Модуль 1

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
БМАУДО ЦДТ
Протокол № 7 от 14.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАУДО ЦДТ
_________ Е.В. Комарова
Приказ № 114 от 14.08.2024 г.

Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-гуманитарной направленности
«Искусство каллиграфии»
Модуль 1 «Тренируем пальчики»

Возраст учащихся: 7 -11 лет
Срок реализации модуля: 4 месяца

Составитель программы:
Байнова А.В.,
педагог дополнительного образования

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Искусство каллиграфии» и представляет собой календарнотематическое планирование модуля по текущему году обучения.
Модуль 1 «Тренируем пальчики» предполагает:
- знакомство учащихся с историей письменности и каллиграфии;
- определение требований гигиены письма;
- проведение упражнений для осанки, пальчиковой гимнастики;
- развитие мелкой моторики рук путем рисования на печатной основе, обведения,
штриховки, раскрашивания, лепки и т.п.
Срок освоения первого модуля – 4 месяца.
Цель и задачи модуля программы
Цель: формирование основ осознанного правильного каллиграфического письма, развитие
интереса к выполнению графических упражнений.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Обучающие:
- познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия
чистописанием и приемами работы с ними;
- формировать умение проводить анализ графического элемента;
- обучить учащихся работать по образцу.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление обучающихся,
пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, механизмы, необходимые для овладения
письмом, глазомер.
Воспитательные:
- воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие,
положительное отношение к процессу письма;
- формировать умение работать в команде.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на
развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- репродуктивный метод,
- метод стимулирования и мотивации,
- метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- метод создания ситуации успеха,
- методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;

- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Наглядные пособия:
- иллюстрации;
- демонстрация выполнения задания на классной доске;
- модели, образцы работ.
Дидактическое обеспечение:
- листы прописей;
- карточки заданий.
Планируемые результаты
Модуль 1. «Тренируем пальчики»
Учащиеся знают:
- историю появления и развития русского письма, книжные традиции;
- роль языка и речи в жизни людей;
- особенности современного письменного шрифта;
- санитарно-гигиенические условия письма.
Учащиеся умеют:
- применять «пальчиковую» гимнастику;
- организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно относиться к
используемым материалам;
- выполнять каллиграфические упражнения графически правильно и четко;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- контролировать свою деятельность в процессе достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Личностные результаты:
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре;
- интерес письму как к акту творчества, способу самовыражения;
- познавательный интерес к языковой и речевой деятельности;
- уважительного отношения к иному мнению.

Учебно-тематический план
Модуль 1. «Тренируем пальчики»
№
п/п

Количество часов
Название темы

всего

теория
1

практика

1.

Введение. Понятие «письменность» и ее история

1

2.

Пальчиковая гимнастика «Пальчиковый театр». Обведение рисунков по контуру

1

1

3.

3

3

1

1

1

1

6.

Основы правильного владения рукой во время письма. Развитие мелкой моторики руки
путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания. Упражнения в Прописях
Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом
расстоянии
Лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру. Уменьшающиеся и
увеличивающиеся фигуры
Все виды штриховок и обводок. Закрепление навыка

1

1

7.

Повторение заданных фигур, узора

1

1

8.

Изготовление аппликации «Зимняя сказка»

1

1

9.

Знакомство с элементами: наклонная палочка, наклонные линии с закруглениями внизу и
вверху, наклонная палочка с петелькой, овал и полуовал
Лепка элементов букв, складывание букв

4

4

1

1

ИТОГО

15

4.
5.

10.

1

14

Календарно-тематический план
Модуль 1. «Тренируем пальчики»
Месяц
Сентябрь

№
п/п
1.

Октябрь

2.

3.

4.

5.
Ноябрь

6.

7.

Название темы

Содержание занятий

Введение.
Понятие
«письменность» и
ее история.
Пальчиковая
гимнастика
«Пальчиковый
театр». Обведение
рисунков
по
контуру
Основы
правильного
владения рукой во
время
письма.
Развитие мелкой
моторики
руки
путём обведения
овальных линий,
штриховки
и
раскрашивания
Знакомство
с
высотой больших
и
малых
элементов,
их
письмо в строчке
на
одинаковом
расстоянии
Лабиринт,
безотрывное
рисование

История возникновения и развития письменности.
Гигиенические требования для письма.

1

Беседа

Упражнения для осанки и развития мелкой моторики
рук; разминка пальцев рук. Рисование на печатной
основе, обведение по контуру. Письмо ломаных
линий

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

Рассмотрение образцов штрихования, правильное
владение рукой во время письма, упражнения для
развития свободных движений руки при штриховке.
Упражнения в печатных прописях
Штриховка вертикальная, горизонтальная, косая.
Штриховка геометрических фигур, раскрашивание.
Упражнения в печатных прописях
Графический диктант

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

Правила соблюдения высоты букв и штрихования.
Выполнение заданий для отработки правильной
высоты букв. Письмо букв в строчке на одинаковом
расстоянии

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

Рассмотрение образцов работ, уяснение алгоритма

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

работы,

письмо

изученных

Часы Формы контроля

элементов.

Анализ

Примечание

8.

Декабрь

спирали
по
контуру.
Уменьшающиеся
и
увеличивающиеся
фигуры
Все
виды
штриховок
и
обводок.
Закрепление
навыка

9.

Повторение
заданных фигур,
узора

10.

Изготовление
аппликации
«Зимняя сказка»

11.

Знакомство
с
элементами:
наклонная
палочка,
наклонные линии
с закруглениями
внизу и вверху,
наклонная
палочка
с
петелькой, овал и
полуовал

12.

13.

изображений, нахождение в них новых элементов.
Оценивание своей работы.

Самостоятельная работа по закреплению навыка
выполнения разных видов штриховок и обводок на
печатной основе. Штрихование рисунков, выбор
соответствующего
направления
штрихов,
раскрашивание предметов в разном направлении, не
выходя за контур
анализ элементов фигур, выявление начала письма
элементов и последовательности движения руки при
их записи, сравнение написанных элементы с
образцом и оценивание их начертания. Продолжение
узора по образцу. Графический диктант
Алгоритм выполнения творческой работы, материалы
и инструменты, требования техники безопасности.
Последовательное
изготовление
элементов
аппликации,
надписей
с
использованием
декоративных материалов, создание и оформление
картинки
Основные элементы букв: наклонная палочка.
Знакомство с правилами написания, рассмотрение
образцов. Упражнения по выполнению элементов
букв
в
прописях
с
проговариванием
последовательности написания
Основные элементы букв: наклонные линии с
закруглениями внизу и вверху. Знакомство с
правилами написания, рассмотрение образцов.
Упражнения по выполнению элементов букв в
прописях с проговариванием последовательности
написания
Основные элементы букв: наклонная палочка с

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

1

Педагогическое
наблюдение, беседа

1

Педагогическое

Январь

14.

15.

Итого

петелькой. Знакомство с правилами написания,
рассмотрение образцов. Упражнения по выполнению
элементов букв в прописях с проговариванием
последовательности написания
Основные элементы букв: овал и полуовал. 1
Знакомство с правилами написания, рассмотрение
образцов. Упражнения по выполнению элементов
букв
в
прописях
с
проговариванием
последовательности написания
Лепка элементов Закрепление знаний о правилах соблюдения формы 1
букв,
букв, рассмотрение образцов. Алгоритм работы.
складывание букв Практическая работа: лепка элементов из пластилина,
складывание букв. Организация выставки работ
15

наблюдение, беседа

Педагогическое
наблюдение, беседа

Педагогическое
наблюдение, беседа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».