Структура 1. Пояснительная записка. - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы. 3. Планируемые результаты. 4. Организационно-педагогические условия программы. - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы. 6. Методические материалы. 7. Приложение - учебный план - календарный учебный график - рабочая программа 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ», - постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. ьного образования детей и взрослых» - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок» составлена с учетом программ дополнительного образования: «Театртворчество-дети» Сорокиной Н.Ф., «Театр Маленького актёра» Т.С. Григорьевой, «СамоЦвет», (раздел «Культурная практика театрализации») Толстикова О.В., Трофимова О.А. 2018 год для детей дошкольного возраста. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный сундучок» осуществляется с использованием сетевой формы реализации образовательной программы между БМАДОУ «Детский сад №35» и БМАУДО ЦДТ. Характеристика программы (ее значимости) Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств учащихся. Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный сундучок» состоит в том, что обучение театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания ребенка через слово, движения, голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно культурного человека, человека любящего свое Отечество. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи учащегося, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок», реализуемая в сетевой форме – это первый муниципальный опыт организации образовательной деятельности между организациями дошкольного и дополнительного образования. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является ее реализация в сетевой форме, как интеграция дополнительного и дошкольного образования. Механизм (алгоритм) реализации образовательной программы в сетевой форме Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный сундучок» в сетевой форме с использованием кадровых ресурсов БМАУДО ЦДТ и материально- технической базы БМАДОУ «Детский сад №35 «Теремок» БМАДОУ №35 образовательная среда БМАУДО ЦДТ педагог дополнительного образования БМАДОУ № 35 воспитанники реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный сундучок» Механизм состоит из нескольких структурных элементов, каждый из которых имеет свою значимость. Между БМАУДО ЦДТ и БМА ДОУ «Детский сад №35 «Теремок» заключается договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, где прописаны условия взаимодействия. Количество воспитанников – учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный сундучок» определяется на основании муниципального задания, формируемым управлением образования Березовского городского округа. Документы, обеспечивающие реализацию программы в сетевой форме в БМАУДО ЦДТ - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ в Березовском муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» от 17.11.2022 № 134, - договор о сетевой форме реализации образовательных программ между БМАУДО ЦДТ и БМАДОУ № 35 от 20.12.2022. Программа состоит из двух модулей «Основы театральной культуры» и «Основы коллективной творческой деятельности», каждый из которых рассчитан на два года обучения. Уровни сложности разноуровневой программы: модуль 1. «Стартовый»: предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения. модуль 2. «Базовый»: предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения ремонта здания, образовательный процесс может организовываться с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Направленность Направленность программы: художественная Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей с 5 до 7 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: 9-15 человек. Срок реализации программы Срок освоения программы - 2 года. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом– общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 144 часов, из них: 1 год обучения – 72 учебных часа; 2 год обучения – 72 учебных часа. Режим занятий Первый год обучения 2 раз в неделю по 1 часу Второй год обучения 2 раза в неделю по 1часу Продолжительность занятия составляет: - Для детей старшей группы –25 минут. - Для детей подготовительной группы –30 минут. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Цель и задачи программы Раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся и формирование высоких духовных качеств средствами театрального искусства. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: - научить основам актерского мастерства, основы исполнительской, зрительской и общей культуры; Воспитательные: - воспитывать социальную активность личности учащегося, чувство патриотизма, гражданственности; - воспитывать дружеские, партнерские отношения в совместной деятельности; - формировать культуру восприятия, исполнительства и творческого самовыражения; - сформировать художественный вкус. Развивающие: - развивать артистические способности детей; - развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие; - развивать коммуникативные и организаторские способности учащихся. 2. Содержание программы Учебный план 1. Основы театраль ной культур ы Основы коллект ивной творческ ой деятельн ости 34 15 19 30 13 17 Этюды, инсценировки, диалоги, импровизация. 38 17 21 42 20 22 Показ инсценировок. Спектакль, литературномузыкальные композиции, праздники. Итого учебных часов Всего учебных часов 72 32 40 72 33 39 Всего Теория Всего 2. Второй год обучения Теория Первый год обучения Форма контроля Практика Модули (дисцип лины) Практика № п/п 144 Модуль 1. «Основы театральной культуры» Учебно-тематический план № Первый год обучения Название темы Количество часов общее теория практика 1. Речевая деятельность 9 5 4 2. Сценическая речь 8 4 4 3. Эмоционально-образное развитие 4. Ритмопластика 9 4 5 6 3 3 5. Промежуточная аттестация 2 1 3 34 15 19 Тема: 1. Речевая деятельность Теория: История развития театра. Драматургия. Речь как средство общения и культуры. Активный словарь. Эмоциональное развитие. Практика: Рассказы детских произведений, беседы о прочитанных произведениях, игры на основе литературного произведения. Тема: 2. Сценическая речь Теория Беседы о правилах гигиены голоса. Голосовые данные (дикция, тембр, артикуляция, речевой посыл) Практика: Изображение эмоций используя голос, мимику, жесты. Отработка навыка правильного дыхания (упражнения «Кубик», «Разминка» и т.д.) Тренировка мышц дыхательного аппарата., сознательного управления речеголосовым аппаратом при произношении. Упражнения на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе. Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Расслабляющий массаж», «Марионетки», и т.д.). - Артикуляционная гимнастика: упражнения на мимику, гимнастика, тренировка мышц языка, нижней челюсти упражнения для губ «Что случилось?», «Часы», «Качели»; упражнения для языка: «Футбол», «Лопата». Упражнения по скороговоркам и чистоговоркам. Разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Заклинание», «Бык тупогуб», «Медведь в лесу», и т.д.). Тема 3. Эмоционально – образное развитие Теория: Внимание. Образ на сцене. Мизансцена. Особенности сценического внимания. Сценическое действие Практика: Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла: действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах; действие с воображаемыми предметами. Комплекс игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания. Упражнения по развитию образных представлений («Картина в памяти», «Очередь» и т.д.) Упражнения и этюды, развивающие способности отвечать на изменения условий вымысла. Тема 4. Ритмопластика Теория: Пластичность. Связь с телом. Пластика как выразительное средство. Практика: Пластическая разминка. Комплекс общеразвивающих упражнений (разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор», «Гуттаперчевый мальчик, «Шарниры» и т.д.). Пластический тренинг. прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д.Релаксация. Пластические этюды. Сценическое движение. Комплекс упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д.) № Второй год обучения Название темы Количество часов общее теория практика 1. Речевая деятельность 6 3 3 2. Сценическая речь 6 2 4 3. Эмоциональнообразное развитие Ритмопластика 6 3 3 9 6 4 Промежуточная аттестация 3 1 3 30 13 17 4. 5. Тема: 1. Речевая деятельность Теория: История развития театра. Драматургия. Драматургия как часть одного целого. Речь как средство общения и культуры. Активный словарь. Эмоциональное развитие. Практика: Театрализованные игры, игры на основе литературных произведений, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение по мотивам прочитанного, ситуативные беседы по мотивам прочитанного. Тема: 2. Сценическая речь Теория Интонационная выразительность. Установка правильного дыхания. Воображение и фантазия. Артикуляция. Дикция. Практика: Тренировка мышц дыхательного аппарата., сознательного управления речеголосовым аппаратом при чтении (диапазоном голоса, его силой и подвижностью»). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь» Отработка навыка правильного дыхания (упражнения «Комарик», «Шум моря», «Шарик» и т.д.) Упражнения на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе. Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.). - Упражнения на владение интонацией. Эмоциональное окрашивание логических ударений. Логика строения текста. Работа над драматургическим отрывком. Самостоятельная творческая работа. Тема 3. Эмоционально – образное развитие Теория: Внимания, объект внимания. Эмоции в театре. Особенности сценического внимания. Сценическое действие Практика: Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах («Что слышишь?» «Рассмотри предмет…», «Что ответишь…» и т.д.). Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла: действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах; действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д. Упражнения и этюды, развивающие способности отвечать на изменения условий вымысла Тема 4. Ритмопластика Теория: Пластичность. Связь с телом. Пластика как выразительное средство. Практика: Пластическая разминка. Комплекс общеразвивающих упражнений (разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор», «Гуттаперчевый мальчик, «Шарниры» и т.д.). Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.). Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный » и т.д.). Пластический тренинг. прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела и т.д.Релаксация. Пластические этюды. Сценическое движение. Комплекс упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д.) Модуль 2 «Основы коллективной творческой деятельности» Учебно-тематический план Первый год обучения № Название темы Количество часов общее теория практика 1. Основы театральной культуры 16 12 4 2. Коллективная деятельность. Постановка. Промежуточная аттестация 20 5 15 2 - 2 3. 38 17 21 Тема 1 Основы театральной культуры Теория: Обогащение театрального словаря: «амплуа», «образ спектакля», «сверхзадача», «идея спектакля», «сквозное действие», «характер», «характерность». Практика: Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие естественных навыков дошкольников. Театральные игры и этюды: предложить детям построить из стульчиков партер, амфитеатр, обозначить ярусы балконов. Показ иллюстраций, каким был театр в Древней Греции, современное устройство театра. Тема 2. Коллективная деятельность. Постановка. Теория: Сюжетно-ролевая игра. Создание образа. Практика: Театрально — игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно — образного мышления, воображения, памяти, внимания. № Второй год обучения Название темы Количество часов 1. 2. 3. Основы театральной культуры Коллективная деятельность. Постановка. Промежуточная аттестация общее теория практика 20 10 10 20 10 10 2 - 2 42 20 22 Тема 1. Основы театральной культуры Теория: Снятие сжатости, проблема чувствования и художественного воображения. Практика: Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие естественных навыков дошкольников. Режиссерские игры, например групповые: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. Игры драматизации, где ребенокартист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли.) Тема 2. Коллективная деятельность. Постановка. Теория: Сюжетно-ролевая игра. Создание образа. Практика: Работа над сценками, спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» и «От этюдов к спектаклю» (обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание песен; создание эскизов и декораций). Театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок. 3. Планируемые результаты Первый год обучения. учащиеся знают: Историю развития театрального искусства. Специфику театральных жанров. Театральную терминологию. Законы логического построения речи. Наизусть 10-15 скороговорок. учащиеся умеют: Самостоятельно работать над голосовым аппаратом. Действовать в «предлагаемых обстоятельствах». Определять событийный ряд, выстраивать линию поведения персонажа и реально осуществлять ее на сцене. Выстраивать мизансцены. Применять полученные навыки в работе над образом. Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале. Второй год обучения. учащиеся знают: Театральное искусство, как часть жизни. Специфику театральных жанров. Театральную терминологию. Законы логического построения речи. Наизусть 2-3 стихотворения. учащиеся умеют: Владеть своим телом Настраивать на работу весь психофизический аппарат. Действовать в «предлагаемых обстоятельствах». Определять событийный ряд, выстраивать линию поведения персонажа и реально осуществлять ее на сцене. Выстраивать мизансцены. Применять полученные навыки в работе над образом. Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале. 4. Организационно-педагогические условия программы Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в музыкальном зале, расположенном на втором этаже здания БМАУДО ДОУ №35 г. Березовский. Кабинет площадью 75 м2 оборудован: 1. Стул рабочий – 1шт; 2. фортепиано – 1шт; 3. зеркало – 1шт; 4. пристенная мебель (шкаф) 1 шт.; 5. вешалка -1шт; 6. табуреточки 20-26 шт. Приборы и оборудование: 1. музыкальный центр Panasonic SC 250 2. ноутбук 3. синтезатор 4. ноутбук 4. CD-диски 5. интернет Информационно-телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP; - MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, InternetExplorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук № п/п 1. Методическое и информационное обеспечение Наименование образовательной программы, в том числе профессии, специальности, уровень образования (при наличии) (с указанием наименований предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с учебным планом по каждой заявленной образовательной программе) Вид образовательн ого и информацион ного ресурса (печатный / электронный) Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском Электронный саду: игры, упражнения, сценария/ авт.-сост. Антипина Е.А. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006 – 128 с. 1. Буренина И.А. От игры до спектакля / И.А. Буренина. – М.: печатный Просвещение, 2010. 2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»). 3. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной печатный деятельности: Метод.пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства – в отрочество»/ авт.сост. Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. – Москва, 2008 г. печатный 5. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. печатный – СПб.: «Издательство Посашкова И.П. Организация творческой деятельности печатный детей 3 – 7 лет: конспекты занятий, информационнометодические материалы/ авт. –сост. И.П. Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009. 6. 7. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей/ Е.Г. печатный Лежнёва Л.И. Научим детей общаться/ Л.И. Лежнёва// печатный Начальная школа. – 2010. - № 10. 8. Мирясова В.И. Играем в театр: сценарии детских спектаклей печатный о животных/ В.И. Мирясова. – М., 2010 г. 9. Прохорова С.П. Театрализованные игры для дошкольников/ печатный С.П. Прохорова. – М., 2006 г. 10. Родина М.И. Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки: печатный Методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2014. – 36 с. 11. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учеб.- печатный метод.пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. – 112 с.: ил. 12. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду 5-6 печатный лет/ А.В. Щеткин// под редакцией О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007г. 13. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6 – 7 лет / А.В. Щеткин. – М.: МозаикаСинтез, 2005г. 4. печатный Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: Первая категория Уровень образования педагога: Среднее специальное Уровень соответствия квалификации: Образование профилю программы педагога соответствует 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (контрольное упражнение (этюд)), Формы предъявления результатов – открытый урок, участие в конкурсах, фестивале. В детском театральном коллективе на каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и навыков по освоению программы обучения основам театрального искусства. Вводный мониторинг – проводится в начале учебного года в виде собеседования, творческого задания. 1 год обучения – собеседование (уровень и объем знаний о театре), творческое задание (на фантазию и творческое мышление), творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения. 2 год обучения – викторина на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения. Промежуточный – по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем театрализованном представлении). Итоговый – в конце учебного года (активность и уровень освоения программы, участие в спектакле и творческих показах (участие в творческих фестивалях). 1 год обучения – творческое задание (творческая работа), тест на знание специальной терминологии, участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль, театрализованное представление). 2 год обучения– творческое задание (самостоятельная творческая работа), чтение наизусть стихотворения, тест на знание специальной терминологии, участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль, театрализованное представление). Диагностическая карта Дата проведения диагностики исследования на начало года ____________ на конец года__________ Ф.И. ребенка Модуль1 Модуль 2 Основы Основы Коллективной театральной творческой культуры. деятельности. Всего баллов Результаты диагностики уровня развития детей Начало года: Высокий уровень______________ детей ________________% Средний уровень ______________детей ________________% Низкий уровень_______________ детей ________________% Конец года: Высокий уровень______________ детей ________________% 6. Методические материалы Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства: 1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата. 2. Вовлечение в творческий процесс всех учащихся. 3. Смена типа и ритма работы. 4. От простого к сложному. 5. Индивидуальный поход к каждому учащемуся. Основными формами организации образовательного процесса являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая. Формы проведения занятий: - беседа - игра - репетиция - спектакль - просмотр спектакля с последующим обсуждением В процессе обучения используются следующие методы Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров. Словесный - рассказ ,беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным материалом. Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц), просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д. Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным. Список литературы 1 Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 2 Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000. 3 Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественноэстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010. 4 Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 5 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005. 6 Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоциональнонравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006. 7 Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007. 8 Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969 9 Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008. 1 2 3 4 5 6 Список литературы для учащихся (родителей) Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001. Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной̆ общеобразовательной̆ общеразвивающей программе «Театральный сундучок» является частью дополнительной̆ общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль рассчитан на 4 года обучения. Модуль 1. «Основы театральной культуры» способствует приобретению знаний о театре. Знакомит учащихся с законами сцены, основами актерского мастерства и ориентирована на развитие навыков культуры речи, пластики движений. Цель: Выявление артистических способностей, раскрытие коммуникативных умений и навыков у детей через вовлечение их в театральную деятельность. Задачи модуля Обучающие: • Постановка правильного сценического дыхания; • Развитие мимики, разработка мимических мышц лица; • Получение навыков эмоционального окрашивания реплик. Развивающие: • Обучение детей работе с голосом, раскрытие его возможностей; • Улучшение дикции, работа над правильной и выразительной речью. Воспитательные: • Развитие общей культуры речи. Планируемые результаты освоения учащимися I модуля Обучающие: • Значение понятий «театр», «артикуляция», «дикция», «мимика», «эмоции», «внимание»; • Устройство и значение в работе актёра дыхательного, голосового и речевого аппаратов, а также артикуляционных мышц лица; • Упражнения для разминки речевого аппарата; • Упражнения для правильной подачи звука. Развивающие: • Правильно использовать дыхательный и голосовой аппараты для получения оптимального звука во время работы на сцене; • Правильно и уверенно произносить реплики на сцене; • Пластичность как способ показа эмоций. Воспитательные: • Чётко и правильно произносить слова, а также их сложные сочетания; • Самостоятельно осуществлять расстановку смысловых ударений в предложениях; • Эмоционально окрашивать различными способами любые слова, словосочетания, предложения, монологи. • Эмоционально – образный показ(сцена) Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - театрально – игровой материал Дидактическое обеспечение: - иллюстрации по сказкам - картинки «Эмоции» - книжные издания Особенностью обучения, используемых на занятиях, является индивидуальный подход: - творческий подход к деятельности; - потребность в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельность мышления; Первый год обучения Учебно – тематический план № Первый год обучения Название темы Количество часов общее теория практика 1. Речевая деятельность 9 5 4 2. Сценическая речь 8 4 4 3. 9 4 5 4. Эмоционально-образное развитие Ритмопластика 6 3 3 5. Промежуточная аттестация 2 1 3 34 15 19 Календарно - тематическое планирование Месяц Тема Сентябрь «Речевая деятельность» Часы 1 Содержание Формы контроля Первое посещение детьми Диалог, беседа театральной комнаты (зала) в новом учебном году (беседа). Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с ситуацией. Сентябрь «Сценическая речь» 1 Беседа о правилах гигиены Игры, диалог голоса. Изображение эмоций используя голос. Игра «Назови ласково соседа». Вопросы к детям. Творческое задание. Сентябрь «Сценическая речь» 2 Тренировка мышц Этюды, дыхательного аппарата., импровизация сознательного управления речеголосовым аппаратом при произношении. Игра «Театральная разминка». Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба». Особенности Внимания. Игры,этюды Образ на сцене. Комплекс упражнений на практическое Сентябрь «Эмоционально – 2 образное развитие» Примеча ние Сентябрь «Ритмопластика»» 1 Октябрь «Ритмопластика» 1 Октябрь «Речевая деятельность» 2 Октябрь «Эмоционально – 2 образное развитие» Октябрь «Сценическая речь» 1 Октябрь «Ритмопластика» 1 знакомство с действием в условиях вымысла. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Пластичность. Связь с телом. Пантомимическая игра. Введение понятия «пантомима». Творческая игра «Что это за сказка?» Повторение и закрепление понятия «пантомима», Игра-инсценировка с помощью пальчиков. Речь как средство общения и культуры. Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Расслабляющий массаж», «Марионетки», и т.д.). Игра-загадка «Узнай, кто это?» Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок». Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла: действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах; действие с воображаемыми предметами. Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Тренировка мышц дыхательного аппарата., сознательного управления речеголосовым аппаратом при произношении. Пластический тренинг. прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела.Релаксация. Пластические этюды. Игра «Угадай героя». Этюды, инсценировки, диалог, импровизация. Инсценировка сказки Игры,этюды Ноябрь «Сценическая речь» 2 Ноябрь «Речевая деятельность» Ноябрь «Сценическая речь» 2 Ноябрь «Ритмопластика» Ноябрь Декабрь «Эмоционально – 2 образное развитие» 1 1 Драматизация сказки. Вводная беседа. Отработка навыка правильного дыхания (упражнения «Кубик», «Разминка» и т.д.). Объяснение понятия «интонация» Погружение в сказочную ситуацию. Введение понятия «скороговорка». Игра-упражнение «Едем на паровозе». Повторение понятия «скороговорка». Игра «Едем на поезде». Введение понятия «рифма». Дидактическая игра «Придумай рифму». Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога. Вводная беседа. Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка». Пластический тренинг. прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела. Пластические этюды. Сценическое движение. Мизансцена. Особенности сценического внимания. Сценическое действие Беседа по содержанию сказки. Диалог, игры,этюды Этюды, инсценировки, диалоги, импровизация. Этюды, инсценировки, диалоги, импровизация. Этюды, инсценировки, диалоги Этюды, инсценировки, диалоги, импровизация Слушание сказки с музыкальными фрагментами. Рассматривание иллюстраций к сказке. Характеристика персонажей сказки. Декабрь «Речевая деятельность» 2 Погружение в сказку. Пантомимические упражнения. Беседа о прочитанном произведении, Этюды, инсценировки игры на основе литературного произведения. Интонационные упражнения. Отгадывание загадок. Упражнения у зеркала «Изобрази настроение». Артикуляционная гимнастика: упражнения на мимику, гимнастика, тренировка мышц языка, нижней челюсти упражнения для губ «Что случилось?», «Часы», «Качели»; упражнения для языка: «Футбол», «Лопата». Драматизация сказки. Заключительный танец. Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с ситуацией. Эмоциональное развитие. Декабрь «Сценическая речь» 1 Декабрь «Речевая деятельность» Декабрь «Сценическая речь» 1 Упражнения по Игры, диалог скороговоркам и чистоговоркам. Разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Заклинание», «Бык тупогуб», «Медведь в лесу», и т.д.). Беседа о правилах гигиены голоса. Изображение эмоций используя голос. Игра «Назови ласково соседа». Вопросы к детям. Творческое задание. Январь «Ритмопластика» Январь «Эмоционально – 2 образное развитие» Пластическая разминка. Этюды, Комплекс общеразвивающих импровизация упражнений (разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор», «Гуттаперчевый мальчик, «Шарниры» и т.д.). Упражнения и этюды, Игры,этюды развивающие способности отвечать на изменения условий вымысла. Комплекс упражнений на практическое 2 1 Этюды, инсценировки, диалоги, импровизация. Диалог, беседа Январь «Речевая деятельность» 1 Январь «Ритмопластика» 1 Январь Февраль «Эмоционально – 1 образное развитие» знакомство с действием в условиях вымысла. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Разучивание простых Игры, диалог скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Заклинание»).Игра «Назови ласково соседа».Вопросы к детям.Творческое задание. Пластическая разминка. Этюды, Комплекс общеразвивающих импровизация упражнений (разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор», «Гуттаперчевый мальчик, «Шарниры» и т.д.). Упражнения и этюды, Игры,этюды развивающие способности отвечать на изменения условий вымысла. Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в условиях вымысла. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Второй год обучения Учебно – тематический план Второй год обучения № Название темы Количество часов общее теория практика 1. Речевая деятельность 6 3 3 2. Сценическая речь 6 2 4 3. Эмоционально-образное развитие Ритмопластика 6 3 3 9 6 4 Промежуточная аттестация 3 1 3 30 13 17 4. 5. Месяц Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Октябрь Календарно – тематическое планирование Тема Часы Содержание Формы контроля «Речевая 1 История развития Диалог деятельность» театра. Беседа о роли театральной деятельности в жизни человека. «Сценическая 1 Интонационная Этюды речь» выразительность. Установка правильного дыхания. Развитие внимания, наблюдательности, воображения детей. «Эмоционально – 2 Эмоции в театре. Этюды, беседа образное Особенности развитие» сценического внимания. Развитие внимания, памяти, образного мышления детей. «Речевая 1 Развитие речи, Этюды, деятельность» отгадывание загадок, инсценировки имитационные упражнения. 2 Развитие правильного Игры,беседа, «Сценическая речевого дыхания; этюды речь» совершенствование двигательных способностей, пластической выразительности. «Ритмопластика» 2 Пластическая Инсценировка, разминка. Комплекс импровизация общеразвивающих упражнений (разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор», «Гуттаперчевый мальчик, «Шарниры» и т.д.). Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).Чтение сказки В. Примечание Сутеева «Яблоко»; беседа по содержанию, мимические этюды. Октябрь «Сценическая речь» 1 Комплекс упражнений Этюды, игры на практическое знакомство с действием в условиях вымысла: действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах Развитие действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласовано. Октябрь «Речевая деятельность» 2 Формирование четкой, грамотной речи, совершенствование умения создавать образы с помощью мимики и жестов. Эмоции в театре. Особенности сценического внимания. Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. Пластичность. Связь с телом. Пластика как выразительное средство. Драматизация сказки В.Сутеева «Яблоко». Пляски героев. Упражнения и этюды, развивающие способности отвечать на изменения условий вымысла. Развитие воображения и фантазии;; продолжать создавать образы с Октябрь 1 «Эмоционально – образное развитие» Октябрь «Ритмопластика» 2 Ноябрь «Эмоционально – 2 образное развитие» Этюды, инсценировки, диалоги. Этюды, инсценировки, диалоги. Этюды Ноябрь «Речевая деятельность 1 Ноябрь «Сценическая речь» 1 Ноябрь «Ритмопластика» 2 Декабрь «Эмоционально – 1 образное развитие» помощью выразительных движений. Развитие у детей творческого воображения. Активный словарь. Эмоциональное развитие. Театрализованные игры, игры на основе литературных произведений. Последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы Упражнения на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе. Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтайболтай» и т.д.).Чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»; беседа по содержанию. .). Пластический тренинг. прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей тела. Релаксация. Пластичность. Связь с телом. Пластика как выразительное средство. Упражнения и этюды, развивающие способности отвечать на изменения условий Этюды, инсценировки, диалоги, импровизация. Этюды, инсценировки, импровизация. Этюды, инсценировки, диалоги. Этюды вымысла. Развитие воображения и фантазии. Драматургия как часть одного целого. Речь как средство общения и культуры. Активный словарь. Эмоциональное развитие. Театрализованные игры, игры на основе литературных произведений. Декабрь «Речевая деятельность» 1 Этюды, инсценировки, диалоги, импровизация. Декабрь «Сценическая речь» 1 Упражнения на Этюды, укрепление мышц, инсценировки, участвующих в импровизация. речевом процессе. Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтайболтай» и т.д.). Декабрь «Речевая деятельность» 1 Эмоциональное развитие. Театрализованные игры, игры на основе литературных произведений. Декабрь Январь «Ритмопластика» 3 Этюды, инсценировки Пластический тренинг. Этюды, прыжковые инсценировки, упражнения с диалоги. разнообразными движениями различных частей тела. Релаксация. Пластичность. Связь с телом. Пластика как выразительное средство. Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный » и т.д.) Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный сундучок» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль рассчитан на 4 года обучения Модуль II «Основы коллективной творческой деятельности» использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения предыдущих занятий. Учащиеся учатся выполнять коллективную работу, идти к общей цели, при этом у каждого учащегося есть возможность раскрыть свой творческий потенциал, внести свой вклад в постановку спектакля. Модуль формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала учащегося. Цель модуля - развитие навыков исполнительской деятельности. Задачи модуля Обучающие: • Формирование в детях чувства устойчивого самообладания на сцене; • Развитие базовых навыков актёра; • Улучшение способностей детей подстраиваться и преображаться для различных образов; • Развитие чувства коллективного чувства на сцене Развивающие: • Развитие творческого, креативного мышления; • Улучшение способностей детей контролировать и изменять своё поведение. Воспитательные: • Развитие в детях чувство ответственности; • Привить ученикам культуру правильного поведения на сцене. Планируемые результаты освоения учащимися 2 модуля Обучающие: • Значение понятий «театр», «театральное представление», «спектакль», «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ»; • Какие навыки необходимы актёру для работы на сцене; • Как формируются эмоции; • Как выходить из нестандартных ситуаций на сцене путём импровизации; • Из каких составляющих состоит образ героя. Развивающие: • Разбирать роль, изучать заданный образ и входить в него; • Перевоплощаться полностью в заданного персонажа; • Правильно объединять пластические, мимические и речевые навыки, применять их единовременно; • Самостоятельно изучать характер своих героев, подстраиваться под различные образы. Воспитательные: • Действовать как часть театрального коллектива; • Соблюдать правила поведения на сцене и в зрительном зале. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - театрально – игровой материал Дидактическое обеспечение: - иллюстрации по сказкам - картинки «Эмоции» - книжные издания Особенностью обучения, используемых на занятиях, является индивидуальный подход: - творческий подход к деятельности; - потребность в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельность мышления; Первый год обучения Учебно – тематический план Первый год обучения № Название темы Количество часов общее теория практика 16 12 4 5 15 - 2 1. Основы театральной культуры 2. Коллективная 20 деятельность. Постановка. Промежуточная 2 аттестация 38 3. Месяц Февраль Февраль Тема «Основы театральной культуры» «Основы театральной культуры» Февраль «Коллективная деятельность. Постановка» Февраль «Основы театральной культуры» 17 21 Календарно – тематическое планирование Часы Содержание Формы контроля 2 Обогащение театрального Диалог, словаря: «амплуа», «образ этюды, спектакля». инсцениро вки, импровиза ция. 2 Комплексные Этюды, ритмические, инсцениро музыкальные, вки, пластические игры. импровиза Овладение речью как ция. средством общения и культуры. Игра – этюд: построить из стульчиков партер 2 Сюжетно – ролевая игра Игры, «Кто пришел в театр». этюды, Преодоление робости, диалог. неуверенности. Игры на сплочение коллектива. 1 Беседа о том, как Импровиза зародился театр. Беседа о ция, диалог прочитанных произведениях. Правила юного слушателя и актера. Примечание Март «Коллективная деятельность. Постановка» 2 Март «Основы театральной культуры» 2 Март «Коллективная деятельность. Постановка» 2 Март «Основы театральной культуры» 3 Апрель «Коллективная деятельность. Постановка» 3 Игра – импровизация «угадай что я делаю». Формирование у детей характерные жесты отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия. Современное устройство театра. Расширение словарного запаса: «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм». Установка правильного дыхания. Развитие способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и обучать адекватно выразить свое. Этюды на умение общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Развитие способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и обучать адекватно выразить свое. Развитие дикции и артикуляции. Импровиза ция, этюды,диа лог Пластические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие естественных навыков. Подготовка к музыкальной викторине. Музыкальная викторина по пьесе. Промежуточная аттестация Участие в постановке. Развитие у детей способности правильно понимать эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. Этюды, инсцениро вки, диалоги. Этюды, инсцениро вки, диалог, импровиза ция. Этюды, инсцениро вки, диалоги, импровиза ция. Этюды, инсцениро вки, диалоги, импровиза ция. Апрель «Основы театральной культуры» 2 Апрель Май «Коллективная деятельность. Постановка» 4 Май «Основы театральной культуры» 1 Май «Коллективная деятельность. Постановка» 2 Май «Основы театральной культуры» 1 Показ иллюстраций на тему театр в древности. Повторение театральных терминов. Развитие способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и обучать адекватно выразить свое. Игры на полоижетльное восприятие. Игры на взаимодействие. Понятие о внимании, объекте внимания. Развитие способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека. Промежуточная аттестация Этюды, инсцениро вки, диалоги, импровиза ция. Театральные игра: «Приглашаем в театр». Особенности сценического внимания. Знакомство детей с новыми литературными произведениями Этюды на преодоление робости, неуверенности Сценическое действие. Развитие у детей способности правильно понимать эмоционально – образные движения. Этюды на перевоплощение. Пополнение Театрального словаря:«сквозное действие», «характер», «характернос ть». Театральные термины. Комплекс Этюды, инсцениро вки, диалоги. Этюды, инсцениро вки, диалоги, импровиза ция. диалоги, импровиза ция, этюды Этюды, инсцениро вки, диалоги. Май Июнь «Коллективная деятельность. Постановка» 3 Июнь «Основы театральной культуры» 1 Июнь «Коллективная деятельность. Постановка» 1 Июнь Июнь «Основы театральной культуры» «Коллективная деятельность. Постановка» 1 Июль 1 простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания. Развитие у детей способности правильно понимать эмоционально – образные движения. Упражнения и этюды, развивающие способности отвечать на изменения условий вымысла. Комплексные ритмические, пластические игры, которые обеспечивают развитие естественных навыков дошкольников. Промежуточная аттестация Развитие у детей способности правильно понимать эмоционально – образные движения. Упражнения и этюды, развивающие способности отвечать на изменения условий вымысла. Творческое задание: по иллюстрациям. Этюды на знание театра Создание образов героям сказки «Курочка ряба». Использование собранных образов. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие естественных навыков дошкольников. Этюды, инсцениро вки Этюды, инсцениро вки, диалоги. Этюды, инсцениро вки, диалоги. Этюды, инсцениро вки Этюды, инсцениро вки, диалоги. Второй год обучения Учебно – тематический план Второй год обучения № Название темы Количество часов 1. 2. 3. Основы театральной культуры Коллективная деятельность. Постановка. Промежуточная аттестация общее теория практика 20 10 10 20 10 10 2 - 2 42 Месяц Январь Январь Тема «Основы театральной культуры» «Основы театральной культуры» 20 22 Календарно – тематическое планирование Часы Содержание Формы контроля 1 Снятие зажатости у Этюды, актеров. Упражнения, инсцениро направленные на снятие вки, усталости и зажимов. импровиза ция. 1 Овладение речью как Этюды, средством общения и инсцениро культуры. Режиссерская вки, игра: каждый ведет импровиза игрушки в общем сюжете. ция. 3 Создание образа. Игры, Преодоление робости, этюды, неуверенности. Игры на диалог. сплочение коллектива. Январь «Коллективная деятельность. Постановка» Февраль «Основы театральной культуры» 2 Игры драматизации, где артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. (интонация, мимика) Импровиза ция, диалог Февраль «Коллективная деятельность. Постановка» 2 Работа над сценами, спектаклем «Волк и семеро козлят» Импровиза ция, этюды,диа лог Примечание Февраль «Основы театральной культуры» 2 Февраль «Коллективная деятельность. Постановка» 2 Февраль Март «Основы театральной культуры» 3 Март «Коллективная деятельность. Постановка» 3 Март «Основы театральной культуры» 2 Развитие способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и обучать адекватно выразить свое. Расширение словарного запаса: «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм». Работа над сценами, спектаклем «Волк и семеро козлят». Усложнение образов героев. Развитие дикции и артикуляции. Этюды, инсцениро вки, диалог, импровиза ция. Поиски музыкальнопластического решения отдельных эпизодов Пластические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие естественных навыков. Промежуточная аттестация Участие в постановке «Волк и семеро козлят». Развитие у детей способности правильно понимать эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. Этюды, инсцениро вки, диалоги. Повторение театральных терминов. Развитие способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и обучать адекватно выразить свое. Этюды, инсцениро вки, диалоги, импровиза ция. Инсцениро вки,импров изация Этюды, инсцениро вки, диалоги, импровиза ция. Март Апрель «Коллективная деятельность. Постановка» 3 Театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов. Промежуточная аттестация Этюды, инсцениро вки, диалоги, импровиза ция. Апрель «Основы театральной культуры» 2 Этюды, инсцениро вки, диалоги. Апрель «Коллективная деятельность. Постановка» 2 Май «Основы театральной культуры» 2 Май «Коллективная деятельность. Постановка» 1 Театральная игра: «Режиссер импровизированного концерта». Особенности сценического внимания. Знакомство детей с новыми литературными произведениями Этюды на преодоление робости, неуверенности Сценическое действие. Развитие у детей способности правильно понимать эмоционально – образные движения. Этюды на перевоплощение. Театральные термины. Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания. Развитие у детей способности правильно понимать эмоционально – образные движения. Упражнения и этюды, развивающие способности диалоги, импровиза ция, этюды Этюды, инсцениро вки, диалоги. Этюды, инсцениро вки Май «Основы театральной культуры» 2 Май Июнь «Коллективная деятельность. Постановка» 2 Июнь «Основы театральной культуры» 2 Июль «Коллективная деятельность. Постановка» 2 отвечать на изменения условий вымысла. Пластические игры, которые обеспечивают развитие естественных навыков дошкольников. Промежуточная аттестация Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом Развитие у детей способности правильно понимать эмоционально – образные движения. Упражнения и этюды, развивающие способности отвечать на изменения условий вымысла. Режиссерские игры где ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли.) Показ пьесы «Волк и семеро козлят» Использование собранных образов. Театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок. Этюды, инсцениро вки, диалоги. Этюды, инсцениро вки, диалоги. Этюды, инсцениро вки Этюды, инсцениро вки, диалоги.