моудуль4

Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Волшебная кисточка» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей в текущем учебном году обучения.
4 модуль «Я-художник» (четвертый год обучения)
На занятии дети приобретают новые навыки в рисовании и закрепляют раннее
полученные знания. Дети рисуют как простейшие рисунки, зарисовки, так и рисунки с
усложнением в различных техниках и жанрах : живописи и графики. Появляется
самостоятельность в составлении композиции в своем рисунке, а также свой замысел.
Уверенность в сочетании цветов и оттенков, их смешивание, живописность и колорит
картин. Дети активно участвуют в фестивалях изобразительного искусства.
Модуль рассчитан на 1 год обучения.
Цель и задачи модуля
Цель:
Совершенствовать развитие художественных умений, становление элементарных
знаний и умений в изобразительном искусстве.
Задачи:
1. Учить применять умения и навыки в различных видах художественной
деятельности.
2. Способствовать проявлению творческой индивидуальности.
3. Создавать рисунки с более сложным сюжетом и смыслом, со своей «историей».
4. Раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через
продукты художественного творчества.
5. Совершенствовать мелкую моторику.
6. Учить рисовать по замыслу, развивать пространственное воображение детей.
7. Развивать умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии
горизонта.
8. Учить анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы,
положения, цвета.
9. Совершенствовать навыки и умения в изобразительном искусстве.
10. Способствовать мотивации к познанию и саморазвитию.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- наглядный (просмотр обучающих презентаций, рассматривание репродукций,
иллюстрации);
- словесный (описание и объяснение действий, чтение отрывков из произведений
художественной литературы, загадки, пословицы);
- игровой (использование персонажей для обыгрывания сюжета);
- эмоциональный (подбор аудио и видео-ряда)
- проблемный (постановка проблемы и поиск ее решения);
- практический (воспроизведение и использование на практике полученных знаний
и способов деятельности);

- контрольный (оценка качества усвоения знаний, умений и навыков и их
коррекция в процессе выполнения практических заданий).
- метод создания ситуации успеха.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Учебно-наглядное обеспечение:
- Электронные презентации
- Видеоматериалы
- иллюстрации, репродукции картин, портреты знаменитых художников,
фотографии с изображением животных, людей, деревьев, предметов и т.д
- муляжи фруктов и овощей, ягоды, сухоцветы.
- предметы быта для составления натюрмортов (различные по форме, цвету и
величине вазы, корзинки.)
- различные по цвету драпировки
- предметы народного и декоративного творчества (матрешки, ложки деревянные
расписные, фигурки животных с росписью гжель, дымковские игрушки, расписные
досочки (городецкая роспись) и подносы (урало-сибирская роспись))
- игровые атрибуты (игрушки) для обыгрывания;
- дидактические игры на развитие цветовосприятия, воображения.
Задачи и планируемые результаты четвертого года обучения
Планируемые результаты
Образовательные:
•
Самостоятельно определять замысел будущей работы, умеют ее
конкретизировать
•
Различают основные и составные цвета, умеют смешивать краски
•
Правильно передавать пропорции и силуэт простых предметов
•
Рисовать орнаменты, узоры
•
Свободно владеют различными приемами работы карандашом, акварелью,
гуашью.
•
Пользоваться разнообразными нетрадиционными техниками рисования,
самостоятельно выбирать технику исполнения.
Развивающие:
•
Художественные направления (рисунок, живопись, графика.)
•
Жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет.
•
Цветовой круг, отличают теплые и холодные цвета и их оттенки
•
Законы композиции
•
Виды декоративно прикладного творчества, элементы росписи
•
Особенности и виды нетрадиционных техник рисования, активно применяя
их на практике
Воспитательные:
•
активное участие в конкурсах различного уровня;

•
совершенствовать умения детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо
•
планирует свою деятельность, организует рабочее место, проявляет
аккуратность, организованность.
Учебно-тематический план
Модуль 4. «Я художник»
Четвертый год обучения
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Итого

Путешествие по стране рисования
Осенняя пора
В гостях у сказки
Зимушка - зима
Животный мир
Декоративное рисование
Весенняя капель
Мир, в котором мы живём
Летние зарисовки
Промежуточная аттестация

IV год обучения
Всего Теория Практика
8
1
7
9
1
8
8
8
7
7
10
1
9
6
2
4
7
7
10
1
9
5
1
4
2
2
72
7
65

Календарно-тематическое планирование модуля 3 «Я художник»
третьего года обучения
Месяц
Тема
Кол
Содержание
Формы
ичес
контроля
тво
часо
в
Путешествие по стране рисования (8 часов.)
Сентябрь Путешествие по
1
Знакомство с творчеством
Беседа,
стране рисования
знаменитых художников.
презентация,
Третьяковская картинная
наблюдение
галерея.
Презентация.
Сентябрь Путешествие по
1
Самостоятельное рисование
стране рисования
детей «Картинка про лето».
Наблюдение,
практические
работы,
педагогическ
ий
мониторинг
Сентябрь Путешествие по
1
«Радуга» Рисование акварелью и
Наблюдение,
стране рисования
плоской кистью. Ровное
практические
ведение кисти по форме
работы,
радуги, последовательность
педагогическ
ий

Примечан
ие

Сентябрь Путешествие по
стране рисования

2

«Волшебные цветы»
Выполнение рисунка в
комбинированной технике.
Знакомство с техникой
ниткография.

Сентябрь Путешествие по
стране рисования

1

Превращение геометрических
фигур в сюжетный рисунок.
Рисование цветными
карандашами, фломастерами.

Сентябрь Путешествие по
стране рисования

2

Необычная клякса. Выдувание
трубочками краски, создание
сюжета на альбомном листе.
Осенняя пора (9 часов)
Знакомство с творчеством И.
Репина. Понятие «Пейзаж».
«Натюрморт». Теплые цвета
цветового круга.
Рисование осеннего пейзажа
акварелью. Показ репродукций
И. Репина. Колорит.
Композиция.
Рисование «Грибочки на
полянке» акварелью. Передача
осеннего колорита.

Октябрь

Осенняя пора

1

Октябрь

Осенняя пора

1

Октябрь

Осенняя пора

1

Октябрь

Осенняя пора

1

«Осенний букет» рисование по
показу педагога. Отработка
графических навыков.

Октябрь

Осенняя пора

1

«Осенние листочки» рисование в
смешанной технике. Создание
единой композиции.

Октябрь

Осенняя пора

2

«Подсолнухи»
Передача цвета, колорит.
Рисование по показу педагога
гуашевыми красками. Понятие
свет и тень.

Октябрь/ Осенняя пора
Ноябрь

2

Рисование натюрморта,
состоящего из осенних даров.

мониторинг
Наблюдение,
практические
работы,
педагогическ
ий
мониторинг
Наблюдение,
беседа,
практические
работы.
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
Беседа,
презентация,
наблюдение
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
практические
работы,
взаимоанализ
работ
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
взаимоанализ
работ
взаимоанализ
работ

Форма, размер, цвет.
Соотношение. Смешивание
цвета, получение новых
оттенков.
«В гостях у сказки» (8 часов)
1
Знакомство с книжной
иллюстрацией, профессия
художники-иллюстраторы.
1
Графика. Книжная иллюстрация.
Отработка техник рисования
цветными карандашами,
фломастерами, восковыми
мелками. Создание усложненных
композиций. Сюжетное
рисование: «Избушка на курьих
ножках»
1
«Баба-Яга костяная нога»
рисование по замыслу героя
русских народных сказок.

Ноябрь

«В гостях у сказки»

Ноябрь

«В гостях у сказки»

Ноябрь

«В гостях у сказки»

Ноябрь

«В гостях у сказки»

1

Сюжетное рисование цветными
мелками «Серебряное копытце»

Ноябрь

«В гостях у сказки»

1

Сюжетное рисование по сказке
«По щучьему веленью»

Ноябрь

«В гостях у сказки»

1

Сюжетное рисование по сказке
«Морозко» отработка
графических навыков

Ноябрь

«В гостях у сказки»

1

«Замок Снежной королевы».
Рисование по замыслу. Навыки
работы с восковыми мелками,
цветными карандашами.
Построение из геометрических

Выставка

Презентация,
беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.

Практические
работы,
изучение
продуктов
деятельности
обучающихся
Практические
работы,
изучение
продуктов
деятельности
обучающихся
Практические
работы,
изучение
продуктов
деятельности
обучающихся
Практические
работы,
изучение
продуктов
деятельности
обучающихся
Практические
работы,
изучение
продуктов
деятельности

Декабрь

«В гостях у сказки»

1

форм красивого фантазийного
замка. Штриховка цветным
карандашом.
Сюжетное рисование в
смешанной технике «Снежная
королева»
«Зимушка-зима» (8 часов)
Холодные цвета и оттенки.
Смешивание цветов.
Особенности штриховки.Пейзаж.
«Чародейкою Зимою околдован,
лес стоит…»
«Мы играем со снежками»
Рисунок сюжетной композиции с
изображением фигуры человека в
движении. Пропорции.
Графические навыки.
Промежуточная аттестация
«Морозные узоры»
Рисование по шаблонам и
трафаретам. Самостоятельный
выбор художественных
материалов.
«Новогодние шары» Рисование
новогодних украшений
гуашевыми красками.

Декабрь

«Зимушка-зима»

2

Декабрь

«Зимушка-зима»

1

Декабрь

«Зимушка-зима»

1

Декабрь

«Зимушка-зима»

1

Декабрь

«Зимушка-зима»

2

Декабрь

«Зимушка-зима»

1

«Животный мир».

«Животный мир» (10 часов)
1
Особенности изображения
животных. Знакомство с

Январь

«Дед Мороз и новый год»
Сюжетное рисование Деда
Мороза. Рисование праздничной
атмосферы яркими цветными
карандашами, фломастерами.
«Новогодняя открытка»
Рисование различными
художественными
материалами.
Самостоятельное рисование
в любой технике исполнения

обучающихся

Практические
работы,
взаимоанализ
выставка
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
Выставка

Практические
работы,
изучение
продуктов
деятельности
обучающихся
Практическая
работа.
Беседа,
Наблюдение.
взаимоанализ
работ
Выставка

Беседа,
наблюдение.

понятием «художник анималист»;Презентация
Заяц в белой шубке» (тычок
жесткой кистью или
скомканной бумагой по
трафарету. Рисовать
пушистых животных
нетрадиционной техникой:
рисование жесткой кистью и
печать губкой.

Январь

«Животный мир».

1

Январь

«Животный мир».

1

«Медведь». Рисование медведя
по показу. Дорисовка фона.

Январь

«Животный мир».

1

Январь

«Животный мир».

1

Январь

«Животный мир».

1

Февраль

«Животный мир».

1

Февраль

«Животный мир».

1

Февраль

«Животный мир».

2

«Лиса». Рисование лисы по
показу в заданной
последовательности. Дорисовка
фона. Рисование природы леса
(деревья, кусты, нора и т.д.).
«Кошка на окошке». Рисование
кошки в заданной
последовательности. Основы
работы цветными карандашами.
Понятие «штрих». Знакомство с
техникой «растушёвка».
Рисование различными
художественными материалами:
«Прилетели снегири». Рисование
птиц в заданной
последовательности. Основы
работы цветными карандашами.
«Кормушка для синичек»
Основы работы цветными
карандашами.
«Совушка-сова» Рисование
гуашевыми красками,
последовательное рисование с
педагогом.
«Мое любимое животное»
Рисование любимого животного.
Самостоятельное рисование в
любой технике исполнения.

Беседа,
наблюдение,
практические
работы.

Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.

Ввзаимоанали
з работ
Выставка

Декоративное рисование (6 часов)
1
Знакомство с хохломской
росписью. История.
Презентация.Основные
элементы.

Февраль

Декоративное
рисование

Февраль

Декоративное
рисование

1

Выполнения простых элементов
роспись хохлома на шаблоне.
«Роспись чашечки».

Февраль

Декоративное
рисование

1

Рисование основных элементов
хохломской росписи: завиток,
травка, листики, ягоды.

Февраль

Декоративное
рисование

1

Знакомство с росписью «Гжель».
Мазковая живопись.

Февраль/ Декоративное
Март
рисование

1

Март

Март

Март

Декоративное
рисование

«Весенняя капель»

«Весенняя капель»

Выполнения простых элементов
росписи гжель на шаблоне.
Сетка. Штриховка. Точки.
Линии.
1
«Чудесная гжель». Гжельская
роза. Выполнение цветка
(бутона) розы по показу
педагога.
«Весенняя капель» (7 часов)
1
Жанр парный «Портрет».
рисование парного портрета
«Милая мамочка моя и я »

1

«Подснежники» рисование
цветными карандашами,
восковые мелки и акварель.

Беседа,
наблюдение

Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
Презентация
работ,
выставка

Беседа,
наблюдение,
практические
работы.

Беседа,
наблюдение,
практические
работы.

Март

«Весенняя капель»

1

«Крокусы» рисование
гуашевыми красками.

Беседа,
наблюдение,
практические
работы.

Март

«Весенняя капель»

2

Знакомство с творчеством
русского художника
А.Саврасова.Рисование в технике
акварель: «Грачи прилетели»,

Беседа,
наблюдение,
практические
работы.

Март

«Весенняя капель»

1

«Весна в горах»
Рисование гуашевыми красками
весеннего пейзажа, с
применением нетрадиционных
способов рисования.
«Весенняя капель»
1
«Весенняя прогулка»
самостоятельное рисование
материалами на выбор.
«Мир, в котором мы живём» (10 часов.)
«Мир, в котором мы
2
Понятие коллаж.
живём»
Комбинированная техника.
Графика и живопись
нетрадиционными способами
«Набрызг». Рисование
«мыльными пузырями».
Рисование: «На далёкой
удивительной планете…»,
«Мир, в котором мы
2
«Мы с тобою космонавты и
живём»
летим в одной ракете…»
Сюжетное рисование
летательных аппаратов, опора на
фотографии, рисунки.
Использование нетрадиционных
техник рисования.
«Мир, в котором мы
1
Пасхальная корзинка. Рисование
живём»
предметное, с натуры, по показу.

Беседа,
наблюдение,
практические
работы.

Март

Апрель

Апрель

Апрель

Апрель

«Мир, в котором мы
живём»

1

Верба. Рисование акварелью.
Проработка фона, композиции.

Выставка

Открытое
занятие.
Мастер класс

Выставка,
презентация
работ.

Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.

Апрель

«Мир, в котором мы
живём»

1

Апрель

«Мир, в котором мы
живём»

1

Апрель

«Мир, в котором мы
живём»
«Мир, в котором мы
живём»

Май

«Город мой-любимейший на
свете!» сюжетное рисование по
представлению.
1
«Березки» рисование по показу
гуашевыми красками. Пейзаж.
1
«День Победы» рисование
сюжетное гуашевыми красками,
цветными карандашами на
выбор.
Летние зарисовки (5 часов)
1
Презентация Знакомство с
техникой витраж. Основы
цветоведения.
1
«Рыбка» - рыбка в технике
«витраж». Понятие техники
«витраж». Теплые, холодные
цвета и их оттенки.

Май

Летние зарисовки

Май

Летние зарисовки

Май

Летние зарисовки

1

Май

Летние зарисовки

1

Май

Летние зарисовки

1

Май

Промежуточная
аттестация

«Волшебные цветы» рисование в
технике «каплятерапия»

«Мы – первобытные
художники!» Рисование экспериментирование. Техника
имитирования наскальных
рисунков. Наскальная живопись.
Рисование сангиной, углем.
«Жили-были динозавры…»
Рисование динозавра в
определенной
последовательности. Работа с
фоном.
рисование «Жаркая пустыня».
Основы цветоведения. Рисование
пейзажа пустыни. В
нетрадиционной технике.

Промежуточная аттестация (1 час)
1
«Мы художниками стали!»

Беседа,
наблюдение,
практические
работы.

Беседа,
наблюдение.
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.
Беседа,
наблюдение,
практические
работы.

Практические
работы,
изучение
продуктов
деятельности
обучающихся
Практические
работы,
изучение
продуктов
деятельности
обучающихся
Выставка.
Контрольное
упражнение
Педагогическ

ий
мониторинг
Итого

72


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».