Изо-студия

Структура
1. Пояснительная записка
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2. Содержание программы
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия программы
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
Приложение 1 – Учебный план
Приложение 2 – Календарно-учебный график
Приложение 3 – Рабочие программы модулей

1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «ИЗО-студия» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»,
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ.
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «ИЗО-студия» составлена с учетом программы художественного воспитания,
обучения и развития детей «Цветные ладошки» Лыкова И.А для детей дошкольного возраста.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности «ИЗО-студия» осуществляется с использованием сетевой
формы реализации образовательной программы между БМА ДОУ «Детский сад №13» и
БМАУДО ЦДТ.
Характеристика программы (ее значимости)
Художественный образ, лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и
является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Становление
художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в
развивающей деятельности, а конкретно в рисунке.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение
кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности
обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое,
интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое), а также, позволяет плодотворно решать
задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что
художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая
детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает
радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние
каждого ребенка.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современном обществе ведущая роль в
становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит
эмоциональной сфере. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают
художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития. На
занятиях по данной программе мир природы выступает как предмет пристального наблюдения
и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность
воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет
педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как
живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Новизной программы «ИЗО-студия» является развитие у детей эстетического
восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей,
овладения разнообразными способами практических действий, появление созидательного
отношения к окружающему.
Отличительные особенности данной общеобразовательной общеразвивающей
программы заключаются в том, что рисование является одним из важнейших средств познания
мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной
практической и творческой деятельностью ребенка. Развитие восприятия детей, формирование
представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что
рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов. В процессе рисования у ребенка
совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и
творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные
способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Механизм (алгоритм) реализации образовательной программы в сетевой форме.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
художественной направленности «ИЗО-студия» в сетевой форме с использованием кадровых
ресурсов БМАУДО ЦДТ и материально- технической базы БМА ДОУ «Детский сад №13».
БМА ДОУ № 13
образовательная
среда
БМАУДО ЦДТ
педагог
дополнительного
образования

БМА ДОУ № 13
воспитанники

реализация
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «ИЗОстудия»

Механизм состоит из нескольких структурных элементов, каждый из которых имеет
свою значимость.
Между БМАУДО ЦДТ и БМА ДОУ «Детский сад №13» заключается договор о сетевой
форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, где
прописаны условия взаимодействия.
Количество воспитанников – учащихся по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «ИЗО-студия» определяется на основании муниципального
задания, формируемым управлением образования Березовского городского округа.

Документы, обеспечивающие реализацию программы в сетевой форме в БМАУДО
ЦДТ
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ в Березовском муниципальном автономном
учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» от 17.11.2022 № 134,
- договор о сетевой форме реализации образовательных программ между БМАУДО
ЦДТ и БМАДОУ № 13 от 20.12.2022.
Программа состоит из двух модулей: «Основы рисования с применением
нетрадиционных техник», «Элементарная грамотность в рисовании с применением
традиционных техник», каждый из которых рассчитан на один год обучения.
Уровни сложности разноуровневой программы:
«Стартовый»: модуль 1. «Основы рисования с применением нетрадиционных техник»,
предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения
содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный
характер, имеют шаблонные решения.
«Базовый»: модуль 2. «Элементарная грамотность в рисовании с применением
традиционных техник», предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач,
для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет
на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем
практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные
ситуации в рамках программы.
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с
ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения
ремонта здания, образовательный процесс может организовываться с применением
дистанционных технологий и электронного обучения.
Направленность
Направленность программы: художественная
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает
обучение детей с 4 до 7 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к
уровню образования.
Наполняемость группы
Ожидаемое количество детей в одной группе: 15-20 человек.
Срок реализации программы
Срок освоения программы - 3 года.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 216 часов, из них:
1 год обучения - 72 учебных часа;
2 год обучения - 72 учебных часа;
3 год обучения - 72 учебных часа.
Режим занятий

Первый год обучения – 3 раза в неделю (1 учебных часа по 20 мин.);
Второй год обучения – 3 раза в неделю (1 учебных часа по 25 мин.);
Третий год обучения – 3 раза в неделю (1 учебных часа по 30 мин.).
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- теоретические;
- практические.
Цель и задачи программы
Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей по средствам
изобразительного искусства.
Задачи.
Образовательные:
Формировать и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Развивающие:
Развивать образное мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги, формата А4, А3 и в
окружающем пространстве;
Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность и усидчивость;
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

2. Содержание программы
Учебный план
№
п/
п

Модуль

1.

Основы рисования
с применением
нетрадиционных
техник

2.

Первый год обучения
Всего

Теория

Практика

72

9

63

Элементарная
грамотность в
рисовании с
применением
традиционных
техник

3.

Итого учебных
часов

4.

Всего учебных
часов

Второй год обучения
Всего

Теория

Практика

Третий год обучения
Всего

72

20
20

72

Теория

52

72

Формы
аттестации

Практика

Беседа,
наблюдение
контрольное
упражнение,
участие детей
в творческих
конкурсах и
тематических
выставках.

52

72

72

216

Модуль 1. «Стартовый». «Основы в рисовании с применением традиционных и
нетрадиционных техник»
Учебно-тематический план 1 года обучения
№

Количество часов
Название темы

всего

теория

практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Ориентация в пространстве

6

1

5

3.

Изучаем цвета

9

1

8

4.

Формы и линии в рисовании

18

3

15

5.

Рисование с помощью примакивания 3
кисти
4
Работа по замыслу
Рисование с применением разных техник: 29
пальчиками, ладошкой, оттиск, тычком,
обрывание бумаги, скатывание бумаги,
кляксография,
набрызг,
пластилинография.
Промежуточная аттестация
1

1

2

0

4

2

27

0

1

Всего учебных часов:

9

63

6.
7.

8.

72

1.
Введение.
Вводное занятие.
Теория: правила техники безопасности и ОБЖ на занятии.

Практика: знакомство с художественными принадлежностями.
2.
Ориентация в пространстве.
Теория: ориентация на плоскости листа-вертикальное расположение листа, середина
(центр) листа, горизонтальное расположение листа, верх, низ, право, лево.
Практика: рисование предметов на плоскости листа.
3.
Изучаем цвета.
Теория: основные цвета в рисовании, оттенки цветов.
Практика: рисование различных композиций с использованием традиционных техник
рисования.
Итоговое занятие. Выставка рисунков.
4.
Формы и линии в рисовании.
Теория: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Практика: рисование композиций на основе изображения различных видов
геометрических фигур.
5.
Рисование с помощью примакивания кисти.
Теория: знакомство с техникой примакивания кисти
Практика: рисование пейзажа, птиц.
6.
Работа по замыслу.
Практика: Работа на воображение.
7.
Рисование с применением разных видов техник.
Теория: знакомство с техниками рисования пальчиками, ладошкой, оттиск, тычком,
обрывание бумаги, скатывание бумаги, кляксография, набрызг, пластилинография.
Практика: рисование с применением техник.
8.
Промежуточная аттестация.

№

Модуль 2. «Элементарная грамотность в рисовании с применением
традиционных техник»
Учебно-тематический план 2 года обучения
Количество часов
Название темы
общее
теория
практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Общие сведения о рисунке

1

1

0

3.

Создание эскиза

2

1

1

4.

Восприятие формы, объем

3

1

2

5.

Работа красками

2

1

1

6.

Работа с графическими материалами

3

1

2

7.

Поэтапное рисование животных, птиц

21

2

19

8.

Натюрморт, разновидности натюрморта

9

2

7

9.

Пейзаж, разновидности пейзажа

15

5

10

10.

Хохломская роспись

3

1

2

11.

Граттаж

3

1

2

12.

Портрет, пропорции лица

2

1

1

13.

Пропорции человека

2

1

1

14.

Творческая работа

3

1

2

15.

Промежуточная аттестация

1

0

1

Всего учебных часов:

72

20

52

1.
Вводное занятие.
Теория: Вспоминаем правила техники безопасности и ОБЖ на занятии.
Практика: творческое задание – как я провел лето
2.
Общие сведения о рисунке.
Теория: история создания простого карандаша, отличительные особенности карандаша
по твердости, мягкости, основные штрихи.
3.
Создание эскиза.
Теория: Эскиз – предварительный набросок, фиксирующий замысел художника, роль
эскиза.
Практика: Создание эскиза
4.
Восприятие формы, объем.
Теория: элементы формообразования, простые и сложные формы.
Практика: Рисование объемных форм
5.
Работа красками.
Теория: Цветовая палитра, цветовой круг, холодные и теплые цвета, колорит, правила
смешивания красок при работе с гуашью и акварелью.
Практика: Выполнение творческого задания.
6.
Работа с графическими материалами.
Теория: Графические материалы, особенности работы с фломастерами, с восковыми
мелками.
Практика: Выполнение творческого задания.
7.
Поэтапное рисование животных, птиц.
Теория: беседа о животном мире, особенности строения животных, птиц и их
изображения.
Практика: Выполнение творческого задания.
8.
Натюрморт.
Теория: Виды натюрморта, история, последовательность выполнения работы.
Формирование знаний об изменении цвета предмета в зависимости от окружающей среды и
характера освещенности.
Практика: Декоративный натюрморт в холодных, теплых цветовых тонах; в технике
гризайль.
9.
Творческая работа по замыслу.
Теория: правила композиции, рисование по воображению.
Практика: выполнение итоговой работы. Оформление выставки рисунков.
10.
Промежуточная аттестация.

Модуль 2. «Элементарная грамотность в рисовании с применением
традиционных техник»
Учебно-тематический план 3 года обучения
№

Количество часов
Название темы

общее

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Пейзаж, разновидности пейзажа

15

5

10

3.

Хохломская роспись

3

1

2

4.

Граттаж

3

1

2

5.

Портрет, пропорции лица

2

1

1

6.

Пропорции человека

2

1

1

7.

Творческая работа

3

1

2

8.

Промежуточная аттестация

1

0

1

Всего учебных часов:

72

20

52

1.
Вводное занятие.
Теория: Вспоминаем правила техники безопасности и ОБЖ на занятии.
Практика: творческое задание – как я провел лето
2.
Пейзаж.
Теория: виды пейзажа, история, последовательность выполнения работы.
Практика: Выполнение творческих заданий, мой любимый город, работа по замыслу.
3.
Хохломская роспись.
Теория: История, особенности выполнения.
Практика: Выполнение элементов, создание композиции.
4.
Граттаж.
Теория: Знакомство с понятием графического искусства (граттаж, воскография)
Практика: Изучение технологии выполнения рисунка, создание работы в освоенной технике.
5.
Портрет.
Теория: Виды портрета, последовательность выполнения работы. Идеальные пропорции лица,
форма лица, правильное построение.
Практика: Выполнение портрета.
6.
Человек.
Теория: Макет скелета человека, пропорции человеческой фигуры.
Практика: Изображение человека в полный рост.
7.
Творческая работа по замыслу.
Теория: правила композиции, рисование по воображению.
Практика: выполнение итоговой работы. Оформление выставки рисунков.
8.
Промежуточная аттестация.

4. Планируемые результаты
К концу первого года обучения ребенок умеет:
- проявлять интерес к изобразительной деятельности;
- передавать образы предметов, объектов;
-свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами;
- уметь действовать, повторяя показанный образец;
- правильно держать карандаши, кисточку;
- координировать работу рук со зрительным и слуховым восприятием;
- ориентироваться на листе бумаги;
- рисовать разнообразные линии и геометрические фигуры;
- получать вторичные цвета путем смешивания;
- понимать и выполнять словесные установки педагога.
К концу второго года обучения ребенок умеет:
- изображать предметы с натуры и по памяти, передавая форму, величину, строение,
пропорции, цвет, композицию;
- уметь замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды, времени суток;
- уметь воплощать свои творческие замыслы;
- уметь различать теплые и холодные цвета;
- уметь давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться
выражать свою точку зрения;
- понимать у уметь использовать разнообразные приёмы работы с разными материалами,
используя все выразительные свойства художественных и графических материалов;
- уметь проявлять инициативу и самостоятельность.
Метапредметные результаты:
- художественно-образное воображение и мышление; художественная интуиция и
память;
- восприятие и суждение о художественных произведениях как основы формирования
коммуникативных умений;
Предметные результаты:
- основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной
выразительности;
- практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- эмоционально-ценностное отношение в коммуникативной сфере:
- основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных
художественно-творческих работ, а также освоение информационных коммуникаций;
- художественный вкус, воображение, фантазия;
- эмоциональное, интеллектуальное восприятие.

4. Организационно-педагогические условия программы
Материально - техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в кабинете, расположенном на
первом этаже здания БМАДОУ «Детский сад №13» г. Березовский, п. Кедровка, площадью 49,4
кв.м.
№
Наименование оборудованных учебных кабинетов
Адрес
(местоположение)
п/п
учебных кабинетов
1
2
3
Шкаф для хранения художественных материалов и п. Кедровка, ул. Советская 29
пособий 1
Детские столы для рисования 8
Детские стулья 15
Умывальник 2
Кварцеватель 1
Магнитная доска 1
Мольберт 6
Инструменты:
по количеству детей
Простые карандаши разной мягкости
Цветные карандаши
Акварель
Гуашь
Картон
Пластилин
Кисти
Фломастеры
Акварельная бумага формата А4
Бумага для рисования формата А4, А3
Восковые мелки
Учебно-наглядные пособия:
Электронные презентации
Видеоматериалы
Фотографии
Книги о художниках и художественных стилях,
учебные пособия по академическому рисунку и
живописи, сборники иллюстраций, художественная
литература
Наглядно-дидактический материал: муляжи овощей и
фруктов, предметы для натюрмортов,
репродукции.

Методическое и информационное обеспечение
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического
издания и (или) наименование электронного образовательного,
информационного ресурса (группы электронных образовательных,
информационных ресурсов)

Вид
образовательного и
информационного
ресурса

Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду:
Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных
учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и
живописью. М.: Педагогическое общество Росии, 2004.
Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник: Обучение дошкольников
рисованию. – М.: Издательство «Ювента», 2002.
Есафьева Г.П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная
группы./Худоник Афоничева Е.А. – Ярославль: Академия развития.
2006.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/. М.: ТЦ
«Сфера», 2004.
Комарова
Т.С.
Развитие
художественных
способностей
дошкольников. Монография. – М.: Мозаика-Синтез, 2016
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое
пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа
художественно-эстетическогоразвития детей в изобразительной
деятельности. – М.: ИД «Цветной мир», 2014
Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к
программе худоественного образования в детском саду «Цветные
ладошки»: учебно-методическое пособие. –М.: Издательский дом
«Цветной мир», 2013
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая
группа: учебно-методическое пособие. –М.: Издательский дом
«Цветной мир», 2014
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя
группа: учебно-методическое пособие. –М.: Издательский дом
«Цветной мир», 2014
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая
группа: учебно-методическое пособие. –М.: Издательский дом
«Цветной мир», 2014
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная группа: учебно-методическое пособие. –М.:
Издательский дом «Цветной мир», 2014
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты:
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2003

Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный

Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный

Кадровое обеспечение
Профессиональная категория: Первая категория
Уровень образования педагога: Среднее профессиональное
Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена
переподготовка по профилю программы

профессиональная

5. Оценочные материалы
5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе не проводится.
5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе
осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику.

Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в
конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и
задач программы.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы:
устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (контрольное упражнение),
метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ причины
неправильного исполнения элементов, устранение обнаруженных пробелов), дифференциация
и подбор заданий с учетом особенностей учащихся.
Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям:
- по степени владения теоретическим материалом;
- по качеству выполнения всех этапов технологического процесса.
Форма предъявления результатов – выставки - представления творческих работ
учащихся различного уровня.
Показатели
творческого развития

Критерии оценивания
Уровень освоения программы
0-не проявляет
1-проявляет 2- проявляет
навыков, умений
навыки,
навыки, умения
умения
частично

Аккуратность в выполнении
работы
Активность
Владение цветом
Выделение цветом
Смешивание цветов, получение
новых оттенков
Соотнесение пропорций
Использование точки, линии,
пятна
Ориентир в ограниченном
пространстве, на листе бумаги
Владение композицией
Выполнение фона
Использование линии
горизонта
Содержание образа
Соответствие содержания образа
теме
Передача настроения образа

Методические материалы
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям
учащихся. В их основе лежит способ организации непосредственно образовательной
деятельности:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ т.д.),
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение),
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Список литературы
1.
Колдина Д.Н. Лепка. Москва. Мозаика – синтез. 2009г
2.
Колдина Д.Н. Рисование. Москва. Мозаика – синтез. 2009г.
3.
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
Москва. ТЦ Сфера. 2013г.
4.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз - дидактика, 2007.
5.
Художественный труд в детском саду «Умелые ручки». 2014г.
6.
Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа.
И.А.Лыкова 2014г.
7.
Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа./ И.А.
Лыкова. Учебно- методическое пособие – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 152 с.,
перераб. и доп.
8.
Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
– 48 с.
9.
Игрушки и подарки из природного материала, Лыкова И.А.-М.: Цветной мир,
2014.
10.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, Швайко Г.С.-М.:
Владос, 2003.
11.
Художественный труд в детском саду. Лыкова И.А.-М.: Цветной мир, 2011.
12.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, ранний возраст.
Москва. Издательский дом «Цветной мир» 2012.
13.
Учимся рисовать (старшая и подг. группы). Г.П.Есафьева 2006г.
14.
Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники).
Р.Г.Казакова 2004г.
15.
Наглядно-дидактические пособия: «Каргополь», «Гжель», «Хохлома»,
«Дымковская игрушка», «Музыкальные инструменты» 2004г.
Список литературы для учащихся (родителей)
1. Давыдова Г.Н. – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Москва 2007г.
2. Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г
3. Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
4. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно – наглядное пособие
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
5. Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г
6. Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
7. Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
8. Лыкова И.А. – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до
порога школы» 2010г.
9. Лыкова И.А. – «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и
познавательной деятельности дошкольников» 2010г.
10. Фатеева А. – «Рисуем без кисточки» 2004г.
11. Швайко Г.С.– «Занятия по ИЗО в детском саду. » 2008г.

Пояснительная записка
Рабочая
программа педагога
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе «ИЗО-студия» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой
календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль 1. «Основы рисования с применением нетрадиционных техник», предполагает
обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания
программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют
шаблонные решения.
Модуль 1 рассчитан на 1 год обучения.
Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей по средствам
изобразительного искусства.
Задачи.
Образовательные:
познакомить с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
формировать и
обогащать знания
детей о
разных
видах
художественного творчества;
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Развивающие:
развить у детей внимание, память, фантазию, воображение по средствам
изобразительного искусства;
развить художественный вкус и чувство гармонии;
развивать умение свободно экспериментировать с художественными
материалами и инструментами;
развивать образное мышление, устойчивый интерес к художественной
деятельности;
развивать пространственную ориентацию на листе бумаги, формата А4, А3 и в
окружающем пространстве ; - развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
воспитывать аккуратность и усидчивость;
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным
инструкциям педагога.
Планируемые результаты на данном этапе освоения программы
Образовательные:
дети ознакомлены с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
у детей сформированы знания о разных видах художественного творчества;
у
детей сформированы
умения и навыки, необходимые для создания
творческих работ.
Развивающие:
развиты внимание, память, фантазия, воображение;
развит художественный вкус и чувство гармонии;

развито умение свободно экспериментировать с художественными материалами
и инструментами;
развито
образное
мышление, устойчивый
интерес
к
художественной
деятельности;
развита пространственная ориентация на листе бумаги, формата А4, А3 и в
окружающем пространстве ; - развита мелкая моторика.
Воспитательные:
дети проявляют интерес к изобразительной деятельности;
аккуратность и усидчивость;
трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
дети проявляют умение слушать, выполнять определённые действия по
словесным инструкциям педагога.
Учебно-тематический план
Количество часов

№
Название темы

всего

теория

практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Ориентация в пространстве

9

1

5

3.

Изучаем цвета

9

1

8

4.

Формы и линии в рисовании

18

3

15

5.

Рисование с помощью примакивания
кисти

5

1

4

6.

Работа по замыслу

4

0

4

7.

Рисование с применением разных техник: 27
пальчиками, ладошкой, оттиск, тычком,
обрывание бумаги, скатывание бумаги,
кляксография, набрызг,
пластилинография.

2

25

8.

Промежуточная аттестация

1

0

1

Всего учебных часов:

72

9

63

Календарно-тематический план
Месяц
Тема
Количе- Содержание
Формы контроля
При
ство
мечасов
чание
сентя
Вводное
2
Правила техники
Беседа, наблюдение
брь
занятие
безопасности и ОБЖ на
занятии.
Знакомство с
художественными
принадлежностями.
сентя
Ориентация в
6
Ориентация на плоскости Беседа, наблюдение,
брь
пространстве
листа. Вертикальное,
контрольное упражнение
горизонтальное
расположение листа.
Середина (центр) листа.
Верх и низ. Лево, право.
Ориентация на плоскости
листа. Рисование
предметов на плоскости
листа.
сентябрь Изучаем цвета 1
Основные цвета в
Беседа, показ,
рисовании, оттенки
наблюдение
цветов.
октябрь Изучаем цвета 8
Основные цвета в
Беседа, показ,
рисовании, оттенки
наблюдение,контрольцветов. Знакомство с
ное упражнение
оттенками различных
цветов в рисовании.
Смешивание цветов.
Выполнение творческой
работы по замыслу.
октябрь Формы и
1
Прямоугольник, квадрат, Беседа, показ,
линии в
ромб, трапеция,
наблюдение,
рисовании
треугольник, круг, овал. контрольное упражнение
Рисование на основе
геометрических фигур.
ноябрь Формы и
7
Прямоугольник, квадрат, Беседа, показ,
линии в
ромб, трапеция,
наблюдение,
рисовании
треугольник, круг, овал. контрольное упражнение
Рисование на основе
геометрических фигур
декабрь Формы и линии 8
Прямоугольник,
Беседа, показ,
в рисовании
квадрат, ромб,
наблюдение,
трапеция,
контрольное упражнение
треугольник,
круг,овал.
Рисование на
основе
геометрических
фигур

январ
ь

Формы и линии 2
в рисовании

январ
ь

Рисование с
помощью
примакива-ния
кисти

4

февр
аль

Рисование с
помощью
примакива-ния
кисти
Рисование с
помощью
примакива-ния
кисти
Рисование
ладошкой

1

март

Рисование
пальчиками

3

март

Рисование с
использованием тычка
Пластилинография

3

Рисование с
применением
оттиска
Рисование с
помощью
обрывания
бумаги
Рисование с
применением
набрызга
Рисование с
применением
набрызга
Рисование с
помощью
кляксографии
Рисование с
помощью
скатывания
бумаги

3

февр
аль
февр
аль

март
апрель
апрель

апрель
май
май
май

Рисование на
основе
геометрических
фигур
Рисование
предметов с
использованием
техники
примакивания
кисти.
Сюжетное рисование с
использованием техники
примакивания кисти.

Контрольное
упражнение

4

Выполнение творческой
работы по замыслу

Контрольное
упражнение

3

Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники

Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение

Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники

Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение

3

3

2

1

3

3

Беседа, показ,
наблюдение,
контрольное упражнение

Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение

май

Промежуточная 1
аттестация

Выполнение творческой
работы по замыслу

Контрольное
упражнение

Пояснительная записка
Рабочая
программа педагога
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе
«ИЗО-студия»
является
частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по
текущему году обучения.
Модуль 1. «Основы рисования с применением нетрадиционных техник»,
предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для
освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном
репродуктивный характер, имеют шаблонные решения.
Модуль 1 рассчитан на 1 год обучения.
Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей по средствам
изобразительного искусства.
Задачи.
Образовательные:
познакомить с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
формировать и
обогащать знания
детей о
разных
видах
художественного творчества;
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Развивающие:
развить у детей внимание, память, фантазию, воображение по средствам
изобразительного искусства;
развить художественный вкус и чувство гармонии;
развивать умение свободно экспериментировать с художественными
материалами и инструментами;
развивать образное мышление, устойчивый интерес к художественной
деятельности;
развивать пространственную ориентацию на листе бумаги, формата А4, А3 и
в окружающем пространстве ; - развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
воспитывать аккуратность и усидчивость;
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным
инструкциям педагога.
Планируемые результаты на данном этапе освоения программы Образовательные:
дети ознакомлены с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
у детей сформированы знания о разных видах художественного творчества;
у
детей сформированы
умения и навыки, необходимые для
создания творческих работ.
Развивающие:
развиты внимание, память, фантазия, воображение;

развит художественный вкус и чувство гармонии;
развито умение свободно экспериментировать с художественными
материалами и инструментами;
развито
образное
мышление, устойчивый
интерес
к
художественной
деятельности;
развита пространственная ориентация на листе бумаги, формата А4, А3 и в
окружающем пространстве ; - развита мелкая моторика.
Воспитательные:
дети проявляют интерес к изобразительной деятельности;
аккуратность и усидчивость;
трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
дети проявляют умение слушать, выполнять определённые действия по
словесным инструкциям педагога.
Учебно-тематический план
№

Количество часов
Название темы

всего

теория

практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Ориентация в пространстве

9

1

5

3.

Изучаем цвета

9

1

8

4.

Формы и линии в рисовании

18

3

15

5.

Рисование с помощью примакивания
кисти

5

1

4

6.

Работа по замыслу

4

0

4

7.

Рисование с применением разных техник: 27
пальчиками, ладошкой, оттиск, тычком,
обрывание бумаги, скатывание бумаги,
кляксография, набрызг,
пластилинография.

2

25

8.

Промежуточная аттестация

1

0

1

Всего учебных часов:

72

9

63

Календарно-тематический план

Месяц

Тема

Количе- Содержание
ство
часов

сентя
брь

Вводное
занятие

2

сентя
брь

Ориентация в
пространстве

6

сентябрь Изучаем цвета

1

октябрь

Изучаем цвета

8

октябрь

Формы и
линии в
рисовании

1

ноябрь

Формы и
линии в
рисовании

7

декабрь

Формы и линии 8
в рисовании

Правила техники
безопасности и ОБЖ на
занятии.
Знакомство с
художественными
принадлежностями.
Ориентация на плоскости
листа. Вертикальное,
горизонтальное
расположение листа.
Середина (центр) листа.
Верх и низ. Лево, право.
Ориентация на плоскости
листа. Рисование
предметов на плоскости
листа.
Основные цвета в
рисовании, оттенки
цветов.
Основные цвета в
рисовании, оттенки
цветов. Знакомство с
оттенками различных
цветов в рисовании.
Смешивание цветов.
Выполнение творческой
работы по замыслу.
Прямоугольник, квадрат,
ромб, трапеция,
треугольник, круг, овал.
Рисование на основе
геометрических фигур.
Прямоугольник, квадрат,
ромб, трапеция,
треугольник, круг, овал.
Рисование на основе
геометрических фигур
Прямоугольник,
квадрат, ромб,
трапеция,
треугольник,
круг,овал.
Рисование на
основе

Формы контроля

Беседа, наблюдение

Беседа, наблюдение,
контрольное упражнение

Беседа, показ,
наблюдение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное упражнение

Беседа, показ,
наблюдение,
контрольное упражнение

Беседа, показ,
наблюдение,
контрольное упражнение

Беседа, показ,
наблюдение,
контрольное упражнение

При
мечание

геометрических
фигур
январ
ь

Формы и линии 2
в рисовании

январ
ь

Рисование с
помощью
примакива-ния
кисти

4

февр
аль

Рисование с
помощью
примакива-ния
кисти
Рисование с
помощью
примакива-ния
кисти
Рисование
ладошкой

1

март

Рисование
пальчиками

3

март

Рисование с
использованием тычка
Пластилинография

3

Рисование с
применением
оттиска
Рисование с
помощью
обрывания
бумаги
Рисование с
применением
набрызга
Рисование с
применением
набрызга

3

февр
аль

февр
аль

март

апрель

апрель

апрель

май

Рисование на
основе
геометрических
фигур
Рисование
предметов с
использованием
техники
примакивания
кисти.
Сюжетное рисование с
использованием техники
примакивания кисти.

Контрольное
упражнение

4

Выполнение творческой
работы по замыслу

Контрольное
упражнение

3

Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники

Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение

Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники

Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение

3

3

2

1

Беседа, показ,
наблюдение,
контрольное упражнение

Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение

май

май

май

Рисование с
3
помощью
кляксографии
Рисование с
3
помощью
скатывания
бумаги
Промежуточная 1
аттестация

Рисование с
применением
нетрадиционной техники
Рисование с
применением
нетрадиционной техники

Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение
Беседа, показ,
наблюдение,контрольное
упражнение

Выполнение творческой
работы по замыслу

Контрольное
упражнение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».