2 модуль

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Рисуем с удовольствием» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно-тематическое планирование модулей в текущем учебном году
обучения.
Модуль 2. «Разнообразие палитры»
На занятии дети приобретают и закрепляют элементарные навыки рисования как
традиционными материалами, так и нетрадиционными. Они рисуют необычными
материалами, развивая свое воображение и фантазию. Учатся смешивать цвета и
получают новые оттенки. Знакомятся с декоративным рисованием, выполняя простые
композиции и орнаменты. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность. Модуль рассчитан на 1 год обучения.
Цель и задачи модуля
Цель заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по
развитию творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного
рисования у детей 4-5 лет способствует формированию интеллектуальных способностей,
речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития
ребенка.
Задачи:
Образовательные:
- обучить приемам изображения предмета, передавая их основные признаки, такие
как цвет, форма.
- учить пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без
лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку
(лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и
осушать салфеткой;
- знакомить детей с различной бумагой;
- знакомить детей со свойствами красок, учить их рисовать красками двух-трех
цветов, различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый,
желтый, коричневый, черный, белый);
- учить смешивать цвета и получать новые оттенки;
- учить техническим приёмами и способам нетрадиционного рисования с
использованием различных материалов.
- знакомство с изобразительным искусством разных видов и жанров.
Развивающие:
- развивать художественные способности, умение пользоваться нетрадиционными
материалами, желание рисовать с ними;
- развивать чувство цвета – умение различать и называть основные цвета;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- развивать зрительное внимание, памяти, восприятия;
- развивать композиционные навыки.
Воспитательные:
- формировать мотивированность, заинтересованность в результате деятельности;
- прививать интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность,
воспитывать эстетическое отношение к действительности: учить их правильно сидеть за
столом, правильно держать корпус и руки;
- воспитывать умение слушать взрослого, следить за наглядным показом и
выполнять соответствующие действия, предложенные педагогом.

- развивать целеустремленность, самоконтроль, самовоспитание, умение доводить
начатое дело до конца;
- расширять коммуникативные способности детей.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- наглядный (просмотр обучающих презентаций, рассматривание репродукций,
иллюстрации);
- словесный (описание и объяснение действий, чтение отрывков из произведений
художественной литературы, загадки, пословицы);
- игровой (использование персонажей для обыгрывания сюжета);
- эмоциональный (подбор аудио и видеоряда)
- проблемный (постановка проблемы и поиск ее решения);
- практический (воспроизведение и использование на практике полученных знаний
и способов деятельности);
- контрольный (оценка качества усвоения знаний, умений и навыков и их
коррекция в процессе выполнения практических заданий).
- метод создания ситуации успеха.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Учебно-наглядное обеспечение:
- Электронные презентации
- Видеоматериалы
- иллюстрации, репродукции картин, портреты знаменитых художников,
фотографии с изображением животных, людей, деревьев, предметов и т.д
- муляжи фруктов и овощей, ягоды, сухоцветы.
- предметы быта для составления натюрмортов (различные по форме, цвету и
величине вазы, корзинки.)
- иллюстрации предметов народного и декоративного творчества (матрешки, ложки
деревянные расписные, фигурки животных с росписью гжель, дымковские игрушки,
расписные досочки (городецкая роспись) и подносы (урало-сибирская роспись))
- игровые атрибуты (игрушки) для обыгрывания;
- дидактические игры на развитие цветовосприятия, воображения.
Планируемые результаты первого года обучения
Образовательные:

Изображать несложные предметы разнообразных прямолинейных и
кругообразных форм, передавая их основные признаки (цвет, форму),

Располагать рисунок на поверхности листа, выбирая его положение –
вертикальное или горизонтальное;


пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без
лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку
(лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и
осушать салфеткой;

Иметь представление свойствах бумаги;

Изображать на рисунке животных, предметы с помощью нетрадиционных
способов рисования.

Различать техники рисования;

Рисовать простые элементы росписи.
Развивающие:

Основные цвета в изобразительном искусстве;

Понятие декоративно-прикладное творчество;

Виды традиционного и нетрадиционного рисования.
Воспитательные:

сформирована потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость

сформированы основы самоконтроля, умение доводить начатое дело до
конца, самостоятельность;

проявляет
личностные
качества:
инициативность,
творчество,
индивидуальность.
Учебно-тематический план
Модуль 2. «Разнообразие палитры»
Второй год обучения
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Итого

Что такое осень?
На что похоже пятно?
Путешествие в сказку «Колобок»
Снегири на рябине
Мороз рисует на стекле
Праздничный натюрморт
Путешествие по свету. Саванна
Скоро праздники
Какого цвета лето?
По тропинке в лес пойдем
Промежуточная аттестация

II год обучения
Всего Теория Практика
3
3
1
3
4
1
3
4

3
4
3
3
4
3
3
2
36

1
1
1
1
6

3
3
2
3
3
2
3
2
30

Календарно-тематическое планирование
Месяц

Тема

Сентябрь

Осеннее дерево

Кол-во
Содержание
Формы
часов
контроля
1. Что такое осень? (3 часа)
Игра вспомнить, что
1
Беседа,
находиться в «Волшебной
наблюдение,
коробочке».
практическа
Коллективная работа
я работа
«Осеннее дерево». Рисование
масляной пастелью формат

Примечание

Рисование
пастелью
масляной.
Использован
ие шаблона.

А3\А2.
Мы собрали
урожай

Любимый фрукт

Октябрь

На какое животное
похоже?

Домашний цветок

На что похоже
облако?

Рыбки в аквариуме

Ноябрь

3.
Колобок на окошке

Колобок и Зайчик

Беседа о овощах.
Беседа.
Загадки.Рисование
Наблюдение
узнаваемых овощей,
,
восковыми мелками и
практически
акварелью.
е работы
1
Рисование по шаблону,
Наблюдение
аккуратное раскрашивание
,
фрукта, подбор нужного
практически
цвета. Загадки.
е работы.
2. На что похоже пятно? (4 часа)
1
Рисование пятен различных Наблюдение
форм в технике по «сырому».
, беседа,
Определение на что похоже практически
пятно? На какое животное.
е работы,
Педагог помогает дорисовать Взаимоанал
детали черным линером.
из работ
1
Рисование пятен различных Наблюдение
форм в технике по «сырому».
, беседа,
Определение на что похоже практически
пятно? Палитра: зеленый,
е работы
желтый, коричневый (+ цвет
на выбор если цветок
цветущий)
1
Передача цвета погоды.
Беседа.
Рисование облаков. Беседа
Практически
на что похожи облака, какие
е работы,
они бывают цветом.
Взаимоанал
из работ
1
Создание образа рыбки «от
Наблюдение
пятна» с последующей
, беседа,
проработкой деталей. Работа практически
с фоном.
е работы
Путешествие в сказку «Колобок» (4 часа)
1
Беседа о сказке «Колобок». Наблюдение
Понятие сюжетный рисунок.
, беседа,
Композиция. Рисование по
практически
показу «колобок». Умение
е работы
рисовать предметы круглой и
квадратной формы.
1
Рисование масляной
Наблюдение
пастелью. Рисование
,
животных из простых
практически
геометрических форм.
е работы
1

Коллективна
я работа
Акварель +
восковые
мелки

Акварель

Акварель

Акварель

Гуашь

Восковые
мелки +
акварель

Масляная
пастель +
акварель

Масляная
пастель

Декабрь

Колобок и Волк

1

Колобок и Лиса

1

Зимнее небо

Ветки рябины

Снегири

Дополнение рисунка
элементами: травка,
тропинка.
Рисование восковыми
мелками и акварелью.
Рисование животных из
простых геометрических
форм. Дополнение рисунка
элементами: травка,
тропинка и др.
Рисование животных из
простых геометрических
форм. Дополнение рисунка
элементами: травка,
тропинка. Рисование
кончиком кисти и всей
плоскостью кисти.

Практически
е работы,
изучение
продуктов
деятельност
и
обучающихс
я
Взаимоанал
из работ,
выставка
рисунков в
кабинете
дополнитель
ного
образования.

4. Снегири на рябине (3 часа)
1
Последовательное рисование
Открытое
(от фона, до мелких деталей).
занятие
Холодные цвета цветового
круга, получение оттенков
путём смешения красок.
Отработка изобразительных
навыков в технике гуашь.
1
Последовательное рисование Практически
(от фона, до мелких деталей).
е работы,
Холодные цвета цветового
изучение
круга, получение оттенков
продуктов
путём смешения красок.
деятельност
Отработка изобразительных
и
навыков в технике гуашь.
обучающихс
Смешивание цветов.
я
Рисование ягод рябины в
технике «пуантилизм»
1
Последовательное рисование Взаимоанал
по показу преподавателя.
из работ,
Ограниченная цветовая
выставка в
палитра (красный, черный,
кабинете
белый) Отработка
доп.
изобразительных навыков в образования
технике гуашь. Смешивание
цветов.

Восковые
мелки +
акварель

Гуашь

Гуашь

Гуашь

Гуашь

Январь

Сказка на стекле

Мы слепили это чудо

Синяя птица

Белая птица

Февраль

Цветочная фантазия

Матрёшка

Роспись «дощечки»

7.
Март

Какое в саванне
небо?

5. Мороз рисует на стекле (4 часа)
1
Комбинирование различных
Беседа,
техник: восковые мелки +
наблюдение
акварель. Рисование простых
орнаментов
1
Рисование снеговика тычком Практически
жесткой кистью по
е работы
контурам. Доработка тонкой
кисточкой (морковка,
веточки)
1
Рисование по ладошке,
Практически
добавление таких деталей
е работы
как: клюв, глазик, лапки.
1
Пластилиновая живопись, по Практически
шаблону.
е работы
6. Праздничный натюрморт (3 часа)
1
Знакомство с Городецкой
Беседа,
росписью. Основные
практически
элементы Городецкой
е работы,
росписи. Городецкая
наблюдение
роспись. История промысла.
Рисование по показу
педагога. Основные
элементы (бутон, листья,
розан, купавка.)
1
Самостоятельное рисование
Беседа,
по шаблону матрешки.
практически
Приклеивание
е работы,
распечатанного лица
наблюдение
матрешки.
1
Выполнение элементов
Практически
дымковской росписи
е работы,
гуашью: линии (прямая,
наблюдение
волнистая), точка, горошина,
солнышко. Выполнение
основных элементов
городецкой росписи: бутон,
листья, розан, купавка.
Подмалёвка. Тенёвка.
Оживка. По показу педагога.
Путешествие по свету. Саванна (3 часа)
1
Правополушарное
Беседа,
рисование. «Какое в саванне наблюдение,
небо?». Прорисовка от
практическа
светлого к темному.
я работа.

Масляная
пастель+
акварель
Гуашь

Гуашь

Пластилин

Гуашь

Гуашь.
аппликация

Гуашь

Гуашь

Апрель

Жираф

1

Зебра

1

Салют в городе

Верба

Букет в вазе

Букет в вазе

Май

Филимоновские
цветы

Бабочка

Знакомые насекомые

Рисование узнаваемых
животных саванны по
шаблону. Последовательная
работа с преподавателем.
Закрашивание пятном +
дорисовка мелких деталей
«Зебра», рисование
восковые мелки+акварель.

8. Скоро праздники (4 часа)
1
Закрепление навыков
сюжетного рисования.
Комбинированная техника.
Графика и живопись
нетрадиционными
способами.
1
Рисование веточек вербы
масляной пастелью.
Растушевка пальчиками
1
Рисование цветов,
продумывание содержание
букета. Рисование
акварелью, кончиком
кисточки.
1
Рисование цветов,
продумывание содержание
букета. Рисование
фломастерами. Заполнение
форм цветом.
9. Какого цвета лето? (3 часа)
1
История филимоновской
росписи. Основные элементы
Филимоновских узоров.
История промысла.
Народные расписные
игрушки.
Знакомство с техникой
1
«Монотипия». Рисование
гуашью.
1

Рисование насекомого на
выбор. Рисование по
собственному замыслу.

Практически
е работы,
наблюдение

Гуашь

Взаимоанал
из работ,
выставка

Восковые
мелки +
акварель

Обсуждение,
практическа
я работа.
Наблюдение

Масляная
пастель

Практически
е работы,
наблюдение
Практически
е работы,
наблюдение

Масляная
пастель

Практически
е работы,
наблюдение

Фломастеры

Беседа,
наблюдение,
практическа
я работа.

Гуашь

Практически
е работы,
наблюдение
Презентация
работ,
выставка в
кабинете
доп.
образования

Гуашь

Акварель

Гуашь

Июнь

Летний лес

Ягодки

Грибочки

Декабрь
Июнь
Итого

Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация

10. По тропинке в лес пойдем (3 часа)
1
Самостоятельное рисование
по теме «Летний лес».
Материалы на выбор.
1
Закрепление навыков
пластилиновой живописи

1

Закрепление навыков
пластилиновой живописи

Практически
е работы,
наблюдение
Практически
е работы,
наблюдение,
беседа.
Практически
е работы,
наблюдение

11. Промежуточная аттестация (1 час)
1
Чему мы научились?
Контрольное
упражнение
1
Вот как мы умеем
Контрольное
упражнение
36

Масляная
пастель +
акварель
Пластилин

Пластилин

Материал на
выбор
Материал на
выбор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».