Структура 1. Пояснительная записка - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы. 3. Планируемые результаты 4. Организационно-педагогические условия программы - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы 6. Методические материалы Приложение 1 – Учебный план Приложение 2 – Календарно-учебный график Приложение 3 – Рабочие программы модулей 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный конструктор» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ», - постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный конструктор» направлена на развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста, также может быть адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. Программа является модифицированной и разработана на основе Методических рекомендаций ГАОУ ДПО «ИРО» Свердловской области - «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста» 2015г. И.В. Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Миназова, для детей 2-7 лет. Характеристика программы (ее значимости) Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Одной из разновидностей конструктивной деятельности является создание 3D-моделей из конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире. Важнейшей отличительной особенностью является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в развитии интереса к техническим профессиям. Новизна состоит в том, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный конструктор», реализуемая в сетевой форме – это первый муниципальный опыт организации образовательной деятельности между организациями дошкольного и дополнительного образования. Отличительной особенностью программы является ее реализация в сетевой форме, как интеграция дополнительного и дошкольного образования. Механизм (алгоритм) реализации образовательной программы в сетевой форме Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный конструктор» в сетевой форме с использованием кадровых ресурсов БМАУДО ЦДТ и материально- технической базы БМА ДОУ «Детский сад №50». БМА ДОУ № 50 образовательная среда БМАУДО ЦДТ педагог дополнительного образования БМА ДОУ № 50 воспитанники реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный конструктор» Механизм состоит из нескольких структурных элементов, каждый из которых имеет свою значимость. Между БМАУДО ЦДТ и БМА ДОУ «Детский сад №50» заключается договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, где прописаны условия взаимодействия. Количество воспитанников – учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный конструктор» определяется на основании муниципального задания, формируемым управлением образования Березовского городского округа. Документы, обеспечивающие реализацию программы в сетевой форме в БМАУДО ЦДТ - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ в Березовском муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» от 17.11.2022 № 134, - договор о сетевой форме реализации образовательных программ между БМАУДО ЦДТ и БМАДОУ № 50 от 20.12.2022. Программа состоит из трех модулей: «Я учусь», «Я создаю» и «Я творю», каждый из которых, рассчитан на один год обучения и трех уровней сложности «Стартовый», «Базовый», «Продвинутый»: «Стартовый» уровень - модуль 1. «Я учусь», предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения. «Базовый» уровень - модуль 2. «Я создаю», предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы. «Продвинутый»уровень - модуль 3. «Я творю», предлагает решение таких заданий и задач, для которых необходимо использование сложных знаний. Продвинутый уровень существенно углубляет изучаемый материал, предполагает доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы, открывает перспективы их творческого применения. Данный уровень позволяет проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения ремонта здания, образовательный процесс может организовываться с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Направленность Направленность программы - техническая. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей с 3 до 7 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: 10 - 12 человек. Срок реализации программы Срок освоения программы – 3 года. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 108 часов, из них: 1 год обучения - 36 учебных часа. 2 год обучения - 36 учебных часа. 3 год обучения - 36 учебных часа. Режим занятий - первый год обучения – 1 раз в неделю (1 учебный час, для возраста 3-4 года – 15 минут); - второй год обучения - 1 раз в неделю (1 учебный час, для возраста 4-5 лет по 20 минут); - третий год обучения - 1 раз в неделю (1 учебный час, для возраста 5-6 лет - 25 минут, для возраста 6 – 7 лет - 30 минут). После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Цель и задачи программы Цель программы: Развитие у учащихся интереса к моделированию и конструированию, стимулирующего рост детского научно-технического творчества, через развитие пространственных представлений в процессе конструирования и самостоятельного решения поставленных конструкторских задач. Задачи: Образовательные: • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству. • Развивать познавательную активность детей, воображение, память, внимание фантазию, творческую инициативу, самостоятельность, мелкую моторику. • Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас. • Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других детей. Развивающие: • Формировать умение детей использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели. • Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. • Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца. Воспитательные: • Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки. • Воспитывать толерантность друг к другу. 2. Содержание программы Учебный план Практика Итого учебных часов Теория «Я творю» Всего 3. Практика «Я создаю» Формы аттестации (контроля) Теория 2. Третий год обучения Всего «Я учусь» Второй год обучения Практика 1. Первый год обучения Теория Модуль Всего № п/ п 36 8 28 - - - - - - - - - 36 7 29 - - - - - - 36 4 32 36 7 29 36 4 32 36 8 28 Всего учебных часов Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях Участие детей в проектной деятельности Выставка творческих работ 108 Учебно-тематический план - 1 года обучения Модуль 1. «Я учусь» «Моя первая история» Duplo № Название темы 1 2 3 4 5 6 Знакомство с ЛЕГО конструктором Duplo Разноцветные дорожки (широкие - узкие) Пирамидки - башенки (высокие - низкие) Дома (большой – маленький) Юный дизайнер (мебель) Живая природа (деревья, цветы, птицы, рыбы, животные: домашние - дикие) Космические открытия Транспорт Промежуточная аттестация Всего учебных часов: 7 8 9 Количество часов всего 2 4 4 3 4 10 теория 1 1 1 1 1 1 практика 1 3 3 2 3 9 4 4 1 36 1 1 8 3 3 1 28 Содержание учебно-тематического плана: Тема: 1. Знакомство с ЛЕГО конструктором Duplo. Теория: познакомить с Лего конструктором Duplo. Изучение, обследование деталейкирпичиков Лего Duplo - форма/цвет. Практика: Найди и покажи кирпичик квадратной - прямоугольной формы заданного цвета. Построй по образцу. Тема 2. Разноцветные дорожки (узкие - широкие) Теория: Изучение понятий широкий - узкий. Практика: Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме. Строительство дорожек. Тема 3. Пирамидки – башенки (высокий - низкий) Теория: Изучение понятий высокий - низкий. Практика: Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме. Строительство башен. Тема 4. Дома (большой - маленький) Теория: Изучение понятий большой- маленький Практика: Сборка и обыгрывание постройки. Тема 5. Юный дизайнер (мебель) Теория: Изучение предметной области. Игровые упражнения: «Что лишнее?», «Чего не стало?» Практика: Сборка мебели (кровать, стол, стул – табуретка, комод). Тема 6: Живая природа. Теория: Что мы называем живой природой. Игровые упражнения: «Живое - неживое», «Раздели на группы». Практика: Сборка и обыгрывание постройки. Развивать способности выделять форму, части, цвет. Развивать творческое воображение. Тема 7. Космические открытия (ракета, инопланетянин, звездное небо) Теория: Неживая природа. Что такое космос. Практика: Учить строить ракету, инопланетянина, звезду. Развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности. Тема 8. Транспорт (легковая – грузовая машина, самолёт, поезд). Теория: Изучение разных видов транспорта. Игровые упражнения: «Грузовой пассажирский», «Транспорт - помощник». Практика: Сборка по образцу. Обыгрывание постройки Тема 9. Промежуточная аттестация Теория: Выявить уровень развития у учащихся. Практика: Наблюдение за работой детей на занятиях, участие в выставках. Учебно-тематический план - 2 года обучения Модуль 2. «Базовый» - «Я создаю» Лего Duplo - Лего Education № 1 2 3 4 5 6 7 8 Название темы Знакомство с ЛЕГО конструктором Duplo - Лего Education Мой город Домашние животные/птицы Фермер Космодром Транспорт Природный мир Промежуточная аттестация Всего учебных часов: Количество часов всего 2 теория 1 практика 1 4 4 4 4 6 10 2 36 1 1 1 1 1 1 7 3 3 3 3 5 9 2 29 Содержание учебно-тематического плана: Тема: 1. Знакомство с ЛЕГО конструктором Duplo - Лего Education. Теория: Знакомство с конструктором Лего Duplo - Лего Education путем практического экспериментирования. Изучение, обследование деталей-кирпичиков: форма – цвет; название, размер. Практика: Найди и покажи кирпичик заданной формы, цвета, размера. Построй по образцу. Тема 2. Мой город (такие разные деревья, скамейка в парке, качели, дома на нашей улице, Steam парк). Теория: Рассказать о городе, показ достопримечательностей города. Практика: Развивать творческое воображение, закреплять название деталей, размер, способы соединения деталей. Тема 3. Домашние животные/птицы (собака, кошка, гусенок, скотный двор) Теория: Уточнить знания детей о домашних животных, их детенышей. Игровое упражнение «Кто как кричит?», «Чей ребёнок?». Практика: Учить строить: кошку, собаку, гусят/утят, козлика. Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память. Тема 4. Дом фермера (мельница, загон для скота, курятник) Теория: Рассказать о профессии фермера. Практика: Закрепить приемы построек сверху вниз; умение выделять, классифицировать, называть разные объемные архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы), входящие в состав строительных наборов конструктора. Умение работать вместе, обыгрывать постройки. Тема 5. Космодром (спутник, ракета, инопланетянин, звездолёт, луноход). Теория: Рассказать о первом космонавте, о планетах, о космической технике. Практика: Учить детей идентифицировать детали lego, по образцу соединять их в конструктивную модель ракета. Развивать исследовательские навыки в использовании деталей конструктора. Прививать навык коллективной работы. Выработать способность осознанно заменять одни детали другими. Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам. Тема 6. Транспорт (трактор, экскаватор, подъёмный кран, корабль, вертолёт, ж/д, Автовокзал) Теория: Познакомить детей с профессиями людей, работающими на разных видах транспорта (в том числе - специальный транспорт). Практика: Сборка транспорта по схеме. Учить работать в паре. Тема 7. Природный мир (лес, цветы, птицы, рыбы, животные: домашние, леса, пустыни, Арктики). Теория: Цепи питания (круговорот жизни). Практика: Сборка по показу, образцу. Закреплять представления о природном мире, продолжать учить анализировать. Тема 8. Промежуточная аттестация Теория: Выявить уровень развития у учащихся. Практика: Наблюдение за работой детей на занятиях, участие в выставках. Учебно-тематический план - 3 года обучения Модуль 3. «Продвинутый» «Я творю» Лего Education № 1 2 3 4 5 6 Название темы Городская жизнь Природный мир Транспорт Космос Промежуточная аттестация Всего учебных часов: Количество часов всего 10 14 7 3 2 36 Содержание учебно-тематического плана: Тема: 1. Городская жизнь теория 1 1 1 1 4 практика 9 13 6 2 2 32 (мой дом, детский сад, девочка – мальчик, школа, магазины, многоэтажные дома, качеликарусели, парк развлечений, экстрим - парк, контактный зоопарк (домашние животные), мой город, город моей мечты). Теория: Формирование представлений об Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, закрепить знания о родном городе. Практика: Строительство по схеме, по образцу, проявлять творческую инициативу и самостоятельность. Тема: 2. Природный мир (Динозавры, слон, верблюд, крокодил, страус, зебра, жираф, попугай, носорог, лебедь, смешанный лес, цветы, рыбы в океане, краб) Теория: Обобщение и систематизация знаний: о планете Земля, характерных признаках времен года, насекомых, животных, деревьях и кустарниках, цветах; уточнять правила поведения в природе. Практика: Строительство по схеме, по образцу, проявлять творческую инициативу и самостоятельность. Тема: 3. Транспорт (велосипед, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, Ж/д вокзал, поезд, самолет, вертолет, квадроцикл) Теория: Виды транспорта и история его возникновения. Практика: Строительство по схеме, по образцу, самостоятельно. Тема: 4. Космос (ракета, космонавт, космический шатл, луноход) Теория: Приобщение детей к современным знаниям о Вселенной. Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства. Практика: Самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств, в процессе создания конструктивных образов. Тема: 5. Промежуточная аттестация Теория: Выявить уровень развития у учащихся. Практика: Наблюдение за работой детей на занятиях, участие в выставках. 3. Планируемые результаты Модуль 1. «Я учусь», «Стартовый» В результате первого года обучения учащиеся: Знают: цвет деталей основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности) виды конструкций: плоские, объёмные понятия «конструкция», «архитектура», «схема» способы соединения деталей конструктора Умеют: скреплять детали конструктора изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину соединять детали Лего-конструктора обыгрывать постройки, объединять их по сюжету оценивать ситуацию (поступки, явления, события) сточки зрения собственных ощущений, отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие называть свои чувства и ощущения самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы Модуль 2. «Я создаю», «Базовый» В результате второго года обучения учащиеся: Знают: строительные детали (пластина, кирпичик, колесо, специальные элементы: рамы, двери, оградки) конструктивные свойства строительных деталей (устойчивость, форма, величина) Умеют: уметь скреплять детали конструктора строить элементарные постройки конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции выделять части разных видов транспорта, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части устанавливать ассоциативные связи анализировать образец постройки самостоятельно изменять постройки соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции строить по образцу строить по схеме уметь рассказывать о постройке оценивать ситуацию (поступки, явления, события) сточки зрения собственных ощущений, отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие называть свои чувства и ощущения самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы Модуль3. «Я творю», «Продвинутый» В результате третьего года обучения учащиеся: Знают: основные части и характерные детали конструкций новые детали: (отвертки, встроенные винты, катушки, ролики, зубчатые колеса, рычаги) Умеют: устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни анализировать сделанные модели и постройки создавать разнообразные постройки, конструкции, модели заменять одни детали другими строить по схеме, по инструкции самостоятельно подбирать необходимый строительный материал работать коллективно рассказывать о постройке оценивать ситуацию (поступки, явления, события) сточки зрения собственных ощущений, отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие называть свои чувства и ощущения самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы 4. Организационно-педагогические условия программы Описание материально-технического обеспечения дополнительной общеобразовательной программы «Юный конструктор». Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в кабинете, расположенном на третьем этаже здания БМАДОУ Детского сада №50 «Золотые россыпи» г. Березовский, улица Ленина, строение 30 А. Кабинет площадью 20,3 кв.м оборудован: Перечень основного оборудования: Стул детский– 12 шт. Столы детские круглые – 2 шт. Стол для педагога -1шт. Стул для педагога -1 шт. Стеллаж с полками для конструктора – 1 шт. Перечень технического оборудования: Компьютер – 1 шт. Программное обеспечение «Юный программист» Онлайн-руководство описанием 6 занятий по STEAM методике. Подборка обучающих мини-видеороликов с идеями по сборке по STEAM методике. Конструктор LEGO Education 9585 Ресурсный набор (творческие занятия) -3 шт. Космос и аэропорт LEGO – 1 шт. Эмоциональное развитие ребенка Lego Duplo – 2шт. Кирпичики Lego Duplo для творческих занятий – 3шт. Общественный и муниципальный транспорт Lego – 2шт. Конструктор «Построй свою историю» Duplo -3шт. Конструктор «простые механизмы» -4шт. Конструктор «STEAM ПАРК» -2шт. Набор «Экспресс юный программист» -2шт. Набор «Городская жизнь» -2шт. Набор «Строительные машины» - 2шт. Набор «Моя первая история» EDUCATION -3 шт. Набор Большая ферма – 2шт. «Набор с трубами» - 3шт. XXL набор гигант – 6шт. Строительные пластины – 3 шт. Учебно-наглядные пособия: Карты-схемы: • LEGO Education • LEGO Duplo • LEGO «Первые механизмы» • LEGO «STEAM» • LEGO «Моя первая история» • LEGO «Эмоциональное развитие ребенка» • LEGO «Строительные машины» Различные наглядные пособия, иллюстрации и фотографии по тематике. Информационно-методическое обеспечение: Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт.-сост. И.В.Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Миназова. - Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал, 2015г. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: МозаикаСинтез Информационно-телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP; - MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, InternetExplorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук. Методическое и информационное обеспечение Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) Вид образовательного и информационного ресурса (печатный / электронный) учебные, учебно-методические издания И.В.Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Миназова «Развитие инженерного Печатный мышления детей дошкольного возраста» - Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал, 2015г. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Печатный Издательство: Мозаика-Синтез, Москва 2010г. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» - М.: Печатный Издательство: ТЦ Сфера, 2012г. Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: не имею Уровень образования педагога: высшее, педагогическое Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы. 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: • наблюдение за работой детей на занятиях; • участие детей в проектной деятельности; • в выставках творческих работ дошкольников. В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, педагог ставит показатель «высокий». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «средний». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высоко формализованным методикам не требуется. Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «низкий». Результаты мониторинга интерпретируются следующим образом. Преобладание оценок «высокий» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «средний», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы. Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «низкий», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования. Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты. Критерии оценивания Диагностическая карта (1-го года обучения) № ФИ Называет п/п ребенка цвет деталей Называет детали Скрепляет детали конструктора «Дупло» Строит Строит элементарные по постройки по образцу творческому замыслу результат 1 2 3 Диагностическая карта (2-го года обучения) № Ф. п/ И. п Р Е Б Ё Н К А Называет детали Назы вает форм у Умеет скреп лять детали констр уктора Строит элемент арные построй ки по творчес кому замыслу Стро ит по образ цу Стр Строит Назы оит по инст вает по рукции детали, схе изобра ме женны е на карточ ке Умение рассказа ть о построй ке Р Е З У Л Ь Т А Т 1 2 3 Диагностическая карта (3-го года обучения) № ФИ п/ ребен п ка Назыв ает детали констр уктора Работ ает по схема м Строит сложн ые постро йки Стро ит по творч еском у замы слу Стр оит подг руп пам и Стро ит по образ цу Строит по инстру кции Умение рассказать о постройке результат 1 2 3 устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (защита творческой работы, контрольное упражнение), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины неправильного исполнения элементов, устранение обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся. Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям: - по степени владения теоретическим материалом; - по качеству выполнения всех этапов технологического процесса; - по качеству выполнения изделий по образцу. Форма предъявления результатов – выставки - представления творческих работ учащихся различного уровня. 6. Методические материалы Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности - потребности в самообразовании и саморазвитии - самостоятельности мышления - умения аргументировать свою позицию Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный - Репродуктивный метод - Метод стимулирования и мотивации - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций - Метод создания ситуации успеха - Методы взаимоконтроля Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта - беседы При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию - психологические требования к занятию - возрастные особенности учащихся - гигиенические требования к занятию - требования к технике безопасности на занятиях Наглядные пособия: - картинки - фотографии - книги - игрушки Список литературы для педагога 1. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт.-сост. И.В.Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Миназова. - Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал, 2015г. 2. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с. 3. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез. Список литературы для учащихся (родителей) 1. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» - М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2012г. Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный конструктор» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль I «Я учусь», предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения, на изучение основ проектирования и конструирования в ходе построения моделей из деталей конструктора, в соответствии с инструкциями педагога. Цель - развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развитие элементов логического мышления, коммуникативных навыков. Задачи модуля Обучающие: познакомить с деталями конструктора, их свойствами и выразительными возможностями; познакомить с объемными геометрическими телами и архитектурными формами (купола, крыши, арки, колонны, мосты, двери, лестницы, окна), входящими в состав конструкторов; научить размещать в пространстве различные геометрические тела, создавая более сложную определенную конструкцию конкретного назначения; научить определять геометрические формы деталей и сопоставлять их друг с другом; научить видеть образ и соотносить его с формами конструкторов; продолжить знакомство с приемами создания конструкций, крепления деталей конструктора; обучить созданию конструктивных образов в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования предлагаемых заготовок. Развивающие: развивать чувство формы при создании построек; развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память; способствовать овладению конструктивными умениями: расположение детали в различных направлениях на разных плоскостях, надежное соединение деталей, соотношение постройки со схемами, подбор адекватных приемов соединения деталей; включить в активный словарь ребенка специальные понятия: «конструкция», «архитектура», «схема». сформировать интерес к конструированию; привить умение руководствоваться словесными инструкциями педагога процессе упражнений. Воспитательные: развить эстетику восприятия; воспитать аккуратность при работе с различными материалами; сформировать умение выполнять коллективную работу. Планируемые результаты освоения учащимися I модуля «Я учусь» «Моя первая история» Duplo Образовательные: цвет деталей основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности) виды конструкций: плоские, объёмные понятия «конструкция», «архитектура», «схема» способы соединения деталей конструктора Развивающие: скреплять детали конструктора изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину соединять детали Лего-конструктора обыгрывать постройки, объединять их по сюжету оценивать ситуацию (поступки, явления, события) сточки зрения собственных ощущений, отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие называть свои чувства и ощущения самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы Воспитательные: воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам, желание трудиться Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: Методы и приемы обучения Методы Приёмы Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Информационнорецептивный Обследование Лего деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Частичнопоисковый Решение проблемных задач с помощью педагога. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - тематические картинки или фотографии, готовые образцы из лего конструктора. Первый год обучения Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Название темы Количество часов Знакомство с ЛЕГО конструктором Duplo Разноцветные дорожки (широкие - узкие) Пирамидки - башенки (высокие - низкие) Дома (большой – маленький) Юный дизайнер (мебель) Живая природа (деревья, цветы, птицы, рыбы, животные: домашние - дикие) Космические открытия Транспорт Промежуточная аттестация Всего учебных часов: всего 2 4 4 3 4 10 теория 1 1 1 1 1 1 Практика 1 3 3 2 3 9 4 4 1 36 1 1 8 3 3 1 28 Календарно-тематическое планирование Месяц Дата 09 09 Тема №1 «Знакомство с ЛЕГО конструктором Duplo» Кол-во заняти й 2 Содержание Формы контроля Знакомство с кабинетом Беседа/ LEGO и с LEGO инструктаж, конструктором Duplo. наблюдение. Изучение, обследование деталей-кирпичиков Лего Duplo - форма/цвет. Находить и показывать кирпичик квадратной прямоугольной формы заданного цвета. Строить по образцу. Закреплять знание цвета и формы. Приме Чание 09 №2 «Разноцвет ные дорожки» (широкие узкие) 4 09 10 Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Продолжить знакомить детей с деталями (кирпичик квадратной/прямоугольн ой формы). Самостоятельно подбирать необходимые детали по форме и цвету; Постройка и сравнение двух дорожек: узкая – широкая. 10 10 Изучение понятий: широкий - узкий, самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме. Закрепить умение детей плотно прикладывать кирпичики узкими гранями друг к другу Постройка узкой желтой дорожки. Развитие умений плотно прикладывать кирпичики широкими гранями друг к другу. Постройка широкой красной дорожки. Строительство узкой красной дорожки, широкой - жёлтой дорожки. Закреплять цвет и форму. №3 «Пирамидки – башенки» (высокие/ низкие) 4 Изучение понятий высокий - низкий, самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Строительство простейших разноцветных пирамидок: высокая – низкая пирамидки. 11 Постройка красной и зеленой пирамидки. Развивать умение самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме. 11 Постройка красной и зеленой башни. Развитие мелкой моторики рук; восприятие цвета; воображения, памяти, образного мышления. Воспитывать желание трудиться. 11 11 №4 «Дома» (большой – маленький) 3 12 12 12 №5 «Юный дизайнер» (мебель: кровать, стол, стул – табуретка, скамейка – высокая/ низкая). 4 Дом для мышонка. Закреплять умение строить маленький домик. Строительство домика для медведя. Сборка и обыгрывание постройки. Постройка дома самостоятельно. Игровые упражнения: «Что лишнее?», «Чего не стало?». Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. Сборка мебели. Постройка кроватки. 12 Постройка столика. 01 Постройка стульчика, табуретки. 01 Постройка скамеечек: низкая и высокая. Беседа, наблюдение. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. 01 №6 «Живая природа» 10 Формирование представлений об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой. Игровые упражнения: «Живое - неживое», «Раздели на группы». Сборка и обыгрывание постройки. Развивать способности выделять форму, цвет, части, целое. Развивать творческое воображение. 01 Строительство маленькой елочки. 02 Строительство цветка из конструктора Лего способом плоскостного моделирования. Строительство по показу утят. Строительство гусёнка. 02 02 02 03 03 03 03 Строительство рыб по образцу из конструктора, водоросли. Строительство кошки. Воспитывать любознательность, любовь к животным, желание проявлять заботу о них. Строительство собаки. Развитие мелкой и общей моторики. Воспитывать любознательность, любовь к животным, желание проявлять заботу о них. Строительство крокодиловой фермы. Рассказать о зоопарке. Учить строить крокодила по образцу. Строительство оленя. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка работ. 04 №7 «Космические открытия» 4 Рассказать о космосе. Учить строить ракету. Развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять. Продолжать знакомить с космосом. Рассказать о луноходе. Совместное строительство более сложной конструкции. Постройка космического корабля. Постройка ракеты. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка работ. №8 «Транспорт» 4 Изучение разных видов транспорта. Игровые упражнения: «Грузовой пассажирский», «Транспорт помощник». Строительство машины по образцу, называть основные части. Обыгрывание постройки. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка работ. 04 04 04 05 05 05 05 Знакомство с профессией тракториста. Постройка простой модели трактора по схеме, выделяя основные части. Постройка самолёта. Умение идентифицировать детали конструктора LEGO по образцу, соединять их в конструктивную модель. Постройка грузовичка. 06 №9 «Промежуточ ная аттестация» 1 Выявить уровень развития у учащихся. Наблюдение за работой детей на занятиях. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный конструктор» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль II «Я создаю», предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы. Цель - развитие способностей к наглядному моделированию, планированию создания совместной модели, интереса к моделированию и конструированию, к техническому творчеству. Развитие познавательной активности обучающих, диалогической и монологической речи. Задачи модуля Обучающие: закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности; закрепить умение выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела/ кирпичики. научить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования. Развивающие: научить видеть образ и соотносить его с деталями конструктора; научить использовать различные приемы создания конструкции, соединять и комбинировать детали в процессе конструктивной деятельности; научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки; продолжить формирование чувства формы при создании конструкций; способствовать овладению композиционными закономерностями: масштаб, пропорция, пластика, объем, фактура, динамика/статика; продолжать развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, внимания, памяти; закрепить конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения; включить в словарь ребенка специальные понятия: «пропорция», «масштаб», «фактура», «пластика»; развивать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений. Воспитательные: формировать интерес к конструированию и конструктивному творчеству; развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других; выработать аккуратность при работе с конструкторами; сформировать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания одной постройки. Планируемые результаты освоения учащимися II модуля «Я создаю» Лего Duplo - Лего Education Образовательные: строительные детали (пластина, кирпичик, колесо, специальные элементы: рамы, двери, оградки) конструктивные свойства строительных деталей (устойчивость, форма, величина) Развивающие: умеют скреплять детали конструктора строить элементарные постройки конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции выделять части разных видов транспорта, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части устанавливать ассоциативные связи анализировать образец постройки самостоятельно изменять постройки соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции строить по образцу строить по схеме уметь рассказывать о постройке оценивать ситуацию (поступки, явления, события) сточки зрения собственных ощущений, отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие называть свои чувства и ощущения Воспитательные: воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам, желание совместно трудиться, реализовывать собственные замыслы. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: Методы и приемы обучения Методы Приёмы Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Информационнорецептивный Обследование Лего деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Частичнопоисковый Решение проблемных задач с помощью педагога. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - тематические картинки или фотографии, готовые образцы из лего конструктора. Второй год обучения Учебно-тематический план № Название темы Количество часов Знакомство с ЛЕГО конструктором Duplo - Лего Education Мой город Домашние животные/птицы Фермер Космодром Транспорт Природный мир Промежуточная аттестация Всего учебных часов: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 всего 2 теория 1 практика 1 4 4 4 4 6 10 2 36 1 1 1 1 1 1 7 3 3 3 3 5 9 2 29 Календарно-тематическое планирование Месяц Дата 09 09 Тема КолСодержание во занят ий №1 2 Знакомство с «Знакомство с ЛЕГО конструктором Лего конструктором Duplo Duplo - Лего Education - Лего Education» путем практического экспериментирования. Изучение, обследование деталейкирпичиков: форма – цвет; название, размер. Игровое упражнение «Найди и покажи» - Формы контроля Беседа/ инструктаж, наблюдение за работой детей на занятиях. Приме чание 09 №2 «Мой город» 4 09 10 10 11 11 12 №3 «Домашние животные/птицы» 4 кирпичик заданной формы, цвета, размера. Постройка по образцу. Рассказать о городе, показ достопримечательнос тей города. Познакомить детей с понятием «Малая Родина». Формировать у детей чувства любви к своему городу. Развитие творческого воображения, закрепление названий деталей, размер, способы соединения деталей. Строительство деревьев по образцу; использование знакомых способов перекрытия при постройке. Формировать восприятие цвета. Строительство скамейки по схеме. Постройка домов. Уточнить знания детей о домашних животных, их детенышей. Игровое упражнение «Кто как кричит?», «Чей ребёнок?». Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память. Строительство собаки по образцу из конструктора. Строительство кошки по образцу из конструктора. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ. 12 12 №4 «Фермер» 4 01 01 01 01 №5 «Космодром» 4 Строительство козлика по образцу из конструктора. Познакомить с профессией фермера. Умение находить материал для постройки. Строить большой дом для фермера. Доводить начатое дело до конца. Постройка мельницы по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику. Строительство загона для скота. Работать сообща, вместе, обыгрывать постройки. Строительство курятника. Рассказать о первом космонавте, о планетах, о космической технике. Учить детей идентифицировать детали lego, по образцу соединять их в конструктивную модель ракета. Развивать исследовательские навыки в использовании деталей конструктора. Прививать навык коллективной работы. Выработать способность осознанно заменять одни детали другими. Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ. 02 02 02 02 №6 «Транспорт» 6 №7 «Природный мир» 10 03 03 03 04 04 04 описанию, условиям, схемам. Строительство лунохода. Строительство инопланетян. Строительство сложной конструкции космический корабль. Знакомство обучающихся с профессиями людей, работающими на разных видах транспорта (в том числе - специальный транспорт). Познакомить с правилами сборки колес, с новыми деталями конструктора Лего: основа машины, полукруг, овал. Развивать навыки конструирования, фантазию. Сборка модели машины по схеме. Умение работать в паре. Развивать навыки конструирования, фантазию. Строительство трактора по схеме, выделяя основные части. Строительство экскаватора по схеме. Строительство корабля по образцу. Строительство вертолёта по образцу. Познакомить детей с цепочками питания как закономерным процессом. Рассказать о зоопарке, профессиях работающих в нем Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. людей. Строительство Выставка животных и птиц по творческих предложенным работ. схемам, по показу педагога, выделяя части, цвет, форму. Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Закреплять представления о природном мире, продолжать учить анализировать. Строительство леса. Строительство цветов. Строительство страуса. Строительство попугая. Строительство зебры. 04 05 05 05 05 05 05 06 06 06 06 №8 «Промежуточная аттестация» 2 Строительство слона. Строительство обезьяны. Строительство верблюда. Строительство динозавра. Выявить уровень Наблюдение развития у учащихся. за работой детей на занятиях. Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный конструктор» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль III «Я творю», предлагает решение таких заданий и задач, для которых необходимо использование сложных знаний. Продвинутый уровень существенно углубляет изучаемый материал, предполагает доступ к предпрофессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы, открывает перспективы их творческого применения. Данный уровень позволяет проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Цель - развитие у обучающихся интереса к моделированию и конструированию, к техническому творчеству, умение использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца. Задачи модуля Обучающие: Научить анализировать результат и поиск новых решений. Совершенствовать коллективную выработку идей, упорство при реализации некоторых из них. Помочь в экспериментальных исследованиях, оценке (измерению) влияния отдельных факторов. Совершенствовать логическое мышление. Развивающие: Развивать словарный запас и навык общения при объяснении работы модели. Развивать проведение систематических наблюдений и измерений. Использованию таблиц для отображения и анализа данных. Написанию и воспроизведению сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта. Воспитательные: Научить причинно-следственным связям. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству; Развивать эстетическое отношение к продуктам своей конструктивной деятельности и других. Планируемые результаты освоения учащимися III модуля «Я творю» Лего Education Образовательные: основные части и характерные детали конструкций новые детали: (отвертки, встроенные винты, катушки, ролики, зубчатые колеса, рычаги) Развивающие: устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни анализировать сделанные модели и постройки создавать разнообразные постройки, конструкции, модели заменять одни детали другими строить по схеме, по инструкции самостоятельно подбирать необходимый строительный материал работать коллективно рассказывать о постройке оценивать ситуацию (поступки, явления, события) сточки зрения собственных ощущений, отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие называть свои чувства и ощущения Воспитательные: воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам, желание трудиться самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: Методы и приемы обучения Методы Приёмы Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Информационнорецептивный Обследование Лего деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Частичнопоисковый Решение проблемных задач с помощью педагога. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - тематические картинки или фотографии, готовые образцы из лего конструктора. Третий год обучения Учебно-тематический план № Название темы Количество часов 1 2 3 4 5 6 Городская жизнь Природный мир Транспорт Космос Промежуточная аттестация Всего учебных часов: всего 10 14 7 3 2 36 теория 1 1 1 1 4 практика 9 13 6 2 2 32 Календарно-тематическое планирование Месяц Дата 09 09 09 09 10 Тема №1 «Городская жизнь» КолСодержание во занят ий 10 Закрепить знания детей о достопримечательнос тях родного города, зданиях и сооружениях улиц. Строительство по схеме, по образцу, проявлять творческую инициативу и самостоятельность. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. Формировать обобщенные представления о домах. Строительство домов на нашей улице. Строительство магазинов. Закреплять названия магазинов их виды. Строительство мальчика и девочки. Строительство детского сада, беседки - площадки на участке. Формы контроля Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ. Приме чание 10 10 11 11 11 12 12 12 12 01 01 01 02 02 02 03 03 03 №2 «Природный мир» 14 Строительство сложной постройки качели-карусели. Строительство парка. Строительство зоопарка. Закреплять знания о работниках контактного зоопарка, его обитателях. Строительство многоэтажных домов. Строительство город моей мечты. Обыгрывание построек. Обобщение и систематизация знаний: о планете Земля, характерных признаках времен года, насекомых, животных, деревьях и кустарниках, цветах; уточнять правила поведения в природе. Строительство по схеме, по образцу, проявлять творческую инициативу и самостоятельность. Строительство динозавра. Строительство слона. Строительство верблюда. Строительство крокодила. Строительство страуса. Строительство жирафа. Строительство попугая. Строительство носорога. Строительство смешанного леса. Строительство цветов. Строительство рыб. Строительство краба. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ. 03 04 №3 «Транспорт» 7 04 04 04 05 05 05 06 №4 «Космос» 3 №5 Промежуточная аттестация 2 06 06 06 Строительство моё любимое животное. Виды транспорта и история его возникновения. Строительство по схеме, по образцу, самостоятельно. Сборка велосипеда. Сборка легкового автомобиля. Сборка грузового автомобиля. Сборка самолёта. Сборка вертолёта. Сборка квадр цикла. Приобщение детей к современным знаниям о Вселенной. Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства. Самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств, в процессе создания конструктивных образов. Формировать умение рассказывать о собственном замысле, способе его решения. Строительство ракеты. Строительство лунохода. Выявить уровень развития у учащихся. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ. Беседа, наблюдение за работой детей на занятиях. Выставка творческих работ.