Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебная кисточка» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей в текущем учебном году обучения. Модуль 2. «В мире красок» На занятии дети приобретают элементарные навыки рисования как традиционными материалами, так и нетрадиционными. Они рисуют необычными материалами, развивая свое воображение и фантазию. Знакомятся с королевой кисточкой и цветовым кругом. Учатся смешивать цвета и получают новые оттенки. Основой для занятий является сказка, игра. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем рисование персонажей, с дорисовкой простого сюжета со своим замыслом. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цель и задачи модуля Цель: Формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями развития. Задачи: 1. Начать обучение приемам изображения предмета, т.е. научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму); 2. Развивать художественные способности, умение пользоваться нетрадиционными материалами, желание рисовать с ними. 3. Прививать детям интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности: следует учить их правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки; 4. Воспитывать умение слушать взрослого, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные педагогом. 5. Учить пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой; 6. Развивать чувство цвета – умение различать и называть основные цвета. 7. Знакомить детей со свойствами красок, учить их рисовать красками двухтрех цветов, различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый); 8. Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать цвета и получать новые оттенки. 9. Развивать композиционные навыки. 10. Содействовать развитию целеустремленности, умению доводить начатое дело до конца, самоконтролю, самовоспитанию. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - наглядный (просмотр обучающих презентаций, рассматривание репродукций, иллюстрации); - словесный (описание и объяснение действий, чтение отрывков из произведений художественной литературы, загадки, пословицы); - игровой (использование персонажей для обыгрывания сюжета); - эмоциональный (подбор аудио и видео-ряда) - проблемный (постановка проблемы и поиск ее решения); - практический (воспроизведение и использование на практике полученных знаний и способов деятельности); - контрольный (оценка качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция в процессе выполнения практических заданий). - метод создания ситуации успеха. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Учебно-наглядное обеспечение: - Электронные презентации - Видеоматериалы - иллюстрации, репродукции картин, портреты знаменитых художников, фотографии с изображением животных, людей, деревьев, предметов и т.д - муляжи фруктов и овощей, ягоды, сухоцветы. - предметы быта для составления натюрмортов (различные по форме, цвету и величине вазы, корзинки.) - различные по цвету драпировки - предметы народного и декоративного творчества (матрешки, ложки деревянные расписные, фигурки животных с росписью гжель, дымковские игрушки, расписные досочки (городецкая роспись) и подносы (урало-сибирская роспись)) - игровые атрибуты (игрушки) для обыгрывания; - дидактические игры на развитие цветовосприятия, воображения. Планируемые результаты второго года обучения Образовательные: создавать простые изображения, передавать формы, строить элементарную композицию; соблюдать последовательность и аккуратность в работе. пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой; различать и называть основные цвета. Изображать в рисунке животных, предметы с помощью традиционных и нетрадиционных способов рисования. Передавать сходство изображаемых предметов или явлений живой и не живой природы с реальностью, обогащение и дополнение деталями. Развивающие: Основные цвета в изобразительном искусстве Виды нетрадиционного рисования Воспитательные: сформирована потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость сформированы основы самоконтроля, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность; проявляет личностные качества: инициативность, творчество, индивидуальность. Учебно-тематический план Модуль 2. «В мире красок» Второй год обучения Тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Итого Путешествие по стране рисования Осенняя пора В гостях у сказки Зимушка - зима Животный мир Весенняя капель Мир, в котором мы живем Летние зарисовки Промежуточная аттестация IIгод обучения Всего Теория Практика 4 1 3 4 4 5 1 4 4 1 3 5 1 4 4 4 4 1 3 4 4 2 2 36 5 31 Календарно-тематическое планирование модуля 2 «В мире красок» первого года обучения Месяц Тема Сентябрь Путешествие по стране рисования Кол Содержание ичес тво часо в Путешествие по стране рисования (4 часа) 1 Вводное занятие. Правила поведения на занятиях. Игра «Королева кисточка, Карандашик и изобразительные материалы» Способы рисования. Бережное отношение к художественным материалам. Практика: рисование в заданной последовательности.кисточкой и карандашом». Формы контроля Беседа, наблюдение Примечан ие Сентябрь Путешествие по стране рисования 1 Сентябрь Путешествие по стране рисования 1 Сентябрь Путешествие по стране рисования 1 Октябрь Осенняя пора 1 Октябрь Осенняя пора 1 Октябрь Осенняя пора 1 Октябрь Осенняя пора 1 «Как дружат краски?».Три основных цвета в изобразительном искусстве. Закрепление знаний цветов, цветовая гамма. Сказка «Радугадуга» «Лёвушка». Рисование восковыми мелками различных линий прямых и волнистых. Рисование круга, аккуратное закрашивание в одном направлении. «Разноцветные мячи» Рисование акварельными красками. Их свойства. Закрепление знаний цветов, цветовая гамма. Осенняя пора (4 часа) «Разноцветные ладошки» Знакомство с нетрадиционными техниками рисования (пальцевая живопись, отпечатки, ватными палочками). «Осеннее дерево» коллективная работа. кистью кроны дерева, веточек. листочки рисование ватными палочками теплыми цветами (желтый, оранжевый, красный) Изображение основных и второстепенных деталей. Рисование гуашью или акварелью. Загадки о овощах, рисование узнаваемых овощей ,передача формы и цвета. Наложение одного цвета на другой. Композиция рисунка. «Букет осенних листьев». Рисование нетрадиционным способом - отпечатками листьев. Составление композиции букета. «Яблочко и червячок». Рисование яблока и червячка цветным карандашом. Беседа, наблюдение, практические работы. Наблюдение, практические работы Наблюдение, практические работы, педагогическ ий мониторинг Наблюдение, беседа, практические работы, взаимоанализ работ Наблюдение, беседа, практические работы практические работы, взаимоанализ работ выставка Ноябрь «В гостях у сказки» Ноябрь «В гостях у сказки» Ноябрь «В гостях у сказки» Ноябрь/ декабрь «В гостях у сказки» Декабрь «Зимушка-зима» Декабрь «Зимушка-зима» Декабрь «Зимушка-зима» Умение рисовать круг. Закрашивание в правильном направлении, не выходя за контур. Выбор цветовой гаммы: зеленый, желтый, красный цвет. «В гостях у сказки» (5 часов) 1 «Колобочек-колобок» Беседа о сказке «Колобок». Понятие сюжетный рисунок. Композиция. Рисование по показу «колобок». Умение рисовать предметы круглой формы, дорисовывание пенька, дорожки, травки. 1 «Репка».Рисование цветными карандашами. Выполнение несложных элементов и форм. 1 «Лисичка-сестричка».Рисование лисички из простых геометрических форм. Дополнение рисунка элементами: травка, тропинка. 2 «Заюшкина избушка». Рисование избушки гуашью по показу. «Зимушка-зима» (5 часов) 1 Рисование «Снег кружиться» в технике «пуантилизм». Основы работы гуашью.Знакомство с техникой набрыз, штампирование. 1 Промежуточная аттестация Самостоятельное рисование с ипользованием различных художественных материалов на выбор.». «Морозные узоры на окне» рисование морозных узоров при помощи клея и соли. Изображение узоров, завитков и растительных элементов 1 «Нарядная ёлочка» Рисование новогодней ёлочки гуашью. Способ рисования веточек и игрушек (различные Наблюдение, беседа, практические работы Наблюдение, практические работы Практические работы, изучение продуктов деятельности обучающихся Взаимо анализ работ, выставка Открытое занятие Практические работы, изучение продуктов деятельности обучающихся Взаимоанализ работ, выставка Январь «Зимушка-зима» Январь «Зимушка-зима» Январь «Животный мир». Январь «Животный мир». Февраль «Животный мир». Февраль «Животный мир». Февраль «Животный мир». Март «Весенняя капель» виды нетрадиционного рисования): мазок, тычок кистью, примакивание. Рисование ватными палочками. 1 «Снежинка-пушинка Рисование Беседа, снежинки по контуру белой наблюдение, гуашью ватными палочками. практические Техника пуантилизм, работы штампирование. 1 «Снеговик» Рисование снеговика Практические тычком работы, жесткой кистью по конкурс контурам. Доработка тонкой кисточкой (морковка, веточки) «Животный мир» (5 часов) 1 Презентация «Особенности Беседа, рисования животных.» наблюдение 1 «Зайка беленький». Рисование Практические зайчика тычком жесткой кистью работы по контуру. 1 «Жирафик» Рисование жирафа Практические по ладошке цветными работы карандашами, фломастерами. Создание простой композиции. 1 «Котёнок» Практические Рисование контура котенка работы простым карандашом. Последовательность рисования с педагогом. Комбинирование различных техник: восковые мелки+акварель 1 «Овечка»Рисование контура Взаимоанализ овечки простым карандашом. работ, Последовательность рисования с выставка педагогом. Графические навыки. Работа с цветными карандашами и фломастерами. «Весенняя капель» (4 часа.) 1 «Весеннее небо» Рисование в Открытое технике по «сырому». занятие Цветоведение. Цвета и оттенки.Рисование весеннего неба в технике по «сырому». Передача настроения погоды. Март «Весенняя капель» Март «Весенняя капель» Март «Мир, в котором мы живём» Апрель «Мир, в котором мы живём» Апрель «Мир, в котором мы живём» Апрель «Мир, в котором мы живём» Апрель «Мир, в котором мы живём» Май Летние зарисовки Май Летние зарисовки Май Летние зарисовки «Цветочек для мамы». Рисование весенних цветов для мамы. Техника набрызг. 2 «Верба». Рисование веточек вербы с натуры. Работа с фоном. Цвета и оттенки. «Мир, в котором мы живём» (5 часов) 1 Беседа и презентация о свойстве красок. Пальцевая живопись, способы рисования традиционные и нетрадиционные, закрепление полученных знаний. 1 «Улитка». Рисование улитки гуашью, добавление, украшение ракушки «домика» любым художественным способом на выбор. 1 «Ромашковое поле» Рисование цветов способом примакивания, штампирование, набрызг. 1 «Разноцветные Медузы». Рисование медуз в технике по сырому + соль. Пространственное воображение, смешение красок. 1 «Разноцветные рыбки в море». Рисование рыбок кистью, формируя овал,дорисовка плавники, хвост и тд. Композиция. Рисование акварелью, пальчиками. Работа с фоном 1 Летние зарисовки (4 часа) 1 «Бабочка». Рисование в технике монотипия. Симметричный рисунок. Оформление крыльев. 1 «Божья коровка».Модульное рисование «божья коровка». Дополнение рисунка различными элементами. Развитие сюжета. Самостоятельный выбор техник и материалов. 1 «Летняя полянка». Рисование по Практические работы, наблюдение Взаимоанализ работ, выставка Беседа, наблюдение Практические работы, наблюдение Практические работы, наблюдение Практические работы, наблюдение Взаимоанализ работ, выставка Практические работы, наблюдение Практические работы, наблюдение, беседа. Практические Май Май Итого Летние зарисовки Промежуточная аттестация собственному замыслу. Диагностика ранее полученных изобразительных навыков. 1 «Лето» Рисование по теме: «Лето!». Использование различных художественных материалов по выбору. Промежуточная аттестация (1 час) 1 Вот что мы умеем! 36 работы, педагогическа я диагностика Взаимоанализ работ, выставка Контрольное упражнение