Пояснительная записка Рабочая программа педагога дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир в красках» является частью дополнительной образовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения Цель: Обобщение и закрепление знания детей о растительном мире. Задачи: Образовательные: 1. Развить изобразительную деятельность детей; 2. Развить детское творчество; 3. Приобщить к изобразительному искусству (знакомство с произведениями изобразительного искусства); 4. Формировать познавательные интересы и действия в изобразительной деятельности; 5. Формировать эстетические качества и художественный вкус; 6. Формировать элементарные представления об изобразительном искусстве и его жанрах; Развивающие: 1. Расширить представления о растительном мире и о важности сохранения растительного мира, взаимосвязи живой и неживой природы. 2. Развить наглядно-образное мышление в процессе соотнесения педагогических эскизов, фотографий с собственным замыслом 3. Формировать чувства цвета при составлении цветовых композиций Воспитательные: 1. Воспитать у детей стремление завершать работу, достигая целостности 2. Воспитать у детей интерес к самостоятельному поиску способа рисования 3. Воспитать эмоционально-эстетические чувства Планируемые результаты Образовательные: 1. Знать свойства материалов и правила работы с различными материалами; 2. Знать технические приемы изображения; 3. Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; 4. Использовать нетрадиционные изобразительные техники и способы изображения. Развивающие: 1. Создавать выразительные образы; 2. Создавать композицию, используя имеющиеся знания и умения; 3. Аккуратно работать с различными материалами; 4. Выполнять работу поэтапно; Воспитательные: 1. Самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла; 2. Самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в области владения изобразительными техниками и способами; 3. Принимать участие в выставках и конкурсах различного уровня. 1 год обучения Учебно-тематический план № п/п Модуль «Растительный мир» 1. Цветы 2. Травы 3 4 Количество часов Всего Теория Практика 3 1 2 Плоды и грибы 2 2 2 2 Деревья и кустарники 2 2 Итого 9 1 8 Календарно-тематическое планирование Месяц Тема Сентябрь Цветы Травы Плоды грибы Часы Содержание занятия 3 «Цикорий». Знакомство с растительным миром и его значение для человека. Особенности материалов и техник, последовательность творческих операций. Подготовить фон акварельными красками, нарисовать стебли цикория, изобразить цветок 1 Злаковые культуры «Колосок». Знакомство со злаковыми культурами. Познакомить с циклом роста злаковых культур. Подготовить фон акварельными красками, нарисовать колосок. и 1 Форма контроля Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение «Желуди». Рассказ – Педагогическое желуди разновидность наблюдение семян. Подготовить фон (гуашевыми красками) лист дуба (из картона) приложить его к фону, прижать и аккуратно снять, нарисовать желудь путём примакивания. Примечание Октябрь Травы 1 Деревья и 1 кустарники Деревья и 1 кустарники Плоды грибы Всего часов и 1 9 «Огород». Рассказ – Педагогическое наблюдение фрукты, овощи. Нанести акриловыми краски на срез овощей. Сделать на ткани отпечатки овощами. «Цветущий кустарник». Педагогическое Познакомились с наблюдение значением слова – кустарник. Цветущие кустарники – сирень, малина, калина, смородина, крыжовник. Смочить лист бумаги; посыпать лист пищевыми красителямиизобразить листву и цветы кустарника. «Березы». Виды берез. Педагогическое Род листопадных наблюдение деревьев. Место распространения – Северное полушарие. Подготовить фон(использовать гуашевые краски ) валиком нанести полоски, нарисовать листья малярной кистью. «Киви». Экзотическая ягода. Педагогическое Где и как растет в природе. наблюдение Смочить водой лист бумаги; нарисовать круг светлозелёной краской; обвести круг охристо-зелёной краской- обозначить кожуру киви. 2 год обучения Учебно-тематический план № п/п Модуль «Растительный мир» Количество часов Всего Теория Практика 1. Цветы 3 2. Травы 2 3 Плоды и грибы 2 2 4 Деревья и кустарники 2 2 Итого 9 3 1 1 1 8 Календарно – тематическое планирование Месяц Название занятия Сентябрь Цветы Плоды Деревья и кустарни ки Цветы Октябрь Травы Объём Содержание занятия времени 2 «Тысячелистник». Рассказ – лекарственные растения. Рассмотреть фотографии с изображением тысячелистника. Нанести на лист фольги стекой изображение тысячелистника, дополнить рисунок деталями. 1 «Ломтик арбуза». Демонстрация изображений. Рассказ – натюрморт. Нарисовать контурно ломтик арбуза масляной пастелью; заполнить его акварельной краской и сразу посыпать солью. 1 Береза. Демонстрация изображений русского леса. Гуашевыми красками нарисовать белые стволы на темной бумаги. Нарисовать ветки. Черной краской добавить полоски на стволах и ветк 1 «Виола». Лекарственные растения. Рассматривание иллюстраций. Наклеить на картон заготовки (цветы виолы), закрыть гуашевой краской приложить к ним смоченный лист бумаги, разгладив, аккуратно сняв его, после чего дорисовать гелевыми ручками . 2 «Колоски на стекле». Рассказ про сбор урожая. Рассмотреть изображения колоска. Изобразить песком на стекле Форма Примечание контроля Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение колоски овса с опорой на фотографии и эскизы. «Смородина». Садовая ягода. Виды смородины. Рассматривание фотографий с изображение листа и ягод смородины. Смочить лист, поставить пятно зелёной акварельной краской; обвести гелевой ручкой. изобразить лист; ягоды смородины (использовать технику пальцеграфии). «Лес». Значение природы в жизни человека. Береги лес! Изобразить на бумаги небо и траву (акварельными красками и широкую малярную кисть) изобразить кроны деревьев. Плоды и 1 грибы Деревья и кустарни ки Всего часов 1 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 9 3 год обучения Учебно-тематический план Практика Количество часов Теория Модуль «Растительный мир» Всего № п/п 1. Цветы 3 3 2. Травы 2 2 3 Плоды и грибы 2 4 Деревья и кустарники 2 Итого 9 1 1 2 1 8 Календарно-тематическое планирование Месяц Сентябрь Название занятия Цветы Объём времени 2 Содержание занятий Формы Примечание контроля «Золототысячник». Педагогическое Лекарственные растения. наблюдение Рассмотреть изображения растения. Нарисовать золототысячника; Травы 1 Деревья и 1 кустарники Октябрь Травы 1 Плоды грибы и 1 Плоды грибы и 1 Деревья и 1 кустарники Цветы Всего часов 1 9 заполнить фрагменты рисунка красками для батика. «Натюрморт с хлебом». Показать детям фотографии и репродукции картин изображения хлебобулочных изделий. Предложить детям выполнить задание: составить из заготовок натюрморт с хлебом на фланелеграфе. «Береза» Показать изображения берёзового леса. Изобразить березу на акварельной бумаге в технике по мокрому. Используя акварель. «Кукуруза». Показать фотографииизображения кукурузы. Изобразить початок кукурузы (использовать технику граттажа). Беседа о важности сохранения растительного мира. «Гранат». Показать изображение граната (фрукт). Раскрасить фон акварельными красками; составить на фоне из заготовленных частей гранат в разрезе; дорисовать детали кисточкой. «Сосна». Показать детям фотографииизображения сосны. Нарисовать на фоне ствол сосны; изобразить крону зубной щёткой; нарисовать ветки (гуашевыми красками). «Цветочный домик». Показать детям картинкисхемыизображения стилизованной архитектуры Предложить детям выполнить задание: сделать эскиз- изобразить домик для цветов; раскрасить эскиз гуашевыми красками Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 4 год обучения Учебно-тематическое планирование № п/п Модуль «Растительный мир» Количество часов Всего Теория Практика 1. Цветы 3 2 2. Травы 2 2 3 Плоды и грибы 2 4 Деревья и кустарники 2 Итого 9 1 1 2 1 8 Календарно-тематическое планирование Месяц Сентябрь Название занятия Травы Объём времени 1 Травы 1 Деревья и 1 кустарники Содержание занятий Формы Примечание контроля «Душица». Показать Педагогическое детям фотографии наблюдение душицы, а также картинки, отображающие технику граттажа. Изобразить душицу в технике цветного граттажа. «Уборка хлеба». Педагогическое Показать детям наблюдение фотографииизображения уборки хлеба. Сделать карандашный эскизизобразить уборку хлеба; раскрасить эскиз. «Ветка рябины». Педагогическое Показать детям наблюдение фотографииизображения ветки рябины. Предложить детям выполнить задание: подготовить фон (использовать гуашевые краски); нанести краски на листья рябины, приложить их к фону- изобразить листья в технике эстампа; изобразить Цветы Октябрь Всего часов 2 Деревья и 1 кустарники Цветы 1 Плоды грибы и 1 Плоды грибы и 1 9 ягоды рябины с помощью штампа. Пионы. Нарисовать цветы с помощью пластилина. Фон раскрасить восковыми мелками. «Пальма». Нарисовать пальму (использовать карандаш и шариковую ручку). «Необычные колокольчики». Показать фотографии колокольчиков. Нарисовать колокольчика на ткани. Заполнить фрагменты красками для батика. «Изучение техники штампа». Показать фотографииизображения овощей. Разрезанные овощи и фрукты можно использовать в виде штампов. Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение «Фруктово-ягодная Педагогическое композиция». наблюдение Показать детям фотографииизображения фруктов и ягод. Предложить детям выполнить задание: создать композицию из фруктов и ягод.