Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.
Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Искусство каллиграфии»
Модуль 1 «Тренируем пальчики»
Возраст учащихся: 7 -11 лет
Срок реализации модуля: 4 месяца
Составитель программы:
Байнова А.В.,
педагог дополнительного образования
г. Березовский
Пояснительная записка
Рабочая программа является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Искусство каллиграфии» и представляет собой календарнотематическое планирование модуля по текущему году обучения.
Модуль 1 «Тренируем пальчики» предполагает:
- знакомство учащихся с историей письменности и каллиграфии;
- определение требований гигиены письма;
- проведение упражнений для осанки, пальчиковой гимнастики;
- развитие мелкой моторики рук путем рисования на печатной основе, обведения,
штриховки, раскрашивания, лепки и т.п.
Срок освоения первого модуля – 4 месяца.
Цель и задачи модуля программы
Цель: формирование основ осознанного правильного каллиграфического письма, развитие
интереса к выполнению графических упражнений.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Обучающие:
- познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия
чистописанием и приемами работы с ними;
- формировать умение проводить анализ графического элемента;
- обучить учащихся работать по образцу.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление обучающихся,
пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, механизмы, необходимые для овладения
письмом, глазомер.
Воспитательные:
- воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие,
положительное отношение к процессу письма;
- формировать умение работать в команде.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на
развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- репродуктивный метод,
- метод стимулирования и мотивации,
- метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- метод создания ситуации успеха,
- методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- иллюстрации;
- демонстрация выполнения задания на классной доске;
- модели, образцы работ.
Дидактическое обеспечение:
- листы прописей;
- карточки заданий.
Планируемые результаты
Модуль 1. «Тренируем пальчики»
Учащиеся знают:
- историю появления и развития русского письма, книжные традиции;
- роль языка и речи в жизни людей;
- особенности современного письменного шрифта;
- санитарно-гигиенические условия письма.
Учащиеся умеют:
- применять «пальчиковую» гимнастику;
- организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно относиться к
используемым материалам;
- выполнять каллиграфические упражнения графически правильно и четко;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- контролировать свою деятельность в процессе достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Личностные результаты:
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре;
- интерес письму как к акту творчества, способу самовыражения;
- познавательный интерес к языковой и речевой деятельности;
- уважительного отношения к иному мнению.
Учебно-тематический план
Модуль 1. «Тренируем пальчики»
№
п/п
Количество часов
Название темы
всего
теория
1
практика
1.
Введение. Понятие «письменность» и ее история
1
2.
Пальчиковая гимнастика «Пальчиковый театр». Обведение рисунков по контуру
1
1
3.
3
3
1
1
1
1
6.
Основы правильного владения рукой во время письма. Развитие мелкой моторики руки
путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания. Упражнения в Прописях
Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом
расстоянии
Лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру. Уменьшающиеся и
увеличивающиеся фигуры
Все виды штриховок и обводок. Закрепление навыка
1
1
7.
Повторение заданных фигур, узора
1
1
8.
Изготовление аппликации «Зимняя сказка»
1
1
9.
Знакомство с элементами: наклонная палочка, наклонные линии с закруглениями внизу и
вверху, наклонная палочка с петелькой, овал и полуовал
Лепка элементов букв, складывание букв
4
4
1
1
ИТОГО
15
4.
5.
10.
1
14
Календарно-тематический план
Модуль 1. «Тренируем пальчики»
Месяц
Сентябрь
№
п/п
1.
Октябрь
2.
3.
4.
5.
Ноябрь
6.
7.
Название темы
Содержание занятий
Введение.
Понятие
«письменность» и
ее история.
Пальчиковая
гимнастика
«Пальчиковый
театр». Обведение
рисунков
по
контуру
Основы
правильного
владения рукой во
время
письма.
Развитие мелкой
моторики
руки
путём обведения
овальных линий,
штриховки
и
раскрашивания
Знакомство
с
высотой больших
и
малых
элементов,
их
письмо в строчке
на
одинаковом
расстоянии
Лабиринт,
безотрывное
рисование
История возникновения и развития письменности.
Гигиенические требования для письма.
1
Беседа
Упражнения для осанки и развития мелкой моторики
рук; разминка пальцев рук. Рисование на печатной
основе, обведение по контуру. Письмо ломаных
линий
1
Педагогическое
наблюдение, беседа
Рассмотрение образцов штрихования, правильное
владение рукой во время письма, упражнения для
развития свободных движений руки при штриховке.
Упражнения в печатных прописях
Штриховка вертикальная, горизонтальная, косая.
Штриховка геометрических фигур, раскрашивание.
Упражнения в печатных прописях
Графический диктант
1
Педагогическое
наблюдение, беседа
1
Педагогическое
наблюдение, беседа
1
Педагогическое
наблюдение, беседа
Правила соблюдения высоты букв и штрихования.
Выполнение заданий для отработки правильной
высоты букв. Письмо букв в строчке на одинаковом
расстоянии
1
Педагогическое
наблюдение, беседа
Рассмотрение образцов работ, уяснение алгоритма
1
Педагогическое
наблюдение, беседа
работы,
письмо
изученных
Часы Формы контроля
элементов.
Анализ
Примечание
8.
Декабрь
спирали
по
контуру.
Уменьшающиеся
и
увеличивающиеся
фигуры
Все
виды
штриховок
и
обводок.
Закрепление
навыка
9.
Повторение
заданных фигур,
узора
10.
Изготовление
аппликации
«Зимняя сказка»
11.
Знакомство
с
элементами:
наклонная
палочка,
наклонные линии
с закруглениями
внизу и вверху,
наклонная
палочка
с
петелькой, овал и
полуовал
12.
13.
изображений, нахождение в них новых элементов.
Оценивание своей работы.
Самостоятельная работа по закреплению навыка
выполнения разных видов штриховок и обводок на
печатной основе. Штрихование рисунков, выбор
соответствующего
направления
штрихов,
раскрашивание предметов в разном направлении, не
выходя за контур
анализ элементов фигур, выявление начала письма
элементов и последовательности движения руки при
их записи, сравнение написанных элементы с
образцом и оценивание их начертания. Продолжение
узора по образцу. Графический диктант
Алгоритм выполнения творческой работы, материалы
и инструменты, требования техники безопасности.
Последовательное
изготовление
элементов
аппликации,
надписей
с
использованием
декоративных материалов, создание и оформление
картинки
Основные элементы букв: наклонная палочка.
Знакомство с правилами написания, рассмотрение
образцов. Упражнения по выполнению элементов
букв
в
прописях
с
проговариванием
последовательности написания
Основные элементы букв: наклонные линии с
закруглениями внизу и вверху. Знакомство с
правилами написания, рассмотрение образцов.
Упражнения по выполнению элементов букв в
прописях с проговариванием последовательности
написания
Основные элементы букв: наклонная палочка с
1
Педагогическое
наблюдение, беседа
1
Педагогическое
наблюдение, беседа
1
Педагогическое
наблюдение, беседа
1
Педагогическое
наблюдение, беседа
1
Педагогическое
наблюдение, беседа
1
Педагогическое
Январь
14.
15.
Итого
петелькой. Знакомство с правилами написания,
рассмотрение образцов. Упражнения по выполнению
элементов букв в прописях с проговариванием
последовательности написания
Основные элементы букв: овал и полуовал. 1
Знакомство с правилами написания, рассмотрение
образцов. Упражнения по выполнению элементов
букв
в
прописях
с
проговариванием
последовательности написания
Лепка элементов Закрепление знаний о правилах соблюдения формы 1
букв,
букв, рассмотрение образцов. Алгоритм работы.
складывание букв Практическая работа: лепка элементов из пластилина,
складывание букв. Организация выставки работ
15
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа
Педагогическое
наблюдение, беседа