Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Разноцветный калейдоскоп» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 2 «Радужные ладошки» позволяет глубже познакомиться с основными видами продуктивной деятельности: рисованием, лепкой и аппликацией в связи их с произведениями искусства (словесного, музыкального, изобразительного) с акцентов на народное творчество, фольклор и промыслы России и Урала, расширить познания в областях окружающего мира, истории, культуры нашей страны. Модуль 2 позволяет расширить применение знаний и умений, полученных в первый год обучения, а также получить и освоить новые навыки, техники, приемы изобразительной деятельности, познакомиться с новыми инструментами и материалами для творчества. В результате освоения программы модуля у детей формируется способность к восприятию художественных произведений и самостоятельному созданию образов в рисунке, лепке, аппликации, которые отличаются оригинальностью и вариативностью. Данный модуль позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, в том числе используя нетрадиционные способы изображения. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цель и задачи модуля Цель: формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Задачи модуля Образовательные: - формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; - формировать умение действовать, повторяя показанный образец и правило. Развивающие: - развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов; - формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде предметов; - формировать умение находить связи между предметами и явлениями окружающего мира; - развивать мышление, внимание, речь и воображение; - развивать способность к координированной работе рук со зрительным и слуховым восприятием; - развивать пространственную ориентацию на листе бумаги и окружающем пространстве; - развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности; - формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные образы. Воспитательные: - воспитывать в детях аккуратность, усидчивость; - воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать; - воспитать художественный вкус и чувство гармонии; - воспитывать эстетическоеотношение к окружающему миру. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, Методы взаимоконтроля. - Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Планируемые результаты освоения модуля Образовательные: - сформированы представления об основных понятиях: симметрия и асимметрия, орнамент, цвета и оттенки для передачи колорита изображения, «теплые и холодные тона»; - знакомы с традиционными и нетрадиционными техниками рисования; - знают и умеют пользоваться акварелью, гуашью, цветными карандашами, умеют смешивать краски на палитре; - умеют делать эскиз в карандаше; рисовать кистью широкие и тонкие линии; - знакомы с такими жанрами, как натюрморт, портрет, пейзаж. - сформированы элементарные представления о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Развивающие: - Развиты фантазия и воображение при создании образов; - Создают предметные и сюжетные композиции; - Передают в работе не только настроение, но и свое отношение к изображаемому объекту с помощью цвета, линии, формы; - Развернуто комментируют свою творческую работу. Воспитательные: - Сформировано понимание об особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформировано чувство уважения к художественно-творческой деятельности человека; - воспитано чувство гордости за культуру и искусство своего народа. Учебно-тематический план № п/п Количество часов Темы всего теория практика 5. Рисование в нетрадиционной «Оттиск» Рисование в нетрадиционной «Пуантилизм» Рисование в нетрадиционной «Пластилинография» Рисование в нетрадиционной «Пальцеграфия» Рисование крупой 6. Рисование красками 18 6 11 7. Рисование карандашами 13 4 10 8. Аппликация 12 2 10 9. Лепка с элементами нейролепки 12 3 9 10. Промежуточная аттестация 2 0 2 72 15 57 1. 2. 3. 4. Ме сяц Тема Сентября Всего учебных часов: Рисование карандашами Оттиск технике 4 0 4 технике 4 0 4 технике 4 0 4 технике 1 0 1 2 0 2 Календарно-тематическое планирование Содержание Формы контроля Ко л. час ов 1 Урал – мой край родной! Теория. Вводное занятие об Урале, его богатстве недр, которые рождали появление ремесел. Ремесла, которые славят Урал и в наши дни. 1 Сысертский фарфор Вводная беседа: кратко об истории появления, ключевые моменты производства, отличительные характеристики с демонстрацией изделий. Основная часть: роспись чайника цветочным орнаментом в технике оттиск. Беседа Выполнение творческой работы, выставка работ Примечание Пластилиногр 1 афия Рисование красками 1 Аппликация 1 Аппликация 1 Пальцеграфия 1 Октябрь Пластилиногр 1 афия Рисование карандашом 1 Рисование карандашом 1 Рыбка золотая (Сысертский фарфор) Вводная беседа: о фарфоре, ценности ручного труда, о золотой рыбке из сказки А.С.Пушкина «Золотая рыбка». Основная часть: творческая работа «Золотая рыбка» в технике «пластилинография» Березовский, Березовка, Береза Вводная часть: история названия нашего города, красота русской березы, демонстрация фото и репродукций картин. Основная часть: рисование красками березы. Теория. Об аппликации, основном инструменте – ножницы, правила работы и техника безопасности. Радужные половички Теория: о художественном ручном ткачестве. Основная часть: аппликация из разноцветных полосок половичек. Хлеб всему голова Вводная часть: пословицы и поговорки о хлебе, бережному отношению к хлебу. Основная часть: колосья пшеницы в технике пальцеграфия Подсолнухи Вводная часть: о подсолнухах, использовании и красоте. Основная часть: рисование подсолнухов технике «пластилинография» В руки карандаш возьмем. Теория. Техника рисования карандашом. Резьба по дереву. Избушка на курьих ножках. Вводная часть: о народном промысле резьба по дереве, демонстрация работы из дерева «Избушка на курьих ножках». Основная часть: рисование карандашами избушки на курьих ножках. Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Беседа Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ Ноябрь Лепка с элементами нейролепки 1 Теория: основные приемы лепки, лепка основных элементов, соединение частей между собой. Педагогическое наблюдение Лепка с элементами нейролепки 1 Рисование красками 1 Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Пуантилизм 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Рисование красками 1 Аппликация 1 Рисование карандашом 1 Рисование красками 1 Ящерица Вводная часть: о ящерице – героине сказов П.Бажова. Основная часть: лепка ящерицы Дары леса Вводная часть: о богатстве уральских лесов, грибах и ягодах. Основная часть: рисование семейки грибов. Брусника Вводная часть: о ягоде брусника, ее пользе. Основная часть: рисование кустиков брусники в технике пуантилизм. Каравай Вводная часть: о каравае, традиции, связанные с караваем. Основная часть: лепка каравая Встретил я в лесу ежа Вводная часть: про обитателя наших лесов – ежа Основная часть: рисование ежа красками Мир насекомых Вводная часть: по каким признакам относят к насекомым, многообразия мира насекомых на Урале. Основная часть: аппликация жуки из листьев с дорисовыванием лапок, головы и усов. Русский-народный сарафан/рубашка Вводная беседа: Урал многонациональный, о народах, русском-народном костюме. Основная часть: декоративное рисование узоров на сарафане, рубашке. Уралвагонзавод. Поезд. Коллективная работа. Вводная беседа: о знаменитом на весь мир заводе в Нижнем Тагиле, его продукции, о поездах. Основная часть: рисование вагонов к составу поезда. Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение коллективной творческой работы Лепка с элементами нейролепки 1 Теория: о материале глина, гончарном промысле Урала с демонстрацией изделий. Педагогическое наблюдение Лепка с элементами нейролепки 1 Выполнение творческой работы, выставка работ Аппликация 1 Рисование карандашами 1 Чайная пара Вводная часть: о гончарном мастерстве Уральцев. О чайном сервизе. Основная часть: лепка чайной пары. Наши папы – мастера! Вводная часть: о празднике «День отца», о золотых руках пап и их помощникахинструментах. Названия инструментов и их назначение. Основная часть: инструменты (ключи, отвертки, пилы из картона, цветной бумаги и фольги). Портрет мамочки Вводная часть: что такое портрет, расположение частей лица относительно друг друга. Основная часть: рисование портрета мамы. Бусы малахитовые Вводная часть: о камне малахит, уральских мастерах – камнерезах, демонстрация изделий из малахита. Основная часть: создание рисунка малахита путем смешения черного и зеленого цветов, лепка бусин малахита. Первый снежок. Вводная беседа: о климате Урала, природных изменениях с приходом холодов, первом снеге. Основная часть: создание причудливых узоров снежинок с помощью клея и манной крупы. Теория: отработка навыка рисования тонких и толстых линий, прямых и волнистых. Декабрь Пластилиногр 1 афия Рисование крупой 1 Рисование красками 1 Рисование красками 1 Вязаные узоры Вводная часть: о красоте и разнообразии вязаных изделий, их широком применении. Основная часть: рисование шапки и узоров на ней. Выполнение творческой работы Выполнение творческой работы Выполнение творческой работы Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ Январь Аппликация 1 Оттиск 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Рисование красками 1 Рисование красками 1 Рисование крупами 1 Аппликация 1 «Морозное дыхание Уральской зимы» Вводная часть: знакомство со стихотворением уральского поэта Гольдберга А.Я. «Зимняя сказка» Основная часть: создание аппликации из салфеток «Зимняя сказка», «Зимняя избушка». «Маленькой елочке холодно зимой» Вводная часть: рассказ об Уральских лесах и деревьях, которые в них растут; знакомство с песенкой «Маленькой елочке холодно зимой…» Основная часть: рисование елки оттиском кисти. «Украсим зеленую красавицу» ч.1 Вводная часть: рассказ об истории празднования нового года, традициях. Основная часть: изготовление основы елочной игрушки способом вырубки из соленого теста с помощью формочек для печенья. Теория: о производстве и ручной росписи игрушек. Ёлочная игрушка, история, многообразие. «Украсим зеленую красавицу» ч.2 Вводная часть: рассматривание, какие свойства приобрели основы игрушек, сделанные из соленого теста. Основная часть: роспись основы игрушки из соленого теста. Ёлочный шар Вводная часть: чтение детских стихов про новый год и ёлку. Основная часть: создание узора цветной крупой на основе – шар в технике платилинография. Лоскутное одеяло Вводная часть: что такое ткань, многообразие и свойства, о технике шитья из кусочков ткани. Основная часть: создание единой аппликации из разных кусочков (ткани, бумаги) Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы Беседа, педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Февраль Рисование карандашами 1 Рисование карандашами 1 Аппликация 1 Рисование красками 1 Рисование красками 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Рисование карандашами 1 Оттиск 1 Теория: работа с простым карандашом и стирательной резинкой, рисование линий с разным нажимом на карандаш и стирание их, наблюдение, от каких линий остаются следы. Колокололитейное дело Вводная часть: о уникальном колокололитейном деле на Урале, его истории и настоящем. Основная часть: рисование эскиза колокола, прорисовки узора и раскрашивание карандашами. Сказка о золотом петушке Вводная часть: о великом русском поэте-писателе А.С.Пушкине, сказке «Золотойпетушок». Основная часть: аппликация с перьями «Петух». Педагогическое наблюдение Теория: в мире акварели, свойства и техника работы с акварелью, демонстрация работ, выполненных акварелью. Гжельская керамика Вводная часть: о народном промысле России «Гжельская керамика» Основная часть: роспись фигурки кошечки в технике «гжель». «Как зимуют рыбы?» Вводная часть: о рыбах, о том, как рыбы зимуют в замерших водоемах. Основная часть: лепка рыб Кормушка Вводная часть: знакомство со стихотворением С. Маршака «Где обедал воробей?» Основная часть: рисование кормушки для птиц цветными карандашами. Морозные узоры Вводная часть: знакомство с картиной Гробарь Основная часть: рисование зимних узоров акварелью по сырому с помощью пищевой пленки. Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Март Рисование карандашами 1 Рисование красками 1 Аппликация 1 Рисование карандашами 1 Рисование карандашами 1 Пластилиногр афия 1 Рисование карандашами 1 Спасская башня Красной площади ч.1 Вводная часть: беседа о столице России, главной достопримечательности Красной площади, в т.ч. Спасской башни. Основная часть: раскрашивание эскиза Спасской башни акварелью. Спасская башня Красной площади ч.2 Вводная часть: чтение стихов про Москву и Красную площадь. Основная часть: раскрашивание Спасской башни акварелью Нашему защитнику! Вводная часть: о празднике «День защитника Отечества» Основная часть: изготовление открытки-поздравления к 23 февраля. Теория: техника рисования и раскрашивания цветными карандашами. Масленица Вводная часть: о празднике Масленица, его истории и традициях, демонстрация куклы «Масленица» Основная часть: рисование Масленицы цветными карандашами «Я любимой мамочке подарю букет» Вводная часть: о празднике Весны, прослушивание стихов о мамах, бабушках к празднику. Основная часть: рисование цветов в букете в технике «пластилинография» Подушечки для кошечки (декоративное рисование) Вводная часть: чтение стихотворения о коте. Основная часть: рисование своих орнаментов на листе бумаги в виде подушечки и составление коллективной работы. Выполнение эскиза работы Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы Педагогическое наблюдение Выполнение творческих работ, выставка работ Выполнение творческих работ Выполнение коллективной творческой работы. Аппликация 1 Рисование красками 1 Пуантилизм 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Рисование красками 1 Аппликация 1 Аппликация 1 Калейдоскоп Вводная часть: об калейдоскопе, геометрических фигурах и разнообразии рисунков из них Основная часть: аппликация «Калейдоскоп фантазии» Теория: обучение рисованию фона работы, понятие «линия горизонта» Звездное небо Вводная часть: разговор о времени суток с демонстрацией картин, чтение стихотворения Ольги Киселевой «Части суток» Основная часть: рисование ночного неба, звезд и луны. Живая шляпа Вводная часть: знакомство с рассказом Н.Носова «Живая шляпа» Основная часть: лепка шляпы по собственному замыслу. Нижнетагильские подносы Вводная часть: о народном промысле – росписи по металлу цветов, зародившемся в г.Нижний Тагил Основная часть: рисование орнамента из цветов на листе бумаги в виде подноса. Теория: о технике отрывной аппликации Сказочные замки Вводная часть: разговор о сказочных замках, рассматривание иллюстраций с настоящими и волшебными замками. Вводная часть: выполнение коллективных работ в группах «Сказочные замки» (каждый ребенок по башне создает, потом соединяют вместе) Выполнение творческой работы, выставка работ. Педагогическое наблюдение Выполнение творческой работы, выставка работ. Выполнение творческой работы, выставка работ. Выполнение творческой работы, выставка работ. Педагогическое наблюдение Выполнение коллективных аппликаций в группах Апрель Рисование красками 1 Рисование цветными карандашами 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Космические дали Вводная часть: о дне космонавтики, первом полете в космос человека, героизме Ю.Гагарина Основная часть: лепка ракеты или космического корабля по собственному замыслу Выполнение творческой работы, выставка работ Рисование красками 1 Теория: о смешение цветов с белым цветом и необходимых для этого инструментов. Рисование красками 1 Аппликация 1 Пуантилизм 1 Пасхальные куличи Основная часть: о Пасхе, традициях, подготовке к празднику. Основная часть: рисование куличей пасхальных. Зайка серенький Вводная часть: рассказ о зайце – жителе Уральских лесов, серой и белой заячьей шубках. Основная часть: изготовление зайца-подставки для пасхальных яиц из втулки. Птичьи голоса Вводная часть: рассказ о возвращении перелетных птиц, об оживлении природы и наполнении ее разнообразными голосами. Основная часть: разрисовывание птиц ярким орнаментом в технике «пуантилизм». Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ От улыбки станет все светлей… Вводная часть: беседа о дне юмора и смеха, прослушивание песни В.Шаинского «Улыбка» Основная часть: рисование большой веселой улыбки с вырезанием для изготовления маски на деревянной палочке. Ручейки, проталинки на улице моей… Вводная часть: об изменениях природы и климата на Урале с приходом весны. Основная часть: рисование весеннего пейзажа. Выполнение творческой работы Выполнение творческой работы, выставка работ. Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Май Лепка с элементами нейролепки 1 Рисование красками 1 Рисование карандашами 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Оттиск 1 Рисование красками 1 Рисование красками 1 Уточки в пруду Вводная часть: о жителях городских прудов – утках, удивительных фактах о них. Основная часть: лепка семьи уток на пруду. Георгиевская лента Вводная часть: разговор о Дне Победы в Великой Отечественной войне, тяжелых днях войны и подвиге людей. Рисование красками: рисование георгиевской ленты и воздушных шаров. Комар-комарович – длинный нос Вводная часть: знакомство со сказкой уральского писателя Д.Мамина-Сибиряка «Про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишукороткий хвост» Основная часть: рисование мира насекомых Теория: тренировка и отработка упражнений нейролепки. Березовая роща Вводная часть: рассматривание картин известных художниковпейзажистов с изображением весны, фото видов Березовского с изображением берез. Основная часть: рисование берез и весенней листвы с оттиском губки. Теория: смешение основных цветов с черным цветом, оттенки цветов. Волшебный мир бабочек Вводная часть: о разнообразии мира бабочек, их ежедневной работе. Основная часть: рисование бабочек красками. Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение творческой работы, выставка работ Выполнение упражнений по нейролепки Выполнение творческой работы, выставка работ Педагогическое наблюдение Выполнение творческих работ, выставка работ Аппликация 1 Пуантилизм 1 Лепка с элементами нейролепки 1 Промежуточн ая аттестация 1 Нарядные крылышки Бабочки Вводная часть: об узорах крыльев бабочек. Чтение стихотворения Н.Колотилиной «Я бабочка – красавица…» Основная часть: созданием симметричного узора крыльев бабочки. Золотая хохлома (Павлин) Вводная часть: о хохломской росписи с демонстрацией изделий. Основная часть: разрисовывание пера павлина в хохломской росписи. Создание коллективной работы – павлин в хохломе. За что я люблю лето? Вводная часть: беседа о том, за что мы любим лето. Основная часть: лепка на летнюю тему «Лето красное» Выполнение творческого задания Выполнение творческих работ, выставка работ Выполнение коллективной работы Выполнение творческой работы, выставка работ