Пояснительная записка Рабочая программа педагога дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир в красках» является частью дополнительной образовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения Цель: Обобщение и закрепление знания детей о мире человека. Задачи: Образовательные: 1. Развить изобразительную деятельность детей; 2. Развить детское творчество; 3. Приобщить к изобразительному искусству (знакомство с произведениями изобразительного искусства); 4. Формировать познавательные интересы и действия в изобразительной деятельности; 5. Формировать эстетические качества и художественный вкус; 6. Формировать элементарные представления об изобразительном искусстве и его жанрах; Развивающие: 1. Расширить представления о мире человека. 2. Развить наглядно-образное мышление в процессе соотнесения педагогических эскизов, фотографий с собственным замыслом 3. Формировать чувство цвета при составлении цветовых композиций 4. Расширить представления об основных сферах жизнедеятельности человека, о быте, досуге Воспитательные: 1. Воспитать у детей стремление завершать работу, достигая целостности 2. Воспитать у детей интерес к самостоятельному поиску способа рисования 3. Воспитать эмоционально-эстетические чувства Планируемые результаты Образовательные: 1. Знать свойства материалов и правила работы с различными материалами; 2. Знать технические приемы изображения; 3. Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; 4. Использовать нетрадиционные изобразительные техники и способы изображения. Развивающие: 1. Создавать выразительные образы; 2. Создавать композицию, используя имеющиеся знания и умения; 3. Аккуратно работать с различными материалами; 4. Выполнять работу поэтапно 5. Сформированы знания о сферах жизнедеятельности человека, о быте, досуге Воспитательные: 1. Самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла; 2. Самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в области владения изобразительными техниками и способами; 3. Использовать художественное слово по теме работы (небольшие стихотворения, приметы, поговорки). 4. Принимать участие в выставках и конкурсах различного уровня. 1 год обучения Учебно-тематическое планирование № п/п Модуль «Мир человека» Количество часов Всего 1. Деятельность 3 2 Быт 5 3 Промежуточная аттестация 1 Итого 9 Теория Практика 3 1 1 4 1 8 Календарно-тематическое планирование Месяц Март Названия занятий Быт Быт Апрель Быт Объём Содержание занятий времени 1 «Домик в деревне». Показать детям фотографии и картинки – изображения деревенского домика. Наклеить на лист картона заготовку (домика); нанести на неё краску; приложить к ней чистый лист бумаги, разгладить его и аккуратно снять. 1 «Башня». Показать детям фотографии и картинки – изображения башни. Подготовить фон – раскрасить лист бумаги акварельными красками с помощью поролоновых губок; взять силуэт башни, вырезанный из картона; нанести на силуэт гуашевыми краски; приложить фон к силуэту. 1 «Разноцветный поезд». Показать детям картинкиизображения поезда. Предложить детям выполнить задание: взять заготовки Форма контроля Примечание Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Май Быт 1 Быт 1 Деятельность 1 Деятельность 2 Промежуточная 1 аттестация Всего уч. часов 9 (силуэты вагончиков, вырезанные из картона); раскрасить вагончики гуашевыми красками; соединить их на фоне - составить поезд. «Шапка». Показать детям трафареты для изображения шапок разной формы Изобразить шапку – заполнить трафарет краской с помощью губки. Знакомство с основными сферами жизнедеятельности человека. Рассматривание дидактического и наглядного материала. Рисование с натуры «Ткани». Показать детям фотографии – изображения различных тканей. Предложить детям выполнить задание: взять фон (лист картона светлого цвета) и листья деревья; нанести краску на листья; изобразить рисунок на фоне в технике эстампа, прогладить и аккуратно снять. Парашютист». Подготовить фон – изобразить небо, нанеся на лист бумаги толстый слой синей гуаши; приложить чистый лист бумаги, плотно прижать его, разгладить и снять. Промежуточная аттестация 2 год обучения Учебно-тематическое планирование Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение № п/п Модуль «Мир человека» Количество часов Всего 1. Деятельность 4 2 Быт 4 3 Промежуточная аттестация 1 Итого 9 Теория Практика 4 1 1 3 1 8 Календарно-тематическое планирование Месяц Название занятия Март Деятельнос ть Апрель Объём времен и 1 Быт 1 Деятельнос ть 1 Содержание занятий Форма контроля «Загородный дом». Показать детям фотографии и картинки изображения деревенских домиков. Подготовить фон акварельными красками изобразить небо и траву с помощью широкой малярной кисти; приклеить к фону силуэт домика; обклеить домик кусочками бумажной салфеткиобозначить фактуру фасада. Расширение представления о быте и досуге, об эмоциях. «Наряд матрёшки». Показать детям фотографии и картинки – изображения матрёшки. Подготовить фонизобразить небо и траву; Приклеить к фону (на траву) овал, вырезанный из плотного бумаги; приклеить над овалом кружок, вырезанный из плотной бумаги; нарисовать лицо и руки, платок и сарафан. Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Примечание Май Деятельнос ть 2 «Ваза для цветов». Педагогическ Показать детям ое фотографии – наблюдение изображения вазы разной формы. Предложить детям выполнить задание: подготовить фон; изобразить на фоне вазу (использовать технику рисования двумя красками: набрать на кисточку сразу две краски). Быт 1 Быт 1 Быт 1 «Коньки». Показать детям фотографии и картинки – изображения фигурных коньков. Предложить детям выполнить задание: подготовить фон; нарисовать коньки (использовать приём силуэтного рисования). «Мельница». Показать детям фотографии – изображения мельницы. Предложить детям выполнить задание: подготовить фон – изобразить небо и траву (нанося краски широкой малярной кисточкой, накладывать один мазок на другой); изобразить мельницу тонкой кисточкой. «Ракета в космосе». Показать детям фотографии и картинки – изображения ракеты и планеты. Подготовить фон – нанести краску зубной щёткой (использовать технику набрызга); изобразить с помощью трафаретов планеты и летящую ракету; изобразить звёзды ватной палочкой. Выставка Промежуто 1 чная аттестация Всего уч. часов 9 Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение Педагогическ ое наблюдение 3 год обучения Учебно-тематическое планирование Модуль Количество часов «Мир человека» Всего Теория Практика № п/п 1. Деятельность 3 2 Быт 5 3 Промежуточная аттестация 1 Итого 9 3 1 1 4 1 8 Календарно-тематическое планирование Месяц Март Апрель Название занятия Быт Объём времени 1 Быт 1 Быт 1 Быт 1 Содержание занятий Форма контроля «Дама в шляпе». Показать детям фотографии и картинки изображения шляпок разной формы. Предложить детям выполнить задание: нарисовать женский портрет в шляпке с помощью выразительных средств графики (штрих, тушёвка). «Зонт». Показать детям картинки – изображения зонтов. Предложить детям выполнить задание: нарисовать зонт контурно восковыми мелками; заполнить фрагменты рисунка акварельными красками. «Витраж с цветами». Показать картины, фотографии с изображением витража. Предложить детям выполнить задание: нанести контуром рисунок- создать основу для витража с опорой на эскизы; заполнить фрагменты рисунка витражными красками. « Познакомить с техникой тушевки, граттажа, Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Примечание 1 Деятельн ость 2 Деятельн ость Май Быт 1 Промежу точная аттестаци я Всего уч. часов 1 приему силуэтного рисования «Спортсмены». Показать детям картинки – силуэтные изображения разных спортсменов. Предложить детям выполнить задание: изобразить спортсменов карандашами или фломастерами – использовать прием силуэтного рисования. «Повар». Показать детям фотографии и картинки (эскизы) –изображения повара. Предложить детям выполнить задание: подготовить фон (использовать гуашевые краски); изобразить повара на кухне (делать, опираясь на эскизы). «Роспись на стене». Рассказ про технику граттажа. Подготовить фон – покрыть чёрной гуашью лист картона; процарапать рисунок (узор) тонким стержнем, применив технику граттажа. Выставка Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение. Выставка работ 9 4 год обучения Учебно-тематический планирование № п/п Модуль «Мир человека» Количество часов Всего 1. Деятельность 4 2 Быт 4 3 Промежуточная аттестация. 1 Итого 9 Тема1. Деятельность Теория Практика 4 3 1 1 1 8 Практика: рыбалка, портрет полицейского, корабли в море Тема 2.Быт Теория: Изучение техники рисования двумя кисточками. Знакомство с книжными иллюстрациями, произведениям искусства Практика: город на закате, туфли и ботинки, чайник, Тема 3. Промежуточная аттестация. Практика. Выставка творческих работ. Календарно-тематическое планирование Месяц Март Апрель Название занятия Быт Объём времени 1 Быт 1 Быт 1 Быт 1 Содержание занятий Форма Примечание контроля Изучение техники Педагогическое рисования двумя наблюдение кисточками. Знакомство с книжными иллюстрациями, произведениям искусства «Город на закате». Показать Педагогическое детям фотографии и наблюдение картинки – изображения города при закате солнца. Предложить детям выполнить задание: подготовить фон – изобразить небо во время заката; Нарисовать архитектурные сооружения (город) с помощью шпателя; прорисовать детали композиции. «Туфли и ботинки». Педагогическое Показать детям фотографии наблюдение туфель и ботинок Предложить детям выполнить задание: нарисовать карандашом какую-либо обувь (туфли, полуботинки, ботинки, сапоги). «Чайник». Показать детям Педагогическое фотографии –изображения наблюдение чайника. Предложить детям выполнить задание: подготовить фон (использовать акварельные краски); приклеить к фону ватный диск (основа чайника); покрасить его; Дорисовать части чайника; изобразить сушки и занавеску. Деятельн ость 1 1 Деятельн ость Май Деятельн ость 2 1 Промежу точная аттестаци я Всего уч. часов 9 «Рыбалка». Показать детям фотографии и картинки (эскизы)изображения рыбалки. Предложить детям выполнить задание: подготовить фон; создать сюжетную композицию на тему рыбалка (делать, опираясь на эскизы). «Корабли в море». Показать детям картинки – изображения кораблей. Предложить детям выполнить задание: подготовить фон с помощью заливки; нарисовать чёрной гуашью силуэт кораблей; дорисовать детали (использовать черную гуашь и тонкую кисть). «Портрет полицейского». Показать детям фотографии и картинки (эскизы)изображения полицейского. Подготовить фон (использовать акварельные краски); нарисовать портрет полицейского (делать, опираясь на эскизы). Выставка работ Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение. Выставка работ