Пояснительная записка
Рабочая программа педагога дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Мир в красках» является частью дополнительной образовательной
общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование
модулей по текущему году обучения
Цель: Обобщение и закрепление знания детей о мире человека.
Задачи:
Образовательные:
1.
Развить изобразительную деятельность детей;
2.
Развить детское творчество;
3.
Приобщить к изобразительному искусству (знакомство с произведениями
изобразительного искусства);
4.
Формировать познавательные интересы и действия в изобразительной
деятельности;
5.
Формировать эстетические качества и художественный вкус;
6.
Формировать элементарные представления об изобразительном искусстве и его
жанрах;
Развивающие:
1.
Расширить представления о мире человека.
2.
Развить наглядно-образное мышление в процессе соотнесения педагогических
эскизов, фотографий с собственным замыслом
3.
Формировать чувство цвета при составлении цветовых композиций
4.
Расширить представления об основных сферах жизнедеятельности человека, о
быте, досуге
Воспитательные:
1.
Воспитать у детей стремление завершать работу, достигая целостности
2.
Воспитать у детей интерес к самостоятельному поиску способа рисования
3.
Воспитать эмоционально-эстетические чувства
Планируемые результаты
Образовательные:
1.
Знать свойства материалов и правила работы с различными материалами;
2.
Знать технические приемы изображения;
3.
Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству;
4.
Использовать нетрадиционные изобразительные техники и способы
изображения.
Развивающие:
1.
Создавать выразительные образы;
2.
Создавать композицию, используя имеющиеся знания и умения;
3.
Аккуратно работать с различными материалами;
4.
Выполнять работу поэтапно
5.
Сформированы знания о сферах жизнедеятельности человека, о быте, досуге
Воспитательные:
1.
Самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный
материал) для воплощения замысла;
2.
Самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в
области владения изобразительными техниками и способами;
3.
Использовать художественное слово по теме работы (небольшие стихотворения,
приметы, поговорки).
4.
Принимать участие в выставках и конкурсах различного уровня.
1 год обучения
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Модуль
«Мир человека»
Количество часов
Всего
1.
Деятельность
3
2
Быт
5
3
Промежуточная аттестация
1
Итого
9
Теория
Практика
3
1
1
4
1
8
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Март
Названия
занятий
Быт
Быт
Апрель
Быт
Объём
Содержание занятий
времени
1
«Домик в деревне».
Показать
детям
фотографии
и
картинки
–
изображения
деревенского домика.
Наклеить на лист
картона
заготовку
(домика); нанести на
неё краску; приложить
к ней чистый лист
бумаги, разгладить его
и аккуратно снять.
1
«Башня».
Показать
детям фотографии и
картинки
–
изображения башни.
Подготовить фон –
раскрасить
лист
бумаги акварельными
красками с помощью
поролоновых губок;
взять силуэт башни,
вырезанный
из
картона; нанести на
силуэт
гуашевыми
краски;
приложить
фон к силуэту.
1
«Разноцветный
поезд».
Показать
детям
картинкиизображения поезда.
Предложить
детям
выполнить
задание:
взять
заготовки
Форма контроля Примечание
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Май
Быт
1
Быт
1
Деятельность
1
Деятельность
2
Промежуточная 1
аттестация
Всего уч. часов
9
(силуэты вагончиков,
вырезанные
из
картона); раскрасить
вагончики гуашевыми
красками; соединить
их на фоне - составить
поезд.
«Шапка».
Показать
детям трафареты для
изображения шапок
разной
формы
Изобразить шапку –
заполнить
трафарет
краской с помощью
губки.
Знакомство
с
основными сферами
жизнедеятельности
человека.
Рассматривание
дидактического
и
наглядного материала.
Рисование с натуры
«Ткани».
Показать
детям фотографии –
изображения
различных
тканей.
Предложить
детям
выполнить
задание:
взять
фон
(лист
картона
светлого
цвета)
и
листья
деревья;
нанести
краску на листья;
изобразить рисунок на
фоне
в
технике
эстампа, прогладить и
аккуратно снять.
Парашютист».
Подготовить фон –
изобразить
небо,
нанеся на лист бумаги
толстый слой синей
гуаши;
приложить
чистый лист бумаги,
плотно прижать его,
разгладить и снять.
Промежуточная
аттестация
2 год обучения
Учебно-тематическое планирование
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
№
п/п
Модуль
«Мир человека»
Количество часов
Всего
1.
Деятельность
4
2
Быт
4
3
Промежуточная аттестация
1
Итого
9
Теория
Практика
4
1
1
3
1
8
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Название
занятия
Март
Деятельнос
ть
Апрель
Объём
времен
и
1
Быт
1
Деятельнос
ть
1
Содержание занятий
Форма
контроля
«Загородный
дом».
Показать
детям
фотографии и картинки
изображения деревенских
домиков. Подготовить фон
акварельными красками изобразить небо и траву с
помощью
широкой
малярной
кисти;
приклеить к фону силуэт
домика; обклеить домик
кусочками
бумажной
салфеткиобозначить
фактуру фасада.
Расширение
представления о быте и
досуге, об эмоциях.
«Наряд
матрёшки».
Показать
детям
фотографии и картинки –
изображения матрёшки.
Подготовить
фонизобразить небо и траву;
Приклеить к фону (на
траву) овал, вырезанный
из
плотного
бумаги;
приклеить над овалом
кружок, вырезанный из
плотной
бумаги;
нарисовать лицо и руки,
платок и сарафан.
Педагогическ
ое
наблюдение
Педагогическ
ое
наблюдение
Педагогическ
ое
наблюдение
Примечание
Май
Деятельнос
ть
2
«Ваза
для
цветов». Педагогическ
Показать
детям ое
фотографии
– наблюдение
изображения вазы разной
формы. Предложить детям
выполнить
задание:
подготовить
фон;
изобразить на фоне вазу
(использовать
технику
рисования
двумя
красками: набрать на
кисточку
сразу
две
краски).
Быт
1
Быт
1
Быт
1
«Коньки». Показать детям
фотографии и картинки –
изображения
фигурных
коньков.
Предложить
детям выполнить задание:
подготовить
фон;
нарисовать
коньки
(использовать
приём
силуэтного рисования).
«Мельница».
Показать
детям
фотографии
–
изображения мельницы.
Предложить
детям
выполнить
задание:
подготовить
фон
–
изобразить небо и траву
(нанося краски широкой
малярной
кисточкой,
накладывать один мазок на
другой);
изобразить
мельницу
тонкой
кисточкой.
«Ракета
в
космосе».
Показать
детям
фотографии и картинки –
изображения ракеты и
планеты. Подготовить фон
– нанести краску зубной
щёткой
(использовать
технику
набрызга);
изобразить с помощью
трафаретов планеты и
летящую
ракету;
изобразить звёзды ватной
палочкой.
Выставка
Промежуто 1
чная
аттестация
Всего уч. часов
9
Педагогическ
ое
наблюдение
Педагогическ
ое
наблюдение
Педагогическ
ое
наблюдение
3 год обучения
Учебно-тематическое планирование
Модуль
Количество часов
«Мир человека»
Всего
Теория
Практика
№
п/п
1.
Деятельность
3
2
Быт
5
3
Промежуточная аттестация
1
Итого
9
3
1
1
4
1
8
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Март
Апрель
Название
занятия
Быт
Объём
времени
1
Быт
1
Быт
1
Быт
1
Содержание занятий
Форма контроля
«Дама в
шляпе».
Показать
детям
фотографии и картинки
изображения
шляпок
разной
формы.
Предложить
детям
выполнить
задание:
нарисовать
женский
портрет в шляпке с
помощью выразительных
средств графики (штрих,
тушёвка).
«Зонт». Показать детям
картинки – изображения
зонтов.
Предложить
детям
выполнить
задание: нарисовать зонт
контурно
восковыми
мелками;
заполнить
фрагменты
рисунка
акварельными красками.
«Витраж с цветами».
Показать
картины,
фотографии
с
изображением витража.
Предложить
детям
выполнить
задание:
нанести
контуром
рисунок- создать основу
для витража с опорой на
эскизы;
заполнить
фрагменты
рисунка
витражными красками. «
Познакомить с техникой
тушевки,
граттажа,
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Примечание
1
Деятельн
ость
2
Деятельн
ость
Май
Быт
1
Промежу
точная
аттестаци
я
Всего уч. часов
1
приему
силуэтного
рисования
«Спортсмены». Показать
детям
картинки
–
силуэтные изображения
разных
спортсменов.
Предложить
детям
выполнить
задание:
изобразить спортсменов
карандашами
или
фломастерами
–
использовать
прием
силуэтного рисования.
«Повар». Показать детям
фотографии и картинки
(эскизы) –изображения
повара.
Предложить
детям
выполнить
задание:
подготовить
фон
(использовать
гуашевые
краски);
изобразить повара на
кухне (делать, опираясь
на эскизы).
«Роспись на стене».
Рассказ про технику
граттажа. Подготовить
фон – покрыть чёрной
гуашью лист картона;
процарапать
рисунок
(узор) тонким стержнем,
применив
технику
граттажа.
Выставка
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение.
Выставка работ
9
4 год обучения
Учебно-тематический планирование
№
п/п
Модуль
«Мир человека»
Количество часов
Всего
1.
Деятельность
4
2
Быт
4
3
Промежуточная аттестация.
1
Итого
9
Тема1. Деятельность
Теория
Практика
4
3
1
1
1
8
Практика: рыбалка, портрет полицейского, корабли в море
Тема 2.Быт
Теория: Изучение техники рисования двумя кисточками. Знакомство с книжными
иллюстрациями, произведениям искусства
Практика: город на закате, туфли и ботинки, чайник,
Тема 3. Промежуточная аттестация.
Практика. Выставка творческих работ.
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Март
Апрель
Название
занятия
Быт
Объём
времени
1
Быт
1
Быт
1
Быт
1
Содержание занятий
Форма
Примечание
контроля
Изучение
техники Педагогическое
рисования
двумя наблюдение
кисточками. Знакомство с
книжными иллюстрациями,
произведениям искусства
«Город на закате». Показать Педагогическое
детям
фотографии
и наблюдение
картинки – изображения
города при закате солнца.
Предложить
детям
выполнить
задание:
подготовить
фон
–
изобразить небо во время
заката;
Нарисовать архитектурные
сооружения
(город)
с
помощью
шпателя;
прорисовать
детали
композиции.
«Туфли
и
ботинки». Педагогическое
Показать детям фотографии наблюдение
туфель
и
ботинок
Предложить
детям
выполнить
задание:
нарисовать
карандашом
какую-либо обувь (туфли,
полуботинки,
ботинки,
сапоги).
«Чайник». Показать детям Педагогическое
фотографии –изображения наблюдение
чайника. Предложить детям
выполнить
задание:
подготовить
фон
(использовать акварельные
краски); приклеить к фону
ватный
диск
(основа
чайника); покрасить его;
Дорисовать части чайника;
изобразить
сушки
и
занавеску.
Деятельн
ость
1
1
Деятельн
ость
Май
Деятельн
ость
2
1
Промежу
точная
аттестаци
я
Всего уч. часов
9
«Рыбалка». Показать детям
фотографии и картинки
(эскизы)изображения
рыбалки. Предложить детям
выполнить
задание:
подготовить фон; создать
сюжетную композицию на
тему
рыбалка
(делать,
опираясь на эскизы).
«Корабли в море». Показать
детям
картинки
–
изображения
кораблей.
Предложить
детям
выполнить
задание:
подготовить
фон
с
помощью
заливки;
нарисовать чёрной гуашью
силуэт
кораблей;
дорисовать
детали
(использовать
черную
гуашь и тонкую кисть).
«Портрет полицейского».
Показать детям фотографии
и
картинки
(эскизы)изображения полицейского.
Подготовить
фон
(использовать акварельные
краски); нарисовать портрет
полицейского
(делать,
опираясь на эскизы).
Выставка работ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение.
Выставка работ