Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Волшебная мастерская» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование по текущему году обучения. Программа способствует приобретению знаний о разнообразии изобразительных материалов и техник, инструментов, развивает восприятие детей, формирует представления о предметах и явлениях окружающей действительности, даёт понимание того, что рисунок – это плоское изображение объемных предметов. Позволяет наглядно познакомиться с творчеством великих художников, развивает воображение, фантазию и даёт возможность проявлять себя в изобразительной деятельности. Особенности: в данной программе кроме традиционных техник рисования предлагается использование нетрадиционных техник рисования такие как кляксография, жесткая кисть, мятая бумага, рисование стекой, ватной палочкой, монотипия, набрызг, граттаж, рисование по сырому листу бумаги. Программа рассчитана на 3 года обучения. Цели и задачи: Образовательные. Учить детей рисовать отдельные предметы и закреплять понятия формы, помогать располагать изображение в листе, передавать соотношение предметов по величине, закреплять представления о цветах и оттенках окружающих предметов, учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков, учить правильно держать кисть, карандаш, фломастер, учить закрашивать рисунок проводя кистью в одном направлении, проводить линии широкие и узкие, закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. научить видеть границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка, рисовать и раскрашивать в пределах этих границ. Обучать детей техническим приёмам и способам изображения с использованием различных материалов, учить детей видеть цельный художественный образ, показывать процесс его создания. Развивающие. Знакомить детей с разными видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно прикладное искусство), жанрами (натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический жанр) с народным творчеством, учить понимать выразительные средства видов изобразительного искусства, организовать наблюдения за живой природой для обогащения представлений детей об окружающем мире, организовывать выставки для взаимного детского обмена знаниями. Воспитывающие. Развивать эмоциональную отзывчивость при рассматривании наглядного материала, поддерживать интерес к изобразительной деятельности, вызывать у детей интерес к сотворчеству-выполнять задания в парах или по подгруппам, научить детей самостоятельно организовывать и прибирать своё рабочее место, учить самостоятельно выполнять задания и пояснить свой выбор: героя, материалов, способов изображения Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: -творческого подхода к деятельности -исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности -потребности в самообразовании и саморазвитии -самостоятельности мышления -умения аргументировать свою позицию. Планируемый результат: умение ребенка правильно держать и пользоваться рабочим инструментом, отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами, самостоятельное творческое рисование. Первый год обучения Учебно-тематический план № 1 2 3 Название темы Всего 15 10 11 36 Времена года Животные, птицы, насекомые Игрушки, праздники, сказки Всего учебных часов Количество часов Теория Практика 2 13 1 9 1 10 4 32 Календарно-тематическое планирование Месяц Не д еля Сентябрь 1 Октябрь Времена года 1 2 Времена года 1 3 Времена года 1 4 Времена года 1 1 Игрушка, праздник, сказка Времена года 1 3 Животные, птицы, насекомые 1 4 Игрушка, праздник, сказка Игрушка, праздник, сказка Времена года 1 Животные, 1 2 Ноябрь Часы 1 2 3 Содержание Тема 1 1 1 Форма контроля Беседа о признаках каждого времени года. Выросла на грядке сладкая морковка Рисование правильной формы овощей Беседа о признаках каждого времени года. Осенние листья. Рисование листа рябины с натуры. Знакомство с расположением листьев на веточке. Передача природного цвета листьев Осенний куст. Рисунок в технике мазка, передавая колорит куста и создавая ощущение ветерка, колышущихся листьев Рисование облаков по сырому листу бумаги. Беседа, наблюдение Светофор. Рисование округлой замкнутой линии. Раскрашивание кругов по форме внешней линии Беседа о признаках каждого времени года. Рисование дождика и тучки. Применение разных способов рисования: тычок, мазок, прямые округлые линии Рисование по сказке «Золотой петушок», передача художественного образа, составление сюжетной композиции. Педагогическ ое наблюдение Беседа, наблюдение Рисование «Любимой игрушки» выбор способов передачи художественного образа. Рисование по сказке «Теремок», передача художественного образа, составление сюжетной композиции. Рисование кистей рябины. Создание красивых осенних композиций с передачей настроения Создание простых графических Беседа Беседа, наблюдение Выставка Беседа, наблюдение Беседа, педагогическ ое наблюдение выставка Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, педагогическ ое наблюдение Наблюдение Примечан ие птицы, насекомые Декабрь 4 Животные, птицы, насекомые 1 1 Животные, птицы, насекомые 1 2 Времена года 1 3 Игрушка, праздник, сказка Времена года 1 1 Животные, птицы, насекомые 1 2 Времена года 1 3 Времена года 1 4 Времена года 1 1 Животные, птицы, насекомые Игрушка, праздник, сказка 1 3 Животные, птицы, насекомые 1 4 Игрушка, праздник, сказка 1 4 Январь Февраль 2 1 1 изображений по мотивам Русских народных сказок (Пернатый, мохнатый и масленый) Знакомство с новым способом изображения «кляксографией», изучение её выразительных свойств и возможностей Трансформация выразительного образа зайчика: смена летней серой шубки на белую. Раскрашивание серого силуэта зайчика белой краской Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Свободное творчество, применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, волнистая/ прямая линия…) Рисование еловой веточки прорисовывая хвою и разноцветные фонарики, создавая праздничное настроение Рисование на синем фоне белых кругов, вертикально стоящих друг на друге для получения изображения снеговика. Дорисовывание шарфа, метлы, ведра для завершения образа. Создание выразительного образа совы путем отпечатка ладони и дорисовывания коричневого силуэта совы деталями: клюв, глаза, когти. Знакомство с поделочными камнями, наблюдение причудливых узоров, созданных природой. Рисование камней с передачей цветового колорита. Рисование тёплой, лохматой шапки. Самостоятельный выбор цвета, сочетание цветных полос, дорисовывание сухой кистью бамбушек и пампонов. Рисование узоров на варежке в технике примакивание. Знакомство с графическими приёмами Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции выставка Беседа о празднике ко дню защитника отечества. Рисование «Военной техники», знакомство со способами изображения техники, транспорта. Беседа о способах создания художественного образа «Сороконожка» Рисунок сказочного, фантазийного образа, колористическое решение Изображение радуги изобразительными средствами. Формирование элементарных представлений по цветовосприятия Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа Беседа Беседа, наблюдение выставка Беседа, наблюдение Наблюдение Беседа, наблюдение выставка Беседа, наблюдение Март Апрель Май 1 Игрушка, праздник, сказка 1 2 Времена года 1 3 Игрушка, праздник, сказка 1 4 Животные, птицы, насекомые 1 1 Игрушка, праздник, сказка 1 2 Животные, птицы, насекомые 1 3 Времена года 1 4 Животные, птицы, насекомые Игрушка, праздник, сказка 1 2 Времена года 1 3 Игрушка, праздник, сказка Времена года 1 1 4 1 1 (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели) Рисование «Букета для мамы» используя технические приемы: мазок, примакивание, набрызг. Создание праздничной цветовой палитры. Рисование солнца. Сочетание разнообразных декоративных элементов, использование теплых, ярких цветов Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления одежды Рисование «Лохматого кота» передача фактуры шерсти, знакомство с новым методом «тычок жесткой полусухой кистью» Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме Беседа о видах декоративных аквариумных рыбках их окраске, форме, размерах и строении их тела. Рисование ярких декоративных рыбок в аквариуме. Передача ярких, радостных эмоций изобразительными средствами. Знакомство с новой техникой рисования – сухая кисть. Наблюдение, обсуждение, рисование цветущей ветки вербы с натуры в технике сухая кисть. Создание яркой, вызывающей радость композиции. Рисование насекомых (Божья коровка) в соответствии с формой, пропорциями, цветом Беседа о празднике посвященного Дню победы. Рисование праздничного «Салюта», используя восковые мелки. Создание яркой композиции построенной на контрасте цвета и тона, передавая праздничное настроение. Рисование поляны подснежников на тонированной бумаге в технике примакивания. Сочетание контраста фона к изображаемому предмету. Рисование воздушных шаров различных по цвету, размеру, форме. Аккуратная заливка цветом Беседа о признаках данного времени года. Рисование букета из одуванчиков. Создание красивой летней композиции. Наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, педагогическ ое наблюдение Выставка Беседа, наблюдение Наблюдение Беседа, педагогическ ое наблюдение Беседа, наблюдение Выставка Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Наблюдение Выставка Беседа, наблюдение Второй год обучения Учебно-тематический план № Название темы Всего 12 5 12 5 2 36 Времена года Животные, птицы, насекомые Праздники, сказки Росписи Промежуточная аттестация Всего учебных часов 1 2 3 4 5 Количество часов Теория Практика 2 10 1 4 2 10 1 4 1 1 7 29 Календарно-тематический планирование Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Не дел я 1 Тема Час ы Содержание Форма контроля Времена года 1 Беседа, наблюдение 2 Времена года 1 3 Времена года 1 4 Времена года 1 1 Времена года 1 Рисование простой летней сюжетной композиции с передачей взаимодействия между персонажами Беседа о признаках каждого времени года. Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры Беседа о свойствах растений – формирование семян. Рисование мятой бумагой парашютиков одуванчика (Семена) Рисование натюрморта. Составление композиции из спелых овощей и фруктов. Колористическое решение, сочетание оттенков теплых и холодных Беседа о признаках данного времени года. Рисование разнообразных видов грибов в лесном массиве 2 Времена года 1 Беседа, педагогическое наблюдение 3 Времена года 1 Беседа об овощах и фруктах, ягодах. Рисование «Кисти винограда» в технике: печать пробкой – ягоды; листья и виноградные усы рисование кистью (широкой и тонкой) Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит краской 4 Животные, птицы, насекомые 1 1 Росписи 1 Беседа Беседа, наблюдение выставка Беседа, наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение выставка Рисование Золотой рыбки по мотивам Беседа, сказки Пушкина А.С. Знакомство со педагогическое строением тела рыбок и его покрытия наблюдение чешуйками Рисование декоративное по мотивам Беседа, народной росписи. Знакомство детей педагогическое с хохломой, рисование узоров из наблюдение Примечан ие Декабрь Январь Февраль 2 Животные, птицы, насекомые 1 3 Росписи 1 4 Росписи 1 1 Времена года 1 2 Праздники, сказки 1 3 Праздники, сказки 1 4 Времена года 1 1 Времена года 1 2 Праздники, сказки 1 3 Праздники, сказки… 1 4 Промежуточ ная аттестация 1 1 Праздники, сказки 1 2 Праздники, 1 растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи Беседа о приёмах выразительности книжной графики. Рисование иллюстрации к русским народным сказкам: создание контрастных по характеру образов животных; поиск средств выразительности Рисование раппопортных узоров по всему пространству листа бумаги; развитие чувства цвета, ритма, формы, освоение приёмов росписи. Рисование декоративное по мотивам народной росписи. Знакомство детей с Дымковской игрушкой, рисование узоров и элементов (круги, волнистые и прямые линии, точки) Изображение зимней (серебряной) березки по мотивам лирического стихотворения Рисование снежинки. Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам Рисование придуманной елочной игрушки и заполнение декоративными элементами Рисование тёплого тулупчика с передачей меховых элементов используя приемом рисования сухой кистью. Рисование портрета человека. Передача частей лица, создание цветового колорита-румяные щечки Рисование Золотого Полоза по мотивам сказов П.П. Бажова с элементами аппликации, расширение цветовой палитры тёплых оттенков. Рисование сюжетное по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений Рисование моряэкспериментирование. Создание образа моря различными нетрадиционными техниками. Промежуточная аттестация Беседа о зимних забавах и способах рисования фигуры человека. Рисование «Зимних игр». Знакомство с рисованием фигуры человека (пропорции, формы, размеры, замес красок) Беседа о празднике посвящённого Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Наблюдение выставка Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, педагогическое наблюдение Беседа сказки Март Апрель Май 3 Праздники, сказки 1 4 Животные, птицы, насекомые 1 1 Праздники, сказки 1 2 Животные, птицы, насекомые 1 3 Времена года 1 4 Праздники, сказки 1 1 Росписи 1 2 Праздники, сказки 1 3 Праздники, сказки 1 4 Животные, птицы, насекомые 1 1 Росписи 1 дню защитника отечества. Рисование «Мужского портрета» с опорой на фотографию с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера конкретного человека Рисование военной техники, различные рода войск. Передача доблести, славы, мужества защитников Отечества. Беседа птицах: оперение, окраска, строение тела. Наблюдение за птицами, рисование с натуры или по памяти голубей, воробьёв. Рисование с опорой на фотографию женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера конкретного человека Беседа о графических способах передачи фактуры кудрявой шерсти барана. Рисование образа барашка на прогулке. Знакомство с выразительными особенностями графики (линия, пятно, узор, фактура) Беседа о признаках данного времени года. Знакомство с техникой рисования по сырому листу весеннего неба (цветовая растяжка, лессировка) Рисование-экспериментирование, расширение цветовой палитры, создание художественного образа и праздничного настроения Рисование декоративное. Оформление картонных заготовок по мотивам дымковской игрушки Беседа о космонавтах и их полётах, космических аппаратах и космосе. Рисование космического аппарата с элементами экспериментированого рисования-космос Рисование коллективное по замыслу. Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита Беседа о жизни насекомых в природе. Рисование насекомых (муравьёв на муравейнике) с изучением особенностей строения их тела (форма, пропорции, строение) Расписывание округлой формы камешков по замыслу. Создание художественных образов на основе природных форм. Освоение разных педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, педагогическое наблюдение Наблюдение педагогическое 2 Времена года 1 3 Праздники, сказки 1 4 аттестация 1 приемов рисования на камешках различной формы Берёзовая роща. Рисование предметное, создание цветового колорита, способы передачи движения ветра, солнечного света Знакомство с техникой рисования по сырому листу, движение красок по листу и их смешение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа о разновидностях насекомых и Беседа, строения их тела. Рисование стрекоз, педагогическое бабочек, жуков в среде их обитания наблюдение Третий год обучения Учебно-тематический план № Название темы Времена года Животные, птицы, насекомые Праздники, сказки Росписи Человек, портрет Промежуточная аттестация Всего учебных часов 1 2 3 4 5 6 Количество часов Всего Теория Практика 10 1 9 3 1 2 14 3 11 4 1 3 3 1 2 2 1 1 36 8 28 Календарно-тематическое планирование Месяц Не Тема деля Сентябрь 1 Времена года Часы 1 2 Времена года 1 3 Времена года 1 Содержание Беседа о признаках данного времени года. Рисование с натуры ветки дикой яблоньки. Наблюдение формы, цвета, пропорций. Передача осенних красок, ярких листьев, плодов (выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности) Рисование осенних листьев в технике монотипия. Смешение цветов, получение симметричного оттиска, наблюдение узоров, фактуры в рисунке Рисование осеннего букета из растений с семенами с натуры. Смешение цвета, наблюдение формы, разнообразия особенностей строения и Форма Примечание контроля Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение выставка Октябрь Ноябрь Декабрь 4 Праздники, сказки 1 1 Времена года 1 2 Праздники, сказки 1 3 Времена года 1 4 Человек, портрет 1 1 Росписи 1 2 Животные, птицы, насекомые 1 3 Росписи 1 4 Росписи 1 1 Праздники, сказки 1 2 Праздники, сказки 1 семенных коробочек… Рисование платка с кистями в технике заливка. Украшение светлого фона яркими узорами (мазок, примакивание, набрызг) Знакомство с культурными растениями семейства злаковых. Рисование с натуры пучка колосьев. Наблюдение формы, цвета, пропорций. Передача осенних красок, светотеней. Создание художественного образа человека - Тучу передавая настроение изобразительными средствами Рисование деревьев у озера в технике по мокрому (с отражением). Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки) Рисование портрета дедушки восковыми мелками. Изучение пропорций лица человека. Подмечание портретного сходства деталей. Рисование узоров на полукруге открытого зонта; осмысление связи между орнаментом и формой украшаемого изделия Беседа о разновидностях перелётных птиц и строении тела журавля. Рисование перелётных птиц. Знакомство с пропорциями, окраской оперения, последовательностью рисоваия. Передача колорита неба. Продолжаем осваивать приёмы росписи «Гжель». Выполнение упражнений в технике примакивание. Выполнение творческой композиции из элементов росписи «Гжель» для формы заварочного чайника Отображение в рисунке впечатлений о поездках – рисование несложных сюжетов и пейзажей (по выбору) как вид за окном во время путешествия Рисование Новогодней, волшебной еловой шишки на ветке еловой. Прорисовывание Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, выставка Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Январь Февраль 3 Времена года 1 4 Праздники, сказки 1 1 Праздники, сказки 1 2 Праздники, сказки 1 3 Праздники, сказки 1 4 Промежуточная аттестация 1 1 Времена года 1 2 Человек, портрет 1 3 Праздники, сказки 1 4 Праздники, сказки 1 чешуек, передача пушистой хвои, создание праздничного колорита. Беседа о признаках данного времени года. Рисование морозных узоров в стилистике кружевного плетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, сетка, линия с узелком, петля, цветок...) Рисование ёлочной игрушки. Формирование узора используя фризовый прием с учетом формы игрушки. Создание праздничного колорита. Рисование пера Жар – птицы используя декоративные элементы с яркой цветопередачей и веселого настроения Беседа о произведениях П.П. Бажова. Рисование малахитового узора. Смешение оттенков зеленого, голубого. Рисование гибкой извилистой неотрывной линии различной ширины Рисование сюжетной композиции по произведению П.П. Бажова на выбор. Рисование фантазийной Жар – птицы используя декоративные приемы с яркой цветопередачей и веселого настроения Рисование белого медведя и северного сияния. Самостоятельный поиск способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Рисование северного сияния по представлению Рисование лыжника, построение фигуры человека, передача движения с опорой на иллюстрацию. Рисование зимнего пейзажа по представлению. Рисование военной техники, различные рода войск. Передача доблести, славы, мужества защитников Отечества. Рисование натюрморта с самоваром по мотивам праздника Масленица. Передача праздничного настроения, яркого выставка Беседа Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, педагогическое наблюдение Беседа Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение, выставка Беседа, педагогическое наблюдение выставка Март Апрель Май 1 Человек, портрет 1 2 Праздники, сказки 1 3 Праздники, сказки 1 4 Животные, птицы, насекомые 1 1 Времена года 1 2 Времена года 1 3 Времена года 1 4 Животные, птицы, насекомые Праздники, сказки 1 2 Праздники, сказки 1 3 Росписи 1 4 аттестация 1 1 1 колорита, пропорций самовара. Рисование парного портрета с передачей особенностей внешнего вида, характера и весёлого настроения конкретных людей Рисование букета цветов с натуры, передача особенностей строения цветов, пропорций, освещения, колорита Знакомство с творчеством пуантилистов. Передача «Звенящих красок» путем оптического смешения цветов, передача колорита и радостного настроения. Рисование кота одной неотрывной линией. Передача характера, окраски, строения тела, особенностей шерсти используя технику сухой кисти.. Рисование пастелью весеннего пейзажа. Передача воздушности, лёгкости, солнечного света. Рисование акварельными красками «по мокрому» восхода солнца Рисование декоративное с элементами аппликации. Ознакомление с явлением контраста в искусстве. Рисование насекомых. Беседа о их поведения в природе, особенностей строения тела. Беседа о природе звуков в лесу. Рисование весенней грозы по литературному произведению «Идэ» поиск художественных средств выразительности для передачи шума природы. Рисование военной техники (Самолёта – разведчика), посвященной празднованию Дня победы ВОВ Чудо – писанки. Рисование на заготовках элементов декора славянских писанок. Освоение техники декоративного раппопортного рисования Сюжетное рисование по теме «Наш любимый детский сад». Передача настроения, рисование фигуры человека. Беседа, педагогическое наблюдение Наблюдение педагогическое выставка Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение Беседа, педагогическое наблюдение выставка Беседа, педагогическое наблюдение Структура 1. Пояснительная записка - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы 3. Планируемые результаты 4. Организационно-педагогические условия программы - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы 6. Методические материалы 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ», - постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» составлена с учетом программы дополнительного образования для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки», педагога дополнительного образования Лыкова И.А., 2007 года. Характеристика программы (ее значимости) Новизна данной образовательной программы заключается в том, что в работе используются нетрадиционные техники и способы развития детского художественного творчества. В программу вносятся региональные особенности содержания знакомство с уральской росписью, методические приемы и технологии (экскурсионный метод, моделирование, экспериментирование, оценка качества). Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в продуктивной деятельности. Актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы художественное направление. В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные задачи. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Углубленное знакомство с региональными особенностями и умением отображать их в своих работах. Приобщение к культуре своего народа, воспитание уважения к наследию родного края. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая «Волшебная мастерская», реализуемая в сетевой форме – это первый муниципальный опыт организации образовательной деятельности между организациями дошкольного и дополнительного образования. Отличительной особенностью программы является ее реализация в сетевой форме, как интеграция дополнительного и дошкольного образования. Механизм (алгоритм) реализации образовательной программы в сетевой форме Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная мастерская» в сетевой форме с использованием кадровых ресурсов БМАУДО ЦДТ и материально- технической базы БМА ДОУ «Детский сад №27 «Солнышко». БМА ДОУ № 27 образовательная среда БМАУДО ЦДТ педагог дополнительного образования БМА ДОУ № 27 воспитанники реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная мастерская» Механизм состоит из нескольких структурных элементов, каждый из которых имеет свою значимость. Между БМАУДО ЦДТ и БМА ДОУ «Детский сад №27 «Солнышко» заключается договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, где прописаны условия взаимодействия. Количество воспитанников – учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебная мастерская» определяется на основании муниципального задания, формируемым управлением образования Березовского городского округа. - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ в Березовском муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» от 17.11.2022 № 134, - договор о сетевой форме реализации образовательных программ между БМАУДО ЦДТ и Документы, обеспечивающие реализацию программы в сетевой форме в БМАУДО ЦДТ и БМАДОУ № 27 от 20.12.2022. Уровень сложности программы: базовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации деятельности. Позволяет познакомиться с различными изобразительными техниками и приемами, происходит формирование знаний в области изобразительного искусства и развитие творческих способностей учащихся. Происходит мотивация личности к познанию, творчеству, труду и искусству. Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения капитального ремонта здания, образовательный процесс может организовываться - с применением дистанционных технологий и электронного обучения; - по договорам, заключенными со сторонними образовательными и иными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по подвиду «Дополнительное образование детей и взрослых» (на основании договора безвозмездного пользования помещений или договора сетевого взаимодействия). Направленность Направленность программы: художественная Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей с 4 до 7 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: от 5 до 30 человек. Срок реализации программы Срок освоения программы - 3 года. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 108 учебных часа, из них: 1 год обучения - 36 учебных часа; 2 год обучения - 36 учебных часа; 3 год обучения - 36 учебных часа. Режим занятий Первый год обучения – 1 раза в неделю (1 учебный час по 20 мин.); Второй год обучения – 1 раза в неделю (1 учебный час по 25 мин.); Третий год обучения – 1 раза в неделю (1 учебный час по 30 мин.). После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Цель и задачи программы Цель: формирование у ребенка способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие творческого потенциала. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: - научить цветовому восприятию и цветовой гармонии в построении композиции. - научить работать с разными материалами и инструментами. - научить различным приемам и техникам в изобразительной деятельности. Развивающие: - развить эстетическое восприятие предметов окружающей действительности; - развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластики; - развивать способность выражать свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами. Воспитательные: - сформировать ценностное отношение к окружающему миру. - сформировать стремление использовать разные способы обследования предметов. - сформировать способность самостоятельно создавать выразительные образы в различных видах деятельности. 2. Содержание программы Теория Практика Третий год обучения 4 32 36 7 29 36 8 28 Итого часов учебных 36 4 32 36 7 29 36 8 28 Всего часов учебных Практика 36 Теория Волшебная мастерская Всего Второй год обучения Практика 1. Теория Первый год обучения Всего Программа Всего Учебный план № п/п 108 учебных часа Формы аттестации (контроля) Беседа, педагогичес кое наблюдение, промежуточ ный контроль, итоговое задание № 1 2 3 Учебно-тематический план 1 год обучения Название темы Количество часов Всего Теория Практика Времена года 15 2 13 Животные, птицы, насекомые 10 1 9 Игрушки, праздники, сказки 11 1 10 Всего учебных часов 36 4 32 Тема 1. Времена года Теория. Беседа о признаках каждого времени года. Рассматривание таблиц по цветоведению, знакомство с цветовой палитрой соответствующей этому времени. Практика. Знакомство с техниками: рисованием ватной палочкой; по сырому листу; пальчиковое рисование, монотипия. Проведение прямых линий и рисование кругов разной величины. Наложение краски на изображение в листе. Постановка пальцев кисти руки при использовании карандаша, кисточки, ватной палочки. Тема 2. Животные, птицы, насекомые Теория. Беседа о домашних и диких животных. Рассматривание дидактического и наглядного материала. Практика. Рисование на разных форматах бумаги (удлинённых, квадратных, вертикальных, горизонтальных) сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Постановка пальцев кисти руки при использовании карандаша, кисточки. Тема 3. Игрушки, праздники, сказки Практика. Рисование хаотичных узоров. Формирование самостоятельного выбора сказочного героя. Развитие творческого воображения, чувства формы, композиции. Постановка пальцев кисти руки при использовании карандаша, кисточки, ватной палочки. № 1 2 3 4 5 Название темы Времена года Животные, птицы, насекомые Праздники, сказки Росписи Промежуточная аттестация Всего учебных часов 2 год обучения Количество часов Всего Теория 12 2 5 1 12 2 5 1 2 1 36 7 Практика 10 4 10 4 1 29 Тема 1. Времена года Теория. Формирование представления о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок-это плоское изображение объёмных предметов. Практика. Рисование с натуры. Умение подбирать гармоничные цветовые сочетания. Создание композиций с передачей настроения. Рисование в технике: сухая кисть, мятая бумага, монотипия. Тема 2. Животные, птицы, насекомые Практика. Создание простых графических изображений. Рисование простых сюжетных композиций. Развитие мелкой моторики, глазомера. Передача фактуры покрытия тела животного. Тема 3. Праздники, сказки Теория. Развитие воображения, чувства ритма и цветовосприятия. Обсуждение темы праздников и их особенностей празднования, сказок и их героев, способов выразительности и передачи их характеров. Практика. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков цвета. Знакомство с техникой кляксография, совершенствование техник: набрызг, штамповка, печать, мятая бумага. Создание сюжетной композиции с передачей настроения. Тема 4. Росписи Теория. Изучение таблиц дидактических и натурного материала с целью ознакомления с различными видами росписей. Практика. Освоение технических приёмов и способов нанесения мазков для изображения элементов росписи. Постановка руки и правильное положение кисточки в руке при рисовании. Рисование узоров в круге, квадрате. Постановка пальцев кисти руки при выполнении разнообразных технических приемов кистью. Тема 5. Промежуточная аттестация Практика. Проведение тематических выставок для повышения самооценки ребенка и обогащения личного опыта. 3 год обучения № Название темы Количество часов Всего Теория Практика 1 Времена года 10 1 9 2 Животные, птицы, насекомые 3 1 2 3 Праздники, сказки 14 3 11 4 Росписи 4 1 3 5 Человек, портрет 3 1 2 6 Промежуточная аттестация 2 1 1 Всего учебных часов 36 8 28 Тема 1. Времена года Теория. Обсуждение литературных, образов, передающих характер, настроение, состояние погоды, природы зрителю. Объяснение влияния цвета, пластики, экспрессии, ритма, расставления акцентов для передачи настроения в композиции. Практика. Создание беспредметных, абстрактных композиций. Рисование с натуры. Составление цветовой палитры по замыслу. Рисование в нетрадиционных техниках. Умение правильно держать и пользоваться рабочим инструментом, отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами. Тема 2. Животные, птицы, насекомые Практика. Создание художественного образа. Передача пропорций строения тела, выразительных особенностей животного, покрытия тела: мех, иголки, чешуйки…Формирование самостоятельного выбора технических приемов и способов наложения краски на лист, композиционного решения соответственно замыслу. Тема 3. Праздники, сказки Практика. Сюжетное рисование иллюстраций к сказкам. Рисованиеэкспериментирование (кляксография)-оживление необычных форм, фантазийное рисование. Расширение цветовой палитры. Тема 4. Росписи Практика. Декоративное рисование по мотивам народных росписей. Рисование узоров из растительных элементов. Построение кругового узора на лучевых осях или по концентрическим кругам. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Тема 5. Человек, портрет Теория. Изучение пропорций лица и тела человека на основе живой натуры. Знакомство со способами передачи человека в движении на основе рисования геометрических фигур. Практика. Рисование портрета с передачей пропорций частей лица, передачей особенностей внешнего вида, характера конкретного человека. Рисование фигуры человека в движении с учетом пропорций частей тела. Тема 6. Практика. Проведение тематических выставок для повышения самооценки ребенка, обогащения личного опыта и самоанализа. 3. Планируемые результаты Образовательные: -нетрадиционные изобразительные техники и способы изображения; -свойства материалов и правила работы с различными материалами; -технические приемы изображения. Развивающие: -создавать выразительные образы; -создавать композицию, используя имеющиеся знания и умения; -аккуратно работать с различными материалами; -выполнять работу поэтапно; -пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стекой, кистью, соломинка, нитью, заострённой палочкой, печаткой, пипеткой. Воспитательные: -самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла; -самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в области владения изобразительными техниками и способами; -использовать художественное слово по теме работы (небольшие стихотворения, приметы, поговорки). -принимать участие в выставках и конкурсах различного уровня. 4. Организационно-педагогические условия программы Занятия по дополнительному образованию проводятся в группах ДОО. Площадь 66,4 м кв. Материально - техническое обеспечение Оборудование: интерактивная доска -1 ноутбук -1 проектор -1 столы детские – от 5 до 30 детей стулья детские – от 5 до 30 детей письменный стол – 1 шт.; мольберт – 1 шт.; умывальник для детей – 1 шт.; ноутбук – 1 шт.; музыкальный центр – 1 шт. материалы, инструменты: бумага, основа для композиций; листы белой и тонированной бумаги; кисти разных размеров по количеству детей; краски гуашевые по количеству детей; краски акварельные по количеству детей; цветные и простые карандаши по количеству детей; фломастеры по количеству детей; пластиковая тарелочка; трубочки для коктейля; зубочистки деревянные; • Наглядное пособие. /Золотая хохлома. Для детей 3-7 лет /детей 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядное пособие. /Дымковская игрушка. Для детей 3-7 лет /М.: МозаикаСинтез 2015. • Наглядное пособие. /Филимоновская игрушка. Для детей 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядно- пособие. /Сказочная гжель/Для детей 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядное - пособие. /Портрет. Для детей 4-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2014. • Наглядное- пособие. /Пейзаж. Для детей 4-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Развивающая игра /Учим дорожные знаки. Для детей от 3-х лет /ИП Бурдина С.В. 2015. • Демонстрационный материал /Как избежать неприятностей на воде и природе. Для детей от 3-х лет /ИП Бурдина С.В. 2014. • Наглядное пособие /Животные дикие домашние /Издательский дом «ПрофПресс» 2014. • Наглядное пособие /Транспорт /Издательский дом «Проф-Пресс» 2014. • Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству • Демонстрационный материал /Рыбы: морские и пресноводные. Для детей от 3-х лет /ИП Бурдина С.В. 2015. • Демонстрационный материал /Деревья наших лесов. Для детей от 3-х лет /ИП Бурдина С.В. 2015. • Демонстрационный материал /Транспорт: наземный, воздушный. Водный (1 часть) Для детей от 3-х лет /ИП Бурдина С.В. 2015. • Демонстрационный материал /Природные явления. Для детей от 3-х лет /ИП Бурдина С.В. 2015. • Демонстрационный материал /Животные жарких стран. Для детей 4-6 лет /ИП Бурдина С.В. 2014. • Демонстрационный материал /Детям о космосе. Для детей от 3-х лет /ИП Бурдина С.В. 2014. • Демонстрационный материал /Российская геральдика и государственные праздники. Для детей от 3 лет /ИП Бурдина С.В. 2014. • Демонстрационный материал /Цветы лесные, луговые, садовые. Для детей 4-6 лет /ИП Бурдина С.В. 2015. • Демонстрационный материал /Славянская семья: родство и занятия. Наглядно – дидактический материал: • Вохринцева С. /Окружающий мир. Дидактический материал «Народное творчество – 2» /Издательство «Страна Фантазий» 2006. • Наглядно-дидактическое пособие. /Городецкая роспись. Для детей 3-7 лет /детей 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Вохринцева С. /Дидактический материал. Времена года для детей от 4 лет /Издательство «Страна Фантазий» 2009. • Вохринцева С./Дидактический материал. Зимние виды спорта /Издательство «Страна Фантазий» 2009. • Вохринцева С. /Дидактический материал. Пожарная безопасность /Издательство «Страна Фантазий» 2009. • Вохринцева С. /Дидактический материал. Дорожная безопасность /Издательство «Страна Фантазий» 2009. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Домашние птицы. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2003. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Животные средней полосы. 3-7 лет/ М.: Мозаика-Синтез 2003. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Насекомые. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2003. • Наглядно- дидактическое пособие. /Мир в картинках. Птицы домашние. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Цветы. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Животные жарких стран. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Животные домашние питомцы. 3-7 лет / М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядно-дидактическое пособие. /Расскажите детям о специальных машинах. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2012. • Наглядно-дидактическое пособие. /Расскажите детям о музыкальных инструментах. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2010. • Наглядно-дидактическое пособие. /Расскажите детям о космонавтике. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2011. • Наглядно-дидактическое пособие. /Расскажите детям о деревьях. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2008. • Наглядно-дидактическое пособие. /Расскажите детям о музыкальных инструментах. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2010. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Автомобильный транспорт. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Спортивный инвентарь. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2014. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. 3-7 лет /М.: МозаикаСинтез 2015. 2014. Информационно-телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP; - MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, InternetExplorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук. Методическое и информационное обеспечение Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) учебные, учебно-методические издания 1. Лыкова И.А. /Художественный труд в детском саду. Старшая группа. / М.: Цветной мир 2011. 2. Лыкова И.А. /Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. / М.: Цветной мир 2011. 3. Лыкова И.А. /Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет изобразительной деятельности. / М.: Цветной мир 2014. 4. Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском учебнометодическое пособие. Старшая группа. / М.: Цветной мир 2011. 5. Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском саду. Учебно-методическое пособие. Младшая группа. / М.: Цветной мир 2012. 6. Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. / М.: Дидактика 2007. 7. Лыкова И.А. /Я создаю поделки. / М.: Мир книги 2008. 8. Лыкова И.А. /Я собираю гербарии. / М.: Мир книги 2008. 9. Лыкова И.А. /Я леплю из пластилина. / М.: Мир книги 2008. 10. Лыкова И.А. /Учебно-методическое пособие. Изобразительная деятельность в саду. / М.: Цветной мир 2013. 11. Лыкова И.А. Максимова Е.В /Коллаж из бумаги. Детский дизайн. / М.: Цветной мир2013. 12. Кузнецова О.С., Мудрак Т.С. /Я строю бумажный город/ М.: Мир книги 2008. 13. Грибовская А.А. /Аппликация в детском саду/для детей 5-7 лет/ НО «Фонд ПРИТОУ «Развитие» 2005. 14. Парамонова Л.А. Протасова Е.Ю. /Я учусь изобретать /М: Мир книги 2008. 15. Иванова М. /Веселый пластилин /Тверь АСТ-Пресс 2006. 16. Грушина Л.В., Репьева С.А. /Я устраиваю праздник/ М: Мир книги 2008. 17. Румянцева Е.А. /Необычная лепка/ ООО «Дрофа» 2006. 18. Шкидская И.О. /Аппликация из пластилина/ Ростов-на-дону «Феникс» 2009. 19. Новацкая М. /Пластилиновые секреты/ Спб Питер 2012. 20. Козлина А.В. /Уроки ручного труда/ М.: Мозаика - Синтез 2006. 21. Салагаева Л.М. /Объёмные картинки/ «Детство-Пресс»2007. Вид образовательно го и информационн ого ресурса (печатный / электронный) Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный 22. Агапова И., Давыдова М. /114 игрушек и поделок из всякой Печатный всячины/ ООО ИКТЦ «Лада» 2008. 23. Колдина Д.Н. /Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет/ М.: Мозайка- Печатный Синтез 2014. Печатный 24. Колдина Д.Н. /Лепка и аппликация с детьми 5-6 лет/ М.: МозайкаСинтез 2013. 25. Астахова Н., Жукова Л. /Азбука русской живописи/ М.: Белый город 2004. 26. Евстратова Е.М. /Репин. Галерея гениев/ М.: Олма медиа Группа 2007. 27. Шувалова И.Н. /Шишкин. Русские живописцы 20 века/ СПБ.: художник России 1993. 28. Калинина Т. /Методическое пособие. Большой лес/ Екат.2000. 29. Калинина Т. /Методическое пособие. Цветы и травы/ Екат.2000. 30. Клачкова С.В. /Методическое пособие. Конструирование конусных игрушек из бумаги/ Ект.: 1992. 31. Клачкова С.В. /Методическое пособие. Художественное конструирование из бумаги /ЕКТ.: 1994. Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Кадровое обеспечение Профессиональная категория: Высшая квалификационная категория Уровень образования педагога: Высшее художественно-педагогическое Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы. 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (итоговое задание), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок и их исправления), дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся. Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям: - умение работать с различными материалами и инструментами; - владение различными техниками и приемами; - самостоятельность в создании выразительного художественного образа; Результаты аттестации заносятся в разработанную таблицу-матрицу. В мониторинге используются следующие обозначения: В – высокий уровень С – средний уровень Н – низкий уровень ФИ ребенка Техника работы с Создание инструментами и художественного материалами образа Степень самостоятельности выполнения задания На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатывается технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков. 6. Методические материалы При реализации программы «Волшебная мастерская» используются следующие материалы: - Образцы рисунков, поделок, аппликаций педагога - Муляжи фруктов, овощей, грибов - Игрушки из разного материала - Методические карточки - Дидактические карточки - Комплекты – разные виды камней - Комплекты – разные виды семян - Комплектов – разные виды тканей - Таблицы графические - виды линий, способы их проведения - Таблицы графические – декоративные узоры и орнаменты и способы их нанесения - Таблицы по цветоведению – цветовой круг - Таблицы по цветоведению – смешение цветов и теплохолодность - Таблицы по цветоведению – ахромотические и полихромные цвета - Шаблоны и трафареты МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятий: 1. Информационно-рецептивный метод обучения изобразительной деятельности. Метод предполагает использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. А также словесное изложение материала, беседа, указания педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. 2. Репродуктивный метод обучения изобразительной деятельности, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навык формообразующих движений рукой до автоматизма. 3. Эвристический метод обучения изобразительной деятельности. Направлен на выявление и формирование самостоятельности в ребёнке в какомлибо моменте работы на занятии. 4. Исследовательский метод обучения изобразительной деятельности. Этот метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Игровые приемы обучения Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Наряду с игровыми методами, в обучении используем ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную, исследовательскую и социальную активность детей: - концентрический метод обучения (по спирали) с соблюдением дидактического принципа от простого к сложному; - метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и преданий посредством театрализованных постановок; - эвристический (частично поисковый) метод; - метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности. Кроме общих методов, во время занятий используются методы эстетического воспитания: - метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; - метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; - метод эстетического убеждения (Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт); - метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре); - метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; - метод разнообразной художественной практики; - метод сотворчества (с педагогом, сверстниками); - метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности; - метод эвристических и поисковых ситуаций. Все методы используются в комплексе: - позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; - дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; - формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; - способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. При проведении занятий необходимо придерживаться основных правил: 1. Использование приема транслирования информации 2. Отбор тематического содержания 3. Главный герой рисования – ребенок 4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка 5. Педагог создает схематические изображения 6. Педагог не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий 7. В качестве «физкультминутки» используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью 8. Создание эмоционального настроя с помощью музыки, шутки, игрушки и др. Список литературы для педагога 1. Агапова И., Давыдова М. /114 игрушек и поделок из всякой всячины/ ООО ИКТЦ «Лада» 2008. 2. Астахова Н., Жукова Л. /Азбука русской живописи/ М.: Белый город 2004. 3. Грибовская А.А. /Аппликация в детском саду/для детей 5-7 лет/ НО «Фонд ПРИТОУ «Развитие» 2005. 4. Грушина Л.В., Репьева С.А. /Я устраиваю праздник/ М: Мир книги 2008. 5. Евстратова Е.М. /Репин. Галерея гениев/ М.: Олма медиа Группа 2007. 6. Иванова М. /Веселый пластилин /Тверь АСТ-Пресс 2006. 7. Калинина Т. /Методическое пособие. Большой лес/ Екат.2000. 8. Калинина Т. /Методическое пособие. Цветы и травы/ Екат.2000. 9. Клачкова С.В. /Методическое пособие. Конструирование конусных игрушек из бумаги/ Ект.: 1992. 10. Клачкова С.В. /Методическое пособие. Художественное конструирование из бумаги /ЕКТ.: 1994. 11. Козлина А.В. /Уроки ручного труда/ М.: Мозаика - Синтез 2006. 12. Колдина Д.Н. /Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет/ М.: Мозайка-Синтез 2014. 13. Колдина Д.Н. /Лепка и аппликация с детьми 5-6 лет/ М.: Мозайка-Синтез 2013. 14. Кузнецова О.С., Мудрак Т.С. /Я строю бумажный город/ М.: Мир книги 2008. 15. Лыкова И.А. /Художественный труд в детском саду. Старшая группа. / М.: Цветной мир 2011. 16. Лыкова И.А. /Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. / М.: Цветной мир 2011. 17. Лыкова И.А. /Цветные ладошки. Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2-7 лет изобразительной деятельности. / М.: Цветной мир 2014. 18. Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском учебно-методическое пособие. Старшая группа. / М.: Цветной мир 2011. 19. Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском саду. Учебнометодическое пособие. Младшая группа. / М.: Цветной мир 2012. 20. Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. / М.: Дидактика 2007. 21. Лыкова И.А. /Я создаю поделки. / М.: Мир книги 2008. 22. Лыкова И.А. /Я собираю гербарии. / М.: Мир книги 2008. 23. Лыкова И.А. /Я леплю из пластилина. / М.: Мир книги 2008. 24. Лыкова И.А. /Учебно-методическое пособие. Изобразительная деятельность в саду. / М.: Цветной мир 2013. 25. Лыкова И.А. Максимова Е.В /Коллаж из бумаги. Детский дизайн. / М.: Цветной мир2013. 26. 27. 28. 29. 30. 31. России 1993. Новацкая М. /Пластилиновые секреты/ Спб Питер 2012. Парамонова Л.А. Протасова Е.Ю. /Я учусь изобретать /М: Мир книги 2008. Румянцева Е.А. /Необычная лепка/ ООО «Дрофа» 2006. Салагаева Л.М. /Объёмные картинки/ «Детство-Пресс»2007. Шкидская И.О. /Аппликация из пластилина/ Ростов-на-дону «Феникс» 2009. Шувалова И.Н. /Шишкин. Русские живописцы 20 века/ СПБ. художник Список литературы для учащихся (родителей): 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Бесчастнов Н.П. /Графика пейзажа/ М: Владос 2005. Долженко Г.И. /100 оригами/ Ярославль: Академия развития 2002. Дубровская Н.В. /Природа/ Санкт-Петербург: Детство-пресс 2006. Евстратова Е.Н. /Репин/ М: Олма 2007. Жукова Л.М. /Азбука русской живописи/ Ростов на Дону: Белый город 2004. Казакова Р.Г./Рисование с детьми/ М: Сфера 2006. Новацкая М. /Пластилиновые секреты/ Санкт-Петербург: Питер 2012. Пришвин М./Лисичкин хлеб/ М: Детская литература 1987. Румянцева Е. /Аппликация. Простые поделки / М: Айрис пресс 2014. Синеглазова М.О. /Распишем ткань сами/ М: Профиздат 2001. Соколов-Микитов/Дружба зверей/ М: Детская литература 1984. Соколов-Микитов/Заячьи слёзы/ М: Малыш 1991. Телешов Н. /Крупеничка/ М: Малыш 1990. Толстой Л.Н. /Пожарные собаки/ М: Малыш 1986. Чарушин Е. /Птичье озеро/ Санкт-Петербург: Акварель 2013. Шкицкая И.О. /Аппликация из пластилина/ Ростов на Дону: Феникс 2009. Шувалова И.Н. /Шишкин/ Санкт-Петербург: Художник России1993.