Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическим совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Искусство каллиграфии» Возраст учащихся: 7-11 лет Срок реализации: 1 год Составитель программы: Байнова А.В., педагог дополнительного образования г. Березовский Структура 1. Пояснительная записка - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - общая характеристика программы; - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы 2. Содержание программы 3. Планируемые результаты 4. Организационно-педагогические условия программы - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение 5. Оценочные материалы 6. Методические материалы Приложение 1 – Учебный план Приложение 2 – Календарно-учебный график Приложение 3 – Рабочие программы модулей 1. Пояснительная записка Основой для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Искусство каллиграфии» являются следующие нормативны-правовые документы: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Программа разработана на основе методики профессора Н.Г. Агарковой «Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк». Общая характеристика программы Каллиграфия (в переводе с греческого «красивое письмо») ориентирована на развитие навыков письма и выработку каллиграфического почерка. Занятия каллиграфией способствуют развитию кругозора и мышления обучающихся, повышению их интеллектуального уровня, эстетического вкуса, способности к рисованию, склонности к кропотливому труду, аккуратности, воспитанию воли, усидчивости. Все эти качества необходимы для реализации творческой индивидуальности в любой профессии и в повседневной жизни. Каллиграфия также применима, как арт-терапия, компенсирующий механизм воспитания детей, помогающий ребенку снять нервное напряжение, обрести уверенность в себе и по-новому, через внутреннюю упорядоченность, вдохновиться на решение жизненных задач. Научившись выводить красивые буквы, учащиеся получают эстетическое удовольствие, перестают относиться к письму как к каторжной работе, становятся более усидчивыми. Влияние каллиграфии сказывается не только в изменении отношения к процедуре письма. Каллиграфия незаметно помогает человеку научиться самоанализу, формирует веру в себя, желание и упорство в достижении целей, при изучении истории развития русского алфавита воспитывает чувство уважения к русскому языку, истории нашей Родины. Из вышесказанного можно сделать вывод, что данная программа актуальна, так как в Российской Федерации, наряду с интеллектуальным развитием, уделяется особое внимание духовно-нравственному воспитанию детей, их психоэмоциональному здоровью, становлению национального самосознания и патриотизма, формированию гражданской идентичности. Программа состоит из модулей: 1. Тренируем пальчики 2. Пишем красиво Направленность Направленность программы: социально-гуманитарная Адресат общеразвивающей программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство каллиграфии» предусматривает обучение детей 7-11 лет. К освоению программы допускаются любые лица без предъявления требований к предварительной подготовке. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: 8-10 человек. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 1 академический час (45 мин). Объем и срок реализации программы Объем программы – 36 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий Теоретические занятия. Практических занятия. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: формирование основ осознанного правильного каллиграфического письма, развитие интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом. Исходя из цели программы предусматривается решение следующих задач: Образовательные: - познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия чистописанием и приемами работы с ними; - учить писать быстро, правильно, красиво; - формировать умение проводить графический анализ буквы; - научить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Развивающие: - способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение); - развивать мелкую моторику пальцев рук, механизмы, необходимые для овладения письмом, глазомер; - развивать наблюдательность, культуру речи; - развивать творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности ребенка. Воспитательные: - воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительное отношение к процессу письма; - прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться. 2. Содержание программы Учебный план № п/п Модуль Всего часов Теория Практика Формы аттестации (контроля) 1. «Тренируем пальчики» «Пишем красиво» 15 1 14 21 2 19 Беседа, опрос, педагогическое наблюдение, списывание текстов, написание диктантов, презентации работ, творческой работа Всего учебных часов 36 3 33 2. Модуль 1. Тренируем пальчики Учебно-тематический план № п/п Количество часов Название темы всего теория 1 1 7. Введение. Понятие «письменность» и ее история. Диагностика развития мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Пальчиковый театр». Обведение рисунков по контуру Основы правильного владения рукой во время письма. Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания. Упражнения в Прописях Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии Лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру. Уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры Все виды штриховок и обводок. Закрепление навыка Повторение заданных фигур, узора 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 10. практика 1 1 3 3 1 1 1 1 1 1 1 1 Изготовление аппликации «Зимняя сказка» 1 1 Знакомство с элементами: наклонная палочка, наклонные линии с закруглениями внизу и вверху, наклонная палочка с петелькой, овал и полуовал Лепка элементов букв, складывание букв 4 4 1 1 ИТОГО 15 1 14 Содержание тем Тема 1. Введение. Понятие «письменность» и его история (1 час). Теория: история возникновения и развития письменности; гигиенические требования для письма. Тема 2. Пальчиковая гимнастика «Пальчиковый театр» (1 час). Практика: упражнения для осанки и развития мелкой моторики рук; разминка пальцев рук, рисование на печатной основе, обведение по контуру, работа с песком, Письмо ломаных линий. Тема 3. Основы правильного владения рукой во время письма (3 часа). Практика: рассмотрение образцов штрихования, правильное владение рукой во время письма, упражнения для развития свободных движений руки: штриховка (вертикальная, горизонтальная, косая) геометрических фигур, раскрашивание. Упражнения в печатных Прописях. Графический диктант. Тема 4. Знакомство с высотой больших и малых элементов (1 час). Практика: правила соблюдения высоты букв и штрихования, выполнение заданий для отработки правильной высоты букв. Их письмо в строчке на одинаковом расстоянии. Тема 5. Лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру (1 час). Практика: рассмотрение образцов работ, уяснение алгоритма работы, развитие умения писать изученные элементы, осознавать задачу урока. Игровая познавательная деятельность. Анализ изображений, нахождение в них новых элементов. Оценивание своей работы. Тема 6. Все виды штриховок и обводок (1 час). Практика: повторение требований по гигиене письма, положений листа, ручки, самостоятельная работа по закреплению навыка выполнения разных видов штриховок и обводок на печатной основе. Штрихование рисунков, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивание предметов в разном направлении, не выходя за контур. Пальчиковая гимнастика перед работой. Тема 7. Повторение заданных фигур, узора. Практика: анализ элементов фигур, выявление начала письма элементов и последовательности движения руки при их записи, сравнение написанных элементы с образцом и оценивание их начертания. Использование разных способов соединения. Продолжение узора по образцу. Графический диктант. Тема 8. Изготовление аппликации «Зимняя сказка». Практика: алгоритм выполнения творческой работы, материалы и инструменты, требования техники безопасности. Последовательное изготовление элементов аппликации, надписей, использованием декоративных материалов, создание и оформление картинки. Тема 9. Знакомство с элементами букв (4 часа). Практика: основные элементы букв: наклонная палочка, наклонные линии с закруглениями внизу и вверху, наклонная палочка с петелькой, овал и полуовал. Знакомство с правилами написания, рассмотрение образцов. Упражнения по выполнению элементов букв в Прописях с проговариванием последовательности написания. Тема 10. Лепка элементов букв, складывание букв (1 час). Практика: закрепление знаний о правилах соблюдения формы букв, рассмотрение образцов. Алгоритм работы. Практическая работа: лепка элементов из пластилина, складывание букв. Организация выставки работ. Виды деятельности ученика: правильно располагать Прописи на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме; воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в Прописях, плакаты и др.) гигиенические правила письма; называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации Прописей; обводить предметы по контуру, штриховать и раскрашивать фигуры. Писать графические элементы по заданному образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами, наклон; чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец. Модуль 2. Пишем красиво Учебно-тематический план № п/п Количество часов Название темы 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. всего теория практика Сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э Сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ Сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т Сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я Сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё Сравнительные характеристики элементов букв Д, Ю, Ф, В, Б Сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж Сравнительные характеристики элементов букв У, Ч Работа по клеточкам. Орнамент 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Сравнительные характеристики элементов букв Н, К. Сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ Рисование с использованием элементов букв. Весёлая азбука Выявление уровня подготовленности руки к письму Упражнение в письме под диктовку 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 Списывание с печатного текста, под диктовку Творческая работа. Изготовление поздравительной открытки. Оформление выставки работ учащихся 2 2 1 1 Итоговое аттестация 1 1 занятие. ИТОГО Промежуточная 2 21 1 2 1 19 Содержание тем Тема 11. Сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э (1 час). Практика: характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, соединений с другими элементами. Подготовка к выполнению заданий для отработки правильной формы букв С, О, Э. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Тема 12. Сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ (1 час). Практика: характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил и последовательности написания конкретных букв, соединений с другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных букв с нижними элементами. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных букв и заглавных букв с нижним элементом. Тема 13. Сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т (1 час). Практика: характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил и последовательности написания букв, соединений с другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных букв, особенности написания элемента «шапочка». Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Г, Р, П, Т. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке. Тема 14. Сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я (1 час). Практика: характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил и последовательности написания букв, соединений с другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв А, Л, М, Я. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке. Тема 15. Сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё (1 час). Практика: характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил и последовательности написания букв, соединений с другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв З, Е, Ё. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке. Тема 16. Сравнительные характеристики элементов букв Д, Ю, Ф, В, Б (1 час). Практика: характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил и последовательности написания букв, соединений с другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Д, Ю, Ф, В, Б. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке. Тема 17. Сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж (1 час). Практика: характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил и последовательности написания букв, соединений с другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Х, Ж. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке. Тема 18. Сравнительные характеристики элементов букв У, Ч (1 час). Практика: характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил и последовательности написания букв, соединений с другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв У, Ч. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке. Тема 19. Работа по клеточкам. Орнамент (1 час). Практика: понятие ритма в графике, правила выполнения орнамента. Формирование графических навыков, пространственных отношений. Контроль и оценивание каллиграфической стороны работы. Тема 20. Сравнительные характеристики элементов букв Н, К (1 час). Практика: характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил и последовательности написания букв, соединений с другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Н, К. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке. Тема 21. Сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ (1 час). Практика: характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил и последовательности написания букв, соединений с другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Ы, Ь, Ъ. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке. Тема 22. Рисование с использованием элементов букв. Весёлая азбука (2 часа). Теория: рассматривание образцов, инструктаж к выполнению творческой работы. Практика: выполнение упражнений в написании изученных букв, их соединений. Работа на печатных основах Прописей. Сравнение и оценивание начертания изображений. Самостоятельная работа по созданию изображений, осознанный подбор и использование разных элементов букв в своих изображениях. Тема 23. Выявление уровня подготовленности руки к письму (1 час). Практика: проведение пальчиковой гимнастики, выполнение тренировочных упражнений в каллиграфическом письме по образцам в Прописях. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв, выполнение проблемных заданий, отработка плавности и ритмичности письма. Оценивание выполнения работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма, исправление графических недочетов. Тема 24. Упражнение в письме под диктовку (1 час). Практика: проведение пальчиковой гимнастики, выполнение тренировочных упражнений в каллиграфическом письме под диктовку. Соблюдение правил посадки, контроль положения ручки в руке, ориентирование в разлиновке тетради, планирование движение руки при письме и сознательное выполнение их, отработка плавности и ритмичности письма, контроль написания элементов и оценивание результата, исправление графических недочетов. Тема 25. Списывание с печатного текста, под диктовку (2 часа). Практика: проведение пальчиковой гимнастики, письмо под диктовку, регулирование своих действий в соответствии с принятой технологией. Оценивание выполнения работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма. Тема 26. Творческая работа. Изготовление поздравительной открытки (2 часа). Теория: основы проектирования, алгоритм работы, необходимые для работы материалы и принадлежности. Ознакомление с различными видами шрифтов, декоративная роль шрифта. Практика: творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, рисования, штриховки и надписей, определение алгоритма работы, выполнение эскиза открытки, изготовление открытки, написания текста поздравления правильным и красивым каллиграфическим почерком, украшение открытки, подготовка работы для выставки. Тема 27. Оформление выставки работ учащихся (1 час). Практика: подготовка работ учащихся для выставки, организация и оформление выставки детских работ. Тема 28. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация (1 час). Практика: обобщение знаний по программе, написание итоговой работы по чистописанию, списывание текста без ошибок с письменного и печатного шрифтов; грамотное оформление на письме предложения. Виды деятельности ученика: анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах; соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона; называть правильно элементы букв; сравнивать печатные и письменные буквы; писать слоги, слова с новой буквой, используя прием проговаривания, воспроизводить форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; сравнивать написанные буквы с образцом; писать изученные ранее буквы в соответствии с образцом, списывать текст, содержащий изученные правила, с письменного и печатного шрифтов; грамотно оформлять на письме предложения;, объяснять изученные орфограммы, демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. 3. Планируемые результаты Модуль 1. «Тренируем пальчики» Учащиеся знают: - историю появления и развития русского письма, книжные традиции; - роль языка и речи в жизни людей; - особенности современного письменного шрифта; - санитарно-гигиенические условия письма. Учащиеся умеют: - применять «пальчиковую» гимнастику; - организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно относиться к используемым материалам; - выполнять каллиграфические упражнения графически правильно и четко; - решать проблемы творческого и поискового характера; - контролировать свою деятельность в процессе достижения результата; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Личностные результаты: - любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре; - интерес письму как к акту творчества, способу самовыражения; - познавательный интерес к языковой и речевой деятельности; - уважительного отношения к иному мнению. Модуль 2. «Пишем красиво» Учащиеся знают: - виды соединений букв в слогах, словах; - алгоритмы безотрывного начертания букв и их соединений; - название и формы 9-ти основных зрительных элементов; - методы и приёмы каллиграфической творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни; - традиционные и современные материалы для каллиграфического творчества, письма; - способы поиска нужной информации для выполнения каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет. Учащиеся умеют: - каллиграфически правильно писать на доске и в тетрадях (в узкую и широкую линейку) все буквы русского курсивного письма, соблюдая одинаковую высоту, ширину и правильный угол наклона при письме под диктовку; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - совершенствовать навыки каллиграфической деятельности. Личностные результаты: - трудолюбие, аккуратность, усидчивость; - ответственность за произнесённое и написанное слово; - проявление познавательной инициативы; - развитие образного мышления, воображения, интеллекта, фантазии, творческих способностей; - самовыражение, целеустремленность в достижении поставленной цели, уважение к творчеству других; - уважение и ценностное отношение к своей Родине, через изучение традиций отечественной культуры. 4. Организационно-педагогические условия программы Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в кабинете №10, расположенном на первом этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский. Материально-технические условия учреждения обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Искусство каллиграфия» соответствуют санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Кабинет площадью 45,0 кв.м. оборудован: Наименование Количество, шт. Мебель Стол рабочий 4 Рабочее место педагога 1 Стулья 10 Шкаф для пособий и материалов 1 Доска поворотная мелово-маркерная Материалы и инструменты Бумага для каллиграфии Ручки для каллиграфии Тетради в косую линейку Тетради в широкую линейку Тетради в узкую линейку Перья для каллиграфии Чернила, тушь для каллиграфии (разные цвета) Ластики и 1 100 8 8 8 8 8 4 8 Ножницы 8 Резак канцелярский 1 Карандаши простые мягкие 8 Карандаши цветные (набор) Кисти для каллиграфии (брашпен) 4 8 Пластилин (набор) 4 Учебно-наглядные пособия Наглядно-дидактический материал: фото, иллюстрации, распечатки, образцы работ 15 Литература (книги, журналы, методички) 4 Мультимедийные презентации по темам 15 Информационно-телекоммуникационные сети Компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства - операционная система Microsoft Windows XP; - MicrosoftOffice (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, веб- браузер). Методическое и информационное обеспечение № Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического Вид п/п издания и (или) наименование электронного образовательного, образовательног информационного ресурса (группы электронных образовательных, ои информационных ресурсов) информационног о ресурса (печатный / электронный) Учебные, учебно-методические издания 1 Агаркова, И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический электронный 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 почерк. // Начальная школа. - 2015. №12. - С. 12-14 Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников /И.Г. Агаркова // Начальная школа. - 2014. №4. - С. 36-39. Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя / Н.Г. Агаркова, – М.: Дрофа, 2015. – 125 с. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребенка к письму / Е.М. Гурова // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 61-62. Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников - М.: Просвещение, 2015. – 238 с. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 2015. - №8. электронный электронный электронный электронный электронный Илюхина В.А. Письмо с секретом (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков учащихся), М.: Новая школа, 2015. Каллиграфические прописи. 1–4-й классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 47с.: ил. электронный Классические прописи по русскому языку: пропись № 2 / сост. Г.Н. Сычёва. – Ростов н/Д: Феникс, 2023 Морозова Л.В. Причины нарушения каллиграфии и методы их устранения // Начальная школа. — 2014. - №8. – С.9-12. Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебнометодическое пособие / авт-сост. Ю.М. Ивкина, Ж.С. Искужиева. – Оренбург: «Южный Урал», 2019. – 64с. Сказочная каллиграфия: увлекательное чистописание / И.И. Праведникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2023 Тренажёр по чистописанию. Учимся писать за 30 занятий. 1-й класс / О.В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — М: Издательство АСТ, 2019. — 47 с.: ил. Узорова О. В. Исправление плохого почерка. Комплексный тренажёр/ О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — М: Издательство АСТ, 2023. — 95 с. Чистякова О.В., Ушакова Т.В. 300 упражнений по русскому языку для исправления почерка с обучающими заданиями и ответами. 1— 4 классы. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2022. — 96 с.: ил. печатный печатный электронный электронный печатный печатный печатный печатный Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: первая квалификационная категория Уровень образования педагога: среднее профессиональное Уровень соответствия квалификации: педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы. 5. Оценочные материалы Применяются следующие виды текущего контроля: - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Учащимся прививаются навыки самооценки и самоконтроля – определение границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года согласно календарному учебному графику. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (творческая работа, списывание текстов и написание диктантов, презентации работ), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины неправильного исполнения элементов, устранение обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся. Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям: - степень владения теоретическим материалом; - качество выполнения всех этапов каллиграфического письма; - правильность написания букв; - соблюдение гигиенических требований письма. Форма предъявления результатов – участие в выставках творческих работ учащихся. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 6. Методические материалы Одной из задач современной школы является планомерная и систематическая работа по формированию каллиграфически правильного письма. Во время каллиграфических упражнений происходит тренировка мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Дети 6-7 лет часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма, так как у них ещё слабо развиты мышцы кисти, не закончено окостенение фаланг пальцев и костей запястья, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низкая выносливость к статическим нагрузкам. Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру и включает в себя зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента, а также сложнейших механизмов координации и регуляции движений. Каллиграфия способствует развитию оптической точности (глазомера), развитию трехмерного пространственного видения. В настоящее время каллиграфия приобретает особую ценность, как занятие для развития и формирования личности молодого поколения, она снимает стрессовое состояние, успокаивает нервную систему, способствует нормализации состояния гиперактивных детей, помогает структурировать мысли и ощущения. Особенностью программы является то, что значительную её часть составляет практическая деятельность обучающихся, которая заключается в освоении каллиграфии букв кириллицы. В программу курса включены упражнения для развития зрительномоторных координаций, упражнения для развития свободных движений руки, упражнения для предупреждения сходства букв, упражнения для работы над формой сопоставляемых букв, упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. Особое внимание отведено работе над соединением букв, так как при ускоренном письме нарушается правильность начертания графических элементов букв. Программа разработана на основе технологий обучения письму доктора педагогических наук профессора Агарковой Н.Г., много лет посвятившей проблеме дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. К ним относятся: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология. Обучение во фронтальной, индивидуальной и индивидуально-групповой форме. Виды теоретических занятий: рассказ, презентации, актуализации субъективного опыта, беседа, демонстрация плакатов. Виды практических занятий: практическая работа, работа с книгой, упражнение, обучающие игры, самостоятельная работа, творческий проект. Используются такие методы организации занятия как: объяснительноиллюстративный, наглядный, репродуктивный метод, метод стимулирования и мотивации, метод создания проблемно-поисковых ситуаций, метод создания ситуации успеха, методы взаимоконтроля. Методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма: - показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа; - списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради; - воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец; - анализ формы букв, раскладывая её на составляющие, зрительно выделяемые элементы; - письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного письма в определённом темпе. В работе соблюдаются следующие принципы. Принцип одновариантного начертания букв заключается в следующем: через поэлементное овладение письмом к безотрывному и ускоренному воспроизведению букв и их комплексов. Овладение навыком письма осуществляется через приемы копирования и тактирования. При написании букв определенной конфигурации, высоты, ширины и наклона даются ориентиры для зрительной координации и сопоставления правильности выполнения каждого элемента. Наглядность в обучении каллиграфии обеспечивается демонстрацией педагогом процесса письма на доске и в тетрадях обучающихся, применением прописей и других пособий. Невозможно учить чистописанию, давая только устные знания, так как путь подражания почерка учителя и копирование образцов хорошего письма - один из основных путей формирования четкого почерка. Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Школьники должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, как получается наклон букв при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочёты. Для развития автоматизации навыков письма необходим принцип повторности. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает точность и скорость. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учётом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движения кисти и нервно-мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребенка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения. Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей – переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв. Непосредственно организация работы над формами букв называется генетическим принципом. Обучая детей чистописанию, педагог должен опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям. Список литературы для педагога 1. Агаркова, И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. // Начальная школа. - 2015. №12. - С. 12-14 2. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников /И.Г. Агаркова // Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 36-39. 3. Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя / Н.Г. Агаркова, – М.: Дрофа, 2015. – 125 с. 4. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников - М.: Просвещение, 2015. – 238 с. 5. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 2015. - №8. 6. Илюхина В.А. Письмо с секретом (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков учащихся), М.: Новая школа, 2015. 7. Исправление плохого почерка. Комплексный тренажёр/ О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — М: Издательство АСТ, 2023. — 95 с. 8. Морозова Л.В. Причины нарушения каллиграфии и методы их устранения // Начальная школа. — 2014. - №8. – С.9-12. 9. Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебно- методическое пособие / авт-сост. Ю.М. Ивкина, Ж.С. Искужиева. – Оренбург: «Южный Урал», 2019. – 64с. Список литературы для учащихся (родителей) 1. Илюхина В.А. и др. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл. – М.: Дрофа. 2. Каллиграфические прописи. 1–4-й классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 47с.: ил. 3. Классические прописи по русскому языку: пропись № 2 / сост. Г.Н. Сычёва. – Ростов н/Д: Феникс, 2023 4. Сказочная каллиграфия: увлекательное чистописание / И.И. Праведникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2023 5. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.– М.: Дрофа. 6. Тренажёр по чистописанию. Учимся писать за 30 занятий. 1-й класс / О.В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — М: Издательство АСТ, 2019. — 47 с.: ил. 7. Узорова О. В. Исправление плохого почерка. Комплексный тренажёр/ О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — М: Издательство АСТ, 2023. — 95 с. 8. Чистякова О.В., Ушакова Т.В. 300 упражнений по русскому языку для исправления почерка с обучающими заданиями и ответами. 1—4 классы. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2022. — 96 с.: ил. ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности «Искусство каллиграфии» № п/п Модуль Всего часов Теория Практика Формы аттестации (контроля) 1. Тренируем пальчики Пишем красиво 15 1 14 21 2 19 Беседа, опрос, педагогическое наблюдение, списывание текстов, написание диктантов, презентации работ, творческой работа Всего учебных часов 36 3 33 2. ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусство каллиграфии» на 2024-2025 учебный год Этапы образовательного процесса Начало учебного года 1 год обучения Примечание 02 сентября 2024 г. Формирование объединений Продолжительность учебного года Промежуточная аттестация (контроль) 19 августа 2024г.31 августа 2024г. 36 недель Промежуточная аттестация (контроль) Окончание учебного года 21-22 мая 2025г. Резерв учебного времени 1 час нет 23 мая 2025г. окончание учебного года может быть перенесено на срок в соответствии с резервом учебного времени 5% от продолжительности ДООП зимние Каникулы с 01 января 2025г. – 08 января 2025г. летние с 01 июня 2025г. – 31 августа 2025г. праздничные нерабочие дни 04.11.2024, 31.12.2024, 01-07.01.2025, 22-24.02.2025, 08-10.03.2025, 01-04.05.2025, 09-11.05.2025, 12-15.06.2025 Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Искусство каллиграфии» Модуль 1 «Тренируем пальчики» Возраст учащихся: 7 -11 лет Срок реализации модуля: 4 месяца Составитель программы: Байнова А.В., педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусство каллиграфии» и представляет собой календарнотематическое планирование модуля по текущему году обучения. Модуль 1 «Тренируем пальчики» предполагает: - знакомство учащихся с историей письменности и каллиграфии; - определение требований гигиены письма; - проведение упражнений для осанки, пальчиковой гимнастики; - развитие мелкой моторики рук путем рисования на печатной основе, обведения, штриховки, раскрашивания, лепки и т.п. Срок освоения первого модуля – 4 месяца. Цель и задачи модуля программы Цель: формирование основ осознанного правильного каллиграфического письма, развитие интереса к выполнению графических упражнений. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Обучающие: - познакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия чистописанием и приемами работы с ними; - формировать умение проводить анализ графического элемента; - обучить учащихся работать по образцу. Развивающие: - развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление обучающихся, пространственное воображение; - развивать мелкую моторику пальцев рук, механизмы, необходимые для овладения письмом, глазомер. Воспитательные: - воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительное отношение к процессу письма; - формировать умение работать в команде. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - объяснительно-иллюстративный, наглядный, - репродуктивный метод, - метод стимулирования и мотивации, - метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - метод создания ситуации успеха, - методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - иллюстрации; - демонстрация выполнения задания на классной доске; - модели, образцы работ. Дидактическое обеспечение: - листы прописей; - карточки заданий. Планируемые результаты Модуль 1. «Тренируем пальчики» Учащиеся знают: - историю появления и развития русского письма, книжные традиции; - роль языка и речи в жизни людей; - особенности современного письменного шрифта; - санитарно-гигиенические условия письма. Учащиеся умеют: - применять «пальчиковую» гимнастику; - организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно относиться к используемым материалам; - выполнять каллиграфические упражнения графически правильно и четко; - решать проблемы творческого и поискового характера; - контролировать свою деятельность в процессе достижения результата; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Личностные результаты: - любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности, культуре; - интерес письму как к акту творчества, способу самовыражения; - познавательный интерес к языковой и речевой деятельности; - уважительного отношения к иному мнению. Учебно-тематический план Модуль 1. «Тренируем пальчики» № п/п Количество часов Название темы всего теория 1 практика 1. Введение. Понятие «письменность» и ее история 1 2. Пальчиковая гимнастика «Пальчиковый театр». Обведение рисунков по контуру 1 1 3. 3 3 1 1 1 1 6. Основы правильного владения рукой во время письма. Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания. Упражнения в Прописях Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии Лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру. Уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры Все виды штриховок и обводок. Закрепление навыка 1 1 7. Повторение заданных фигур, узора 1 1 8. Изготовление аппликации «Зимняя сказка» 1 1 9. Знакомство с элементами: наклонная палочка, наклонные линии с закруглениями внизу и вверху, наклонная палочка с петелькой, овал и полуовал Лепка элементов букв, складывание букв 4 4 1 1 ИТОГО 15 4. 5. 10. 1 14 Календарно-тематический план Модуль 1. «Тренируем пальчики» Месяц Сентябрь № п/п 1. Октябрь 2. 3. 4. 5. Ноябрь 6. 7. Название темы Содержание занятий Введение. Понятие «письменность» и ее история. Пальчиковая гимнастика «Пальчиковый театр». Обведение рисунков по контуру Основы правильного владения рукой во время письма. Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии Лабиринт, безотрывное рисование История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования для письма. 1 Беседа Упражнения для осанки и развития мелкой моторики рук; разминка пальцев рук. Рисование на печатной основе, обведение по контуру. Письмо ломаных линий 1 Педагогическое наблюдение, беседа Рассмотрение образцов штрихования, правильное владение рукой во время письма, упражнения для развития свободных движений руки при штриховке. Упражнения в печатных прописях Штриховка вертикальная, горизонтальная, косая. Штриховка геометрических фигур, раскрашивание. Упражнения в печатных прописях Графический диктант 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Правила соблюдения высоты букв и штрихования. Выполнение заданий для отработки правильной высоты букв. Письмо букв в строчке на одинаковом расстоянии 1 Педагогическое наблюдение, беседа Рассмотрение образцов работ, уяснение алгоритма 1 Педагогическое наблюдение, беседа работы, письмо изученных Часы Формы контроля элементов. Анализ Примечание 8. Декабрь спирали по контуру. Уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры Все виды штриховок и обводок. Закрепление навыка 9. Повторение заданных фигур, узора 10. Изготовление аппликации «Зимняя сказка» 11. Знакомство с элементами: наклонная палочка, наклонные линии с закруглениями внизу и вверху, наклонная палочка с петелькой, овал и полуовал 12. 13. изображений, нахождение в них новых элементов. Оценивание своей работы. Самостоятельная работа по закреплению навыка выполнения разных видов штриховок и обводок на печатной основе. Штрихование рисунков, выбор соответствующего направления штрихов, раскрашивание предметов в разном направлении, не выходя за контур анализ элементов фигур, выявление начала письма элементов и последовательности движения руки при их записи, сравнение написанных элементы с образцом и оценивание их начертания. Продолжение узора по образцу. Графический диктант Алгоритм выполнения творческой работы, материалы и инструменты, требования техники безопасности. Последовательное изготовление элементов аппликации, надписей с использованием декоративных материалов, создание и оформление картинки Основные элементы букв: наклонная палочка. Знакомство с правилами написания, рассмотрение образцов. Упражнения по выполнению элементов букв в прописях с проговариванием последовательности написания Основные элементы букв: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху. Знакомство с правилами написания, рассмотрение образцов. Упражнения по выполнению элементов букв в прописях с проговариванием последовательности написания Основные элементы букв: наклонная палочка с 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое Январь 14. 15. Итого петелькой. Знакомство с правилами написания, рассмотрение образцов. Упражнения по выполнению элементов букв в прописях с проговариванием последовательности написания Основные элементы букв: овал и полуовал. 1 Знакомство с правилами написания, рассмотрение образцов. Упражнения по выполнению элементов букв в прописях с проговариванием последовательности написания Лепка элементов Закрепление знаний о правилах соблюдения формы 1 букв, букв, рассмотрение образцов. Алгоритм работы. складывание букв Практическая работа: лепка элементов из пластилина, складывание букв. Организация выставки работ 15 наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Искусство каллиграфии» Модуль 2 «Пишем красиво» Возраст учащихся: 7 -11 лет Срок реализации модуля: 5 месяцев Составитель программы: Байнова А.В., педагог дополнительного образования г. Березовский Пояснительная записка Рабочая программа является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Искусство каллиграфии» и представляет собой календарнотематическое планирование модуля по текущему году обучения. Модуль 2 «Пишем красиво» предполагает: - изучение характеристик изучаемых букв, рассмотрение правил написания конкретных букв, соединений с другими элементами; - развитие мелкой моторики рук путем составления орнаментов, узоров и т.п.; - упражнение в письме под диктовку, списывание с печатного текста; - выполнение творческих работ. Срок освоения первого модуля – 5 месяцев. Цель и задачи модуля программы Цель: формирование основ осознанного правильного предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом. каллиграфического письма, Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Обучающие: - учить писать быстро, правильно, красиво; - формировать умение проводить графический анализ буквы; - научить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Развивающие: - способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение); - развивать наблюдательность, культуру речи; - развивать творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности ребенка. Воспитательные: - воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительное отношение к процессу письма; - прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться; - формировать умение работать в команде. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - объяснительно-иллюстративный, наглядный, - репродуктивный метод, - метод стимулирования и мотивации, - метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - метод создания ситуации успеха, - методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - иллюстрации; - демонстрация выполнения задания на классной доске; - модели, образцы работ. Дидактическое обеспечение: - листы прописей; - карточки заданий. Планируемые результаты Модуль 2. «Пишем красиво» Учащиеся знают: - виды соединений букв в слогах, словах; - алгоритмы безотрывного начертания букв и их соединений; - название и формы 9-ти основных зрительных элементов; - методы и приёмы каллиграфической творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни; - традиционные и современные материалы для каллиграфического творчества, письма; - способы поиска нужной информации для выполнения каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет. Учащиеся умеют: - каллиграфически правильно писать на доске и в тетрадях (в узкую и широкую линейку) все буквы русского курсивного письма, соблюдая одинаковую высоту, ширину и правильный угол наклона при письме под диктовку; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - совершенствовать навыки каллиграфической деятельности. Личностные результаты: - трудолюбие, аккуратность, усидчивость; - ответственность за произнесённое и написанное слово; - проявление познавательной инициативы; - развитие образного мышления, воображения, интеллекта, фантазии, творческих способностей; - самовыражение, целеустремленность в достижении поставленной цели, уважение к творчеству других; - уважение и ценностное отношение к своей Родине, через изучение традиций отечественной культуры. Учебно-тематический план Модуль 1. «Пишем красиво» № п/п Количество часов Название темы всего теория практика 1. Сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э 1 1 2. Сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ 1 1 3. Сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т 1 1 4. Сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я 1 1 5. Сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё 1 1 6. Сравнительные характеристики элементов букв Д, Ю, Ф, В, Б 1 1 7. Сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж 1 1 8. Сравнительные характеристики элементов букв У, Ч 1 1 9. Работа по клеточкам. Орнамент 1 1 10. Сравнительные характеристики элементов букв Н, К. 1 1 11. Сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ 1 1 12. Рисование с использованием элементов букв. Весёлая азбука 2 13. Выявление уровня подготовленности руки к письму 1 1 14. Упражнение в письме под диктовку 1 1 15. Списывание с печатного текста, под диктовку 2 2 16. Творческая работа. Изготовление поздравительной открытки. 2 1 1 1 1 17. Оформление выставки работ учащихся 1 1 18. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация 1 1 ИТОГО 21 2 19 Календарно-тематический план Модуль 1. «Пишем красиво» Месяц Январь № п/п 1. 2. Название темы Содержание занятий Часы Формы Примечание контроля Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил 1 Беседа характеристики написания конкретных букв, соединений с другими элементов букв С, О, элементами. Подготовка к выполнению заданий для Э отработки правильной формы букв С, О, Э. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил 1 Педагогическое характеристики и последовательности написания конкретных букв, наблюдение, элементов букв И, Й, соединений с другими элементами. Рассмотрение беседа Ш, Ц, Щ образцов написания заглавных букв с нижними элементами. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и Февраль 3. 4. другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных букв и заглавных букв с нижним элементом Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв Г, Р, другими элементами. Рассмотрение образцов написания П, Т заглавных букв, особенности написания элемента «шапочка». Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Г, Р, П, Т. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв А, Л, другими элементами. Рассмотрение образцов написания М, Я заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв А, Л, М, Я. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 5. 6. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв З, Е, другими элементами. Рассмотрение образцов написания Ё заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв З, Е, Ё. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв Д, Ю, другими элементами. Рассмотрение образцов написания Ф, В, Б заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Д, Ю, Ф, В, Б. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Март 7. 8. 9. Сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил и последовательности написания букв, соединений с другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Х, Ж. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв У, Ч другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв У, Ч. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке Работа по клеточкам. Понятие ритма в графике, правила выполнения Орнамент орнамента. Формирование графических навыков, 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Апрель 10. 11. пространственных отношений. Контроль и оценивание каллиграфической стороны работы Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв Н, К. другими элементами. Рассмотрение образцов написания заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Н, К. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке Сравнительные Характеристики изучаемых букв, рассмотрение правил характеристики и последовательности написания букв, соединений с элементов букв Ы, Ь, другими элементами. Рассмотрение образцов написания Ъ заглавных и строчных букв. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв. Сравнение написанных буквы с образцом и оценивание их начертания. Использование способов соединения изучаемых букв с элементами и другими буквами, осознанный подбор элементов для указанных соединений. Отработка правильной формы строчных и заглавных букв Ы, Ь, Ъ. Написание слов и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывание напечатанного предложения, действуя по памятке 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 12. Рисование с использованием элементов букв. Весёлая азбука 13. Май 14. Выявление уровня подготовленности руки к письму 15. Упражнение в письме под диктовку 16. Списывание с печатного текста, под диктовку Рассматривание образцов, инструктаж к выполнению творческой работы. Выполнение упражнений в написании изученных букв, их соединений. Работа на печатных основах прописей. Сравнение и оценивание начертания изображений. Самостоятельная работа по созданию изображений, осознанный подбор и использование разных элементов букв в своих изображениях Проведение пальчиковой гимнастики, выполнение тренировочных упражнений в каллиграфическом письме по образцам в Прописях. Выявление начала письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнение в написании изучаемых букв, проговаривание последовательности движения руки при письме букв, выполнение проблемных заданий, отработка плавности и ритмичности письма. Оценивание выполнения работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма, исправление графических недочетов Проведение пальчиковой гимнастики, выполнение тренировочных упражнений в каллиграфическом письме под диктовку. Соблюдение правил посадки, контроль положения ручки в руке, ориентирование в разлиновке тетради, планирование движение руки при письме и сознательное выполнение их, отработка плавности и ритмичности письма, контроль написания элементов и оценивание результата, исправление графических недочетов Проведение пальчиковой гимнастики. Письмо под диктовку, регулирование своих действий в соответствии с принятой технологией. Оценивание выполнения работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа 1 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 17. Июнь 18. 19. 20. 21. Итого Письмо под диктовку, регулирование своих действий в соответствии с принятой технологией. Оценивание выполнения работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма Творческая работа. Основы проектирования, алгоритм работы, Изготовление необходимые для работы материалы и принадлежности. поздравительной Ознакомление с различными видами шрифтов, открытки. декоративная роль шрифта. Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, рисования, штриховки и надписей, определение алгоритма работы, выполнение эскиза открытки, изготовление открытки, написания текста поздравления правильным и красивым каллиграфическим почерком, украшение открытки, подготовка работы для выставки Подготовка работ учащихся для выставки, организация работ и оформление выставки детских работ Оформление выставки учащихся Итоговое занятие. Обобщение знаний по программе, написание итоговой Промежуточная работы по чистописанию, списывание текста без аттестация ошибок с письменного и печатного шрифтов; грамотное оформление на письме предложения Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа 1 Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа 1 21