Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Рисуем с удовольствием» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет
собой календарно-тематическое планирование модулей в текущем учебном году
обучения.
Модуль 3. «Как дружат краски»
На третьем году обучения дети закрепляют элементарные навыки рисования как
традиционными материалами, так и нетрадиционными. Развивают новые возможности
данных техник, усложняя свои рисунки. Они рисуют необычными материалами, развивая
свое воображение и фантазию. Учатся правильно наносить новые смешанные цвета и
оттенки в композицию. Отличают свет и тень.
Выполняют самостоятельно
орнаментальные рисунки и не сложные композиции. Модуль рассчитан на 1 год обучения.
Цель и задачи модуля
Цель: Формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в
соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями развития.
Задачи:
Образовательные:
- обучить приемам изображения предмета, передавая их основные признаки: цвет,
форму, тень, свет;
- учить пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без
лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку
(лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и
набирать новый цвет;
- знакомить детей со свойствами красок, различать их;
- учить их рисовать красками разными способами (наложения, перекрытие и др.)
- учить смешивать цвета и получать новые оттенки, в чистом виде;
- учить изображать элементарный объём предмета.
Развивающие:
- развивать художественные способности, умение пользоваться нетрадиционными
материалами, желание рисовать с ними;
- развивать чувство цвета – отличать теплые и холодные тона, сочетание цветов;
- развивать композиционные навыки.
Воспитательные:
- развивать интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность,
воспитывать эстетическое отношение к действительности: учить их правильно сидеть за
столом, правильно держать корпус и руки;
- воспитывать умение слушать взрослого, следить за наглядным показом и
выполнять соответствующие действия, предложенные педагогом.
- развивать целеустремленность, самоконтроль, самовоспитание, умение доводить
начатое дело до конца;
- воспитывать умение создавать свое рабочее место, держать его в чистоте.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию.
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- наглядный (просмотр обучающих презентаций, рассматривание репродукций,
иллюстрации);
- словесный (описание и объяснение действий, чтение отрывков из произведений
художественной литературы, загадки, пословицы);
- игровой (использование персонажей для обыгрывания сюжета);
- эмоциональный (подбор аудио и видеоряда)
- проблемный (постановка проблемы и поиск ее решения);
- практический (воспроизведение и использование на практике полученных знаний
и способов деятельности);
- контрольный (оценка качества усвоения знаний, умений и навыков и их
коррекция в процессе выполнения практических заданий).
- метод создания ситуации успеха.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятиях.
Учебно-наглядное обеспечение:
- Электронные презентации
- Видеоматериалы
- иллюстрации, репродукции картин, портреты знаменитых художников,
фотографии с изображением животных, людей, деревьев, предметов и т.д
- муляжи фруктов и овощей, ягоды, сухоцветы.
- предметы быта для составления натюрмортов (различные по форме, цвету и
величине вазы, корзинки.)
- различные по цвету драпировки
- иллюстрации предметов народного и декоративного творчества (матрешки, ложки
деревянные расписные, фигурки животных с росписью гжель, дымковские игрушки,
расписные досочки (городецкая роспись);
- игровые атрибуты (игрушки) для обыгрывания;
- дидактические игры на развитие цветовосприятия, воображения.
Планируемые результаты первого года обучения
Образовательные:
Изображать предметы разнообразных прямолинейных и кругообразных
форм, передавая их основные признаки (цвет, форму, свет, тень)
Пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без
лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку
(лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и
набирать новый цвет;
Смешивать цвета и получать новые оттенки, в чистом виде;
Изображать на рисунке животных, предметы с помощью традиционных и
нетрадиционных способов рисования.
Рисовать простые элементы росписи.
Развивающие:
Пространственное мышление, чувство композиции, ритма, цветовосприятия
Понятие декоративно-прикладное творчество
Различные виды и способы традиционного и нетрадиционного рисования
Воспитательные:
Сформированы основы самоконтроля, умение доводить начатое дело до
конца, самостоятельность;
Проявляет
личностные
качества:
инициативность,
творчество,
индивидуальность.
Сформировано умение слушать взрослого, следить за наглядным показом и
выполнять соответствующие действия, предложенные педагогом.
Сформировано умение создавать свое рабочее место, держать его в чистоте.
Учебно-тематический план
Модуль 3. «Как дружат краски»
Первый год обучения
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Итого
Как дружат краски
Месяц знаний
Путешествие в сказку «Снежная королева»
Зимний пейзаж
Мороз рисует на стекле
Золотая птица - Хохлома
Путешествие по свету. Урал
Скоро праздники
Какого цвета лето?
Муха-Цокотуха
Промежуточная аттестация
III год обучения
Всего Теория Практика
1
3
4
1
3
4
4
3
3
3
3
3
3
4
2
36
1
1
1
1
6
3
3
2
2
3
3
3
3
2
30
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Тема
Сентябрь
Цветочная поляна
Осеннее дерево
Кол-во
Содержание
часов
1. Как дружат краски? (4 часа)
1
Вводное занятие.
Вспомнить какие цветы
видели этим летом.
Знакомство с знаменитыми
картинами с цветами:
Винсент Ван Гог
«Натюрморт с двенадцатью
подсолнухами», Клод Моне
«Кувшинки», Эмиль Нольде
«Пионы и ирисы», Энди
Уорхал «Цветы».
1
Вспомнить смешение цвета,
получение новых осенних
Формы
контроля
Примечание
Беседа,
наблюдение,
практическо
е занятие
Масляная
пастель
Беседа,
наблюдение,
Гуашь
Октябрь
Ноябрь
Осенний лес
1
Груши
1
оттенков. Три основных
цвета в красках осени.
Аппликация. Композиция
готовых цветных шаблонов
на листе. Дорисовка деталей
фломастерами.
Самостоятельное рисование
груши. Композиция
(расположение на листе?)
практически
е работы.
Наблюдение
,
практически
е работы
Наблюдение
,
практически
е работы,
педагогичес
кий
мониторинг
2. Месяц знаний (4 часа)
Знакомство с новыми
Наблюдение
инструментами. Мастихины.
, беседа,
Способы применения
практически
мастихин в живописи.
е работы,
Рисуем мухоморчики,
взаимоанали
создание формы шляпки при
з работ
помощи мастихина.
Дорисовка деталей плоской
кистью.
Радуга
1
Рисование акварелью и
Наблюдение
плоской кистью. Ровное
, беседа,
ведение кисти по форме
практически
радуги, последовательность
е работы
Осенний закат
1
Рисование осеннего заката
Практически
гуашью. Колорит.
е работы,
Правополушарное
взаимоанали
рисование. Соотношение.
з работ
Смешивание цвета,
получение новых оттенков.
Яблочко
1
Рисование плоской кистью. Практическа
Соотношение цвета и
я работа,
размера квадратиков.
наблюдение
Смешивание цвета,
получение новых оттенков.
3. Путешествие в сказку «Снежная королева» (4 часа)
Замок королевы
1
Рисование замка,
Наблюдение
дополнение мелкими
, беседа,
элементами.
практически
Самостоятельное рисование
е работы
в любой технике исполнения.
Царство снега и льда
1
Рисование различными
Наблюдение
Мухоморчик
1
Клей,
шаблоны
деревьев,
фломастеры
Акварель
Гуашь
Акварель
Гуашь
Акварель
Аппликация,
масляная
пастель
Масляная
Декабрь
Ледяной городок
1
Игра в снежки
1
Зимнее небо
Сугробы
Деревья
Январь
Маскарад
художественными
материалами.
Самостоятельное рисование
в любой технике исполнения
Рисование атрибутов
зимнего городка (горка,
фигуры…) по показу в
заданной
последовательности.
Дорисовка фона
,
практически
е работы
пастель,
акварель
Практически
е работы,
изучение
продуктов
деятельност
и
обучающихс
я
Рисунок сюжетной
Взаимоанал
композиции с изображением
из работ,
фигуры человека в
выставка в
движении. Пропорции.
кабинете
Самостоятельное рисование
доп.
в любой технике исполнения.
образования
Масляная
пастель,
акварель
4. Зимний пейзаж (3 часа)
1
Рисование на формате А3.
Рисование гуашью.
Холодные цвета и оттенки.
Смешивание цветов.
Особенности растушевки
(мазков). Пейзаж. Рисование
по показу в заданной
последовательности.
1
Рисование гуашью.
Холодные цвета и оттенки.
Смешивание цветов.
Особенности растушевки
(мазков). Пейзаж. Рисование
по показу в заданной
последовательности.
1
Доработка мелких деталей,
веточек, добавление лесных
персонажей.
5. Мороз рисует на стекле (3 часа)
1
Знакомство с белыми
линерами. Способы
рисование белым линером.
Графика. Отработка техник
рисования гуашью.
Цветные
карандаши.
Беседа,
практическа
я работа,
наблюдение
Гуашь
Практическа
я работа,
наблюдение
Гуашь
Практическа
я работа,
наблюдение.
Выставка
работ
Гуашь
Беседа,
наблюдение
Практическа
я работа
Гуашь
Холодное царство
Мои игрушки
Февраль
Расписной чайник
Петушок
Ваза с фруктами
Март
Птицы урала
Животные Урала
Животные Урала
Апрель
Цветущая яблоня
Самостоятельное рисование
при помощи гуаши и
различных кистей
1
Рисование белым линером,
цикличных орнаментов
1
Изображение любимой
игрушки при помощи
пластилиновой живописи
6. Золотая птица - Хохлома (3 часа)
1
Знакомство с хохломской
росписью. История.
Основные элементы.
Знакомство с росписью.
Выполнения простых
элементов роспись хохлома
на шаблоне.
1
Рисование основных
элементов хохломской
росписи: завиток, травка,
листики, ягоды.
1
Выполнения простых
элементов росписи хохлома
на шаблоне. Сетка.
Штриховка. Точки. Линии.
Выполнение цветка (бутона)
розы по показу педагога.
7. Путешествие по свету. Урал (3 часа)
1
Мазковая живопись.
Передача фактуры перьев
при помощи различных
техник нанесения гуаши.
Рисование по шаблону
1
Мазковая живопись.
Передача фактуры шерсти
при помощи различных
техник нанесения гуаши.
Рисование по шаблону
1
Мазковая живопись.
Передача фактуры шерсти
при помощи различных
техник нанесения гуаши.
Рисование по шаблону
8. Скоро праздники (3 часа)
1
Рисование «по мокрой
бумаге»
Практически
е работы
Практически
е работы
Белый линер
Беседа,
парктическа
я работа
Гуашь
Практическа
я работа
Гуашь
Практическа
я работа,
наблюдение
Масляная
пастель,
акварель
Беседа,
наблюдение,
практическа
я работа
Гуашь
Практически
е работы,
наблюдение
Гуашь
Практически
е работы,
наблюдение
Гуашь
Беседа,
наблюдение.
Акварель
Пластилин
Май
Июнь
Космос
1
Пасха. Верба
1
Радуга - дуга
9.
1
Цветы
1
Морская черепаха
1
Пошла муха на базар
Рисование космоса.
Прорисовка фона,
дополнение техникой
«набрызг»
Рисование по показу
педагога. Работа с фоном.
Рисование вербы с натуры.
Какого цвета лето? (3 часа)
Отработка навыков
рисования масленой
пастелью и акварелью.
Рисование пятном при
помощи акварели. Доработка
деталей черным линером.
Рисование пятном при
помощи акварели. Доработка
деталей черным линером.
Практически
е работы,
наблюдение
Гуашь
Практически
е работы,
наблюдение
Гуашь
Практически
е работы,
наблюдение
Практически
е работы,
наблюдение
Практически
е работы,
набллюдени
е
Акварель?
Пастель?
Акварель,
линер
Акварель,
линер
10. Муха – Цокотуха ( 4 часа)
1
Обсуждение героев сказки
Беседа,
Акварельные
Муха-Цокотуха. Закрепление практическа карандаши,
знаний рисования цветными
я работа,
акварель
карандашами. Штриховка.
наблюдение.
Растушевка.
Последовательное
рисование
по
показу
педагога основного сюжета.
Рисунок
сюжетной
композиции с изображением
фигуры героев сказки в
движении. Самостоятельный
выбор
цветовой
гаммы
рисунка.
Чаепитие
1
Последовательное
Практическа
рисование
по
показу
я работа,
педагога основного сюжета. наблюдение
Рисунок
сюжетной
композиции с изображением
фигуры героев сказки в
движении. Самостоятельный
выбор
цветовой
гаммы
рисунка.
Цветные
карандаши
Паук на паутине
1
Последовательное
Практическа
рисование
по
показу
я работа,
педагога основного сюжета. наблюдение.
Рисунок
сюжетной
Восковые
мелки
композиции с изображением
фигуры героев сказки в
движении. Самостоятельный
выбор
цветовой
гаммы
рисунка.
Победа комара
Декабрь
Июнь
Итого
Промежуточная
аттестация
Промежуточная
аттестация
1
Последовательное
Практическа
рисование
по
показу
я работа,
педагога основного сюжета. наблюдение.
Рисунок
сюжетной
композиции с изображением
фигуры героев сказки в
движении. Самостоятельный
выбор
цветовой
гаммы
рисунка.
11. Промежуточная аттестация (1 час)
1
Рисование по собственному Контрольное
замыслу
упражнение
1
Рисование по собственному Контрольное
замыслу
упражнение
36
Фломастеры
Материал на
выбор
Материал на
выбор