Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Рисуем с удовольствием» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей в текущем учебном году обучения. Модуль 4. «Я художник, я так вижу» На занятии дети совершенствуют навыки рисования как традиционными техниками, так и нетрадиционными. Они рисуют различными материалами, развивая свое воображение и фантазию. Умеют смешивать цвета и получают новые оттенки. Продолжают знакомиться с декоративным рисованием, выполняя простые орнаменты. Основой для некоторых занятий является сказка, игра. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем рисование персонажей, с дорисовкой простого сюжета со своим замыслом. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цель и задачи модуля Цель: Формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности, художественного мышления, умение находить новые способы для художественного изображения в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями развития. Задачи: Образовательные: - обучить новым приемам изображения предмета, передавая их основные признаки: цвет, форму, объём; - учить в совершенстве пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и набирать новые цвета; - учить самостоятельно смешивать нужные цвета и получать новые оттенки. Развивающие: - развивать художественные способности, умение пользоваться нетрадиционными материалами, желание рисовать с ними; - развивать чувство цвета, отличать холодные и теплые цвета, понимать сочетание цвета; - развивать и совершенствовать композиционные навыки. Воспитательные: - прививать интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности: учить их правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки; - воспитывать умение слушать взрослого, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные педагогом. - развивать целеустремленность, самоконтроль, самовоспитание, умение доводить начатое дело до конца - воспитывать умение полностью создавать свое рабочее место, убирать все за собой (мыть инструменты, складывать материалы на место). Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - наглядный (просмотр обучающих презентаций, рассматривание репродукций, иллюстрации); - словесный (описание и объяснение действий, чтение отрывков из произведений художественной литературы, загадки, пословицы); - игровой (использование персонажей для обыгрывания сюжета); - эмоциональный (подбор аудио и видеоряда) - проблемный (постановка проблемы и поиск ее решения); - практический (воспроизведение и использование на практике полученных знаний и способов деятельности); - контрольный (оценка качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция в процессе выполнения практических заданий). - метод создания ситуации успеха. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Учебно-наглядное обеспечение: - Электронные презентации - Видеоматериалы - иллюстрации, репродукции картин, портреты знаменитых художников, фотографии с изображением животных, людей, деревьев, предметов и т.д - муляжи фруктов и овощей, ягоды, сухоцветы. - предметы быта для составления натюрмортов (различные по форме, цвету и величине вазы, корзинки.) - различные по цвету драпировки - иллюстрации предметов народного и декоративного творчества (матрешки, ложки деревянные расписные, фигурки животных с росписью гжель, дымковские игрушки, расписные досочки (городецкая роспись) и подносы (урало-сибирская роспись)) - игровые атрибуты (игрушки) для обыгрывания; - дидактические игры на развитие цветовосприятия, воображения. Планируемые результаты первого года обучения Образовательные: Изображать несложные предметы разнообразных прямолинейных и кругообразных форм, передавая их основные признаки (цвет, форму, объём) Уметь в совершенстве пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и набирать новые цвета; Изображать на рисунке животных, предметы с помощью нетрадиционных способов рисования. Передавать из движения, пропорции. Самостоятельно смешивать цвета и получать новые оттенки. Рисовать простые элементы росписи. Развивающие: Основные цвета в изобразительном искусстве, их свойства; Понятие декоративно-прикладное творчество; Понятие традиционного и нетрадиционного рисования; Сформированы композиционные навыки; Сформированы художественные способности, умеют пользоваться нетрадиционными материалами, присутствует желание рисовать ими; Сформировано чувство цвета, отличают холодные и теплые цвета, понимают сочетание цвета; Воспитательные: Сформирована потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость, самостоятельность; Сформированы основы самоконтроля, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность; Проявляет личностные качества: инициативность, творчество, индивидуальность; Сформировано умение слушать взрослого, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные педагогом; Сформировано умение полностью создавать свое рабочее место, убирать все за собой (мыть инструменты, складывать материалы на место). Учебно-тематический план Модуль 4. «Я художник, я так вижу» Четвертый год обучения Тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Итого Краски осени Месяц знаний Путешествие в сказку «Серебряное копытце» Кружево зимы. Вологодское кружево Такие разные птицы Праздничный натюрморт Предметы вокруг нас Путешествие по праздникам Какого цвета лето? Лето встречай! Промежуточная аттестация IV год обучения Всего Теория Практика 1 2 3 1 3 4 3 4 3 4 3 3 4 3 2 36 1 1 1 1 6 2 3 3 3 3 3 3 2 2 30 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Сентябрь Подсолнух Кол-во Содержание часов 1. Краски осени (3 часа) 1 Что такое свет и тень. Последовательное рисование по показу педагога. Формы контроля Примечани е Беседа, наблюдение, практическая Масляная пастель Октябрь Ноябрь Декабрь Ваза с осенним букетом 1 Тыква 1 Рисование масляной пастелью Натюрморт. Построение вазы, наполнение ее осенним букетом. Роспись вазы линером. Самостоятельное рисование натюрморта с натуры. работа Наблюдение, практические работы Акварель, черный линер Наблюдение, практическая работа Гуашь 2. Месяц знаний (4 часа) Рисование осеннего пейзажа Наблюдение, черной и белой гуашью. беседа, Смешивание серый оттенков, практические для получения объёма в работы, композиции. Рисование по взаимоанализ показу педагога. работ Мухомор 2 Рисование в технике Наблюдение, мазковая живопись, беседа, последовательное рисование практические по показу педагога. работы Добавление объёма мазкам при помощи мастихина. Яблоко 1 Рисование яблочка в Практические заданной работы, последовательности, по наблюдение. показу педагога. Понимание формы, объёма. 3. Путешествие в сказку «Серебряное копытце» (3 часа) Ночное небо 1 Что мы видим на ночном Наблюдение, небе? беседа, Самостоятельное рисование практические гуашью. работы Уральский лес зимой 1 Рисование леса в заданной Практические последовательности. По работы, показу педагога. Холодные наблюдение цвета и оттенки. Рисование козлика в Козлик 1 Практическая заданной работа, последовательности. По взаимоанализ показу. Дорисовка фона. работ. Рисование природы леса (деревья, кусты, снег на ветках и т.д.). Небо цвета осень 1 4. Кружево зимы. Вологодское кружево (4 часа) Знакомство с Вологодским Сказочная птица 1 Беседа, Гуашь Гуашь, мастехины Акварель, плоские кисти Гуашь Гуашь Акварель, линеры Белый Украшаем вазу 1 Белый олень 1 Морозные узоры Январь Синяя птица Павлин Совёнок Февраль Ваза кружевом. Выполнения простых элементов росписи по мотивам орнамента Вологодского кружева на шаблоне практическое занятие, наблюдение. линер Рисование основных элементов Вологодского кружева росписи: завиток, цветок, линии. Рисование масляной пастелью по пастельной бумаге. Самостоятельное рисование гуашью по мотивам Вологодского кружева. По шаблонам и трафаретам. Практические работы Масляная пастель Взаимоанализ работ, выставка работ в кабинете доп. образования Беседа, наблюдение, практические работы Гуашь Беседа, наблюдение, практическая работа. Аппликаци ю, рисование линером Практические работы Акварельн ые карандаши, линеры Практические работы Апликация, фломастер ы Беседа, Шаблон, Самостоятельное рисование гуашью по мотивам Вологодского кружева. По шаблонам и трафаретам. 5. Такие разные птицы (3 часа) Графика. Аппликация. 1 Отработка техник рисования линерами. Создание усложненных фактур перьев. Создание образа птицы. Последовательное рисование по показу педагога. 1 Отработка техник рисования акварельными карандашами. Создание усложненных фактур перьев Павлина. Рисование в определенной последовательности. Последовательное рисование по показу педагога. 1 Отработка техник рисования фломастерами. Создание усложненных фактур перьев. Рисование в определенной последовательности. Последовательное рисование по показу педагога. 6. Праздничный натюрморт (4 часа) 1 Знакомство с росписью 1 Гуашь Март Букет 1 За праздничным столом 1 Угощение 1 Черный кот Моя комната Любимая игрушка Апрель «Гжель». История. Основные элементы. Выполнения простых элементов росписи гжель на шаблоне. Сетка. Штриховка. Точки. Линии. Гжельская роза. Рисование масляной пастелью по пастельной бумаге. Выполнения простых элементов росписи гжель. Сетка. Штриховка. Точки. Линии. Гжельская роза. Выполнение цветка (бутона) розы по показу педагога. Рисование масляной пастелью по пастельной бумаге. Самостоятельное рисование гуашью по заданной теме. С использованием шаблонов и трафаретов. Самостоятельное рисование гуашью по заданной теме. С использованием шаблонов. 7. Предметы вокруг нас (3 часа) 1 Последовательное рисование по показу педагога. Передача пушистости кота, при помощи сухой щетинистой кисти. 1 Самостоятельное рисование. Соблюдение пропорций, сочетание цвета. 1 Самостоятельное рисование. Соблюдение пропорций, сочетание цвета. практическое занятие масл. пастель Практические работы, наблюдение Масл. Пасель Практические работы, наблюдение Гуашь Взаимоанализ работ, выставка в кабинете доп. образования Гуашь Беседа, наблюдение, практическая работа. Гуашь, щетина Практические работы, наблюдение Практические работы, наблюдение Акварель 8. Путешествие по праздникам (3 часа) 1 Комбинированная техника. Беседа, Графика и живопись практическая нетрадиционными способами работа, «Набрызг», трафарет наблюдение. Пасха. Верба на 1 Последовательное рисование Практические Космос Акварель Гуашь Гуашь столе Голубь мира Май Июнь Июнь Декабрь Итого с натуры по показу педагога. 1 рисование по трафарету (голубь), работа с фоном. 9. Какого цвета лето? (4 часа) 1 Что такое паспарту? Основы оформления работы в рамку. Рисование гуашью, прорисовка мелких деталей. Соблюдение «свет и тень». Букет с натуры 1 Рисование с натуры. Соблюдение позиции натюрморта и места. Работа с фоном, добавление драпировки. Какого цвета травка? 1 Рисование гуашью, прорисовка мелких деталей. Соблюдение «свет и тень». «Как я проведу лето» 1 Рисование по замыслу. Развитие воображения через продумывание содержания рисунка. Материал на выбор. 10. Лето встречай! (3 часа) Летняя гроза 1 Последовательное рисование по показу педагога. Рисование по принципу мастер-класс. Поход 1 Рисование костра в ночи. Рисование по принципу мастер-класс. Композиция 1 Рисование композиции, состоящей из геометрических фигур. Композиция. Теплая цветовая гамма.. Промежуточная аттестация (2 часа) Промежуточная 1 Вот как мы умеем аттестация Промежуточная 2 Мы художники! аттестация 36 Какого цвета небо? работы, наблюдение Практические работы, наблюдение Гуашь Практические работы, наблюдение Гуашь Практические работы, наблюдение, беседа. Масляная пастель Практические работы, наблюдение Практические работы, педагогическа я диагностика Гуашь Материал на выбор Практические работы, наблюдение, Гуашь Практические работы, наблюдение, Практические работы, педагогическа я диагностика Гуашь Контрольное упражнение Контрольное упражнение Материал на выбор