Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Искусство каллиграфии» Модуль 1 «Тренируем пальчики» Возраст учащихся: 7 -11 лет Срок реализации модуля: 4 месяца Составитель программы: Байнова А.В., педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусство каллиграфии» и представляет собой календарнотематическое планирование модуля по текущему году обучения. Модуль 1 «Тренируем пальчики» предполагает: - знакомство учащихся с историей письменности и каллиграфии; - определение требований гигиены письма; - проведение упражнений для осанки, пальчиковой гимнастики; - развитие мелкой моторики рук путем рисования на печатной основе, обведения, штриховки, раскрашивания, лепки и т.п. Срок освоения первого модуля – 4 месяца. Цель и задачи модуля программы Цель: формирование основ осознанного правильного каллиграфического письма, развитие интереса к выполнению графических упражнений. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Обучающие: - познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия чистописанием и приемами работы с ними; - формировать умение проводить анализ графического элемента; - обучить учащихся работать по образцу. Развивающие: - развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление обучающихся, пространственное воображение; - развивать мелкую моторику пальцев рук, механизмы, необходимые для овладения письмом, глазомер. Воспитательные: - воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительное отношение к процессу письма; - формировать умение работать в команде. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - объяснительно-иллюстративный, наглядный, - репродуктивный метод, - метод стимулирования и мотивации, - метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - метод создания ситуации успеха, - методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - иллюстрации; - демонстрация выполнения задания на классной доске; - модели, образцы работ. Дидактическое обеспечение: - листы прописей; - карточки заданий. Планируемые результаты Модуль 1. «Тренируем пальчики» Учащиеся знают: - историю появления и развития русского письма, книжные традиции; - роль языка и речи в жизни людей; - особенности современного письменного шрифта; - санитарно-гигиенические условия письма. Учащиеся умеют: - применять «пальчиковую» гимнастику; - организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно относиться к используемым материалам; - выполнять каллиграфические упражнения графически правильно и четко; - решать проблемы творческого и поискового характера; - контролировать свою деятельность в процессе достижения результата; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Личностные результаты: - любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре; - интерес письму как к акту творчества, способу самовыражения; - познавательный интерес к языковой и речевой деятельности; - уважительного отношения к иному мнению. Учебно-тематический план Модуль 1. «Тренируем пальчики» № п/п Количество часов Название темы всего теория 1 практика 1. Введение. Понятие «письменность» и ее история 1 2. Пальчиковая гимнастика «Пальчиковый театр». Обведение рисунков по контуру 1 1 3. 3 3 1 1 1 1 6. Основы правильного владения рукой во время письма. Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания. Упражнения в Прописях Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии Лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру. Уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры Все виды штриховок и обводок. Закрепление навыка 1 1 7. Повторение заданных фигур, узора 1 1 8. Изготовление аппликации «Зимняя сказка» 1 1 9. Знакомство с элементами: наклонная палочка, наклонные линии с закруглениями внизу и вверху, наклонная палочка с петелькой, овал и полуовал Лепка элементов букв, складывание букв 4 4 1 1 ИТОГО 15 4. 5. 10. 1 14 Календарно-тематический план Модуль 1. «Тренируем пальчики» Месяц Сентябрь № п/п 1. Октябрь 2. 3. 4. 5. Ноябрь 6. 7. Название темы Содержание занятий Введение. Понятие «письменность» и ее история. Пальчиковая гимнастика «Пальчиковый театр». Обведение рисунков по контуру Основы правильного владения рукой во время письма. Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии Лабиринт, безотрывное рисование История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования для письма. 1 Беседа Упражнения для осанки и развития мелкой моторики рук; разминка пальцев рук. Рисование на печатной основе, обведение по контуру. Письмо ломаных линий 1 Педагогическое наблюдение, беседа Рассмотрение образцов штрихования, правильное владение рукой во время письма, упражнения для развития свободных движений руки при штриховке. Упражнения в печатных прописях Штриховка вертикальная, горизонтальная, косая. Штриховка геометрических фигур, раскрашивание. Упражнения в печатных прописях Графический диктант 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Правила соблюдения высоты букв и штрихования. Выполнение заданий для отработки правильной высоты букв. Письмо букв в строчке на одинаковом расстоянии 1 Педагогическое наблюдение, беседа Рассмотрение образцов работ, уяснение алгоритма 1 Педагогическое наблюдение, беседа работы, письмо изученных Часы Формы контроля элементов. Анализ Примечание 8. Декабрь спирали по контуру. Уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры Все виды штриховок и обводок. Закрепление навыка 9. Повторение заданных фигур, узора 10. Изготовление аппликации «Зимняя сказка» 11. Знакомство с элементами: наклонная палочка, наклонные линии с закруглениями внизу и вверху, наклонная палочка с петелькой, овал и полуовал 12. 13. изображений, нахождение в них новых элементов. Оценивание своей работы. Самостоятельная работа по закреплению навыка выполнения разных видов штриховок и обводок на печатной основе. Штрихование рисунков, выбор соответствующего направления штрихов, раскрашивание предметов в разном направлении, не выходя за контур анализ элементов фигур, выявление начала письма элементов и последовательности движения руки при их записи, сравнение написанных элементы с образцом и оценивание их начертания. Продолжение узора по образцу. Графический диктант Алгоритм выполнения творческой работы, материалы и инструменты, требования техники безопасности. Последовательное изготовление элементов аппликации, надписей с использованием декоративных материалов, создание и оформление картинки Основные элементы букв: наклонная палочка. Знакомство с правилами написания, рассмотрение образцов. Упражнения по выполнению элементов букв в прописях с проговариванием последовательности написания Основные элементы букв: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху. Знакомство с правилами написания, рассмотрение образцов. Упражнения по выполнению элементов букв в прописях с проговариванием последовательности написания Основные элементы букв: наклонная палочка с 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое Январь 14. 15. Итого петелькой. Знакомство с правилами написания, рассмотрение образцов. Упражнения по выполнению элементов букв в прописях с проговариванием последовательности написания Основные элементы букв: овал и полуовал. 1 Знакомство с правилами написания, рассмотрение образцов. Упражнения по выполнению элементов букв в прописях с проговариванием последовательности написания Лепка элементов Закрепление знаний о правилах соблюдения формы 1 букв, букв, рассмотрение образцов. Алгоритм работы. складывание букв Практическая работа: лепка элементов из пластилина, складывание букв. Организация выставки работ 15 наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа