Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебная кисточка» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей в текущем учебном году обучения. Модуль 1. «Маленькие художники» На занятии дети приобретают элементарные навыки рисования как традиционными материалами, так и нетрадиционными. Они рисуют необычными материалами, развивая свое воображение и фантазию. Знакомятся с королевой кисточкой. Основой для занятий является сказка, игра. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем рисование персонажей, с дорисовкой простого сюжета со своим замыслом. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цель и задачи модуля Цель: Формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями развития. Задачи: 1. Начать обучение приемам изображения предмета, т.е. научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму); 2. Развивать художественные способности, умение пользоваться нетрадиционными материалами, желание рисовать с ними. 3. Прививать детям интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности: следует учить их правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки; 4. Воспитывать умение слушать взрослого, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные педагогом. 5. Учить пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой; 6. Развивать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы. 7. Знакомить детей со свойствами красок, учить их рисовать красками двухтрех цветов, различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый); 8. Формировать опыт совместной со взрослыми деятельности (сотворчество), участие в выполнении коллективных композиций. 9. Развивать композиционные навыки. 10. Содействовать развитию целеустремленности, умению доводить начатое дело до конца, самоконтролю, самовоспитанию. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - наглядный (просмотр обучающих презентаций, рассматривание репродукций, иллюстрации); - словесный (описание и объяснение действий, чтение отрывков из произведений художественной литературы, загадки, пословицы); - игровой (использование персонажей для обыгрывания сюжета); - эмоциональный (подбор аудио и видео-ряда) - проблемный (постановка проблемы и поиск ее решения); - практический (воспроизведение и использование на практике полученных знаний и способов деятельности); - контрольный (оценка качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция в процессе выполнения практических заданий). - метод создания ситуации успеха. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Учебно-наглядное обеспечение: - Электронные презентации - Видеоматериалы - иллюстрации, репродукции картин, портреты знаменитых художников, фотографии с изображением животных, людей, деревьев, предметов и т.д - муляжи фруктов и овощей, ягоды, сухоцветы. - предметы быта для составления натюрмортов (различные по форме, цвету и величине вазы, корзинки.) - различные по цвету драпировки - предметы народного и декоративного творчества (матрешки, ложки деревянные расписные, фигурки животных с росписью гжель, дымковские игрушки, расписные досочки (городецкая роспись) и подносы (урало-сибирская роспись)) - игровые атрибуты (игрушки) для обыгрывания; - дидактические игры на развитие цветовосприятия, воображения. Планируемые результаты первого года обучения Образовательные: Изображать несложные предметы разнообразных прямолинейных и кругообразных форм. пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой; различать и называть основные цвета. Изображать на рисунке животных, предметы с помощью нетрадиционных способов рисования. Развивающие: Основные цвета в изобразительном искусстве Виды нетрадиционного рисования Эстетика художественного восприятия Воспитательные: сформирована потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость сформированы основы самоконтроля, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность; сформирован сенсорный опыт, положительный эмоциональный отклик на отдельные эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и социальных явлений. проявляет личностные качества: инициативность, творчество, индивидуальность. Учебно-тематический план Модуль 1. «Маленькие художники» Первый год обучения Тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Итого Путешествие по стране рисования Осенняя пора В гостях у сказки Зимушка - зима Животный мир Весенняя капель Мир, в котором мы живем Летние зарисовки Промежуточная аттестация I год обучения Всего Теория Практика 4 1 3 4 4 4 1 3 6 1 5 5 1 4 4 4 4 1 3 4 4 1 1 36 5 31 Календарно-тематическое планирование модуля 1 «Маленькие художники» первого года обучения Месяц Тема Кол Содержание Формы Примечан ичес контроля ие тво часо в Путешествие по стране рисования (4 часа) Сентябрь Путешествие по 1 Вводное занятие. Беседа, стране рисования Знакомство с кабинетом, с наблюдение художественными материалами. Знакомство с «Королевой кисточкой». Знакомство со способами рисования кистью. Способы рисования кистями разной величины. Бережное отношение к художественным материалам. Сентябрь Путешествие по стране рисования 1 Сентябрь Путешествие по стране рисования 1 Сентябрь Путешествие по стране рисования 1 Октябрь Осенняя пора 1 Октябрь Осенняя пора 1 Октябрь Осенняя пора Октябрь Осенняя пора Ноябрь «В гостях у сказки» «Как дружат краски?».Три основных цвета в изобразительном искусстве. «Солнышко и тучка» знакомство с нетрадиционной техникой пальцевой живописью. Рисование пальчиками. Точка как средство выразительности. Развитие внимательности, аккуратности, мелкой моторики. Рисование «Дождик» Рисование коротких линий цветным карандашом, регулировка нажима на карандаш, умение правильно держать карандаш. Осенняя пора (4 часа) «Разноцветные ладошки» Знакомство с нетрадиционными техниками рисования (пальцевая живопись, отпечатки, ватными палочками). «Осеннее дерево» Нетрадиционное рисование кроны дерева отпечатком пальчика. Рисование гуашью. 1 «Калина». Модульное рисование ягод ватными палочками. Прорисовка ветки карандашом. Композиционное и пространственное мышление. 1 «Фруктовый компот». Рисование фруктов штампами. Цветовое решение, развитие композиционных навыков. Выбор цветовой гаммы: зеленый, желтый, красный цвет. Наложение одного цвета на другой. Композиция рисунка. «В гостях у сказки» (4 часа) 1 «Колобок» Понятие «орнамент». Работа с трафаретом. Понятие Беседа, наблюдение, практические работы. Наблюдение, практические работы Наблюдение, практические работы, педагогическ ий мониторинг Наблюдение, беседа, практические работы, взаимоанализ работ Наблюдение, беседа, практические работы практические работы, взаимоанализ работ выставка Наблюдение, беседа, Ноябрь «В гостях у сказки» 1 Ноябрь «В гостях у сказки» 1 Ноябрь «В гостях у сказки» 1 Декабрь «Зимушка-зима» 2 Декабрь «Зимушка-зима» 1 Декабрь «Зимушка-зима» 1 сюжетный рисунок. Композиция. Рисование по показу «колобок». Умение рисовать предметы круглой формы. Дополнение рисунка: травка, тропинка, пенек и т.д. Рисование акварелью. Петушок – Золотой гребешок» отпечаток ладошки одним цветом. Прорисовка деталей восковыми мелками (гребешок, глаз) «Мишка косолапый» рисование восковыми мелками и акварелью. Умение рисовать по контуру. Наложение акварели поверх восковых мелков. Легкий нажим кисти «Ёжик в тумане» Рисование нетрадиционным способом - отпечатками жесткой кисточки (щетины). Рисование тумана белым восковым мелком (бочком мелка). «Зимушка-зима» (6 часов) Знакомство с техникой «пуантилизм». Основы работы с восковыми мелками холодных оттенков+ акварель. Знакомство с техникой набрыз, штампирование. Рисование «Первый снежок» «Красивая снежинка». Рисование снежинки по контуру белой гуашью ватными палочками. Техника пуантилизм. «Нарядная ёлочка» Рисование новогодней ёлочки гуашью. Способ рисования практические работы Наблюдение, практические работы, взаимоанализ работ Практические работы, изучение продуктов деятельности обучающихся Наблюдение, практические работы Беседа, презентация Практические работы, наблюдение, взаимоаналаз. Практические работы, изучение продуктов деятельности обучающихся Взаимоанализ работ, выставка Январь «Зимушка-зима» Январь «Зимушка-зима» Январь «Животный мир». Январь «Животный мир». Февраль «Животный мир». Февраль «Животный мир». Март «Весенняя капель» Март «Весенняя капель» Март «Весенняя капель» веточек и игрушек (различные виды нетрадиционного рисования): мазок, тычок кистью, примакивание. Рисование ватными палочками. 1 «Морозные узоры на окне» рисование морозных узоров в виде красивых линий, узоров, завитков и растительных элементов. 1 «Зимний лес». Последовательное изображение зимнего пейзажа с применением нетрадиционных техник (набрызг, штампирование). «Животный мир» (5 часов) 1 Презентация «Особенности рисования животных.» 1 «Зайка беленький». Рисование зайчика тычком жесткой кистью по контуру. 1 «Белый мишка»рисование белого медведя по контуру с помощью не традиционной техники: тычки жесткой кисточкой и белой гуашью. «Пингвины на льдине» Рисование по шаблону. Рисование мятой бумагой, жесткой кистью. «Весенняя капель» (4 часа.) 1 «Весеннее небо» Знакомство с техникой по «сырому». Цветоведение. Цвета и оттенки.Рисование весеннего неба в технике по «сырому». Передача настроения погоды. 1 «Цветы для мамы». Рисование весенних цветов для мамы. Техника пуантилизм. 2 «Верба». Рисование веточек вербы с натуры. Работа с фоном. Цвета и оттенки. 2 Беседа, наблюдение, практические работы Практические работы, конкурс Беседа, наблюдение Практические работы Практические работы Взаимоанализ работ, выставка Открытое занятие Практические работы, наблюдение Взаимоанализ работ, выставка Март Апрель «Мир, в котором мы живём» (5 часов) «Мир, в котором мы 1 Беседа и презентация о свойстве живём» красок. Пальцевая живопись. «Мир, в котором мы 1 «Одуванчики». Рисование живём» полянки с одуванчиками гуашью. Апрель «Мир, в котором мы живём» 1 Апрель «Мир, в котором мы живём» 1 Апрель «Мир, в котором мы живём» 1 Май Летние зарисовки Май Летние зарисовки Май Летние зарисовки Май Летние зарисовки Май Итого Промежуточная аттестация «Ромашковое поле» Рисование цветов способом примакивания, штампирование. «Осьминожка». Рисование осьминожки ладошкой. Работа с фоном. Рисование пальчиками, штампами. Пространственное воображение. «Экзотические рыбы». Рисование рыбок ладошками. Композиция. Рисование акварелью, пальчиками. Работа с фоном Беседа, наблюдение Практические работы, наблюдение Практические работы, наблюдение Практические работы, наблюдение Взаимоанализ работ, выставка Летние зарисовки (4 часа) 1 «Бабочка». Рисование ладошкой Практические и ватными палочками. работы, Симметричный рисунок. наблюдение Оформление крыльев. 1 «Божья коровка».Модульное Практические рисование «божья коровка». работы, Дополнение рисунка различными наблюдение, элементами. Развитие сюжета. беседа. 1 «Летняя полянка». Рисование по Практические собственному замыслу. работы, Диагностика ранее полученных педагогическа изобразительных навыков. я диагностика 1 «Лето»Рисование по теме: Взаимоанализ «Лето!». Использование работ, различных художественных выставка материалов по выбору. Промежуточная аттестация (1 час) 1 Вот что мы умеем! Контрольное упражнение 36