Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Рисуем с удовольствием» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей в текущем учебном году обучения. Модуль 3. «Как дружат краски» На третьем году обучения дети закрепляют элементарные навыки рисования как традиционными материалами, так и нетрадиционными. Развивают новые возможности данных техник, усложняя свои рисунки. Они рисуют необычными материалами, развивая свое воображение и фантазию. Учатся правильно наносить новые смешанные цвета и оттенки в композицию. Отличают свет и тень. Выполняют самостоятельно орнаментальные рисунки и не сложные композиции. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цель и задачи модуля Цель: Формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями развития. Задачи: Образовательные: - обучить приемам изображения предмета, передавая их основные признаки: цвет, форму, тень, свет; - учить пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и набирать новый цвет; - знакомить детей со свойствами красок, различать их; - учить их рисовать красками разными способами (наложения, перекрытие и др.) - учить смешивать цвета и получать новые оттенки, в чистом виде; - учить изображать элементарный объём предмета. Развивающие: - развивать художественные способности, умение пользоваться нетрадиционными материалами, желание рисовать с ними; - развивать чувство цвета – отличать теплые и холодные тона, сочетание цветов; - развивать композиционные навыки. Воспитательные: - развивать интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности: учить их правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки; - воспитывать умение слушать взрослого, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные педагогом. - развивать целеустремленность, самоконтроль, самовоспитание, умение доводить начатое дело до конца; - воспитывать умение создавать свое рабочее место, держать его в чистоте. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - наглядный (просмотр обучающих презентаций, рассматривание репродукций, иллюстрации); - словесный (описание и объяснение действий, чтение отрывков из произведений художественной литературы, загадки, пословицы); - игровой (использование персонажей для обыгрывания сюжета); - эмоциональный (подбор аудио и видеоряда) - проблемный (постановка проблемы и поиск ее решения); - практический (воспроизведение и использование на практике полученных знаний и способов деятельности); - контрольный (оценка качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция в процессе выполнения практических заданий). - метод создания ситуации успеха. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Учебно-наглядное обеспечение: - Электронные презентации - Видеоматериалы - иллюстрации, репродукции картин, портреты знаменитых художников, фотографии с изображением животных, людей, деревьев, предметов и т.д - муляжи фруктов и овощей, ягоды, сухоцветы. - предметы быта для составления натюрмортов (различные по форме, цвету и величине вазы, корзинки.) - различные по цвету драпировки - иллюстрации предметов народного и декоративного творчества (матрешки, ложки деревянные расписные, фигурки животных с росписью гжель, дымковские игрушки, расписные досочки (городецкая роспись); - игровые атрибуты (игрушки) для обыгрывания; - дидактические игры на развитие цветовосприятия, воображения. Планируемые результаты первого года обучения Образовательные: Изображать предметы разнообразных прямолинейных и кругообразных форм, передавая их основные признаки (цвет, форму, свет, тень) Пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и набирать новый цвет; Смешивать цвета и получать новые оттенки, в чистом виде; Изображать на рисунке животных, предметы с помощью традиционных и нетрадиционных способов рисования. Рисовать простые элементы росписи. Развивающие: Пространственное мышление, чувство композиции, ритма, цветовосприятия Понятие декоративно-прикладное творчество Различные виды и способы традиционного и нетрадиционного рисования Воспитательные: Сформированы основы самоконтроля, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность; Проявляет личностные качества: инициативность, творчество, индивидуальность. Сформировано умение слушать взрослого, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные педагогом. Сформировано умение создавать свое рабочее место, держать его в чистоте. Учебно-тематический план Модуль 3. «Как дружат краски» Первый год обучения Тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Итого Как дружат краски Месяц знаний Путешествие в сказку «Снежная королева» Зимний пейзаж Мороз рисует на стекле Золотая птица - Хохлома Путешествие по свету. Урал Скоро праздники Какого цвета лето? Муха-Цокотуха Промежуточная аттестация III год обучения Всего Теория Практика 1 3 4 1 3 4 4 3 3 3 3 3 3 4 2 36 1 1 1 1 6 3 3 2 2 3 3 3 3 2 30 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Сентябрь Цветочная поляна Осеннее дерево Кол-во Содержание часов 1. Как дружат краски? (4 часа) 1 Вводное занятие. Вспомнить какие цветы видели этим летом. Знакомство с знаменитыми картинами с цветами: Винсент Ван Гог «Натюрморт с двенадцатью подсолнухами», Клод Моне «Кувшинки», Эмиль Нольде «Пионы и ирисы», Энди Уорхал «Цветы». 1 Вспомнить смешение цвета, получение новых осенних Формы контроля Примечание Беседа, наблюдение, практическо е занятие Масляная пастель Беседа, наблюдение, Гуашь Октябрь Ноябрь Осенний лес 1 Груши 1 оттенков. Три основных цвета в красках осени. Аппликация. Композиция готовых цветных шаблонов на листе. Дорисовка деталей фломастерами. Самостоятельное рисование груши. Композиция (расположение на листе?) практически е работы. Наблюдение , практически е работы Наблюдение , практически е работы, педагогичес кий мониторинг 2. Месяц знаний (4 часа) Знакомство с новыми Наблюдение инструментами. Мастихины. , беседа, Способы применения практически мастихин в живописи. е работы, Рисуем мухоморчики, взаимоанали создание формы шляпки при з работ помощи мастихина. Дорисовка деталей плоской кистью. Радуга 1 Рисование акварелью и Наблюдение плоской кистью. Ровное , беседа, ведение кисти по форме практически радуги, последовательность е работы Осенний закат 1 Рисование осеннего заката Практически гуашью. Колорит. е работы, Правополушарное взаимоанали рисование. Соотношение. з работ Смешивание цвета, получение новых оттенков. Яблочко 1 Рисование плоской кистью. Практическа Соотношение цвета и я работа, размера квадратиков. наблюдение Смешивание цвета, получение новых оттенков. 3. Путешествие в сказку «Снежная королева» (4 часа) Замок королевы 1 Рисование замка, Наблюдение дополнение мелкими , беседа, элементами. практически Самостоятельное рисование е работы в любой технике исполнения. Царство снега и льда 1 Рисование различными Наблюдение Мухоморчик 1 Клей, шаблоны деревьев, фломастеры Акварель Гуашь Акварель Гуашь Акварель Аппликация, масляная пастель Масляная Декабрь Ледяной городок 1 Игра в снежки 1 Зимнее небо Сугробы Деревья Январь Маскарад художественными материалами. Самостоятельное рисование в любой технике исполнения Рисование атрибутов зимнего городка (горка, фигуры…) по показу в заданной последовательности. Дорисовка фона , практически е работы пастель, акварель Практически е работы, изучение продуктов деятельност и обучающихс я Рисунок сюжетной Взаимоанал композиции с изображением из работ, фигуры человека в выставка в движении. Пропорции. кабинете Самостоятельное рисование доп. в любой технике исполнения. образования Масляная пастель, акварель 4. Зимний пейзаж (3 часа) 1 Рисование на формате А3. Рисование гуашью. Холодные цвета и оттенки. Смешивание цветов. Особенности растушевки (мазков). Пейзаж. Рисование по показу в заданной последовательности. 1 Рисование гуашью. Холодные цвета и оттенки. Смешивание цветов. Особенности растушевки (мазков). Пейзаж. Рисование по показу в заданной последовательности. 1 Доработка мелких деталей, веточек, добавление лесных персонажей. 5. Мороз рисует на стекле (3 часа) 1 Знакомство с белыми линерами. Способы рисование белым линером. Графика. Отработка техник рисования гуашью. Цветные карандаши. Беседа, практическа я работа, наблюдение Гуашь Практическа я работа, наблюдение Гуашь Практическа я работа, наблюдение. Выставка работ Гуашь Беседа, наблюдение Практическа я работа Гуашь Холодное царство Мои игрушки Февраль Расписной чайник Петушок Ваза с фруктами Март Птицы урала Животные Урала Животные Урала Апрель Цветущая яблоня Самостоятельное рисование при помощи гуаши и различных кистей 1 Рисование белым линером, цикличных орнаментов 1 Изображение любимой игрушки при помощи пластилиновой живописи 6. Золотая птица - Хохлома (3 часа) 1 Знакомство с хохломской росписью. История. Основные элементы. Знакомство с росписью. Выполнения простых элементов роспись хохлома на шаблоне. 1 Рисование основных элементов хохломской росписи: завиток, травка, листики, ягоды. 1 Выполнения простых элементов росписи хохлома на шаблоне. Сетка. Штриховка. Точки. Линии. Выполнение цветка (бутона) розы по показу педагога. 7. Путешествие по свету. Урал (3 часа) 1 Мазковая живопись. Передача фактуры перьев при помощи различных техник нанесения гуаши. Рисование по шаблону 1 Мазковая живопись. Передача фактуры шерсти при помощи различных техник нанесения гуаши. Рисование по шаблону 1 Мазковая живопись. Передача фактуры шерсти при помощи различных техник нанесения гуаши. Рисование по шаблону 8. Скоро праздники (3 часа) 1 Рисование «по мокрой бумаге» Практически е работы Практически е работы Белый линер Беседа, парктическа я работа Гуашь Практическа я работа Гуашь Практическа я работа, наблюдение Масляная пастель, акварель Беседа, наблюдение, практическа я работа Гуашь Практически е работы, наблюдение Гуашь Практически е работы, наблюдение Гуашь Беседа, наблюдение. Акварель Пластилин Май Июнь Космос 1 Пасха. Верба 1 Радуга - дуга 9. 1 Цветы 1 Морская черепаха 1 Пошла муха на базар Рисование космоса. Прорисовка фона, дополнение техникой «набрызг» Рисование по показу педагога. Работа с фоном. Рисование вербы с натуры. Какого цвета лето? (3 часа) Отработка навыков рисования масленой пастелью и акварелью. Рисование пятном при помощи акварели. Доработка деталей черным линером. Рисование пятном при помощи акварели. Доработка деталей черным линером. Практически е работы, наблюдение Гуашь Практически е работы, наблюдение Гуашь Практически е работы, наблюдение Практически е работы, наблюдение Практически е работы, набллюдени е Акварель? Пастель? Акварель, линер Акварель, линер 10. Муха – Цокотуха ( 4 часа) 1 Обсуждение героев сказки Беседа, Акварельные Муха-Цокотуха. Закрепление практическа карандаши, знаний рисования цветными я работа, акварель карандашами. Штриховка. наблюдение. Растушевка. Последовательное рисование по показу педагога основного сюжета. Рисунок сюжетной композиции с изображением фигуры героев сказки в движении. Самостоятельный выбор цветовой гаммы рисунка. Чаепитие 1 Последовательное Практическа рисование по показу я работа, педагога основного сюжета. наблюдение Рисунок сюжетной композиции с изображением фигуры героев сказки в движении. Самостоятельный выбор цветовой гаммы рисунка. Цветные карандаши Паук на паутине 1 Последовательное Практическа рисование по показу я работа, педагога основного сюжета. наблюдение. Рисунок сюжетной Восковые мелки композиции с изображением фигуры героев сказки в движении. Самостоятельный выбор цветовой гаммы рисунка. Победа комара Декабрь Июнь Итого Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация 1 Последовательное Практическа рисование по показу я работа, педагога основного сюжета. наблюдение. Рисунок сюжетной композиции с изображением фигуры героев сказки в движении. Самостоятельный выбор цветовой гаммы рисунка. 11. Промежуточная аттестация (1 час) 1 Рисование по собственному Контрольное замыслу упражнение 1 Рисование по собственному Контрольное замыслу упражнение 36 Фломастеры Материал на выбор Материал на выбор