Структура 1. Пояснительная записка - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы 2. Содержание программы 3. Планируемые результаты 4. Организационно-педагогические условия программы - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение 5. Оценочные материалы 6. Методические материалы 7. Приложение - учебный план - календарный учебный график - рабочая программа 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играем в театр» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ», - постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами ЦДТ. Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана составлена с учетом программ дополнительного образования «Играем в театр» Дороновой Т.Н., «Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности» О.А.Черешневой, «Театральная деятельность в детском саду» А.В. Щеткина, «Театрализованная деятельность в детском саду» А.Е. Антипиной, программы «Театр – творчество – дети» Н.Ф. Сорокиной, для детей дошкольного возраста Характеристика программы (ее значимости) Актуальность программы заключается в том, что самой популярной деятельностью детей является игра. Основой данной программы тоже является игра. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи учащегося, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации у ребёнка позволяет оказывать влияние на развитие детей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играем в театр», реализуемая в сетевой форме – это первый муниципальный опыт организации образовательной деятельности между организациями дошкольного и дополнительного образования. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является ее реализация в сетевой форме, как интеграция дополнительного и дошкольного образования. Механизм (алгоритм) реализации образовательной программы в сетевой форме Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Играем в театр» в сетевой форме с использованием кадровых ресурсов БМАУДО ЦДТ и материально- технической базы БМАДОУ № 41 БМАДОУ № 41 образовательная среда БМАУДО ЦДТ педагог дополнительного образования БМАДОУ № 41 воспитанники реализация дополнительной общеобразовательно й общеразвивающей программы «Играем в театр» Механизм состоит из нескольких структурных элементов, каждый из которых имеет свою значимость. Между БМАУДО ЦДТ и БМАДОУ № 41 заключается договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, где прописаны условия взаимодействия. Количество воспитанников – учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Играем в театр» определяется на основании муниципального задания, формируемым управлением образования Березовского городского округа. Документы, обеспечивающие реализацию программы в сетевой форме в БМАУДО ЦДТ - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ в Березовском муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» от 17.11.2022 № 134, - договор о сетевой форме реализации образовательных программ между БМАУДО ЦДТ и БМАДОУ № 41 от 20.12.2022. Программа «Играем в театр» состоит из трех модулей «Основы театрального искусства», «Театральная азбука» и «По следам сказок», каждый из которых рассчитан на три года обучения. Уровни сложности разноуровневой программы: Первый год обучения. «Стартовый», предполагает обязательный минимум и минимальную сложность, предлагаемого для освоения содержания программы. Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения. Дети на данном уровне знакомятся с литературными произведениями, с литературными жанрами, осваивают правила театральных игр. Второй и третий год обучения «Базовый», предполагает участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных знаний; расширяет и применяет на практике материал стартового уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем практической работы, помогает глубже понять основной материал, умение решать проблемные ситуации в рамках программы. На данном уровне дети начинают осваивать новые знания из мира театра, виды театров, правила поведения в театре, театральные профессии. Дети показывают свои умения в театрализованных постановках, драматизации и кукловедении. Особенность данной программы третьего года обучения в том, что темы обучения повторяются со вторым годом, но обучение идет с усложнением и больше часов рассчитано на практическую деятельность. Планируемый результат третьего года на уровень выше второго года обучения. Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения ремонта здания, образовательный процесс может организовываться с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Направленность Направленность программы: художественная Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей с 4 до 7 лет. К освоению дополнительной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без ОВЗ. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: 10-27 человек; Срок реализации программы Срок освоения программы: 3 года. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 216 часов, из них: 1 год обучения – 72 учебных часа; 2 год обучения – 72 учебных часа; 3 год обучения – 72 учебных часа. Режим занятий - первый год обучения - 2 раза в неделю (2 учебных часа для возраста 4-5 лет - 20 минут); - второй год обучения - 2 раза в неделю (2 учебных часа для возраста 5-6 лет - 25 минут); - третий год обучения - 2 раза в неделю (2 учебных часа для возраста 6 – 7 лет - 30 минут). После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Цель и задачи программы Цель: формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение их в театральную деятельность. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: Образовательные: - научить различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка); - научить детей адекватному эмоциональному реагированию; умению передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции. Развивающие: - развить и совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; способствовать превращению высказывания ребёнка в рассказ; - Развить интерес к театру как искусству. Воспитательные: - сформировать навыки театральной культуры; - приобщить к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество. 2. Содержание программы Учебный план № п/п Модуль Количество часов (теория/практика) 1-й год 2-й год 3-й год 26 (5/21) 19 (4/15) 19 (4/15) 2 Основы театрального искусства Театральная азбука 18 (6/12) 13 (3/10) 21 (6/15) 3 По следам сказок 28 (7/21) 40 (12/28) 32 (6/26) 1 Итого Формы аттестации/ контроля беседа, педагогическое наблюдение беседа, педагогическое наблюдение, диагностика педагогическое наблюдение (спектакль) 72 72 72 (18/ 54) (19/ 53) (16/ 56) Всего по программе: 216 часов Учебно-тематический план. Модуль 1. «Основы театрального искусства» Первый год обучения. «Стартовый» Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Литературная деятельность 3 7 10 2 Культура и техника речи 2 6 8 3 Игровая деятельность 0 7 7 4 Промежуточная аттестация 0 1 1 Всего учебных часов 5 21 26 Тема 1. Литературная деятельность Теория: знакомить детей со сказками, загадками, стихотворениями; пополнять и активизировать словарь детей; воспитывать любовь к книге; упражнять в составлении сказок, используя при этом образец, модель; развивать интонационную речь. Практика: вовлечение детей в сказочный сюжет; импровизация сказочных персонажей под музыку. Тема 2. Культура и техника речи Теория: развитие речевого аппарата ребёнка. Правила гигиены голоса. Осанка. Установка правильного дыхания. Артикуляция. Дикция. Совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний; речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог. Практика: объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, интонацией, логикой речи и орфоэпией. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Дикционные и интонационные упражнения. Творческие игры со словом. Скороговорки. Тема 3. Игровая деятельность Практика: способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре; учить детей договариваться с партнёром, подчиняться правилам игры; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Упражнения – разминки на развитие внимания и воображения. Игры на развитие моторно-слуховой памяти, пантомимики, мимики, расслабление мышц. Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера. Упражнения по развитию образных представлений. Номер п/п Учебно-тематический план. Модуль 1. «Основы театрального искусства» Второй год обучения. «Базовый» Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Литературная деятельность 3 7 10 2 Культура и техника речи 1 4 5 3 Игровая деятельность 0 2 2 4 Промежуточная аттестация 2 2 15 19 Всего учебных часов 4 Тема 1. Литературная деятельность Теория: Знакомство с литературным материалом. Структура спектакля. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре. Объяснение (с опорой на прочитанное произведение) основных жанровых особенностей сказок, рассказов, стихотворений; учить называть любимые сказки и рассказы; продолжать развивать интерес к художественной литературе; формировать эмоциональное отношение к герою; побуждать рассказывать о своём отношении к нему; пополнять и активизировать словарь детей; Практика: Чтение сценария. Тема 2. Культура и техника речи Теория: О правилах гигиены голоса. Осанка. Установка правильного дыхания . Артикуляция. Дикция. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог Практика: объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, интонацией, логикой речи и орфоэпией. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Дикционные и интонационные упражнения. Творческие игры со словом. Скороговорки. Тема 3. Игровая деятельность Практика: учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; развивать фантазию детей, логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность. Дети исполняют роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, конструкторы, строительный материал. Номер п/п Учебно-тематический план. Модуль 1. «Основы театрального искусства» Третий год обучения. «Базовый» Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Литературная деятельность 2 7 9 2 Культура и техника речи 2 4 6 3 Игровая деятельность 0 2 2 4 Промежуточная аттестация 2 2 15 19 Всего учебных часов 4 Тема 1. Литературная деятельность Теория: Знакомство с литературным материалом. Структура спектакля. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре. Продолжаем знакомить с основными особенностями сказок и рассказов; учим называть любимые сказки и рассказы; продолжаем развивать интерес к художественной литературе; пополняем и активизируем словарь детей; развиваем диалогическую речь, обучаем простым формам монологической речи; способствуем превращению высказывания ребёнка в рассказ. Практика: Чтение сценария. Обсуждение и анализ. Тема 2. Культура и техника речи Теория: О правилах гигиены голоса. Осанка. Установка правильного дыхания. Артикуляция. Дикция. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог Практика: объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, интонацией, логикой речи и орфоэпией. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Дикционные и интонационные упражнения. Творческие игры со словом. Скороговорки. Тема 3. Игровая деятельность Практика: способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Учить договариваться с партнёром, подчиняться правилам игры. Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых качеств: логического мышления, воображения, познавательной активности; учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры; продолжать учить детей исполнять роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, конструкторы, строительный материал. Учебно-тематический план. Номер п/п Модуль 2. «Театральная азбука» Первый год обучения. «Стартовый» Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Основы театральной культуры 3 4 7 2 Театр снаружи и изнутри 3 7 10 3 Промежуточная аттестация 1 1 12 18 Всего учебных часов 6 Тема 1. Основы театральной культуры Теория: формировать представления о театре; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию; познакомить детей с правилами поведения в театре. Практика: занятия по культуре поведения «Как себя вести в театре». Тема 2. Театр снаружи и изнутри Теория: знакомство детей с театральными профессиями. Практика: Просмотр театральных постановок. Модуль 2. «Театральная азбука» Второй год обучения. «Базовый» Номер Название разделов, тем. Количество часов. п/п Теория Практика Всего 1 Основы театральной культуры 1 2 3 2 Театр снаружи и изнутри 2 6 8 3 Промежуточная аттестация 2 2 10 13 Всего учебных часов 3 Тема 1. Основы театральной культуры Теория: продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре; рассказать о видах театра. Практика: Просмотр театральных постановок. Тема 2. Театр снаружи и изнутри Теория: знакомство детей с историей театра и его устройством. Практика: видео-экскурсии по театру на тему истории театра и устройства театра. Номер п/п Модуль 2. «Театральная азбука» Третий год обучения. «Базовый» Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Основы театральной культуры 2 4 6 2 Театр снаружи и изнутри 4 9 13 3 Промежуточная аттестация 2 2 15 21 Всего учебных часов 6 Тема 1. Основы театральной культуры Теория: закрепить представления детей о театре, о театральной культуре; закрепить театральные термины, знания о театральных профессиях. Практика: Просмотр театральных постановок. Театральные этюды на заданные темы по правилам поведения в театре. Тема 2. Театр снаружи и изнутри Теория: знакомство детей с историей театров Екатеринбурга. Знакомство с мировыми театрами. Практика: виртуальное посещение театров города Екатеринбурга. Учебно-тематический план. Номер п/п Модуль 3. «По следам сказок» Первый год обучения. «Стартовый» Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Драматизация 4 10 14 2 Кукловедение 3 10 13 3 Промежуточная аттестация 1 1 21 28 Всего учебных часов 7 Тема 1. Драматизация Теория: развивать правильное понимание эмоционально-выразительных движений; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить своё; развивать фантазию, воображение; воспитывать чувство радости, желание выступать перед публикой, поощрять участие детей в подготовке к спектаклям. Пластика как выразительное средство в драматическом искусстве. Воспитание пластичности. Практика: – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики. Показ спектаклей. Тема 2. Кукловедение Теория: В «Кукловедение» также вошли занятия по изобразительному творчеству. На этих занятиях дети учатся изображать свои эмоции на бумаге, лучше понимать полюбившегося героя, самостоятельно изготавливать игрушки, с которыми можно играть, рисовать афиши к собственным постановкам (интегрированные занятия с руководителем ИЗО). Практика: обучать детей основным приёмам кукловождения настольноплоскостного театра; развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами. Номер п/п Модуль 3. «По следам сказок» Второй год обучения. «Базовый» Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Драматизация 8 13 21 2 Кукловедение 4 13 17 3 Промежуточная аттестация 2 2 28 40 Всего учебных часов 12 Тема 1. Драматизация Теория: - Работа над текстом. Распределение ролей. Практика: - Работа над ролью (диалоги героев, танцы и песни, если есть, и т. д.). - Работа над сценической выразительностью: определение необходимых действий, движений, жестов персонажа, мимики, интонации, места на сценической площадке. - Репетиция всего спектакля (Выход всех персонажей, в зависимости от роли, подготовка к выступлению перед зрителями). - Подготовка театрального костюма. - Подготовка декораций, оформление сцены. Постановка спектакля. Показ спектакля для детей и родителей. Тема 2. Кукловедение Теория: обучать детей приёмам вождения кукол разных театров (пальчикового, биба-бо, перчаточного, ростовых кукол). Практика: показ кукольных спектаклей, используя разные виды кукольных театров. Номер п/п Модуль 3. «По следам сказок» Третий год обучения. «Базовый» Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Драматизация 3 13 16 2 Кукловедение 3 11 14 3 Промежуточная аттестация 2 2 26 32 Всего учебных часов 6 Тема 1. Драматизация Теория: продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играмдраматизациям; способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций с помощью жестов, движений, мимики. Практика: - Работа над текстом. Распределение ролей. - Работа над ролью (диалоги героев, танцы и песни, если есть, и т. д.). - Работа над сценической выразительностью: определение необходимых действий, движений, жестов персонажа, мимики, интонации, места на сценической площадке. Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций; совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. - Репетиция всего спектакля (Выход всех персонажей, в зависимости от роли, подготовка к выступлению перед зрителями). - Подготовка театрального костюма. - Подготовка декораций, оформление сцены. Показ спектакля для детей и родителей Тема 2. Кукловедение Теория: закрепить с детьми приёмы вождения театральных кукол, побуждать их к постановке спектаклей с куклами. Практика: постановка кукольных спектаклей. 3. Планируемые результаты Модуль 1. «Стартовый» Учащиеся умеют: Подрожать взрослому. Повторять за педагогом несложные музыкально-игровые движения. С помощью взрослого составлять рассказ по картине. Разыгрывать несложные сценки, сюжеты. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики, правильно использовать интонацию, мимику, жесты. Заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью. Учащиеся знают: Сказки, стихотворения (согласно возрасту). Некоторые виды театров (настольный, пальчиковый). Некоторые приёмы манипуляции (резиновой, мягкой пластмассовой игрушкой). Правила поведения в театре. Личностные результаты: Дети имеют представление о театре, театральной культуре, роли артистов. Модуль 2. «Базовый» Учащиеся умеют: Активно сопровождать речью свою деятельность. Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров. Чувствовать эмоциональное состояние героев. Объяснять правила игры. Самостоятельно составлять небольшие рассказы по образцу, сочинять концовки к сказкам. Выступать перед сверстниками. Учащиеся знают: Сказки, стихотворения, рассказы (согласно возрасту), их различия. Некоторые виды театра (кукольный, драматический, театр зверей, музыкальный). Некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо. Личностные результаты: Дети имеют представление о театре, о театральной культуре, о правилах поведения в театре, об истории театра. Модуль 3. «Базовый» Учащиеся умеют: Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, говорить спокойно, не повышая голоса. Пересказывать и драматизировать произведения. Составлять по плану рассказ. Сочинять песенки на заданный текст. Сочинять небольшие сказки, басни. Самостоятельно организовывать театральные игры. Широко использовать в играх различные виды театра. Понимать некоторые эмоциональные состояния человека и уметь выразить своё состояние. Учащиеся знают: Сказки, стихотворения, рассказы, басни, загадки (согласно возрасту), их различия. Некоторые виды театра (кукольный, драматический, театр зверей, детский театр, музыкальный). Личностные результаты: Дети имеют представление о театре, о театральной культуре, о правилах поведения в театре, об истории театра, об устройстве театра, театральных профессиях. 4.Организационно-педагогические условия программы Материально-техническое обеспечение Организация образовательного процесса происходит в музыкальном зале, расположенном на втором этаже здания БМАДОУ № 41, площадью 95,3 кв.м. Зал оборудован: - стул ученический – 24 шт.; - шкаф книжный – 1 шт.; - письменный стол – 1 шт.; - кресло компьютерное – 1 шт.; - стерилизатор (бактерицидный облучатель ультрафиолетовый) – 1 шт.; - музыкальный центр – 1 шт.; - зеркала настенные. Атрибуты и декорации: стенд-книжка о театре, детские костюмы для спектаклей, ширма для кукольного театра би-ба-бо, ширма для пальчикового театра, ширма-домик двухсторонняя (зима-лето), пень декоративный, бусы для занятий на развитие мелкой моторики, экран для теневого театра из белой бязи для большой ширмы, лампа-прищепка – 1 штука, дерево Дуб из пенопласта, озеро с лилией из ткани, полотно из ткани – море, полотно из ткани – лес, ткань-сетка – для сказки о Рыбаке и Рыбке, топорики картонные – 8 штук, самодельные маракасы с наполнением разных круп – 10 штук. Театральные куклы: Ростовые: Баба-Яга, Иван, бабушка, дедушка, Снегурочка, Дед Мороз, собачка. Би-ба-бо: по сказке «Теремок», «Золотой петушок», «По щучьему веленью», «Репка», «Морозко», «Мы в профессии играем». Варежковые: рыбка флисовая – 2 штуки. Перчаточные: бабочки – 10 штук. Пальчиковые: глазки – 10 штук для пальчикового спектакля «Необычная планета», пальчиковые театры по русским народным сказкам. Мягконабивные куклы: волк, лиса, медведь, белка, ворона, коза, заяц, обезъяна, собака, бабушка, Василиса, Мальвина, Пьеро, Буратино, Баба-Яга, Капитан, Карлсон, Крокодил, Собака. Плоскостные куклы для теневого театра – самодельные из картона по сказке «Отчего заглох мотор». Штоковые: червячок флисовый – 2 штуки, петрушка – 1 шт. Прыгунки: (самодельные из мягких игрушек д/с): собака – 2 шт., тигр – 2 шт., заяц – 1 шт., ежик – 1 шт. Шагающие: куклы по сказке «Заюшкина избушка». Настольные: резиновые ёжик, петушок, утенок, курочка, настольный театр игрушек по сказке «Репка», «Волк и семеро козлят», настольный театр картинок по сказке «Теремок». Маски - шапочки: заяц – 5 штук, медведь – 2 штуки, белка – 2 штуки, коза, козленок – 7 штук, собака – 2 штуки, лиса – 2 штуки, кошка – 3 штуки, волк – 2 штуки, крокодил – 1 штука, бегемот – штука, ворона – 1 штука, дракон – 1 штука, пони – 1 штука, цыпленок – 3 штуки, ежик – 3 штуки, мышка – 3 штуки, лягушка – 3 штуки, петушок – 2 штуки, поросенок – 3 штуки, обезьянка – 1 штука. Методические материалы: методическая и детская художественная литература согласно программе. Информационно-телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP; - MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, InternetExplorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук. Методическое и информационное обеспечение Автор, название, год издания: учебного, учебноВид образовательно-го и методического издания и (или) наименование электронного информацион-ного образовательного, информационного ресурса (группы ресурса электронных образовательных, информационных ресурсов) (печатный,электронный) Учебные, учебно-методические издания 1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в Печатный детском саду: игры, упражнения, сценария/ авт.-сост. Антипина Е.А. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006 – 128 с. Печатный 2. Буренина И.А. От игры до спектакля / И.А. Буренина. – М.: Просвещение, 2010. Печатный 3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. – 64 с.: ил. – Печатный (Серия «Уроки логопеда»). 4. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4 – 6: Метод.пособие для Печатный воспитателей дошк. образоват. учреждений/ Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2008. – 127 с. 5. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной Печатный деятельности: Метод.пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства – в Печатный отрочество»/ авт.-сост. Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. – Москва, 2008 г. Печатный 6. Доронова Т.Н. Развитие детей 5 – 6 лет в театрализованной деятельности / авт.-сост. Т.Н. Печатный Доронова – Москва, 2008 г. 7. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: пособие для воспитателей детского сада/ Т.Г. Печатный Казакова. – М., 2013 г. 8. Кандала Т.И. Занимаемся, празднуем, играем: Печатный сценарии совместных мероприятий с родителями / авт.сост. Т.И. Кандала, О.А. Семкова, О.В. Уварова. – Печатный Волгоград: Учитель, 2010 – 143с. 9. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов/ Печатный Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. Печатный 10. Куцакова Л.В. Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, Печатный инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого/ Л.В. Куцакова, С.И. Печатный Мерзлякова. – М., 2013 г. Печатный 11. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Печатный 2010. – 592 с. Печатный 12. Посашкова И.П. Организация творческой деятельности детей 3 – 7 лет: конспекты занятий, Печатный информационно-методические материалы/ авт. –сост. И.П. Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009. 13. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных Печатный малышей/ Е.Г. Ледяйкина, Л.Г. Топникова. – Ярославль, 2012 г. Печатный 14. Лежнёва Л.И. Научим детей общаться/ Л.И. Лежнёва// Начальная школа. – 2010. - № 10. 15. Мирясова В.И. Играем в театр: сценарии детских спектаклей о животных/ В.И. Мирясова. – М., 2010 г. 16. Михайлова М.А. Праздники в детском саду: сценарии, игры, аттракционы/ М.А. Михайлова. – Ярославль, 2012 г. 17. Молчанова Ю.А. Первые уроки театра/ Ю.А. Молчанова. – М., 2010 г.. 18. Поляк Л. Театр сказок/ Л.Поляк. – СПб., 2010 г. 19. Прохорова С.П. Театрализованные игры для дошкольников/ С.П. Прохорова. – М., 2006 г. 20. Родина М.И. Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки: Методическое пособие по интеллектуальнотворческому развитию детей 2-7 лет. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2014. – 36 с. 21. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учеб.метод.пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. – 112 с.: ил. 22. Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи/ Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова. – М., 2006 г. 23. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду 5-6 лет/ А.В. Щеткин// под редакцией О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 – 144 с. 24. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6 – 7 лет / А.В. Щеткин. – М.: Мозаика-Синтез, Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога Профессиональная категория: Первая категория Уровень образования педагога: Среднее специальное Уровень соответствия квалификации: Педагогом переподготовка по профилю программы. Печатный Печатный пройдена профессиональная 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (участие в спектаклях, в конкурсах различного уровня). Форма предъявления результатов – спектакли, театральные этюды, творческие презентации, конкурсы, отчетные концерты. Диагностика артистических способностей у учащихся Восприятие музыки: эмоциональная отзывчивость на музыку; умение соотнести содержание музыки с картинкой (выбрать нужную иллюстрацию). Основные принципы драматизации: устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; попытка сочинить конец к заданной короткой истории или сказке; желание выступать перед зрителями. Основные навыки театрального мастерства: способность к созданию выразительного образа в этюдах, играхдраматизациях, песенных и танцевальных импровизациях. желание участвовать в спектакле; умение создать образ; умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения. Основы коллективной творческой деятельности умение взаимодействовать с партнером; умение работать в коллективе исполнителей. Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, собеседование, наблюдение за деятельностью ребенка в процессе занятий и т.д.). В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений. Диагностика уровня развития детей № п/п Ф.И. обучающегося Основы театральног о искусства Театральная азбука По следам сказок Методические материалы Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - разработки бесед. Дидактическое обеспечение: - иллюстрации. Список литературы для педагога 1. Берёзкин, В.И. Искусство оформления спектакля/ В.И. Берёзкин. – М.: Знание, 2. Былеева, Л.В. Русские народные игры/ Л.В. Былеева. – М.: Просвещение, 1986. 1986. 3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. 4. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности/ Т.Н. Доронова, Е.Г. Доронова. – Москва, 1997. 5. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников/ И. Зимина// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 9. – С. 120. 6. Камаева, Т. Нужен ли детям театр/ Т. Камаева// Дошкольное воспитание. – 1993. - № 6. 7. Кандала, Т.И. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями/ авт. Сост. Т.И. Кандала, О.А. Семкова, О.В. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 143 с. 8. Куцакова, Л. Изготовление игрушек для кукольного театра/ Л. Куцакова// Дошкольное воспитание. – 1990. - № 4. 9. Панкеев, И. Русские народные игры/ И. Панкеев. – М.: Яуза: Эксмо-Пресс, 1998. 10. Побединская, Л.А. Праздник для друзей/ Л.А. Побединская. – М.: Сфера ТЦ, 2000. 11. Понсов, А.Д. Конструкции и технологии изготовления театральных декораций/ А.Д. Понсов. – М.: Искусство, 1988. 12. Посашкова И.П. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет: конспекты занятий, информационно-методические материалы/ авт. Сост. И.П. Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009. 13. Реана, А.А. Психология детства/ А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2003. 14. Сорокина, Н. Играем в кукольный театр/ Н. Сорокина// Дошкольное воспитание. – 1998. - №2. 15. Чурилова, Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников/ Э.Т. Чурилова. – М.: Владос, 2001. 16. Щёткин, Л.В. Театральная деятельность в детском саду/ Л.В. Щёткин. – М., 2003. Список литературы для учащихся (родителей) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Колобок. – СПб.: Нева, 2002. – 17 с.: ил. Кот и петух. – М.: Астрель, 2000. – 18 с.: ил. Курочка Ряба. – СПб.: Нева, 2002. – 12 с.: ил. Лиса, заяц и петух. – СПб.: Нева, 2002. – 35 с.: ил. Репка. – СПб.: Нева, 2002. – 19 с.: ил. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. – М.: Астрель, 2000. – 37 с.: ил. Сказка о глупом мышонке. – М.: Астрель, 2000. – 24 с.: ил. Сказка о глупом мышонке. – СПб.: Нева, 2002. – 24 с.: ил. Сказка об умном мышонке. –М.: Астрель, 2000. – 12 с.: ил. Снегурочка. – М.: Астрель, 2000 – 17 с.: ил. Сутеев, В. «Кто сказал «мяу»/ В. Сутеев. – М.: Астрель, 2000. – 26 с.: ил. Теремок. – СПб.: Нева, 2002. – 24 с.: ил. У страха глаза велики. – М.: Астрель, 2000. – 11 с.: ил. Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Играем в театр» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль I «Основы театрального искусства» направлен на развитие основных навыков и способностей самовыражения через слова. Развитие диапазона голоса, работа над дыханием и дикцией, изучение логико-интонационных закономерностей - вот основные задачи дисциплины. Речь любого актёра должна быть чистой, чёткой, внятной и охватывающей глубину зала, это неотъемлемые качества, необходимые для сценической деятельности. Однако они необходимы и в жизни, следовательно, их развитие благотворно влияет и на внесценическую деятельность ребёнка. В первую очередь изучается сама работа артикуляционной системы организма: мимика, дыхание, работа с тембром голоса. И в последствии развиваются дикция, эмоциональная окраска речи, и т.д. Срок освоения модуля «Основы театрального искусства» - 3 года. Цель - развитие речевого и голосового аппаратов у учащихся для успешного осуществления сценической деятельности. Задачи модуля Обучающие: • Постановка правильного сценического дыхания; • Развитие мимики, разработка мимических мышц лица; • Получение навыков эмоционального окрашивания реплик. Развивающие: • Обучение детей работе с голосом, раскрытие его возможностей; • Улучшение дикции, работа над правильной и выразительной речью. Воспитательные: • Развитие общей культуры речи. Планируемые результаты освоения учащимися I модуля Обучающие: • Значение понятий «дыхательный аппарат», «артикуляция», «дикция», «скороговорение», «мимика» и «стихотворная речь»; • Устройство и значение в работе актёра дыхательного, голосового и речевого аппаратов, а так же артикуляционных мышц лица; • Упражнения для разминки, необходимой чтецу перед выходом на сцену. Развивающие: • Правильно использовать дыхательный и голосовой аппараты для получения оптимального звука во время работы на сцене; • Управлять мышцами лица для отражения различных эмоциональных окрасов речи; • Правильно и уверенно произносить реплики на сцене; • Самостоятельно готовиться к выступлению с речевым материалом. Воспитательные: • Чётко и правильно произносить слова, а так же их сложные сочетания; • Самостоятельно осуществлять расстановку смысловых ударений в предложениях (репликах); • Эмоционально окрашивать различными способами любые слова, словосочетания, предложения, монологи. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - разработки бесед. Дидактическое обеспечение: - иллюстрации по сказкам; - картинки на тему «Эмоции»; - картинки по теме «Узнай сказку»; - картинки для составления рассказов. Первый год обучения Учебно-тематический план Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Литературная деятельность 3 7 10 2 Культура и техника речи 2 6 8 3 Игровая деятельность 0 7 7 4 Промежуточная аттестация 1 1 21 26 Всего учебных часов 5 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Часы Содержание Путешествие по волшебному лесу с Зайкой Коськой и Ручейком, используя конспект занятия. Упражнения на артикуляцию и дикцию, используя конспект по актёрскому мастерству Формы контроля наблюдение Сентябрь «Игровая деятельность» 1 Сентябрь «Культура и техника речи» 2 Сентябрь «Литературная деятельность» 1 «Путешествие в страну сказок» (Машины сказки) Октябрь «Игровая деятельность» 1 Октябрь «Культура и техника речи» 1 Игры по методике «Бусоград», автор: М.И. Родина. Упражнения на артикуляцию, используя конспект по актерскому мастерству Игры на развитие моторно-слуховой памяти, пантомимики, мимики, расслабление мышц Дыхательные и артикуляционные упражнения, используя конспект упражнений по актерскому мастерству выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий Разучивание и инсценировка стихотворения в переводе С.Я.Маршака «Перчатки» Наблюдение Ноябрь «Игровая деятельность» 1 Ноябрь «Культура и техника речи» 2 Ноябрь «Литературная деятельность» 2 выполнение творческих заданий Беседа выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий Примечание Декабрь Декабрь Январь Январь Февраль «Культура и техника речи» «Игровая деятельность» «Игровая деятельность» «Культура и техника речи» «Игровая деятельность» 1 1 1 1 1 Февраль «Культура и техника речи» 1 Февраль «Литературная деятельность» 1 Март «Игровая деятельность» 1 Март «Литературная деятельность» 3 Апрель «Литературная деятельность» 2 Май «Литературная деятельность» 1 Май 1 26 Дикционные и интонационные упражнения Игры по методике «Бусоград». автор: М.И.Родина. Игры по методике «Бусоград». автор: М.И.Родина. Творческие игры со словом. Скороговорки выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий Наблюдение Этюды на выполнение выражение эмоций, творческих жестов и заданий воспроизведение черт характера Речевая выполнение характеристика творческих персонажа. заданий Монолог и диалог Знакомство со сказкой о Невоспитанном мышонке Сказочное развлечение «Волшебный сундучок» «Сказка о Невоспитанном Мышонке» Распределение ролей, репетиции и выступление Наблюдение Игры с куклами настольного театра Би-ба-бо», театра теней, разыгрываем знакомые сказки, стихотворения. Интегрированное занятие «Я помню! Я горжусь!» Промежуточная аттестация выполнение творческих заданий Наблюдение Наблюдение выполнение творческих заданий Второй год обучения Учебно-тематический план Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Литературная деятельность 3 7 10 2 Культура и техника речи 1 4 5 3 Игровая деятельность 0 2 2 4 Промежуточная аттестация 2 2 15 19 Всего учебных часов 4 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Часы Содержание Игры по актерскому мастерству. Сценка «Вежливые слова» Правила гигиены голоса; артикуляция и дикция. Используем конспект по актёрскому мастерству Формы контроля наблюдение Сентябрь «Игровая деятельность» 1 Сентябрь «Культура и техника речи» 1 Сентябрь «Литературная деятельность» 1 Моя любимая сказка Беседа Октябрь «Культура и техника речи» 1 Скороговорки Беседа Октябрь «Литературная деятельность» 1 Литературные жанры Беседа Ноябрь «Культура и техника речи» 1 Речевая характеристика персонажа Беседа Ноябрь «Литературная деятельность» 1 Этюды по сказке «Три поросенка» Декабрь «Литературная деятельность» 1 Театральные термины выполнение творческих заданий Наблюдение Беседа Примечание Декабрь «Игровая деятельность» 1 Декабрь Промежуточная аттестация 1 Январь «Литературная деятельность» 1 Знакомство детей с новым литературным произведением, со сказкой К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» Январь «Литературная деятельность» 1 Февраль «Культура и техника речи» 1 Характеристика литературного героя по сказке «МухаЦокотуха» Творческие игры со словом Февраль «Литературная деятельность» 1 Март «Литературная деятельность» 1 Апрель «Культура и техника речи» 1 Апрель «Литературная деятельность» 1 Май «Литературная деятельность» 1 Май Промежуточная аттестация 1 19 «Волшебные игры с Феей Бусинкой» Знакомство детей с театральными профессиями Роль актёра в театре Упражнения на снятие мышечного напряжения, осанку, используя конспект по актерскому мастерству Знакомство с историей праздника «Вербное воскресенье» Интегрированное занятие «Я помню! Я горжусь!» Наблюдение выполнение творческих заданий Беседа Беседа выполнение творческих заданий Беседа Беседа выполнение творческих заданий Беседа выполнение творческих заданий Третий год обучения Учебно-тематический план Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Литературная деятельность 2 7 9 2 Культура и техника речи 2 4 6 3 Игровая деятельность 0 2 2 4 Промежуточная аттестация 2 2 15 19 Всего учебных часов 4 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Часы Задачи Формы контроля наблюдение Сентябрь «Игровая деятельность» 1 Волшебные игры Феи Бусинки Сентябрь «Культура и техника речи» 2 Правила гигиены голоса; артикуляция и дикция. Конспект по актерскому мастерству выполнение творческих заданий Сентябрь «Литературная деятельность» 2 Этюды М.Чехова на выражение различных эмоций: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар лгун» выполнение творческих заданий Октябрь «Игровая деятельность» 1 Игры с бабушкой Забавой. Занятие на развитие навыков общения и взаимодействия детей в игре Наблюдение Примечание Октябрь «Культура и техника речи» 2 Творческие игры со словом Октябрь «Литературная деятельность» 2 Этюды М.Чехова на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу Ноябрь «Культура и техника речи» 2 Скороговорки на проблемные звуки Беседа Декабрь «Литературная деятельность» 1 Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, просмотр видео-книг и обсуждение Беседа Декабрь Промежуточная аттестация «Литературная деятельность» 1 Беседа Май «Литературная деятельность» 1 Май «Литературная деятельность» 2 Знакомство с историей праздника «Вербное воскресенье» Интегрированное занятие «Я помню! Я горжусь!» Знакомство с творчеством И. Крылова. Сочиняем басню сами Май Промежуточная аттестация 1 Март 1 19 выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий Беседа Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Играем в театр» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль II «Театральная азбука» использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения занятий по художественному слову, пластическим и музыкальным предметам; включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка. Модуль формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала учащегося. Срок освоения модуля «Театральная азбука» - 3 года. Цель образовательного модуля - формирование у детей навыков актёрского мастерства, развитие их творческого сценического потенциала. Задачи модуля Обучающие: • Формирование в детях чувства устойчивого самообладания на сцене; • Развитие базовых навыков актёра; • Улучшение способностей детей подстраиваться и преображаться для различных образов; • Дать детям практическое понимание сценической деятельности. Развивающие: • Развитие творческого, креативного мышления; • Улучшение способностей детей контролировать и изменять своё поведение. Воспитательные: • Развить в детях чувство ответственности; • Привить ученикам культуру правильного поведения на сцене. Планируемые результаты освоения учащимися II модуля Обучающие: • Значение понятий «актёр», «мастерство актёра», «эмоции», «импровизация», «образ героя» и «сюжет»; • Какие навыки необходимы актёру для работы на сцене; • Как формируются эмоции; • Как выходить из нестандартных ситуаций на сцене путём импровизации; • Из каких составляющих состоит образ героя. Развивающие: • Разбирать роль, изучать заданный образ и входить в него; • Перевоплощаться полностью в заданного персонажа; • Правильно объединять пластические, мимические и речевые навыки, применять их единовременно; • Самостоятельно изучать характер своих героев, подстраиваться под различные образы. Воспитательные: • Действовать как часть театрального коллектива; • Соблюдать правила поведения на сцене и в зрительном зале. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; гигиенические требования к занятию; требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - разработки бесед. Дидактическое обеспечение: - иллюстрации по сказкам; - картинки на тему «Эмоции»; - картинки по теме «Узнай сказку»; - картинки для составления рассказов. - Первый год обучения Учебно-тематический план Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Основы театральной культуры 3 4 7 2 Театр снаружи и изнутри 3 7 10 3 Промежуточная аттестация 1 1 12 18 Всего учебных часов 6 Календарно-тематическое планирование Месяц Сентябрь Тема «Основы театральной культуры» Часы Задачи 1 Развлечение «День Знаний» Формы контроля Творческие задания Примечание Сентябрь «Основы театральной культуры» 1 «В гостях у Незнайки» Творческие задания» Октябрь «Основы театральной культуры» 2 Артисты – волшебники театра, куклы – маленькие помощники артистов наблюдение Октябрь «Театр снаружи и изнутри» 1 беседа Ноябрь «Театр снаружи и изнутри» 1 Декабрь «Основы театральной культуры» 2 Знакомство детей с театральными профессиями, их значимости в театре Развлечение «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды!» Правила поведения в театре Декабрь «Театр снаружи и изнутри» 1 Правило трёх звонков в театре Январь «Основы театральной культуры» 2 Февраль «Театр снаружи и изнутри» 2 «Основы театральной культуры» 1 Повторение театральных терминов первого года обучения Презентация о театральных профессиях Правила поведения в театре Апрель «Театр снаружи и изнутри» 2 Май «Театр снаружи и изнутри» 1 Май Промежуточная аттестация 1 Март 18 Просмотр театральной постановки детей д/с № 41 Просмотр театральной постановки детей д/с № 41 беседа наблюдение выполнение творческих заданий беседа наблюдение Беседа наблюдение наблюдение выполнение творческих заданий Второй год обучения Учебно-тематический план Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Основы театральной культуры 1 2 3 2 Театр снаружи и изнутри 2 6 8 3 Промежуточная аттестация 2 2 10 13 Всего учебных часов 3 Календарно-тематическое планирование Месяц Сентябрь Тема «Основы театральной культуры» Час ы 1 Задачи Развлечение «День Знаний» Формы контроля Творческие задания Сентябрь «Основы театральной культуры» 1 «Мы обязаны знать и помнить» беседа Сентябрь «Театр снаружи и изнутри» 1 «В гостях у Незнайки» Творческие задания Октябрь «Основы театральной культуры» 1 Повторение темы «Театры Екатеринбурга» Выполнение творческого задания Октябрь «Театр снаружи и изнутри» 1 Ноябрь «Театр снаружи и изнутри» 1 Ноябрь «Театр снаружи и изнутри» 1 Знакомство детей с устройством первого театра в мире Развлечение «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды!» Видео-экскурсия по театрам Екатеринбурга Декабрь Промежуточная аттестация 1 Январь «Театр снаружи и изнутри» 1 беседа Беседа беседа Выполнение творческих заданий Познавательное мероприятие Примечание Январь «Театр снаружи и изнутри» 1 Февраль «Театр снаружи и изнутри» 2 Май Промежуточная аттестация 1 «Веселые святкиколядки» Видео-экскурсия по самым известным театрам в мире Викторина «Что ты знаешь о театре» беседа Выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий 13 Третий год обучения Учебно-тематический план Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Основы театральной культуры 2 4 6 2 Театр снаружи и изнутри 4 9 13 3 Промежуточная аттестация 2 2 15 21 Всего учебных часов 6 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Час ы 1 Задачи Сентябрь «Основы театральной культуры» Сентябрь «Основы театральной культуры» «Театр снаружи и изнутри» 1 «Мы обязаны знать и помнить» 1 «В гостях у Незнайки» Октябрь «Театр снаружи и изнутри» 2 Ноябрь «Основы театральной культуры» 2 Повтор с детьми устройства современного театра Повторение с детьми, что является основными Сентябрь Развлечение «День Знаний» Формы контроля Творческие задания беседа Творческие задания беседа беседа Примечание Ноябрь «Театр снаружи и изнутри» 1 Ноябрь «Театр снаружи и изнутри» 1 Декабрь «Театр снаружи и изнутри» 2 Декабрь Промежуточная аттестация 1 Январь «Театр снаружи и изнутри» 1 Январь «Театр снаружи и изнутри» 1 Февраль «Театр снаружи и изнутри» 2 «Основы театральной культуры» 2 Апрель «Театр снаружи и изнутри» 2 Май Промежуточная аттестация 1 Март 21 средствами выразительности Развлечение «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды!» Обширная виртуальная экскурсия по театру ТЮЗ и закрепление пройденного материала Обширная виртуальная экскурсия по театру Муз комедии и закрепление пройденного материала беседа беседа беседа выполнение творческих заданий Познавательное мероприятие «Веселые святкиколядки» Повтор темы об известных театрах мира Викторина о театре Повтор с детьми разновидностей знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой», пальчиковый ) Коллаж на тему: «Театры Екатеринбурга» беседа Выполнение творческого задания беседа Выполнение творческого задания выполнение творческих заданий Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Играем в театр» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарнотематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль III «По следам сказок» направлен на объединение всех навыков, полученных в рамках программы. Итогом любой работы над развитием актерских навыков является сценическая постановка, в рамках которой учащиеся создают образы. Именно по этюдам и инсценировкам педагог получает возможность максимально оценить уровень актерских навыков, полученных учащимися за время обучения. Срок освоения модуля «По следам сказок» - 3 года. Цель образовательного модуля: получение учащимися навыка воплощения на сцене сценического образа через отдельные навыки, полученные в рамках освоения модулей программы. Задачи модуля Обучающие: • Получение навыка ориентирования и размещения в пространстве сцены; • Создание образов с помощью выразительных средств; • Получение навыка работы над инсценировкой. Развивающие: • Формирование способности импровизировать; • Развитие способности к перевоплощению. Воспитательные: • Развитие в детях общей культуры поведения на сцене. Планируемые результаты освоения учащимися III модуля Обучающие: • Значение понятий «сценический образ», «сценическое действие», «этюд», «инсценировка»; • Что включает в себя этюд; • Технологию подбора материала для инсценировки; • Методы работы над инсценировкой. Развивающие: • Ориентироваться в сценическом пространстве с учетом различных заданных ситуаций; • Умение существовать в рамках сценических образов сообразно ситуации; • Оценивая ситуацию, самостоятельно существовать в рамках представленных обстоятельств; • Составлять этюды, а также работать над постановкой коллективных номеров. Воспитательные: • Соблюдать правила поведения в театре; • Соблюдать общую культуру поведения на сцене. Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении: - Объяснительно-иллюстративный, наглядный, - Репродуктивный метод, - Метод стимулирования и мотивации, - Метод создания проблемно-поисковых ситуаций, - Метод создания ситуации успеха, - Методы взаимоконтроля. Ведущими приемами остаются: - прием актуализации субъективного опыта; - беседы. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; гигиенические требования к занятию; требования к технике безопасности на занятиях. Наглядные пособия: - разработки бесед. Дидактическое обеспечение: - иллюстрации по сказкам; - картинки на тему «Эмоции»; - картинки по теме «Узнай сказку»; - картинки для составления рассказов. - Первый год обучения Учебно-тематический план Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Драматизация 4 10 14 2 Кукловедение 3 10 13 3 Промежуточная аттестация 1 1 21 28 Всего учебных часов 7 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Часы Задачи Формы контроля Выполнение творческих заданий Сентябрь «Кукловедение» 2 Путешествие по волшебному лесу с Зайкой Коськой и Ручейком Октябрь «Кукловедение» 2 Путешествие по волшебному лесу с Зайкой Коськой и Ручейком Выполнение творческих заданий Октябрь «Драматизация» 1 Упражнения по пластике тела, используя конспект наблюдение Примечани е по актерскому мастерству Ноябрь «Кукловедение 1 Приемы управления плоскостными куклами теневого театра по музыкальной сказке Г. Гусевой «От чего заглох мотор» Ноябрь «Драматизация» 1 Познавательное мероприятие «День государственного герба рф» Декабрь «Драматизация» 3 Январь «Кукловедение» 2 Январь «Драматизация» 2 Февраль «Кукловедение» 1 Февраль «Драматизация» 1 Февраль «Драматизация 1 Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики Повтор темы «Театр теней» и инсценировка сказки «От чего заглох мотор» Этюды на эмоциональновыразительные движения Театрализованное развлечение «Волшебный сундучок» Театрализованное развлечение «Встреча масленицы» Знакомство с литературным произведением: «Сказка о Невоспитанном Мышонке» и распределение ролей Март «Кукловедение» 1 Театрализованные игры с куклами наблюдение беседа выполнение творческих заданий наблюдение наблюдение наблюдение беседа наблюдение Март «Драматизация» 2 Апрель «Кукловедение» 2 Апрель «Драматизация» 2 Май «Кукловедение» Май Май театра кукол би-бабо и театра теней Репетиции по сказке «Сказка о Невоспитанном Мышонке» наблюдение Театрализованные игры с куклами пальчикового театра Репетиции по сказке «Сказка о Невоспитанном Мышонке» наблюдение 2 Интегрированные занятия с руководителем ИЗО. Изображаем эмоции на бумаге, рисуем полюбившегося героя, рисуем афиши к собственным постановкам Выполнение творческих заданий «Драматизация» 1 Инсценировка сказки «Сказка о Невоспитанном Мышонке» Промежуточная аттестация 1 28 наблюдение спектакль Выполнение творческих заданий Второй год обучения Учебно-тематический план Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Драматизация 8 13 21 2 Кукловедение 4 13 17 3 Промежуточная аттестация 2 2 28 40 Всего учебных часов 12 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Часы Задачи Сентябрь «Кукловедение» 3 Октябрь «Кукловедение» 2 Октябрь «Кукловедение» 1 Этюд к сказке «Муха-Цокотуха» - «Бабочки» наблюдение Ноябрь «Кукловедение» 2 Выполнение творческих заданий Ноябрь «Кукловедение» 1 Этюд «Башмачки», создаем танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами театра кукол-марионеток «Синичкин день» Ноябрь «Кукловедение»» 1 Куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям «Театр двух актеров» Познавательное мероприятие Формы контроля наблюдение наблюдение беседа беседа Примечание Декабрь «Кукловедение» 2 Декабрь «Кукловедение» 1 Декабрь Промежуточная аттестация 1 Январь «Кукловедение» 4 Февраль «Драматизация» 1 Февраль «Драматизация» 1 Февраль «Драматизация» 2 «День государственного герба РФ» Знакомство детей с куклами и музыкальным сопровождением кукольного спектакля «Колобок – колючий бок» Подготовка к выступлению с кукольным театром Показ кукольного спектакля «Колобок – колючий бок» для зрителей Театрализованное развлечение «Встреча масленицы» Знакомство с литературным произведением Х. К. Андерсена «Дюймовочка» и разбор сценария спектакля по ролям Работа над сценической выразительность ю. Определение необходимых действий, движений, жестов персонажа, мимики, интонации, места Наблюдение наблюдение Выполнение творческих заданий Спектакль Выполнение творческих заданий Беседа Выполнение творческих заданий на сценической площадке Март «Драматизация» 2 Подготовка театрального костюма Выполнение творческих заданий Март «Драматизация» 5 Выполнение творческих заданий Апрель «Драматизация» 2 Подготовка декораций, оформление сцены Репетиция всего спектакля «Дюймовочка». Выход всех персонажей, в зависимости от роли, подготовка к выступлению перед зрителями Апрель «Драматизация» 4 Май «Драматизация» 2 Май «Драматизация» 2 Май Промежуточная аттестация 1 40 Показ спектакля «Дюймовочка» для детей Показ спектакля «Дюймовочка» для детей Развлечениеимпровизация «Веселые клоуны» наблюдение Спектакль спектакль Выполнение творческих заданий выполнение творческих заданий Третий год обучения Учебно-тематический план Номер п/п Название разделов, тем. Количество часов. Теория Практика Всего 1 Драматизация 3 13 16 2 Кукловедение 3 11 14 3 Промежуточная аттестация 2 2 26 32 Всего учебных часов 6 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Часы Задачи Формы контроля Сентябрь Октябрь «Кукловедение» 1 беседа Ноябрь «Кукловедение» 2 Какие бывают кукольные театры Этюд по сказке «Гуси-Лебеди» Знакомим детей с приемами вождения ростовых кукол Ноябрь «Кукловедение» 1 «Синичкин день» Ноябрь «Кукловедение» 1 Декабрь «Кукловедение» 2 Декабрь «Кукловедение» 1 Познавательное мероприятие «День государственного герба РФ» Пальчиковый театр «Заюшкина избушка» Навыки кукловождения Театр кукол би-бабо «По щучьему велению». Навыки кукловождения Декабрь Промежуточная аттестация 1 Январь «Кукловедение» 2 Знакомство детей со сценарием беседа наблюдение наблюдение наблюдение выполнение творческих заданий беседа Примечание Январь «Кукловедение» 1 Февраль «Кукловедение» 1 Февраль «Кукловедение» 2 Февраль «Драматизация» 2 Февраль «Драматизация» 1 Март «Драматизация» 2 Март «Драматизация» 4 Апрель «Драматизация» 2 Апрель «Драматизация» 1 кукольного спектакля «По щучьему велению» и разбор по ролям Работа над умением изображать эмоции кукол Подготовка к показу спектакля «По щучьему велению». Разучиваем роли Выступление перед детьми и родителями с кукольным спектаклем «По щучьему велению» Театральные этюды на эмоции, мимику и жесты. Театрализованное развлечение «Встреча масленицы» Знакомство детей со сценарием театрализованной постановки по литературному произведению К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха» и распределяем роли Работа над ролью, диалоги героев, танцы и песни, если есть, и т. д. Работа над сценической выразительностью Репетиция всего спектакля «Муха Цокотуха». Выход всех персонажей, в зависимости от роли, подготовка к выступлению перед зрителями наблюдение наблюдение наблюдение Выполнение творческих заданий беседа Выполнение творческих заданий наблюдение наблюдение Апрель «Драматизация» 1 Апрель «Драматизация» 1 Апрель «Драматизация» 1 Май «Драматизация» 1 Май Промежуточная аттестация 1 32 Подборка с детьми театральных костюмов Подготовка декораций, оформление сцены Показ спектакля «Муха - Цокотуха» для родителей Показ спектакля «Муха - Цокотуха» для детей наблюдение наблюдение спектакль спектакль выполнение творческих заданий