Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Весёлые картинки» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей на пять лет обучения. Модуль 3. «Скульптура. Лепка. Архитектура» позволяет познакомить с разными видами искусства: скульптурой, лепкой, архитектурой, которые способствуют тому, что у детей возрастает интерес к рисованию. Благодаря чему дети более творчески всматриваются в окружающий мир, копируют и изучают его. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Модуль рассчитан на 5 лет обучения. Цель и задачи модуля Цель: формирование у детей базовых знаний, умений и навыков художественно изобразительной деятельности, основанных на преимущественном изучении такого вида изобразительного искусства, как скульптура, архитектура. Воспитание у детей творческого подхода к преобразованию окружающего мира, а также активности и самостоятельности мышления. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: Научить детей основам изобразительной грамоты Научить детей рисовать карандашом, фломастером, мелками, кистью и краской. Познакомить с различными художественными техниками. Развивающие: Развивать мелкую моторику рук и координацию движений; Развивать цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение; Закреплять приобретенные умения и навыки художественно – творческой деятельности и показывать детям широту их возможного применения; Воспитательные: Сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; Воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность; Развить навыки коллективной работы. Планируемые результаты модуля Образовательные: работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных формах искусства, дизайне; выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции; соблюдать аккуратность и последовательность в работе (от общего к частному); работать в определенной гамме; доводить работу от эскиза до композиции; использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, цвет); приобретать навыки художественного восприятия различных видов искусства, понимание особенностей образного языка разных видов искусства; выполнять изображения предметного мира, природы, животных; создавать творческие композиционные работы в разных материалах; Развивающие: основы цветоведения: контрасты и гармонию цвета, пропорции плоскостных иобъемных предметов; свойства различных художественных материалов, их выразительные возможности: живописных и графических материалов (гуашь, акварель, пастель, карандаши),пластилина; основные законы композиции; виды художественной деятельности с использованием различных художественных материалов; Воспитательные: научатся самостоятельно решать творческие задачи. научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи; понимание необходимости бережного отношения к произведениям искусства, памятникам истории и архитектуры; умение оценивать свои действия и действия других людей по отношению к памятникам истории и архитектуры, к окружающим людям; осознанная мотивация к занятиям, созидательно-творческой и проектной деятельности; проявление созидательно-творческой активности; умение прилагать волевые усилия при возникновении трудностей в создании практических, творческих, проектных работ; умение творчески использовать жизненные наблюдения, воображение и фантазию в процессе создания работ. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. № Первый год обучения Учебно-тематический план Количество часов Название темы всего теория практика 4 3 модуль «Скульптура.Лепка. Архитектура». Предметная лепка 2 2 5 Предметная аппликация 5 5 6 Промежуточная аттестация 1 1 итого 8 8 Календарно-тематическое планирование Месяц, срок Февраль 3 неделя Тема Часы Содержание Формы контроля Предметная лепка 1 «Баранки». Лепка из пластилина «колбаски» с замыканием в круг. Педагоги ческое наблюден ие. 4 неделя Предметная лепка 1 «Оладушки». Лепка из пластилина шара, сплющивание. Педагоги ческое наблюден ие. Предметная аппликация 1 «Снеговик». Аппликация из готовых шаблонов. Педагоги ческое наблюден ие. 2 неделя Предметная аппликация 1 «Рябина». Аппликация из салфеток. Педагоги ческое наблюден ие. 3 неделя Предметная 1 «Цыпленок». Педагоги Март 1 неделя Примечание аппликация 4 неделя Май 3 неделя 4 неделя Аппликация из готовых шаблонов. ческое наблюден ие. Предметная аппликация 1 «Солим огурчики». Аппликация из готовых шаблонов. Педагоги ческое наблюден ие. Предметная аппликация 1 «Овечка». Аппликация бумажными комочками. Педагоги ческое наблюден ие. Промежуточная аттестация 1 «Букет». Аппликация из готовых шаблонов с дорисовыванием. Просмотр творчески х работ. Второй год обучения Учебно-тематический план № Название темы Количество часов всего теория практика 5 3 модуль «Скульптура.Лепка. Архитектура». Предметная аппликация 3 3 6 Промежуточная аттестация 1 1 итого 4 4 Календарно-тематическое планирование Месяц, срок Май 3 неделя Тема Часы Содержание Формы контроля Предметная аппликация 1 «Жираф». Аппликация из готовых шаблонов. Предметная аппликация 1 «Овечка». Аппликация из готовых шаблонов, приклеивание Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Примечание 4 неделя Предметная аппликация 1 Промежуточная аттестация 1 шерсти овечкам из мелко нарезанных ниток. «Цветок в горшке». Аппликация из готовых шаблонов с дорисовыванием. «Кактус в горшке». Аппликация из готовых шаблонов с дорисовыванием. Педагоги ческое наблюден ие. Просмотр творчески х работ. Третий год обучения Учебно-тематический план № Название темы Количество часов Всего теория практика 1 Предметная лепка 4 4 2 Сюжетная лепка 4 4 3 Декоративная лепка 4 4 4 Предметная аппликация 7 7 5 Промежуточная аттестация 1 1 итого 20 20 Календарно-тематическое планирование Месяц, срок Октябрь 2 неделя Тема Часы Содержание Формы контроля Предметная лепка 1 Педагоги ческое наблюден ие. Предметная 1 «По синему небу летит вертолет». Лепка из пластилина вертолета конструктивным способом из разных по форме деталей (шар, колбаска, сплющенный шар), последовательно по образцу. «Самолет». Педагоги Примечание лепка 3 неделя 4 неделя Январь 2 неделя 3 неделя Отработка навыков работы с пластилином – раскатывание, прищипывание.. «Они живут в лесу». Рассматривание картинок с лесными животными. Беседа о том, что весной зайцы меняют окрас. Лепка из пластилина зайчика (раскатывание шара, колбаски, сплющивание) «Рыбка». Отработка навыков работы с пластилином – шар, раскатывание, прищипывание. «Муха-Цокотуха». Иллюстрации к сказке «МухаЦокотуха». Лепка из пластилина насекомых в движении конструктивным способом, последовательно по образцу. «Гусеница на листочке». Отработка техник работы с пластилином. ческое наблюден ие. Предметная лепка 1 Педагоги ческое наблюден ие. Предметная лепка 1 Сюжетная лепка 1 Сюжетная лепка 1 Сюжетная лепка 1 «Ёж колючий, но не злющий…». Иллюстрации ежа. Лепка из пластилина ежа с яблоками на спине по образцу. Педагоги ческое наблюден ие. Сюжетная лепка 1 «Репка». Отработка техник работы с пластилином. Педагоги ческое наблюден ие. Декоративная 1 «Пластилиновая Педагоги Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. лепка Декоративная лепка 4 неделя Май 1 неделя 2 неделя Декоративна лепка 1 Декоративная лепка 1 Предметная аппликация 1 Предметная аппликация 1 Предметная аппликация 1 мозаика». Рассматривание изображений мозаик. Покрывание мозаичного узора на картоне цветным пластилином. «Тарелочка с узорами». Отработка техник работы с пластилином. ческое наблюден ие. «Украсим сердечки». Лепка из пластилина сердечек, сплющивание его в лепешку, украшение сердечек бусинками, блестками и т.п. «Панно». Размазывание пластилина по форме, украшение природным материалом. Педагоги ческое наблюден ие. «Мы строим домик». Правила безопасности при работе с ножницами. Вырезание квадрата по шаблону. Деление квадрата на два треугольника. Конструирование из фигур домика. Наклеивание аппликации домик. «Машина». Вырезание квадрата по шаблону. Деление квадрата на два прямоугольника. Вырезание кругов по шаблону. Конструирование машины, наклеивание. «Натюрморт». Вырезание по Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое 3 неделя 4 неделя Предметная аппликация 1 Предметная аппликация 1 Предметная аппликация 1 Предметная аппликация 1 Промежуточная аттестация 1 шаблону листиков и яблок. Приклеивание аппликации. «Виноград». Вырезание нескольких кругов по шаблону из сложенного в несколько раз листа. Конструирование виноградной кисти, приклеивание. «Вкусный компот». Иллюстрации фруктов. Вырезание фруктов по шаблону. Приклеивание аппликации на лист в форме банки. «Цветочек». Складывание, вырезание по шаблону. Приклеивание. «Арбуз». Вырезание по шаблону. Конструирование и приклеивание. наблюден ие. «Наше лето». Иллюстрации о лете. Аппликация простого сюжета. Травка, солнце, облака. Беседа. Выполнен ие творческо й работы. Просмотр творчески х работ. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. № Четвертый год обучения Учебно-тематический план Количество часов Название темы всего теория практика 1 Предметная лепка 4 4 2 Сюжетная лепка 4 4 3 Декоративная лепка 5 1 4 4 Скульптура 5 1 4 5 Предметная аппликация 4 4 6 Промежуточная аттестация 1 1 итого 23 2 21 Календарно-тематическое планирование Месяц, Тема срок Сентябрь 3 неделя Предметная лепка 4 неделя Октябрь 1 неделя Часы Содержание Формы контроля 1 «Урожай с грядки». Иллюстрации. Лепка. Техники работы с пластилином. «Чайный сервиз». Иллюстрации. Лепка. Техники работы с пластилином. «Куколка». Иллюстрации. Лепка. Техники работы с пластилином. «Боевая техника». Иллюстрации. Лепка. Техники работы с пластилином. Педагоги ческое наблюден ие. «Тут она, взмахнув крылами, полетела над волнами…» Иллюстрации. Педагоги ческое наблюден ие. Предметная лепка 1 Предметная лепка 1 Предметная лепка 1 Сюжетная лепка 1 Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Примечание Сюжетная лепка 1 4 неделя Сюжетная лепка 1 Ноябрь 1 неделя Сюжетная лепка 1 Декоративная лепка 1 Декоративная лепка 1 Декоративная лепка 1 Декоративная лепка Декоративная 2 неделя Январь 1 неделя Апрель 3 неделя Царевна-лебедь. Лепка из пластилина. Техники работы с пластилином. «Лепим сказку». Иллюстрации. Лиса Патрикеевна. Лепка из пластилина. Техники работы с пластилином. «Медвежата в чаще жили». Иллюстрации. Медвежата. Рельефная лепка. Техники работы с пластилином. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. «Дедушка Мазай и зайцы». Коллективная лепка из пластилина. Техники работы с пластилином. «Лепим, лепим, украшаем». Теоретическое занятие. Беседа. Иллюстрации. Образцы изделий. Техники работы с пластилином. «Декоративные сердечки». Лепка из пластилина декоративной пластины. Украшение лепными узорами и бусинами». «Костюм клоуна». Украшаем костюм. Пластилинография. Техники работы с пластилином. Педагоги ческое наблюден ие. 1 «Украшаем торт». Лепка из пластилина. Техники работы с пластилином. Педагоги ческое наблюден ие. 1 «Красивый Педагоги Опрос. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. лепка 4 неделя Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя Скульптура 1 Скульптура 1 Скульптура 1 Скульптура 1 Скульптура 1 Предметная аппликация 1 Предметная аппликация 1 поднос». Цветочные узоры. Пластилинография. «Мир скульптуры». Теоретическое занятие. Беседа. Скульптура. Виды скульптуры. Иллюстрации. «Собака». Скульптура малых форм. Иллюстрации. Лепка собаки из пластилина. ческое наблюден ие. Опрос. «Образ воина победителя». Монументальная скульптура. Иллюстрации. Лепка из пластилина фигуры солдата. «По всей России обелиски как души рвутся из земли». Мемориальная скульптура. Фотографии. Лепка из пластилина фигуры пограничника с собакой. «Мы скульпторы». Создание детьми фантазийной скульптурной композиции для улицы нашего города. «Совушка-сова, большая голова». Вырезание по шаблону. Конструирование. Приклеивание аппликации. «Морская черепашка». Вырезание по шаблону. Конструирование. Приклеивание Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. 4 неделя № Предметная аппликация 1 Предметная аппликация 1 Промежуточная аттестация 1 аппликации. «Земляника ягода». Вырезание по шаблону. Конструирование. Приклеивание аппликации. «Птичканевеличка». Вырезание по шаблону. Конструирование. Приклеивание аппликации. «Лето, солнце, жара». Иллюстрации. Беседа. Рисование простых сюжетных композиций. Отработка техник рисования. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Выполнен ие творчески х работ. Пятый год обучения Учебно-тематический план Количество часов Название темы всего теория Практика 1 Сюжетная лепка 4 1 3 2 Декоративная лепка 4 1 3 3 Скульптура 5 1 4 4 Архитектура 5 1 4 5 Промежуточная аттестация 1 итого 19 1 4 15 Календарно-тематическое планирование Месяц, срок Октябрь 3 неделя Тема Часы Содержание Формы контроля Сюжетная лепка 1 «Лепим мир». Теоретическое занятие. Беседа. Композиция. Опрос. Примечание 4 неделя Декабрь 1 неделя Февраль 3 неделя 4 неделя Сюжетная лепка 1 Сюжетная лепка 1 Сюжетная лепка 1 Декоративная лепка 1 Декоративная лепка 1 Декоративная лепка 1 Декоративная лепка 1 Скульптура 1 Скульптура 1 Техники работы с пластилином. «Колобок». Иллюстрации. Беседа. Техника работы с пластилином. «Лесная полянка». Иллюстрации. Беседа. Техника работы с пластилином. «Скворцы прилетели». Иллюстрации. Беседа. Техника работы с пластилином. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. «Лепные украшения». Теоретическое занятие. Беседа. Иллюстрации. Образцы изделий. Техники работы с пластилином. «Украсим платье». Иллюстрации. Беседа. Техника работы с пластилином, пластилинография. Опрос «Тарелочка для мамы». Иллюстрации. Беседа. Техника работы с пластилином. «Матрёшка». Иллюстрации. Беседа. Техника работы с пластилином. «Мы скульпторы». Теоретическое занятие. Беседа. Скульптура. Виды скульптуры. Иллюстрации. «Царевна- Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Опрос Педагоги Март 1 неделя Скульптура 1 Скульптура 1 Май 1неделя Скульптура 1 2 неделя Архитектура 1 Архитектура 1 Архитектура 1 Архитектура 1 Архитектура 1 Промежуточная аттестация 1 3 неделя 4 неделя лягушка». Иллюстрации. Беседа. Техника работы с пластилином. ческое наблюден ие. «Космическая ракета». Иллюстрации. Беседа. Техника работы с пластилином. «Балерина». Иллюстрации. Беседа. Техника работы с пластилином. Педагоги ческое наблюден ие. «Лошадка». Иллюстрации. Беседа. Техника работы с пластилином. «Мы архитекторы». Теоретическое занятие. Беседа. Архитектура. Виды архитектуры. Иллюстрации. «Изба». Иллюстрации. Строение. Отработка техник рисования. «Церковьпамятник архитектуры». Иллюстрации. Строение. Отработка техник рисования. «Мой город». Фотографии. Отработка техник рисования. «Город будущего». Иллюстрации. Отработка техник рисования. «До свидания, детский сад». Беседа. Рисуем себя и друзей из группы. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Опрос. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Педагоги ческое наблюден ие. Выполнен ие творчески х работ. Отработка техник рисования. Беседа