Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Разноцветный калейдоскоп» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 1. «Цветные капельки» позволяет познакомить с основными видами продуктивной деятельности: рисованием в традиционной и нетрадиционной техниках, лепкой и аппликацией в связи их с произведениями искусства (словесного, музыкального, изобразительного), познанием окружающего мира, историей, культурой, народным фольклором и промыслами России и Урала. В результате освоения программы у детей формируется способность к восприятию художественных произведений и самостоятельному созданию образов в рисунке, лепке, аппликации, которые отличаются оригинальностью и вариативностью. Данный модуль позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, в том числе используя нетрадиционные способы изображения. Уникальностью данного модуля является применение современных направлений интеллектуального развития детей через творчество – это лепка с элементами нейролепки, арт-терапии и рисования песком. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цель и задачи модуля Цель: формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Задачи модуля Образовательные: - формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; - формировать умение действовать, повторяя показанный образец и правило. Развивающие: - развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов; - формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде предметов; - формировать умение находить связи между предметами и явлениями окружающего мира; - развивать мышление, внимание, речь и воображение; - развивать способность к координированной работе рук со зрительным и слуховым восприятием; - развивать пространственную ориентацию на листе бумаги и окружающем пространстве; - развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности; - формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные образы. Воспитательные: - воспитывать в детях аккуратность, усидчивость; - воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать; - воспитать художественный вкус и чувство гармонии; - воспитывать эстетическоеотношение к окружающему миру. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, Методы взаимоконтроля. - Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Планируемые результаты освоения модуля Учащиеся умеют: - создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные, декоративные) на основе линий, пятен и штрихов; - применять полученные знания на практике. Учащиеся знают: - основные виды изобразительной деятельности; - способы работы с основными художественными материалами и инструментами; Личностные результаты: - дают мотивированную оценку результатам своей деятельности; - передают в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту. Учебно-тематический план № п/п 1. 2. 3. 4. Количество часов Темы Рисование в нетрадиционной технике «Пальцеграфия» Рисование в нетрадиционной технике «Пуантилизм» Рисование в нетрадиционной технике «Пластилинография» Рисование в нетрадиционной технике «Оттиск» всего теория практика 4 0 4 6 0 6 7 1 6 7 1 6 3 0 3 6. Рисование в нетрадиционной технике «Кляксография» Рисунки на песке 4 1 3 7. Рисование карандашами 11 5 6 8. Рисование красками 12 4 8 9. Лепка с элементами нейролепки 7 2 5 10. Аппликация 10 1 9 11. Промежуточная аттестация 1 0 1 72 15 57 5. Всего учебных часов: Сентябрь Ме сяц Тема Рисование красками Пуантилизм Пластилиногр афия Аппликация Календарно-тематическое планирование Ко Содержание Формы контроля л. час ов 1 Путешествие в страну Выполнение творчества. интересных и Теория. Знакомство детей с простых разными видами искусства заданий, (словесным, музыкальным, педагогическое изобразительным). наблюдение Волшебное путешествие на поезде по станциям: «Книжная», «Музыкальная», «Лесная», «Матрешечная». На каждой станции дети знакомятся с произведениями изобразительного искусства 1 Выполнение Мухомор. Вводная часть: беседа о грибах, творческой съедобные и несъедобные грибы. работы, Основная часть: выполнение выставка работ практической работы с изображением белых пятнышек на шляпке мухомора ватной палочкой с дорисовкой ножки. 1 Теория. Педагогическое Знакомство с художественным наблюдение материалом пластилин, его свойствами. Правила работы с пластилином, инструментами 1 Выполнение «Листик раз, листик два, творческой начинается игра» Вводная часть: знакомство со работы, считалочками про листья с выставка работ Примечание 1 Пальцеграфия Лепка с элементами нейролепки 2 Октябрь Кляксография 2 Рисование карандашом демонстрацией листьев разной формы и цвета деревьев разных видов. Основная часть: приклеивание вырезанных из цветной бумаги листочков к основе (нарисованному на листе дереву) Листопад Вводная часть: знакомство с песней М.Красева, И.Ивенсена «Падают, падают листья – В нашем саду листопад». Основная часть: выполнение практической работы в технике «пальцеграфия» - «Листопад» Морские камешки Теория: знакомство с художественным материалом «пластилин», правилами работы с ним и его свойствами. Практика. Вводная часть: беседа о море с демонстрацией его изображения и картинок детского отдыха на морском берегу. Рассматривание различных по размеру, форме и цвету морских камней. Основная часть: выполнение практической работы – лепка морских камешек. Веселые лужицы Вводная часть: рассматривание иллюстраций к книгам детских стихов про осень и времена года с изображением лужиц. Основная часть: выполнение практической работы – раздувание лужиц из капель краски с помощью трубочек для коктейля. «Дождик, дождик, лей!» Теория: знакомство с цветными карандашами, их назначением и свойствами, правилами и техникой работы. Вводная часть: чтение народных закличек про дождь. Основная часть: рисование штрихов дождя из тучи. Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение. Выполнение творческой работы, выставка работ Рисование на песке 1 Теория: Знакомство с песком, отпечатки ладошек, линии прямые. Оттиск 1 Рисование красками 1 Рисование красками 1 Лепка предметная с элементами нейролепки 1 Пуантилизм 1 Рисование карандашами 1 Рисование декоративное красками 1 Баночка с вареньем Вводная часть: беседа о ягодах, о их разнообразии, свойствах, зимних заготовок из ягод. Основная часть: рисование ягод оттиском пробки на листе в виде баночки. Кисточка танцует Теория: знакомство с красками и кистями как средствами создания изображения, правилами работы с ними. Листочки танцуют Вводная часть: чтение стихотворение Антонины Тесленко «Листопад» Основная часть: рисование осенних листьев и листопада «примакиванием» кисти к бумаге. Огурец и помидор Вводная часть: загадки про овощи. Беседа об овощах. Основная часть: лепка огурца и помидора из пластилина. У жирафа пятнышки… Вводная часть: знакомство с песней Е.Железновой «У Жирафа пятнышки…» Основная часть: рисование жирафу пятнышек ватной палочкой. Мойдодыр Вводная часть: знакомство с иллюстрациями к сказке К.И.Чуковского «Мойдодыр» Основная часть: рисование карандашами капель воды из лейки душа штрихами. Украсим платочек Вводная часть: знакомство с красотой и яркостью узоров платков. Основная часть: рисование узоров на бумаге в форме платка. Выполнение простых заданий, педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Ноябрь Аппликация 1 Рисование красками. 1 Рисование красками 1 Пластилиногр афия 1 1 Пальцеграфия Аппликация 1 Кораблик для папы Вводная часть: знакомство со стихотворением А.Барто «Кораблик» Основная часть: выполнение аппликации «кораблик» ко дню отца. Мостик через речку Березовку Вводная часть: беседа о нашем городе Березовский, речке Березовке, сквере с мостиками с демонстрацией фото. Основная часть: рисование мостика через речку. Полосатые картинки Вводная часть: беседа и рассматривание картинок и предметов окружающего мира с полосатым рисунком. Основная часть: рисование полосок на зебре или полосок по кругу – грива у льва. Торт на день рождения Вводная часть: знакомство с песенкой «Каравай», беседа о традициях празднования дня рождения. Основная часть: украшение картонной основы в виде торта в технике «пластилинография». Подарок Деду Морозу Вводная часть: беседа о Дедушке Морозе и рассматривание книжных иллюстраций с изображением его, елки, атрибутов Нового года. Основная часть: рисование снежинок для Деда Мороза и оформления подарка ему в виде коллективной творческой работы «Танец Снежинок» Открытка к Дню Матери Вводная часть: прослушивание песни М.Басовой «Есть мама у котенка» Основная часть: создание открытки ко Дню матери Выполнение творческой работы Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение коллективной работы Выполнение творческой работы, выставка работ 1 Рисование красками 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Рисование карандашами 1 Рисование карандашами 1 Декабрь Рисование красками Пальцеграфия 1 Рисование на песке 1 Знакомство с кисточкой Теория: продолжаем учиться рисовать красками с помощью кистей, правилами и техникой работы, учимся соединять линию в круг. «Ай, качи, качи, качи! Глянь – баранки, калачи!» Вводная часть: чтение потешек про бублики и баранки в сопровождении с действиями. Основная часть: рисование связки калачей. Бублики, баранки Вводная часть: беседа о хлебе. Основная часть: лепка калачей. Дружная семейка цветных карандашей Теория: беседа о семье цветных карандашей, продолжаем учиться держать правильно карандаш, рисовать им на бумаге. Колючий ёжик Вводная часть: беседа о еже, демонстрация игрушки, картинки с изображением ежа. Чтение стихотворения «Ёжик топал по дорожкам, не давал покоя ножкам…» с сопровождением движений-повторений за педагогом. Основная часть: дорисовывание на еже иголок. Одеяло для Топтыжки Вводная часть: «В гости к нам Медведь пришел…», рассказ Топтыжки о его жизни в лесу, о зимней спячке в берлоге. Обращение к ребятам с просьбой нарисовать одеяло. Основная часть: украшение одеяла для Топтыжки цветным горошком в технике «пальцеграфия». Морозные узоры Вводная часть: о узорах, которые оставляет Мороз на стеклах Основная часть: рисование морозных узоров на песке Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческих заданий Январь Аппликация 1 Пуантилизм 1 Аппликация 1 Аппликация 1 1 Пластилиногр афия Оттиск 1 Оттиск 1 Елочная игрушка Вводная часть: беседа о традициях празднования нового года, знакомство с песней «В лесу родилась ёлочка…» Основная часть: аппликация пайетками елочного шара. Дед Мороз огни зажег на высокой ёлке Вводная часть: знакомство со стихотворением Агнии Барто «Встали девочки в кружок…» Основная часть рисование огней на елке ватной палочкой. Теория. Этот разноцветный мир. Знакомство с цветной бумагой и картоном. Беседа о цветной бумаге и картоне, их свойствах, отличии, назначении. Экспериментируем с бумагой и картоном: разрываем полоску цветной бумаги и картона на маленькие кусочки, сминаем в комочек бумагу и картон. Зимушка- Зима Вводная часть: рассматривание книжных иллюстраций о зиме. Основная часть: Создание снежных шапок на домах, деревьях из рваной бумаги на изображении деревьев и домов. Рукавичка Вводная часть: демонстрация русской-народной сказки «Рукавичка». Основная часть: выполнение узора на рукавичке в технике «пластилинография». Теория: демонстрация приемов оттиска смятой бумагой и губкой. Беседа с детьми, показ работ выполненных в данной технике нетрадиционного рисования. Избушка ледяная и лубяная Вводная часть: знакомство с русской-народной сказкой «Заюшкина избушка» Основная часть: рисование снежных узоров на ледяной избушке в технике «оттиск». Выполнение творческой работы Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение коллективной работы. Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ 1 Рисование красками 1 Кляксография 1 Аппликация 1 Пуантилизм 1 Рисование на песке 1 Февраль Лепка с элементами нейролепки Рисунки на тесте. Теория: знакомство с материалом соленое тесто, беседа о его свойствах. Эксперименты с отпечатками на тесте пальчиками, другими рельефными предметами. Хвостик Петушку Вводная часть: знакомство со сказкой В.Сутеева «Петух и краски» и рассматривание книжных иллюстраций к ней. Основная часть: дорисовывание хвоста петуху. Фантазеры Вводная часть: знакомство со стихотворением Юнны Мориц «Замечательная клякса» (В каждой кляксе кто-то есть…) Основная часть: раздувание клякс из цветных капелек с дорисовкой. Сыр и мыши Вводная часть: интересные факты о мышах с демонстрацией картиной и игрушек. Дикие и домашние декоративные мышки. Основная часть: работа в группах, коллективная аппликация – изготовление мышей из бумаги и приклеивание к основе в виде кусочка сыра. Золотая рыбка Вводная часть: ко дню памяти А.С. Пушкина – беседа о сказке «О рыбаке и рыбке» Основная часть: выполнение творческой работы чешуя золотой рыбки и пузырики воздуха в воде ватной палочкой. Снежинки Вводная беседа: рассказ о снежинках, их неповторимых узорах, свойствах таять. Основная часть: рисунки на песке снежинок. Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение коллективных работ в группах, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческих заданий Март Оттиск 1 Аппликация 1 Рисование карандашами 1 Аппликация 1 Оттиск 1 Лепка с 1 элементами нейролепки Дымковская игрушка Вводная часть: беседа о Дымковской игрушке с повторением основных элементов орнамента. Основная часть: декоративное рисование орнамента на основах бумаги в форме коня, гуся или барышни в виде кругов и колец отпечатком втулки от фольги. Машина для папы Вводная часть: беседа о машинах игрушечных и настоящих, их разнообразии и назначении. Основная часть: выполнение аппликации - открытки в подарок папам/дедушкам к 23 февраля в виде машинки. Нарисуем котику усы Вводная часть: загадка (Мохнатенький, усатенький, на лапках царапки…) Чтение стиха А.Барто «Котенок» Основная часть: дорисовка усов на портрете котенка и раскрашивание ниток клубка карандашом. Открытка к 8 марта Вводная часть: беседа о празднике весны, женском дне, традиции. Чтение стихотворения поздравления для открытки, которую смастерим. Основная часть: изготовление открытки – поздравления с 8 марта. Я любимой мамочке подарю цветы! Водная часть: прослушивание детской песенки про маму. Основная часть: рисование букета цветов с помощью отпечатка трубочкой от коктейля с мелкоразрезанным концом. Вкусное печенье Вводная часть: рассказ о том, как и из чего делают тесто и пекут печенье. Основная часть: вырубка фигурного печенья с помощью формочек из соленого теста. Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческих работ Выполнение творческих работ, выставка работ. Выполнение творческих работ Выполнение творческих работ, выставка работ Выполнение творческих работ Рисование карандашом 1 Пластилиногр афия 1 Рисование на песке 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Оттиск 1 Пальцеграфия 1 В руки карандаш возьмем. Теория: отработка техники рисования карандашом линий, соединяющихся в круг. Бабочка-красавица Вводная часть: рассматривание книжных иллюстраций в книге Дунаевой Ю.А. «Бабочки» Основная часть: украшение крыльев бабочки в технике «пластилинография» Что бывает круглым? Вводная часть: беседа с детьми, что бывает круглой формы. Демонстрация предметов и изображений. Основная часть: рисование кругов на песке. Золотые самородки Вводная часть: беседа о золоте, его свойствах, золотых самородках. Основная часть: выполнение творческой работы «золотые самородки» из кусочков пластилина, обернутых золотой фольгой День Земли Вводная часть: беседа о планете Земля с демонстрацией изображений, важности сохранения ее чистоты и богатств. Основная часть: выполнение творческой работы с изображением земного шара в технике оттиск губкой. День Театра «Радужный барашек» Вводная часть: кукольный театр «История про то, как Барашек с Петушком дружили» Основная часть: выполнение творческой работы – цветные кудряшки у Барашка в технике «пальцеграфия» Педагогическое наблюдение Выполнение творческих работ, выставка работ Выполнение творческих заданий Выполнение творческих работ, выставка работ Выполнение творческих работ, выставка работ Выполнение творческих работ, выставка работ 1 Рисование красками 1 Платилиногра фия 1 Аппликация 1 Рисование карандашом 1 Рисование карандашом 1 Апрель Кляксография Веселый клоун Вводная часть: в гостях кукларукавичка Клоун, рассказывает стихотворение-физкультминутку «На арену клоун вышел, Кто из вас о нем не слышал?» Основная часть: раздувание яркой разноцветной прически клоуна из цветных капелек краски. Знакомство с кисточкой Теория: продолжаем учиться рисовать красками с помощью кистей, правилами и техникой работы: набирать краску только кончиком кисти, учимся рисовать вертикальные линии (проталинки, ручейки). «Кап, кап, весна пришла!» Теория: беседа о приходе весны, природных изменениях с демонстрацией картинок. Основная часть: выполнение творческой работы – сосульки под крышами домов в технике «пластилинография» Космос Вводная часть: о подвиге первого космонавта Юрия Гагарина, дне космонавтике. Чтение стихотворения В.Степанова «В космической ракете с названием «Восток». Основная часть: выполнение творческой работы ракета. В руки карандаш возьмем Теория: отработка техники рисования карандашом двух линий, соединяющихся в одной точке (образ сосульки). Весенняя песенка Теория: беседа о весне, весенней капели – музыки крыш. Прослушивание детских песен про весеннюю капель. Основная часть: выполнение творческой работы с изображением плачущих сосулек. Выполнение творческих работ, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческих работ, выставка работ Выполнение творческих работ, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческих работ, выставка работ Оттиск 1 Рисование на 1 песке 1 Пластилиногр афия 1 Рисование карандашом 1 Рисование карандашом 1 Май Оттиск Матрешки Вводная часть: знакомство с народной игрушкой «Матрешкой» Основная часть: создание декоративного узора в виде цветов на сарафане матрешки оттиском трубочки от коктейля с мелкоразрезанным концом. Воздушные шары Вводная часть: рассказ о празднике 1 мая – день весны и труда. Основная часть: выполнение творческой работы с изображением воздушных шаров на песке. Салют Победы! Вводная часть: рассказ об истории праздника «9 мая – День Победы!», традициях. Основная часть: рисунок в нетрадиционной технике рисования оттиском трубочки от коктейля с мелкоразрезанным концом « Салют». «Травка зеленеет, солнышко блестит…» Вводная часть: знакомство со стихами о весне Основная часть: рисование лучиков солнышку и зеленой травки в технике «пластилинография». В руки карандаш возьмем Теория: отработка техники рисования карандашом непрерывных линий, соединяющихся в круги. Птичье гнездо Вводная часть: рассказ о жизни птиц, возвращение перелетных птиц, ремонт гнезд, появление и уход за птенцами. Основная часть: рисование карандашом гнезда с птенцами карандашами. Выполнение творческих работ, выставка работ Выполнение творческих заданий Выполнение творческих работ, выставка работ Выполнение творческих работ, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческих работ, выставка работ Пуантилизм 1 Рисование красками 1 Пуантилизм 1 Божья коровка Вводная часть: знакомство с потешкой «Божья коровка, полети на небо…» Рассматривание изображений с насекомым. Основная часть: приклеивание красных кругов на тонированную зеленую бумагу, нанесение на них черных пятнышек ватными палочками. Улей с пчелами Вводная часть: рассказ о пчелах. Основная часть: рисование пчелы с элементами аппликации и оформление в общую коллективную работу «пчелиный улей». Водичка из леечки Вводная часть: чтение и беседа по стихотворению «Взрослым нужно помогать и цветочки поливать…» Основная часть: выполнение творческой работы: капельки из леечки в технике «пуантилизм», цветочки в технике «оттиск» Выполнение творческих работ, выставка работ Коллективная работа Выполнение творческих работ, выставка работ