Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Куборо – думай креативно» Модуль 2 «Базовый»: «Я конструирую из Cuboro» Возраст учащихся: 5 -8 лет Срок реализации модуля: 1 год Составитель программы: Ужва С.Г., педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Куборо – думай креативно» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 2. «Базовый»: «Я конструирую из Cuboro», предполагает применение знаний. Совершенствование у учащихся практических навыков конструирования и моделирования: умение конструировать по образцу, схеме, условиям, по геометрическим параметрам, собирать рабочую конструкцию по собственному замыслу. Второй модуль: «Я конструирую из Cuboro» предполагает: - основу Cuboro; - создание фигур по основным параметрам; - создание фигур по геометрическим параметрам; - ментальные упражнения; - промежуточную аттестацию. Срок освоения второго модуля – 1год. Цель и задачи программы Цель: развитие у учащихся первоначальных технических навыков и конструкторских умений посредством образовательной системы «Cuboro». Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Обучающие: - обучить учащихся быстро и без ошибок выбрать кубик по номеру (классификации) с помощью схемы; - обучить учащихся без ошибок проектировать по образцу; - обучить самостоятельно, без ошибок конструировать по пошаговой схеме; - совершенствовать у учащихся практические навыки конструирования и моделирования: обучать конструированию по образцу, схеме, условиям, по геометрическим параметрам, собирать рабочую конструкцию по собственному замыслу. Развивающие: - развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление обучающихся, пространственное воображение; - развивать мелкую моторику рук учащихся; - развивать креативность учащихся, умение концентрироваться. Воспитательные: - приобщить у учащихся интерес к конструированию; - сформировать качества личности учащихся, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельное решение, умение работать в команде. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - схемы конструкций; - карточки; - электронные версии карточек с заданиями и таблицы. Дидактическое обеспечение: - карточки мемо Куборо; - каталог из 102 карточек; - практические задачи. Планируемые результаты Обучающие: - знают функциональность конструктора Cuboro, алгоритм постройки. Знают правила безопасной работы с конструктором. Развивающие: - умеют быстро и без ошибок выбрать кубик по номеру (классификации) с помощью схемы; - умеют без ошибок проектировать по образцу и конструировать по пошаговой схеме; - сформированы практические навыки конструирования и моделирования по образцу, схеме, условиям, по геометрическим параметрам, по сборке рабочей конструкции по собственному замыслу; Воспитательные: - развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Учебно-тематический план модуль 2 «Базовый» На 2023 – 2024 год «Я конструирую из Cuboro» Тема Основа Cuboro Создание фигур по основным параметрам Создание фигур по геометрическим параметрам Ментальные упражнения Промежуточная аттестация Общее количество Месяц Февраль Всего 13 34 7 17 1 Количество часов Теория 1 3 1 2 0 15 1 72 № Название темы Содержание ЗАНЯТИЙ п/п 1 Основа Cuboro Инструктаж по безопасности. Игровые упражнения. Опрос. Оценка уровня знаний и умений обучающихся. 2 Построение фигуры по схеме. Продолжаем изучать номера кубиков и их отличия/сходства 3 Построение простых фигур с тоннелем. Расположение кубиков на свое поле с клеточками и на свой номер. Построение фигур на двух различных ракурсах 4 Построение простых фигур с тоннелем. Расположение кубиков на свое поле с клеточками и на свой номер. Построение фигур с двумя дорожками 5 Игры на тактильные ощущения 6 7 Практика 12 31 6 Часы Формы контроля 1 Беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа 1 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Построение простых фигур с тоннелем. Расположение 1 кубиков на свое поле с клеточками и на свой номер Определение номера кубика в конструкции. Составление 1 фигуры под диктовку педагога по нумерации кубиков и уровней на координатной сетке Примечание Март 8 Конструирование по заданному контуру 1 9 Конструирование по замыслу 1 10 Построение фигур на двух различных ракурсах 1 11 Построение фигур по схеме. Определение движения 1 шарика (плавно/быстро) Разбор фигуры по уровням. Учимся правильно читать 1 схему с различными ракурсами. Конструирование по замыслу по изученной теме 1 12 13 14 15 17 Построение фигуры с использованием большинства 1 кубиков из набора Использование кубиков № 11, 12 для смены уровня 1 18 Плавное движение шарика (ІV – 22 А, 22 В, с. 34) 19 20 Конструирование фигуры из нескольких уровней. 1 Использование кубика № 11 в сочетании с кубиком с изогнутым тоннелем для изменения уровня постройки Конструирование по заданному контуру 1 21 Конструирование по замыслу по изученной теме 1 22 Движение через тоннели (ІV – 23 А, 23 В, с. 34) 1 23 Построение фигур, состоящих из нескольких уровней, в 1 16 Апрель Создание фигур Основные параметры Cuboro. 1 по основным Создание фигур по основным параметрам. Движение по параметрам поверхности (ІV - 21 А, 21 В, с. 33) Движение по поверхности. Плавное движение шарика. 1 1 Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое 24 Май 25 26 27 28 29 30 31 32 Сентябрь 33 34 35 котором движение шарика должно проходить через тоннели каждого уровня Построение фигур, состоящих из нескольких уровней, в 1 котором движение шарика должно проходить через тоннели каждого уровня Конструирование по замыслу по изученной теме 1 Использование одного элемента дважды (ІV – 24 А, 24 В, с. 35) Построение конструкции, в которой все кубики, которые участвуют формировании траектории движения шарика, должны быть использованы несколько раз (внутренняя и внешняя поверхность) Построение конструкции, в которой все кубики, которые участвуют формировании траектории движения шарика, должны быть использованы несколько раз (внутренняя и внешняя поверхность) Создание фигур с помощью базовых строительных кубиков (ІV – 25А, 25В, с. 35) Построение фигуры, состоящей из нескольких уровней, в которой основные кубики также являются частью дорожки Построение фигуры, состоящей из нескольких уровней, в которой основные кубики также являются частью дорожки Построение фигуры, в которой базовые строительные кубики на каждом уровне используются в качестве кубиков, формирующих направление движения Создание дорожек с использованием одних кубиков трижды (ІV – 26А,В; 27А,В, с. 36) Построение фигуры, состоящей из несколько уровней. Кубик № 3 используется трижды/многоразово (желоб тоннель - под желобом), также на различных уровнях Построение фигуры, состоящей из несколько уровней. 1 1 наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа 1 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа 1 1 Педагогическое 36 37 38 39 1 44 45 Фигуры с тремя дорожками (ІV – 30 А, В, с. 39) 1 41 42 43 46 47 48 Ноябрь Конструирование по замыслу по изученной теме в 1 команде Фигуры с двумя дорожками (ІV – 28 А, В; 29 А, В, с. 38) 1 Построение фигуры, состоящую из двух дорожек на разных уровнях Построение фигуры, состоящую из двух дорожек на разных уровнях Постройка конструкции, состоящую из двух дорожек с одним выходом для шарика Постройка конструкции, состоящую из двух дорожек с одним выходом для шарика Конструирование по замыслу по изученной теме 40 Октябрь Кубик № 3 используется трижды/многоразово (желоб тоннель - под желобом), также на различных уровнях Построение фигуры, состоящей из несколько уровней. 1 Кубик № 3 используется трижды/многоразово (желоб тоннель - под желобом), также на различных уровнях Конструирование по замыслу по изученной теме 1 49 Конструкция фигуры, состоящей из трех дорожек на разных уровнях Использование кубика № 4 (№ 3) таким образом, чтобы он являлся частью сразу всех трех дорожек Создание фигур Создание дорожек с помощью кубиков с прямым по желобом (V – 31 А, В; 32 А, В; 33 А, В с. 40) геометрическим Постройка фигуры, состоящая из нескольких уровней, с параметрам использованием кубиков только с прямыми желобами (движение шарика по внешней поверхности кубиков). Конструирование постройки с использованием только одного (двух, пяти) кубика с прямым желобом на каждом 1 1 1 1 1 1 1 1 наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа 50 51 52 53 54 55 56 Декабрь 57 58 59 60 61 62 63 Ментальные упражнения уровне и кубики № 11, 12 для смены уровней (меняем фигуру, где направление движения шарика будет различным) Создание дорожек с помощью кубиков с изогнутым желобом (V – 34 А, В; 35 А, В; 36 А, В с. 43) Конструирование фигур по геометрическим параметрам по карточкам-заданиям на координатной сетке Создание фигур по заданному контуру. Объяснение применения базовых строительных кубиков (VІ – 51 А, В; 52 А, В; 53 А, В, с. 56) Построение фигуры по заданному контуру на координатной сетке Конструирование фигуры. Направление движения дорожки осуществляем базовыми строительными кубиками Умственные упражнения. Завершение фигуры (VІІ – 61 А, В; 62 А, В; 63 А, В; 64 А, В, с. 63) Завершение фигуры изображенной на схеме на координатной сетке Определение элементов, необходимых для постройки дорожки вместе со существующими кубиками Конструирование по замыслу по изученной теме Соединение двух кубиков вместе (VІІ – 66 А, В; 67 А, В; 68 А, В; 69 А, В, с. 66) Конструирование комбинаций кубиков по схеме на координатной сетке, соединяем стартовый кубик и финишный кубик в одну дорожку Создание фигуры, где движение шарика будет проходить плавно Конструирование по замыслу по изученной теме 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Соединение трех кубиков вместе (VІІ – 70 А, В; 71 А, 1 В;72 А, В, с. 70) Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Конструирование комбинаций кубиков по схеме на 1 координатной сетке, соединяем стартовый кубик, текущий и финишный кубик в одну дорожку Создание фигуры, где движение шарика будет проходить 1 плавно Конструирование по замыслу по изученной теме 1 64 Январь 65 66 Соединение четырех кубиков вместе (VІІ – 73 А, В; 74 А, В, с. 73) Конструирование комбинаций кубиков по схеме на координатной сетке, соединяем четыре кубика в одну дорожку (подбираем финишный кубик самостоятельно) Создание фигуры, где движение шарика будет проходить плавно. Конструирование по замыслу по изученной теме Соединение шести кубиков вместе (VІІ – 75 А, В, с. 75) 67 68 69 70 Февраль 71 72 Итого Эстафета Cuboro 1 1 1 1 Конструирование комбинаций кубиков по схеме на 1 координатной сетке, соединяем шесть кубиков в одну дорожку (подбираем финишный кубик самостоятельно). Создание фигуры, где движение шарика будет проходить плавно Выполнение заданий в команде 1 72 Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Эстафета