Пояснительная записка Рабочая программа педагога дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир в красках» является частью дополнительной образовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения Цель: рассмотрение с детьми основных стихий (вода, огонь, земля, воздух), их свойств, особенностей проявления и взаимодействия с растительным и животным миром, с человеком. Задачи: Образовательные: 1. Развить изобразительную деятельность детей; 2. Развить детское творчество; 3. Приобщить к изобразительному искусству (знакомство с произведениями изобразительного искусства); 4. Формировать познавательные интересы и действия в изобразительной деятельности; 5. Формировать эстетические качества и художественный вкус; 6. Формировать элементарные представления об изобразительном искусстве и его жанрах; Развивающие: 1. Расширить представления о неживом мире, об основных стихиях 2. Развить наглядно-образное мышление в процессе соотнесения педагогических эскизов, фотографий с собственным замыслом 3. Формировать чувство цвета при составлении цветовых композиций 4. Расширить представления об основных стихиях Воспитательные: 1. Воспитать у детей стремление завершать работу, достигая целостности 2. Воспитать у детей интерес к самостоятельному поиску способа рисования 3. Воспитать эмоционально-эстетические чувства Планируемые результаты Образовательные: 1. Знать свойства материалов и правила работы с различными материалами; 2. Знать технические приемы изображения; 3. Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; 4. Использовать нетрадиционные изобразительные техники и способы изображения. Развивающие: 1. Создавать выразительные образы; 2. Создавать композицию, используя имеющиеся знания и умения; 3. Аккуратно работать с различными материалами; 4. Выполнять работу поэтапно; 5. Сформированы знания об основных стихиях Воспитательные: 1. Самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла; 2. Самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в области владения изобразительными техниками и способами; 3. Принимать участие в выставках и конкурсах различного уровня. 1 год обучения Учебно-тематическое планирование Модуль Количество часов «Неживая природа» Всего Теория № п/п Практ ика 1. Воздух 3 2 Вода 3 3 Земля 2 2 4 Огонь 1 1 Итого 9 3 1 2 1 8 Содержание занятия Форма контроля Примечание Нарисуем пламя». Показать фотографии и картинки – изображения пламени свечи. Воспроизвести (перерисовать) пламя свечи. Небо штриховкой. Показать детям картинкиизображения неба. Заполнить лист бумаги (А5) штриховкой (использовать карандаш серого цвета); протереть работу ватным диском «Радуга в степи». Показать детям трафарет для изображения радуги и объяснить, как его использовать. (Дети могут провести пальчиком по трафарету) Заполнить трафарет красками с помощью поролонового тампона. «Дождик». Показать детям картины-схемы – изображения туч. Изобразить дождикштрихи по диагонали (выполнить штриховку) Рассмотрение основных стихий (вода, огонь, земля, воздух), их свойств, особенностей проявления Педагогическое наблюдение Календарно-тематическое планирование Месяц январь Февраль Название Объём занятия времени Огонь 1 Воздух 1 Воздух 2 Вода 1 Вода 1 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Март Земля 1 Земля 1 1 «Вода Количество уч. часов 9 и взаимодействия с растительным и животным миром. Рассматривание дидактического и наглядного материала «Луговая клубника». Нарисовать траву масляной пастелью (или восковыми мелками); смочить водой лист бумаги и изобразить акварельными красками густую высокую траву; Изобразить клубнику с помощью штампов. «Утро в горах». Показать детям фотографии – изображения восход солнца в горах Подготовить фон – смочив водой лист бумаги и изобразить небо; приложить к фону силуэт гор, вырезанный из белой бумажной салфетки; акварельными красками закрыть силуэт; изобразить траву. «Снег идёт». Рассмотреть репродукции зимнего пейзажа. Рассмотреть схемы снежинок. Воспроизвести (перерисовать ) снег. Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение № п/п 2 год обучения Учебно-тематическое планирование Модуль Количество часов «Неживая природа» Всего Теория Практика 3 3 1. Воздух 2 Вода 3 3 Земля 3 Итого 9 1 2 3 1 8 Календарно-тематическое планирование Месяц Январь Февраль Название Объём занятия времени Вода 1 Воздух 1 Вода 1 Воздух 2 Земля 1 Содержание занятий «Сталагмиты». Показать детям фотографииизображения сталагмитов. Нарисовать сталагмиты с помощью гуашевых красок, последовательно проводя зигзагообразные линии плотно, близко одну к другой. «Небо с облаками». Показать детям фотографии и рисунки – изображения неба. Подготовить фонсмочить водой лист бумаги для акварели и нанести на него ; нанести гуашевые краски (цвета облаков) на ватные диски. Изучение свойств стихий, особенностей проявления в мире «Нарисуем радугу». Показать картинкисхемы – изображения предметов дугообразной формы Нарисовать дугообразные линии в различных направлениях. «Подсолнухи». Показать детям Форма контроля Примечание Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Март Земля 1 Вода 1 Земля 1 Всего часов 9 фотографии и картинкиизображения подсолнухов. Подготовить фон; приложить к нему заготовки подсолнухов, вырезанные из бумажных салфеток; изобразить листья и траву. «Полевые ромашки». Показать детям фотографии и картинки – изображения ромашек. Предложить детям выполнить задание: нарисовать ромашки (использовать приём рисования от центра) «Катание с горок». Рассматривание изображений с зимними забавами. Предложить детям выполнить задание: сделать карандашный набросок будущей композиции, где снеговики катаются с горок; выполнить работу в цвете. «Барханы». Показать детям фотографииизображения пустыни и барханов. Подготовить фон (использовать соус); провести волнистые линии и слегка их растушевать – изобразить барханы; нарисовать колючки кактусы. Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 3 год обучения Учебно-тематическое планирование Модуль Количество часов «Неживая природа» Всего Теория № п/п 1. Воздух 3 Практи ка 3 2 Вода 2 2 3 Земля 3 4 Огонь 1 Итого 9 1 2 1 1 8 Календарно-тематическое планирование Месяц Январь Название занятия Воздух Воздух Февраль Вода Объём Содержание занятия времени 2 «Небо на плёнке». Показать детям картинкиизображения неба. Предложить детям выполнить задание: нанести краску на плёнку или папку –уголок; приложить увлажненный лист бумаги к пленке, разгладить его и аккуратно снять. 1 «Прорисуем радугу». Показать детям фотографии разные изображения радуги. Предложить детям выполнить задание: закрыть лист бумаги красками. 1 «Нарисуем дождик». Показать детям картинкисхемы – изображения дождя. Сообщить детям об особенностях использования карточек (маленьких шпателей) в процессе рисования дождя. Смочить водой лист бумаги; нанести на лист пятна краски и размазать их карточкой (шпателем) в диагонали направлении (совершать отрывистые движения). Форма контроля Примечание Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 1 Земля Март Земля 1 Земля 1 Вода 1 Огонь 1 «Наскальные изображения». Показать детям фотографии и картинки (эскизы)наскальные изображения. Сообщить детям об особенностях создания схематичных наскальных изображений. Создать наскальное изображения в технике рисования на мятой бумаге (опираясь на эскизы). «Равнина и холм». Показать детям фотографии и картинки – изображения равнин и холмов Предложить детям выполнить задание: подготовить фонизобразить гуашевыми красками с помощью губки небо, холм и поле; посыпать манкой изображения холма; покрыть манку гуашевой краской, чтобы передать фактуру холма; изобразить мелко цветы и траву. Изучение техники рисования «по мокрому», по мятой бумаге, обучение техники рисования графитным карандашом, углем «Море» рассмотреть с детьми картины известных художников где изображено море. Послушать музыку – звуки моря. Подобрать цветовую гамму. Изобразить линию горизонта, море. Нарисовать барашки на море. «Восковой огонь». Показать детям фотографии – разные изображения огня. Предложить детям выполнить задание: составить из восковой стружки пламя; накрыть его листом бумаги и прогладить тёплым Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение утюгом (поможет взрослый); снять лист и дорисовать поленья. Всего часов 9 4 год обучения Учебно-тематическое планирование № п/п Модуль «Неживая природа» Количество часов 1. Воздух Всего 3 2 Вода 2 3 Земля 3 4 Огонь 1 Итого 9 Теория Практика 3 2 1 2 1 1 8 Календарно-тематическое планирование Месяц Январь Название занятия Вода Объём времени 1 Воздух 2 Содержание занятия Формы контроля «Отражение в луже». Показать детям фотографииизображения луж на тротуаре. Объяснить детям суть упражнения: необходимо в рисунке лужи (пятно, полученное с помощью техники линотипии) дорисовать пятно до образа. «Радужная улица». Показать детям репродукции картингородских пейзажей. Предложить детям выполнить задание: нарисовать небо; изобразить дома (использовать краски цветов радуги и карточки: нанести на лист пятна краски и растянуть их с помощью карточек); Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Примечание Февраль Март Вода 1 Земля 1 Воздух 1 Земля 1 Земля 1 обозначить окна; нарисовать тротуар горизонтальными мазками. «Дождь в степи». Схемы-варианты изготовления работы. Применив технику акватипии, изобразить дождь в степи (нанести на плёнку краску, затем приложить к ней смоченный водой лист бумаги, разгладить его и снять). «Маковое поле». Показать детям фотографииизображения равнин и холмов, а также картинкисхемварианты изготовления батика. Сообщить детям об особенностях использования батика. Нанести рисунок контуром; закрыть фрагменты изображения акриловыми красками по ткани. «Горнолыжник». Рассмотреть фотографии людей в движении. Обратить внимание на позы. Сделать фон акварельными красками изобразить лыжников в движении. Обучение техники монотипии, линотипии «Верхом на верблюде». Показать детям фотографииизображения верблюда и наездника. Сообщить детям об особенностях Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение . Огонь Всего часов 1 9 изображения наездника на верблюде. Предложить детям сделать рисунок карандашами; закрыть фрагменты изображения акварельными карандашами. «Огненная фантазия» Педагогическое Рассмотреть наблюдение изображения огня. Рассказ о безопасности в лесу. Объяснить детям суть упражнения: необходимо дорисовать пятно, полученное с помощью техники монотипии, до образа огня.