Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическим совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы вокального мастерства» Возраст учащихся: 7-15 лет Срок реализации: 1 год Составитель программы: Герасимова Елена Валерьевна педагог дополнительного образования г. Березовский Структура 1. Пояснительная записка. - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы. 3. Планируемые результаты. 4. Организационно-педагогические условия программы. - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы. 6. Методические материалы. Приложение 1 – Учебный план Приложение 2 – Календарно-учебный график Приложение 3 – Рабочие программы модулей 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы вокального мастерства» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является модифицированной, составлена на основе программы «Вокал» педагога дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ г. Тимашевска Медведь Л.Н. Характеристика программы (ее значимости) Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии учащихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии разносторонних способностей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей людей. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние человека. Вокальные номера являются важной составляющей в проведении культурно массовых мероприятий города. Программа «Основы вокального мастерства» состоит из двух модулей «Классическое пение» и «Эстрадное пение». Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться - с применением дистанционных технологий и электронного обучения; - по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых» (на основании договора безвозмездного пользования помещений или договора сетевого взаимодействия). Направленность Направленность программы: художественная. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на обучение учащихся от 7 до 15 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Допускается формирование разновозрастных групп. Срок реализации программы Срок освоения программы 1 год. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет: - 108 учебных часов. Режим занятий Занятия проводятся 1 раза в неделю по 3 учебных часа. Учебный час равен 40 мин. После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий Виды занятий: учебное занятие, репетиции, концерт. Цель и задачи программы Цель: Приобщение учащихся к вокальному искусству, развитие познавательных интересов, мышления, воображения и сценической культуры. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Обучающие: сформировать навыки певческой установки учащихся; научить владеть своим голосом; познакомить с различными стилями исполнения; расширить кругозор учащихся в области истории музыкального искусства; научить использовать при пении мягкую атаку; сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно; обучить приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля; сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса; сформировать у детей музыкально-ритмические навыки правильного и выразительного движения в области современной хореографии; актерского мастерства, самостоятельной и коллективной деятельности. Развивающие: развить гармонический и мелодический слух; совершенствовать речевой аппарат; развить вокальный слух; развить певческое дыхание; развить преодоление мышечных зажимов; развить артистическую смелость и непосредственность учащихся, их самостоятельность; развить гибкость и подвижность мягкого неба; расширить диапазон голоса; развить умение держаться на сцене; развить творческие и организаторские способности; развить музыкально-ритмические способности детей, творческое мышление, воображение, фантазию; развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма. Воспитательные: воспитать эстетический вкус учащихся; воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом; воспитать чувство коллективизма; способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнерами; воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества; воспитать готовность и потребность к певческой деятельности. воспитать активную жизненную позицию, лидерские качества; сформировать общую культуру поведения ребенка в обществе, навыки самоконтроля и взаимоконтроля. 2. Содержание программы. Учебный план № п/п Название модулей 1. Классическое пение 2. Эстрадное пение Итого Общее количес тво часов Количес тво часов на теорию 46 12 62 108 Количес тво часов на практик у 28 12 24 56 Формы оценивания результатов Выступление концерте, Участие конкурсах Зачет Выступление концерте, Участие конкурсах на в на в 84 Модуль 1. «Классическое пение» Учебно-тематический план № п/п Название тем программы 1 2 3 4 5 Вводное занятие Постановка голоса Вокально-хоровая работа Слушание музыки Музыкальная грамота Итого: Общее Количество Количество Формы контроля количество часов на часов на часов теорию практику 3 3 12 12 Наблюдение, 22 22 выступления на 6 3 3 открытых 3 3 мероприятиях и концертах 46 9 37 Тема 1. Вводное занятие. Правила поведения в ЦДТ. Ознакомление детей с содержанием и задачами курса (Основы вокального мастерства) Раскрытие особенностей работы вокального объединения «Гармония». Тема 2. Постановка голоса. Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. Тема 3. Вокально-хоровая работа. Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям. Пение учебно-тренировочного материала: Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения. Вокальные упражнения для правильного формирования звука. Пение импровизаций: Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах. Тема 4. Слушание музыки. Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов). Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона. Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкальновыразительных и исполнительских средств, замысел произведения. Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры. Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций. Тема 5. Музыкальная грамота. Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр. Тема 6. Подведение итогов. Показательные выступления в праздничных, конкурсных мероприятиях. Модуль 2. Эстрадное пение Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 Название тем программы Вводное занятие Постановка голоса Вокально-хоровая работа Слушание музыки Музыкальная грамота Промежуточная аттестация Итого: Общее Количество Количество Формы контроля количество часов на часов на часов теорию практику 3 3 Наблюдение, 3 3 выступления на 38 38 открытых 9 9 мероприятиях и 6 6 концертах 3 3 62 12 50 1. Вводное занятие. Знакомство с основами музыкальной культуры. 2. Постановка голоса. Владение своим голосовым аппаратом. Закрепление знаний о строении голосового аппарата. 3. Вокально-хоровая работа. Пение произведений. Эстрадная песня – разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Анализ текста. Раскрытие особенностей голосоведения исполняемой песни. Выразительность исполнения, сопереживание смыслу песни. Формирование индивидуальной манеры исполнения вокальных произведений. Приемы дыхания в произведениях разного характера. Анализ музыкального произведения. Доведение исполнения до уровня, пригодного для публичного выступления. Знание структуры песни. Цепное дыхание. Понятие «легато», «нон легато», «стаккато». Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам. Совершенствование правильного дыхания. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом. Пение учебно-тренировочного материала. Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя. Ритмические упражнения с пением. Упражнения для расширения диапазона. Пение импровизаций. Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы. Инсценирование песен. Музыкально-ритмические упражнения. Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком. Коллективное исполнение песен. Метод сценической импровизации. Ансамблевая импровизация. Пластические, мимические этюды. 4. Слушание музыки: Связь с другими видами искусства. Опора на знания, умения и навыки, приобретенные на других занятиях. Музыкально-ритмические этюды, рисование наглядных образов, соответствующим произведениям. Слушать и учиться узнавать песни разных народов. 5. Музыкальная грамота: Знакомство с формой музыкальных произведений (одночастная, куплетная, вариации). Пение с различным темпом, ритмом, динамикой. Пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса. Совершенствование знаний о звукообразовании, артикуляции, унисоне, строе, мелодии. Дикционные упражнения. 6. Промежуточная аттестация. Разбор выступлений. 3. Планируемые результаты К окончанию обучения учащиеся умеют: исполнять различные вокальные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки; реагировать на разные музыкальные стили; исполнять произведения в соответствие со стилем; давать характеристику прослушанному музыкальному произведению. чисто интонировать, петь на дыхании; петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы. Учащиеся знают: правила исполнения песни; значение пения для человека. Личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; целеустремленность в достижении поставленной цели; умение работать в коллективе и соло; уважение к творчеству других. 4. Организационно-педагогические условия программы. Материально-техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в кабинете № 3, расположенном на первом этаже здания БМАУДО ЦДТ г. Березовский. Площадь кабинета 26,0 кв.м. Кабинет оборудован: 1. стол педагога – 1шт; 2. стул для педагога – 2шт; 3. зеркало – 1шт; 4. пристенная мебель (шкаф) 1 шт.; 5. вешалка -1шт. Приборы и оборудование: 1. музыкальный центр 2. фортепиано – 1шт; 3. синтезатор 4. CD-диски Информационно-телекоммуникационные сети: - компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система Microsoft Windows XP; - MicrosoftOffice (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук. Образовательные и информационные ресурсы Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) учебные, учебно-методические издания 1. Андрианова Н.З. «Особенности методики преподавания эстрадного пения». Москва, 1999. 2. Билль А. Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно – вокальных студий «Чистый голос». Москва, 2003. 3. Голубев П.В. «Советы молодым педагогам - вокалистам». Москва, 1963. 4. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение: секреты вокального мастерства». Ростов на Дону, 2006. 5. Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс – курс развития музыкальных способностей». Москва, 2007. 6. Охомуш Т. В. «Методика вокальной работы в детской эстрадной студии». Москва, 2003. 7. Риггс Сет. Аудиошкола для вокалистов «Как стать звездой». Москва, 2004. 8. Романова Л.В. «Школа эстрадного вокала». Санкт – Петербург, 2007. 9. Ручинская Т. И. Методическая разработка «Основы вокальной методики». СПб, 2001. 10. Фокина Н. Д. Курс лекций «Техника эстрадного вокала». Москва, 2006. Вид образовательн ого и информацион ного ресурса (печатный / электронный) Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Электронные образовательные и информационные ресурсы: • • • • • • • • • • • • • • • • • http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ http://www.edu.ru/– каталог образовательных интернет-ресурсов; www.vio.fio.ru - - Федерация Интернет-образования http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов http://1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября" /методические материалы/ http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов http://it-n.ru – Сеть творческих учителей http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека www.virlib.ru – Виртуальная библиотека www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека http://www.alleng.ru/edu - Образовательные ресурсы Интернета. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://www.academic.ru - словари и энциклопедии http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование детей» Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: Первая категория Уровень образования педагога: Среднее Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы. 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы вокального мастерства» рассчитана на один год, поэтому промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется один раз в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Форма промежуточной аттестации разрабатывается и обосновывается для определения результативности освоения программы. Призвана отражать достижения цели и задачи программы. При проведении промежуточной аттестации используются следующие формы и методы: устные (тест-опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (исполнение репертуара), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самоанализ), дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся. Форма предъявления результатов – участие в концертах различного уровня. Формы оценивания результатов Общие критерии оценивания результатов. Владение знаниями по программе. Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе. Уровень воспитанности и культуры учащихся. Творческий рост и личностные достижения учащихся. Критерии замера прогнозируемых результатов: 1. Педагогическое наблюдение 2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через: проведение открытых занятий с их последующим обсуждением; участие в конкурсах, фестивалях, смотрах; концертную деятельность. Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов): Педагогические наблюдения. Открытые занятия с последующим обсуждением. Итоговые занятия. Концертные выступления. Конкурсы, фестивали, смотры. Способы диагностики и контроля результатов Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (май). Основной способ: наблюдение. Диагностика Основные параметры степень интересов подготовленности занятиям Первичная Период Способ сентябрь, октябрь наблюдение май концертная деятельность; конкурсы, фестивали, смотры и уровень детей к природные физические каждого ребенка данные уровень развития общей культуры высокий уровень исполнения песенного произведения развития Промежуточная степень интеллектуальных, художественнотворческих способностей уровень развития общей культуры Основные принципы оценивания В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок: доброжелательное отношение к учащемуся как к личности; положительное отношение к усилиям учащегося; конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок; конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок. На оценку «Высоко» оценивается работа учащегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передает настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене. На «положительно» оценивается работа учащегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей. На «посредственно» оценивается работа учащегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения. Методические материалы Список литературы 1. Андрианова Н.З. «Особенности методики преподавания эстрадного пения». Москва, 1999. 2. Билль А. Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно – вокальных студий «Чистый голос». Москва, 2003. 3. Голубев П.В. «Советы молодым педагогам - вокалистам». Москва, 1963. 4. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение: секреты вокального мастерства». Ростов на Дону, 2006. 6. 5. Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс – курс развития музыкальных способностей». Москва, 2007. 6. Охомуш Т. В. «Методика вокальной работы в детской эстрадной студии». Москва, 2003. 7. Риггс Сет. Аудиошкола для вокалистов «Как стать звездой». Москва, 2004. 8. Романова Л.В. «Школа эстрадного вокала». Санкт – Петербург, 2007. 9. Ручинская Т. И. Методическая разработка «Основы вокальной методики». СПб, 2001. 10. Фокина Н. Д. Курс лекций «Техника эстрадного вокала». Москва, 2006. ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Основы вокального мастерства» № п/п Название модулей 1. Классическое пение 2. Итого Эстрадное пение Общее количес тво часов Количес тво часов на теорию 46 12 62 108 12 24 Количес тво часов на практик у 28 56 84 Формы оценивания результатов Выступление концерте, Участие конкурсах Зачет Выступление концерте, Участие конкурсах на в на в ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы вокального мастерства» на 2024-2025 учебный год Этапы образовательного процесса Начало учебного года 1 год обучения Примечание 2 сентября 2024 г. Формирование объединений Продолжительность учебного года Промежуточная аттестация (контроль) 19 августа 2024г.31 августа 2024г. 36 недель Промежуточная аттестация (контроль) Окончание учебного года 23-24 мая 2024г. Резерв учебного времени 5 часов нет 24 мая 2025г. окончание учебного года может быть перенесено на срок в соответствии с резервом учебного времени 5% от продолжительности ДООП зимние Каникулы с 01 января 2025г. – 08 января 2025г. летние с 01 июня 2025г. – 31 августа 2025г. праздничные нерабочие дни 04.11.2024, 31.12.2024, 01-07.01.2025, 22-24.02.2025, 0810.03.2025, 01-04.05.2025, 09-11.05.2025, 12-15.06.2025 Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Основы вокального мастерства» Модуль 1 «Классическое пение» Возраст учащихся: 7-15 лет Срок реализации: 1 год Составитель программы: педагог дополнительного образования Герасимова Елена Валерьевна г. Березовский Пояснительная записка Модуль «Классическое пение» позволяет познакомиться с искусством классического вокала, происходит формирование знаний в области исполнительской культуры и развитие творческих способностей учащихся. Цель и задачи модуля Цель: развить физические, эстетические и творческие способности учащихся. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: сформировать навыки певческой установки учащихся; научить использовать при пении мягкую атаку; сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память; сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно; обучить приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля; сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. Развивающие: развить гармонический и мелодический слух; совершенствовать речевой аппарат; развить вокальный слух; развить певческое дыхание; развить преодоление мышечных зажимов; развить артистическую смелость и непосредственность учащихся, их самостоятельность; развить гибкость и подвижность мягкого нёба; расширить диапазон голоса; развить умение держаться на сцене. Воспитательные: воспитать эстетический вкус учащихся; воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом; воспитать чувство коллективизма; способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнерами; воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества; воспитать готовность и потребность к певческой деятельности. Планируемые результаты. учащиеся умеют: - чисто интонировать, петь на дыхании; - петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; - должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Учебно-тематический план № п/п Название тем программы 1 2 3 4 5 Вводное занятие Постановка голоса Вокально-хоровая работа Слушание музыки Музыкальная грамота Итого: Общее Количество Количество Формы контроля количество часов на часов на часов теорию практику 3 3 12 12 Наблюдение, 22 22 выступления на 6 3 3 открытых 3 3 мероприятиях и концертах 46 9 37 Календарно-тематическое планирование Месяц, номер занятия Название темы Содержание занятия Часы Правила поведения в ЦДТ. Ознакомление детей с содержанием и задачами курса (Основы вокального мастерства) Знакомство с голосовым аппаратом. 3 Постановка голоса Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. 3 Постановка голоса Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. Осознание мышечных ощущений во время пения. 3 Проверка развития звуковысотного слуха 3 Вокальные упражнения для правильного формирования звука. 3 Октябрь 3зантяие Вокальнохоровая работа Разучивание музыкальных комплексов. Вокальные упражнения для правильного формирования звука. 3 Октябрь 4занятие Вокальнохоровая работа Вводная Сентябрь 1 занятие Сентябрь 2занятие Сентябрь 3занятие Сентябрь 4зантяие Октябрь 1зантяие Октябрь 2зантяие Постановка голоса Постановка голоса 3 3 Примечание Ноябрь 1зантяие Ноябрь 2занятие Ноябрь 3занятие Ноябрь 4занятие Декабрь 1зантяие Декабрь 2занятие Декабрь 3занятие Декабрь 4занятие Итого: 16 занятий Вокальнохоровая работа Работа над интонирования интервалам. Вокальнохоровая работа Вокальнохоровая работа Вокальнохоровая работа Вокальнохоровая работа Слушание музыки Знакомство с репертуаром. 3 Дыхание-основа звукообразования. 3 Работа над звукообразованием. 3 Дикционная работа 1 Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания Анализ текста разъяснение 3 Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений Всего: 3 Слушание музыки Музыкальная грамота чистотой по 3 3 46 Управление образования Березовского городского округа Березовское муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО: На педагогическом совете БМАУДО ЦДТ Протокол № 7 от 14.08.2024 г. УТВЕРЖДАЮ Директор БМАУДО ЦДТ _________ Е.В. Комарова Приказ № 114 от 14.08.2024 г. Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Основы вокального мастерства» Модуль 2 «Эстрадный вокал» Возраст учащихся: 7-15 лет Срок реализации: 1 год Составитель программы: педагог дополнительного образования Герасимова Елена Валерьевна г. Березовский Пояснительная записка Модуль «Эстрадный вокал» происходит формирование навыков в области музыкально-эстрадной культуры и развитие творческих способностей учащихся, а так же создание и утверждение качественно нового репертуара, повышение уровня профессионального владения голосом. Цель и задачи модуля Цель: способствовать формированию личности ребенка с развитым художественноэстетическим вкусом и системой ценностей в восприятии современной культуры, способного к творческой самореализации посредством современного искусства эстрадного вокала. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач: Образовательные: Расширить кругозор учащихся в области истории музыкального искусства; Познакомить с различными стилями исполнения; Научить детей владеть своим голосом; Сформировать у детей музыкально-ритмические навыки правильного и выразительного движения в области современной хореографии; актерского мастерства, самостоятельной и коллективной деятельности Развивающие: Развить музыкально-ритмические способности детей, творческое мышление, воображение, фантазию; Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма; Совершенствовать психомоторные способности детей, мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; Развить творческие и организаторские способности. Воспитательные: Воспитать эстетический вкус, интерес к творческой деятельности; Воспитать активную жизненную позицию, лидерские качества; Сформировать общую культуру поведения ребенка в обществе, навыки самоконтроля и взаимоконтроля Особенностью обучения является ориентация на развитие: - творческого подхода к работе; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы занятий в объединении: Объяснительно-иллюстративный, наглядный метод Репродуктивный метод Игровой метод Метод стимулирования и мотивации Метод создания проблемно-поисковых ситуаций Метод создания ситуации успеха Методы взаимоконтроля. При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию; психологические требования к занятию; возрастные особенности учащихся; требования к технике безопасности на занятия. Планируемые результаты Учащиеся умеют: исполнять различные вокальные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки; реагировать на разные музыкальные стили; исполнять произведения в соответствие со стилем; давать характеристику прослушанному музыкальному произведению. Учащиеся знают: правила исполнения песни; значение пения для человека. Личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; целеустремленность в достижении поставленной цели; умение работать в коллективе и соло; уважение к творчеству других. Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 Название тем программы Вводное занятие Постановка голоса Вокально-хоровая работа Слушание музыки Музыкальная грамота Промежуточная аттестация Итого: Общее Количество Количество Формы контроля количество часов на часов на часов теорию практику 3 3 Наблюдение, 3 3 выступления на 38 38 открытых 9 9 мероприятиях и 6 6 концертах 3 3 62 12 50 Календарно-тематическое планирование Модуль 2 «Эстрадный вокал» Месяц/номер занятия Январь 1занятие Январь 2занятие Январь 3занятие Название темы Вводное занятие Постановка голоса Вокальнохоровая работа Февраль 1занятие Февраль 2 занятие Февраль 3 занятие Вокальнохоровая работа Вокальнохоровая работа Вокальнохоровая работа Февраль 4 занятие Вокальнохоровая работа Вокальнохоровая работа Март 1занятие Март 2занятие Март 3 занятие Вокальнохоровая работа Вокальнохоровая работа Март 4 занятие Вокальнохоровая работа Апрель 1занятие Апрель 2занятие Апрель 3занятие Апрель 4занятие Вокальнохоровая работа Вокальнохоровая работа Вокальнохоровая работа Вокальнохоровая работа Содержание занятия Часы Знакомство с основами музыкальной культуры. Закрепление знаний о строении голосового аппарата. Индивидуальная работа. 3 Формирование самоконтроля. Репетиция. 3 Показ-исполнение. 3 Работа над ошибками. Раскрытие сущности художественного образа. Знакомство с репертуаром. Работа над координацией между слуховым восприятием и работой голосового аппарата Разучивание комплексов для расширения диапазона. Работа над ритмическими неточностями Работа над интонированием Работа над ансамблем. Работа над выразительностью 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 Примечание Слушание музыки Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Слушание. Анализ. 3 Слушание. Анализ. 3 Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкальнодидактических игр. Музыкальная Знакомство с грамота музыкальным материалом Промежуточная Концерт аттестация Работа над ошибками. 3 Апрель 5занятие Май 1 занятие Май 2 занятие Май 3 занятие Май 4 занятие Май 5занятие Итого: 21 занятие Слушание музыки Слушание музыки Музыкальная грамота 3 3 3 62