Структура 1. Пояснительная записка - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика предмета (его значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы 2. Содержание программы 3. Планируемые результаты 4. Организационно-педагогические условия программы - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение 5. Оценочные материалы 6. Методические материал Приложение 1 – Учебный план Приложение 2 – Календарно-учебный график Приложение 3 – Рабочие программы модулей 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажный журавлик» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года")», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ», - постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Дополнительная адаптированная образовательная общеразвивающая программа «Бумажный журавлик предполагает систему адаптированных занятий и разработана на основе авторской лицензированной образовательной программы «Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги» автора Осеевой З. П. Реализация адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажный журавлик» осуществляется с использованием сетевой формы реализации образовательной программы между БМАДОУ «Детский сад №19» и БМАУДО ЦДТ. Характеристика программы (ее значимость) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажный журавлик» для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов, детей нормативно – развивающиеся - это образовательная программа, с комплексом занятий оригами, адаптированная для обучения данных категорий обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможности. Среди современных средств и направлений все ярче заявляет о себе достаточно перспективное направление – оригами. Оригами («сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Кроме развития мелкой моторики рук, точных движений пальцев, оригами имеет множество и других достоинств, играющих большую роль в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Также складывание фигурок из бумаги стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Искусство оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), то есть одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Также активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. Занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим были введены некоторые изменения в условия реализации программы: - сокращенная продолжительность одного занятия и количества, учащихся в группе - при недостаточном усвоении материала (на основе анализа отслеживания результатов освоения учебного материала) возможна корректировка учебного плана в части увеличения учебных часов, сокращения материала и (или) повтор части образовательной программы. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является ее реализация в сетевой форме, как интеграция дополнительного и дошкольного образования. Механизм (алгоритм) реализации образовательной программы в сетевой форме Реализация адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажный журавлик» в сетевой форме с использованием кадровых ресурсов БМАУДО ЦДТ и материально- технической базы БМАДОУ «Детский сад №19». БМА ДОУ № 19 образовательная среда БМАУДО ЦДТ педагог дополнительного образования БМА ДОУ № 19 воспитанники реализация адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажный журавлик» Механизм состоит из нескольких структурных элементов, каждый из которых имеет свою значимость. Между БМАУДО ЦДТ и БМА ДОУ «Детский сад №19» заключается договор о сетевой форме реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажный журавлик». Количество воспитанников – учащихся по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бумажный журавлик» определяется на основании муниципального задания, формируемым управлением образования Березовского городского округа. Документы, обеспечивающие реализацию программы в сетевой форме в БМАУДО ЦДТ - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ в Березовском муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» от 17.11.2022 № 134, - договор о сетевой форме реализации образовательных программ между БМАУДО ЦДТ и БМАДОУ «Детский сад №19» от 01.09.2023. Направленность Направленность программы – художественная. Адресат программы Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение с 3 до 8 лет. Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: дети с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды, дети нормативно – развивающиеся. Наполняемость группы Форма занятий – групповая. Ожидаемое количество детей в группе – 10 человек. Срок реализации программы Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 72 часа, из них: 1 год обучения – 36 часа; 2 год обучения – 36 часа. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю. Для обучающихся в возрасте 3-4 лет продолжительность занятий составляет 15 минут, 5-6 лет - 20 минут, 6-8 лет - 25 минут. Формы обучения Обучение осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Цель и задачи программы Цель программы: развитие познавательных интересов, мышления и воображения детей дошкольного возраста посредством искусства оригами. Задачи: Образовательные: -формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; - обучать различным приемам работы с бумагой; Развивающие: - выявлять и развивать природные задатки и творческие способности детей; - развивать мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику; - развивать художественно-эстетическое восприятие ребенка; - развивать эмоционально-волевую сферу. Воспитательные: - воспитывать коммуникативные умения, адекватную самооценку; - воспитывать аккуратность, самостоятельность, толерантность. 2. Содержание программы Учебный план № п/п 1. Первый год обучения Второй год обучения Всего Теория Практика Формы Всего Теория Практика Формы аттестации аттестации (контроля) (контроля) Бумажный 36 10 26 Беседа, 36 10 26 Беседа, журавлик педагогичес педагогическ кое ое наблюдение, наблюдение, контрольное контрольное упражнение, упражнение, промежуточ промежуточ ная ная аттестация. аттестация. Всего: 72 Учебно-тематический план первый год обучения № Наименование темы Количество часов Всего 3 5 Теория 2 2 Практика 1 3 10 - 10 13 3 10 2 1 1 5 Базовые формы и производные от них фигурки оригами. Декоративное оформление фигурок. Составление композиций. 6 Простейшие схемы оригами 2 1 1 7 Итоговое занятие 1 1 - Всего 36 10 26 1 2 Основные геометрические понятия в оригами Приемы складывания бумаги. Термины оригами. Приемы работы ножницами Разные способы складывания фигурок 3 4 Содержание учебно-тематического плана первого года обучения Тема 1. «Основные геометрические понятия в оригами» - 3 часа Теория - 2 часа: повторение, закрепление и изучение понятий: прямая (линия, сторона), прямоугольник, квадрат, четырехугольник, треугольник, угол (прямой, острый, тупой, больший, меньший), вершина угла, точка пересечения. Практика - 1 час: центр, середина. Сектор. Изучаются отдельно в упражнениях, закрепляются в практической работе. Тема 2. «Приемы, термины и понятия оригами» - 5 часов Теория – 2 часа: способы изготовления квадрата. Повторение, изучение и закрепление приемов и терминов: согнуть на себя, согнуть от себя, сгиб «горой», сгиб «долиной», наметить сгиб, линия перегиба, повернуть фигурку, перевернуть фигурку, повторить действие. Используемые в оригами понятия, изучаемые в 1 год обучения, и дополнительно: левое-правое, верхнее-нижнее, больше-меньше, короче-длиннее, уже-шире, вышениже, пополам, поровну, центр, середина; части равные, неравные. Практика – 3 часа: отработка приемов, терминов и понятий по отдельности в виде упражнений и в различных комбинациях в ходе практической работы. Практическая отработка приемов работы ножницами и другими инструментами. Тема 3. «Разные способы складывания фигурок» - 6 часов. Практика – 6 часов: рассказы, стихи, загадки об объектах практической работы. Изготовление простейших фигурок оригами, не имеющих базовых форм: «вертушка», «самолет», «зайчик», «ягодка». Тема 4. «Базовые формы и производные от них фигурки» - 13 часов Теория – 3 часа: дальнейшая работа с базовыми формами «треугольник», «рыба», «дверь», «воздушный змей». Новая базовая форма «треугольная стрела». Рассказы, стихи, загадки об объектах практической работы. Практическая работа – 10 часов: изготовление фигурок оригами: Базовая форма «треугольник»: «ирис», «бабочка», «лисичка», «рыбка», «ежик». Б.ф. «рыба»: «лебедь», «ворона». Б.ф. «дверь»: «попугай», «самолетик», «домик». Б.ф. «воздушный змей»: «песик», «воробей». Б.ф. «треугольная стрела»: «рыбка», «лягушка». Тема 5. «Декоративное оформление фигурок. Составление композиций» - 2 часа Теория – 1 час: понятие о предметной и сюжетной композиции. Основные законы композиции. Основы цветоведения. Практика – 1 час: декоративное оформление и завершение фигурок с помощью мелких деталей методом рисования и аппликации. Работа карандашами, фломастерами, ножницами, клеем, просечками, инструментом для гофрировки бумаги. Составление композиций. Тема 6. «Простейшие схемы оригами» - 2 часа Теория – 1 час: использование схем при изготовлении простейших фигурок. Базовые формы оригами на схемах. Геометрические понятия на схемах. Практика – 1 час: некоторые приемы складывания и условные обозначения на схемах. Тема 7. Итоговое занятие – 1 час Подведение итогов обучения за год. Заключительная выставка. Планы работы на будущий год. Игровой момент. Учебно-тематический план второй год обучения № Наименование темы Количество часов Всего 2 3 Теория 1 1 Практика 1 2 10 1 10 14 4 10 3 1 2 5 Базовые формы и производные от них фигурки оригами. Декоративное оформление фигурок. Составление композиций. 6 Простейшие схемы оригами 2 1 1 7 Итоговое занятие 1 1 - Всего 36 10 36 1 2 Основные геометрические понятия в оригами Приемы складывания бумаги. Термины оригами. Приемы работы ножницами Разные способы складывания фигурок 3 4 Содержание учебно- тематического плана второго года обучения Тема 1. «Основные геометрические понятия в оригами» - 2 часа Теория – 1 час: повторение, изучение и закрепление понятий, пройденных по предыдущему курсу. Практика – 1 час: дополнительно: горизонталь, вертикаль, ромб, куб, глухой угол. Тема 2. «Приемы складывания, понятия и термины оригами» - 3 часа Теория – 1 час: повторение и закрепление ранее изученного материала. Практика – 2 часа: дополнительно: вогнуть внутрь, надрезать, завернуть, надуть. Тема 3. «Разные способы складывания фигурок» - 6 часов Практика – 6 часов: изготовление фигурок оригами, не имеющих базовую форму. Рассказы, беседы, стихи, загадки об объектах практической работы. Изготовление фигурок: «стаканчик», «коготок», «колпачок», «дерево», «рыбка», «мышка». Тема 4. «Базовые формы и производные от них фигурки» - 14 часов Теория – 4 часа: дальнейшее изучение базовых форм оригами: «треугольник», «рыба», «дверь», «воздушный змей», «блинчик», «треугольная стрела». Практика – 10 часов: дополнительно базовая форма «катамаран». Беседы об объектах практической работы. Изготовление фигурок: детали панно «Перелетные птицы»; детали панно «Аквариум»; подарок деду, подарок папе; детали осенних натюрмортов; праздничные открытки; игра «Корабли и рыбки»; весенние цветы; детали выпускной композиции. Тема 5. «Декоративное оформление фигурок. Составление композиций» - 3 часа Теория – 1 час: цветоведение. Композиция. Практика – 2 часа: оформление и завершение фигурок и композиций с помощью рисования и аппликации. Тема 6. «Простейшие схемы оригами» - 2 час Теория – 1 час: чертеж и условное обозначение приема оригами. Практика – 1 час: изготовление по чертежу отдельных элементов и фигурок полностью. Тема 8. «Итоговое занятие» - 1 час Подведение итогов учебного года. Заключительная выставка. Игровой момент. 3. Планируемые результаты В результате 1 года обучения учащиеся: - знают и выполняют основные правила техники безопасности, правила поведения на занятиях и во время перемены; - сравнивают геометрические формы по величине; - умеют складывать базовые формы «треугольник», «книжечка», «дверь», «блинчик», «рыба», «треугольная стрела», «воздушный змей; - умеют складывать фигурки оригами, следуя устно- демонстративному инструктажу и по памяти; - знают и выполняют приемы: складка-молния, раскрыть, вогнуть, вставить одну деталь в другую, повторить действие; - знают термины: средняя линия; глухой угол, глухая сторона, неравные части; - знают геометрические понятия: диагональ, вертикаль, горизонталь; - понимают простейшие схемы оригами; - знают основы цветоведения, - дополняют поделки рисунком и аппликацией; - эмоционально передают характер образа, заключенного в изготовленной фигурке. В результате 2 года обучения учащиеся: - повторяют и закрепляют ранее изученное, адекватно оценивая свою работу; - знают и выполняют базовую форму «катамаран»; - умеют оформить изготовленные фигурки; - владеют основами композиции; - умеют работать индивидуально и в группе; -предоставляют фигурки на выставки разного уровня. 1. 4. Организационно-педагогические условия программы Организация образовательной деятельности осуществляется в условиях кабинета, оборудованного в соответствии с нормами техники безопасности и санитарногигиеническим правилам. Дидактический, методический, демонстрационный материалы, позволяющие полноценно реализовать учебно-воспитательный процесс, предоставляет педагог согласно учебно- тематического плана. Материально-техническое обеспечение Адрес Название Наименование оборудования учебного (местоположение) реализуемой кабинета учебных программы кабинетов Кабинет, отвечающий санитарно«Бумажный гигиеническим требованиям; г. Березовский, журавлик» кабинет оборудован: ул. Варлакова, столы и стулья ученические; стр. 5. лампы общего освещения. г. Березовский, ул. Академика Королева, стр. 10 Материалы: бумага: цветная, писчая, офисная, специальная для оригами; картон белый и цветной; клей: «карандаш», ПВА, универсальный; карандаши простые и цветные, фломастеры. Инструменты: ножницы прямой линии резки; резак для бумаги; доска для резки бумаги; подкладки для работы клеем. Методическое и информационное обеспечение Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) 1. http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ 2. http://www.edu.ru/– каталог образовательных интернет-ресурсов; 3. www.vio.fio.ru - - Федерация Интернет-образования; 4. http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов; 5. http://1september.ru - Сайт газеты «Первое сентября» /методические материалы/; 6. http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов; 7. http://it-n.ru – Сеть творческих учителей; 8. http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека; 9. www.virlib.ru – Виртуальная библиотека; 10. www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека; 11. http://www.alleng.ru/edu - Образовательные ресурсы Интернета; 12. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; 13. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; 14. http://www.academic.ru - словари и энциклопедии; 15. http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты; 16. http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества; 17. http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование детей». учебные, учебно-методические издания Астахов А.И. Воспитание творчеством - М.: Просвещение, 1986 – 170с. Алексеева Н.М. Озорной карандаш. – М.: Лист, 2006. -194с. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома – М.: Аким, 1996-208с. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Ферма Оригами – СПб: Химия, 1996 – 78с. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты – СПб: Химия, 1996 – 86с. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых – СПб: Кристалл, 2000 - 271стр Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация СПб: Кристалл, 1998 – 128с. Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов - М.: Инфра-М, 2013 -245с. Блисс Х. Бумага – СПб: Норинт, 2000 – 56с. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей - М.: Академия, Вид образовательног ои информационног о ресурса (печатный / электронный) Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный Электронный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный 2002-320с. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов - М.: Мозаика- Синтез, 2008 - 70с. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей - М.: Академия, 1994-110с. Боровик О.В. Развитие воображения - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002- 112с. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду-М.: Академия, 2001 – 89с. Венгер Л.А. Педагогика способностей - М.: Просвещение, 1988 -106с. Венгер Л.А. Психология - М.: Просвещение, 1988 – 120с. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве М.: Мозаика- Синтез, 2008 - 70с. Ветлугина Н.А., Ветлугина В.А. Художественное творчество и ребенок М.: Просвещение, 2005 – 81с. Выготский Л.С. Психология творчества - М.: Инфра – М, 2011 – 106с. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М.: Просвещение, 1997 – 178с. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности М.: Просвещение, 1999 – 130с. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления – М.: Прогресс, 1965 – 79с. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности – М.: Дошкольное воспитание, 1989 – 27с. Докучаева Н. Игрушки из бумаги и картона - СПб: Кристалл, 1997 – 102с. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей – М.: «Академия», 134 – 86с. Докучаева Н. Мастерим бумажный мир - СПб: Кристалл, 1997 – 90с. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника - М.: Знание, 1986 – 102с. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей - М.: Наука, 1991 - 140с. Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 230с. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества - М.: Инфра-М, 2012 – 170с. Зельцфман Б. Учись. Твори. Развивайся - Рига: «Эксперимент», 1997 – 72с. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей - М.: Российское педагогическое агентство, 1998 – 190с. Комарова Т.С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно - методическое пособие - М.: Педагогическое общество России, 2007 – 128с. Концепция развития дополнительного образования от 4 сентября 2014г № 1726-р Коротеев И.А. Оригами для малышей – М.: Просвещение, 1996 - 72с. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника - М.: Просвещение, 1996 – 56с. Левина М. 365 веселых уроков труда – М.: Айрис Пресс, 2000 – 110с. Лисина М.И. Формирование личности ребенка. Психологапедагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте - М.: Педагогика, 1980- 92с. печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный печатный Информационно-телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система Microsoft Windows XP; - Microsoft Office 2007 (Microsoft Word- текстовый процессор, Microsoft Excel – электронные таблицы, Microsoft Power Point- программа для создания мультимедийных презентаций, Internet Explorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук. Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: первая категория Уровень образования педагога: Среднее профессиональное Уровень соответствия квалификации: Программа реализуется без требований к соответствию квалификации педагога 5. Оценочные материалы. 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов освоения образовательной программы осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: - педагогическое наблюдение; - проекты; - тематические праздники; - открытые уроки; Формой оценивания результативности освоения программы двух лет обучения являются самостоятельные творческие работы учащихся, представляемые на выставки декоративно-прикладного творчества. Результативность освоения программы оценивается по следующим критериям: - по степени владения теоретическим материалом; - по степени овладения приемами практической работы с бумагой; - по качеству выполнения всех этапов практической работы; - по степени умения самостоятельно работать по чертежу. Кроме того, критериями оценки освоения программы является развитие таких свойств личности учащегося как трудолюбие, усидчивость, аккуратность, коллективизм, любознательность, способность ценить прекрасное и стремление создавать его своими руками. Оценочные материалы Личные карточки учащихся Фамилия, имя учащегося: Группа: Год обучения Объединение: Педагог: Тема: Диагностика уровня знаний Примерные задания для диагностики уровня знаний Удовлетворительно Качественно Безупречно Распредели фигурки оригами относительно их базовых форм Восстанови правильный порядок изготовления фигурки Разложи базовые формы по их взаимосвязи Распредели базовые формы и их названия Расскажи и покажи любимую сказку оригами Изготовь квадраты всеми способами, которые ты знаешь Коммуникативные умения Содержательная сторона общения Творчество в общении Пассивность Средний уровень Высокая активность Негативные формы общения Отзывчивость, равноправное общение Сопереживание, помощь Сводная таблица педагогических наблюдений Месяцы Оцениваемые показатели Сентябрь – ноябрь Декабрь – февраль Март – май Июнь – август Примечания Предметное творчество Саморазвитие Общение 6. Методические материалы. Основой для разработки методических материалов при организации работы комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является следующая система дидактических принципов: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности); новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности); обеспечивается возможность продвижения каждого учащегося своим темпом (принцип минимакса); при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире); у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности); процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества); обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности). В ходе реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажный журавлик» наряду с традиционными используются инновационные педагогические технологии: Традиционные педагогические технологии Инновационные педагогические технологии Игровая технология Технология интерактивного обучения Здоровьесберегающие технологии Технологии сотрудничества Технология проектной деятельности Технология проблемного обучения Методы: Игровой Частично-поисковый Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Коллективной и индивидуальной работы Формы занятий: Занятие – игра Занятие – сказка Интегрированное занятие Приемы: Физкультурные паузы Гимнастика для пальчиков Гимнастика для глаз Инструктажи и беседы по охране труда, правилам поведения и безопасности жизни. Список литературы для педагога 1 Астахов А.И. Воспитание творчеством - М.: Просвещение, 1986 – 170с. 2 Алексеева Н.М. Озорной карандаш. – М.: Лист, 2006. -194с. 3 Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома – М.: Аким, 1996-208с. 4 Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Ферма Оригами – СПб: Химия, 1996 – 78с. 5 Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты – СПб: Химия, 1996 – 86с.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых – СПб: Кристалл, 2000 - 271стр 6 Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация - СПб: Кристалл, 1998 – 128с. 7 Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов - М.: Инфра-М, 2013 245с. 8 Блисс Х. Бумага – СПб: Норинт, 2000 – 56с. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей - М.: Академия, 2002-320с. 9 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов - М.: Мозаика- Синтез, 2008 - 70с. 10 Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей - М.: Академия, 1994110с. 11 Боровик О.В. Развитие воображения - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002- 112с. 12 Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду-М.: Академия, 2001 – 89с. 13 Венгер Л.А. Педагогика способностей - М.: Просвещение, 1988 -106с. 14 Венгер Л.А. Психология - М.: Просвещение, 1988 – 120с. 15 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве - М.: Мозаика- Синтез, 2008 - 70с. 16 Ветлугина Н.А., Ветлугина В.А. Художественное творчество и ребенок - М.: Просвещение, 2005 – 81с. 17 Выготский Л.С. Психология творчества - М.: Инфра – М, 2011 – 106с. 18 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1997 – 178с. 19 Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности - М.: Просвещение, 1999 – 130с. 20 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления – М.: Прогресс, 1965 – 79с. 21 Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности – М.: Дошкольное воспитание, 1989 – 27с. 22 Докучаева Н. Игрушки из бумаги и картона - СПб: Кристалл, 1997 – 102с. 23 Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей – М.: «Академия», 134 – 86с. 24 Докучаева Н. Мастерим бумажный мир - СПб: Кристалл, 1997 – 90с. 25 Дьяченко О.М. Воображение дошкольника - М.: Знание, 1986 – 102с. 26 Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей - М.: Наука, 1991 - 140с. 27 Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 230с. 28 Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества - М.: ИнфраМ, 2012 – 170с. 29 Зельцфман Б. Учись. Твори. Развивайся - Рига: «Эксперимент», 1997 – 72с. 30 Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей - М.:Российское педагогическое агентство, 1998 – 190с. 31 Комарова Т.С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. 32 Концепция развития дополнительного образования от 4 сентября 2014г № 1726р 33. Коротеев И.А. Оригами для малышей – М.: Просвещение, 1996 - 72с. 34. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника - М.: Просвещение, 1996 – 56с. 35 Левина М. 365 веселых уроков труда – М.: Айрис Пресс, 2000 – 110с. 36 Лисина М.И. Формирование личности ребенка. Психолога-33. Коротеев И.А. Оригами для малышей – М.: Просвещение, 1996 - 72с. 36 Педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте - М.: Педагогика, 1980- 92с. 37. Учебно - методическое пособие - М.: Педагогическое общество России, 2007 – 128с. Список литературы для родителей и детей 1 Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома – М.: Аким, 1996-208с. 2 Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Ферма Оригами – СПб: Химия, 1996 – 78с. 3 Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты – СПб: Химия, 1996 – 86с.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых – СПб: Кристалл, 2000 - 271стр 4 Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация - СПб: Кристалл, 1998 – 128с. 5 Докучаева Н. Игрушки из бумаги и картона - СПб: Кристалл, 1997 – 102с. 6 Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей – М.: «Академия», 134 – 86с. 7 Докучаева Н. Мастерим бумажный мир - СПб: Кристалл, 1997 – 90с. 8 Зельцфман Б. Учись. Твори. Развивайся - Рига: «Эксперимент», 1997 – 72с. 9 Коротеев И.А. Оригами для малышей – М.: Просвещение, 1996 - 72с. 10 Левина М. И. 365 веселых уроков труда – М. Айрис Пресс, 2000 – 110 с. Пояснительная записка. Рабочая программа педагога по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бумажный журавлик» является частью адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование по текущему году обучения. Программа знакомит учащихся с основами искусства оригами, основными способами, приемами, терминами оригами, правилами безопасной работы ножницами и клеем. Дети учатся создавать плоские фигурки классического оригами. Первый год обучения Цель программы: введение детей в мир классического искусства оригами Задачи: образовательные: -обучать терминам, приемам, методам и способам оригами; -геометрическим понятиям, применяемым в оригами; -обучать складыванию изучаемых базовых форм и производных от них фигурок оригами; -обучать безопасным приемам техники безопасности на занятиях. развивающие: развивать внимание, аккуратность; -применять изо и аппликацию в оформлении работ оригами. -воспитательные: -воспитывать разумный подход к использованию материалов; Второй год обучения Цель программы: развитие детей средствами искусства оригами Задачи: образовательные: -обучать складыванию изучаемых базовых форм и производных от них фигурок; -обучить складыванию фигурок по простейшим чертежам. развивающие: развивать умение составлять композиции; применять аппликацию. воспитательные: воспитывать умение работать индивидуально, в группе. Планируемые результаты первого года обучения В результате 1го года обучения учащиеся: - знают термины, приемы, методы и способы оригами, геометрические понятия; - складывают изученные базовые формы и производные от них фигурки; - выполняют правила безопасности; - оформляют и компонуют изготовленные фигурки; -аккуратны в использовании материалов. Учащиеся мотивированы на продолжение обучению оригами. Планируемые результаты второго года обучения В результате 2го года обучения учащиеся: - знают изученные во 2ом году базовые формы и производные от них фигурки оригами; - складывают фигурки по наглядно- демонстративному методу обучения и по чертежам; - владеют основами изо, аппликации, композиции; - учащиеся дружелюбны и толерантны. № Учебно-тематический план Количество часов Первый Второй год обучения год обучения Наименование темы Всего 1 Вводное занятие 1 Тео рия 1 2 3 1 2 3 1 2 4 1 3 4 1 3 6 - 10 6 - 10 12 2 10 12 2 10 3 1 2 3 1 2 7 Основные геометрические понятия в оригами Приемы складывания бумаги. Термины оригами. Приемы работы ножницами Разные способы складывания фигурок Базовые формы и производные от них фигурки оригами. Декоративное оформление фигурок. Составление композиций. Простейшие схемы оригами 2 1 1 2 1 1 8 Итоговое занятие 1 1 - 1 1 - Всего 36 8 28 36 8 28 3 4 5 6 Практ ика - Всего Итого: 72 часа 1 Тео рия 1 Практика - Формы аттестации (контроля) Беседа, наблюдение, задание по теме, тест-опрос, выставка, защита творческой работы. Месяц сентябрь Календарно-тематическое планирование первый год обучения Название темы Содержание занятий Вводное занятие (1 час) сентябрь сентябрь сентябрь октябрь октябрь Знакомство с учащимися. Сказка оригами. ТБ и правила поведения на занятиях. Часы 1 Понятия : точка, линия, угол. 1 Основные геометрические понятия в оригами (3 часа) Понятия: треугольник, четырехугольник, квадрат 1 Понятия: сторона геометрической фигуры, диагональ 1 Приемы складывания бумаги. Термины оригами. Приемы работы ножницами. (4 часа) Понятия: угол острый, прямой, тупой 1 Способы изготовления квадрата. Сгибание на равные и неравные части. Сгибы «от себя», «к себе». Термины «сделать сгиб», «наметить сгиб». 1 Понятия: середина, центр. Приемы : повернуть, перевернуть фигурку. Приемы и правила безопасной работы ножницами 1 октябрь октябрь 1 1 ноябрь ноябрь Домики из прямоугольников Деревья 1 Грибы 1 ноябрь Панно «Овощи» 1 декабрь Оригами из кругов 1 декабрь Снеговик 1 декабрь Домики из 2х элементов 1 декабрь Рыбка 1 январь Шишка 1 январь Дом многоэтажный 1 январь Б.ф. «треугольник» летящая птичка 1 февраль Б.ф. «книжечка» дом ноябрь Разные способы складывания фигурок (10 часов) 1 февраль Б.ф. «блинчик» японская коробочка 1 Примеч ание февраль февраль март март Базовые формы оригами и произвольные от них фигурки (12 часов) март Б.ф. «воздушный змей» мороженое 1 Б.ф. «воздушный змей» зайчик 1 Б.ф. «рыба» кит 1 Б.ф. «дверь» гриб 1 Б.ф. «книжечка» мышка 1 1 март Б.ф. «воздушный змей» самолет апрель апрель апрель апрель май Декоративное оформление фигурок (3 часа) май май Простейшие схемы Б.ф. «рыба» лисичка 1 Б.ф. «блинчик» конвертик 1 Б.ф. «рыба» цветы 1 Оформление фигурок рисунком 1 Оформление фигурок аппликацией 1 Составление композиций из готовых фигурок Изготовление фигурки по схеме 1 Изготовление фигурки по схеме 1 Изготовление фигурки по схеме 1 Подведение итогов. Развлекательная программа 1 1 Оригами (2 часа) май Простейшие схемы Оригами (2 часа) июнь июнь Итоговое занятие (1 час) Итого 1 36 Месяц Название темы Второй год обучения. Содержание занятий Часы сентябрь Вводное занятие (1 час) Знакомство с учащимися. Сказка оригами. ТБ и правила поведения на занятиях. 1 Понятия : точка, линия, угол, точка пересечения, вершина угла 1 Основные геометрические понятия в оригами (3 часа) Понятия: треугольник, четырехугольник, квадрат, круг, сектор 1 Понятия: сторона геометрической фигуры, диагональ 1 Приемы складывания бумаги. Термины оригами. Приемы работы ножницами. (4 часа) Сгиб «горой», «долиной», «от себя», «к себе» 1 Способы изготовления квадрата. Сгибание на равные и неравные части. 1 Понятия: середина, центр. Приемы : повернуть, перевернуть фигурку. Правила безопасной работы ножницами. Приемы: отрезать, надрезать, вырезать 1 сентябрь сентябрь сентябрь октябрь октябрь октябрь октябрь 1 1 ноябрь ноябрь Автопарк оригами Осенний пейзаж 1 Грибная корзинка 1 ноябрь Панно «Овощи и фрукты» 1 декабрь Новогодняя маска 1 декабрь Снежинки 1 декабрь Еловая ветка 1 декабрь Шишка 1 Январь Аквариум 1 Январь Цветок 1 январь Б.ф. «треугольник» лисичка 1 ноябрь февраль февраль февраль февраль Разные способы складывания фигурок (10 часов) Базовые формы оригами и произвольные от них фигурки (12 часов) Б.ф. «треугольник» рыбка 1 Б.ф. «блинчик» домик 1 Б.ф. «воздушный змей» песик 1 Б.ф. «воздушный змей» воробей 1 Прим ечани е март Б.ф. «рыба» лебедь 1 март Б.ф. «дверь» попугай 1 март Б.ф. «книжечка» ворона 1 март Б.ф. «воздушный змей» самолет 1 апрель апрель апрель апрель май Декоративное оформление фигурок (3 часа) май Б.ф. «рыба» лисичка 1 Б.ф. «блинчик» цветок 1 Б.ф. «рыба» цветок 1 Оформление фигурок рисунком 1 Оформление фигурок аппликацией 1 Составление композиций из готовых фигурок 1 май Простейшие схемы Изготовление фигурки по схеме 1 май Оригами (2 часа) Изготовление фигурки по схеме 1 июнь Итоговое занятие (1 час) Подведение итогов. Развлекательная программа. 1 Итого часов 1 36