Говорящие пальчики

Структура
1. Пояснительная записка
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы.
2. Содержание программы
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия программы - материально-техническое
обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное); кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
7. Приложение 1 – Учебный план
8. Приложение 2 – Календарно-учебный график
9. Приложение 3 – Рабочие программы модулей

1.
Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания
разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию
мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности «Говорящие пальчики»
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023)
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании
утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с
"Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»,
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
- приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»,
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ.
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию
мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности «Говорящие пальчики»
составлена с учетом сборников пальчиковых игр и упражнений авторов книг Л.П. Абрамова,
Е.С. Железнова и по художественному воспитанию Р.Г. Казакова, Т.В. Королева, И.А. Лыкова,
Е.А. Янушко.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Говорящие пальчики» осуществляется с использованием сетевой формы реализации
образовательной программы между БМА ДОУ «Детский сад № 18» и БМАУДО ЦДТ.
Характеристика программы (ее значимости)
Актуальность программы по развитию мелкой моторики рук с элементами
изобразительной деятельности «Говорящие пальчики» обусловлена заинтересованностью
педагогов, родителей (законных представителей) предоставлением разнообразия развивающих
занятий детей раннего возраста, а также удаленностью образовательного учреждения от
других центров, учреждений образования.

Программа по развитию мелкой моторики рук с элементами изобразительной
деятельности «Говорящие пальчики» направлена на общее развитие потенциальных
возможностей ребенка, которые помогли бы заложить основу для дальнейшего
интеллектуального, эмоционального и личностного развития на основе современных методов
организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных
игровых технологий, развитие пальчиковой и общей моторики, обеспечивающих двигательные
функции руки, скоординированные действия глаза и руки, положительно влиять на улучшение
познавательных способностей и развитие речи у детей раннего возраста.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию
мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности «Говорящие пальчики»,
реализуемая в сетевой форме – это первый муниципальный опыт организации
образовательной деятельности между организациями дошкольного и дополнительного
образования. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является ее реализация в сетевой форме, как
интеграция дополнительного и дошкольного образования.
Механизм (алгоритм) реализации образовательной программы в сетевой форме
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по
развитию мелкой моторики рук с элементами изобразительной деятельности «Говорящие
пальчики» в сетевой форме с использованием кадровых ресурсов БМАУДО ЦДТ и
материально- технической базы БМА ДОУ «Детский сад № 18.

БМАУДО ЦДТ
педагог
дополнительного
образования

БМА ДОУ № 18
образовательная
среда
БМА ДОУ № 18
воспитанники

реализация дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей "Говорящие
пальчики"

Механизм состоит из нескольких структурных элементов, каждый из которых имеет
свою значимость.
Между БМАУДО ЦДТ и БМА ДОУ БМА ДОУ «Детский сад № 18 заключается договор
о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы, где прописаны условия взаимодействия.
Количество воспитанников – учащихся по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе по развитию мелкой моторики рук с элементами
изобразительной деятельности «Говорящие пальчики» определяется на основании

муниципального задания, формируемым управлением образования Березовского городского
округа.
Документы, обеспечивающие реализацию программы в сетевой форме в БМАУДО ЦДТ
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ в Березовском муниципальном автономном
учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» от 17.11.2022 № 134, договор о сетевой форме реализации образовательных программ между БМАУДО ЦДТ и
БМАДОУ № 18 от 20.12.2022.
Программа состоит из двух модулей: «Ловкие пальчики», «Говорящие пальчики»
каждый из которых рассчитан на один год обучения.
Уровни сложности разноуровневой программы:
модуль 1. «Стартовый»: «Ловкие пальчики», предполагает обязательный минимум и
минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого
уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения.
модуль 2. «Базовый»: «Говорящие пальчики», предполагает участие в постановке и решении
таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний;
расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько
увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение
решать проблемные ситуации в рамках программы.
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с
ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения
ремонта здания, образовательный процесс может организовываться с применением
дистанционных технологий и электронного обучения.
Направленность
Направленность программы: художественная
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает
обучение детей с 1г.6мес. до 3 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к
уровню образования
Наполняемость группы
Ожидаемое количество детей в одной группе: 10 – 15 человек.
Срок реализации программы
Срок освоения программы - 2 года.
Объем

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 144 часа, из них:
1 год обучения - 72 учебных часа;
2 год обучения - 72 учебных часа;
Режим занятий
Первый год обучения – 2 раза в неделю (по 1 учебному часу 10 минут).
Второй год обучения – 2 раза в неделю (по 1 учебному часу 10 минут). После
каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
-

практические.

Цель и задачи программы
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх,
упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Образовательные:
обучать произвольным координированным движениям пальцев рук, глаз,
гибкости рук, ритмичности, развитию осязательного восприятия (тактильной, кожной
чувствительности
пальцев рук);
обучать практическим умениям и навыкам;
обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, красками.
Развивающие:
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
совершенствовать движения рук;
развивать познавательные психические процессы: произвольное
внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развивать речь детей. Воспитательные:
воспитывать в детях усидчивость;
воспитывать внимательность к выполнению заданий.
способствовать созданию игровых ситуаций;
расширять коммуникативные способности детей.

2.

№ Модуль
п/
п

Второй год
обучения

Первый год
обучения

Вс
ег
о
1.

«Ловкие пальчики»

2.

«Говорящие
пальчики»
Итого
часов
Всего
часов

Содержание программы
Учебный план

72

учебных 72

Те
ор
ия

П
ра
кт
ик
а

8

64

8

64

учебных

Вс
ег
о

Формы
аттестации
(контроля)

Те
ор
ия

П
ра
кт
ик
а

72

7

65

72

7

65

Беседа, наблюдение
контрольное
упражнение,
промежуточная
аттестация

144

Модуль 1. «Стартовый». «Ловкие пальчики»
Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

«Давайте познакомимся»

8

-

8

2.

Пальчикове игры

16

2

14

3.

Игры с предметами

20

3

17

4.

Сложи картинку

7

1

6

5.

Пальчики шагают по тропинке

12

-

12

6.

Массаж рук предметами, пальцами

7

1

6

7.

Малоподвижные (театрализованные) игры

2

1

1

Всего учебных часов

72

8

64

Тема 1. Давайте познакомимся

Практика: знакомство с ребенком (по его желанию). Игра в его игрушку, рассматривание
предметов, книжек, игрушек. Рассказывание потешек, колыбельной, слушание детских
песенок.
Тема 2. Пальчиковые игры
Теория: показ и объяснение положения пальцев рук
Практика: по образцу движение пальчиками рук, кисти при выполнении пальчиковых
игр; выполнение движений в соответствии с текстом. Хождение пальчиками по лабиринту.
Тема 3. Игры с предметами
Теория: показ с объяснением, как провести манипулирование мелкими и крупными
предметами.
Практика: манипулирование предметами по образцу, самостоятельно, в соответствии с
текстом или заданием. Заучивание стихотворение и выкладывание узора по образцу. Игра
пальчиковыми куклами, крупами разного размера. Определение предмета на ощупь.
Тема 4. Сложи картинку
Теория: показ ка складывать картинку.
Практика: сложить картинку самостоятельно или с помощью из 2 частей, 3 частей.
Назвать предмет на картинке.
Тема 5. Пальчики шагают по тропинке
Практика: рассматривание и беседа по иллюстрации. Изображение пальчиками
животных, предметов под стихотворение. Ответы на вопросы словами и пальчиками.
Тема 6. Массаж рук предметами, пальцами
Теория: показ и объяснение проведение массажа разными предметами, пальчиками
Практика: массаж рук пальчиков, кисти, рук шишками, камешками, пальчиками,
палочками, бусинками, мячиками.
Тема 7. Малоподвижные музыкальные (театрализованные) игры
Теория: объяснение и показ движений под музыку. Проговаривание слов песенки или
стихотворения.
Практика: игра под музыкальное сопровождение с проговариваем отдельных слов,
выполнение движение по тексту.

Модуль 2 «Базовый». «Говорящие пальчики»
Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

«Давайте познакомимся»

8

-

8

2.

Пальчикове игры

11

1

10

3.

Игры с предметами

9

-

9

4.

Пальчики шагают по тропинке

26

4

22

5.

Самомассаж рук предметами, пальцами

9

1

8

6.

Малоподвижные (театрализованные) игры

9

1

8

7.

Всего учебных часов

72

7

65

Тема 1. «Давайте познакомимся»
Практика: Знакомство с вновь пришедшими, повторение пройденного материала: игры
с предметами, пальчиковые игры и упражнения, рисование пальчиками, карандашами,
малоподвижные (театрализованные) игры
Тема 2. Пальчиковые игры
Теория: показ с объяснением пошагово движений пальчиками рук, кисти.
Практика: движение пальчиками рук, кисти выполняют самостоятельно в соответствии
с текстом. Хождение пальчиками по лабиринту. Проговаривание и договаривание строк текста.
Тема 3. Игры с предметами
Практика: манипулирование предметами по образцу, самостоятельно, в соответствии с
текстом или заданием. Заучивание стихотворение и выкладывание узора по образцу. Игра с
крупами разного размера, мячики, камешки, палочки, ленточки, бусины.
Тема 4. Пальчики шагают по тропинке
Теория: пояснение с показом как сложить пальчики. Оказание помощи изобразить
животного или предмет
Практика: рассматривание и беседа по иллюстрации. Изображение пальчиками
животных, предметов под стихотворение. Ответы на вопросы словами и пальчиками.
Рассказывание стихотворений движениями в соответствии с текстом
Тема 5. Самомассаж рук предметами, пальцами
Теория: показ и проговаривание действий самомассажа руками или предметами
Практика: самомассаж рук пальчиков, кисти, рук шишками, камешками, пальчиками,
палочками, бусинками, мячиками.
Тема 6. Малоподвижные (театрализованные) игры
Теория: объяснение правил игры: действия телом, руками. Проговаривание слов игры.
Практика: выполнение движений телом, руками, ногами, головой под музыку, текст
произведения, пропевание слов. Соблюдение правил игры.
3. Планируемые результаты
К концу курса:
Учащиеся умеют:

-

манипулировать мелкими предметами;

согласовывать движения рук со словами пальчиковых игр, потешек ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз»; - изображать пальцами животных,
предметы.
Учащиеся знают:
приемы работы с карандашами, пластилином, красками, бумагой; - простые
способы массажа и самомассажа пальчиками и предметами; - малоподвижные игры и
играет в них.
Личностные результаты:

-

-

общаются со взрослыми и детьми
проявляют аккуратность в работе
использует речь, как средство общения, связно объясняет свои действия.
4. Организационно-педагогические условия программы

Материально - техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в групповом помещении № 1 и №
2, расположенном на первом этаже здания БМА ДОУ «Детский сад № 18» п. Монетный ул.
Лермонтова 7 и ул. Пушкина 15А.
Кабинет площадью 32 кв. м. оборудован:
Стул детский 18шт.
Стол детский 5 шт.
Интеллектуальные игры с мелкими элементами;
Бусы для игр;
Пуговки и шнуровки;
Природный материал (шишки, желуди);
Миски-вкладки;
Игра с крупой;
Песок;
Прищепки;
Бумага;
Точечные рисунки;
Бросовый материал (ватные палочки, крышки и т.д.)
Информационно-телекоммуникационные сети:
-компьютер, подключен к сети Интернет.
Аппаратно-программные средства:
операционная система MicrosoftWindowsXP;
MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel
– электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных
презентаций, InternetExplorer- веб- браузер).
Аудиовизуальные средства:
мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук.

Методическое и информационное обеспечение
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и Вид
(или) наименование электронного образовательного, информационного образовательно
го
и
ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов)
информационн
ого ресурса
(печатный
/
электронный)
учебные, учебно-методические издания
Л.П. Абрамова, Г.Г. Агаян, Ю.А. Разенкова «Бушки – Топотушки». ТЦ Сфера, Печатный
Москва 2018г.
Печатный
Е.С. Железнова «Тюк – тюк кулачок» ТЦ Сфера, Москва 2017г.
Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий». Творческий центр «Сфера», Печатный
Москва 2005 г.
Т.В. Королева «Занятия по рисованию с детьми 2-3 лет». Творческий центр Печатный
«Сфера», Москва 2010 г.
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст». Печатный
Творческий центр «Сфера», Москва 2007 г.
Фонотека (классические
Электронный
произведения, детский репертуар).
Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года)». Мозаика- Синтез, Печатный
Москва 2007 г.
Печатный
Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года)».
Мозаика- Синтез, Москва 2007 г.

Кадровое обеспечение
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу
работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование
и педагогика» без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения
квалификации по направлению деятельности.
5. Оценочные материалы
5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе не проводится.
5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе
осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику.
Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в
конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и
задач программы.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и
методы:
устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (контрольное упражнение),
дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся. Критерии оценивания

Уровень развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста можно
определить с помощью следующих заданий:
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик" · 2 и 5 пальцы
- "коза-дереза" То же левой рукой.
Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу" · открыть глаза - повтор
движений.
Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
·Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот
("зайчик" и "коза").
Оценка результатов с точки зрения психологии.
1)
Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает
другой рукой, ошибается)
Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая
рука или обе - теменная.
2)
Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу
зеркально.
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3)
Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого игнорирует.
Оценка: односторонняя пространственная агнозия.
4)
С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих
движений.
Оценка: инертность движений (лобные доли).
5)
Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие). Оценка: нарушение
кинестетической основы движения Оценка результата воспитателем.
(+) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого. (=)
– 1 балл – ребенок справился с заданием.
6. Методические материалы
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация
на развитие:
творческого подхода к деятельности;
исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
самостоятельности мышления;
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
Метод стимулирования и мотивации,

Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
Метод создания ситуации успеха,
Ведущими приемами остаются: - беседы.
При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию;
психологические требования к занятию;
возрастные особенности учащихся;
гигиенические требования к занятию;
требования к технике безопасности на занятиях.
Дидактическое обеспечение:
иллюстрации к пальчиковым играм
музыкальный репертуар
Список литературы для педагога
Л.П. Абрамова, Г.Г. Агаян, Ю.А. Разенкова «Бушки – Топотушки». Пальчиковые игры 0
– 4 года Книжки -несказки ТЦ Сфера, Москва 2018г.
Е.С. Железнова «Тюк – тюк кулачок» Пальчиковый игры 2 – 4 года «Книжки –
несказки» ТЦ Сфера, Москва 2017г.
Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий». Творческий центр «Сфера», Москва 2005 г.
Т.В. Королева «Занятия по рисованию с детьми 2-3 лет». Творческий центр «Сфера»,
Москва 2010 г.
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст».
Творческий центр «Сфера», Москва 2007 г.
Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года)». Мозаика- Синтез,
Москва 2007 г.
Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года)». Мозаика- Синтез, Москва
2007 г.
Список литературы для учащихся (родителей)
Л.П. Абрамова, Г.Г. Агаян, Ю.А. Разенкова «Бушки – Топотушки». Пальчиковые игры 0
– 4 года Книжки -несказки ТЦ Сфера, Москва 2018г.
Е.С. Железнова «Тюк – тюк кулачок» Пальчиковый игры 2 – 4 года «Книжки –
несказки» ТЦ Сфера, Москва 2017г.
Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года)». Мозаика- Синтез,
Москва 2007 г.
Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года)». Мозаика- Синтез, Москва
2007 г.

Пояснительная записка
Рабочая
программа педагога
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Говорящие пальчики» является
частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
представляет собой календарно - тематическое планирование модулей по текущему году
обучения.
Модуль 1. «Ловкие пальчики» способствует приобретению знаний о приемах и
способах манипуляции предметами, восприятии предметов и материалов, возможности
развития движений пальцев рук и ритмичности движений. Модуль рассчитан на 1 год
обучения.
Цель модуля
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх,
упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Образовательные:
обучать произвольным координированным движениям пальцев рук, глаз,
гибкости рук, ритмичности, развитию осязательного восприятия (тактильной,
кожной чувствительности пальцев рук);
обучать практическим умениям и навыкам;
обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, красками.
Развивающие:
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
совершенствовать движения рук;
развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание,
логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; - развивать речь
детей.
Воспитательные:
воспитывать в детях усидчивость;
воспитывать
внимательность
к
выполнению
заданий.
способствовать созданию игровых ситуаций;
расширять коммуникативные способности детей.
Планируемые результаты:
Образовательные:
манипулировать мелкими предметами;
согласовывать движения рук со словами пальчиковых игр, потешек ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз»; - изображать пальцами животных,
предметы.
Развивающие:
приемы работы с карандашами, пластилином, красками, бумагой; - простые
способы массажа и самомассажа пальчиками и предметами; - малоподвижные игры
и играет в них.
Воспитательные:
общаются со взрослыми и детьми
проявляют аккуратность в работе
использует речь, как средство общения, связно объясняет свои действия
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
творческого подхода к деятельности;
исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;

-

потребности в самообразовании и саморазвитии;
самостоятельности мышления;
умения аргументировать свою позицию

Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
Репродуктивный метод,
Метод стимулирования и мотивации
Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
Метод создания ситуации успеха,
Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
прием актуализации субъективного опыта;
беседы.
При проведении занятий учитываются: дидактические требования к занятию;
психологические требования к занятию;
возрастные особенности учащихся;
гигиенические требования к занятию;
требования к технике безопасности на занятия.
Наглядные пособия:
Дидактическое обеспечение и материалы:
Иллюстрации;
Потешки;
Интеллектуальные игры с мелкими элементами;
Бусы для игр;
Пуговки и шнуровки;
Природный материал (шишки, желуди);
Миски-вкладки;
Игра с крупой;
Песок;
Прищепки;
Бумага;
Бросовый материал (ватные палочки, крышки и т.д.)
Игрушки: мягкие, перчаточные, резиновые.

Учебно-тематический план модуля
Название темы

Количество часов
всего

теория

практика

1.

«Давайте познакомимся»

8

-

8

2.

Пальчикове игры

16

2

14

3.

Игры с предметами

20

3

17

4.

Сложи картинку

7

1

6

5.

Пальчики шагают по тропинке

12

-

12

6.

Массаж рук предметами, пальцами

7

1

6

7.

Малоподвижные (театрализованные) игры

2

1

1

Всего учебных часов

72

8

64

месяц/ дата/ тема
срок
Сентябрь
1 неделя

Давайте,
познакомимся.

Календарно – тематическое планирование
часы
содержание
формы
контроля
8

Познакомиться с ребенком
(спросить, как его зовут и
представиться самому)
Предложить ребенку
поиграть в его игрушку
Предложить игру в другие
игрушки

наблюдение

Познакомиться с ребенком
(спросить, как его зовут и
представиться самому)
Предложить ребенку
поиграть в его игрушку
Предложить игру в другие
игрушки

наблюдение

примеча
ние

Сентябрь
2 неделя

Сентябрь
3 неделя

Сентябрь
4 неделя

Поздороваться с уже
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Предложить посмотреть
иллюстрации в книжке.
Рассказать, что
изображено на картинке

наблюдение

Поздороваться с уже
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Предложить посмотреть
иллюстрации в книжке.
Рассказать, что
изображено на картинке

наблюдение

Предложить поиграть с
наблюдение
принесенной игрушкой.
Рассказать сказку (потешку,
колыбельную) с помощью
игрушки

Поздороваться с уже
наблюдение
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Предложить поиграть с
принесенной игрушкой.
Рассказать сказку (потешку,
колыбельную) с помощью
игрушки
Поздороваться с уже
наблюдение
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Поиграть с ребенком в игру
за столом. Рассмотреть
принесенную книгу,
поиграть с ней

Поздороваться с уже
наблюдение
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Поиграть с ребенком в игру
за столом. Рассмотреть
принесенную книгу,
поиграть с ней
Октябрь
1 неделя

Октябрь
2 неделя

Пальчиковые игры 1

«Моя семья»

наблюдение

Игры с
предметами

1

наблюдение

Игры с
предметами

1

Размазываем крем по
мисочке. Выравниваем по
кромке мисочки
Игра со шнурком или
ленточкой
«Пошел котик на базар»
проговариваем потешку и
показываем пальчиками
Игра со скотчем или
липучкой

беседа
наблюдение

Игры с предметами 1

Собираем изюм

наблюдение

Игры с предметами 1

Бросаем прищепки

наблюдение

Пальчиковые игры 1

Пляска с пальчиками

наблюдение

Игры с предметами 1

Игра со счетными
палочками

наблюдение

Сложи картинку

Сложить Зайку из двух
частей

наблюдение

Играем с пальчиковыми
куклами: одеваем на палец,
сгибаем и разгибаем
пальцы. Проговариваем,
что делаем
Разминка для ручек:
сжимание- разжимание
пальчиков, поворачиваем
кисть (Шарики –
фонарики)
Помоги щеночку найти
дорожку к домику

наблюдение
беседа

Пальчиковые игры 1
Октябрь
3 неделя

Октябрь
4 неделя

Октябрь
5 неделя

Ноябрь
1 неделя

Игры с предметами 1

1

Пальчиковые игры 1

Пальчиковые игры 1

Ноябрь
2 неделя

Пальчиковые игры 1

наблюдение

наблюдение

наблюдение

наблюдение

Ноябрь
3 неделя

Ноябрь
4 неделя

Декабрь
1 неделя

Массаж рук
предметами,
пальцами
Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Игры с
предметами

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Игры с
предметами

1

1

Пальчиковые игры 1
Декабрь
2 неделя

Пальчики шагают
по тропинке

1

Игры с предметами 1
Декабрь
3 неделя

Декабрь
4 неделя

Январь
3 неделя

Январь
4 неделя

Игры с
предметами

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Сложи картинку

1

Игры с
предметами

1

Игры с
предметами

1

Пальчики шагаю
по тропинке

1

Игры с предметами 1

Массаж пальчиков грецким
орехом
(круглым камешком).
Рассматриваем картинку и
изображаем куст малины
собираем ягодки
Изображаем «Черепаху»

наблюдение

Мнем, отрываем кусочки
пластилина, катаем между
ладоней
изображаем пальчиками
Пчелку

наблюдение
беседа

Откручиваем и
закручиваем крышку от
бутылочки

наблюдение

наблюдение
беседа
наблюдение

наблюдение

Круговыми движениями
наблюдение
рук катаем шарики из ваты
изображаем кистями рук
наблюдение
лягушонка: прыгает, сидит
Выкладываем
Снежинку по трафарету из
счетных палочек
Отрываем кусочки бумаги,
засовываем в бутылку,
закручиваем и трясем
бутылку «Снежинки летят»
изображаем Жучка
выполняем движения по
тексту
Собираем пазл из трех
частей: Веселый снеговик.
Человечек
Мелко рвем бумагу, и
укрываем кусочками –
снежинками «Берлогу
Мишке»
Кормим «Колобка»
зернышками

наблюдение

Изображаем Дерево
пальчиками

наблюдение
беседа

на ощупь из мешочка
достаем предмет и
называем его

наблюдение
беседа

контрольное
упражнение
наблюдение
беседа
наблюдение
наблюдение

наблюдение

Январь
5 неделя

Февраль
1 неделя

Пальчики шагают
по тропинке

1

Изображаем пальчиками
«Курочку и цыплят»

наблюдение

Массаж рук
предметами,
пальцами
Пальчики шагают
по тропинке

1

катаем круглый предмет
(мяч, камешек, шарик)

наблюдение

1

Изображаем улитку
пальцами рук,
проговариваем словами
Пальчиками проводим по
лабиринту от белочки до
орешков
Изображаем Сороку
пальчиками

наблюдение

Пальчиковые игры 1
Пальчики шагают
по тропинке

1

Февраль
2 неделя

Пальчики шагаю
по тропинке

1
1

Февраль
3 неделя

Массаж рук
предметами,
пальцами
Пальчики шагают
по тропинке
Сложи картинку

1

Февраль
4 неделя

1

Игры с предметами 1
Пальчиковые игры 1

Март
1 неделя

Игры с предметами 1
Пальчиковые игры 1

Март
2 неделя

Март
3 неделя

Пальчиковые игры 1

наблюдение
беседа
наблюдение

Изображаем ушки Зайчика, наблюдение
выполняем движения по
тексту
Круговыми движениями
наблюдение
массируем ладонь,
пальчики мячом
Изображаем лапки утенка, наблюдение
Клюв утенка
Выкладываем
«Солнышко» из счетных
палочек
Прищепками прицепляем
на веревочку платочки,
носочки и т.д.
Изображаем Ежика
пальчиками, выполняем
движения по тексту
Отыскиваем животное,
которое потеряла хвостик и
прикрепляем хвост
Изображаем пальчиками
гору и выполняем
движения пальцами по
тексту
Соприкасаемся пальцами,
проговаривая слова игры

контрольное
упражнение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
беседа

Сложи картинку

1

Собираем картинку из трех наблюдение
частей (божья коровка)

Игры с
предметами

1

Разворачиваем комочек
из бумаги и расправляем,
рассматриваем картинку и
говорят, что изображено

беседа

Март
4 неделя

Массаж рук
1
предметами,
пальцами
Пальчиковые игры 1
Игры с предметами 1

Апрель
1 неделя

Апрель
2 неделя

Апрель
3 неделя

Малоподвижная
1
(театрализованная)
игра
Сложи картинку

1

Сложи картинку

1

Малоподвижная
1
(театрализованная)
игра
Сложи картинку
1
Пальчиковая игра

Апрель
4 неделя

1

Игры с предметами 1

Пальчиковые игры 1
Май
1 неделя

Игры с предметами 1

Пальчиковые игры 1
Май
2 неделя

Массаж рук
предметами,
пальцами

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

большими бусинами
проводим по руке до локтя,
по ладони по пальцам
Изображаем пальцами
какой предмет нарисован
на картинке
Посадим семечко и польем
ложечкой

наблюдение

Изображаем «Курочку и
цыплят» под музыкальное
сопровождение и
проговаривая слова
Собираем «Цветочек» из
частей (сердцевина и
лепестки)
Собираем картинку из 3
частей
выполняем движения под
стихотворение
«Одуванчик»
Собери цветочек из 2 – 3 х
частей
Заводим пальцы одной
руки между пальцами
другой руки. Сжимаем и
разжимаем пальцы рук
Застегиваем и расстегиваем
молнии
или пуговицы в игре
«Поможем сыну застегнуть
рубашку»
Рассказываем и
показываем героев истории
о Колобке
Застегиваем и расстегиваем
молнии
или пуговицы в игре
«Поможем сыну застегнуть
рубашку»
Выполняем движения рук
по тексту «Мы капусту
рубим...»
Массаж рук карандашами
по ладони и пальцам.
Камешками по длине руки
точечными движениями
Изображаем Уточку и
выполняем действия по
тексту

наблюдение
беседа

контрольное
упражнение
контрольное
упражнение

контрольное
упражнение
наблюдение
беседа
наблюдение
наблюдение

беседа
наблюдение

беседа
беседа
наблюдение

контрольное
упражнение
беседа

беседа

Май
3 неделя

Игры с предметами 1
Пальчиковые игры 1

Май
4 неделя

Массаж рук
предметами,
пальцами

1

Игры с предметами 1

Выкладываем бусины
«Гусеничку» по цвету
Изображаем пальчиками
Уточку
Пощипывание пальчиков
поочередно лево и правой
руки, поглаживание рук от
плеча до кончиков пальцев
Разложить предметы по
цвету

беседа
наблюдение
наблюдение
наблюдение

контрольное
упражнение

Пояснительная записка
Рабочая
программа педагога
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Говорящие пальчики» является
частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году
обучения.
Модуль 2. «Говорящие пальчики» способствуют приобретению знаний о свойствах
материалов для рисования, лепки, аппликации; о способах рассказывания стихотворений,
потешек пальчиками; о пальчиковых упражнениях, кукол для совместных игр.
Цель и задачи модуля
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх,
упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных
задач:
Образовательные:
обучать произвольным координированным движениям пальцев рук, глаз,
гибкости рук, ритмичности, развитию осязательного восприятия (тактильной, кожной
чувствительности пальцев рук);
обучать практическим умениям и навыкам;
обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, красками.
Развивающие:
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
совершенствовать движения рук;
развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание,
логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; - развивать речь детей.
Воспитательные:
воспитывать в детях усидчивость;
воспитывать
внимательность
к
выполнению
заданий.
способствовать созданию игровых ситуаций;
расширять коммуникативные способности детей.
Планируемые результаты:
Образовательные:
манипулировать мелкими предметами;
согласовывать движения рук со словами пальчиковых игр, потешек ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз»; - изображать пальцами животных, предметы.
Развивающие:
приемы работы с карандашами, пластилином, красками, бумагой; - простые
способы массажа и самомассажа пальчиками и предметами; - малоподвижные игры и
играет в них.
Воспитательные:
общаются со взрослыми и детьми
проявляют аккуратность в работе
использует речь, как средство общения, связно объясняет свои действия
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
творческого подхода к деятельности;
исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
потребности в самообразовании и саморазвитии;
самостоятельности мышления;

-

умения аргументировать свою позицию

Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
Репродуктивный метод,
Метод стимулирования и мотивации
Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
прием актуализации субъективного опыта;
беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
психологические требования к занятию;
возрастные особенности учащихся;
гигиенические требования к занятию;
требования к технике безопасности на занятия.
Наглядные пособия:
Дидактическое обеспечение:
Интеллектуальные игры с мелкими элементами;
Бусы для игр;
Пуговки и шнуровки;
Природный материал (шишки, желуди);
Миски-вкладки;
Игра с крупой;
Песок;
Прищепки;
Бумага;
Бросовый материал (ватные палочки, крышки и т.д.)
иллюстрации;
потешки;
игрушки: мягкие, перчаточные, резиновые
музыкальный репертуар.

Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество часов
всего

теория

практика

1.

«Давайте познакомимся»

8

-

8

2.

Пальчикове игры

11

1

10

3.

Игры с предметами

9

-

9

4.

Пальчики шагают по тропинке

26

4

22

5.

Самомассаж рук предметами, пальцами

9

1

8

6.

Малоподвижные (театрализованные) игры

9

1

8

Всего учебных часов:

72

7

65

Календарно – тематическое планирование
месяц/
дата/ срок

тема

Сентябрь
1 неделя

Давайте,
познакомимся.

часы
8

содержание

формы
контроля

Поздороваться с уже
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Предложить ребенку
посмотреть книжку
«Бушки – топотушки»
Рассмотреть иллюстрации
и поиграть в игры

наблюдение

Поздороваться с уже
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Продолжить
рассматривать книжку и
выполнять задания в ней

наблюдение

примеча
ние

Сентябрь
2 неделя

Сентябрь
3 неделя

Сентябрь
4 неделя

Поздороваться с уже
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Предложить детям
нарисовать карандашами
линии разной длины.
Рассказать и показать
интересную историю

наблюдение

Поздороваться с уже
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Предложить детям
нарисовать карандашами
линии разной длины.
Рассказать и показать
интересную историю

наблюдение

наблюдение
Поздороваться с уже
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Предложить детям
поиграть в музыкальную
игру Предложить показать
пальчиками знакомых
животных и птиц
наблюдение
Поздороваться с уже
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Предложить детям
поиграть в музыкальную
игру Предложить показать
пальчиками знакомых
животных и птиц
наблюдение
Поздороваться с уже
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Предложить детям
нарисовать солнышко,
полянку (травку, цветочки)
и поиграть на ней
пальчикам – человечкам.

Октябрь
1 неделя

Пальчиковые игры 1

Самомассаж рук
предметами,
пальцами
Октябрь
2 неделя

Октябрь
3 неделя

Октябрь
4 неделя

1

наблюдение
Массируем скорлупой
ореха ладони и пальцы рук

Пальчиковые игры 1

беседа
Выполняем движения
пальцев рук в соответствии
тексту «Прятки»
наблюдение
Выполняем движение
пальцев рук в соответствии
текса стихотворения
«Кошка»
Выполняем движение рук наблюдение
«Зайка» три пальца в кулак
два прямые в верх

Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчики шагают
по тропинке...

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Малоподвижные
1
(театрализованные)
игры
Октябрь
5 неделя

наблюдение
Поздороваться с уже
знакомыми детьми и
познакомиться с новыми.
Предложить детям
дорисовать картинку
(деревья, ручеек) и
продолжить играть в новую
историю пальчикам –
человечкам
наблюдение
Выполняем движение
пальцами по тексту
«Сорока – белобока»

Самомассаж рук
предметами,
пальцами

1

Выполняем движение рук наблюдение
«Коза» и выполняем
движения в соответствии с
текстом
слушаем рассказ о
беседа
«Петушке, курочке и
цыплятах». Изображаем
Петушка, Курочку и
Цыплят.
Звукоподражание в
соответствии с текстом
наблюдение
Играем в музыкальную
игру «Вышла Курочка
гулять»
наблюдение
Выполняем массаж
палочками круглыми и
ребристыми по длине руки
от плеча до кончиков
пальцев

Пальчики шагают
по тропинке
Ноябрь
1 неделя

Игры с предметами 1
Самомассаж рук
предметами,
пальцами

Ноябрь
2 неделя

1

1

Пальчиковые игры 1

Малоподвижные
1
(театрализованные)
игры
Ноябрь
3 неделя

Ноябрь
4 неделя

Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчиковые игры 1

Пальчиками
шагают по
тропинке
Декабрь
1 неделя

1

Пальчики шагают 1
по тропинке
Пальчиковые игры 1

Декабрь
2 неделя

Самомассаж рук
предметами,
пальцами

1

Малоподвижные
1
(театрализованные)
игры

Декабрь
3 неделя

Пальчиковые игры 1

беседа
Изображаем пальцами
«Уточку» в соответствии
текста
Выкладывание картинок из наблюдение
счетных палочек по схеме
Массаж пальчиков
камешками округлой
формы

наблюдение

Выполняем движения
согласно тексту «Мы
капусту солим, солим...»
Катим большой мяч друг
другу

беседа

Выполняем движения,
согласно тексту, «Гусь»
пальчиками
Выполняем движение
пальцев,
согласно тексту, «Ежик»
Выполняем движение рук
согласно тексту п\игры
«Замок»
Согласно тексту,
выполняем движение рук и
пальцев «Строим дом»

беседа

наблюдение

наблюдение
наблюдение

наблюдение

Рассказываем пальчиками наблюдение
стихотворения «Чай»,
«Дом»
наблюдение
Выполняем движения
пальчиками «Жил был
зайчик»
наблюдение
Поглаживание руками
пальчики слегка надавливая
Слушаем игру,
проговариваем текст и
выполняем движение
согласно
тексту, играем в игру
«Мышки в лесу»
Играем пальчиками в
человечков, выполняем
движения п\ игры
«Человечек»

беседа

наблюдение

Малоподвижные
1
(театрализованные)
игры
Декабрь
4 неделя

Малоподвижные 1
(театрализованные)
игры
Игры с
предметами

Январь
3 неделя

1

Малоподвижные
1
(театрализованные)
игры
Пальчиковые игры 1

Январь
4 неделя

Самомассаж рук
предметами,
пальцами

1

Игры с предметами 1

Январь
5 неделя

Пальчиковые игры 1

Пальчики шагают
по тропинке

Февраль
1 неделя

Игры с предметами 1
Пальчики шагают
по тропинке

Февраль
2 неделя

1

1

Игры с предметами 1

наблюдение
Жестовая игра «Бежит
Зайка по дорожи»
выполняем движения игры
по тексту.
Выполнение движений под
музыкальное
сопровождение
«Маленькая елочка»
наблюдение
Сминание бумаги в
комочки
Слушаем текст и затем
играем «Погулять язык
собрался».
Изображаем героев
движениями рук, тела.
Выполняем и
проговариваем п\игру
«Повстречались»
Массаж мячиками Су джок ладони,
пальцы

наблюдение
беседа

Рассматриваем
изображения паровозиков и
расставляем их по размеру
от большого к маленькому
и наоборот.
Показываем пальчиками
предмет, сжимаем и
разжимаем пальцы и
проговариваем текст
п\игры «Апельсин»
Рассматриваем
иллюстрацию к
пальчиковым играм
«Пять братцев», «Мои
вещи». И рассказываем
пальцами.
Выкладывание лучиков
счетными палочками

наблюдение

рассматриваем
проговариваем что
изображено и выполняем
движения пальцами
Пальчиком проводим по
линии лабиринту, потом
берем веревочку и
завязываем узелок как в
лабиринте.

беседа

наблюдение

наблюдение

наблюдение

беседа

наблюдение

наблюдение

Февраль
3 неделя
3 неделя

Февраль
4 неделя

Март
1 неделя

Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Самомассаж рук
предметами,
пальцами

1

Пальчики шагают 1
по тропинке

Игры с
предметами

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчиковые игры 1
Март
2 неделя

Пальчики шагают
по тропинке

1

Игры с предметами 1

Март
3 неделя

Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Изображаем медведя,
который спит и по тексту
выполняем движения рук
«Берлога»,
«Часы»
Рассматриваем
изображения на картинке и
показываем пошагово по
тексту движения пальцев
рук «Черепашка»,
«Помощники»
Массаж мячиками
«су -джо» рук, ладоней.

беседа

Рассматриваем Кролика
(игрушка). Показываем
ушки у зайки пальцами и
рассказываем текст
пальцами «Кролик»
Детям берут деревья и
прикладывают к веточкам
листочки
«Дерево с листочками»
Рассмотрим картину
«Утро» и расскажем
пальчиками стихотворение
«Утро».
Согласно тексту,
выполняем движения
«Замок»
В книге рассматриваем
изображение зайца в
огороде. Пошагово
выполняем движение и
рассказываем «Зайка и
капуста» пальцами
Выкладывает предметы из
счетный палочек по схеме

беседа

наблюдение

контрольное
упражнение

наблюдение

наблюдение

беседа
наблюдение

наблюдение

Рассматриваем
наблюдение
иллюстрации к стихам «Гав беседа
– гав», «Пять поросят» и
выполняем движения рук и
пальцами
Выполняем по тексту
беседа
движения пальцев рук
«Котята» проговаривая
слова и зовем котят попить
молоко

Март
4 неделя

Апрель
1 неделя

Апрель
2 неделя

Апрель
3 неделя

Апрель
4 неделя

Май
1 неделя

Пальчики шагают
по тропинке

1

Самомассаж рук
1
предметами,
пальцами
Пальчиковые игры 1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

Самомассаж рук
предметами,
пальцами
Пальчики шагают
по тропинке

1

Пальчики шагают
по тропинке

1

1

Малоподвижная
1
(театрализованная)
игры
Май
2 неделя

Пальчиковые игры 1

Слушаем стих «В гнезде» и наблюдение
выполняем движения рук и
пальцев по тексту
Выполняем карандашом
наблюдение
массаж пальцев, ладони
Выполняем движения
пальцев
рук, согласно тексту,
«Пальчики»
Слушание звуков леса.
Рассказываем стих
пальцами и руками «Лес»
Показывает пальцами
«Цветочек» и «Пчелки» в
соответствии с текстом
Рассматриваем
иллюстрации в книге.
Выполняем движения
пальцами «Маленькая
мышка»
Рассматриваем свою
ладошку и выполняем
движения руками и
пальцами «Дружные
пальчики», «Паучок»
Слушаем звуки природы:
ветерка, всплески рыб,
дождя. Выполняем
движения согласно тексту
стиха
«Ветер», «Рыбки»,
«Радуга»
Поглаживание,
пощипывание тыльной
стороны руки и ладони

контрольное
упражнение

Рассматриваем ракушки
слушаем звуки моря.
Выполняем упражнение
пальцами «Ракушки»
Рассматриваем картинки,
проговариваем что
изображено.
Выполняем, согласно
тексту, стих «Нелепица»
Изображаем Петушка,
рассказываем потешку
«Петушок, петушок
золотой гребешок»
Выполняем игру
«Барабанчики» с

наблюдение

беседа
наблюдение
наблюдение

беседа

беседа

наблюдение

беседа
наблюдение

беседа
наблюдение
наблюдение

Игры с предметами 1
Май
3 неделя

Май
4 неделя

Малоподвижные
1
(театрализованные)
игры
1
Самомассаж рук
предметами,
пальцами
Игры с предметами 1

Малоподвижные
1
(театрализованные)
игры

замедлением и с
ускорением темпа, громко
и тихо
Разложить фасоль (белую,
коричневую) в разные
кастрюльки
Показываем потешку
«Идет коза рогатая»

наблюдение
наблюдение

Массажируем пальцы
мячиками «су – джо»

контрольные
упражнения

Игра с резиновыми
игрушками,
проговаривание
стихотворения или
рассказывание о игрушке
Музыкальная игра «Шел
по улице…»

наблюдение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».