64 с. 3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. М., Мозаика-Синтез, 2008. 64 с. 4. Майборода Н. А. Ручной труд в детском саду // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 785-787. — URL https://moluch.ru/archive/61/9134/ (дата обращения: 16.10.2018 5.Маттиас Эттер. Методика развития пространственного и логического мышления с помощью игры в cuboro «Cuboro думай креативно». ООО «Куборо» 2-е издание на русском языке 2016. 103 с. 6. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт. Учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., Обруч, 2011. 239 с. 7. youtube.com›Cuboro Куборо Деревянные конструкторы [Электронный ресурс] Печатный Печатный Электронный Печатный Печатный Электронный Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: нет требований. Уровень образования педагога: среднее профессиональное педагогическое. Уровень соответствия квалификации: педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы. 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (педагогическое наблюдение), практические (эстафета), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины неправильного исполнения элементов, устранение обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся. Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям: - по степени владения теоретическим материалом; - по поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать учащегося к самостоятельному поиску возможностей их разрешения; - по качеству выполнения конструкций по образцу/схеме. Форма предъявления результатов – эстафета. Критерии оценивания По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни: Навык подбора необходимых деталей (по форме) Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать деталь форме при помощи схемы. Достаточный (3): Может самостоятельно, но медленно, определять элементы визуально. Средний (2): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, допускает ошибки при названии элементов. Низкий (1): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь, не знает названия элементов. Умение проектировать по образцу Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу. Средний (2): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. Низкий (1): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога. Умение конструировать по пошаговой схеме Высокий (4): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме. Достаточный (3): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме. Средний (2): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. Низкий (1): Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога. ФИ Навык подбора Умение необходимых деталей проектировать (по форме) образцу Умение по конструировать пошаговой схеме по 6. Методические материалы Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - объяснительно-иллюстративный, наглядный, - репродуктивный метод, - метод стимулирования и мотивации, - метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - метод создания ситуации успеха, - методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - схемы конструкций; - карточки; - электронные версии карточек с заданиями и таблицы. Дидактическое обеспечение: - карточки мемо Куборо Джуниор; - практические задачи. Список литературы для педагога 1. Загвоздкин В. Дошкольный ФГОС в контексте мировых образовательных трендов// Обруч. – 2018. - №1 http://obruch.ru/index.php 2. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015 - 64 с. 3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. М., Мозаика-Синтез, 2008. 64 с. 4. Майборода Н. А. Ручной труд в детском саду // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 785-787. — URL https://moluch.ru/archive/61/9134/ (дата обращения: 16.10.2018 5.Маттиас Эттер. Методика развития пространственного и логического мышления с помощью игры в cuboro «Cuboro думай креативно». ООО «Куборо» 2-е издание на русском языке 2016. 103 с. 6. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт. Учебнометодическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., Обруч, 2011. 239 с. 7. youtube.com›Cuboro Куборо Деревянные конструкторы [Электронный ресурс] Список литературы для учащихся (родителей) 1. - www.cuboro.ru 2. - https://cuboroeducation.ru/ 3. - http://cuboro-webkit.ru ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Куборо Джуниор» Тема Вводное занятие Классификация элементов Cuboro Junior Конструирование Эксперименты с постройками Промежуточная аттестация. Эстафета Общее количество Количество часов Всего 2 13 Теория 1 1 Практика 1 12 29 27 3 3 26 24 1 0 1 72 Формы аттестации/контроля - педагогическое наблюдение; - самостоятельное нахождение ошибок; - анализ причины неправильного исполнения элементов; - устранение обнаруженных пробелов. ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Куборо Джуниор» на 2024-2025 учебный год Этапы образовательного процесса Начало учебного года Формирование объединений Продолжительность учебного года 1 год обучения Примечание 2 сентября 2024 г. 19 августа 2024г.31 августа 2024г. 36 недель Промежуточная аттестация (контроль) нет Промежуточная аттестация (контроль) Окончание учебного года 21-22 мая 2025г. Резерв учебного времени 4 часа 23 мая 2025г. окончание учебного года может быть перенесено на срок в соответствии с резервом учебного времени 5% от продолжительности ДООП зимние Каникулы с 01 января 2025г. – 08 января 2025г. летние с 01 июня 2025г. – 31 августа 2025г. праздничные нерабочие дни 04.11.2024, 31.12.2024, 01-07.01.2025, 22-24.02.2025, 08-10.03.2025, 01-04.05.2025, 09-11.05.2025, 1215.06.2025 Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Куборо-Джуниор» Возраст учащихся: 4-6 лет Срок реализации: 1 год Составитель программы: Ужва Светлана Гавриловна педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Куборо-Джуниор» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование по текущему году обучения. Предполагает знакомство учащихся с классификацией элементов (детей) конструктора «Cuboro Junior»; схемой, условиям, приобретение умений собирать конструкцию по собственному замыслу. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - объяснительно-иллюстративный, наглядный, - репродуктивный метод, - метод стимулирования и мотивации, - метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - метод создания ситуации успеха, - методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - схемы конструкций; - карточки; - электронные версии карточек с заданиями и таблицы. Дидактическое обеспечение: - карточки мемо Куборо Джуниор; - практические задачи. Цель и задачи программы Цель: формирование начальных конструкторских знаний и умений с Cuboro Junior. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Обучающие: - обучить учащихся быстро и без ошибок выбрать элемент в наборе; - обучить учащихся без ошибок проектировать по образцу - обучить самостоятельно, без ошибок конструировать по пошаговой схеме; - совершенствовать у учащихся практические навыки конструирования. Развивающие: - развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление обучающихся, пространственное воображение; - развивать мелкую моторику рук учащихся; - развивать креативность учащихся, умение концентрироваться. Воспитательные: - приобщить у учащихся интерес к конструированию; - сформировать качества личности учащихся, обеспечивающие социальную мобильность, умение работать в команде. Планируемые результаты Предметные результаты: -формирование первоначальных представлений о конструкторе Cuboro Junior; -взаимодействие со сверстниками и педагогом в игре Cuboro Junior; -развитие творческого, логического, инженерного, познавательного и основанного на опыте мышления. Метапредметные результаты: -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; -определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные результаты: -развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Учебно-тематический план Тема Вводное занятие Классификация элементов Cuboro Junior Конструирование Эксперименты с постройками Промежуточная аттестация Общее количество Количество часов Теория 1 1 3 3 0 72 Всего 2 13 29 27 1 Практика 1 12 26 24 1 1 Название темы Содержание занятий Вводное занятие Конструктор Cuboro Junior. Постановка задач на год. Правила техники безопасности во время занятий. Игровые упражнения. Опрос. Оценка уровня знаний и умений обучающихся. Классификация дорожек с желобами, тоннелями и строительными элементами. Виды фигур. Группы строительных элементов и их функции. Спонтанная индивидуальная Часы Месяц Календарно-тематическое планирование 2 3 4 Классификация элементов Cuboro Junior Формы контроля 1 Беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 1 Примечание 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Конструирование Куборо – игра детей. Обследование желобов, тоннелей, строительных элементов. Классификация строительных элементов Cuboro Junior. Упражнение «Найди пару» Упражнение «Опиши кубик», упражнение «Распредели кубики» Упражнение «Мешочек». Распределение кубиков по группам. Конструирование из заданного набора кубиков. Варианты комбинаций. Направление и время движения. Строительство позиции из желобов, тоннелей, строительных элементов (обследование правильности выполнения задания, путем тактильных ощущений). Составление дорожек по желобам, использование кубиков с тоннелями для спуска шарика и строительных элементов. Обследование правильности выполнения задания, путем тактильных ощущений. Построение конструкций. Подводим учащихся к простейшему анализу созданных построек. Стыкуем элементы Cuboro Junior плотно друг к другу. Игры «Определи на ощупь». Построение конструкции из выбранных элементов Создание вариантов конструкций, добавляя разные детали. Изменяем постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину. Находим ошибки в построении, путем исследования, с помощью тактильных ощущений (на 1 1 1 1 7 1 1 1 ощупь), находим ошибку. Игра на внимание «Найди ошибку». Игра «Определи на ощупь». Игра «Отгадай по таблице на ощупь». Конструирование по замыслу (экспериментирование) Правила Cuboro Junior. Логические закономерности. Схемы Cuboro Junior. Расположение элементов. Сооружаем постройки по собственному замыслу. Определяем детали по их функциональности. Работа в команде. Конструирование по схеме и выполнение заданий от педагога 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 Эксперименты с постройками 1 4 2 8 Соревновательное выполнение заданий в команде Конструирование по схеме и выполнение заданий от педагога 1 Соревновательное выполнение заданий в команде Этапы построения конструкции. Разбор конструкции по уровням. Использование элементов нестандартно. 1 Построение нестандартных конструкций. Соревнование «Построй по схеме», 1 9 8 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 «Угадай на ощупь». Экспериментальное конструирование. Упражнения на закрепление. Свободное конструирование по замыслу. Промежуточная аттестация Эстафета Cuboro Junior 18 1 Эстафета