Структура 1. Пояснительная записка - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы 3. Планируемые результаты 4. Организационно-педагогические условия программы - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы 6. Методические материалы 7. Приложение 1 – Учебный план 8. Приложение 2 – Календарно-учебный график 9. Приложение 3 – Рабочие программы модулей 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветные фантазии» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ», - постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветные фантазии» является модифицированной и разработана на основе парциальных программ: «Художественно - эстетическое развитие младших дошкольников Н.Н. Леоновой «Детство – Пресс» 2014год, «Художественно- эстетическое развитие старших дошкольников Н.Н. Леоновой «Детство – Пресс» 2014 год. Характеристика программы (ее значимости) Актуальность данной программы заключается в том, что в современном мире возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях Новизна программы заключается в интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей, это обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветные фантазии», реализуемая в сетевой форме – это первый муниципальный опыт организации образовательной деятельности между организациями дошкольного и дополнительного образования. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является ее реализация в сетевой форме, как интеграция дополнительного и дошкольного образования. Механизм (алгоритм) реализации образовательной программы в сетевой форме Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветные фантазии» в сетевой форме с использованием кадровых ресурсов БМАУДО ЦДТ и материально- технической базы БМА ДОУ «Детский сад №5 «Жемчужина». БМА ДОУ № 5 образовательная среда БМАУДО ЦДТ педагог дополнительного образования БМА ДОУ № 5 воспитанники реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветные фантазии» Механизм состоит из нескольких структурных элементов, каждый из которых имеет свою значимость. Между БМАУДО ЦДТ и БМА ДОУ «Детский сад №5 «Жемчужина» заключается договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, где прописаны условия взаимодействия. Количество воспитанников – учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Разноцветные фантазии» определяется на основании муниципального задания, формируемым управлением образования Березовского городского округа. Документы, обеспечивающие реализацию программы в сетевой форме в БМАУДО ЦДТ - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ в Березовском муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» от 17.11.2022 № 134, - договор о сетевой форме реализации образовательных программ между БМАУДО ЦДТ и БМАДОУ № 5 от 20.12.2022. Программа состоит из двух модулей: «Живопись», «Декоративное рисование», каждый из которых, рассчитан на каждый год обучения. Уровни сложности программы: Уровень 1. «Стартовый»: Первый год обучения, предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения. Уровень 2. «Базовый»: Второй и третий год обучения, предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы. Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться: - с применением дистанционных технологий и электронного обучения; - по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых» (на основании договора безвозмездного пользования помещений или договора сетевого взаимодействия). Направленность Направленность программы: художественная Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей с 4 до 7 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без ОВЗ. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: 10 -20 человек. Срок реализации программы Срок освоения программы - 3 года. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 180 часов, из них: 1 год обучения - 36 учебных часов; 2 год обучения - 72 учебных часа; 3 год обучения - 72 учебных часа. Режим занятий Первый год обучения – 1 раз в неделю (1 учебный час по 20 мин.); Второй год обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа по 25 мин.); Третий год обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа по 30 мин.). Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Цель и задачи программы Цель: формирование у детей базовых знаний, умений и навыков художественно изобразительной деятельности, основанных на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика, декоративно-прикладное искусство. Воспитание у детей творческого подхода к преобразованию окружающего мира, а также активности и самостоятельности мышления. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: Научить детей основам изобразительной грамоты Научить детей рисовать карандашом, фломастером, мелками, кистью и краской. Познакомить с различными художественными техниками изобразительной деятельности; Познакомить детей с различными жанрами искусства. Развивающие: Развивать мелкую моторику рук и координацию движений; Развивать цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение; Закреплять приобретенные умения и навыки художественно – творческой деятельности и показывать детям широту их возможного применения; Воспитательные: Сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; Воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность; Развить навыки коллективной работы. 2. Содержание программы Формы аттестации (контроля) 23 56 3 53 56 5 51 Беседа, 2. Декоративное рисование 12 1 11 16 2 14 16 2 14 Итого часов Всего часов 36 2 34 72 5 67 72 7 65 Практика 1 Теория 24 Всего Живопись учебных Третий год обучения Практика 1. учебных Второй год обучения Теория Теория Первый год обучения Всего Модуль Практика № п/п Всего Учебный план педагогичес кое наблюдение, промежуточ ный контроль, итоговое задание 180 учебных часов Учебно-тематический план Первый год обучения Уровень «Стартовый» № Название темы Количество часов всего теория практика 1. 1 модуль « Живопись» Предметное рисование 8 - 8 2. Сюжетное рисование 3 - 3 3. Рисование по замыслу 5 1 4 4. Пейзаж 5 - 5 5. Натюрморт 3 - 3 1 23 итого 24 2 модуль «Декоративное рисование» 1. 7Декоративное рисование 8 1 7 2. 8Нетрадиционное рисование 3 - 3 Промежуточная аттестация 1 - 1 3. итого 12 1 11 Всего 36 2 34 1 модуль. «Живопись» 1. Предметное рисование: Практика. Отработка техник рисования. Изображение отдельно взятого предмета по представлению и с натуры. Выполнение творческих работ по темам: времена года, животные, игрушки, сказочные герои. 2.Сюжетное рисование. Практика. Отработка техник рисования. Изображение нескольких предметов, объединенных единым содержанием. Выполнение творческих работ по темам: времена года, животные, игрушки, сказочные герои. 3. Рисование по замыслу Теория. Знакомство с основами композиции, с основами цветоведения, Практика. Отработка техник рисования. Изображение детьми нескольких предметов самостоятельно выбирая цвет, количество элементов деталей и т.п. Выполнение творческих работ по темам: времена года, животные, игрушки, сказочные герои. 4. Пейзаж Практика. Отработка техник рисования. Изображение пейзажа. Выполнение творческих работы. 5. Натюрморт Практика. Отработка техник рисования. Изображение фруктов, овощей, цветов. 2 модуль. «Декоративное рисование» 1. Декоративное рисование Теория. Знакомство с основными видами декоративно-прикладного искусства. Практика. Отработка техник рисования. Рисование узоров, орнаментов и других украшений. Выполнение творческих работ по темам: украшение посуды, одежды, предметов быта, открытки. 2. Нетрадиционное рисование Практика.. Практическое знакомство с техниками: набрызг, кляксография, отпечаток по сырому, тычок, примакивание. Отработка техник рисования. Выполнение творческих работ по темам: «Бабочка», «Варежки» «Весна». 3. Промежуточная аттестация. Опрос, беседа, педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы, просмотр творческих работ. Учебно-тематический план Второй год обучения детей Уровень «Базовый» № Название темы Количество часов всего теория практика 1 модуль « Живопись» 1. 1Предметное рисование 13 - 13 2. 2Сюжетное рисование 14 - 14 3. 3Рисование по замыслу 6 1 5 4. 5Промежуточная аттестация 1 - 1 5. 6Рисование по замыслу 4 4 6. Портрет 5 1 4 7. Пейзаж 6 1 5 8. Натюрморт 7 1 6 итого 56 3 53 2 модуль «Декоративное рисование» 1. 7Декоративное рисование 10 1 9 2. 8Нетрадиционное рисование 5 1 4 Промежуточная аттестация 1 - 1 итого 16 2 14 Всего 72 5 67 3. 1 модуль. «Живопись» 1. Предметное рисование. Практика. Отработка техник рисования. Изображение отдельно взятого предмета по представлению и с натуры. Выполнение творческих работ по темам: времена года, животные, игрушки, сказочные герои. 2.Сюжетное рисование. Практика. Отработка техник рисования. Изображение нескольких предметов, объединенных единым содержанием. Выполнение творческих работ по темам: времена года, животные, игрушки, сказочные герои. 3. Рисование по замыслу Теория. Знакомство с основами композиции, с основами цветоведения, Практика. Отработка техник рисования. Изображение детьми нескольких предметов самостоятельно выбирая цвет, количество элементов деталей и т.п. Выполнение творческих работ по темам: времена года, животные, игрушки, сказочные герои. 4. Портрет Теория. Знакомство с портретом. Беседа о живописи. Рассматривание репродукций картин в жанре портрета. Дидактические игры на закрепление знаний о портрете. Практика. Отработка техник рисования. Изображение портрета человека. Выполнение творческих работ. 5. Пейзаж Теория. Знакомство с пейзажем. Беседа о живописи. Рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов. Дидактические игры на закрепление знаний о пейзаже. Практика. Отработка техник рисования. Изображение пейзажа. Выполнение творческих работ по темам: «Времена года», «Космические просторы». 6. Натюрморт Теория. Знакомство с натюрмортом. Беседа о живописи. Рассматривание репродукций картин в жанре натюрморта. Дидактические игры на закрепление знаний о натюрморте. Практика. Отработка техник рисования. Изображение фруктов. Выполнение творческих работ по темам: «Спелые яблоки», «Цветы», «Зимний натюрморт» 7. Промежуточная аттестация. Опрос, беседа, педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы, просмотр творческих работ. 2 модуль. «Декоративное рисование» 1. Декоративное рисование Теория: Знакомство с основными видами декоративно-прикладного искусства, с народными промыслами. Практика: Отработка техник рисования. Рисование узоров и других украшений. Выполнение творческих работ по темам: «Дымковская игрушка», «Хохломская роспись», «Жостовская роспись», «Гжельская роспись», «Панно» «Витраж», «Женские украшения» «Народная кукла», «Матрешка». 2. Нетрадиционное рисование Теория: Беседа о нетрадиционных техниках рисования набрызг, кляксография, отпечаток по сырому, тычок, примакивание, ладоневая живопись. Практика.: Отработка техник рисования. Выполнение творческих работ по темам: «Волшебная радуга», «Цветы», «Красивая полянка», «Волшебные ладошки». 3. Промежуточная аттестация. Опрос, беседа, педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы, просмотр творческих работ. Учебно-тематический план Третий год обучения детей 6-7 лет Уровень «Базовый» № Название темы Количество часов всего теория практика 1 модуль « Живопись» 1. 1Предметное рисование 9 - 9 2. 2Сюжетное рисование 8 - 8 3. 3Рисование по замыслу 5 - 5 4. 4Портрет 5 1 4 5. 5Пейзаж 6 1 5 6. 6Промежуточная аттестация 1 - 1 7. 8Пейзаж 1 8. 9Архитектура 4 1 3 Натюрморт 9 1 8 10. Батальный жанр 3 1 2 11. Сказочно-былинный жанр 5 1 4 итого 56 5 51 10 1 9 5 1 4 1 - 1 итого 16 2 14 Всего 72 7 65 9. 2 модуль «Декоративное рисование» 1. 1Декоративное рисование 0 2. 1Нетрадиционное рисование 1 3. Промежуточная аттестация 1 1 модуль. «Живопись» 1. Предметное рисование: Практика: Отработка техник рисования. Изображение отдельно взятого предмета по представлению и с натуры. Выполнение творческих работ по темам: времена года, животные, игрушки, сказочные герои. 2.Сюжетное рисование. Практика: Отработка техник рисования. Изображение нескольких предметов, объединенных единым содержанием. Выполнение творческих работ по темам: времена года, животные, игрушки, сказочные герои. 3. Рисование по замыслу Теория: Знакомство с основами композиции, с основами цветоведения, Практика: Отработка техник рисования. Изображение детьми нескольких предметов самостоятельно выбирая цвет, количество элементов деталей и т.п. Выполнение творческих работ по темам: времена года, животные, игрушки, сказочные герои. 4. Портрет Теория: Беседа о живописи. Рассматривание репродукций картин в жанре портрета. Дидактические игры на закрепление знаний о портрете. Практика: Отработка техник рисования. Изображение портрета человека. Выполнение творческих работ по темам: «Папин портрет», «Моя семья», «Мой друг», «Профессия» 5.Пейзаж Теория: Беседа о живописи. Рассматривание репродукций картин художниковпейзажистов. Дидактические игры на закрепление знаний о пейзаже. Практика. Отработка техник рисования. Изображение пейзажа. Выполнение творческих работ по темам: «Времена года», «Мой город». 6. Архитектура Теория. Знакомство с понятием архитектура, рассматривание фотографий с изображением архитектуры родного города. Практика. Отработка техник рисования. «Мой город», «Церковь-памятник архитектуры», «Гоод будущего». 7. Натюрморт Теория: Беседа о живописи. Рассматривание репродукций картин в жанре натюрморта. Дидактические игры на закрепление знаний о натюрморте. Практика. Отработка техник рисования. Выполнение творческих работ по темам: «Дары осени», «Цветы», «Посуда» 8. Батальный жанр Теория: Знакомство с батальным жанром живописи. Рассматривание репродукций картин батального жанра. Практика: Отработка техник рисования. Выполнение творческих работ по темам: «Победитель» «Защитники отечества». 9. Сказочно-былинный жанр Теория: Знакомство со сказочно-былинным жанром живописи. Рассматривание репродукций картин сказочно-былинного жанра. Практика: Отработка техник рисования. Выполнение творческих работ по темам: «Сказки А.С. Пушкина» «Русские народные сказки». 10. Промежуточная аттестация. Опрос, беседа, педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы, просмотр творческих работ. 2 модуль. «Декоративное рисование» 1. Декоративное рисование Теория. Беседа об основных видах декоративно-прикладного искусства, о народных промыслах Практика. Отработка техник рисования. Рисование узоров и других украшений. Выполнение творческих работ по темам: «Дымковская игрушка», «Хохломская роспись», «Жостовская роспись», «Гжельская роспись», «Городецкая роспись», «Витраж», «Каргопольская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Матрешка». 2. Нетрадиционное рисование Теория: Беседа о нетрадиционных техниках рисования набрызг, кляксография, отпечаток по сырому, тычок, примакивание, ладоневая живопись, ниткография. Практика.: Отработка техник рисования. Выполнение творческих работ по темам: «На далеком севере», «Цветы», «Замечательная клякса», «Космическое путешествие». 3. Промежуточная аттестация. Опрос, беседа, педагогическое наблюдение, выполнение творческой работы, просмотр творческих работ. 3. Планируемые результаты Стартовый уровень: Учащиеся умеют: - различать и называть способы нетрадиционного рисования; - применять полученные знания на практике. Учащиеся знают: - знать основы цветоведения; - знают методы нетрадиционного рисования. Личностные результаты: - дают мотивированную оценку результатам своей деятельности; - передают в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту. Базовый уровень: Учащиеся умеют: - самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы; - самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты; - самостоятельно передавать сюжетную композицию. Учащиеся знают: - знают основы цветоведения; - различные известные им способы рисования и средства выразительности. Личностные результаты: - проявляют интерес к изобразительной деятельности; - комментируют свою творческую работу; - передают в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту. 4. Организационно-педагогические условия программы Материально - техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в ИЗО-студии, расположенной на втором этаже БМА ДОУ «Детский сад №5«Жемчужина» г. Березовский. Кабинет площадью 40 кв. м. оборудован: Мольберты Столы Стеллажи для выставочных экземпляров Фартуки Салфетки бумажные и матерчатые Материалы, инструменты и их «заместители» Раздаточный материал Природный материал Дидактический материал Литература (книги, журналы, методички) Стенд по ТБ Информационно-телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP; - MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, InternetExplorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук. Методическое и информационное обеспечение учебные, учебно-методические издания 1. Мир животных «Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся рыбы» 1комп 2. Мир животных «Дикие звери и птицы жарких и холодных стран» 1комп 3. Мир растений и грибов «Цветы, деревья» 1комп 4. Мир растений и грибов «Грибы, ягоды» 1комп 5. Мир растений и грибов «Фрукты, овощи» 1комп 6. Окружающий мир «Осень» 1комп 7. Окружающий мир «Лето» 1комп 8. Окружающий мир «Зима» 1комп 9. Окружающий мир «Весна» 1комп 10. Окружающий мир «Деревья и листья» 1комп 11. Окружающий мир «Комнатные растения» 1комп 12. Окружающий мир «Игрушки» 1комп 13. «Обитатели морей и океанов» 1комп 14. «Птицы» 1комп 15. «Посуда» 1комп 16. Мир искусства «Сказка в русской живописи» 1комп 17. Дошкольникам об искусстве1комп 18. Народное искусство детям «Золотая хохлома» (3-7 лет) 1комп 19. Народное искусство детям «Дымковская игрушка» (3-7 лет) 1комп 20. Народное искусство детям «Полхов - майдан» (3-7 лет) 1комп 21. Народное искусство детям «Филимоновская игрушка» (3-7 лет) 22. Народное искусство детям «Городецкая роспись» (3-7 лет) 1комп 23. Народное искусство детям «Сказочная гжель» (3-7 лет) 1комп 24. Искусство детям «Хохломская роспись» 1комп 25. Искусство детям «Чудесная гжель» 1комп 26. Искусство детям «Дымковская игрушка» 1комп 27. Искусство детям «Городецкая роспись» 1комп 28. Мир в картинках «Домашние птицы» 1комп 29. Мир в картинках «Музыкальные инструменты» 1комп 30. Мир в картинках «Транспорт» 1комп 31. Мир в картинках «Бытовая техника» 1комп 32. Мир в картинках «Арктика и Антарктида» 1комп Печатные ресурсы 33. Мир в картинках «Высоко в горах» 1комп 34. Мир в картинках «Морские обитатели» 1комп 35. Мир в картинках «Домашние животные» 1комп 36. Мир в картинках «Посуда» 1комп 37. Мир в картинках «Фрукты» 1комп 38. «Посуда» 1комп 39. «Животные средней полосы» 1комп 40. «Ягоды садовые» 1комп Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: Без категории. Уровень образования педагога: Высшее профессиональное Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы. 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение, тестирование), практические (просмотры творческих работ, выставки), Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям: - по степени владения теоретическим материалом; - по качеству выполнения творческих работ; - по качеству выполнения работ по образцу. Форма предъявления результатов – отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки, фестивали, экспозиции работ). Уровень самостоятел ьности Регуляция деятельност и Анализ процесса деятельности Изобразител ьные навыки Ассоциативн ое восприятие пятна Цвет Композиция Форма Техника исполнения Название работы ФИО ребёнка № п/п Оценочные материалы Анализ продукта деятельности Форма: 3балла — передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются четко передано движение; 2балла — есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл — искажения значительные, форма не удалась, части предмета Расположены, но пропорции переданы не верно, изображение статическое. Композиция: 3 балла — расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла — на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл — композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана не верно. Цвет: 3балла — передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла — есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 1балл — цвет передан не верно, безразличие к цвету, изображение выполнено в цвете. Ассоциативное восприятие пятна: 4балла — самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла — справляется при помощи взрослого; 1 балл — не видит образов в пятне и линиях. Анализ процесса деятельности. Изобразительные навыки: 3 балла — легко усваивает новые техники, владеет навыками действия с изобразительными материалами; 2 балла — испытывает затруднения при действиях с изобразительнымиматериалами 1 балл— рисует однотипно, материал использует неосознанно. Регуляция деятельности: 3балла — адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою заинтересован предложенным заданием; 2 балла— эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл — безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности. Уровень самостоятельности, творчества'. 3 балла — выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, присутствует самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла — требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, присутствуют оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл — необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: 0—8 — низкий уровень; 9—16 — средний уровень; 17—21 — высокий уровень. 6. Методические материалы Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: -репродукции картин; -учебно-методические пособия; - готовые работы прошлых лет; - образцы работ. - разработки бесед. Дидактическое обеспечение: - репродукции картин; - иллюстрации. Список литературы для педагога 1. Т.А. Бударина «Знакомство с русским народным творчеством»2001г., 393 с. 2. С.В. Вохринцева раскраска «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись»2004г., 20с. 3. А.А. Грибовская " Ознакомление дошкольников с графикой и живописью." Москва 2004 г., 191 с. 4. Коллективное творчество дошкольников. Под ред. Грибовской А.А.- М.: Сфера, 2004г., 192 с. 5. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Санкт-Петербург 2003 г. 32 с. 6. Г.П. Есафьева. Учимся рисовать (старшая и подготовительные группы). 2006г., 79 с. 7. Р.Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники). 2004г. 128 с. 8. Д. Н. Колдина. Лепка. Москва. Мозайка –синтез. 2009 г., 48 с. 9. Д. Н. Колдина. Рисование. Москва. Мозайка –синтез. 2009 г., 88 с. 10. 11. Т.С.Комарова, М.Б. Зацепина. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет", М., 2004 г. 95 с. 12. Н.А.Курочкина " Дети и пейзажная живопись. Времена года." Санкт Петербург 2004 г., 39 с. 13. Н.А. Курочкина "Знакомство с натюрмортом." Санкт - Петербург 2004 г., 112 с. 14. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Москва. ТЦ Сфера. 2013 г., 240 с. 15. Н.Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников «Детство – Пресс» 2014 год. 240 с. 16. Н.Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников «Детство – Пресс» 2014 год, 320 с. 17. Н.Н. Леонова «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников «Детство – Пресс» 2014 год., 208 с. 18. Лыкова И.А Игрушки и подарки из природного материала. -М.: Цветной мир,2014., 20 с. 19. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа. 2014г., 144 с. 20. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М.: Цветной мир,2014 г. Издательский дом «Цветной мир» 2012 г., 208 с. 21. И.А. Лыкова. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе «Цветные ладошки». 2014г., 144 с. 22. И.А. Лыкова. Художественный труд в детском саду. -М.: Цветной мир, 2011 г., 144 с. 23. И.Д. Самойлова «Каталог Уральской народной росписи, крестьянских домов ипредметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея-заповедника» 1988г. 208 с. 24. Швайко Г.С.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.:Владос, 2003 г., 176 с. 25. Наглядно-дидактические пособия: «Каргополь», «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Музыкальные инструменты», Изд. Мозайка-синтез. 2004г. Список литературы для учащихся (родителей) 1. А.А. Грибовская " Ознакомление дошкольников с графикой и живописью." Москва 2004 г. 191 с. 2. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Санкт-Петербург 2003 г. 32 с. 3. Н.А. Курочкина "Знакомство с натюрмортом." Санкт - Петербург 2004 г., 112с. 4. Н.А.Курочкина "Дети и пейзажная живопись. Времена года." Санкт Петербург 2004г., 39 с. 5. И.А.Лыкова «Игрушки и подарки из природного материала» М.: Цветной мир,2014., 144 с Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Разноцветные фантазии» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей на три года обучения. Модуль 1. «Живопись» позволяет познакомить с разными техниками рисования, которые способствуют тому, что у детей возрастает интерес к рисованию. Благодаря чему дети более творчески всматриваются в окружающий мир, копируют и изучают его. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Модуль рассчитан на 3 года обучения. Цель и задачи модуля Цель: формирование у детей базовых знаний, умений и навыков художественно – изобразительной деятельности, основанных на изучении такого вида изобразительного искусства, как живопись. Воспитание у детей творческого подхода к преобразованию окружающего мира, а также активности и самостоятельности мышления. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: научить детей основам изобразительной грамоты; научить детей рисовать карандашом, фломастером, мелками, кистью и краской; познакомить с различными художественными техниками изобразительной деятельности; познакомить детей с различными жанрами искусства; Развивающие: развивать мелкую моторику рук и координацию движений; развивать цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение; закреплять приобретенные умения и навыки художественно – творческой деятельности и показывать детям широту по возможности применения; Воспитательные: сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность; развить навыки коллективной работы. Планируемые результаты модуля Образовательные: смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом; грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; работать самостоятельно, в сотворчестве и в коллективе; умеют использовать художественные термины и понятия работать в следующих видах искусства: живопись; выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции; соблюдать аккуратность и последовательность в работе (от общего к частному); работать с натуры; работать в определенной гамме; доводить работу от эскиза до композиции; использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, цвет); приобретать навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимание особенностей образного языка разных видов искусства; выполнять изображения предметного мира, природы, животных; создавать творческие композиционные работы в разных материалах. Развивающие: основы цветоведения: контрасты и гармонию цвета, пропорции предметов; свойства различных художественных материалов, их выразительные возможности: живописных материалов (гуашь, акварель, пастель, карандаши); основные законы композиции; основные жанры изобразительного искусства; виды художественной деятельности с использованием различных художественных материалов. Воспитательные: научатся самостоятельно решать творческие задачи; научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи; понимание необходимости бережного отношения к произведениям искусства, памятникам истории и архитектуры; умение оценивать свои действия и действия других людей по отношению к памятникам истории и архитектуры, к предметам искусства, к окружающим людям; осознанная мотивация к занятиям, созидательно-творческой и проектной деятельности; проявление созидательно-творческой активности; умение прилагать волевые усилия при возникновении трудностей в создании практических, творческих, проектных работ; умение творчески использовать жизненные наблюдения, воображение и фантазию в процессе создания работ. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: творческого подхода к деятельности; исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; потребности в самообразовании и саморазвитии; самостоятельности мышления; умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: объяснительно-иллюстративный, наглядный; репродуктивный метод; метод стимулирования и мотивации; метод создания проблемно-поисковых ситуаций; метод создания ситуации успеха; метод взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: прием актуализации субъективного опыта; беседы. При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию; психологические требования к занятию; возрастные особенности учащихся; гигиенические требования к занятию; требования к технике безопасности. Первый год обучения Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 1. 1 модуль « Живопись» Предметное рисование 8 - 8 2. Сюжетное рисование 3 - 3 3. Рисование по замыслу 5 1 4 4. Пейзаж 5 - 5 5. Натюрморт 3 - 3 1 23 итого 24 Календарно-тематическое планирование Месяц, срок Сентябрь 1 неделя Тема Часы Содержание Формы контроля Предметное рисование 1 «Мои любимые игрушки». Рисование и раскрашивание на листе мячей разными изобразительными материалами Педагогич еское наблюден ие Примечание 2 неделя Предметное рисование 1 З неделя Предметное рисование 1 4 неделя Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 2 неделя Предметное рисование 1 З неделя Предметное рисование 1 4 неделя Предметное рисование 1 5 неделя Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Октябрь 1 неделя Ноябрь 1 неделя «Железная дорога для кукол». Рисование при помощи коротких и длинных линий в разных направлениях (горизонтальных и вертикальных) детской железной дороги «Кошка». Рисование по контуру шерсти кошки методом тычка «Дары осени». Рисование карандашом круглых вытянутых овальных овощей, закрашивание красками Педагогич еское наблюден ие «Настроение неба». Рисование неба. Смешивание акварельных красок приемом по сырому «Медвежонок». Изображения медвежонка. Рисование медвежонка в соответствии с размером листа, по образцу (гуашь) «Рисуем дерево». Изображения дерева. Строение дерева. Рисование осеннего дерева красками «Осенний лист». Изображения листьев. Рисование осеннего листа красками «Спортивные игры». Игра в футбол. Иллюстрации. Раскрашивание футболиста с дорисовыванием мяча Педагогич еское наблюден ие «Поможем зайчикам». Рисование короткими и длинными прямыми линиями забора для огорода зайчика Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие 2 неделя Сюжетное рисование 1 З неделя Рисование по замыслу 1 4 неделя Рисование по замыслу 1 Рисование по замыслу 1 2 неделя Рисование по замыслу 1 3 неделя Рисование по замыслу 1 4 неделя Пейзаж 1 декабрь 1 неделя «Нарисуем кормушку для птиц». Беседа о подкормке птиц в холода. Рассматривание картинок. Рисование кормушки с птицей (при помощи простых геометрических форм: квадрат, треугольник, круг) по образцу «Деревья». Теоретическое занятие. Беседа о строении дерева, о видах деревьев, о формах деревьев. Рассматривание репродукций картин с различной техникой изображения деревьев. Обсуждение композиции картин с деревьями «Зима». Репродукции зимних пейзажей. Рисование заснеженного дерева, падающего снега Педагогич еское наблюден ие «Я рисую диких животных». Иллюстрации с дикими животными, беседа об отличительных особенностях разных животных. Рисование животных на выбор детей при помощи цветных каранадашей «Веселый снеговик». Изображение снеговиков. Рисование снеговика на поляне у дерева «Ёлочка нарядная». Рисование елочки украшенной шариками Педагогич еское наблюден ие «Зимним холодом пахнуло». Рассматривание репродукций картин о зиме. Беседа о холодных Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие тонах красок. Пейзаж. Рисование зимнего пейзажа по образцу (гуашь) Январь 1 неделя Пейзаж 1 2 неделя Пейзаж 1 3 неделя Пейзаж 1 4 неделя Пейзаж 1 Февраль 1 неделя Пейзаж 1 2 неделя Натюрморт 1 3 неделя Натюрморт 1 4 неделя Натюрморт 1 № 1. Название темы «Одинокая береза». Пейзаж. Иллюстрации. Отработка техник рисования «Январская вьюга». Иллюстрации. Рисование по образцу (гуашь) Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие «Еловый лес». Педагогич Рисование елового леса еское по образцу. Отработка наблюден техник рисования ие «Домик в деревне». Педагогич Иллюстрации. Рисование еское деревенского пейзажа. наблюден Отработка техник ие рисования «Городской пейзаж». Иллюстрации. Рисование городского пейзажа. Отработка техник рисования «Спелые яблоки». Натюрморт. Рисование яблок на столе и закрашивание красками. «Вкусный компот». Репродукции. Рисование натюрморта. Отработка техник рисования «Какие милые ромашки». Репродукции. Рисование натюрморта. Отработка техник рисования Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Второй год обучения Учебно-тематический план Количество часов всего теория 1 модуль « Живопись» Предметное рисование 13 - практика 13 2. Сюжетное рисование 14 - 14 3. Рисование по замыслу 6 1 5 4. Промежуточная аттестация 1 - 1 5. Рисование по замыслу 4 6. Портрет 5 1 4 7. Пейзаж 6 1 5 8. Натюрморт 7 1 6 3 53 4 итого 56 Календарно-тематическое планирование Месяц, срок Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Тема Часы Содержание Формы контроля Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 «Радуга». Свойства цвета, получение новых цветов. Рисование радуги «Листья кружатся». Листья. Рисование осенних листьев по шаблону и раскрашивание красками «Золотая осень». Иллюстрации. Строение дерева. Рисование осеннего дерева, отработка техник рисования «Запасы». Грибы. Иллюстрации. Рисование грибов в корзине. Отработка техник рисования «Астры». Иллюстрации. Рисование цветов. Отработка техник рисования «Мой верный друг». Иллюстрации. Рисование собаки. Отработка техник рисования «Спешат, гудят». Иллюстрации. Рисование Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское Примечание Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 городского транспорта. Отработка техник рисования «Городские птицы». Иллюстрации. Воробей. Рисование. Отработка техник рисования наблюден ие «По синему небу летит вертолет». Иллюстрации. Рисование вертолета по образцу «Любимый торт». Иллюстрации. Рисование торта. Отработка техник рисования «Совушка-сова, большая голова». Иллюстрации. Рисование по образцу «Морская черепашка». Иллюстрации. Рисование черепахи. Отработка техник рисования «Земляника ягода». Иллюстрации. Рисование земляники. Отработка техники рисования «Сказка о рыбаке и рыбке». Иллюстрации. Сюжетное рисование красками, отработка техник рисования «У Лукоморья дуб зеленый». Иллюстрации. Сюжетное рисование красками. Отработка техник рисования «Лыжные гонки». Иллюстрации. Сюжетное рисование фигуры лыжника в лесу. Отработка техник рисования «Детеныши животных». Иллюстрации. Зайчиха с зайчонком. Отработка техник рисования «Дикие животные». Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Декабрь 1 неделя Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Иллюстрации. Животное на выбор. Отработка техник рисования наблюден ие «Друг детства». Сюжетное рисование любимой игрушки. Отработка техник рисования «День здоровья». Иллюстрации. Рисование спортсмена со спортивным инвентарем. Отработка техник рисования «Домашние животные». Иллюстрации. Собака рядом с будкой. Рисование. Отработка техник рисования «Хвост крючком». Иллюстрации. Поросенок в луже. Рисование. Отработка техник рисования «Мама курица». Иллюстрации. Курица с цыплятами. Рисование. Отработка техник рисования «Путешествие в прошлое. Динозавры». Иллюстрации. Беседа. Отработка техник рисования «Мой любимый сказочный герой». Иллюстрации Педагогич еское наблюден ие «Тут она, взмахнув крылами, полетела над волнами…». Иллюстрации. Царевналебедь. Рисование. Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие «Медвежата в чаще Педагогич жили». еское Иллюстрации. Рисование наблюден медвежат в лесу. ие Отработка техник рисования 2 неделя 3 неделя 4 неделя Январь 1 неделя 2 неделя Рисование по замыслу 1 Рисование по замыслу 1 Рисование по замыслу 1 Рисование по замыслу 1 Рисование по замыслу 1 Рисование по замыслу 1 Промежуточная аттестация 1 Рисование по замыслу 1 Рисование по замыслу 1 Рисование по замыслу 1 Отработка техник рисования «Рисуем животных». Теоретическое занятие. Иллюстрации, репродукции. Животные, отличительные особенности. Техники рисования «Рыбки». Иллюстрации. Аквариумные рыбки. Рисование рыбок в аквариуме. Отработка техник рисования «Зимующие птицы». Иллюстрации. Рисование птиц. Отработка техник рисования «Лесные жители». Иллюстрации. Рисуем животных (белка, ежик, заяц). Отработка техник рисования «Белой шапкой понакрыло…». Иллюстрации. Зимние деревья. Рисование. Отработка навыков рисования «Фантастические цветы». Иллюстрации. Отработка техник рисования «Любимый сказочный герой». Рисование сказочного персонажа по выбору детей Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Беседа. Просмотр творчески х работ «Утки на пруду». Педагогич Иллюстрации. Отработка еское техник рисования наблюден ие «Город». Педагогич Иллюстрации. Рисование еское высотных домов. наблюден Отработка техник ие рисования «Деревня». Педагогич Иллюстрации. Рисование еское деревенских домов. 3 неделя 4 неделя Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя Рисование по замыслу 1 Портрет 1 Портрет 1 Портрет 1 Портрет 1 Портрет 1 Пейзаж 1 Пейзаж 1 Пейзаж 1 Пейзаж 1 Отработка техник рисования «Зимние забавы». Иллюстрации. Рисование снежных горок. Отработка техник рисования «Живописный портрет». Теоретическое занятие. Портрет. Виды портрета. Репродукции «Я себя нарисую». Репродукции. Рисование портрета. Отработка техник рисования «Моя милая мамочка». Репродукции. Рисование женского портрета. Отработка техник рисования «Моя семья». Репродукции. Рисование группового портрета. Отработка техник рисования наблюден ие Педагогич еское наблюден ие «Профессии». Репродукции. Рисование портрета по профессиям. Отработка техник рисования «О чем рассказывает пейзаж». Теоретическое занятие. Репродукции. Виды пейзажа «Зима». Репродукции. Рисование зимнего пейзажа. Отработка техник рисования «Осень». Репродукции. Рисование осеннего пейзажа. Отработка техник рисования «Лето». Репродукции. Рисование летнего пейзажа. Отработка техник рисования Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие 4 неделя Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя Пейзаж 1 Пейзаж 1 Натюрморт 1 Натюрморт 1 Натюрморт 1 Натюрморт 1 Натюрморт 1 Натюрморт 1 Натюрморт 1 «Космические просторы». Репродукции. Рисование космического пейзажа. Отработка техник рисования «Горы». Иллюстрации. Рисование горного пейзажа. Отработка техник рисования «Ах, натюрморт…». Теоретическое занятие. Натюрморт. Репродукции картин Педагогич еское наблюден ие «Спелые яблоки». Репродукции. Рисование натюрморта. Отработка техник рисования «Цветы». Репродукции. Рисование натюрморта. Отработка техник рисования «Зимний натюрморт». Репродукции. Рисование натюрморта. Отработка техник рисования «Фруктовая сказка». Репродукции. Рисование натюрморта. Отработка техник рисования «Урожай с грядки». Иллюстрации. Натюрморт. Отработка техник рисования «Чайный сервиз». Репродукции. Рисование натюрморта. Отработка техник рисования Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Третий год обучения Учебно-тематический план № Название темы 1 модуль « Живопись» 1. 1Предметное рисование Количество часов всего теория практика 9 9 - 2. 2Сюжетное рисование 8 - 8 3. 3Рисование по замыслу 5 - 5 4. 4Портрет 5 1 4 5. Пейзаж 6 1 5 6. Промежуточная аттестация 1 - 1 7. 5Пейзаж 8. 1 Архитектура 1 4 1 3 9. 6Натюрморт 9 1 8 10. 8Батальный жанр 3 1 2 11. 9Сказочно-былинный жанр 5 1 4 5 51 итого 56 Календарно-тематическое планирование Месяц, срок Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя Тема Часы Содержание Формы контроля Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 «Друг детства». Рисование игрушки с натуры. Отработка техник рисования «Урожай». Иллюстрации. Рисование овощей. Отработка техник рисования «Хлеб на столе». Иллюстрации. Знакомство с теплыми и холодными цветами. Отработка техник рисования «Государственные символы России». Иллюстрации. Герб, флаг. Отработка техник рисования «У него четыре лапы, черный нос и хвост лохматый…». Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Примечание 4 неделя Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Предметное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Иллюстрации с различными породами собак. Отработка техник рисования «Если на опушке, до небес макушки». Иллюстрации. Строение ели. Отработка техник рисования «Космическая ракета». Иллюстрации. Беседа. Отработка техник рисования «Царевна-лягушка». Иллюстрации. Отработка техник рисования «Изба». Иллюстрации. Строение. Отработка техник рисования «Улетело наше лето». Летние впечатления. Рисование простых сюжетов. Отработка техник рисования «Когда я буду школьником». Иллюстрации. Отработка техник рисования «Живет между елками, живой клубок с иголками». Иллюстрации, фото ежей в природе. Отработка техник рисования «Покормим птиц». Репродукции картин с птицами. Отработка техник рисования «В мире животных». Репродукции. Беседа. Художники-анималисты. Отработка техник рисования «Кто живет на дне морском». Иллюстрации. Беседа отработка техник рисования Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие 5 неделя Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Сюжетное рисование 1 Сюжетное рисование 1 Рисование по замыслу 1 Рисование по замыслу 1 Рисование по замыслу 1 Рисование по замыслу 1 Рисование по замыслу 1 Портрет 1 Портрет 1 Портрет 1 «Бабочка красавица». Иллюстрации. Беседа. Отработка техник рисования «Соблюдай правила дорожного движения». Иллюстрации. Беседа. Отработка техник рисования «Стройка». Иллюстрации. Строительная техника. Отработка техник рисования Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие «Родной город». Фотографии. Достопримечательности. Отработка техник рисования «В гостях у осени». Репродукции. Дождливая осень. Отработка техник рисования «Основа жизни – спорт». Иллюстрации. Беседа. Человек в движении. Отработка техник рисования «Мы во двор пошли гулять». Иллюстрации. Забавы на прогулке. Отработка техник рисования «Портрет». Теоретическое занятие. Портрет. Пропорции. Виды портрета. Репродукции «Полюбуйтесь на меня – это я». Автопортрет. Репродукции. Отработка техник рисования «Труд человека». Иллюстрации. Отличительные признаки профессий. Портрет доктора Айболита. Отработка техник рисования Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Опрос Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Портрет 1 «Папин портрет». Портреты папы по памяти. Отработка техник рисования Педагогич еское наблюден ие Портрет 1 Пейзаж 1 Педагогич еское наблюден ие Опрос Пейзаж 1 Пейзаж 1 Пейзаж 1 Пейзаж 1 Пейзаж 1 «Мой друг». Репродукции детских портретов. Отработка техник рисования «Пейзаж». Теоретическое занятие. Репродукции. Беседа. Виды пейзажа. «Чародейкою зимою околдован, лес стоит…». Зимний пейзаж. Репродукции. Отработка техник рисования «Мой город». Репродукции. Городской пейзаж. Отработка техник рисования «На море». Репродукции летних морских пейзажей. Отработка техник рисования «Праздничный город». Репродукции. Украшенная ёлка в городе. Отработка техник рисования «Зимний лес». Иллюстрации. Рисование зимнего леса. Отработка техник рисования «Сидят на ветках снегири, сияют словно фонари». Иллюстрации. Отработка техник рисования «Скворцы прилетели». Иллюстрации. Беседа. Отработка техник рисования «Мы архитекторы». Теоретическое занятие. Беседа. Архитектура. Виды архитектуры. Иллюстрации Педагогич еское наблюден ие Опрос Промежуточная аттестация Январь 1 неделя Пейзаж 1 Архитектура 1 Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Просмотр творчески х работ 2 неделя 3 неделя 4 неделя Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя Архитектура 1 «Мой город». Фотографии. Отработка техник рисования Архитектура 1 Архитектура 1 Натюрморт 1 Натюрморт 1 Натюрморт 1 «Церковь – памятник архитектуры». Иллюстрации. Строение. Отработка техник рисования «Город будущего». Иллюстрации. Беседа. Отработка техник рисования «Натюрморт». Теоретическое занятие. Натюрморт. Беседа. Репродукции картин «Еловые ветки». Рисование с натуры. Отработка техник рисования «Дары осени». Иллюстрации. Беседа. Рисование овощей. Отработка техник рисования Натюрморт 1 Натюрморт 1 Бытовой жанр 1 Бытовой жанр 1 Бытовой жанр 1 Бытовой жанр 1 «Цветы». Комнатный цветок. Рисование с натуры. Отработка техник рисования «Посуда». Репродукции. Рисование с натуры. Отработка техник рисования «Бытовой жанр». Теоретическое занятие. Быт людей. Репродукции «Семья». Иллюстрации. Семейный быт. Отработка техник рисования «Человек трудом славен». Иллюстрации. Беседа. Труд дома. Отработка техник рисования «Профессии». Иллюстрации. Отработка техник рисования Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Опрос Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Опрос Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие 4 неделя Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя Батальный жанр 1 Батальный жанр 1 Батальный жанр 1 Сказочнобылинный жанр 1 Сказочнобылинный жанр 1 Сказочнобылинный жанр 1 Сказочнобылинный жанр 1 Сказочнобылинный жанр 1 «Сражения». Теоретическое занятие. Репродукции. Беседа. Воины и сражения на картинах «Защитники отечества – отважные бойцы». Репродукции. Беседа о родах войск. Отработка техник рисования Опрос «Победитель». Репродукции солдат победителей. Отработка техник рисования «В гостях у сказки». Теоретическое занятие. Репродукции. Беседа «Сестрица Алёнушка». Репродукции. Отработка техник рисования Педагогич еское наблюден ие Опрос «Русские народные сказки. Маша и медведь». Иллюстрации. Беседа. Отработка техник рисования «Сказка о золотой рыбке». Иллюстрации. Отработка техник рисования «Царевна-лебедь». Иллюстрации. Отработка техник рисования Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Разноцветные фантазии» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей на три года обучения. Модуль 2. «Декоративное рисование» позволяет познакомить с разными техниками декоративно-прикладного искусства, которые способствуют тому, что у детей возрастает интерес к рисованию. Благодаря чему дети более творчески всматриваются в окружающий мир, копируют и изучают его. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Модуль рассчитан на 3 года обучения. Цель и задачи программы Цель: формирование у детей базовых знаний, умений и навыков художественно – изобразительной деятельности, основанных на изучении такого вида изобразительного искусства, как декоративно-прикладное искусство. Воспитание у детей творческого подхода к преобразованию окружающего мира, а также активности и самостоятельности мышления. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: научить детей основам изобразительной грамоты; научить детей рисовать карандашом, фломастером, мелками, кистью и краской; познакомить с различными художественными техниками изобразительной деятельности; познакомить детей с различными жанрами искусства; Развивающие: развивать мелкую моторику рук и координацию движений; развивать цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение; закреплять приобретенные умения и навыки художественно – творческой деятельности и показывать детям широту по возможности применения; Воспитательные: сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность; развить навыки коллективной работы. Планируемые результаты Образовательные: работать в следующих видах искусства: декоративно-прикладных и народных формах искусства, дизайне; выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции; соблюдать аккуратность и последовательность в работе (от общего к частному); работать в определенной гамме; доводить работу от эскиза до композиции; использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, цвет); приобретать навыки художественного восприятия различных видов искусства; выполнять изображения предметного мира, природы, животных; создавать творческие композиционные работы в разных материалах; Развивающие: основы цветоведения: контрасты и гармонию цвета, пропорции плоскостных и объемных предметов; свойства различных художественных материалов, их выразительные возможности: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши); виды художественной деятельности с использованием различных художественных материалов. Воспитательные: понимание необходимости бережного отношения к произведениям искусства; осознанная мотивация к занятиям, созидательно-творческой и проектной деятельности; проявление созидательно-творческой активности; умение прилагать волевые усилия при возникновении трудностей в создании практических, творческих, проектных работ; умение творчески использовать жизненные наблюдения, воображение и фантазию в процессе создания работ. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: творческого подхода к деятельности; исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; потребности в самообразовании и саморазвитии; самостоятельности мышления; умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: объяснительно-иллюстративный, наглядный; репродуктивный метод; метод стимулирования и мотивации; метод создания проблемно-поисковых ситуаций; метод создания ситуации успеха; метод взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: прием актуализации субъективного опыта; беседы. При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию; психологические требования к занятию; возрастные особенности учащихся; гигиенические требования к занятию; требования к технике безопасности на занятиях. Первый год обучения Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 2 модуль «Декоративное рисование» 1. 7Декоративное рисование 8 1 7 2. 8Нетрадиционное рисование 3 - 3 Промежуточная аттестация 1 - 1 1 11 3. итого 12 Календарно-тематическое планирование Месяц, срок Март 1 неделя Тема Часы Содержание Формы контроля Декоративное рисование 1 Опрос 2 неделя Декоративное рисование 1 3 неделя Декоративное рисование 1 4 неделя Декоративное рисование 1 «Художники декораторы». Теоретическое занятие. Декоративно-прикладное искусство. Народная роспись. Орнамент, виды орнаментов. Украшение предметов быта «Украшение свитера». Украшение силуэта свитера линиями, точками, кружочками по образцу «Украсим вазу». Украшение силуэта вазы узором «сеточка» (пересекающиеся прямые линии) и цветок (прием примакивания) «Я любимой мамочке подарю подарочек». Рассматривание иллюстраций разноцветных платков. Украшение квадратного силуэта платка Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Примечание цветочным узором в технике примакивания по образцу Апрель 1 неделя Декоративное рисование 1 2 неделя Декоративное рисование 1 3 неделя Декоративное рисование 1 4 неделя Декоративное рисование 1 Нетрадиционное рисование 1 2 неделя Нетрадиционное рисование 1 3 неделя Нетрадиционное рисование 1 Май 1 неделя «Украсим полотенца». Иллюстрации. Украшение удлиненного листа бумаги чередующимися по цвету и конфигурации линиями, по образцу «Русский сарафан». Иллюстрации. Раскрашивание силуэта сарафана, нанесение узора по низу сарафана «Мастера умельцы». Иллюстрации. Роспись силуэта дымковской игрушки «Я веселый и смешной завожу своей игрой». Иллюстрации клоунов. Раскрашивание костюма клоуна контрастными цветами Педагогич еское наблюден ие «Варежки». Беседа с детьми об одежде. Украшение силуэта варежек при помощи трафарета и отпечатывания кусочком поролона «Весна». Пробуждение природы. Рисование цветов отпечатыванием дном пластиковой бутылки. Прорисовка серединки цветов и стеблей ватной палочкой «Бабочка красавица». Изображения бабочек. Беседа о бабочках. Рисование бабочки в технике отпечатывания (на сложенном вдвое силуэте бабочки раскрасить одну половину красками и при Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие 4 неделя Промежуточная аттестация складывании отпечатать вторую половину) «Наше лето». Иллюстрации о лете. Рисование простого сюжета 1 Выполнен ие творческо й работы Второй год обучения Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 2 модуль «Декоративное рисование» 1. 7Декоративное рисование 10 1 9 2. 8Нетрадиционное рисование 5 1 4 Промежуточная аттестация 1 - 1 2 10 3. итого 12 Календарно-тематическое планирование Месяц, срок Март 4 неделя Апрель 1 неделя 2 неделя Тема Часы Содержание Формы контроля Декоративное рисование 1 Опрос Декоративное рисование 1 «Хороша игрушка расписная!». Теоретическое занятие. Народные промыслы. Предметы народноприкладного искусства «Хохломская роспись – алых ягод россыпь». Хохломская роспись Декоративное рисование 1 «Жостовский букет». Жостовская роспись Декоративное рисование 1 «Нежно-голубое чудо». Гжельская роспись Декоративное рисование 1 «Дымковская игрушка». Дымковская роспись Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское Педагогич еское наблюден ие Примечание 3 неделя 4 неделя Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя Декоративное рисование 1 Декоративное рисование 1 Декоративное рисование 1 Декоративное рисование 1 Декоративное рисование 1 Нетрадиционное рисование 1 Нетрадиционное рисование 1 Нетрадиционное рисование 1 Нетрадиционное рисование 1 Нетрадиционное рисование 1 наблюден ие «Тарелка-панно». Педагогич Декоративная роспись. еское Растительный орнамент наблюден ие «Сказочные витражи». Педагогич Иллюстрации. Рисование еское в витражной технике наблюден ие «Женские украшения». Педагогич Иллюстрации. еское Фантазийное рисование наблюден женского кулона. ие Отработка техник рисования «Глазки голубые, кудри Педагогич золотые…». еское Иллюстрации. Русская наблюден народная кукла. ие Рисование куклы. Отработка техник рисования «Символ России». Педагогич Матрешки. Рисование еское матрешки. Отработка наблюден техник рисования ие «Искусство рисования». Теоретическое занятие. Нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные материалы. Иллюстрации «Волшебные ладошки». Ладоневая живопись (цветок, бабочка, дерево), с дорисовыванием недостающих элементов «Космическое путешествие». Рисование в технике граттаж «Волшебная полянка». Рисование в технике набрызг «Замечательная клякса». Работа в технике кляксографии Опрос Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское Промежуточная аттестация «Лето, солнце, жара». Иллюстрации. Беседа. Рисование простых сюжетных композиций. Отработка техник рисования 1 наблюден ие Выполнен ие творчески х работ Третий год обучения Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 2 модуль «Декоративное рисование» 1. 7Декоративное рисование 10 1 9 2. 8Нетрадиционное рисование 5 1 4 Промежуточная аттестация 1 - 1 2 14 3. итого 16 Календарно-тематическое планирование Месяц, срок Март 4 неделя Апрель 1 неделя 2 неделя Тема Часы Содержание Формы контроля Декоративное рисование 1 Опрос Декоративное рисование 1 «Народные мастера». Теоретическое занятие. Народные промыслы. Предметы народноприкладного искусства «Дымковская игрушка». Иллюстрации. Образцы изделий. Отработка техник рисования Декоративное рисование 1 Декоративное рисование 1 Декоративное рисование 1 «Хохломская роспись». Иллюстрации. Образцы изделий. Отработка техник рисования «Жостовская роспись». Иллюстрации. Образцы изделий. Отработка техник рисования «Гжельская роспись». Иллюстрации. Образцы Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское Педагогич еское наблюден ие Примечание 3 неделя 4 неделя Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя Декоративное рисование 1 Декоративное рисование 1 Декоративное рисование 1 Декоративное рисование 1 Декоративное рисование 1 Нетрадиционное рисование 1 Нетрадиционное рисование 1 Нетрадиционное рисование 1 Нетрадиционное рисование 1 Нетрадиционное рисование 1 Промежуточная аттестация 1 изделий. Отработка техник рисования «Городецкая роспись». Иллюстрации. Образцы изделий. Городецкая роспись «Витраж». Иллюстрации. Работа в витражной технике «Каргопольская игрушка». Иллюстрации. Образцы игрушек. Каргопольская роспись «Филимоновская игрушка». Иллюстрации. Образцы игрушек. Филимоновская роспись «Матрешка». Иллюстрации. Образцы игрушек. Рисование матрешки. Отработка техник рисования «Необычное рисование». Теоретическое занятие. Нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные материалы. Иллюстрации «Цветы». Иллюстрации. Работа в технике ниткографии «Космическое путешествие». Иллюстрации. Работа в технике граттаж «На далеком севере». Иллюстрации. Работа в технике граттаж «Замечательная клякса». Иллюстрации. Работа в технике кляксография (цветы, дождливая полянка) «До свидания, детский сад!». наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Педагогич еское наблюден ие Выполнен ие Беседа. Выполнение творческой работы – мой лучший день в детском саду. Отработка техник рисования творчески х работ. Беседа